три базовых параметра характеризующих результативного управленца
Три базовых параметра характеризующих результативного управленца
Бизнес без MBA: кейсы и проверенные инструменты — от реальных предпринимателей
Есть три основных группы качеств хорошего руководителя:
Под профессиональными качествами руководителя подразумевают опыт и знания, которые человек приобрел в определенной сфере. Если директор далек от внутренних процессов, то шансов на грамотное управление очень мало. Такому человеку будет сложно правильно выстраивать работу.
К категории деловых качеств относятся умения руководетеля делегировать, контролировать, направлять подчиненных, а также способность расположить к себе не только коллег, но и партнеров.
И наконец, личные качества. Эта группа характеризует начальника как человека, его принципы, личные устои.
Не так давно от руководства требовалось только одно: знать предприятие и качественно выполнять поставленные задачи. Но современный рынок диктует свои правила. Чтобы успешно взаимодействовать с другими структурами, одного профессионализма будет недостаточно. А вот если руководитель комбинирует в себе вышеперечисленные качества, то он автоматически становится идеальным начальником как для коллектива, так и для компании в целом.
Личностные качества
Одному человеку крайне трудно уследить за всем происходящем, разобраться во множестве вопросов крупной компании. Чтобы облегчить данную задачу, управленцу достаточно собрать продуктивную команду: производственники, менеджеры по продажам, финансисты, кадровики, маркетологи, грамотные юристы. Организовать слаженно их работу — вопрос более сложный.
С личными качествами все просто: надо быть лидером по жизни. Лидер — это человек, который адекватно оценивает, прежде всего, самого себя. Начинать нужно всегда с себя. Невозможно здраво анализировать других, если собственная самооценка завышена или занижена. Именно благодаря самоконтролю и самокритике у руководителя получится выстроить замечательные отношения с подчинёнными.
Хороший директор просто обязан быть амбициозным и целеустремленным. Ведь если человек стремится сам добиться высоких показателей, то и компанию он к этому тоже привести сможет. И команда за таким человеком будет охотно следовать.
Не менее важно быть решительным и настойчивым. Как показывает практика, путь к успеху складывается из нестандартных, на вид абсурдных, иногда рискованных шагов.
Также отличительные качества хорошего руководителя — выдержка, стрессоустойчивость и умение держать себя в руках. Потеря контроля чревата последствиями. Причем не самыми лучшими. К тому же эмоционально нестабильные личности не в состоянии принимать обдуманные решения и рассчитывать последствия.
Директор – это всегда глава коллектива. Коллектив складывается из людей, с которыми необходимо общаться и проявлять уважение. Если подчиненным создадут комфортные условия для работы, будут правильно преподносить критику и относиться с уважением, то они будут показывать лучший результат. Вот она – основа для продуктивной командной работы.
Но при этом всем к коллективу также необходимо быть требовательным. Шеф просто обязан заслужить авторитет. В противном случае, ни о какой дисциплине не может быть и речи.
«Обман руководства — это норма жизни»
Я сейчас могу написать объявление о приёме на работу так, что сразу придёт нужный человек, а раньше одни алкаши приходили. Сколько я их перебрала — это ужас какой-то…
Чтобы собственные сотрудники не обманывали, надо хорошо понимать процессы. Методика хронометража должна быть освоена руководителем лично. Иначе будешь ходить в лапше не только на ушах. Обман руководства — это норма жизни, с этим придется жить каждому, кто решил начать бизнес.
Истинный лидер готов воплощать в жизнь самые смелые идеи, пробовать все новое и необычное. Время не стоит на месте и руководитель должен быть готовым быть гибким. А следом за ним с горящими глазами будет выстраиваться его команда.
Профессиональные качества руководителя
Должность руководителя присутствует в каждой сфере. Из-за этого данная группа качеств весьма специфическая. Но и здесь можно выделить главное:
Профессиональные навыки стали заключающими. И это совсем не случайно.
Чтобы стать руководителем предприятия любой сферы, человек должен обладать организационными способностями и быть личностью. Можно найти множество примеров историй, когда управленец из одной сферы деятельности приходил совсем в другую, кардинально отличающуюся. При этом ему не составило труда стать успешным. А все потому, что он анализировал потенциал и ресурсы, оценивал способности своих подопечных и правильно делегировал задачи.
Наличие профессиональных знаний является толчком для развития лидерских качеств, социального и практического интеллекта. Кроме того, необходимо учитывать, что руководителю может потребоваться заменить того или иного сотрудника, «выпавшего» из рабочего процесса, — во всяком случае, на время поиска замены.
«Все процессы необходимо жёстко прописывать»
Работа над качеством каждого заказа требует постоянного внимания. Я думал, что достаточно обратиться к переводчику, и он будет готов все сделать на 100%, а может, и на все 200%.
В реальности все оказалось не так. Получилось, что за каждым звеном нужен глаз да глаз. Все процессы необходимо четко и порой жестко прописывать, и требовать их исполнения. Кто-то подходил к обязанностям спустя рукава. Тогда нужно было делать заказы самому и одновременно искать замену нерадивым сотрудникам.
Кроме того, руководитель должен хорошо разбираться в рабочих, производственных процессах для того, чтобы подбирать действительно профессиональных сотрудников.
«Нужно разобраться в рабочих процессах самому, прежде чем делегировать»
Очень сложно подбирать программистов. Я часто ищу людей под конкретные проекты, и если отношения складываются, если меня устраивает результат их работы, то они остаются.
Так вот если бы я сама не владела той же вёрсткой сайтов, если бы не знала, что действительно возможно сделать, а что невозможно, меня было бы легко обмануть. Много раз встречалась с таким, что человек предварительно оценивает работу, скажем, в 30-50 часов. Хотя я прекрасно знаю, что эту же работу можно выполнить за один рабочий день максимум. Аналогично с подбором специалистов по контекстной рекламе, по семантике, сеошников и др.
Предполагаю, что есть сферы, в которых обмануть руководителя труднее, чем в моей. Но лично для себя я выработала чёткий принцип: прежде чем что-то делегировать, нужно самой досконально разобраться в рабочих процессах.
Несомненно, в каждой сфере есть свои особенности, которые толковый руководитель обязан брать во внимание. Тем не менее на фоне деловых и личностных качеств все остальное становится менее значимым и весомым. В этом и заключается причина, по которой не каждому профессионалу под силу обуздать компанию.
HR-tv.ru
Рекомендуемые онлайн-курсы
Рекомендуемые материалы
Рекомендуемые статьи
10 качеств успешного руководителя
Кто вы: исполнитель или руководитель? Какие качества важны для успеха лидера, порталу HR-tv.ru рассказала Светлана Нефедова, консультант международного кадрового холдинга.
Не секрет, что в компаниях сотрудники делятся на две категории: на тех, кто принимает решения, руководит всеми процессами бизнеса, и тех, кто внедряет эти изменения. Первых называют руководителями, а вторых – исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими личными и деловыми качествами должен обладать руководитель, чтобы направить компанию к росту и процветанию.
Качества лидера одинаковы как для руководителей корпораций, так и начальников небольших отделов. Это то, что помогает справляться с поставленными задачами, успешно строить карьеру и отношения с окружающими.
Основными составляющими успешного руководителя являются три категории качеств:
— Личные (психологические) качества – с помощью них завоевывают уважение и авторитет среди подчиненных и вышестоящих коллег;
— Деловые качества – умение организовать работу и распределить обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль;
— Профессиональные качества – это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу.
Рассмотрим основные личные и деловые качества руководителя. Подчеркну, что пункты, указанные ниже, больше применимы к руководителям в международных компаниях с хорошо организованной системой управления бизнеса, четкими целями и стандартами.
1. Системное мышление является основой личных качеств руководителя. В процессе практической деятельности необходимо уметь мыслить – заранее определять возможные трудности и способы их преодоления. Навык системного мышления помогает охватывать все стороны дела и влияющие факторы.
2. Способность принимать решения. Руководители ежедневно сталкиваются с великим множеством проблем, и нужно делать это, основываясь не только на понимании ситуации, но и на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для лидера и окружающих, они будут восприниматься в искаженном виде.
В результате эффективность принятия и реализация управленческих решений снизится. Руководитель, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности, и ограничен этой нечеткостью.
3. Творческое мышление. Умение мыслить нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами управления. Необходим навык разработки нестандартных управленческих решений в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.
4. Результатоориентированность. Успешный лидер быстро реагирует на изменения обстановки, самостоятельно принимает эффективные решения в условиях дефицита времени, последовательно и целеустремлённо добивается поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке.
5. Способность к самоанализу, трезвая оценка своих действий, умение максимально использовать положительный опыт других. Человек должен понимать роль лидера в организации, уметь видеть, какое влияние он оказывает на организацию.
6. Коммуникабельность. Эффективный лидер строит систему коммуникаций в организации, получает надёжную информацию и эффективно её оценивает. Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловые коммуникации с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.
Он должен контролировать своё поведение – негативное отношение к кому-либо не может влиять на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику срабатывает как дополнительный стимул повышения активности.
7. Лидерство. Руководитель поощряет участие сотрудников в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не эффективна. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.
Предоставляет им как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности. Грамотный руководитель вызывает к себе расположение.
8. Стрессоустойчивость. Современный лидер должен обладать высокой сопротивляемостью к фрустрации, быть в какой-то степени хладнокровным. Те, кто не умеет управлять собой, бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки, ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.
9. Постоянное саморазвитие. Профессионализм – это самовозрастающая величина. Лидер призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.
10. Ответственность за свои действия и делегирование. Иными словами, руководитель подает пример окружающим. Стандарты, применяемые для оценки качества работы, должны быть едиными для всех. Руководитель делит со своими подчиненными и радость победы, и горечь поражения.
Все эти качества в совокупности создают именно тот образ, которому стремятся соответствовать эффективные лидеры. А это, в свою очередь, ведет к формированию позитивного имиджа управляющего.
В разных компаниях мы можем встретить отличающиеся друг от друга подходы к управлению. В международных корпорациях, как правило, приветствуется демократический стиль управления персоналом, и руководители оцениваются по стандартам, описанным выше. Для российских компаний характерен жесткий и агрессивный стиль управления. Надо сказать, что бизнес не всегда проигрывает от такого подхода при условии существования хорошо простроенной системы бизнеса внутри. Можно даже сказать, что благодаря своим достаточно директивным и авторитарным подходам, они получают результат.
В то же время можно наблюдать и другую картину: есть примеры компаний, которые проиграли на рынке из-за своих руководителей или собственников-“самодуров”, не обладавшими достаточными компетенциями, знаниями или опытом. Неэффективная стратегия (или вовсе ее отсутствие), давление на подчиненных приводило к фрустрации персонала, увольнению, не говоря уже о негативных результатах для бизнеса в целом.
От хорошего к великому: три главных качества руководителя
Ольга Бычкова
Бизнес-консультант, профессиональный коуч PCC ICF, психолог
Обычно первая команда или первая компания начинается всего с нескольких человек. И молодому предпринимателю зачастую кажется, что роль руководителя не очень-то и отличается от его обычного поведения. Но в дальнейшем, с ростом организации и расширением бизнеса, это убеждение может очень дорого стоить, ведь быть руководителем совсем не то же самое, что быть владельцем бизнеса.
Если вы только начинаете свой бизнес и у вас маленькая команда – эта статья для вас. Если вы уже давно возглавляете собственную компанию – это статья для вас. И даже если вы пока только мечтаете о том, что будете однажды управлять людьми, есть смысл задуматься, какие ключевые качества помогут вам однажды стать выдающимся лидером своей команды. Чтобы начать работать над ними уже сейчас.
Качество номер один – практический интеллект
Люди с высокоразвитым практическим интеллектом умеют ставить перед собой цели и одновременно учитывать все риски. Например, они способны создать стратегию своего бизнеса и при этом эффективно действовать в условиях постоянно и хаотично изменяющейся внешней среды. Они могут составить план переговоров, а потом действовать гибко не по сценарию, и, тем не менее, провести их блестяще.
Конечно, любой владелец бизнеса имеет предрасположенность к практическому интеллекту. Потому что кто, как не предприниматель, должен уметь глубоко анализировать ситуацию, чувствовать тренды и задавать направление развития своего бизнеса. Но свой практический интеллект нужно постоянно развивать и улучшать.
Как это можно сделать? Решайте логические и математические задачи, изучайте и ищите креативные решения бизнес-кейсов, учитесь видеть перспективы и предсказывать развитие событий.
Качество номер два – развитый эмоциональный интеллект
Развитый эмоциональный интеллект позволяет действительно хорошо понимать себя и других. А значит, помогает достичь результатов в командной работе, в переговорах с клиентами и партнерами.
Например, если вы действительно хорошо понимаете своих сотрудников, вы сможете лучше их мотивировать, причем речь необязательно идет о деньгах: кому-то важно признание и тогда его нужно публично хвалить на собраниях, кому-то – комфортная атмосфера в коллективе и стоит «переселить» его поближе к единомышленникам, а кому-то – новые интересные проекты и нужно отправлять его на переговоры с крупными клиентами.
Как развивать в себе эмоциональный интеллект? Начните с простых шагов:
Качество номер три – высокая требовательность
Думаю, мало кто будет спорить с тем, что важная функция руководителя – это грамотно поставить задачу, а потом убедиться в получении нужного результата. Именно для этого нужно уметь при необходимости потребовать качественного и своевременного выполнения договоренностей от сотрудников.
Как развить в себе требовательность? Я бы предложила начать с требовательности к себе. Придерживайтесь четкого распорядка дня. Вставьте в график зарядку и здоровое питание. Откажитесь от вредных привычек. Составляйте план дел на каждый день и выполняйте его по максимуму. Не опаздывайте. Выполняйте договоренности, которые даете другим людям. Только после того, как вы станете требовательны к себе, вы сможете быть требовательным к сотрудникам.
Конечно, в каждой отрасли бизнеса есть свой набор качеств, которые будут требоваться от лидера компании. Но именно описанные выше три качества являются опорной базой для успешной работы с людьми.
Первый шаг к развитию – это всегда определение своей зоны роста. Если вы увидели необходимость поработать с одним или более качествами их этого списка – значит, вы уже наметили себе вектор развития. Для первых шагов вы можете выбрать один или несколько предложенных мной инструментов или обратиться к книгам, коучам и тренингам.
Качества руководителя
Современные тренды управления
Многие эксперты (в том числе доктор экономических наук и директор программы DBA ИБДА РАНХиГС Александр Гапоненко) отмечают первоочередную важность soft-skills среди компетенций успешного управленца: гибкость, умение “чувствовать” своих сотрудников и искренне вовлекать их в процесс, воспитание в себе системного мышления и быстрого выявления закономерностей, эмоциональный интеллект, умение выстроить конструктивную обратную связь.
Кто такой руководитель?
Как известно, лидерами в основной своей массе не рождаются, а именно становятся (хотя ребенок в первые годы жизни более чем успешно управляет своими родителями, однако сейчас мы ведем речь несколько о другом). После первого назначения на руководящую должность, далеко не сразу приходит полное понимание, какими качествами должен обладать руководитель. И соответственно, многие собирают свою личную коллекцию “грабель”, на которые случилось наступить размашистым шагом в первые месяцы (а для кого-то и годы) работы управленцем. Какая бы ни была на старте карьеры теоретическая подготовка, ошибки на этом пути совершают все, идеального руководителя “с рождения” не бывает. Важно лишь, чтобы полученный опыт постепенно систематизировался, а каждая ошибка отражалась образной записью в личном своде правил и далее не повторялась.
У кого-то это получается с большим успехом, а у кого-то, к сожалению, с меньшим. За степень прогресса управленческих навыков и за способности конкретного человека к управлению отвечают вполне определенные характеристики и качества, которые мы и разберем в данной статье.
Качества бизнесмена, как и качества любого управленца делятся на основные три основные категории: личностные, профессиональные и деловые. Коснемся каждой из них подробнее и рассмотрим, какие факторы можно отнести к сильным сторонам руководителя.
Личные качества руководителя
Личные качества, помноженные на опыт, во многом отражают все более актуальные как в современном управлении, так и для рядовых сотрудников soft skills. Для руководителя этот блок характеристик во многом выражается в различных “способностях” и “умениях”: способность выстроить с коллективом здоровые и способствующие развитию отношения, умение развивать свой нетворкинг, переговорные навыки, способность вычленять из огромного потока информации суть и гибко подходить к решениям на фоне меняющихся условий и т.д.
Это также и наличие определенных личных качеств (и их соотношение), которое позволяет выстраивать эффективную коммуникацию между своими подчиненными, между смежными отделами и конечно, между самим собой и сотрудниками. Ведь согласитесь, что ситуация не выглядит здоровой, когда между собой и другими отделами у сотрудников взаимоотношения отличные, вместе с тем поручения непосредственного руководителя выполняются с переменным успехом либо просто для галочки. Эту ситуацию мы намеренно указываем в блоке личных характеристик, так как еще Сунь Цзы в “Искусстве войны” говорил: “Управляй из любой точки”. То есть степень выполнения поставленных задач подчиненными (и не только ими) определяется не кипой регламентов, а в большей части способностями руководителя к невербальному воздействию, наличию у него определенной харизмы.
Когда мы говорим о личных качествах, то стоит также отметить, что данный блок в определенной степени находит отражение во всех прочих аспектах руководства: будь то стиль управления конкретного руководителя, или прогресс его профессиональных характеристик. Однако хорошей новостью будет являться тот факт, что над личными качествами можно и нужно работать, причем на любом этапе (как будучи начинающим руководителем, так и генеральным директором).
Профессиональные качества руководителя (hard skills)
Профессиональные качества характеризуют то, насколько руководитель (или любой сотрудник) разбирается в той предметной области, с которой он работает. Также весьма полезно, когда за руководителем есть определенный авторитет как профессионала, когда он точно знает, о чем говорит. И именно в этом вопросе довольно часто проходит тонкая грань.
Можно отметить следующие важные профессиональные качества управленца:
Деловые качества руководителя
Так часто упоминаемая “системность мышления” во многом находит отражение именно в деловых качествах, взгляните сами:
Успешный управленец сочетает в себе все перечисленные выше профессиональные качества руководителя, при этом они должны сочетаться достаточно гармонично. Ведь как только начинается перекос в один из блоков в ущерб другим, то эффективность управления неизбежно снижается (например, на одних только личных амбициях без профессиональных и деловых качеств не вытянуть бизнес на новый уровень, и даже не удержать на текущих показателях). А потому всегда важно не только иметь “базовый набор”, но и продолжать гармоничное развитие своих качеств.
Жесткое и мягкое лидерство
Каждому из руководителей приходится делать выбор в сторону одного из стилей управления (иногда это происходит осознанно, однако зачастую наблюдается интуитивное тяготение к более свойственному личности стилю лидерства). Также данный выбор может быть обусловлен общей политикой компании. Разберем детальнее отличия в мягком и жестком стилях:
Мягкое лидерство
“Мягкий” стиль подразумевает либо отсутствие регламентов, либо их минимальное количество, а управление в основном имеет либеральный оттенок. Политика в отношении сотрудников во многом направлена на их развитие и поощрение, а основной ориентир направлен на так называемые “человеческие ценности”. При всем этом важно учитывать, что в силу размытости границ и определений в построении рабочего процесса обратной стороной “мягкого” управления является высокий уровень неопределенности, а также сложность мобилизации в условиях кризиса или возросшей активности компаний-конкурентов. «Мягкие» модели управления — это также модели с изменяющимися целями, KPI и их значениями (а соответственно, у персонала довольно часто возникает соблазн объяснить невыполнение показателей внешними факторами и обратиться, например, к директору с просьбой скорректировать целевой показатель).
Практика показывает, что “мягкий” стиль лидерства управленческого состава присущ небольшим бизнесам (до 30 человек), и по мере роста компании происходит закономерный и необходимый для устойчивости на рынке переход к более жестким моделям лидерства и политики управлениям персоналом.
Жесткое лидерство
В период резких перемен на рынке, различного рода кризисов или вспышек активности конкурирующих бизнесов (представляющих реальную или потенциальную угрозу) быстро мобилизоваться позволяет именно жесткое лидерство. И чем более критическое положение дел, тем более авторитарной должна быть система управления для удачного выхода из сложившегося “пике”. Также, исходя из практики российского бизнеса, более свойственным стилем выступает жесткое управление с вполне четкими иерархическими гранями и целями.
Стоит учитывать, что нередко в компаниях встречается в различных пропорциях смешанный стиль, в то время как в “абсолютных ипостасях” стиль встречается скорее в формате исключения. Также стиль управления может меняться внутри одной и той же компании, с одним и тем же составом сотрудников в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. Или же руководитель применяет разные стили управления к разным сотрудникам, что также зачастую оправдано результатами и при верном применении характеризует высокие лидерские качества руководителя.
Чтобы обеспечивать эффективность любого из стилей, руководитель должен иметь системное мышление для корректного определения как стратегических, так и тактических задач. А ответом на вопрос “как именно эти задачи ставить и как контролировать” как раз выступает один из стилей лидерства. Если размышлять, какими качествами должен обладать предприниматель, то способность применять по необходимости различные стили управления определенно будет одним из них.
Отношения с коллективом
При любом стиле управления и лидерства руководителю необходимо работать с людьми, а это означает все вытекающие из этого нюансы: как положительные, так и требующие внимания. Среди качеств лидера и профессионального руководителя совершенно точно находится выстраивание взаимоотношений со своими сотрудниками. И речь здесь идет, конечно же, не о дружеском общении, а о четкой настройке управленческого взаимодействия, похожем в чем-то на настройку музыкального инструмента. Особенно этот процесс важен для руководителей, недавно принявших свои полномочия на новом посту или в новой компании. Рассмотрим основные аспекты взаимодействия с подчиненными сотрудниками:
1. Обратная связь
Согласно некоторым опросам, именно качественной и конструктивной, содержательной обратной связи чаще всего не хватает подчиненным (это касается как рядовых сотрудников, так и управления руководителями подразделений). Не секрет, что обратная связь, помимо регулярной основы, должна отвечать базовым правилам:
2. Предоставление права принятия решений
4. Переговорные навыки
На более чем 70% важно то, как руководитель ведет себя и доносит информацию сотрудникам, чем то, что именно он произносит. И для этого как нельзя кстати подходит фраза Игоря Рызова: “Вы живете ровно так, как умеете вести переговоры”. Ее чаще ассоциируют со взаимоотношениями с клиентами, однако фраза справедлива для всего спектра отношений между людьми, в том числе (и даже особенно) между руководителем и подчиненными. Не менее важно уметь вести переговоры с вышестоящим руководителем, собственником, инвесторами бизнеса, партнерами и т.д.
5. Моральные принципы и справедливость
Возможно, заголовок прозвучит несколько “сентиментально”, однако сотрудник даже с выраженной финансовой мотивацией обладает определенным ассоциированием себя с компанией-работодателем. И сотрудник с подорванным в отношении компании доверием уже не проработает долго (или по крайней мере так эффективно, как мог бы). Для соблюдения этих принципов руководителю необходима способность оценивать любую ситуацию объективно и без примеси эмоций.
Как повысить навыки руководителя?
На старте и до определенного момента набирать управленческую квалификацию позволяет сам по себе процесс получения руководящего опыта при относительно небольших вводных данных. Однако при среднем темпе развития после ориентировочно 3-5 лет руководитель начинает ощущать либо приближение “потолка”, либо очевидное его наличие. Причем необходимость в повышении уровня компетенций может возникнуть как у руководителя отдела, так и у генерального директора, предпринимателя, собственника бизнеса. На этом этапе для тех, кто рассматривает для себя продвижение по карьерной лестнице и увеличение дохода вполне очевидно чувствует потребность в новых знаниях, навыках, технологиях и инструментах, а когда-то и в необходимых связях для дальнейшего “прыжка”.
Определенным эволюционным шагом и самым эффективным решением в этой ситуации выступает обучение по программе MBA в хорошей аккредитованной бизнес-школе. Об этом свидетельствуют как “живые” отзывы выпускников (отмечающих получение ожидаемых навыков, должности и дохода), так и наличие имен этих выпускников в сводках различных отраслевых рейтингов бизнес-сообщества.
Дополнительным бонусом выступает возможность подбора графика обучения, позволяющего совмещать обучение с основной работой: например, вечерний или weekend-формат (рекомендуем отказаться от выбора школ, предлагающих полностью дистанционный формат, так как элементарно часть навыков просто невозможно усвоить без живого обсуждения и контролируемой отработки на практике).