токсичность отходов основные параметры токсичности
Влияние токсичных отходов на окружающую среду
Недобросовестные владельцы вывозят мусор на свалки, склады, пустыри, заброшенные полигоны и другие места. В больших городах существует проблема утилизации отходов, и это ощущается все острее.
Токсичные отходы и что к ним относится
Токсичные отходы — это мусор, который имеет в составе вещества, несущие вред всему живому.
Из-за этого разложение токсичных отходов приводит к большому числу различных болезней, загрязняет и уничтожает окружающий мир.
Такие последствия могут возникать не только из-за контакта с отходами, при некомпетентной утилизации, но и из-за их неправильного хранения на территории. Токсичный мусор требует тщательной переработки и полного уничтожения.
Для утилизации данных ядовитых отработок используют специальное оборудование, которое является устойчивым к различной силе кислот и щелочей.
Популярные ядовитые отходы: мышьяк, жидкая, или в твердом виде, ртуть. А также свинец, хром, отходы калия и натрия, и ряд других химически активных веществ.
Кроме того, токсичными отходами также могут служить:
Класс опасности
Принято подразделять отходы по классам опасности, ориентируясь на саму токсичность отходов. От нее зависит степень причинения вреда человеку и планете.
Выделяют четыре основных класса отходов по степени опасности, которую они несут:
Токсичность — свойство отходов вызывать болезни у людей. До того, как начнется процесс утилизации токсичных отходов, необходимо правильно рассчитать степень токсичности.
Определяется она благодаря токсической дозе, которая в свою очередь подсчитывается через количество вещества, изменяющего процессы жизнедеятельности организма, соотнося его с массой живого организма.
Значение токсической дозы и токсичности отходов располагаются в обратной зависимости. Если токсическая доза меньше, то сама токсичность больше. Расчет токсичности отходов — обязательная процедура.
Есть два способа расчёта токсичности: экспериментальный метод и формульный. Каждый из них применяется при определенных условиях. Методы содержат различия между собой.
Выделяют три типа доз:
СП 2.1.7.1386-03
Согласно п. 1.4 СП 2.1.7.1386-03 Постановления об утверждении Положения о передаче радиоактивных отходов на захоронение, умением классифицировать химические отходы по группам должны обладать все ИП и ЮЛ, которые занимаются обращением с отходами производства и потребления.
Понятие «обращение с отходами» включает действия по сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Во время проверок иногда требуются паспорта на токсичные отходы и их утилизацию. Сотрудники предприятия должны обосновать, почему отнесли мусор к определенному классу опасности.
Влияние токсичных отходов на окружающую среду
В каждой развитой стране стоят заводы, на которых образуются отходы производства. Из-за того, что при неправильной утилизации данные отходы могут нанести непоправимый вред человеку, на предприятиях действуют строгие правила химической безопасности.
Это значит, что остальная часть, а вернее 85%, является безопасной и правильно утилизируется. Для кого-то это может показаться нормальным, но в этих цифрах не учитывается общее количество производимых отходов за год.
Это миллионы тонн токсических отходов, которые подвергаются разложению и окислению, они просто остаются на поверхности земли, загрязняя все больше и больше территорий.
Токсические отходы часто бывают выброшены на непригодные для жизни территории. Они медленно проникают в почву, доходят до подземных вод. Проникая в воды, отходы начинают распространяться на огромные расстояния.
Растения и животные, находящиеся неподалеку от этой территории начинают погибать. Те, кто пьют уже зараженную воду, также подвергаются отравлению ядохимикатами. Таким образом, человек начинает употреблять в свой рацион отравленную воду и мясо, и это влечет к его смерти.
Обращение с токсичными отходами
Утилизация токсичных отходов может проводиться только при наличии лицензии, подтверждающей право на эту работу.
По мере распределения по классам, отходы каждого типа хранятся в индивидуальных условиях, предусмотренных конкретно для этого класса. Обычно, хранение и транспортировка их происходит в специальных контейнерах.
Материал, из которого изготовлены стенки контейнеров, не разъедается щелочами и кислотами.
Утилизация
Процесс утилизации требует знаний о размере отходов, составе, объеме, способе транспортировки, и оборудование для транспортировки.
Сначала измеряют токсичность отходов. При низкой токсичности их хранят в шламохранилищах — сооружениях в земле, с подключенными системами водоснабжения. Производственные заводы имеют такие помещения на территории.
Жидкие отходы стараются сделать твердыми под действием распылителя, связующих средств и обжига с участием тигеля.
Один из наиболее популярных — консервационный метод. При этом происходит процесс смешивания сахара и мусора. Смесь, которая получилась в итоге, помещают в огонь и соединяют с мелкими стеклянными осколками. Ждут охлаждения и полного застывания.
Часть такого мусора нейтрализуется сжиганием при высокой температуре. Для такого способа ставятся специальные печи, называемые камерами сжигания. Эти камеры способны к уничтожению различных видов отходов.
Определение класса опасности токсичных отходов. СП 2.1.7.1386-03 и ст.6.3 КоАП РФ
Руководствуемся следующим документом:
СП 2.1.7.1386-03 Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления
Правила не распространяются на радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы
По поводу остальных отходов, образующихся на предприятии:
Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.
Вспомним, что такое обращение с отходами:
Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Единичные предприятия занимаются такими видами обращения с отходами, как транспортирование отходов, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение, и все предприятия, у которых образуются отходы, занимаются накоплением (также один из видов обращения с отходами) отходов.
Таким образом, требование по определению класса опасности токсичных отходов, касается всех предприятий, у которых образуются отходы.
СП 2.1.7.1386-03 предлагает нам два варианта определения класса опасности отходов.
Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления расчетным методом
Применение расчетного метода возможно для отходов, с известным качественным и количественным составом отходов ( по данным литературных источников, ГОСТов и т.д.). Как правило расчетный метод применяется для распространенных и стандартных по составу отходов- отработанные люминесцентные и ртутные лампы, отходы шин, отработанные АКБ и т.д.
Если в результате расчета вы получаете класс опасности отхода, не удовлетворяющий вас, то СП 2.1.7.1386-03 разрешает использовать возможность использования экспериментального метода.
Хочу сказать, что рассчитать класс опасности по СП 2.1.7.1386-03 не так просто.
Показатель опасности компонента отхода Ki рассчитывается как отношение концентрации компонента отхода Ci (мг/кг) и коэффициента степени опасности компонента Wi.
Вы можете это оценить на примере:
Расчет показателей опасности и концентраций по отдельным компонентам отходов
Пример расчета для отходов
Поэтому, чтобы быть уверенным в правильном расчете класса опасности отхода, вам лучше нанять для расчета специализированную организацию.
Как рассчитать класс опасности токсичных отходов самостоятельно
1.Находим концентрацию компонента отхода в «мг/кг отхода».
Процентное содержание отхода умножаем на 10 000:
2. Далее сверяем по показателям.
Наименование компонентов отхода и его
концентрация С (мг/кг)
нефтепродукты,
**** мг/кг
Класс опасности в почве
Класс опасности в воде водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Приказ Росрыболовства № 695 от 04.08.2009
Класс опасности в воде водных объектов рыбохозяйственного значения
Приказ Минсельхоза РФ от 13.12.2016 №552
ПДК с.с.(ПДКм.р., ОБУВ), мг/куб.м.
Класс опасности в атмосферном воздухе
Класс опасности в рабочей зоне
Экспериментальный метод определения класса опасности токсичных отходов
Экспериментальный метод заключается в определении состава отхода, для чего привлекается аккредитованная в установленном порядке лаборатория.
Я не буду расписывать как должна это делать лаборатория (процедуру отбора проб, транспортирования), поскольку это находится в зоне ответственности привлеченной лаборатории, а не предприятия.
Примеры расчетов класса опасности токсичных отходов по видам отходов будут представлены здесь.
Согласование класса опасности
Пункт 6 СП 2.1.7.1386-03 :
Для утверждения класса опасности заявитель отхода представляет сведения о производителе и (или) собственнике отхода, содержащие все реквизиты и материалы, обосновывающие отнесение токсичного отхода к классу опасности, с соблюдением следующих требований:
наименование отхода должно соответствовать технологическому регламенту;
сведения о составе отхода (по компонентам) должны быть представлены с указанием методик его определения и их погрешностей, заверенные руководителем организации, проводившей исследования с указанием документа ее аккредитации;
данные по санитарно-гигиеническим и химическим показателям представляют по форме;
при расчетном методе определения класса опасности отхода должны быть представлены заключение и отчет о результатах проведенных расчетов, заверенные руководителем организации, проводившей данную работу;
— при экспериментальном методе определения класса опасности отхода должны быть представлены заключение и отчет о результатах проведенных исследований, заверенные руководителем организации, проводившей данную работу.
Перечень предоставляемых документов должен быть полным.
Периодичность установления класса опасности
Пунктом 2.9 СП 2.1.7.1386-03 закреплено, что определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались.
При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья.
При переходе на иные сырьевые ресурсы или при изменении технологии образующиеся отходы в обязательном порядке подвергаются определению класса опасности.
Из Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от от 17 августа 2015 г. по делу N А32-36583/2014
Однако общество не соблюдает периодичность определения классов опасности отходов производства и потребления, образующихся на предприятии, что является нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего природоохранного законодательства, а именно пункта 2.9 СП 2.1.7.1386-03.
Суды обоснованно не согласились с доводом общества о том, что у него отсутствует обязанность определять класс опасности отходов каждые три года в связи с отсутствием полигонов (накопителей), поскольку по условиям договора на размещение твердых бытовых отходов право собственности на отходы, подлежащие размещению (захоронению) на специализированном объекте в рамках исполнения договора, остается у общества.
Разъяснения Роспотребнадзора о необязательности соблюдения СП 2.1.7.1386-03
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 29 апреля 2021 года № 09-8940-2021-40
О рассмотрении обращения
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела обращение и в рамках компетенции сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 247-ФЗ) Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 статьи 15, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
При этом в соответствии с положениями части 3 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
В этой связи требования, содержащиеся в СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 № 144, не носят обязательный характер.
Учитывая изложенное, считаем нецелесообразным разработку и принятие в установленном порядке проекта нормативного правового акта о признании утратившим силу указанного выше постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
В течении недели будет пример расчета по разным видам отходов.
Расчет и определение токсичности отходов
Экологическое проектирование
Лабораторные исследования
Обучение
Экологическая отчётность
Лицензирование
Экологический аудит предприятий
Расчет и определение токсичности отходов
Расчёт и определение токсичности отходов выполняются при оформлении санитарного паспорта, определяющего уровень их опасности для здоровья и жизни людей. Юридические лица, ведущие на территории России производственную деятельность, а также любые другие организации и даже офисы обязаны составлять такой документ и согласовывать его в Роспотребнадзоре.
Почему следует обратиться к специалистам?
Из-за возможных разночтений санитарных нормативных требований и экологического законодательства возможно возникновение спорных ситуаций при согласовании документации в Роспотребнадзоре. А неточности, допущенные при оформлении или отсутствие паспорта влечёт за собой штраф до 250 000 рублей или даже полную остановку производства, что грозит бизнесу большими убытками.
Обращение в ООО “Институт Экологии” избавляет наших заказчиков от подобных проблем. Наши специалисты выполнят полный комплекс работ по обязательной паспортизации, в который входят:
После окончания этих этапов сотрудники Института Экологии согласовывают документацию с заказчиком.
Необходимо учитывать, что:
Наши преимущества
Компании, обратившиеся к нам для выполнения процедуры по расчету и определению токсичности отходов, считают Институт Экологии надёжным партнёром. Мы заслужили высокую оценку тем, что у нас:
Определение класс опасности токсичных отходов
Токсичные отходы
Токсичные отходы — отходы, содержащие вещества, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут представить угрозу для человека в результате биоаккумулирования и (или) токсичного воздействия на биотические системы (п. 3.28 ГОСТ 30772-2001). Отходы производства и потребления регулируются органами Росприроднадзора и органами Роспотребнадзора.
Законодательство, регламентирующее определение класса опасности токсичных отходов
Росприроднадзор разделяет отходы на 5 классов опасности. Федеральный закон № 89-ФЗ Статья 4.1. Классы опасности отходов
Роспотребнадзор разделяет отходы на 4 класса опасности. СП 2.1.7.1386-03 (от 31.03.2011) Пункт 2.1. Отходы по степени воздействия
Класс опасности, определение класса, деление по классам опасности
Согласно п. 5.1 ГОСТ 30772-2001 класс опасности (токсичности) отходов — числовая характеристика отходов, определяющая вид и степень его опасности (токсичности). Определение класса опасности токсичного отхода распространяется на все виды отходов производства и потребления вне зависимости от класса опасности по Федеральному закону № 89-ФЗ.
Необходимость в определении класса опасности токсичного отхода основывается на требованиях санитарного законодательства (ст. 2, 22 от 30.03.1999 № 52-ФЗ). Классы опасности токсичных отходов должны определять все юридические лица или индивидуальные предприниматели, занимающиеся обращением с отходами, для каждой партии вывезенных с территории предприятия отходов, которые образовались в собственном производстве, кроме хранения и захоронения отходов на объектах размещения отходов.
Паспорт опасного отхода (определяющий класс токсичности отходов) — документ, который подтверждает принадлежность отхода к конкретному классу опасности. Утверждается и согласовывается такой документ территориальным органом Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Разработка и согласование в территориальных органах Росприроднадзора обязательна только в том случае, если у юридического лица или индивидуального предпринимателя в ходе своей деятельности образуются отходы I–IV классов опасности (п. 4 Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).
По итогам «паспортизации» токсичного отхода выдается экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы отхода с определением класса опасности отхода в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и СП 2.1.7.1386-03. Результатом для определяемого вида деятельности будет санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Роспотребнадзором.
Разъяснение положений СП по определению класса опасности токсичных отходов
Отвечает начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду ООО «ЭКОТИМ», эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова
Вопрос
Просим разъяснить действие СП 6−03 исходя из приложенной хронологии, а так же действия предприятия по соблюдению требований данного СП.
Ответ
Как верно указано в прикрепленной таблице согласно п. 4.14 и п. 4.15 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 3 отменены Изменения № 1 и Изменения № 2 в СП 6−03. При этом сами СП 6−03 не отменены, не попали они и в так называемый «белый список», утвержденный Постановлением Правительства РФ N 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»(ред. от 09.04.2021).
Вместе согласно ст. 15 Федерального закона N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 247) Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) (в данный перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ N 3340-р, входит федеральный государственный экологический надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года, а также несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Отмечу, однако, что данные СП почему-то вошли в «Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, привлечения к административной ответственности» (утв. Роспотребнадзором опубликован на сайте https://www.rospotrebnadzor.ru 15.04.2021.) Согласно этому перечню к лицам, обязанным соблюдать установленные данным нормативным правовым актом обязательные требования относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся обращением с отходами производства и потребления, осуществляющие деятельность по ОКВЭД 38 и 86 (см. п. 117).
Не смотря на это с учетом положений ФЗ № 247 (п. 3 ст.15) считаю, что организация в настоящее время не может быть привлечена к ответственности за невыполнение требований данных СП, что также подтверждает письмо Роспотребнадзора от 29 апреля 2021 года N 09−8940−2021−40.