В чем основное достоинство программы т м геронимус школа мастеров

В чем основное достоинство программы т м геронимус школа мастеров

Геронимус Т.М. «Школа мастеров»

Цель программы не сводится к усвоению отдельных трудовых умений (клеить, вырезать), а подразумевает формирование у ребенка позиции: «Я хочу это сделать. Я сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться» [1]. Для этого нужно учить детей ориентироваться в любой работе, превратить трудовую деятельность в средство познания окружающего мира, где школьник будет не созерцателем, а преобразователем. Главная задача учителя – забота о развивающем характере обучения. Методическое решение этой задачи состоит в том, что нужно меньше объяснять самим, а больше вовлекать в обсуждение детей.

Содержание программы разделено не по видам обрабатываемых материалов (работа с бумагой, тканью и т.д.), а по компонентам деятельности: на уроках есть теоретическая работа (интеллектуальная деятельность) и практическая (моторная деятельность). Обе эти части одинаково важны, и поэтому учителю необходимо четко представлять себе содержание каждой.

Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию предстоящей практической деятельности. Это: анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении, правилах безопасной работы с инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Уровень самостоятельности в мыслительных действиях от класса к классу изменяется. Включены вопросы материаловедения. Они предусматривают опытное исследование некоторых свойств бумаги, ткани и др.материалов. В 3-4 классах изучаются происхождение и основные этапы промышленного производства материалов.

Второй раздел «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективный действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала, чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» представляет перечень операций для каждого класса.

Технология их изготовления описана в методическом пособии «150 уроков труда». Более половины всех операций детям известна с детского сада, новые осваиваются на уровне ознакомления при изготовлении изделия, где они используются небольшими фрагментами.

Четвертый раздел «У нас получаются красивые изделия» представляет перечень изделий для каждого класса. Перечень изделий рассчитан на использование бумаги, картона, текстильных материалов и др., но этот перечень может быть расширен по усмотрению учителя. Условие: соответственно будут изменены первые 3 раздела.

Использование комплекта учебников-тетрадей по труду.

Когда ученик приступает к изготовлению изделия, ему сначала нужно понять, как она устроена, выяснить, для чего нужно такое изделие, из скольких деталей оно сделано, какой формы и размера каждая деталь, как детали соединены друг с другом. Затем возникает вопрос выбора материала, сколько материала понадобится. Чтобы перейти к изготовлению, нужен план – цепочка технологических операций, сопровождаемая информацией о конструкции инструментов, правилах безопасного их использования и, возможно, сути новой, ранее не встречавшейся операции. С целью обеспечения каждого ребенка наглядной информацией и для теоретической, и для практической частей урока Т.М.Геронимус были разработаны учебники-тетради.

Комплект учебников-тетрадей включает:

1.Три неразъемные тетрадки.

2.Три тетрадки полуфабриката (их разрезают на карточки).

3.Три альбома полуфабриката (с них снимают обложку и каждую страничку складывают «гармошкой»).

«Учимся мастерить» Тетрадь разбирается на отдельные листы, которые разрезаются на 4 карточки-операции. Всего их 56 штук. На лицевой, цветной стороне карточки написано имя операции и ее порядковый номер в комплекте, на обратной стороне нарисовано, как эту операцию выполнять.

Карточки разделены по цветам на группы:

10 зеленых – разные виды разметки;

7 красных – операции отделения заготовки от куска материала (отрежем, отпилим);

20 голубых – отделка деталей перед сборкой (надрежем, сложим);

15 желтых – операции сборки (сошьем, склеим);

4 оранжевых – отделка готового изделия (высушим под прессом);

3 пустые карточки белого цвета – для самостоятельного заполнения, если появилась операция, не вошедшая в комплект.

Разбираясь в конструкции изделия, устно план дети не составляют, они выкладывают его из карточек. При этом в работе участвуют абсолютно все. Плюсы: мыслительные операции подкрепляются моторными, называем операцию и можем ее прочесть, следовательно, даже самый слабый ученик не отстает от сильного, чувствует себя уверенно, ни одна операция не будет забыта. Чтобы цепочка из карточек не занимала много места, после того, как план утвержден, карточки складываются стопкой, картинкой вверх. Как только операция выполнена, карточку перекладываем вниз. Т.о, учителю видно, какой объем работы выполнен. Карточки можно применять с первого класса. Карточки можно использовать еще на этапе подведения итогов.

«Мои помощники инструменты». Тетрадь разрезается на карточки. С лицевой стороны нарисован инструмент и стрелками показаны конструктивные особенности (например, названия частей). Имени инструмента с этой стороны нет, ребенок должен назвать его сам. На уроке ребенок берет инструментальную карточку и вставляет ее в технологическую цепочку карточек. На обратной стороне карточки дано название инструмента, информация о разновидностях и применении. Но просто прочесть эту информацию нельзя, т.к. она «спрятана» в вопросах: что делают? Чем делают? Все ли инструменты одинаковые? То есть по этим вопросам учитель организует беседу в конце урока при подведении итогов и ставит за ответы отметку.

Кроме карточек, в тетради есть маленькая вступительная статья, по которой удобно познакомить детей с классификацией инструментов по назначению, и кроссворд. Кроссворд состоит из нумерованных картинок. На каждой картинке нарисован человек, выполняющий какую-нибудь работу. Кроссворд нужно отгадывать постепенно, по мере знакомства с инструментами.

Самым тесным образом с этими тетрадями-комплектами карточек связаны неразрезные тетради «Справочник маленького мастера» и «Правила безопасной работы на уроках труда». В них говорится о технологических тонкостях трудовых операций и о безопасном использовании инструментов.

Тетрадь «Бумажкино царство». На уроках дети работают с разными материалами, но чаще всего с бумагой. Тетрадь предназначена для оперативной (не занимающей много времени) теоретической работы на уроках-практикумах, когда изделие делают из бумаги. Тетрадь разрезается на складные двустворчатые карточки. Каждая посвящена какой-нибудь из разновидностей бумаги, используемых на уроке. На обложке каждой складной карточки имеется рамка, в которую нужно вклеить образец бумаги в соответствии с написанным названием. Раскрыв карточку, учащиеся под заголовком «Что можно делать с этой бумагой» увидят ряд картинок-операций и кроссвордные дорожки рядом с каждой. Нужно проанализировать картинку, разгадать название операции и вписать его на место. Третья страничка «Отчего она делается некрасивой» посвящена размышлениям о необходимости предвидеть ситуации, в которых изделие может быть испорчено. Последняя страничка делится на две части. Вверху несколько картинок показывают, как можно использовать эту бумагу (например, для изготовления альбомов). Эти картинки дают почву для размышлений: а почему именно эти изделия? Помогает в размышлениях вторая часть информации под заголовком «Какая она?». Эта часть карточки – ядро всего содержания, потому что здесь перечислены свойства бумаги. Перечень свойств только начат, чаще всего это общие свойства, которые можно определить на глаз. Остальные специфические свойства будут выясняться и записываться постепенно, в ходе изготовления изделий. Таким образом, обеспечивается интеллектуальная деятельность на уроках. Практическая проводится под руководством учителя.

Для обеспечения самостоятельной практической работы предназначены тетради «Серебряная паутинка» и альбомы инструкционных карточек «Я все умею делать сам».

Тетрадь «Серебряная паутинка» неразъемная. Она посвящена технологии изготовления ажурного нитяного кокона и превращения его в игрушку. Все содержание тетради разделено на две части: для 3 и 4 классов. Поскольку эта технология совершенно новая для ребенка, первые уроки лучше провести под руководством учителя. Для развития творческого подхода к использованию новых знаний и умений в конце тетради помещены фотографии изделий, конструкция которых предусматривает использование сразу нескольких материалов. Т.о. учащиеся научатся не только делать необычные игрушки, но на практике освоят изменение свойств хорошо известных материалов: нитка, смоченная в клее, становится блестящей, жесткой, почти совсем не горит.

Альбомы инструкционных карточек «Я все умею делать сам» для 2,3,4 классов. Разбираются на отдельные листы. Из каждого листа образуется инструкционная карточка-гармошка. В ней описан порядок изготовления одного изделия. Все карточки устроены одинаково. На первой странице нарисован портрет изделия, под ним –имя. По содержанию они делятся на несколько рубрик:

— «Рассмотрим картинку». Ученик самостоятельно разбирается в конструкции изделия. Краткий пояснительный текст делает иллюстрацию более понятной.

— «Нам понадобятся». Перечислены материалы, инструменты и приспособления для работы.

— «Приготовим рабочее место». Текст чаще всего отсутствует. Нарисована крышка парты с разложенным на ней оборудованием.

— «Не забывай правила безопасной работы». Здесь помещены от двух до четырех правил, соблюдение которых важно для изготовления этого конкретного изделия.

— «Творческая страничка». Поскольку карточка предназначена для индивидуальной работы без помощи учителя и поэтому снабжена подробной инструкцией, роль ученика – исполнитель. Изготовив изделие, он приобретает определенные знания и умения, которые нужно реализовать в творческом плане, т.е. перенести на другой объект. Для этого и сформулировано текстовое, сопровождающееся иллюстрациями-подсказками задание. Уровень сложности таких заданий разный.

— «Выкройки для шаблонов». Пользуясь этой рубрикой, нужно самостоятельно изготовить шаблоны или перевести их контуры на кальку, чтобы потом разметить все детали на просвет. На каждой выкройке написано название детали и нужное их количество.

Девиз комплекта «Я САМ!»

К достоинствам программы можно отнести ее полную обеспеченность и продуманность в организации практической самостоятельной деятельности детей, богатый материал по выполнению различных изделий, четкая организация работы над каждым изделием. Причем, освоив те или иные операции, учащийся в дальнейшем может выполнять их самостоятельно при работе над другим изделием. Важным моментом является направленность на развитие учащихся – не просто выполнить изделие, а продумать весь ход работы от анализа конструкции до оформления готового изделия. К недостаткам программы можно отнести ее некоторую перегруженность материальным обеспечением и отсутствием, с другой стороны, материалов, связанных с вовлечением детей в процесс наблюдения за природой, миром вещей, ознакомлением с ремеслами, видами искусств, развитие у них эстетических вкусов и чувств. Тем не мене, данная программа является одной из наиболее используемых в начальной школе и вызывает заслуженный интерес педагогов-практиков.

Источник

В чем основное достоинство программы т м геронимус школа мастеров

Геронимус Т.М. «Школа мастеров»

Цель программы не сводится к усвоению отдельных трудовых умений (клеить, вырезать), а подразумевает формирование у ребенка позиции: «Я хочу это сделать. Я сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться» [1]. Для этого нужно учить детей ориентироваться в любой работе, превратить трудовую деятельность в средство познания окружающего мира, где школьник будет не созерцателем, а преобразователем. Главная задача учителя – забота о развивающем характере обучения. Методическое решение этой задачи состоит в том, что нужно меньше объяснять самим, а больше вовлекать в обсуждение детей.

Содержание программы разделено не по видам обрабатываемых материалов (работа с бумагой, тканью и т.д.), а по компонентам деятельности: на уроках есть теоретическая работа (интеллектуальная деятельность) и практическая (моторная деятельность). Обе эти части одинаково важны, и поэтому учителю необходимо четко представлять себе содержание каждой.

Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию предстоящей практической деятельности. Это: анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении, правилах безопасной работы с инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Уровень самостоятельности в мыслительных действиях от класса к классу изменяется. Включены вопросы материаловедения. Они предусматривают опытное исследование некоторых свойств бумаги, ткани и др.материалов. В 3-4 классах изучаются происхождение и основные этапы промышленного производства материалов.

Второй раздел «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективный действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала, чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» представляет перечень операций для каждого класса.

Технология их изготовления описана в методическом пособии «150 уроков труда». Более половины всех операций детям известна с детского сада, новые осваиваются на уровне ознакомления при изготовлении изделия, где они используются небольшими фрагментами.

Четвертый раздел «У нас получаются красивые изделия» представляет перечень изделий для каждого класса. Перечень изделий рассчитан на использование бумаги, картона, текстильных материалов и др., но этот перечень может быть расширен по усмотрению учителя. Условие: соответственно будут изменены первые 3 раздела.

Использование комплекта учебников-тетрадей по труду.

Когда ученик приступает к изготовлению изделия, ему сначала нужно понять, как она устроена, выяснить, для чего нужно такое изделие, из скольких деталей оно сделано, какой формы и размера каждая деталь, как детали соединены друг с другом. Затем возникает вопрос выбора материала, сколько материала понадобится. Чтобы перейти к изготовлению, нужен план – цепочка технологических операций, сопровождаемая информацией о конструкции инструментов, правилах безопасного их использования и, возможно, сути новой, ранее не встречавшейся операции. С целью обеспечения каждого ребенка наглядной информацией и для теоретической, и для практической частей урока Т.М.Геронимус были разработаны учебники-тетради.

Комплект учебников-тетрадей включает:

1.Три неразъемные тетрадки.

2.Три тетрадки полуфабриката (их разрезают на карточки).

3.Три альбома полуфабриката (с них снимают обложку и каждую страничку складывают «гармошкой»).

«Учимся мастерить» Тетрадь разбирается на отдельные листы, которые разрезаются на 4 карточки-операции. Всего их 56 штук. На лицевой, цветной стороне карточки написано имя операции и ее порядковый номер в комплекте, на обратной стороне нарисовано, как эту операцию выполнять.

Карточки разделены по цветам на группы:

10 зеленых – разные виды разметки;

7 красных – операции отделения заготовки от куска материала (отрежем, отпилим);

20 голубых – отделка деталей перед сборкой (надрежем, сложим);

15 желтых – операции сборки (сошьем, склеим);

4 оранжевых – отделка готового изделия (высушим под прессом);

3 пустые карточки белого цвета – для самостоятельного заполнения, если появилась операция, не вошедшая в комплект.

Разбираясь в конструкции изделия, устно план дети не составляют, они выкладывают его из карточек. При этом в работе участвуют абсолютно все. Плюсы: мыслительные операции подкрепляются моторными, называем операцию и можем ее прочесть, следовательно, даже самый слабый ученик не отстает от сильного, чувствует себя уверенно, ни одна операция не будет забыта. Чтобы цепочка из карточек не занимала много места, после того, как план утвержден, карточки складываются стопкой, картинкой вверх. Как только операция выполнена, карточку перекладываем вниз. Т.о, учителю видно, какой объем работы выполнен. Карточки можно применять с первого класса. Карточки можно использовать еще на этапе подведения итогов.

«Мои помощники инструменты». Тетрадь разрезается на карточки. С лицевой стороны нарисован инструмент и стрелками показаны конструктивные особенности (например, названия частей). Имени инструмента с этой стороны нет, ребенок должен назвать его сам. На уроке ребенок берет инструментальную карточку и вставляет ее в технологическую цепочку карточек. На обратной стороне карточки дано название инструмента, информация о разновидностях и применении. Но просто прочесть эту информацию нельзя, т.к. она «спрятана» в вопросах: что делают? Чем делают? Все ли инструменты одинаковые? То есть по этим вопросам учитель организует беседу в конце урока при подведении итогов и ставит за ответы отметку.

Кроме карточек, в тетради есть маленькая вступительная статья, по которой удобно познакомить детей с классификацией инструментов по назначению, и кроссворд. Кроссворд состоит из нумерованных картинок. На каждой картинке нарисован человек, выполняющий какую-нибудь работу. Кроссворд нужно отгадывать постепенно, по мере знакомства с инструментами.

Самым тесным образом с этими тетрадями-комплектами карточек связаны неразрезные тетради «Справочник маленького мастера» и «Правила безопасной работы на уроках труда». В них говорится о технологических тонкостях трудовых операций и о безопасном использовании инструментов.

Тетрадь «Бумажкино царство». На уроках дети работают с разными материалами, но чаще всего с бумагой. Тетрадь предназначена для оперативной (не занимающей много времени) теоретической работы на уроках-практикумах, когда изделие делают из бумаги. Тетрадь разрезается на складные двустворчатые карточки. Каждая посвящена какой-нибудь из разновидностей бумаги, используемых на уроке. На обложке каждой складной карточки имеется рамка, в которую нужно вклеить образец бумаги в соответствии с написанным названием. Раскрыв карточку, учащиеся под заголовком «Что можно делать с этой бумагой» увидят ряд картинок-операций и кроссвордные дорожки рядом с каждой. Нужно проанализировать картинку, разгадать название операции и вписать его на место. Третья страничка «Отчего она делается некрасивой» посвящена размышлениям о необходимости предвидеть ситуации, в которых изделие может быть испорчено. Последняя страничка делится на две части. Вверху несколько картинок показывают, как можно использовать эту бумагу (например, для изготовления альбомов). Эти картинки дают почву для размышлений: а почему именно эти изделия? Помогает в размышлениях вторая часть информации под заголовком «Какая она?». Эта часть карточки – ядро всего содержания, потому что здесь перечислены свойства бумаги. Перечень свойств только начат, чаще всего это общие свойства, которые можно определить на глаз. Остальные специфические свойства будут выясняться и записываться постепенно, в ходе изготовления изделий. Таким образом, обеспечивается интеллектуальная деятельность на уроках. Практическая проводится под руководством учителя.

Для обеспечения самостоятельной практической работы предназначены тетради «Серебряная паутинка» и альбомы инструкционных карточек «Я все умею делать сам».

Тетрадь «Серебряная паутинка» неразъемная. Она посвящена технологии изготовления ажурного нитяного кокона и превращения его в игрушку. Все содержание тетради разделено на две части: для 3 и 4 классов. Поскольку эта технология совершенно новая для ребенка, первые уроки лучше провести под руководством учителя. Для развития творческого подхода к использованию новых знаний и умений в конце тетради помещены фотографии изделий, конструкция которых предусматривает использование сразу нескольких материалов. Т.о. учащиеся научатся не только делать необычные игрушки, но на практике освоят изменение свойств хорошо известных материалов: нитка, смоченная в клее, становится блестящей, жесткой, почти совсем не горит.

Альбомы инструкционных карточек «Я все умею делать сам» для 2,3,4 классов. Разбираются на отдельные листы. Из каждого листа образуется инструкционная карточка-гармошка. В ней описан порядок изготовления одного изделия. Все карточки устроены одинаково. На первой странице нарисован портрет изделия, под ним –имя. По содержанию они делятся на несколько рубрик:

— «Рассмотрим картинку». Ученик самостоятельно разбирается в конструкции изделия. Краткий пояснительный текст делает иллюстрацию более понятной.

— «Нам понадобятся». Перечислены материалы, инструменты и приспособления для работы.

— «Приготовим рабочее место». Текст чаще всего отсутствует. Нарисована крышка парты с разложенным на ней оборудованием.

— «Не забывай правила безопасной работы». Здесь помещены от двух до четырех правил, соблюдение которых важно для изготовления этого конкретного изделия.

— «Творческая страничка». Поскольку карточка предназначена для индивидуальной работы без помощи учителя и поэтому снабжена подробной инструкцией, роль ученика – исполнитель. Изготовив изделие, он приобретает определенные знания и умения, которые нужно реализовать в творческом плане, т.е. перенести на другой объект. Для этого и сформулировано текстовое, сопровождающееся иллюстрациями-подсказками задание. Уровень сложности таких заданий разный.

— «Выкройки для шаблонов». Пользуясь этой рубрикой, нужно самостоятельно изготовить шаблоны или перевести их контуры на кальку, чтобы потом разметить все детали на просвет. На каждой выкройке написано название детали и нужное их количество.

Девиз комплекта «Я САМ!»

К достоинствам программы можно отнести ее полную обеспеченность и продуманность в организации практической самостоятельной деятельности детей, богатый материал по выполнению различных изделий, четкая организация работы над каждым изделием. Причем, освоив те или иные операции, учащийся в дальнейшем может выполнять их самостоятельно при работе над другим изделием. Важным моментом является направленность на развитие учащихся – не просто выполнить изделие, а продумать весь ход работы от анализа конструкции до оформления готового изделия. К недостаткам программы можно отнести ее некоторую перегруженность материальным обеспечением и отсутствием, с другой стороны, материалов, связанных с вовлечением детей в процесс наблюдения за природой, миром вещей, ознакомлением с ремеслами, видами искусств, развитие у них эстетических вкусов и чувств. Тем не мене, данная программа является одной из наиболее используемых в начальной школе и вызывает заслуженный интерес педагогов-практиков.

Источник

Фундаментальный анализ

Дата добавления: 2013-12-24 ; просмотров: 1549 ; Нарушение авторских прав

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.

Содержание программы.

Класс

Н.Ф. Виноградова

Класс (34 часа)

Класс (34 часа)

Класс (34 часа)

Класс (33 часа)

Содержание программы

· Узнаём, как работают мастера (1 час)[1]

· Учимся работать с разными материалами (12 часов)

· Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)

· Конструируем и решаем задачи (8 часов).

· Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях [2] (8 часов).

· Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (9 часов).

· Изделия по мотивам народных образцов (4 часа).

· Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов).

· Декоративно-прикладные изделия различного назначения (6 часов).

· Формы и образы природы – образец для мастера (10часов).

· Характер и настроение вещи (9 часов).

· Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (9 часов).

· От мира природы – к миру вещей (6 часов).

· Из глубины веков – до наших дней (8 часов).

· Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов).

· Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (11 часов)

· В каждом деле – свои секреты (7 часов).

Программа «Начальная школа 21 века»

Цель программы:обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико- технологическими знаниями, умениями и навыками.

Задачи программы:

· Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта( внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи ) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

· Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

· Расширение и обогащение личного жизненно- практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Содержание программы отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии».

— Инструменты и приспособления.

— Организация рабочего места при работе с разными материалами.

— Основы конструкторских знаний и умений.

— Основы технологических знаний и умений.

— Человек в окружающем мире.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Иметь представление:

· О роли и месте человека в в окружающем ребенка мире;

· О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

· О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;

· О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;

· О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

Знать:

· Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

· Какое соединение деталей называют неподвижным;

· Виды материалов, их свойства и названия- на уровне общего представления;

· Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

· Способы разметки: сгибанием, по шаблону;

· Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

· Виды отделки раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

· Названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, правила работы с ними;

Уметь:

· Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

· Различать материалы и инструменты по их назначению;

· Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

· Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;

· Использовать для сушки плоских изделий пресс;

· Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты;

· Выполнять правила культурного поведения в общественных местах

Программа традиционная. Авторы: Романина, Машинистов, Конышева

Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Стр. 143 пояснительная записка

Навыки культуры труда, общее содержание.

Содержание курса представлено разделами, где выделены виды труда.

I раздел: технический труд состоит из 2 частей: обработка бумаги и картона, и техническое моделирование.

II раздел: бытовой труд состоит из 2 частей: обработка ткани и самообслуживание.

III раздел: основы художественной обработки различных материалов.

IV раздел: с/х труд, 2 части: работа на учебно-опытном участке и работа в классе.

Каждый раздел имеет свое содержание:

1. правила безопасного труда и личной гигиены;

2. технико-технологические сведения;

4. опыты и наблюдения;

5. практическая работа

7. примерный перечень изделий

8. основные требования к ЗУНам обучающихся в конце каждого раздела.

Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

— способность живо откликаться на события окружающей действительности языком искусства, формируя элементарные практические навыки работы в различных видах художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной).

— формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

— формирование художественно-творческой активности;

— овладение образным языком искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

I класс. Знакомство со способами украшения предметов одежды; выражение характера человека через украшение.

II класс. Знакомство с народными игрушками, памятниками архитектуры, музеями народного декоративно-прикладного искусства.

III класс. Знакомство с древней архитектурой, внешним и внутренним убранством жилища; с народным костюмом в сказочных и былинных образах, с народными традициями и праздниками.

Виды деятельности: рисование, лепка, конструирование из бумаги, аппликация; коллективная и индивидуальная деятельность, беседы, экскурсии, домашняя работа.

Программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства», разработанная авторским коллективом во главе с профессором Т.Я. Шпикаловой.

Цель: способствовать воспитанию высокохудожественно-образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков ребенка.

Содержание программы раскрывается по видам народного искусства:

1. Народное декоративно-прикладное искусство:

а) Основы художественного изображения.

б) Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды.

в) Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения.

г) Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).

2. Устное народное творчество:

а) Учебный материал для восприятия на слух.

б) Учебный материал для самостоятельного чтения.

в) Фольклорные праздники.

В образовательной программе «Школа 2100» О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой предлагается программа «Эстетическое мышление и художественный труд» (1-4 классы)

Эта программа является интегрированной развивающе-обучающей с приоритетом развивающей функции. В ее основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через отдельные виды творческой деятельности.

Цель: саморазвитие и развитие личности ребенка, выявление творческого потенциала, осознание целеположения деятельности.

1. Формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое функционирование, эстетическое мышление на основе развития творческой активности.

2. Развитие качеств творческой личности, умеющей:

б) искать и находить решения, поставленных перед ребенком, учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;

в) выбирать средства и реализовать свой замысел;

г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.

3.Формирование основ политических знаний и умений по элементам техники, технологии ручной обработки материалов, материаловедению; первоначальное знакомство с миром профессий.

4. Общее знакомство с искусством, в том числе и театром как синтетическим видом искусства, объединяющим общеэстетическую духовную и практическую деятельность.

5. Расширение общекультурного кругозора учащихся.

Задачи могут быть расширены при включении в единую целую интегрированную программу курсов ИЗО, музыки, риторики и т.д.

Программа. Автор Т.Н.Проснякова «Художественный труд».

Цель: раскрытие творческого потенциала средствами художественного труда.

Задачи: совершенствование ручной умелости, развитие мелкой моторики в процессе освоения различных технологических приемов, развитие конструкторских способностей, технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса, расширение методов познания окружающей действительности, а также формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.

Разделы: 3 и 4 классы (определенная группа материалов)

— комбинированные виды работ из различных материалов

Основной метод: программа построена на основе «спирально-концентрического принципа». Дети, постоянно используя ранее сформированные умения и приемы работ, постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной сфере.

В систему представлений о материале должно входить: исторические аспекты его возникновения, художественно-прикладные традиции России и других стран в работе с этим материалом, виды художественной обработки, инструменты для работ, названия технологических приемов обработки, современные виды и способы получения этого материала, изменение свойств и качеств в процессе обработки.

Программа. Автор Т.М. Геронимус «Школа мастеров».

Программа Т.М. Геронимус «Школа мастеров» основной целью ставит формирование у школьника жизненной позиции, которая может быть определена словами «Я сам!». Для этого обучение должно быть построено так, чтобы ребёнок получал удовольствие не только от успешной работы, но и от преодоления трудностей. В качестве методических оснований в программе предлагается часть обширной технико-технологической информации переносить из уроков-практикумов в уроки-опыты, киноуроки и уроки-экскурсии. Главной задачей учителя должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в его содержании. Методическое решение этой проблемы состоит в том, что нужно как можно меньше объяснять учащимся, лучше вовлекать их в обсуждение, не перегружать урок новыми сведениями, не торопить детей, не стремиться сразу на помощь, если у ребёнка что-то не получается.

Цель: сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе.

Структура содержания комбинирует в себе компоненты деятельности (т.е. рассматривается не отдельная обработка бумаги, картона, ткани, а все вместе)

I раздел «Учимся различать».

II раздел «Готовимся к практической работе».

III раздел «Учимся выполнять новые операции».

IV раздел «У нас получаются красивые изделия».

V раздел «За год мы узнали новые слова».

В 21 веке технологическое образование становится технической необходимостью. Настоящий этап развития общества интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивают более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания.

В настоящее время в содержание уроков технологии закладываются новые процессуальные умения:

— самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
— работать в группе и принимать решения;

— использовать новые технологии информации и коммуникации.

Программа «Школа России» полностью соответствует ФГОС второго поколения, составлена с учетом объема времени, отведенным на изучение предмета технологии и комплекта учебников и рабочих тетрадей Т.Геронимус.

Программа решает актуальные задачи, обозначенные в новом стандарте: формирование личности ученика в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания, использование новых технологий, где особая роль отводится духовному воспитанию личности, формированию нравственного облика человека.

Особенностью Программы является направленность на овладение младшими школьниками приемами сравнения, классификации, обобщения, т.е. в новом стандарте на формирование УУД, которые выступают в качестве основы образовательного, воспитательного процесса, дают ученику возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *