в отчетности программа разработана с учетом особенностей отдельных отраслей
Как решить проблемы со сводной отчетностью с помощью единой методологии ведения учета
В теории у бухгалтерского и управленческого учета много общего, но на практике их ведение в конкретной компании может сильно отличаться. В итоге подготовка сводной отчетности регулярно отнимает много времени у сотрудников, а результатами этой работы даже не пользуются. Либо отчет появляется, когда управленческие решения уже приняты, либо руководство больше не верит данным, в которых много раз находили ошибки. Чтобы решить проблему, нужна единая методология ведения всех учетов.
Почему возникает конфликт учетов
Многие компании начинают с ведения только обязательного регламентированного учета. Потребность во внутреннем управленческом появляется на этапе, когда первого становится недостаточно для менеджмента. Например, данные из бухучета (БУ) могут показывать уже неактуальное положение вещей, а это не подходит для оперативных действий. Или появляется необходимость планировать, а по информации из регламентированного учета это сложно делать.
Тогда добавляется управленческий учет (УУ), с помощью которого можно и посмотреть планируемые затраты и поступления, и детализировать уже достигнутые результаты (например, чтобы корректно отреагировать на увеличенный спрос с учетом категорий).
Но так как УУ в нашей стране вести не обязательно, то и правил его ведения нет. Поэтому каждая компания начинает его вести по-своему и чаще всего вручную: раньше все начинали в Excel, сейчас некоторые пользуются Google Sheets или ведут учет в системе на отдельном плане счетов без какой-либо связки с бухгалтерским учетом. С БУ они получаются технически не синхронизированными или синхронизированными не полностью, а также в них могут расходиться аналитические данные в разных измерениях учета.
По мере развития организации могут меняться параметры, по которым руководство измеряет эффективность работы, а с ними меняются или дополняются правила составления управленческой отчетности. Бухучет тоже со временем усложняется: появляется больше элементов, о которых надо отчитываться, открываются новые юридические лица, начинают использоваться новые счета, создаются новые статьи.
В итоге эволюционно формируется сложная система, где внутренний учет очень далек от регламентированного и процессы подготовки каждого типа отчетности и их сопоставления громоздки и не оптимальны.
Как конфликт учетов влияет на бизнес
В итоге компания разными способами теряет деньги, и руководство управляет ей практически вслепую, потому что отчетов либо нет, когда они нужны, либо в их достоверность уже слабо верят.
Что мешает синхронизировать учеты
Попытки решения перечисленных выше проблем со стороны руководства обычно сводятся к увеличению частоты сверок. Это помогает быстрее находить несоответствия, но не помогает делать меньше ошибок или быстро понимать, откуда они взялись.
Чтобы наладить взаимодействие, нужно разработать единую систему правил учета деятельности предприятия для бухгалтерских, налоговых и управленческих целей. Для этого нужно принять во внимание как различия, так и особенности каждой составляющей.
Типичные различия в ведении
Для упрощения понимания не будем касаться особенностей налогового учета, рассмотрим только разницу между БУ и УУ.
В управленческом учете те же затраты могут учитываться по другому принципу, разноситься на несколько разных статей или вообще относиться к другой статье расходов. Например, то, что в бухучете — производственные расходы, в УУ может считаться общехозяйственными и списываться на управленческие.
Часто по-разному отражается амортизация имущества и расходы. Например, то, что в БУ записывается в расходы будущих периодов (РБП), в управленческом может учитываться только в том периоде, когда компания понесла затраты.
Распространенная ситуация для тех, кто работает на зарубежных клиентов, имеет филиалы в других странах или собирается выйти на новый рынок.
Помимо сложностей от одновременного автономного функционирования двух систем, обычно есть проблемы и в каждом из видов учета в отдельности.
Типичные проблемы бухучета
Проводить операции задним числом — против правил, но сотрудники и контрагенты не всегда предоставляют документы вовремя. Поэтому чем крупнее компания, тем позднее закрывается месяц. Нередко даже на месяц позже.
Бухгалтеры неправильно учитывают поступления или неправильно списывают затраты по неопытности, невнимательности или потому что неверно трактовали правила бухучета, тем более что последние периодически меняются.
Глубина отчетности может быть недостаточной для того, чтобы руководители, кредиторы или инвесторы могли правильно оценить экономическое состояние и перспективы фирмы.
Типичные проблемы управленческого учета
Управленческий учет, не основанный на четких правилах, часто позволяет менеджменту манипулировать показателями эффективности.
Сами показатели, по которым измеряется эффективность работы, не всегда отражают реальные цели компании. Они могли быть выбраны неверно, могли устареть, и в итоге целые отделы или направления занимаются достижением совсем не того, что действительно нужно.
Понятно, что сравнивать показатели разного типа всегда непросто (например потому, что увеличивать одни из них может быть легче, чем другие), но отсутствие единого стандарта оформления и подхода к оценке прогресса усложняет задачу в разы.
Кроме того, когда заинтересованные лица отчитываются о результатах так, как сами считают нужным, они «подгоняют» реальные итоги под те, какие хотели бы получить (см. пункт 1), в итоге данные из отчетов разных отделов могут противоречить друг другу. Разобраться, кто хорошо работает, а кто плохо и почему, становится практически невозможно.
Как работает единая методология учета
Методология учета — это свод правил, по которым ведется учет. Единая методология для нескольких видов учета — это свод правил, в котором прописано, как каждый тип операций должен отражаться в каждом из видов учета.
Для создания правильной единой методологии нужно проанализировать текущее состояние каждого вида учета, принять во внимание специфику отрасли и деятельности конкретного бизнеса, оценить применимость лучших практик. Далее нужно по возможности решить проблемы в каждом учете, максимально сблизить их между собой и убедиться, что итоговая отчетность содержит информацию, необходимую для управления предприятием.
Например, многие компании считают полезной высокую степень детализации в УУ-отчетности, но это не всегда верно. Например, для больших компаний или компаний с большим количеством типов номенклатуры часто бывает полезно обобщение данных по группам, особенно в отчетах за короткий промежуток времени. Менеджеру стоит вникать в детали раз в месяц или квартал (в зависимости от специфики отрасли), а подробные ежедневные и еженедельные документы только отнимают время либо игнорируются.
Такая система стандартов, если она разработана верно, позволяет вести учет наилучшим для организации образом. То есть так, чтобы оперативно формировалась полезная отчетность, чтобы эта отчетность была достоверной и чтобы на ведение учета уходило минимум времени сотрудников.
На основе такого свода правил можно эффективно автоматизировать все виды учета: бухгалтерский, налоговый и управленческий. Сделать это можно как с помощью одной компьютерной программы, так и с помощью нескольких специализированных, связанных между собой. Чем более сложная структура учета и чем более гибкая отчетность требуется компании, тем большее количество программных продуктов и работ нужно.
Можно ли с помощью единой методологии обойтись без автоматизации
Минимизировать количество ошибок и срывы сроков до определенной степени действительно можно и вручную.
Единая методология строит разные типы учета на одной базе номенклатуры и одной базе контрагентов, либо допускает минимальные и обоснованные различия (например, если организация работает в основном с юридическими лицами, то для бухучета не обязательно детализировать физлиц, можно все операции с ними проводить как операции с контрагентом «Частное лицо»).
За счет этого разные типы учета и сотрудники, отвечающие за них, начинают «разговаривать на одном языке», и если отладить процессы регулярного взаимодействия между отделами, то это улучшит ситуацию.
Но автоматизация уменьшает влияние человеческого фактора, а значит с ней ошибок еще меньше, учет еще достовернее.
Она также решает проблему дороговизны ведения учета: сотрудники не заносят одно и то же в разные системы, тратят меньше времени на сверки. Для больших компаний на длительных промежутках времени это существенно экономит средства на персонал.
Что дает методология вместе с автоматизацией
Главный результат для бизнеса — это обычно то, что отчеты появляются быстро, содержат всю нужную информацию, и что цифрам можно верить.
Сокращение сроков подготовки документов может быть очень существенным. Например, в компании «Сити Ресторантс» (KFC, «IL Патио», «Планета Суши», Pizza Hut и др.) на работу с ежемесячной отчетностью стало уходить в 3 раза меньше времени: раньше сотрудники тратили до 30 дней, а теперь укладываются в 10. Отчеты по движению денежных средств и по доходам и расходам система формирует сама и присылает руководству еженедельно.
До обращения в компанию RDV клиент вел управленческий учет в MS Excel. Были автоматизированы процессы с помощью нескольких продуктов на базе 1С, между которыми был настроен обмен данными, и для сети федерального масштаба (89 ресторанов по всей стране, количество сотрудников — 1970 человек) это оказало такой ощутимый эффект.
Если вам знакомы проблемы, возникающие из-за разных методологий учета, и вы хотите их решить, обращайтесь в RDV за профессиональными консультациями. Специалисты компании помогут разобраться в текущих проблемах, которые тормозят ваши бизнес-процессы. При необходимости проведут оптимизацию, автоматизируют учет, бизнес-процессы и IT-инфраструктуру.
Тема 12. Основы бухгалтерской отчетности
Цель и задачи темы
Цель – раскрыть значение отчетности для управления и контроля.
Задачи:
Оглавление
12.1. Понятие и виды отчетности
Составление отчетности о работе хозяйствующего субъекта является завершающим этапом учетной работы, в ходе которого получают информацию, используемую как внутренними, так и внешними пользователями.
Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности.
Составляемая организациями отчетность классифицируется по следующим признакам.
По срокам составления и представления
По степени обобщения информации
Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу организации за определенный период времени с целью выявления типичных и массовых явлений, процессов и их результатов. С ее помощью осуществляется контроль над объемом и качеством произведенной продукции, над движением производственных, финансовых и трудовых показателей в рамках отрасли или административного региона (района, города, области, региона, страны, региона стран).
При составлении статистической отчетности используются данные статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.
Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля над хозяйственной деятельностью организации, осуществляемого руководством. Оперативная отчетность содержит минимально необходимое количество показателей, характеризующих результаты работы по отдельным видам деятельности. Такая отчетность является способом текущего наблюдения за ходом хозяйственной деятельности. По своему содержанию и порядку составления она близка к статистической отчетности.
Налоговая отчетность (налоговые декларации) представляет собой совокупность показателей, характеризующих правильность и полноту исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правильность исчисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специальных расчетов в рамках так называемого налогового учета.
Бухгалтерская отчетность. В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) «бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам». С помощью бухгалтерской отчетности осуществляются систематическое наблюдение и контроль над выполнением конкретных показателей работы (величиной финансового результата деятельности организации за отчетный период) и имущественным положением организации в стоимостном выражении на отчетную дату.
К отчетности как элементу метода бухгалтерского учета предъявляется целый ряд требований:
Государственная отчетность содержит круг показателей, характеризующих наиболее важные стороны деятельности организации, и обычно по содержанию совпадает со статистической отчетностью.
Специальная отчетность включает совокупность определенных показателей. Так, организации составляют отчетность об отчислениях на социальное страхование и обеспечение и расходах за счет этих отчислений, декларацию о налоге на имущество и др.
Внутренняя отчетность содержит данные, необходимые для повседневного оперативного руководства производственно-финансовой деятельностью организации. Например, отчеты о работе цехов, сведения о ходе производства и т. д.
Внутригодовая отчетность содержит показатели о ходе и результатах работы за день, декаду, месяц, квартал.
Внутригодовая оперативная и статистическая отчетность называется текущей отчетностью.
Внутригодовая бухгалтерская отчетность называется промежуточной, к ней относится квартальная и полугодовая.
В состав промежуточной отчетности включают:
В состав промежуточной отчетности могут включаться и другие отчетные формы.
Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта.
Годовая бухгалтерская отчетность, кроме бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2), включает также:
Индивидуальная отчетность составляется хозяйствующими субъектами- юридическими лицами и характеризует их производственно-финансовую деятельность.
Консолидированная отчетность составляется группой компаний, холдингом, головной организацией в концерне, которые имеют в своем составе дочерние и зависимые организации. Такую отчетность формирует и представляет материнская компания Группы.
Сводную отчетность составляют вышестоящие организации.
Промежуточная и годовая отчетность направляется:
Годовую бухгалтерскую отчетность представляют заинтересованным пользователям до 1 апреля следующего за отчетным года, а промежуточную — не позднее 30 дней после окончания отчетного периода.
Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей (публикуется в журналах, газетах и т. д.).
12.2. Содержание бухгалтерской отчетности
Для получения достоверных показателей отчетности и своевременного ее составления необходимо провести определенную подготовительную работу, которая осуществляется в соответствии с графиком работы подразделений бухгалтерии хозяйствующего субъекта.
Подготовительная работа состоит из ряда взаимосвязанных этапов.
Первый этап — проверяется полнота сдачи в бухгалтерию хозяйствующего субъекта первичных документов от цехов, складов, подотчетных лиц и т. д.
Второй этап — включаются в затраты на производство расходы за декабрь, поскольку регистры по затратам на производство построены по принципу накапливания итогов.
Третий этап — рассчитываются и включаются в затраты на производство амортизация основных средств, нематериальных активов и резерв на оплату отпусков работников и другие цели.
Четвертый этап – исчисляется средний процент транспортно-заготовительных расходов (отклонений фактической себестоимости от плановой) по материалам; рассчитывается фактическая себестоимость использованных в производстве материалов и списывается на соответствующие счета затрат.
Пятый этап –в установленные сроки проводится инвентаризация всех активов и обязательств хозяйствующего субъекта, результаты которой отражаются в установленном порядке.
Шестой этап заключается в расчете стоимости взаимных услуг цехов вспомогательных производств и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) цехов вспомогательных производств, после чего производится ее списание на счета затрат потребителей услуг (цехи основного производства, сторонние потребители).
Седьмой этап связан с закрытием собирательно-распределительных счетов цехов основного производства (счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»).
Восьмой этап – затраты, собранные на счете 20 «Основное производство», распределяются между выпущенной готовой продукцией и остатками незавершенного производства. На этом этапе калькулируется себестоимость произведенной готовой продукции и рассчитывается фактическая производственная себестоимость проданной продукции (работ, услуг).
Девятый этап заключается в списании внепроизводственных расходов (расходов на продажу) с целью включения их в полную фактическую себестоимость проданной продукции. Одновременно рассчитываются (начисляются) НДС и другие налоги и определяется результат по продаже продукции (работ, услуг).
Десятый этап завершает цикл учетных работ. На этом этапе производятся заключительные записи в учетные регистры, и они закрываются, так как рассчитанные в них показатели переносятся в Главную книгу.
На основе записей Главной книги составляется бухгалтерский баланс.
Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс (форма № 1).
Баланс имеет большое значение для руководства организацией. Он отражает состояние активов в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает их структуру и источники их образования в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта и его финансовое состояние. Например, по данным баланса определяются обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность и др.
По данным баланса выявляются недостатки в работе и финансовом состоянии, а также их причины. На основе информации, содержащейся в балансе, можно разработать мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Данные бухгалтерского баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.
Особое значение приобретает баланс в деле контроля и изучения производственно-финансовой деятельности организации.
При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами хозяйственной деятельности организации.
Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов.
Действующими нормативными актами определены единые принципы и правила составления баланса для всех хозяйствующих субъектов. Структура бухгалтерского баланса отвечает в целом требованиям международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Так, например, разделы актива баланса расположены в нем в порядке возрастания ликвидности, разделы пассива сформированы по степени срочности погашения обязательств (собственный капитал, обязательства со сроком погашения более одного года, обязательства со сроком погашения менее одного года). Отчетная форма баланса – это баланс-нетто.
Действующая форма баланса содержит основные показатели, характеризующие работу организации, ее финансовое положение. На результаты работы оказывает влияние целый ряд факторов, влияние которых раскрывается в других формах отчетности.
Важнейшим показателем, характеризующим работу хозяйственного органа, являются прибыль и убытки. Данные о порядке формирования финансового результата работы содержатся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2).
Совокупный финансовый результат (прибыль или убыток) включает:
В отчете о прибылях и убытках все данные приводятся в сравнении с предыдущим годом, что позволяет анализировать их в динамике.
Показатели о состоянии и изменении капитала хозяйствующего субъекта содержатся в отчете о движении капитала (форма № 3). В отчете приводятся данные о начальном и конечном остатках капитала, его увеличении и использовании.
Отчет состоит из нескольких разделов.
В первом разделе раскрываются состав и движение собственного капитала (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет, целевое финансирование).
Во втором разделе содержится информация об остатках и движении резервов организации, создаваемых за счет себестоимости продукции (резервы на оплату отпусков работников, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год, резерв на ремонт основных средств и другие, предусмотренные законодательством РФ и нормативными актами Минфина РФ).
В третий раздел включены показатели, характеризующие наличие и движение резервов, созданных за счет прибыли организации (резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги).
Четвертый раздел данного отчета заполняют хозяйственные общества и товарищества. В нем приведены показатели, отражающие изменения капитала отчетного года в сравнении с предыдущим.
В отчете о движении капитала представлены показатели стоимости чистых активов, используемые для оценки ликвидности организации. Под чистыми активами понимают разницу между суммой активов хозяйствующего субъекта, принимаемых к расчету, и суммой обязательств, принимаемых к расчету.
Наличие и движение (поступление и расходование) денежных средств в отчете о движении денежных средств (форма № 4) представлено по видам деятельности:
В отчете содержатся данные о поступлении наличных денежных средств, что позволяет контролировать правомерность осуществления наличных расчетов хозяйствующим субъектом. По данным отчета пользователи могут оценить возможность предприятия погашать обязательства и осуществлять инвестиции.
Детализация ряда показателей бухгалтерского баланса, характеризующих качественную работу организации, приводится в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Вся информация, содержащаяся в этом отчете, позволяет проследить состояние и движение заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества, финансовых вложений, социальных показателей и др.
Составной частью годовой бухгалтерской отчетности является пояснительная записка. Содержание пояснительной записки должно соответствовать Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
Вся информация, содержащаяся в пояснительной записке, подразделяется на обязательную и рекомендательную. К первой группе относится информация, раскрывающая структуру хозяйствующего субъекта, объем деятельности и достижения в его развитии (объем продаж, состав прочих активов и пассивов, показатели финансового состояния, техническая, социальная и экономическая политика, информация о налоговых платежах, распределении прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, и др.).
Рекомендательный характер носит информация, раскрывающая тенденции изменению основных показателей деятельности организации.
Между отчетной датой и датой подписания годовой отчетности существует большой временной разрыв. В течение этого периода в деятельности хозяйствующего субъекта могут произойти события, существенно влияющие на показатели отчетности. Организации обязаны информировать пользователей отчетности о таких событиях. Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) и «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/2001) определяют порядок отражения в отчетности таких явлений.
К событиям после отчетной даты относят благоприятные и неблагоприятные существенные факты хозяйственной деятельности, оказывающие влияние на финансовое состояние организации, результаты деятельности, движение денежных средств и другие факты.
События после отчетной даты делятся на две группы.
К первой группе относятся факты, подтверждающие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация осуществляла свою хозяйственную деятельность:
Ко второй группе относятся факты хозяйственной деятельности, возникшие после отчетной даты:
События после отчетной даты отражаются в отчетности посредством уточнения соответствующих данных об активах, капитале, обязательствах, доходах и расходах в денежном выражении на основе специальных расчетов.
К условным фактам хозяйственной деятельности относят такие, в отношении последствий которых по состоянию на отчетную дату существует неопределенность:
Все условные факты оцениваются в стоимостном выражении на основе специальных расчетов и отражаются в бухгалтерской отчетности за отчетный период.
Выводы
В современных условиях бухгалтерская (финансовая) отчетность служит одним из основных источников информации не столько для менеджмента различного уровня самой организации, сколько для внешних пользователей.
Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта.
Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс (форма № 1).
Баланс имеет большое значение для руководства организацией. Он отражает состояние активов в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает их структуру и источники их образования в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта и его финансовое состояние.