вариативные формы способы методы и средства реализации программы детство
«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника
Наталья Стребкова
«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника
«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника»
Детство – это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство – это значит дети,
Детство – это значит мы!
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенкас ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Особенности содержания программы Детство
Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направленона их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.
В каждом разделе программыпредусматривается действие общего механизма:
происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.
Девиз Программы Детство
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Линия познания. Задача программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Линия самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
Принципы программы «Детство»
полноценного проживания ребёнком всех этапов детства
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
содействия и сотрудничества детей и взрослых.
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семьёй;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.
В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать.
Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в Программе.
В обновленной Программев соответствии с ФГОС дошкольного образования:
определены задачи,содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие,
Познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие;
описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;
охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
На современном этапе программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс,включающий:
программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;
методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;
методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».
мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития качеств ребенка:
— Сформированы основные физические качества
— Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,
— Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
— Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
— Способен самостоятельно действовать
— Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
— Откликается на эмоции близких людей и друзей.
— Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
— Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства
— Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
— Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником
— Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых
— Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
— Соблюдает правила поведения на улице в общественных местах
— Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, гак и им самим;
— Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке,
— Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
— Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
— У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
— сформированны социальных чувств и нравственных переживаний воспитанников;
— повышен уровень познавательной активности и любознательности;
— сформировано умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию;
— повышен уровень развития речи;
— повышен уровень творческой активности детей и творческой самостоятельности;
Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «Веселые гномики» (часть вторая) Учебно – тематический план для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) Дата Тема Кол-во часов Образовательные задачи Литература СЕНТЯБРЬ.
Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «Веселые гномики» (часть первая) Пояснительная записка: Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные.
Индивидуальное развитие ребенка как программа развития талантливости и одаренности дошкольника В современном обществе существует потребность воспитания неординарной творческой личности. Многие исследователи считают, что именно дошкольное.
Карта индивидуального развития ребенка-дошкольника С целью разностороннего развития детей в ДОУ проводится мониторинговое исследование 2 раза в год. Анализ полученных результатов используется.
Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.
Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей Основные направления и формы взаимодействия с семьей Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной.
Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы) Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы)Педагогами, психологами и другими.
Вариативные формы, методы и средства в образовательной деятельности ДОУ
Предлагаем примерные формы, методы и средства для разработки рабочей программы в новом учебном году.
Социально – коммуникативное развитие
Формы
• Совместная с воспитателем игра.
• Совместная со сверстниками игра
• Ситуация морального выбора.
• Интегративная деятельность
• Проектная деятельность
• Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.
• Поручение и задание
• Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
Методы
• чтение художественных произведений;
• демонстрация наглядных пособий;
Средства
• игровая среда (дидактическая, сюжетно-ролевая, игра-драматизация);
• общение со взрослыми и сверстниками (стиль и содержание);
• окружающая предметная среда;
• ознакомление с трудом взрослых;
• собственная трудовая деятельность;
• создание предметно-развивающей среды (уголок любимых игрушек, «Уголок настроений»);
• объекты ближайшего окружения;
Формы
• Проектная деятельность
• Исследовательская деятельность.
• Интегративная деятельность
Методы
•демонстрация: показ предметов, показ образца, показ способа действий
•ИКТ: демонстрация фильмов, картин
• Упражнение «Вопрос – ответ»
• Настольно – печатные игры
Средства
• Наглядный дидактический материала для занятий;
• Дидактические игры для формирования математических понятий;
• Создание предметно-развивающей среды – уголок «Логика», уголок природы
• Объекты живой и неживой природы;
• Игры с экологическим содержанием;
• Комплекты наглядного материала;
• Уголок «Наша библиотека»
Формы
• Игровая обучающая ситуация
Методы
• Непосредственные: рассматривание натуральных предметов, экскурсии
• Опосредованные: рассматривание, описание, рассказывание
• Театрализация и драматизация
Средства
Окружающая предметно-развивающая среда
Игровая среда группы
• магнитная доска с буквами
Окружающая среда
• общение взрослых и детей
• культурная языковая среда
Художественно – эстетическое развитие
Формы
• Творческая студия по нетрадиционным техникам рисования
Методы
• Анализ продуктов деятельности
• схемы образцов
• наблюдения в природе
Средства
Окружающая предметно-художественная среда
• Изобразительный материал
• Уголок изобразительной деятельности в группе
Игровая среда группы
• Дидактические игры художественной направленности
Окружающая среда
Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.
Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ «Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ» «Здоровье дороже богатства» – утверждал.
Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ. 1. Обеспечение здорового ритма жизни. o Обеспечение благоприятного психологического.
Консультация для воспитателей «Формы и методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик» » Формы и методы правового воспитания.
Консультация для воспитателей «Виды и формы планирования воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ» Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись.
Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.
Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание в ДОУ: формы, методы, технологии» Консультация для воспитателей. (и презентация) Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного.
Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы
В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО
Содержательный раздел должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы дошкольного образования с учётом их образовательных потребностей и интересов.
Вариативность форм, методов и средств используемых в организации образовательного процесса с воспитанникамис дошкольниками зависит от:
• возрастных особенностей воспитанников;
• их индивидуальных и особых образовательных потребностей;
• личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей;
• степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, свободная деятельность детей).
Основные трудности при проектировании образовательного процесса в ДОО
Ряд примерных образовательных программ побуждает педагогов переходить от «вчерашних привычных» учебных занятий к новым вариативным формам (игры, беседы, мастерские, проектная деятельность и др.).
Данный призыв объясним и актуален, однако является предпосылкой для отсутствия взаимопонимания внутри педагогических коллективов, а также несёт в себе риск депривации свободной спонтанной игры воспитанников:
• хаотичное использование понятийного аппарата дошкольной педагогики;
• отсутствие чётких структурных компонентов образовательного процесса с детьми дошкольного возраста;
• неспособность разработать, спланировать и организовать процесс обучения и воспитания.
Формы непосредственно образовательнойдеятельности классифицировать в зависимости от:
• количества воспитанников (индивидуальные, подгрупповые, индивидуально-подгрупповые, фронтальные);
• степени интеграции (интегрированные, с доминирующей образовательной областью (занятие по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, по рисованию и др.);
• ведущего метода и/или совокупности методов в целом (ознакомительное, экспериментирование, формирование определённых навыков и др.);
сюжетообразующего компонента (пространство, основной идейный и эмоциональный тон (лейтмотив).
Формы образовательной деятельности в режимных моментах
Совместные с педагогом коллективные игры Педагог выступает в качестве носителя игрового опыта, предлагает детям образцы исполнения различных ролей, обучает режиссёрской игре, позволяющей проживать любую воображаемую ситуацию
Дежурство, хозяйственно-бытовой труд Самостоятельная деятельность в рамках выполнения поручений, соблюдение принятых в коллективе правил и обязанностей, формирование полезных навыков и привычек
Мероприятия, связанные с организованной двигательной деятельностью, и закаливающие мероприятия Оптимизация двигательной деятельности, формирование привычки к здоровому образу жизни
Самообслуживание Формирование навыков самообслуживания, самоконтроль, труд ребёнка, направленный на уход за самим собой, включающий комплекс культурно-гигиенических навыков
Природоохранный труд Развивает наблюдательность, бережное и ответственное отношение к природе и всему живому (садоводство, уход за растениями в уголке живой природы и др.)
Чтение художественной литературы Способность к сопереживанию, восприятию произведения, постижение его идейно-духовной сущности, видение его как произведение искусства, отображающего действительность
Совместные с педагогом коллективные игры Педагог выступает в качестве носителя игрового опыта, предлагает детям образцы исполнения различных ролей, обучает режиссёрской игре, позволяющей проживать любую воображаемую ситуацию
Дежурство, хозяйственно-бытовой труд Самостоятельная деятельность в рамках выполнения поручений, соблюдение принятых в коллективе правил и обязанностей, формирование полезных навыков и привычек
Мероприятия, связанные с организованной двигательной деятельностью, и закаливающие мероприятия Оптимизация двигательной деятельности, формирование привычки к здоровому образу жизни
Самообслуживание Формирование навыков самообслуживания, самоконтроль, труд ребёнка, направленный на уход за самим собой, включающий комплекс культурно-гигиенических навыков
Природоохранный труд Развивает наблюдательность, бережное и ответственное отношение к природе и всему живому (садоводство, уход за растениями в уголке живой природы и др.)
Чтение художественной литературы Способность к сопереживанию, восприятию произведения, постижение его идейно-духовной сущности, видение его как произведение искусства, отображающего действительность
Методы передачи сведений и информации, знаний
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой.
Основным средствомвыступает устное или печатное слово:фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);
скороговорки, загадки и др.
Методыпрактического обучения:
• упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые);
• технические и творческие действия
Основные средства: скороговорки, стихотворения; музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности.
Методы эстетического восприятия:
• побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.);
• побуждение к сопереживанию;
Средства:
— личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;
— эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)
Методы проблемного обучения
• познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения);
• диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы);
• метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы);
• экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента);
• прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц);
• метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к вопросу/проблеме, даже супер фантастических)
Средствапроблемного обучения: рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал, различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т. д.); оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.).
Методы поддержки эмоциональной активности
• игровые и воображаемые ситуации;
• похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение);
• придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д. ;
• сюрпризные моменты, забавы, фокусы;
• элементы творчества и новизны;
Средстваподдержки эмоциональной активности: картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.
План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.
Рабочая образовательная программа логопедической работы с детьми подготовительного дошкольного возраста (6–7 лет) Содержание Целевой раздел 2 1. Пояснительная записка 3 1.1. Цели и задачи реализации программы 3 1.2. Принципы и подходы к формированию.