В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

Общие принципы и методы программы по музыке Д. Б. Кабалевского

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

О том, что настало время для внесения коренных изменений в систему музыкальных занятий в общеобразовательной школе, говорит уже факт переименования уроков пения в уроки музыки. Уроки пения, как правило, ограничивали свою задачу обучением школьников хоровому пению и основам музыкальной грамоты. Уроки музыки ставят перед собой задачу – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Программа опирается на все самое ценное, что накоплено в теории и практике музыкальной педагогики. Например, на музыкально-педагогические воззрения Б.В.Асафьева: «…если взглянуть на музыку как на предмет школьного обучения, то, прежде всего надо категорически отвести в данном случае вопросы музыкознания и сказать: музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают». Так же взгляды и убеждения В.А.Сухомлинского – его безграничная вера в духовные силы детей и подростков. Так же методические находки В.Н.Шацкой и Н.Л.Гродзенской повлияли на разработку программы.

Перед школой встали значительно более широкие задачи музыкально-эстетического воспитания учащихся, позволяющие музыке в школе в полной мере выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Нужна методика, которая помогла бы решению коренного вопроса музыкальных знаний в школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой?

Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету.

Чтобы заинтересовать и увлечь школьников музыкой, Д.Б.Кабалевский выстроил свою программу по тематическому принципу. Он подчеркивал, что учитель не в коем случае не должен разрушать его, так как именно в последовательном развитии определенных тем происходит усвоение предмета «Музыка». Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Темы четвертей последовательно раскрывают тему учебного года. Все побочные, проходящие темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тему уроков учитель определяет сам, но они раскрывают тему четверти.

При таком построении программы усвоение материала идет гораздо успешнее. Учителю и учащимся легче отделить главное от второстепенного, общую закономерность от частного случая. Становится не столь уж важным, сколько отдельных произведений, их названий и имен их авторов, сколько отдельных частных фактов запомнил учащийся. Важным становится то, насколько уверенно он почувствовал и понял основную тему.

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Для этого в программе разработан закон слушания музыки.

Отношение к оценке на уроке по программе.

Многие педагоги настаивают на расширении объема школьных программ по музыке, не без основания считая, что современные дети и подростки способны усваивать значительно более сложный материал, чем тот, который им предлагает сегодня школа. И, все-таки мы склонны утверждать, что главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

Основные идеи программы:

2. Сделать в музыке атлас мира.

3. Дать логику познания музыки в темах четвертей.

4. Поставить урок музыки на определенную высоту.

Музыкально-педагогическая система и программа по музыке Д. Б. Кабалевского – концептуальная основа программы по музыке для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с 12-летним сроком обучения.

Источник

Основные аспекты и принципы музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского

Основные аспекты и принципы музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского

Масштабность и глубина музыкально-педагогической концепции

Д.Б. Кабалевского рассматривается сквозь призму основных тенденций, имевших место в области массового воспитания и образования в XX веке. Среди них наиболее значимыми для музыкального воспитания являются: теория «свободного воспитания» (К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др.); социогенетическая теория (В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев и др.); биогенетическая концепция (Б.В. Асафьев, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Б.Л. Яворский и др.); культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Несмотря на различие взглядов, их объединяет признание важной роли искусства в развитии личности .

В концепции Д.Б. Кабалевского восприятие музыки рассматривается как основа музыкальной деятельности учащихся. Процесс развития эмоционального, активного, осмысленного восприятия музыки ребенком является неотъемлемой частью становления его музыкальной культуры. Значительной педагогической идеей Кабалевского является введение ребенка в мир музыки через знакомство с «тремя китами» – песней, танцем и маршем, которые открывают двери в такие крупные жанры как опера, балет, симфония и др.

Содержание программы построено Кабалевским в опоре на закономерности музыки, на принцип тематизма , который композитор образно определяет как процесс восхождения к вершинам музыкального искусства.

Заслуживает внимания подход композитора к расширению функций различных видов детского музицирования на уроке. Заявленный в программе девиз «Каждый класс – хор!» убедительно доказывает стремление Кабалевского к упрочению основ хорового исполнительства в общеобразовательной школе. В то же время в учебно-воспитательном процессе главным становится не относительная самостоятельность различных граней музыкальной деятельности, а их внутренняя связь, их единство, когда любая форма общения с музыкой способствует развитию музыкальной культуры школьника.

Д.Б. Кабалевский в своей концепции интерпретировал уже известные методы и приемы обучения, с точки зрения их адекватности природе музыкального искусства : «сходства и различия», «забегания вперед и возвращения к пройденному» (ретроспективы и перспективы), проблемности. Эти методы композитор рассматривал как путь познания ребенком музыки.

Важным аспектом концепции Д.Б. Кабалевского является постановка проблемы совместного творчества учителя и учащихся, успех решения которой зависит от подготовленности к этой работе самого учителя музыки.

Впервые в концепции Д.Б. Кабалевского и его программе были сформулированы требования к профессиональной компетентности учителя музыки : помимо общепедагогической подготовки, квалифицированный учитель должен быть музыкально образованным педагогом – владеть музыкальным инструментом, вокальной и дирижерско-хоровой техникой, знаниями в области истории и теории музыки. И главное – учитель музыки должен любить музыку как живое интонационно-образное искусство, эмоционально ее воспринимать и исполнять. Кабалевский считал важными составляющими мастерства педагога-музыканта слово учителя, способность преподавателя объединять в единое целое все элементы урока, вариативно применять материал программы, избегая жесткой схемы, штампа в преподавании искусства.

Осмысление содержания музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и многолетний опыт ее применения в практике работы образовательных учреждений России позволил нам сформулировать ее основополагающие принципы: универсальность, интегративность. вариативность, диалогичность . Универсальность концепции заключается в том, что закономерности музыкального искусства являются доминирующими свойствами музыкально-педагогической деятельности. Они могут быть использованы в процессе разработки содержания музыкального образования и воспитания, при выявлении эффективности деятельности учителя на уроке музыки, а также в процессе его внеурочной работы, в системе дополнительного образования. Интегративность рассматривается в контексте широких связей музыки с жизнью, взаимодействия с другими видами искусства в содержании музыкального образования, а также как принцип отбора ключевых профессиональных компетенций в деятельности педагога-музыканта. Вариативность трактуется как возможность творческой интерпретации содержания и методов концепции Д.Б. Кабалевского и созданной на ее основе программы «Музыка», а также как принцип разработки инвариантной и вариативной частей программ повышения квалификации педагога-музыканта. Диалогичность концепции заключается в осмыслении ее как системы открытой к совершенствованию, совместному творчеству учителя и учащихся, к применению диалоговых интерактивных форм повышения квалификации, в которых учитель выступает посредником между музыкой и детьми.

Ретроспективный анализ направлений музыкальной педагогики XX века позволил сделать вывод о том, что художественно-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, впитавшая в себя предшествовавший ее созданию позитивный опыт, явилась качественно новым этапом развития науки и практики музыкального образования.

Источник

Презентация «Основные принципы построения программы по музыке по системе Д. Б. Кабалевского»

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основные принципы построения программы по музыке по системе Д. Б. Кабалевского.

Д.Б.Кабалевский выдвигает цель: сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальном назначении. Цель Д.Б. Кабалевского

Основные задачи Развитие у школьников интереса к музыке Формирование способности творчески размышлять о ней Привитие учащимся навыков выразительного исполнения

Основной принцип Основным принципом программы Д.Б.Кабалевского служит изучение музыки как живого искусства.

Основа построения занятий Д. Б. Кабалевский предложил тематический принцип как основу построения системы музыкальных занятий и конкретного урока.

Сферы музыки Программа основана на «трех китах»: Песня Танец Марш

Песня Песня—наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Танец Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела.

Формирование музыкальной культуры Формирование музыкальной культуры основывается на восприятии музыки, включающее в себя размышление о ней.

Усвоение программы Усвоение тематического содержания программы – это необходимое и важнейшее условие роста музыкальной культуры школьников.

«Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира». Д.Б.Кабалевский.

Спасибо за внимание

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

Номер материала: ДБ-890945

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года

Время чтения: 1 минута

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

ОНФ проверит качество охраны в российских школах

Время чтения: 2 минуты

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами

Время чтения: 1 минута

В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Смотреть картинку В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Картинка про В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского. Фото В чем заключаются основные принципы программы музыка д б кабалевского

Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Общие принципы и методы программы по музыке Д. Б. Кабалевского

О том, что настало время для внесения коренных изменений в систему музыкальных занятий в общеобразовательной школе, говорит уже факт переименования уроков пения в уроки музыки. Уроки пения, как правило, ограничивали свою задачу обучением школьников хоровому пению и основам музыкальной грамоты. Уроки музыки ставят перед собой задачу – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Программа опирается на все самое ценное, что накоплено в теории и практике музыкальной педагогики. Например, на музыкально-педагогические воззрения Б.В.Асафьева: «…если взглянуть на музыку как на предмет школьного обучения, то, прежде всего надо категорически отвести в данном случае вопросы музыкознания и сказать: музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают». Так же взгляды и убеждения В.А.Сухомлинского – его безграничная вера в духовные силы детей и подростков. Так же методические находки В.Н.Шацкой и Н.Л.Гродзенской повлияли на разработку программы.

Перед школой встали значительно более широкие задачи музыкально-эстетического воспитания учащихся, позволяющие музыке в школе в полной мере выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Нужна методика, которая помогла бы решению коренного вопроса музыкальных знаний в школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой?

Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету.

Чтобы заинтересовать и увлечь школьников музыкой, Д.Б.Кабалевский выстроил свою программу по тематическому принципу. Он подчеркивал, что учитель не в коем случае не должен разрушать его, так как именно в последовательном развитии определенных тем происходит усвоение предмета «Музыка». Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Темы четвертей последовательно раскрывают тему учебного года. Все побочные, проходящие темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тему уроков учитель определяет сам, но они раскрывают тему четверти.

При таком построении программы усвоение материала идет гораздо успешнее. Учителю и учащимся легче отделить главное от второстепенного, общую закономерность от частного случая. Становится не столь уж важным, сколько отдельных произведений, их названий и имен их авторов, сколько отдельных частных фактов запомнил учащийся. Важным становится то, насколько уверенно он почувствовал и понял основную тему.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Для этого в программе разработан закон слушания музыки.

Отношение к оценке на уроке по программе.

Многие педагоги настаивают на расширении объема школьных программ по музыке, не без основания считая, что современные дети и подростки способны усваивать значительно более сложный материал, чем тот, который им предлагает сегодня школа. И, все-таки мы склонны утверждать, что главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

Основные идеи программы:

2. Сделать в музыке атлас мира.

3. Дать логику познания музыки в темах четвертей.

4. Поставить урок музыки на определенную высоту.

Музыкально-педагогическая система и программа по музыке Д. Б. Кабалевского – концептуальная основа программы по музыке для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с 12-летним сроком обучения.

Отечественный вариант системы Д. Б. Кабалевского. В программе предлагается практическая реализация процесса общего музыкального образования, который представляет собой целостную последовательную систему развития музыкального мышления учеников, практическое освоение выразительности интонационного языка как средства духовных отношений. Система выражена в разных видах практической деятельности на уроках – пении, импровизации, игре на элементарных инструментах, движении, слушании. Эти и другие виды деятельности включают детей в осмысленный процесс выразительного интонирования. Так как цель музыкального образования в школе – ввести детей в музыку как в «искусство интонируемого смысла» (Б.Асафьев). Это значит воспитывать музыкальную культуру личности как часть духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).

В программе предлагается практическая реализация процесса общего музыкального образования, который представляет собой целостную последовательную систему развития музыкального мышления учеников, практическое освоение выразительности интонационного языка как средства духовных отношений. Система выражена в разных видах практической деятельности на уроках – пении, импровизации, игре на элементарных инструментах, движении, слушании. Эти и другие виды деятельности включают детей в осмысленный процесс выразительного интонирования. Так как цель музыкального образования в школе – ввести детей в музыку как в «искусство интонируемого смысла» (Б.Асафьев). Это значит воспитывать музыкальную культуру личности как часть духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).

Вхождение ребенка в музыку – это постепенное раскрытие его духовности, возвышение его чувств, приобщение к различным видам соинтонирования, наполнение «интонационного словаря» (Б.Асафьев), формирование ценностных отношений к музыке и жизни. Это раскрытие творческого потенциала личности, которое не сводится к усвоению музыкальных знаний, умений и навыков, но допускает их формирование.

В программе четко выражен педагогический взгляд на музыку. Музыка, как и другие виды искусства, в системе общего образования имеет особое предназначение духовного становления человека. Воздействуя интонационно на чувства, известные и неизвестные пласты человеческой психики, на человека в целом, музыка активно формирует взгляд человека на мир, его самосознание себя в мире, и его восприятие этого мира.

Духовные ценности, воплощенные в музыке – общечеловеческие и глубоко личностные одновременно. Передаются они только через сопереживание. Большое значение в этом процессе имеет явление катарсиса – эмоционального очищения и просветления души. До вершин катарсиса ведет целый путь – эмоционального и художественного развития личности. Поэтому важнейшая задача музыкального воспитания – развития художественного восприятия детей и воспитание эстетических чувств

Музыка так же – язык духовных отношений, владеть которым, нужно учиться. Это способ приобщения к общечеловеческому духовному опыту, который выражается в особенностях музыки народов мира. Формами приобщения является образно-творческая деятельность, собственная интерпретация образа музыкального произведения, исходя из особенностей его музыкального языка, личности композитора, исторических особенностей эпохи и традиций исполнительства.

В центре музыкально-воспитательного процесса в программе поставлена личность ученика. Это требует использования диалогичного постоянного подхода к преподаванию. В его основе лежит система связи музыкального произведения с культурой, с жизненным и художественным опытом ученика, его активной интонационной позиции на уроке. При диалогическом построении урока происходит становление индивидуальности личности в процессе совместного открытия знаний, многовариантного решения задачи, расширения личного опыта через соединение с опытом других и т.д.

Вводя учеников в мир музыки, важно не загружать их объемом знаний о ней, а постоянно включать их в систему её коммуникативных связей, проигрывать эти связи диалогичными различными способами – т.е. – вступать в контакт с автором, эпохой, исполнителем и т.д. Секрет воздействия музыки находится «на пересечении познания искусства и отношения с искусством» (А.Леонтьев)

Диалогический метод основан на: сопереживании, совместном поиске, совместном творчестве, художественном сходстве и контрасте, проблемности и поиске. Важнейшее средство диалогизации учебного процесса – это расширение его художественного пространства:

— создание ассоциативной атмосферы на уроке с помощью разных видов искусства.

Это коренным образом меняет позицию учеников на уроке, они становятся субъектами образовательного процесса, активными участниками образно творческого процесса.

Отношение к музыковедческим понятиям

Имеющийся интонационный опыт детей постепенно должен обогащаться с помощью музыковедческих понятий. Они заложены в программу, но не статично, не как свод правил, а как путь «индивидуальных открытий», обоснованный жизненным и художественным опытом ученика. Например интонация – сначала в голосе, жесте движении человека, потом интонация как зерно музыкального образа, способное передать жест, движение, голос и т.д.

Стержень программы – тематизм, который выстроен в соответствии с логикой развития музыкального восприятия и мышления растущего ребенка. В основе тематики – система общих представлений о музыке, разработанная Д.Б.Кабалевским.

Художественный репертуар, включенный в программу, носит рекомендационный характер. Основное требование к репертуару – он должен раскрывать тему в разнообразных видах деятельности на уроке.

Основная форма организации музыкально-образовательного процесса – урок. Для современного урока музыки характерна целостная гибкая структура, с разнообразием художественных образов, видов музыкальной деятельности и эмоционально-образной драматургии. В соответствие с тематическим построением учебного материала выкристаллизовывается следующая типология урока:

— Уроки введения в тему;

‑ Уроки углубления и развития смысловых аспектов темы;

— Уроки обобщения темы;

— Уроки контроля освоения темы.

Каждый тип урока может быть воплощен в разные формы:

— проблемные и творческие уроки, уроки исследования и игры, уроки концерты, уроки спектакли, уроки загадки, уроки турниры, уроки экскурсии, путешествия, ярмарки, сказки и т.д.

— монографичные, интегрированные, панорамные уроки и т.д.

Важно, что бы каждый урок не только раскрывал тему четверти и её элементы, но и свою художественно-игровую форму, воплощенную в сценарии, эмоционально-смысловой драматургии урока-спектакля, который имеет сюжет, ролевой план и морально-эстетическую кульминацию.

Современный урок музыки строится по принципу эмоциональной драматургии художественных образов, сходству и контрасту художественно-педагогических ситуаций. Поэтому работа над каждым произведением ведется в разных видах деятельности. Тем самым воплощается методика «быстрого» ведения урока, когда одна учебная задача решается на разных художественных произведениях (контрастных, или похожих). Или на одном художественном материале решаются разные задачи в разнообразных видах деятельности. Большое значение имеет художественно-ассоциативная атмосфера на уроке, которая должна создавать необходимую психологическую атмосферу. Здесь помогут не только эмоционально-образная драматургия, но и профессионализм и артистизм учителя музыки.

Кабинет музыки. Достаточно просторное и эстетически оформленное помещение, которое находится вдали от столовой и физкультурного зала. Имеет приспособления для затемнения, и для занятий ритмикой. Кабинет должен быть оформлен и укомплектован звукопроизводящей и звукозаписывающей аппаратурой, видео- и экранными средствами, фонотекой, слайдотекой, детским инструментарием, учебно-методическим комплексом по музыке, фортепиано, народные инструменты и т.д.

Личность учителя. Творческая, с развитым внутренним миром, художественным мышлением, духовной культурой личность. Учитель – тонкий психолог, владеющий мастерством художественно-педагогических отношений, интеллигентный человек, широко образованный, современный, с активной жизненной позицией. Это носитель национальной, отечественной и мировой музыкальной культуры. Он должен быть выразительным, артистичным, владеть исполнительским мастерством, уметь преподавать свой предмет в условиях двуязычья.

Системная организация развития музыкального образования в форме таблицы:

Классы, часы1-й класс2-34-56-7
Этапы развития музыкального мышления учащихсяПротоинтона-ционный (донотный)Музыкально-речевой (нотный)Композиции-онныйКонцептуаль-ный
Приоритетная позиция учащихся в обученииИсполнитель → Композитор → Слушатель

Домашние задания по музыке: должны ориентировать слуховое внимание учеников на музыку, которая звучит во круг них. Иллюстрации, подбор и сочинение слов по ритму, музыкальная или пластическая импровизация, создание собственных либретто, рассказов, частушек и т.д. разработка исполнительского плана и т.д.

Оценка. Стимулирующая. В её основе – оценивание достижений ученика, его творческих проявлений. Она служи созданию «ситуации успеха».

— в 1 и 2 классах оценки нет;

— можно выставлять оценки не за четверть, а за полугодие.

Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, запечатленному в музыке, происходит в процессе общения учащихся с музыкальными произведениями. В процессе обучения учащиеся должны не только практически освоить интонационный язык музыки, но и приобрести коммуникативные умения, позволяющие вступать в диалог с художественным произведением, автором, эпохой.

Программа ориентирована на постепенное накопление учащимися опыта музыкально-художественной деятельности и его последующее обобщение с помощью вводимых музыкальных понятий. В свою очередь, освоение основных понятий и музыкальных терминов постоянно должно подкрепляться музыкальной деятельностью учащихся.

Программа предполагает использование различных видов музыкально-художественной деятельности. В сферу музыкально-художественной деятельности учащихся входят слушание, хоровое и ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, сочинение и импровизация, театрализация, ритмодекламация и др.

Художественный репертуар, представленный в программе, является примерным. Он является ориентиром для учителя в репертуарном оснащении предмета. При использовании репертуара следует руководствоваться принципом вариативности, позволяющим приблизить образовательный процесс к личности учителя и особенностям каждого класса.

С целью формирования гражданской культуры учащихся рекомендуется ежегодное обращение к «Дзяржаўнаму гімну Рэспублікі Беларусь»: в I-III классах – для слушания, в IV классе – для исполнения. При подборе музыкального материала для ознакомления учащихся с народными праздниками целесообразно учитывать региональные традиции.

В процессе реализации программы предполагается широкое использование следующих методов:

— художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

— интонационно-стилевого постижения музыки;

— перспективных и ретроспективных связей;

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, для которого характерна гибкая структура и наличие эмоционально-смысловой драматургии. В соответствии с тематическим построением учебного материала выделяются следующие типы уроков:

Предлагаемое в программе планирование является примерным. Оно нацеливает учителя на творческое конструирование содержания каждого урока. При планировании важно учитывать сквозной характер тематического материала, приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков.

В основе программы лежит система связей музыкального произведения с «повседневной» культурой, жизненным и художественным опытом учащихся. Программа позволяет осуществить расширение художественного пространства урока за счёт включения литературных произведений и произведений изобразительного искусства, что способствует формированию познавательных интересов, развитию ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся.

Программа жёстко не регламентирует деятельность учителя, предоставляя ему пространство для творчества. Педагогическое творчество может проявляться в выборе и распределении художественного материала, интерпретации той или иной художественной идеи, художественно-драматургическом планировании и осуществлении учебного процесса в целом.

4. Концептуальные идеи в музыкальной педагогике

Концептуальные идеи в музыкальной педагогике. Л.А. Баренбойм и его система основных идей для организации музыкального воспитания и образования. Концепции эстетического, художественного, музыкально-педагогического и музыкально-эстетического образования в Беларуси

(Н.Н. Гришанович, Т.П.Королёва, В.А.Салеев, В.Л. Яконюк и др.).

Реформирование системы эстетического образования в 2008 году (изменения в учебных планах школ, факультативная форма обучения музыке в старших классах).

Особенности организации общего музыкального образования на современном этапе.

Идеи общего музыкального образования стали активно выдвигаться в России еще во второй половине 19 века такими деятелями, как А.Н. Карасев, С.И. Миропольский, П.П. Мироносицкий, Д.Н. Зарин, М.А. Балакирев и др.

Одной из главных концептуальных идей, меняющих общее положение в музыкальном образовании являлась идея всеобщности музыкального воспитания: Музыкальное образование и воспитание – всем детям! Охватить всех детей без исключения!

С.И. Танеев выдвигал свою концепцию содержания музыкального образования для народной консерватории с обширным циклом дисциплин в центре которого лежит хоровое пение.

В середине ХХ века музыкант-педагог, общественный деятель и просветитель Л.А. Баренбойм (Лев Аронович Баренбойм закончил Московскую консерваторию по классу профессора Золотарева и вошел в историю музыкального искусства как искусствовед – практик, выдающийся ученый).

собрал и сформулировал более определенно целый ряд основных концептуальных идей, которые не потеряли актуальности и до наших дней. В главе «Основные тенденции музыкального воспитания в современном мире» своей книги «Путь к музицированию» он отмечал:

1. Музыкальное воспитание – всем детям!

2. Музыкальное образование для воспитания личности, для гармонии в человеке, для равновесия эмоционального и сознательного в пcихике человека. В век научно-технического прогресса нельзя недопонимать важности художественного образования в развитии личности.

3. Идея изучения репертуара во всей его полноте: народной музыки, классической и современной, притом разных народов мира.

4. Главным ориентиром в образовании считал развитие способностей человека.

5. Творчество при этом, является главной задачей музыкального обучения и воспитания.

Если говорить другим языком стр. 69. книги Т.П. Королевой «Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование»).

1.Салеев В.А. Концепция эстетического образования.

3.Романенко Л.Е., Королева Т.П., Гришанович Н.Н. и др. Концепция художественного образования республики Беларусь.

4. Яконюк В.Л. Концепция музыкально-педагогического образования.

5. В Минске издана концепция Медушевского В.В. «Духовно-нравственное воспитание средствами искусства».

6. Бергер Н.А. Современная концепция и методика музыкального образования. (Санкт_Петербург).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *