цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу

Теория мотивации Маслоу

Наиболее известную теорию мотивации предложил Абрахам Маслоу, клинический психолог из США. Он предположил, что каждый человек имеет сложный набор исключительно сильных потребностей, и поведение человека в определенный момент его жизни определяется его самой сильной потребностью. Маслоу выделил 5 видов потребностей человека:

цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть картинку цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Картинка про цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу

По мере удовлетворения основных потребностей, человек стремится удовлетворить потребности более высокого уровня. Например, если человек не чувствует себя в безопасности на работе, мотивировать его служебным ростом сложно. Поэтому, если основные потребности не удовлетворены, усилия по удовлетворению более высоких потребностей будут отложены.

1. Физиологические потребности

Физиологические потребности включают в себя потребности в продуктах питания, напитках, одежде, жилье, отдыхе и других аналогичных требованиях. Эти потребности также называются базовыми потребностями; поскольку эти потребности являются общими для всех людей. Опять же, эти потребности также называются потребностями в выживании; поскольку выполнение этих потребностей необходимо для выживания или существования любого человека.

2. Безопасность

Требования к безопасности можно разделить на три типа, как показано на следующей диаграмме:

цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть картинку цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Картинка про цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу

Потребность в экономической безопасности:

Потребность в физической безопасности:

Потребность в социальной защите:

3. Социальные потребности

Поскольку человек является социальным животным, а это еще Аристотель говорил, то ему нужно «любить» и «быть любимым».И поэтому социальные потребности являются важными для всех тех, кто живет и работает в обществе других. Эти потребности включают в себя чувство принадлежности к группе, принятие группой, коллективом и т.д.

4. Самоуважение

Эта потребность связана с такими явлениями как самоуважение, уверенность в себе, статус, признание, одобрение, оценка другими и т.д. Удовлетворение этих потребностей вызывает чувство уверенности в себе. Поэтому работников следует оценивать за хорошую работу, поскольку это означает признание их работы и повышает их самооценку.

5. Самореализация

Некоторые люди (не все) имеют желание развиваться. Они имеют потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании, стремлении стать лучше, стремлении взять на себя повышенные обязательства и т.д. Не у всех есть эта потребность, но важно понимать, что если работник, хочет развиваться, он будет испытывать беспокойство, пока не удовлетворит эту потребность.

В теории иерархии потребностей Маслоу существует четыре основные идеи:

цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть картинку цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Картинка про цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу

Что нужно знать руководителю, чтобы мотивировать своих сотрудников? Для разработки и реализации любой схемы мотивации необходимо понимание потребностей людей. Фактически, руководство, осознав основную природу потребностей человека, должно искать неудовлетворенные потребности отдельных людей и инициировать мотивационный процесс.

Источник

Иерархия потребностей по Маслоу. Мотивация персонала как фактор эффективного управления

Мотивация персонала как фактор эффективного управления

Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Но в большинстве случаев это неверно.

Исследователи потребителя и менеджеры сталкиваются с проблемой того, что не существует универсального или всеми признанного описания мотивации человека. Предпринималось несколько попыток всесторонне описать силы, питающие и направляющие чело­веческое поведение, и эти типологии во многом перекликаются друг с другом, отражая общее согласие по поводу статуса некоторых человеческих мотивов.

Одна из самых известных теорий принадлежит Абрахаму Маслоу (1943), выдвинувшему идею об иерархии человеческих потребностей. А. Маслоу делит потребности на низшие физиологические побужде­ния (жажда и проч.), потребности в безопасности (жилище), аффек­тивные потребности (любовь) и потребности высшего порядка — в самооценке и самовыражении (по сути, это потребность человека выразить лучшее, что в нем есть).

Удовлетворение потребностей низшего порядка активизирует следующий, более высокий уровень потребностей, требуя от человека поведения по иным схемам.

Смысл понятия мотивация. Содержательные теории мотивации

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает воз­можность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенци­альные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род дея­тельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстре­чу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менед­жеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, можно дать такое определение:

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для дости­жения личных целей или целей организации.

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

Иерархия потребностей по Маслоу

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

МОТИВАЦИЯ И ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рис._____. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей: «Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека».

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. var begun_auto_pad = 54169719; var begun_block_id = 112320391;

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Как быстро и сильно могут спуститься по иерархической лестнице высшие потребности и какими сильными могут быть потребности самых низких ее уровней — показывает поведение людей, выживших при авиакатастрофе в Андах в 1975 г. — чтобы выжить, эти вполне нормальные люди были вынуждены съесть своих погибших товарищей.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере тон большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею. Более того, Маслоу отмечает:

«До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но из самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая*, как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».

6.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МАСЛОУ В УПРАВЛЕНИИ.

Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования (таких, как Закон о здоровье и безопасности наемного персонала, 1970 г.), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:

*В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие елок населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими фа!ясраин, чей потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности..

В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Источник

Пирамида Маслоу для мотивации сотрудников

Как подойти к мотивации с умом? Само понятие «мотивация» родом из психологии, и лежит оно, скорее, в эмоциональном плане психики, чем в материальном выражении. По этой причине логично развивать мотивацию, основываясь на психологическом знании.

Пирамида потребностей Маслоу

Психолог Абрахам Маслоу создал свою «пирамиду потребностей» как философское обобщение иерархии испытываемых людьми потребностей как на уровне общественности, так и на уровне личности. При этом ученый подчеркивал, что для каждого человека в персональном порядке эта пирамида не может быть применима из-за индивидуальности каждого.

Тем не менее, принимая такую модель в качестве опоры для дальнейших выводов, можно построить эффективную схему мотивации сотрудников.

Маслоу предусмотрел пять уровней человеческих потребностей (от низших – к высшим):

Как следует из теории Абрахама Маслоу, только удовлетворив потребности с нижней ступени этой иерархии, человек может перейти к более высоким.

Теория Маслоу в реальной жизни

В ходе современных исследований и компиляции теории Маслоу с работами других ученых выяснилось, что при типовой организации труда пирамида потребностей оказывается «опрокинутой» на бок. Таким образом получается, что работодатель восполняет главным образом «нижние» потребности сотрудника, игнорируя более высокие, близкие к его самоактуализации.

Иными словами, сотрудник заполняет лишь ресурсы, отвечающие его базовым потребностям, не имея возможности проявить себя в более высоком, интеллектуальном труде. И вынужден этим довольствоваться. Поэтому у него не возникает никакого желания совершенствоваться и приносить компании большую пользу.

Чтобы «опрокинутая» пирамида начала работать, нужно мысленно достроить ее до четырехугольника, выделив поощрение, соответствующее каждой из «ступеней».

Таким образом, получается следующая система мотивации, соответствующая блокам потребностей:

Также необходимо выстраивать бизнес-стратегию таким образом, чтобы сотрудники чувствовали себя вовлеченными в хорошее и полезное дело. Например, организовывать благотворительность, делать акции для малоимущих людей и т. д.

Не стоит также забывать, что удовлетворение базовых потребностей работников – это не только значит «платить им больше денег». Это еще и адекватная продолжительность рабочего дня, эффективное распределение рабочих задач, возможность работника уйти на оплачиваемый больничный и достаточная для отдыха продолжительность отпуска.

Потому что работникам, помимо прочего, нужно еще хорошо высыпаться, быть здоровыми и отдохнувшими. В противном случае в стремлении повысить эффективность компании вы получите не лояльную команду специалистов, а стадо загнанных лошадей.

Реальный опыт применения мотивации по Маслоу

Приведенная выше модель мотивации подразумевает глобальную перестройку бизнеса, согласно модели социалистического предприятия. Это значит, что компания должна быть для сотрудников не только источником дохода, но также моральным ориентиром и ключом вдохновения, в котором сотрудник (как уникальная личность, обладающая своим набором навыков и качеств) может применить себя с пользой для мира и чувствовать удовлетворение от своей работы.

Многие вещи из этого пункта требуют существенных материальных затрат. В бюджет компании должны быть заложены и траты на обучение, и на материальную мотивацию, и на организацию досуговых мероприятий. Позволить работать по такому принципу могут себе лишь немногие крупные концерны, которые, удовлетворяя потребности сотрудников, не теряют при этом в выручке.

В России, несмотря на наличие крупных бизнесов, не принято выстраивать подобную систему организации. Некоторые примеры всесторонней мотивации сотрудников есть лишь в западных странах. Наши же предприятия стремятся пускать больше денег в оборот, рискуя при этом и утечкой ценных кадров, и качеством выпускаемого продукта, и имиджем компании в целом.

Руководитель компании, принявший решение о перестройке системы поощрения, должен понимать, что, тратя деньги на удовлетворение нужд сотрудников, он не теряет деньги. Он инвестирует их в имидж, в приток новых специалистов, желающих трудиться именно в этой компании и в повышенном желании уже нанятых сотрудников приложить все имеющиеся у них силы для развития компании и реализации себя.

Дополнительные средства для мотивации

Чтобы в коллективе хорошо работалось, нужно учитывать, помимо прочего, личностный фактор в подборе специалистов. Поэтому в отделе кадров неплохо иметь хорошего специалиста (желательно психолога, специализирующегося на подборе кадров), способного набрать в команду психологически совместимых людей, которые будут готовы к продуктивному взаимодействию.

Следует быть чутким к атмосфере в коллективе. Если там есть человек, который намеренно устраивает конфликты и даже травлю, руководителю следует задуматься о том, насколько он ценен для вашей команды. Для разрешения таких конфликтов тоже не помешает психолог в штате.

Даже если команда не сложилась сразу, ее можно попытаться выстроить самостоятельно. Для этих целей существуют корпоративные тренинги, традиции совместно отмечать праздники, посещать культурные мероприятия и т. д.

Чтобы сотрудник мог почувствовать себя ценным и значимым в коллективе, можно завести доску почета или еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) подведение итогов совместной деятельности. Однако это имеет смысл только в том случае, если ваш коллектив подразумевает индивидуальные достижения (количество продаж, сделок и т. д.).

Следует быть особенно внимательным к замечаниям в адрес сотрудника. Желательно вообще не допускать их в публичном пространстве – если нужен выговор, его необходимо озвучивать в индивидуальном порядке. Так сотрудник будет чувствовать себя защищенным и не униженным.

Очень желательно сделать возможным высказывание личного мнения относительно различных вопросов по развитию компании. Инициатива должна поощряться или по крайней мере приниматься во внимание. Однако важно не перегнуть палку с «вольнодумством» и сделать публичные высказывания регламентированными, обсуждаемыми и корректными по отношению ко всем остальным членам коллектива.

Свободный график работы тоже будет большим плюсом. Если ваша организация позволяет себе подобные условия, то именно за счет свободного графика и работы в удобные для сотрудника часы может реализовываться потенциал ваших подчиненных. Сотрудники не будут стремиться «просиживать» часы в безделье, а рабочее время станет по-настоящему рабочим и продуктивным. Одновременно с этим выполнение всех прочих рекомендаций гарантирует то, что действительно мотивированный сотрудник будет выполнять (и даже перевыполнять) свою трудовую норму – возможно, даже в более ранние сроки, чем вы могли ожидать.

Источник

Иерархия потребностей по Маслоу

цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть картинку цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Картинка про цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть картинку цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Картинка про цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть картинку цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Картинка про цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть картинку цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Картинка про цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу

цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть картинку цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Картинка про цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу

цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть картинку цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Картинка про цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу

Одним из первых бихевиористов (от анг. behaviour — поведение — одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале XX в., считающее, в отличии от других теорий, предметом психологии поведение, а не сознание или мышление. (Прим научи ред.)), из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда, Мурреем.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и ростекак личности.

МОТИВАЦИЯ И ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ. По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рис. 13.2. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей:

цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть картинку цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Картинка про цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу

Рис. 13.2. Иерархия потребностей по Маслоу.

«Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека».

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Как быстро и сильно могут спуститься по иерархической лестнице высшие потребности и какими сильными могут быть потребности самых низких ее уровней — показывает поведение людей, выживших при авиакатастрофе в Андах в 1975 г. — чтобы выжить, эти вполне нормальные люди были вынуждены съесть своих погибших товарищей.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере той большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Смотреть картинку цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Картинка про цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу. Фото цикл мотивации параметры деятельности на которые влияет мотивация иерархия потребностей по маслоу

Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею. Более того, Маслоу отмечает:

«До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но на самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МАСЛОУ В УПРАВЛЕНИИ. Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования (таких, как Закон о здоровье и безопасности наемного персонала, 1970 г.), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:

«В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности».

В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время. В табл. 13.1. в сводном виде перечислены некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных в ходе трудового процесса.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРИ РАБОТЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ. Менеджеры, действующие на международной арене, также как и их коллеги, действующие внутри какой-либо страны, должны обеспечивать возможности для удовлетворения потребностей сотрудников. Поскольку в различных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать эти различия и принимать их в расчет.

В одном достаточно полном исследовании на базе иерархии потребностей Маслоу был проведен сопоставительный анализ пяти различных групп руководителей. Эти группы были сформированы по географическому принципу: 1) руководители английских и американских фирм; 2) японские руководители; 3) руководители фирм северных и центрально-европейских стран (ФРГ, Дания, Швеция и Норвегия); 4) руководители фирм южных и западных европейских стран (Испания, Франция, Бельгия, Италия); 5) руководители фирм развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия). Один из результатов этого исследования состоял в том, что руководители из развивающихся стран придавали большее значение всем потребностям иерархии Маслоу и степени их удовлетворения, чем руководители каких-либо других стран. Руководители из развивающихся и юго-западных европейских стран более всего стремятся удовлетворить социальные потребности. Это говорит о важности использования при работе с ними таких вознаграждений, как повышение статуса, социальное уважение, признание заслуг. Более позднее исследование на эту же тему, составленное на основании результатов опросов и посвященное определению потребности людей из более чем 40 стран, позволяет сделать вывод, что теории мотивации, разработанные американскими учеными, базируются на неявном допущении о том, что американская система культурных ценностей и идеалов существует и за границей. Однако это не соответствует действительности.

Таблица 13.1.Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться 2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды 3. Проводите с подчиненными периодические совещания 4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба 5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок
Потребности в уважения
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами 3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты 4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений 5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия 6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице» 7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности
Потребности в самовыражении
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи 3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности

К сожалению, систематических исследований мотивации на международном уровне не проводилось. Тем не менее, можно заключить, что руководители, действующие на международном уровне, должны постоянно учитывать, понимать и внимательно относиться к культурным отличиям потребностей людей, с которыми они взаимодействуют. Руководители должны всячески избегать явного предпочтения сотрудников одной национальности другой. Нельзя рассчитывать на то, что люди, которыми вы управляете за рубежом, обладают теми же потребностями, что и у вас в стране. Что же делать? Надо обеспечивать удовлетворение потребностей людей, которыми вы управляете, если они работают эффективно. В примере 13.2. рассмотрены случаи неудовлетворенности работой в международной фирме.

КРИТИКА ТЕОРИИ МАСЛОУ. Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.

Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Эдвард Лоулер напротив ввел иерархическую структуру индивидуальных потребностей — предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Так, исходя из своего прошлого опыта, один человек может быть более всего заинтересован в самовыражении, в то время как поведение другого, вроде бы схожего сними также работающего, будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями и потребностью в безопасности. Некоторые люди, например, были настолько потрясены великой депрессией 30-х г., что потом (хотя им и удалось разбогатеть) всю жизнь доминирующей у них оставалась потребность в безопасности.

В итоге, как отмечает Митчелл: «Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивироватьсвоихподчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *