В чем проявляются трудности реализации двигательной программы речевого высказывания при дизартрии

Тест по дизартрии

1. Основные представления об этиопатоогенетических механизмах дизартрии

а)нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации

б)нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью

иннервации речевого аппарата;

в)нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-

физиологическими дефектами речевого аппарата.

а)частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича

б)полное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича

в)нарушение звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

3)Выделите ту из характеристик симптоматики нарушений речи, которая наиболее

характерна для дизартрии

а)грубое недоразвитие всех сторон речи;

б)нарушение звукопроизношения и тембра голоса при относительной сохранности

других компонентов речи;

в)нарушение звукопроизношения при сохранности других компонентов речи;

г)нарушения звукопроизношения и просодики при относительной сохранности других

4)Ведущее нарушение при дизартрии

б)нарушение звукопроизношения и тембра голоса;

в)нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи;

г)нарушение звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи.

5)Назовите речевое нарушение, обусловленное двигательными расстройствами:

6)Назовите речевое нарушение, при котором имеется недостаточность иннервации

7)В основе расстройств просодической стороны речи яри дизартрии лежат

а)выраженные артикуляционные нарушения

б)нарушения эмоционально-двигательной иннервации

в)повышение мышечного тонуса язычной мускулатуры

8)Трудности реализации двигательной программы речевого высказывания при

дизартрии проявляются в

а)нарушениях лексико-грамматического структурирования

б)трудностях семантической организации речевого высказывания

в)несформированности операций внешнего оформления речи

9)В основе нарушения речевого дыхания при дизартрии лежит

а)патологическое состояние мышц гортани

б)наличие ассоциированных реакций

в)расстройства иннервации дыхательной мускулатуры

10)Спастичность задней части спинки языка вызывает нарушение звуков

г)нет верного ответа

г)нет верного ответа

г)нет верного ответа

14)Исключите фактор, который не характерен для нарушения звукопроизношения при

а)стойкий характер нарушений произношения

б)нарушено произношения только согласных

в)преобладание межзубного и бокового сигматизма

г)трудности автоматизации звуков

15)Исключите фактор, который не характерен для дизартрии

а)наличие патологических рефлексов орального автоматизма

б)нарушение строения артикуляционного аппарата

в)нарушения акта приема пищи

г)трудности автоматизации звуков

16)К наиболее стойким признакам дизартрии относят

б)нарушения слоговой структуры слова

г)нарушение фонематического восприятия

17)Интеллект у детей с дизартрией

в)нет верного ответа

18)Дизартрия чаще всего встречается у детей с

б)детским церебральным параличом

в)нарушением эмоционально-волевой сферы

г)задержкой психического развития

19)Куда направляется ребенок с дизартрией

а)в учреждение V вида

б)в учреждение VI вида

в)в учреждение VII вида

г)в учреждение VIII вида

20)Выделите учреждения, куда направляется ребенок с дизартрией

а)в группу для детей с дизартрией

б)к логопеду в детскую поликлинику

в)в массовую группу детского сада

а)меняющийся характер мышечного тонуса

б)снижение мышечного тонуса

в)повышение мышечного тонуса

г)несоразмерность, неточность произвольных движений

22)Периферический паралич вызывает

23)Выберите признаки, характерные для центрального паралича

а)тонус мышц повышен

б)тонус мышц снижен

д)атрофия мышц отсутствует

е)атрофия мышц выражена

24)Выберите признаки, характерные для периферического паралича:

а)тонус мышц повышен

б)тонус мышц снижен

д)атрофия мышц отсутствует

е)атрофия мышц выражена

а)меняющийся характер мышечного тонуса

б)снижение мышечного тонуса

в)повышение мышечного тонуса

г)несоразмерность, неточность произвольных движений

а)меняющийся характер мышечного тонуса

б)снижение мышечного тонуса

в)повышение мышечного тонуса

г)несоразмерность, неточность произвольных движений

а)меняющийся характер мышечного тонуса

б)снижение мышечного тонуса

в)повышение мышечного тонуса

г)несоразмерность, неточность произвольных движений

а)непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений

б)нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией

в)дрожание кончика языка

^непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения

а)непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений

б)нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией

в)дрожание кончика языка

^непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения

а)непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений

б)нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией

в)дрожание кончика языка

^непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения

а)непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений

б)нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией

в)дрожание кончика языка

^непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения

а)нарушения переключаемости движений

б)поиск артикуляторной позиции

в)оба варианта верны

а)нарушения переключаемости движений

б)поиск артикуляторной позиции

в)оба варианта верны

2. Причины дизартрии

34)Какая из характеристик определяет этиологию дизартрии

а)функциональные нарушения центральной нервной системы

б)органические поражения периферического отдела речевого аппарата

в)органические поражения центральной нервной системы

г)функциональные нарушения речевой моторики

35)Исключите факторы, не влияющие на возникновение дизартрии

в)аномалии строения артикуляционного аппарата

г)неправильная речь окружающих

д)инфекционные заболевания во время беременности

36)Причиной дизартрии могут быть

г)нет верного ответа

37)Причиной дизартрии могут быть

а)дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата

б)избирательное нарушение фонематического восприятия

в)инфекционные заболевания нервной системы

38)Причиной дизартрии могут быть

б)укороченная подъязычная связка

в)общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний

39)Наследственная предрасположенность имеет

а)первостепенное значение в происхождении дизартрии

б)не имеет первостепенного значения

в)нет верного ответа

40)Чаще всего дизартрия у детей носит

41)Кто автор классификации дизартрии на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи

42)Кто автор классификации дизартрии на основе синдромологического подхода а)Винарская Е.Н.

43)Кто автор классификации дизартрии по степени разборчивости речи

44)На основе локализации поражения различают следующие формы дизартрии

45)На основе синдромологического подхода различают следующие формы дизартрии

46)Сколько форм дизартрии выделяет классификация на основе локализации

47)Сколько основных форм дизартрии выделяет классификация на основе

48)Ведущий синдром при спастико-паретической дизартрии

б)спастический парез и нарушение тонического управления речевой деятельностью по

в)типу экстрапирамидного расстройства

49)Ведущий синдром при спастико-ригидной дизартрии

б)спастический парез и нарушение тонического управления речевой деятельностью по

в)типу экстрапирамидного расстройства

50)Ведущий синдром при гиперкинетической дизартрии

б)спастический парез и нарушение тонического управления речевой деятельностью по

в)типу экстрапирамидного расстройства

51 )Ведущий синдром при атактической дизартрии

б)спастический парез и нарушение тонического управления речевой деятельностью по

в)типу экстрапирамидного расстройства

52)Укажите морфологические образования мозга, которые нарушаются при

б)двигательные зоны коры головного мозга

г)ядра черепно-мозговых нервов

д)кортико-нуклеарные проводящие пути

53)При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются

а)нарушения непроизвольных, рефлекторных движений

б)насильственные движения (гиперкинезы)

в)избирательные трудности в произношении наиболее сходных и дифференцированных

г)по артикуляционным укладам звуков

д)кинетическая артикуляторная апраксия

54)Исключите фактор, который не характерен для спастической формы

в)вариативность нарушения звукопроизношения

г)различие в выполнении непроизвольных и произвольных движений

д)повышенный тонус мышц

55)Исключите фактор, который не характерен для паретической формы

в)резкое изменение мышечного тонуса

д)пониженный тонус мышц

56)При псевдобульбарной дизартрии преимущественно страдает произношение звуков

57)При псевдобульбарной дизартрии имеется а)периферический паралич б)гиперкинезы в)центральный паралич г)нет верного ответа

58)Артикуляция гласных отодвинута назад при

59)Нарушения голоса имеется при

в)оба варианта верны

60)При псевдобульбарной дизартрии произвольные движения

в)нет верного ответа

61)Выберите признаки, характерные для псевдобульбарной формы дизартрии

а)гипертонус мышц артикуляционного аппарата

б)гипотонус мышц артикуляционного аппарата

в)резкое снижение врожденных рефлексов

д)искажение звука Р по велярному типу

е)оглушение звонких согласных

ж)нарушение произношения взрывных звуков

62)Укажите морфологические образования мозга, которые нарушаются при

а)двигательные зоны коры головного мозга

в) ядра черепно-мозговых нервов

г)кортико-нуклеарные проводящие пути

а)группа моторных расстройств, связанных с поражением лобно-мозжечковых путей

б)группа моторных расстройств, связанных с очаговым поражением коры головного

в)группа моторных расстройств, связанных с поражением стрио-паллидарной системы г)группа моторных расстройств, связанных с поражением ядер ствола мозга

64)Для бульбарной дизартрии характерны

а)грубые нарушения просодической стороны речи

б)параличи мышц губ, приводящие к нечеткости произношения губных звуков

в)повышение мышечного тонуса артикуляционной моторики

г)кинестетическая артикуляторная апраксия

65)Для клинической картины периферического паралича характерно

а)повышение мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата

б)кинестетическая артикуляторная апраксия

в)проявление рефлексов орального автоматизма

г)нарушение проведения нервных импульсов к речевым мышцам

66)При бульбарной дизартрии имеется

г)нет верного ответа

67)При бульбарной дизартрии произвольные движения

в)нет верного ответа

68)Повышение условных рефлексов может быть

а)при бульбарной дизартрии

б)при псевдобульбарной дизартрии

в)нет верного ответа

69)При бульбарной дизартрии наблюдается

в)нет верного ответа

70)Нейтральное произношение гласных характерно

а)для бульбарной дизартрии

71)Выберите признаки, характерные для бульбарной формы дизартрии

а)гипертонус мышц артикуляционного аппарата

б)гипотонус мышц артикуляционного аппарата

г)расстройство непроизвольных движений

е)искажение звука Р по велярному типу

ж)оглушение звонких согласных

з)межзубное произношение переднеязычных звуков

и)нарушение произношения взрывных звуков

72)Укажите морфологические образования мозга, которые нарушаются при

а)двигательные зоны коры головного мозга

в)ядра черепно-мозговых нервов

г)кортико-нуклеарные проводящие пути

а)группа моторных расстройств, связанных с поражением лобно-мозжечковых путей

б)группа моторных расстройств, связанных с очаговым поражением коры головного

в)группа моторных расстройств, связанных с поражением стрио-паллидарной системы г)группа моторных расстройств, связанных с поражением ядер ствола мозга

74)Нарушения звукопроизношения при подкорковой дизартрии обусловлено

а)мышечной дистонией и гиперкинезами артикуляционной мускулатуры

б)выраженной спастичностью артикуляционной и фонационной мускулатуры в)асинхронностью между дыханием, фонацией и артикуляцией

75)Исключите фактор, который не характерен для подкорковой формы дизартрии

а)резкое изменение мышечного тонуса

б)стабильное нарушение звукопроизношения

в)нарушения эмоционально-двигательной иннервации

76)Выберите диагностические признаки подкорковой формы дизартрии

а)дистония мышц речевого аппарата

б)гипотония мышц речевого аппарата

г)межзубное произношение переднеязычных

д)боковое произношение язычных звуков

е)динамичность нарушений звукопроизношения, непостоянство искажений, замен и

ж)наличие гиперкинезов в органах речевого аппарата

и)насильственные выкрики, стоны

77)Исключите фактор, который не характерен для нарушения звукопроизношения при

подкорковой формы дизартрии

а)резкое изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре

б)ограничение объема артикуляционных движений

в)нарушения эмоционально-двигательной иннервации

г)наличие насильственный движений (гиперкинезов)

78)Какая форма дизартрии чаще всего сочетается с нарушениями слуха

79)Наиболее стойкие нарушения просодической стороны речи характерны для

г)нет верного ответа

80)Укажите морфологические образования мозга, которые нарушаются при корковой

а)двигательные зоны коры головного мозга

в)ядра черепно-мозговых нервов

г)кортико-нуклеарные проводящие пути

81 )Корковую дизартрию необходимо дифференцировать

г)все варианта верны

а)группа моторных расстройств, связанных с поражением лобно-мозжечковых путей

б)группа моторных расстройств, связанных с очаговым поражением коры головного

в)группа моторных расстройств, связанных с поражением стрио-паллидарной системы г)группа моторных расстройств, связанных с поражением ядер ствола мозга

83)Кинетическая корковая дизартрия характеризуется

а)трудностями воспроизведения серии последовательных движений

б)трудностями поиска артикуляционных укладов

84)При корковой дизартрии чаще всего нарушается произношение звуков

85)Нейтральное произношение гласных характерно для

а)для псевдобульбарной дизартрии

в)оба варианта неверны

86)Корковую дизартрию необходимо дифференцировать

г)все варианта верны

87)Укажите морфологические образования мозга, которые нарушаются при

а)двигательные зоны коры головного мозга

в)ядра черепно-мозговых нервов

г)кортико-нуклеарные проводящие пути

88)Клиническая картина мозжечковой дизартрии характеризуется

а)преобладанием спастичности над парезами артикуляционных мышц

б)избирательные вялые параличи артикуляционной мускулатуры

в)отсутствием стабильности артикуляционных нарушений

г)атаксией с явлениями гиперметрии

89)Исключите фактор, который не характерен для мозжечковой формы дизартрии

б)стабильное нарушение звукопроизношения

90)Исключите фактор, который не характерен для мозжечковой формы дизартрии

91)Выберите диагностические признаки мозжечковой формы дизартрии

а)дистония мышц речевого аппарата

б)гипотония мышц речевого аппарата

в)асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией

г)динамичность нарушений звукопроизношения, непостоянство искажений, замен и

е)наличие гиперкинезов в органах речевого аппарата

з)речь резко замедленная, неплавная, разорванная на слоги

и)насильственные выкрики, стоны

к)трудности в удержании артикуляционного уклада

л)нарушение непроизвольных движений

а)группа моторных расстройств, связанных с поражением лобно-мозжечковых путей

б)группа моторных расстройств, связанных с очаговым поражением коры головного

в)группа моторных расстройств, связанных с поражением стрио-паллидарной системы г)группа моторных расстройств, связанных с поражением ядер ствола мозга

93)Нарушения голоса имеется при

в)оба варианта неверны

94)При стертой дизартрии чаще всего нарушается произношение

95)Стертая дизартрия характеризуется обилием

96)В логопедической практике чаще всего встречается

97)Нейтральное произношение гласных характерно для

98)Минимальные дизартрические нарушения встречаются при

99)Стертую дизартрию необходимо дифференцировать с

100)Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются а)психические расстройства

101)Наиболее частая форма речевой патологии у детей с детским церебральным

г)задержка речевого развития

102)Кто автор классификации дизартрии у детей с детским церебральным параличом

103)У детей с ДЦП речевые нарушения встречаются

в)нет верного ответа

104)При спастической диплегии возникает

105)При гемипаретической форме ДЦП возникает

107)При гиперкинетической форме ДЦП возникает

108)Проявление какого рефлекса орального автоматизма провоцирует дефекты

а)межзубности и палатализации

109)Проявление какого рефлекса орального автоматизма провоцирует боковое

110)Проявление каких рефлексов орального автоматизма затрудняет проведение

111 )Выделите ведущий раздел при обследовании ребенка с дизартрией

б)изучение строения и подвижности органов артикуляции

в)изучение импрессивной речи

г)изучение экспрессивной речи

112)Ядром речевой патологии при дизартрии является

а)недоразвитие лексической стороны речи

б)искаженное развитие фонетико-фонематической стороны речи

в)недоразвитие грамматического строя речи

г)недоразвитие связной речи

113)Основная цель логопедической работы при дизартрии

а)формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи во всех

видах речевой деятельности

б)развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания

в)формирование лексико-грамматического строя речи

^формирование связной речи

114)Выделите факторы, характеризующие комплексный характер логопедического

воздействия при дизартрии

а)коррекция экспрессивной речи

б)лечебная физкультура и логоритмика

в)знакомство с окружающим миром

д)дифференцированный логопедический массаж и гимнастика

115)0пределите, над каким этапом порождения речевого высказывания

преимущественно проводится логопедическая работа при дизартрии

г)моторная реализация речи.

116)В какой последовательности осуществляется логопедическая работа при подкорковой форме дизартрии

а)постановка речевого дыхания

б)подбор определенной позы тела

в)работа над фонацией гласных

117)В какой последовательности осуществляется логопедическая работа при

псевдобульбарной форме дизартрии

а)работа над гласными звуками

б)борьба со слюнотечением, спастичностью

в)работа над согласными звуками

г)формирование правильного дыхания

118)На каком из этапов работы проводится борьба со слюнотечением при устранении

б)развитие фонетической стороны речи

в)закрепление речевых навыков

г)подготовка к обучению грамоте

119)Определите последовательность работы при коррекции стертой дизартрии а)голосовые упражнения

120)Исключите то направление логопедической работы, которое не является

характерным при коррекции стертой формы дизартрии

б)развитие кинестетических дифференцировок

в)коррекция нарушений голоса

121 )Исключите то направление логопедической работы, которое не является

характерным при коррекции псевдобульбарной дизартрии

а)коррекция нарушений звукопроизношения

в)развитие просодической стороны речи

г)развитие фонематического восприятия

122)Исключите то направление логопедической работы, которое не является характерным при коррекции корковой дизартрии

б)нормализация мышечного тонуса

в)развитие кинестетических дифференцировок

123)При каких нарушениях речи применяется дифференцированный логопедический

124)Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае

125)Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае

126)Точечный массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае

127)Выделите фактор, который не является противопоказанием для проведения

128)Длительность одной процедуры массажа в раннем возрасте не должна превышать

129)Длительность одной процедуры массажа в младшем дошкольном возрасте не

130)Длительность одной процедуры массажа в старшем дошкольном и школьном возрасте не должна превышать

131)Определите последовательность проведения артикуляционной гимнастики при

132)Выделите фактор, при котором не применяется метод искусственной локальной

133)Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с

134)Добиться мышечного расслабления логопеду позволяют упражнения

135)Дыхательная гимнастика заключается в

а)тренировке определенных артикуляторно-сенсорных схем

б)отработке носового вдоха и ротового выдоха

в)стимуляции небного и глоточного рефлексов

136)Работа по развитию голоса включает в себя

а)развитие тонких и дифференцированных движений языка

б)формирование ротового выдоха

в) активизацию движений мягкого неба

137)Определите последовательность работы при дизартрии при коррекции

а)автоматизация вызванного звука

б)развитие новых произносительных умений и навыков

в)дифференциация поставленного звука

г)определение последовательности логопедической работы по коррекции нарушений

д)развитие коммуникативных умений и навыков

е)постановка или стимуляция непосредственного вызывания изолированного звука

138)Что такое метод фонетической локализации

б)вызывание аналога звука

139)Каким звукам соответствует дорсальный артикуляционный уклад

140)Каким звукам соответствует какуминальный артикуляционный уклад

141)Каким звукам соответствует альвеолярьный артикуляционный уклад

Источник

В чем проявляются трудности реализации двигательной программы речевого высказывания при дизартрии

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

В чем проявляются трудности реализации двигательной программы речевого высказывания при дизартрии. Смотреть фото В чем проявляются трудности реализации двигательной программы речевого высказывания при дизартрии. Смотреть картинку В чем проявляются трудности реализации двигательной программы речевого высказывания при дизартрии. Картинка про В чем проявляются трудности реализации двигательной программы речевого высказывания при дизартрии. Фото В чем проявляются трудности реализации двигательной программы речевого высказывания при дизартрии

Аннотация: Различные нарушения психомоторных функций являются распространенным симптомом при стертой дизартрии.

Статья:

Прежде всего, по данным Э.Я. Сизовой и Э.К. Макаровой (1979), у детей с некоторой задержкой происходит развитие части установочных рефлексов и локомоторных функций. Так, у некоторых обследованных авторами детей наблюдалась невозможность удерживать головку в вертикальном положении до 5-7 месячного возраста, а некоторые дети научились устойчиво сидеть без опоры после 8-9 месяцев, часть детей только после 1 года. Затруднительным, по данным авторов, оказался и переход к прямохождению: часть детей овладели ходьбой лишь в возрасте 2-4 лет; у некоторых детей даже при своевременном начале ходьбы отмечались различные особенности; либо излишне долго наблюдались явления пропульсии, ходьба «рывками», перемежающаяся с бегом, либо овладевший уже навыками ходьбы ребенок предпочитал ползать, либо был излишне осторожен и ходил очень медленно, либо нагружал при ходьбе только передние отделы стопы, длительное время продолжая ходить на носках.

Л.В.Мелехова (1967) отмечает неточность, слабость движений органов артикуляционного аппарата, их быструю истощаемость. При этом автор указывает, что эти нарушения обнаруживаются нередко лишь в динамике логопедической работы. Среди двигательных расстройств называются и такие, как трудность нахождения определенных положений губ, языка, необходимых для произношения звуков.

Результаты исследования неврологического статуса, проведенного Е.Н. Винарской (1973), Л.В. Лопатиной (2001), Р.И. Мартыновой (1963), Е.Ф. Соботович (1974), показали следующее.

При тщательном обследовании и применении функциональных нагрузок (повторные движения, силовые напряжения) можно выявить симптомы органического поражения центральной нервной системы в форме стертых парезов, изменения тонуса мышц, гиперкинезов в мимической и артикуляторной мускулатуре, патологических рефлексов. Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов, которое проявляется в виде некоторого ограничения движения языка в сторону, гинеркинезов. Повторные движения языка вверх, впереди в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся в замедлении темпа движений, а иногда и легкого посинения кончика языка.

Ограничение объема движений глазных яблок в виде легкого недоведения до наружной спайки. При пробе на аккомодацию и конвергенцию отмечались легкие парезы конвергенции. Однако при боковых движениях нижней челюсти у некоторых детей появлялись синкенезии некоторых в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону.

Асимметрия лицевых нервов имелась у детей, главным образом за счет сглаженности правой или левой носогубной складки. Тяжелых расстройств со стороны языкоглоточных и блуждающих нервов у детей со стертой дизартрией не наблюдается. Однако отмечается недостаточное сокращение мягкого неба.

Со стороны двигательной сферы у детей был слабо выраженный парез с денерваторными изменениями мышечного тонуса. Сила мышц у детей была удовлетворительной. Однако большинство детей не сразу включалось в активное сопротивление. Активные движения у всех обследованных совершалось в полном объеме, но были замедленными, неловкими недифференцированными.

Таким образом, М.Б. Эйдинова, Я.Н. Правдина-Винарская, Л.В. Мелехова, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина выделяют следующие неречевые симптомы у детей со стертой формой дизартрии: стертые парезы, наличие гиперкинезов в мимической и артикуляторной мускулатуре, изменение мышечного тонуса, наличие патологических рефлексов (в том числе орального автоматизма). Отмечается ограничение движений языка в сторону, вперед, вверх в совокупности с беспокойством языка при попытке удержания его в определенном положении, потери четкости, координации движений языка, отклонением его в сторону при высовывании, пассивности кончика языка, тремор и повышенная саливация составляют нарушения вследствие поражения подъязычного нерва. Может наблюдаться недостаточное сокращение мягкого неба, а при нарушении иннервации лицевого нерва отмечается сглаженность носогубных складок. В комбинации с указанными выше симптомами могут иметь место косоглазие, ограничение объема движения глазных яблок, птоз.

Необходимо сказать, что особенности речевой моторики у детей со стертой дизартрией обусловлены нарушением функции тех двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции. Исследование артикуляторной моторики показало, что у всех детей со стертой дизартрией имеются нарушения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточными нервами.

Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов у данной категории детей связано с поражением подъязычных нервов (XII пара). Проявления такого поражения многообразны: ограничения движений языка в сторону, вверх вперед, пассивность кончика языка, черезмерное напряжение спинки языка, слабость одной его половины, беспокойство языка при попытки удержания его в заданном положении, недиференциронность движений кончика языка напряжение языка при ускорении темпа движений, нарастающее утомление мышц, потери четкости, координации, повышении саливации, отклонение языка в сторону при высовывании, фибриллярные подергивания.

Со стороны тройничных (Vпара), языко-глоточных (IX пара), и блуждающих (X пара) нервов тяжелых расстройств, как правило, не наблюдается. В некоторых случаях могут отмечаться недостаточность сокращения мягкого неба, отклонения маленького язычка в сторону с легким парезом небной занавески противоположной стороны, свидетельствующее об одностороннем поражении язычного и блуждающего нервов.

Асимметрия лицевых нервов (VII пара) отмечается за счет сглаженность носогубных складок справа и слева, что соответственно вызывает недостаточное оскаливание зубов, неравномерное надувание щек.

В практике чаще всего встречается комбинация эти нарушений. Отмеченные состояния черепно-мозговых нервов при стертой форме дизартрии носят, как правило, стойкий, постоянный характер.

Как отмечают М.Б. Эйдинова и Е.Н. Правдина-Винарская (1969), слабость этих нервов, наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции отражается не только на артикуляции отдельных звуков, но и на переключении с одного звука на другой, на плавности и последовательной смены артикуляторных движений, автоматизации речи, то есть на компонентов, имеющих существенные значения для развития правильной речи ребенка. Движения мимической, лицевой мускулатуры и артикуляторного аппарата у этих детей характеризуются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, часть их выполнятся вяло с недостаточной мышечной силой, не в полном объеме. Особенно часто нарушаются дифференцированные движения кончика и спинки языка, губ. Для одних детей характерна некоторая скованность, невозможность выполнения более сложных движений, для других – двигательное беспокойство, наличие гиперкинезов языка и лицевой мускулатуры, трудность или невозможность нахождения и удержания заданного положения артикуляторных органов, наличие синкинезий (например опускание век при открывании рта, движения нижней челюстью при поднимании языка вверх, пальцев рук при выполнении артикуляторных заданий и д.т.). При переключении речевых движений переход от одного состояния к другому осуществляется толчкообразно, с нарушением воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок.

Особенности общей моторики при стертой форме дизартрии проявляются в ограничении объема движений, их неловкости, замедленности. Характеризуя состояние двигательной сферы, одни исследователи (Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская, 1974; Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1981) отмечают наличие активных движений в полном объёме. Указывая при этом, что эти движения являются неловкими, замедленными, не дифференцированными. Другие исследователи (Р.И. Мартынова, 1963; Л.В. Лопатина, 1994; 2001, 2003) отмечают ограничения в движении как верхних, так и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны. Это указывает на наличие односторонних паретических явлений в конечностях. В таких случаях, сила в мышцах на стороне пореза оказывается сниженной, а тонус слегка повышенным. При этом моторная недостаточность у детей со стертой дизартрией оказывается наиболее выраженной в случае необходимости выполнения движений, требующих точности и четкости выполнения.

Ручная моторика страдает в большей степени, чем общая, особенно при необходимости сделать тонкие дифференцированные движения пальцами рук. По данным Л.В. Лопатиной (2003) недостатки тонкой моторики проявляются в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений, при этом отмечаются добавочные движения, персеверация, перестановки, нарушения оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряжено, по речевой инструкции с проговариванием их последовательности. Наибольшие трудности вызывает одновременное выполнение движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде всего, кинетическую организацию движения. Кроме того, наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений.

– У дошкольников со стертой дизартрией отмечается существенное отклонение как в артикуляционной, так и в общей и тонкой моторике. Реализация двигательной программы при стертой дизартрии нарушается за счет несформированности операций внешнего оформления речевого высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений.

– Движения мимической, лицевой и артикуляторной мускулатуры характеризуются быстрой истощаемостыо, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, полного объема. Особенно часто нарушаются дифференцированные движения кончика, спинки языка и губ. Особенности общей моторики при стертой форме дизартрии проявляются в ограничении объема движений, их неловкости, замедленности. Недостатки тонкой моторики проявляются в нарушении точности, быстроты, одновременности и координированности движений. А наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, а точнее работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.

– Анализ литературы показал, что общим вопросам симптоматики дизартрии посвящено немало работ, но специальных современных работ, посвященных изучению психомоторики у детей со стертой дизартрией, недостаточно, поэтому проблема исследования у них состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также определение наиболее эффективных средств и методов коррекции психомоторики у данной категории детей продолжает оставаться актуальной.

Список литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *