в качестве орудий разума выступают в программе про детей
Опыт по программе «Продетей»
татьяна мацалюк
Опыт по программе «Продетей»
Мой опыт по программе «ПРОдетей»
Каждый человек уникален и не повторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Ребёнок едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются.
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами, страхами. Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействия с окружающими, но и на самооценку ребёнка.
К сожалению, нарушения в общении дошкольников встречаются часто. Причины таких нарушений довольно многообразны.
Для решения всех проблем я выбрала для себя простую и доступную методику «Утренний круг».
Вы спросите это же не новая форма работы, да я соглашусь. Утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори ещё в восьмидесятые годы прошлого века. Но я получила опыт и нужную мне информацию из программы «Про детей».
— Цель проведения утреннего круга — создание условий для положительного эмоционального настроя детей, формирования у ребёнка уверенности, речь, фантазию, тренировать память. Уверить ребёнка в то что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Важно помнить, что утренний круг – это не занятие, а игра. поэтому детям позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем.
— Первое чтобы хотелось вам представить это модуль утреннюю встречу «Я пришёл».
В силу своего возраста процесс адаптации может быть не завершен и ребенку еще трудно расставаться с родителями по утрам
Мной были подобраны игровые упражнения способствующие:
снятию психоэмоционального напряжения.
Чтобы отвлечь ребёнка от плохих мыслей и убрать плохое настроение я предлагала детям нарисовать краской или фломастерами, своё настроение, пускай это будет просто клякса, но так ребёнок показывает свои переживания, в дальнейшем это так же использовалось при беседе в утреннем круге, дети узнавали почему он был расстроен.
Так же мы используем в приёмной и не только «Камень дружбы» или «Забирайка плохого настроения». Ребёнок прикладывает руку к камню и мысленно отдаёт ему всё плохое.
Следующий приём отвлечения, это предложить ребёнку выбор музыкального инструмента или действия которыми мы будем собирать детей на утренний сбор. Можно предоставить выбрать ребёнку тему для загадки. Что поможет сделать в нём ответственного за данное мероприятие.
Можно использовались физкультурные упражнения. Например перепрыгни через капризульку (скакалка или просто верёвка). Пройди по мостику и не попади в ручеёк с плохим настроением и т. д. Эти же приёмы мы используем просто для принятия детей в группу не зависимо от его настроения.
Цель: Развивать умение устанавливать позитивные взаимоотношения между детьми;
Для приветствия использовались стихотворения, заклички, пальчиковые упражнения, а так же различные движения всего тела.
Приветствия с действиями
— С добрым утром! – просто стоя лицом к лицу.
— Дай пять – вместе с рукопожатием.
— Помахать открытой ладонью.
-Передача тепла своей руки с закрытыми глазами.
— Создание общей паутины – все бросают клубок со словами приветствия любому, и держаться за нитку, так создается сеть.
— с похлопыванием по плечу,
— с приветливым взмахом рукой,
— с переплетением рук «корзиночкой» и т. п.
Приветствия с передачей предмета
С помощью приветствия дети рассказывали или показывали тему недели или одно дня.
Например. Тема птицы. Я предлагала детям поздороваться как птички. (прощебетать, помахать крылышками, потереться носиками- клювиками и т. д.)
Тема овощи. Каждый ребёнок придумывает каким овощем он будет.Например говорим: «Передаёт тебе привет кабачок» и т. д.
Во время приветствия многие дети начинают раскрываться и не бояться быть смешным. Педагог может назначить ответственного из детей за выбор движения или фразы для сегодняшней встрече.
Предлагаем детям придумать как можно здороваться всем телом, или отдельной её частью. Можно придумать своё приветствие и дать ему смешное название. Например Топики от Дианы, Фырчалки от Андрюшки и т. д.
Цель: Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического дня. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся. Или имеют задачу развития каких то знаний. умений, навыков.
Моя картотека наполнена разными играми: пальчиковые,словесные, игры-фантазии,
игры цепочки, шутки,психогимнастика,дидактические игры, театрализованные игры.
Также в утреннем кругу используются занимательные математические игры-путешествия, фокусы, головоломки, задачи-шутки с числами и цифрами, геометрическими фигурами, на ориентировку в пространстве, логическое мышление активность ребенка надо менять, чтобы он не потерял интерес.
Модуль. Обмен новостями
Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями В обмене новостями самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то,без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение, выстраивать контраргументы.
Здесь нам потребовалась помощь родителей. Для стеснительных детей мы можем придумали игру «Минутка внимания» Стеснительные дети приносят с собой из дома игрушку, книгу и т. д. (заранее договориться с родителями о предмете) Таким образом с помощью вопросов педагога дети начинают свой рассказ, который привлечёт к диалогу остальных воспитанников.
Так же мной использовались различные предметы для побуждений к высказыванию. (шляпа, коробка, мешочек, микрофон и т. д.)
Например. Педагог передаёт детям чистый лист и предлагает каждому поделиться своими новостями, передаём лист по кругу. После того как все дети выскажутся педагог незаметно меняет чистый лист на заранее подготовленный с картинками, что вызывает бурю восторга у детей от маленького их волшебства.
Обмен новостями чередовался со звёздочкой дня.
Развивает самооценку, творчество, корректирует поведение. Ребенок рассказывает о своих друзьях, чем любит заниматься, про свое домашнее животное. В этот день звездочка имеет преимущество первой сделать свой выбор, предложить свое приветствие, которое она придумала, быть дежурной и др. Как выбирается? Не по заслугам не в коем случае, а например по алфавиту.
В группе ежедневно была проведена работа по линейному календарю.
С помощью линейного календаря можно решить множество задач: знакомство с цифрами; прямой и обратный счёт; числа- соседи; понятия «вчера – сегодня – завтра»; понятия «день – неделя – месяц – год» ;приемы анализа: обобщение, классификация, сравнение. определение дней рождения детей и других праздничных событий через привязку к конкретным дням.
Наш календарь разделен на 4 колонки. 1 колонка обозначение дней рабочий или выходной, 2 колонка число, день недели, 3 колонка отмечаем погоду, 4 колонка значимые события дня. В четвёртой колонки ребёнок сам самостоятельно дорисовывал интересующий его вопрос. Например ребёнок хочет много узнать о космосе. Можно сделать выбранный им день, днём Космоса.
Три варианта модуля «Загадка».
Стендовая загадка. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки. Выполняя задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем без помощи взрослого, дети приучаются к самостоятельности. Ребята также учатся «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов.
В ходе решения загадок дети помогают друг другу и почти не нуждаются в помощи воспитателя, благодаря чему он может больше внимания уделять наблюдению за детьми, что является основным методом педагогической диагностики.
Для ответов дети используют именную прищепку, которую прикрепляют к ленте с выбранным ответом.
— Загадка в коробке. С помощью этой загадки ребёнок включает для получения ответа тактильную память, воображение. В коробке спрятан предмет (можно связать его с темой дня или проекта) Дети по очереди засовывают руку в коробку и на ощупь должны определить какой предмет там лежит.
—«Что нарисовал художник?» Этот вариант позволяет развивать память, речь, умение видеть из частей одно целое.
Педагог рисует предмет и обязательно не дорисовывает часть его, например медведь без ушей и лап. Детям нужно отгадать кого нарисовал художник и какие части забыл дорисовать.
Модуль. Новости нашего дня.
С помощью новостей дети узнавали о тех событиях которые будут проходить у них в течении всего их прибывания в детском саду. События можно корректировать или заменять на другие. В течении дня воспитанники самостоятельно дорисовывали те мероприятия которые они решат для себя, что они очень значимые.
Для изображений я использую схемы заранее обговорённые с детьми и рисунки, которые будут символизировать действия и предметы.
Так новости дня плавно подводят детей к проведению занятий.
Но и не забываем тесное наше сотрудничество с родителями.
В раздевалки мы расположили несколько карманов.
-Первый карман это письма родителей своим детям. Каждую пятницу мы с детьми читаем письма от родителей во время утреннего круга. Дети младшего возраста очень трепетно относятся к письма от мамы или папы.
-Второй карман. Это карман приветствий. Родители предлагают свои варианты интересных приветствий для детей в утреннем круге. А так же родители придумывают свои приветствия для своего ребёнка и себя после долго расставания.
-Третий карман это карман пожеланий. Где родители, а так же и дети оставляют друг для друга добрые пожелания.
По желанию родителей. Они так же могут принять участие в составлении и разнообразии каждого модуля.
В 2019 году, я посетила 3х дневный тренинг по реализации и знакомством новых модулей программы «Про детей». Полученная мной информация была полностью реализована в этом учебном году.
Так же я приняла участие в открытом мероприятии по программе «Про детей».
Я поделилась своим опытом по реализации модулей «Утреннего круга» для детей младшего дошкольного возраста.
Так же вместе мной был проведён мастер класс с педагогами с презентацией интересных игр и приёмов в утреннем круге.
Я принимала участие в онлайн встречи посвященной сюжетно- ролевой игре.
Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.
Фотоотчёт «А у нас сегодня опыт!» Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремление узнавать новое. Эксперименты в.
Опыт работы по ПДД Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами.
Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.
Перспективное планирование на февраль по программе «Истоки» 1 – 2 неделя. Тема: «Они живут рядом с нами» (домашние животные) Цели: расширять кругозор детей; формировать заботливое отношение к домашним.
Перспективное планирование на январь по программе «Истоки» 2 неделя. Тема: «Вспомним лку». Цель: вспомнить прошедший новогодний праздник, передавая восхищение и радость. Итоговое мероприятие:.
Топиарий «Мой первый опыт» Давно присматривалась к разным топиариям, тихо восхищаясь фантазиям, умению и терпению их создателей. И зрела – вызревала мысль, что уже.
Традиция «Детские сокровищницы» в программе «Радуга» Традиция «Детские сокровищницы» в программе Радуга. В программе «Радуга» есть много добрых традиций: «Утро радостных встреч», «Встреча.
Программа «ПРОдетей»
Аннотация
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей» ориентирована на детей 3–7 лет и опирается на культурно-исторический подход к образованию, разработанный Л. С. Выготским, его коллегами и последователями. Программа «ПРОдетей» носит комплексный характер, полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает развитие ребенка во всех образовательных областях, его позитивную социализацию и индивидуализацию, охрану и укрепление его физического и психического здоровья.
Программа отдает предпочтение не фронтальным формам обучения, а совместным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий и действий партнеров. Педагоги формируют у детей логическое мышление, коммуникативные и социальные навыки, способность к ответственному, самостоятельному выбору.
Детская игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника и находится в центре программы «ПРОдетей» как самостоятельная ценность. Образовательный процесс строится на собственной активности детей, что делает обучение интересным для ребенка и обеспечивает школьную готовность на основании включения ребенка в ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности и т. д.
Высокая степень индивидуализации образовательного процесса делает возможным успешное применение программы для различных категорий детей – от одаренных до детей с ОВЗ.
ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. – 136 с.
Рецензия № 226/07 от 28.06.2019 г. ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Протокол № 5 от 25 июня 2019 г. Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО»
Содержание
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
1.1.2. Общие подходы к образованию детей дошкольного возраста
1.1.3. Принципы обучения и развития
1.1.4. Развивающие методы и образовательные технологии
1.2. Планируемые образовательные результаты
2.1. Организация предметно-развивающей среды
2.1.1. Основные принципы организации предметно-развивающей среды
2.1.2. Особенности организации предметно-развивающей среды (среда как скаффолдинг)
2.2. Режим дня
3.1. Образовательная деятельность
3.1.1. Зона ближайшего развития. Применение принципов амплификации и скаффолдинга
3.1.2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
3.1.3. Использование медиаторов для опосредования познавательных и социально-эмоциональных процессов дошкольников
3.1.4. Язык (речь) как «орудие разума». Развитие речи дошкольников
3.1.5. Художественно-эстетическое развитие дошкольников
3.1.6. Отдельные вариативные методики и образовательные технологии Программы
3.1.6.1. Методика «Загадки»
3.1.6.2. Метод планирования работы детей в центрах активности
3.1.6.3. Модель письма для планирования работы в центрах
3.1.6.4. Методика «Графическая практика»
3.1.6.5. Методика «Линейный календарь»
3.1.6.6. Технология «Лаборатория историй»
3.2. Формы вовлечения семьи в образовательный процесс
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы
Программа дошкольного образования «ПРОдетей» является примерной авторской программой, обеспечивающей разработку основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) дошкольной образовательной организации (ДОО) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В п. 2.4 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что ООП ДО, реализуемая в ДОО, «направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей». В соответствии с ФГОС ДО содержание программы «ПРОдетей» (далее – Программа) обеспечивает комплексное развитие ребенка, охрану и укрепление его физического и психического здоровья, благополучия в следующих образовательных областях:
Программа основана на принципах культурно-исторического подхода, а ее отличительной характеристикой является фокус на развитых формах сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра предстает в Программе не только как контекст развития и обучения детей дошкольного возраста, но и как специальный предмет формирования со стороны педагогов и семьи, поскольку овладение развитыми формами игры способствует развитию личности ребенка, его коммуникативных и познавательных способностей, а также физическому, художественному и речевому развитию. В этом смысле Программе свойственна целость системы содержания, методов и конкретных образовательных технологий, обеспечивающих практическое применение культурно-исторического подхода к развитию ребенка дошкольного возраста посредством развития сюжетно-ролевой игры, выступающей в Программе в качестве ведущей деятельности детей-дошкольников.
Программа ставит своей целью всестороннее развитие ребенка и направлена на решение следующих образовательных и развивающих задач:
Общие подходы к образованию детей дошкольного возраста
Образовательная программа «ПРОдетей» основана на принципах культурно-исторической психологии и последовательно применяет их в течение всего образовательного процесса – от выбора дизайна материалов и структуры отдельных активностей до обращения к динамической диагностике в целях мониторинга детского развития. Одной из особенностей Программы является ее направленность на развитие произвольности как одного из главных новообразований дошкольного возраста и предпосылки успешного перехода к ведущей деятельности младшего школьного возраста – учебной деятельности.
Активности, применяющиеся в рамках Программы, усложняются по мере развития и взросления детей: когда ребенок овладевает определенными умениями, уровень трудности заданий повышается, в игры и упражнения добавляются новые возможности, мотивации и склонности.
В центре Программы находятся педагогические методики и образовательные технологии по поддержке развитой сюжетно-ролевой игры, что наряду со специальными активностями, направленными на амплификацию социальных, коммуникативных, познавательных и продуктивных компетенций, позволяет детям усвоить культурные способы действия (специфически человеческие «инструменты» разума, которыми пользуются взрослые) и реально овладеть собственной деятельностью. Все детские активности, включенные в Программу, предполагают вовлечение в игру детей, находящихся на разных уровнях развития, за счет встроенной разноуровневой педагогической поддержки.
Принципы обучения и развития
Культурно-исторический подход к дошкольному образованию, аккумулированный в Программе, опирается на следующие принципы.
Принцип амплификации детского развития. Принцип амплификации, впервые сформулированный коллегой Л. С. Выготского и основателем НИИ дошкольного воспитания Александром Владимировичем Запорожцем, был ответом на внедрение школьных форм обучения в детские сады. А. В. Запорожец писал:
Принцип активности субъекта в процессе развития. В процессе обучения и воспитания дети сами создают свои знания, умения и навыки, осваивая выработанные человечеством способы умственных и практических действий. В культурно-историческом подходе принято говорить не столько об усвоении знаний, сколько об их присвоении ребенком, что подчеркивает активный характер его участия в процессе обучения: ребенок может что-то понять, узнать об окружающем мире, только если у него есть возможность активно действовать с предметами, субъектами или явлениями этого мира.
Принцип интериоризации. Развитие ребенка неотделимо от социального контекста, причем каждый психический процесс, каждая формирующаяся способность сначала существует в социуме и лишь затем становится индивидуальным приобретением человека.
Принцип опосредствования. Психика современного человека, подобно его практическому действию, использует инструменты в качестве средств деятельности, к какой бы области эта деятельность ни относилась. Ребенок, развиваясь во всех образовательных областях, осваивает средства умственных действий («орудия разума»), которые были выработаны культурой на протяжении тысячелетий. «Орудия разума» – это знаки и символы, которые используются в умственных действиях подобно орудиям труда в задачах практических.
Принцип развивающего образования: обучение ведет за собой развитие. Овладение ребенком «орудиями разума» лежит в основе обучения, которое ведет за собой развитие.
Принцип зоны ближайшего развития (ЗБР). Л. С. Выготский использует термин «зона», потому что в его представлении прогресс в развитии можно измерить не столько расстоянием между двумя точками на условной кривой развития, сколько динамикой тех возможностей ребенка, которые увеличиваются у него при определенных условиях. Ученый ввел в науку термин «зона ближайшего развития» – это «расстояние между уровнем актуального развития ребенка, которое определяется с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами».
Развивающие методы и образовательные технологии
Основанные на культурно-историческом подходе развивающие методы и образовательные технологии в программе «ПРОдетей» направлены на решение центральных задач Программы: развитие у ребенка представлений в области математики, грамоты, искусства, физической культуры; ознакомление с окружающим миром, освоение представлений о времени, числе, собственном теле, мире людей и вещей; формирование навыков мышления, коммуникативных и социальных навыков; развитие эмоционально-личностной сферы в условиях, обеспечивающих эмоциональное благополучие дошкольника. Методики экспресс-диагностики позволяют сделать вывод о степени усвоения детьми конкретных понятий, эстетических представлений и представлений о здоровом образе жизни, уровне эмоционально-личностного развития и др.
Все развивающие методики Программы предполагают игровую форму, строятся на собственной активности ребенка. Некоторые из них являются центральными, другие носят дополнительный, вспомогательный характер: их главная функция заключается в обеспечении наиболее эффективного действия основных образовательных методик Программы.
Основные методы и методики. Сюжетно-ролевая игра рассматривается в Программе в качестве основного контекста развития возрастных и индивидуальных способностей ребенка. Применяемый в Программе метод планирования игры способствует развитию у дошкольника, с одной стороны, игровой компетентности (придумывать сюжет, выбирать роли, договариваться с партнерами по игре и пр.), с другой – развитию ключевых детских способностей (писать, читать, считать и пр.), памяти, ответственности, инициативы, символической функции и многих других.
Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в Программе используются следующие методы и основанные на них методики:
В центрах активности ребенок может осуществлять выбор собственной активности. Сочетание такого выбора с методикой планирования на основе моделирования письма создает особые условия, когда у ребенка возникает возможность отвечать за свой выбор, регулировать собственную деятельность и выстраивать коммуникацию со взрослыми и детьми, учиться осмысленному чтению и письму, логически рассуждать. Сочетание данных методик позволяет обеспечить каждому ребенку (включая детей с особыми образовательными потребностями) психолого-педагогические условия для решения всех перечисленных выше задач образования и развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями[5].
Для развития навыков коммуникации с другими детьми и взрослыми Программа предлагает метод распределенной регуляции совместной деятельности детей (ко-регуляции). При этом организованная коммуникация, используемая в качестве образовательной технологии, позволяет педагогам добиваться решения и многих других задач, которые ставятся перед образовательным процессом в детском саду.
В частности, в ходе разных видов детской активности (на занятиях, в свободной игре, при работе в центрах, освоении различных понятий, навыков и умений) в группе, работающей по Программе, на основе метода ко-регуляции используется образовательная методика работы в малых группах и в парах. Дети включаются в ролевую коммуникацию, а метод символического действия позволяет стимулировать их к использованию знаков и символов в качестве средств, регулирующих процесс овладения собственным поведением, а также к освоению навыков планирования и контроля, исполнительских действий, освоению и удержанию правил взаимодействия с партнером, являющихся основой произвольного действия, и многого другого. Данная методика помогает разнообразить организацию общения педагога с подопечными, снижая частоту фронтальной коммуникации по вертикальной схеме «педагог – дети» за счет вовлечения каждого ребенка в позицию не только обучаемого, но и обучающего. Дети меняются ролями, что позволяет им опробовать каждую из позиций, а это, в свою очередь, обеспечивает им иной канал освоения информации или навыка – по горизонтальной схеме «ребенок – ребенок».
Планируемые образовательные результаты
Представленные в Программе подходы позволяют наметить следующие ожидаемые результаты – развитие у каждого ребенка дошкольного возраста:
От авторов
Образовательная программа «ПРОдетей» ориентирована на детей 3–7 лет и опирается на культурно-исторический подход к образованию детей дошкольного возраста, принципы культурно-исторической теории, разработанной знаменитым советским психологом Львом Семеновичем Выготским, его коллегами, учениками и последователями.
Программа построена с учетом образовательных методов, созданных в рамках этого подхода, а также авторских технологий, которые отличаются детальной проработкой, множеством вариантов реализации, последовательным и неуклонным использованием детской игры как реального контекста обучения.
Детская игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника и находится в центре программы «ПРОдетей» как самостоятельная ценность. Основной акцент в программе сделан на развитых формах сюжетно-ролевой игры.
При составлении программы игра рассматривалась как естественный возрастосообразный контекст развития ребенка дошкольного возраста, при этом была проведена большая работа по наполнению конкретным образовательным содержанием принципиальных положений Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и многих других ученых и практиков, работавших в рамках культурно-исторической психологии и педагогики.
Содержание программы опирается на интересы ребенка, пробуждает в детях любопытство, удерживает их вовлеченность в обучающие и просто увлекательные сюжетно-ролевые игры.
Методики, представленные в программе, основаны на культурно-историческом подходе к образованию и направлены на развитие первичных знаний дошкольников в области математики, грамоты, а также на ознакомление с окружающим миром, укрепление понимания времени, чисел и др. Педагоги формируют у ребенка навыки счета, письма, логическое мышление, коммуникативные и социальные навыки.
В программе собраны развивающие технологии, предполагающие игровую форму обучения, делая его интересным и увлекательным для детей, и учитывающие возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Программа включает в себя также способы экспресс-диагностики развития ребенка, позволяющие определить степень усвоения им конкретных понятий, уровень овладения навыками и пр.
При создании программы авторы опирались на международную дошкольную образовательную программу Tools Of the Mind (TOM) (E. Bodrova, D. Leong, 2017), в которой представлены образцы технологий, основанных на игровом подходе. Для адаптации материалов к российской социокультурной ситуации потребовалось не только интегрировать лучшие международные традиции дошкольного образования, но и разработать новые технологии, учитывающие национальный контекст.
Программа обеспечивает развитие дошкольника в разных образовательных областях, включая формирование способности к планированию и контролю собственных действий (саморегуляции), освоение ребенком содержания, отвечающего культурным ожиданиям семьи и общества. Поддержка способности ребенка к самостоятельной произвольной регуляции своих действий осуществляется посредством включения в занятия специальных упражнений и организованного руководства детской игрой.
Конкретное содержание программы строится в зависимости от образовательной ситуации в стране, регионе, городе, дошкольной организации.
Хотя школьная подготовка не является центральной целью программы, по мере включения ребенка в специфические виды активности (ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности и т. д.) формируются предпосылки для перехода к учебной деятельности.
Программа «ПРОдетей» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: обеспечивается развитие ребенка во всех образовательных областях, его позитивная социализация и индивидуализация, охрана и укрепление физического и психического здоровья; эмоциональное благополучие регулируется целевыми ориентирами с учетом его индивидуальных особенностей и социальной ситуации развития (ФГОС ДО, пп. 1.6, 4.7).
В программе «ПРОдетей» применяются методы, основанные на максимальной индивидуализации обучения и воспитания, поэтому в практике воспитателя роль фронтальных методов будет относительно невысока. Предпочтение отдается совместным и совместно-распределенным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий и активностей партнеров. При этом дети используют специально разработанные обучающие материалы, которые позволяют выполнять задания в диадах и малых группах при минимальном участии воспитателя.
Способность детей к самоорганизации дает воспитателю возможность индивидуально заниматься с теми, кому необходимо особое внимание. Высокая степень индивидуализации процесса позволяет успешно применять программу в дошкольных учреждениях различных категорий и использовать ее в работе как с одаренными, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для овладения программой воспитатели проходят серию очных и виртуальных тренингов, однако для повышения эффективности процесса рекомендуется, чтобы обучение прошел весь педагогический персонал дошкольной организации: заведующий, методист, педагог-психолог и др.
Программа будет полезна также родителям, которые всерьез заинтересованы в развитии и образовании своих детей, в том, чтобы ребенок рос в обстановке творчества и получал удовлетворение от познания и общения.
Надеемся, что программа «ПРОдетей» будет воспринята педагогами и родителями как залог познания ребенком жизни, его плодотворного развития. Мы уверены, что ее применение принесет радость и детям, и взрослым.
Елена Бодрова, Елена Юдина