уланова балерина биография рост вес параметры фигуры
Галина Уланова
Имя: Галина Уланова (Galina Ulanova)
Отчество: Сергеевна
День рождения: 8 января 1910
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Ленинград
Дата смерти: 21 марта 1998 (88 лет)
Причина смерти: узнать инсульт
Где похоронена: узнать Москва, Новодевичье кладбище
Карьера: балерина
Фото: Галина Уланова
Биография Галины Улановой
Детство и семья Галины Улановой
Начало творчества Галины Улановой
Свой путь на большую сцену Галина Уланова начала в девять лет. В 1918-м году она поступила в Петроградское (Ленинградское) хореографическое училище, где впоследствии стала заниматься сначала под руководством своей матери, а затем – балерины Агриппины Вагановой.
Обучение в хореографическом училище девушка закончила в 1928-м году. Ее выпускной балет получил высокие оценки педагогов и критиков, а потому практически сразу после получения диплома девушка Галина была принята на работу в Ленинградский театр оперы и балета (в настоящее время – Мариинский театр).
Галина Уланова в большом балете
Галина Уланова в Москве, Большой театр
После войны ее фактически против ее воли отправили в Москву, где она впоследствии стала выступать в Большом театре. Впоследствии балерина отмечала, что ее переезд в столицу СССР случился на основании решения кого-то из известных партийных деятелей.
Некоторой компенсацией за подобное решение стали многочисленные награды и звания артистки. В разные годы она была удостоена званий Заслуженной и Народной артистки РСФСР, а также Народной артистки Советского союза. Кроме того, в личной коллекции наград балерины были также орден «Знак почета», четыре Ордена Ленина, ордена трудового красного знамени, а также многие другие престижные награды.
Некоторые из ее наград были также присуждены артистке правительствами других государств и прочих советских республик. Основанием для этого стала активная гастрольная деятельность балерины. В 1942-м году Галина долгое время работала в Алма-Ате (в Казахском государственно академическом театре оперы и балета). В 1945-м году она выступила в Вене, а несколько лет спустя также предстала перед зрителями в Стокгольме и Лондоне, Софии и Париже.
Концерты Галины Улановой состоялись и во многих других городах. Право выезжать за рубеж является одним из самых красноречивых показателей огромной популярности балерины. Ее называли символом советского и российского балета, а потому всегда принимали на «ура».
Яркие выступления артистки принесли ей болгарский Орден «Кирилла и Мефодия», орден Льва Финляндии, французский орден Искусств и литературы, итальянскую Премию Виотти. Кроме того, Галина Уланова получила звание почетного члена академий искусств КНР, Бразилии, Венесуэлы, США и ГДР. Уже при жизни ей был установлен памятник в Стокгольме.
Многочисленные гастрольные туры, однако, не помешали талантливой балерине сделать прекрасную карьеру в Большом театре. В Москве Галина Уланова выступала с 1944-го по 1960-й год.
Жизнь балерины Галины Улановой после окончания карьеры
Несколько раз Галина Уланова принимала участие в различных творческих фестивалях и международных конкурсах, где работала в качестве педагога и члена жюри. Кроме того, за свою карьеру она снялась в шести фильмах, большинство из которых носило документальный характер.
Великая балерина скончалась 21 марта 1998-го года. Она никогда не выглядела болезненной или дряхлой, а потому ее кончина стала для многих неожиданностью. Могила артистки находится на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь Галины Улановой
Наша сегодняшняя героиня была замужем три раза. Все ее мужья были известными деятелями искусства. Так, в разные годы ее связывали отношения с режиссером Юрием Завадским, актером Иваном Берсеневым, а также художником Вадимом Рындиным.
Несмотря на большое количество любовных увлечений, балерина никогда не имела детей. Весьма примечательно, что каких-либо увлечений помимо балета у нее также никогда не было. Артистка любила гулять и ухаживать за животными. До конца своих дней она всегда была в отличной физической форме.
Галина Уланова
Биография
Галина Уланова в детстве
Наверное, судьба сразу предначертала Галине Улановой быть танцовщицей, ведь она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Позднее ее отец, Сергей Николаевич Уланов, стал театральным режиссером, а мама Мария Фёдоровна Романова передавала свой большой танцевальный опыт в хореографическом училище. Детство и юность Галя провела в родном Санкт-Петербурге. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее выступления на сцене, хотя бы в записи, смог бы догадаться, что эта хрупкая изящная женщина в раннем возрасте была настоящим сорванцом.
Маленькая Галина Уланова с мамой Марией Романовой | Чтобы помнили
Галина Уланова в хореографическом училище | Чтобы помнили
Галина Уланова в молодости | Большой театр
Балерина
С самых первых постановок Галина Уланова привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год она впервые танцует ведущую партию: это была Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Довольно скоро девушка становится незаменимой балериной, а ее дуэт с Константином Сергеевым, гремевший на весь мир в 30-40-х годах, до сих пор считается образцовым. В «Мариинке» Галина проработала до 1944 года. Она танцевала главные партии в таких спектаклях, как «Жизель», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан» и многих других. Но главным достижением балерины в тот период считается образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она создала в 1940-ом году. Знатоки балета во всем мире до сих пор называют то исполнение эталонным.
Галина Уланова в балете «Жизель» | Новости России, СНГ и мира
Тем не менее, в Большом театре талант Галины Сергеевны засверкал новыми оттенками. Спектакли с ее участием становились жемчужинами театрального репертуара, а сцена сумасшествия Жизели в одноименном балете была признана вершиной трагедийного танца. И именно с Большим театром Галина Уланова впервые отправилась на зарубежные гастроли. В зале Венского оперного театра ей рукоплескали стоя, а в Лондоне актриса и вовсе имела небывалый триумф. Британские журналисты на следующий день писали, что подобного успеха не имела ни одна балерина со времен легендарной Анны Павловой. Причем нужно отметить, что Улановой на тот момент было уже 46 лет.
Галина Уланова в балете «Бахчисарайский фонтан» | Essays Student
Через четыре года танцовщица в последний раз вышла на сцену. Она представила зрителям балет «Шопениана», после чего закончила карьеру балерины. Но из Большого театра женщина не ушла. До конца своей жизни Галина Сергеевна оставалась там на должности балетмейстера-репетитора. Среди ее учеников были такие звезды отечественного балетного искусства, как Николай Цискаридзе, Нина Семизорова, Ирина Прокофьева и несколько десятков других артистов, получивших признание публики. Также Галина Уланова работала с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.
Личная жизнь
За долгую жизнь у Галины Улановой было только три романа, и каждый из них оканчивался возвращением к одиночеству. Первым ее супругом был актер и режиссер Юрий Завадский. Они прожили вместе в течение 30-х годов, во время Второй мировой войны жили далеко друг от друга и после Дня победы развелись. Расставание было тихим и мирным. Вообще, общие знакомые говорили, что Галина и Юрий были скорее друзьями, чем мужем и женой.
Галина Уланова и первый муж Юрий Завадский
Следующий брак, хотя и фактический, был с актером и режиссером Иваном Берсеневым. Мужчина, влюбившийся в балерину с первого взгляда, до этого прожил в браке 35 лет, но из-за Улановой потерял голову и переехал к ней. На его похоронах в 1951 году присутствовали и Галина Сергеевна, и официальная жена, актриса Софья Гиацинтова.
Второй муж Улановой, актер Иван Берсенев в фильме «Великий гражданин» | Кино-Театр
Последним мужем Галины Улановой был художник Большого театра Вадим Рындин. Он очень любил Галину, боготворил и буквально носил на руках. Но кроме нее мужчина имел еще одно пристрастие – любовь к спиртным напиткам. Некоторое время балерина терпела запои супруга, но затем просто закрыла за ним дверь и вновь осталась одна. Ни от одного из мужей Галина Сергеевна не имела детей, о чем жалела, но ей с детства была внушена мысль, что материнство и карьера артистки балета несовместимы.
Галина Уланова и третий муж Вадим Рындин
Долгие годы женщина жила в одиночестве в своей квартире, но последнее десятилетие Уланова разделила кров с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которая стала для нее фактически приёмной дочерью. К сожалению, Татьяна ушла из жизни на два года раньше, чем ее покровительница и старшая подруга, поэтому последние дни Галина Сергеевна коротала опять в одиночестве. Женщина была очень строга к себе и даже в пожилом возрасте не позволяла расслабляться. Каждое утро она минимум час делала гимнастические упражнения, затем повторяла балетные па. Поэтому и в последние годы ее вес сохранялся неизменным – всего 49 килограмм. Галина Уланова всегда отличалась легкой изящной походкой, одевалась элегантно и привлекательно.
Галина Уланова в 90-х годах | LiveInternet
Несмотря на одиночество, затворницей Галина Сергеевна не была. Она продолжала общаться с интересными людьми и всегда искренне и прямолинейно высказывала свое мнение. Например, в разговоре с поэтессой Беллой Ахмадулиной балерина сказала, что прочитала ее стихотворение, посвященное Майе Плисецкой, четыре раза, но абсолютно ничего не поняла, хотя и пожалела, что о ней самой никто так красиво сказать не сможет.
Смерть
Последние годы балерина жила скромно и одиноко в большой квартире на Котельнической набережной. Интересно, что обставила помещение она мебелью, сохранившейся еще от родителей. За материальными ценностями Галина Уланова никогда не гналась, не имела ни дачи, ни автомобиля, а главным достоянием считала своих учеников. И очень переживала, что не может сама танцевать на сцене. Говорят, что в последние месяцы жизни Галина Сергеевна начала писать воспоминания из жизни. Зная ее откровенность, можно предположить, что мемуары были бы очень чувственными и, возможно, острыми. Но впоследствии никаких записок и даже фотографий обнаружено не было, видимо, Уланова их сожгла.
Памятник балерине Г.С. Улановой. Парк Победы, Санкт-Петербург | Быть здоровым
Легендарная балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет, и была похоронена на Новодевичьем кладбище. Позднее о великой танцовщице были сняты документальные фильмы «Одиночество богини» и «Мир Улановой» и написан целый ряд книг, в том числе «Дни с Улановой» Альберта Кана, «Я не хотела танцевать» Сании Давлекамовой и «Галина Сергеевна Уланова» Валериана Богданова-Березовского.
Русскую балерину почитали и отдавали дань уважения во всем мире. Помимо памятников и мемориальных досок есть и необычные проявления благодарности. Голландские цветоводы вывели в ее честь сорт тюльпанов «Уланова», крымские астрономы назвали ее именем новый астероид, Центральный Банк России выпустил ценную монету с профилем Улановой. А в ее квартире на Котельнической набережной создали мемориальный музей.
Галина Уланова
Галина Уланова родилась 26 декабря 1909 года (8 января 1910 года по новому стилю) в Санкт-Петербурге в семье артистов балета Мариинского театра.
Родители выступали в антрепризе Анны Павловой. Галина с ранних лет знала, что такое балет и какой ценой достаются зрительская любовь и ведущие партии.
Поначалу девочке никак не удавалось привыкнуть к интернату: в первое же утро она попыталась сбежать. Мать навещала ее каждый день, а Галина горько плакала, уткнувшись ей в колени. Но именно тогда она на всю жизнь запомнила слово «должна». Она говорила: «Я должна. Эта формула в моем сознании появилась куда раньше, чем стремление к творчеству и чем желание играть и танцевать на балетной сцене».
Галина Уланова в детстве
Окончила техникум по классу Вагановой в 1928 году (выпускной спектакль состоялся 16 мая 1928 года), после чего была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета.
Галина Уланова в молодости
Первое время начинающей артистке было сложно выходить на сцену, она ужасно боялась зала, но постепенно страх отступил. Уланова всегда была крайне недовольна своими выступлениями, особенно в начале карьеры, и это служило стимулом для многочасовых репетиций, после которых одежду танцовщицы можно было отжимать, настолько сильно она пропитывалась потом.
В 1930-1940 годах выступала вместе с Константином Сергеевым, их дуэт в истории русского балета считается образцовым.
Несмотря на всемирную славу, на покровительство первых лиц страны, Уланова всегда оставалась простым, скромным человеком. По воспоминаниям тех, кто знал её, она носила значок «Ворошиловский стрелок» за меткую стрельбу, ходила на занятия по противовоздушной и противохимической обороне, ездила на трамвае, не выделяясь ничем в толпе. По словам людей, работавших с ней в труппе, никогда от нее не исходило ощущения звезды и ни в чем не давала она почувствовать исключительность своего положения.
В Ленинградском театре им. Кирова среди лучших ролей Улановой были Жизель в одноимённом балете А. Адана (1932) и Маша в «Щелкунчике» П. Чайковского (1934).
Сцена сумасшествия Жизели стала вершиной трагедийного танца Улановой.
Крупным артистическим успехом было создание ею образов Марии в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева (1934, балетмейстер Р. Захаров) и Джульетты в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева (1940, балетмейстер Л. Лавровский).
Галина Уланова в балете «Бахчисарайский фонтан»
Во время блокады была эвакуирована в Алма-Ату, куда прибыла в 1942 году. Работала в труппе Казахского государственного академического театра оперы и балета, где танцевала партии Марии и Жизели, а также выступала в концертных номерах. В 1943 году ей было присвоено почётное звание «Народный артист Казахской ССР».
Ближе к окончанию войны, в 1944 году, Уланова была переведена работать в Большой театр. Сама она позднее говорила: «В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли».
В 1946 году сыграла роль балерины Синельниковой в фильме «Солистка балета».
Галина Уланова в фильме-спектакле «Ромео и Джульетта»
Уланова была ведущей балериной Большого театра до 1960 года. Здесь она также исполняла главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан» (1944), «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» (1947), «Красный мак» (1949).
Галина Уланова в балете «Золушка»
Её шекспировская Джульетта стала событием не только на сцене Мариинского театра, но и далеко за его пределами. Балет был поставлен в 1940 году на музыку Прокофьева, которую Уланова совсем не понимала, после премьеры спектакля она даже позволила себе шутливый тост на этот счёт: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Однако, несмотря на это, танцевала Галина Сергеевна фантастически.
В 1960 году Уланова завершила свою артистическую карьеру. Её последним спектаклем стала «Шопениана». Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году.
Из интервью Галины Улановой:
В 1960 году Уланова завершила свою артистическую карьеру. Её последним спектаклем стала «Шопениана». Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году.
Смерть Галины Улановой
Когда она ушла со сцены Большого театра, оглушительные аплодисменты в жизни Улановой сменились полной тишиной и одиночеством, которое Галина Сергеевна, несмотря на свой сильный характер, переносила с трудом.
Последние годы балерина жила скромно и одиноко в большой квартире на Котельнической набережной. Интересно, что обставила помещение она мебелью, сохранившейся еще от родителей. За материальными ценностями Галина Уланова никогда не гналась, не имела ни дачи, ни автомобиля, а главным достоянием считала своих учеников. И очень переживала, что не может сама танцевать на сцене.
По слухам, в последние месяцы жизни Галина Сергеевна начала писать воспоминания из жизни. Зная ее откровенность, можно предположить, что мемуары были бы очень чувственными и, возможно, острыми. Но впоследствии никаких записок и даже фотографий обнаружено не было, видимо, Уланова их сожгла.
Легендарная балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет, и была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Позднее о великой танцовщице были сняты документальные фильмы «Одиночество богини» и «Мир Улановой» и написан целый ряд книг, в том числе «Дни с Улановой» Альберта Кана, «Я не хотела танцевать» Сании Давлекамовой и «Галина Сергеевна Уланова» Валериана Богданова-Березовского.
Галина Уланова. Одиночество богини
Рост Галины Улановой: 165 сантиметров.
Личная жизнь Галины Улановой:
Состояла в нескольких гражданских браках. Один раз была замужем официально. Детей не имела.
Далее ее гражданским супругом стал дирижер Кировского театра Евгений Дубовской. Но и этот гражданский брак тоже оказался недолговечным.
Галина Уланова и Вадим Рындин
В одном из интервью Галина Уланова говорила: «Наверное, я просто по характеру не домашний человек, вот и семьи не получилось». И добавляла: «Все мои мужья были люди творческие, талантливые, очень интересные. Они многое мне дали, многому научили. Я всех с признательностью вспоминаю».
Детей так и не завела. Она вспоминала, что еще в юности родители сказали ей: «Галя, ты ни в коем случае никогда не должна иметь детей. Или сцена, или дети. ».
Фильмография Галины Улановой:
Награды Галины Улановой:
Галина Уланова: страницы жизни всемирно известной балерины
Галина Уланова – балерина, которая за несколько лет превратилась в легенду советской сцены. От «Умирающего лебедя», «Ромео и Джульетты», «Бахчисарайского фонтана», «Лебединого озера», «Жизели» в её исполнении сходили с ума как простые люди, так и выдающиеся личности. Она же всегда держалась отстранённо и холодно. За эту черту артистка получила прозвище Великая Нема. В данной статье будет представлена биография Галины Улановой – балерины, чьё имя стало синонимом советской и российской сцены. Итак, приступим.
Детство
Галина Уланова (фото см. ниже) появилась на свет в Петербурге в 1910 году. Семья девочки была творческой. Мать – Мария Фёдоровна – работала солисткой балета в Мариинском театре. Позже она стала преподавателем классических танцев. А отец – Сергей Николаевич – был режиссёром и актёром балетной труппы того же театра, что и его супруга.
Родители часто брали Галину на работу. Поэтому девочка с детских лет росла в театральной атмосфере. Но помимо красоты балета, маленькая Уланова видела и трудную жизнь артистов. У неё сложилось впечатление, что мама никогда не спит и не отдыхает. В принципе, это было очень близко к истине. Родители периодически говорили о том, чтобы отдать Галину в балетную школу. Когда Уланова об этом узнала, то содрогнулась от ужаса. Она вовсе не желала мало спать и так же много работать, как её мама.
Начало обучения
Тем не менее родители всё-таки отдали Галину в балетную школу. И дело было не в желании продолжить семейные традиции. Просто у девочки имелась врождённая музыкальность, грациозность и мягкость движений.
В 1919 году Галина Уланова поступила в хореографическую школу. Первым преподавателем будущей артистки стала её мама. Гале едва исполнилось девять, и она была застенчивой и робкой девочкой, сильно скучающей по родному дому. Когда в класс входила Мария Фёдоровна, Галина бросалась к ней на шею и плакала. Юная Уланова ненавидела занятия и не хотела становиться балериной. Танцы не приносили ей никакой радости. А по балетной пантомиме девочка почти всегда получала единицу.
В первое время Галина Уланова занималась балетом только из чувства долга, привитого ей родителями с раннего детства. На самом деле девочка мечтала о другом. Когда её спрашивали, кем она хочет стать в будущем, маленькая Уланова отвечала: мальчиком-моряком. Отец часто брал её с собой погулять вокруг озера или в лес. Поэтому любовь к природе она унаследовала от Сергея Николаевича.
Первые успехи
Галина Уланова продолжила заниматься балетом, поражая окружающих собственным упорством в достижении целей. После окончания первого года обучения воспитанницы имели право выступать на сценах некоторых академических театров. К тому времени Галина ещё не полюбила балет, но уже понимала, что такое успех. В классе девочка была второй по результатам. Мария Фёдоровна занималась с дочерью на протяжении четырёх лет, и всё это время сомневалась в правильности совместного с мужем решения сделать Галю балериной. Но вскоре был поставлен выпускной спектакль училища – «Шопениана». В нём задействовали всех старшеклассниц. Среди танцующих Уланова-старшая выделила одну балерину, которая была особенно одухотворённой, выразительной и пластичной. Присмотревшись, она узнала в ней Галину. С этого момента Мария Фёдоровна больше не сомневалась в правильности жизненного пути своей дочери.
Переход в профессионалы
21 октября 1928 года – вот дата, когда дебютировала в качестве профессиональной артистки Галина Уланова. Фото девушки было на всех афишах балета «Спящая красавица». Ей досталась партия Флорины. Танцовщица сильно переживала перед выходом на сцену, ведь теперь огромная аудитория будет смотреть на неё не как на ученицу, а как на профессионала. Тем не менее всё прошло замечательно. Первые выступления принесли Улановой большой успех. Но это не вскружило голову девушке. Напротив, она с удвоенным усилием продолжила совершенствовать актёрское мастерство и технику. К концу тренировки полотенце балерины превращалось в мокрую тряпку. Галина отличалась повышенной самокритичностью. Она всегда была педантична и пунктуальна, ни разу не нарушила тренировочный режим.
«Лебединое озеро»
В 1929 году выступление танцовщицы в этом балете прошло с большим успехом. Но сама девушка вновь не получила чувства удовлетворённости от проделанной работы. Образ Одетты-Одиллии улучшался от спектакля к спектаклю благодаря неустанному и кропотливому труду самой Улановой. В этом танцовщице помогали не только регулярные упражнения. Галина много размышляла над образами, импровизировала и читала. Это уже были зачатки собственной системы Улановой, в основе которой лежало данное себе обещание сделать то-то и то-то. Сама балерина считает, что именно благодаря такому подходу ей удалось достичь успеха.
Поддержка наставника
Большую роль в становлении танцовщицы сыграл Фёдор Васильевич Лопухов, занимавший должность руководителя балетной труппы в Кировском театре. Первые несколько лет карьеры Уланова считала свои выступления неудачными – разочарования, досада, усталость и беспомощность были её постоянными спутниками. Действительно, плохих партий хватало, но Фёдор Васильевич продолжал верить в свою молодую ученицу. Он поручал Улановой наиболее сложные и разнообразные в техническом плане танцы.
Когда Лопухов встретился с Галей впервые, он увидел «бледненькую девочку с бесцветным лицом, которая не отличалась внешней красотой и темпераментом». Но потом наставник сумел почувствовать исходившую от балерины притягательную силу. Прелесть Галины как раз и заключалась в её замкнутости и стеснительности. Со временем девушка поняла, что для удачного воплощения на сцене того или иного образа нужно искренне в него вжиться. Причём не только внешне, но и внутренне. Уланова осознала это после очередной репетиции «Жизели». Переодевшись, она отправилась на автобусную остановку, чтобы уехать в Царское Село. Галина испытывала растерянность и отчаяние оттого, что никак не может понять репетируемую роль. Потом она села в подошедший транспорт и продолжила свои размышления в полном одиночестве. Внезапно на Уланову снизошло озарение. С этого момента череда её неудач закончилась.
«Жизель»
В творчестве балерины данный спектакль является совершенно особенным. В 1932 году Уланова впервые станцевала в нём главную партию, хотя изначально роль предназначалась не ей, а Елене Люком, которая не смогла выступить по причине болезни. Галина Уланова (рост балерины равен 165 сантиметрам) никогда не видела «Жизель» в исполнении таких легендарных танцовщиц, как Тамара Карсавина или Анна Павлова. Поэтому девушка создавала образ самостоятельно, опираясь на собственную интуицию. В Жизели Галины появились новые черты – необъятная духовная сила образа, его величие и удивительная целостность. Такого раньше не наблюдалось ни у одной солистки, исполнявшей данную партию. Уланова искренне полюбила спектакль «Жизель». С небольшими перерывами балерина танцевала его на протяжении всей карьеры.
«Ромео и Джульетта»
Вскоре постоянным партнёром девушки в Кировском театре стал Константин Сергеев. Он слышал много хорошего про Галину Уланову и был рад начать с ней работу. Коллеги по сцене и поклонники балета постоянно хвалили этот дуэт. Апогеем их совместного творчества стал спектакль «Ромео и Джульетта». Потом началась Великая Отечественная война, и пути Сергеева и Улановой разошлись. Но каждый из них оставил приятные воспоминания о партнёре. Потом напарниками Галины на сцене Большого театра были Юрий Жданов и Михаил Габович.
Образ Джульетты, как и многие типажи в творчестве балерины, рождался постепенно. Жизнь героини трагедии пересекалась с действительностью самой танцовщицы. В спектакле есть сцена, когда стоящая перед зеркалом Джульетта испытывает момент душевного сдвига и озарения. То же самое было и в жизни Улановой. В будущем она часто вспоминала этот эпизод, который произошёл с ней ещё во время школьной учёбы. Вместе с друзьями Галина поехала отдохнуть на дачу одной из сокурсниц. На следующее утро она отправилась на прогулку по тенистой аллее. Неожиданно девочка оказалась на открытом пространстве, залитом солнечным светом. Ошарашенная внезапной переменой Уланова закричала и побежала куда глаза глядят. Галя не отдавала себе отчёта в том, что происходит. Это удивительное и странное ощущение рождалось у неё снова и снова, уже во время самого спектакля. Как раз в той сцене, где Джульетта стояла перед зеркалом, с тревогой всматриваясь в своё неясное будущее.
С образом героини шекспировской трагедии у Галины связано много личного, пережитого в реальности. Перед началом работы над типажом Джульетты, Уланова перенесла довольно тяжёлую болезнь. На доктора, который спас её от смерти, девушка смотрела, словно на Господа, испытывая чувство беззаветной преданности и безграничного обожания. В спектакле те же эмоции появятся у Джульетты к Ромео.
«Бахчисарайский фонтан»
К тому времени, когда в Кировском театре осуществили постановку этого балета, Уланова уже обладала творческой индивидуальностью. И потому образ Марии создавался с учётом особенностей исполнительницы. Галина Уланова, биография которой известна всем любителям балета, наделила свою бесконечно печальную и трогательную героиню огромной внутренней силой. По ходу развития спектакля она становится всё более отчётливой за внешней безответностью и покорностью девушки. Образ Марии находился в постоянном развитии. Балерина никогда не прекращала над ним трудиться, добавляя выразительные средства и новые движения для максимально полного раскрытия внутреннего состояния собственной героини.
Образы
Развитие творчества Улановой напоминает систематическое движение от лиризма к трагизму. Со временем её Мария становится всё более непреклонной. Даже в нежный образ Джульетты танцовщица сумела вдохнуть страсть и волю. Она стала первой исполнительницей данной роли на подмостках Кировского театра. Пожалуй, образ Джульетты стал самым ярким и запоминающимся во всём творчестве танцовщицы.
Галина Уланова, биография которой является примером подражания для начинающих балерин, имеет весьма многообразный репертуар. Впечатлительная, доверчивая, юная Золушка – живой, настоящий человеческий портрет, образец беззаветного чувства; поэтичная Тао Хоа – героиня китайского народа, партия которой насыщена подлинным драматизмом; Параша – скромная, простая русская девушка, искренняя и преданная в своём чувстве. Джульетта, Корали, Мария – сложные психологические типажи, живые и одухотворённые характеры.
В творчестве балерины прослеживается определённая закономерность. Её наиболее удачные роли приходились на неблагополучные дни, когда девушка боролась с волнением или страхом, заставляла себя забыть текущие жизненные проблемы, а иногда даже превозмогала невыносимую физическую боль.
Окончание карьеры
Выпускным спектаклем Улановой была «Шопениана», которую она танцевала в Кировском театре. Этой же постановкой она и завершила свою 40-летнюю творческую карьеру. Можно сказать, что между двумя «Шопенианами» лежит целая эпоха в истории советского балета. В 1928 г. Галина вышла на сцену неуверенной, стеснительной и робкой девочкой. А в 1960 году появилась уже прославленной на весь мир танцовщицей. И всё же гениальная, великая Уланова, которую многие считали «первой балериной эпохи», до конца жизни оставалась самокритичной и скромной. Она была абсолютно лишена жеманности и кокетства.
После балета
В 1960 году Галина Уланова стала работать педагогом-репетитором. Самыми известными ее ученицами стали Нина Семизорова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка и Екатерина Максимова. Галина Сергеевна не старалась сделать из них вторую себя. Она поощряла индивидуальность и помогала своим ученицам в её раскрытии.
Галина Уланова: личная жизнь
Героиня данной статьи три раза была замужем. Все её супруги – знаменитые деятели искусства. В разные годы балерину связывали отношения с режиссёром Юрием Завадским, живописцем Вадимом Рындиным, а также актёром Иваном Берсеневым.
Любовных увлечений у Галины было много, а вот детей она так и не родила. Весьма примечательно, что кроме балета у неё тоже не было никаких пристрастий. Артистка любила ухаживать за животными и гулять. До конца жизни она находилась в отличной физической форме.
Заключение
Галина Уланова (биография, личная жизнь балерины описаны выше) никогда не была вялой или раздражительной. Ни один коллега не обвинял её в безответственности или небрежности. Жизнь Улановой – это напряжённый труд, а талант был лишь подспорьем в работе. Она умела покорить людей своей сердечностью, вниманием, добротой и открытостью. Галина Уланова стала легендой советской и российской сцены. Она единственная балерина, которой ещё при жизни поставили два памятника – в Петербурге и Стокгольме. Скончалась артистка в 1998 году. Могила балерины находится на Новодевичьем кладбище.
В 2004 году в Москве открылся музей Галины Улановой. Он расположен на Котельнической набережной, в высотном здании. Не все знают, что это квартира Галины Улановой, в которую она переехала в 1986 году. В экспозиции присутствуют произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Среди них работы Артура Фонвизина, Марка Шагала, Александра Бенуа и других. В библиотеке находится около 2400 книг, некоторые с дарственными пометками. Помимо этого, в экспозиции присутствуют письма, афиши и фотографии, раскрывающие разные периоды жизни и творчества балерины.