вкладные кресты в стены храма

КАМЕННЫЕ КРЕСТЫ В КРУГЕ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ

вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма
вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма
вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма
вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма
вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма
вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма

вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма

Этот последний вид памятников (рис.1 С) мы относим к крестам в круге по той причине, что они формируют зрительный образ креста в круге, а единственное отличие заключается в отсутствии небольших тонких перемычек, которые, в отдельных случаях, могли быть сломаны.

ГЕОГРАФИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КАМЕННЫХ КРЕСТОВ В КРУГЕ
Новгородская область
Достаточно большое количество каменных крестов в круге, собранных во время различных экспедиций, содержится в фондах Новгородского музея-заповедника (около 20 экземпляров). Большая часть учётных карточек в графе «происхождение» содержит пометку «неизвестно». Также в фондах хранятся и различные обломки крестов в круге – тоже неизвестного происхождения. К новгородским крестам также необходимо отнести четыре креста в круге в фондах Ростовского музея, купленных в 1910 году хранителем музея у новгородского купца (Сборник статей, посвящённых 70-летию М. К. Каргера, 1974, с. 107 – 110).
Наибольшее количество каменных крестов в круге в Великом Новгороде – из числа вмурованных в стены новгородских церквей (табл.1).

вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма
Таблица 1 Кресты в круге (включая обломки) в стенах церквей Великого Новгорода

Недалеко от Кюлалахти, на полуострове Кильпола, в конце XIX века этнографом Швиндтом был обнаружен крест в круге. В настоящее время он находится в Национальном музее Финляндии (Schvindt, 1893).
В олонецком селе Еройла в Спасской церкви находится относительно недавно обнаруженный в подвале местного дома каменный крест в круге. Судя по надписи на кресте, он упоминался П.Минорским в 1876 году и находившемся издревле в местной часовне (Олонецкий сборник, 1886, с. 218). Надпись на кресте вокруг восьмиконечного креста на одноступенчатой голгофе читается: «ХЪ ICЪ ИNКА ЦРЪ СЛАВЫ ХРСТЪ СВЯТОМУ ИNКОЛЕ ОСПО И СПА».
Исходя из этой надписи (молитва о спасении и упоминание святого Николы, покровителя моряков), можно предположить, что этот крест был поклонным, а не намогильным.
По своим внешним характеристикам кресты из Карелии практически идентичны новгородским каменным крестам, а известняк, из которого они изготовлены, на территории Карелии отсутствует.
Исходя из совокупности этих данных, мы считаем, что эти кресты привезены в Карелию из новгородских мастерских.

Ленинградская область
На территории Ленинградской области нам известно как минимум о существовании около 15 каменных крестов в круге.
Крест в пос.Оредеж, ранее был зафиксирован на могильнике у д.Борщово.
Крест, который был найден в алтаре церкви в с.Осьмино при консервации храма. Местный священник в 2012 году сообщил, что нынешняя судьба этого креста ему не известна.
Крест из д. Новоандреево на берегу реки Сясь (Тихвинский район) находится в частном доме, был обнаружен этнографической экспедицией под руководством Л.Корольковой.
Все эти три креста имеют сходство с крестами, которые находятся в фондах новгородского музея заповедника или находятся в стенах новгородских храмов.
В д.Каменные Поляны сохранилась средокрестие с нижней частью (с шипом) каменного креста в круге.
Кроме того, на Ижорском плато и прилегающей территории к юго-западу нами зафиксировано не менее 9 четко выраженных крестов в круге Эти кресты несколько отличаются от тех объектов, которые характерны для Великого Новгорода.
Кроме представленных и осмотренных авторами каменных крестов, необходимо учесть и каменный крест, найденный Е.А. Рябининым при раскопках могильника Плещевицы (Волосовский р-н) в 1971 году (рис.2 В). Вероятная дата, по определению Ю.М. Лесмана: 2-я половина XIII в. – 1-я половина XIV в. (Панченко, 2009).

Одно из главных отличий каменных крестов Ижорского плато – в изображении креста в центральной части. В отличие от новгородских, где изображены небольшого размера шести- и восьмиконечных кресты с голгофой, на ижорских представлены большие выпуклые четырёхконечные кресты с крестообразными окончаниями на лопастях, повторяющими общую форму каменного креста, и нет выпуклых надписей сакральной формулы. (Рис. 2 С)

Материал, из которого изготовлены эти кресты, – местный известняк Ижорской возвышенности, что позволяет говорить о локальных традициях изготовления каменных крестов. Причём эти отличия в узоре прослеживаются в каменных крестах иных форм, общие черты которых имеют явное сходство с новгородскими образцами.
В музее Старой Ладоги находится крест в круге, вероятнее всего, найденный при раскопках на Ижорском плато.
Размеры крестов на территории Ленинградской области также находятся в широком диапазоне – от 22 до 87 сантиметров в диаметре.
При этом кресты, найденные на реке Сясь и в Осьмине, выполнены в традиционной новгородской манере, отличной от крестов с Ижорской возвышенности.

Псковская область
В коллекции Псковского музея-заповедника (хранится в Мирожском монастыре) находится пять каменных крестов в круге. Происхождение четырёх крестов неизвестно, а один крест поступил в музей из псковской церкви Петра и Павла с Буя.
Четыре креста, находящихся в псковском музее, по всем признакам относятся к крестам в круге, изготовленных в новгородской традиции – с рельефными буквами и изображением креста на голгофе в средокрестии. В то же время один крест явно отличается от четырёх других.
Его отличительные особенности:
— в форме лопастей креста, заключенного в круг;
— в форме надписи и креста, изображённых на кресте.
Верхние и нижние лопасти прямые, без расширения, боковые имеют расширение только с одной стороны, словно приподнятые. Такой тип крестов без круга хорошо известен на территории бывшей Псковской земли и не встречается в других местах Северо-запада.
Вторая особенность заключается в том, что стандартная сакральная формула ЦРЬ СЛАВЫ IC XCЪ NИКА выполнена также в традиционном для псковских крестов стиле – те же лигатуры, сама надпись вырезана, а также в средокрестии вырезан семиконечный крест на одноступенчатой голгофе.
Все эти особенности позволяют нам сделать вывод, что крест был изготовлен в мастерской, где уже изготавливались кресты других типов, характерных именно для Псковской земли.
Ещё одним примером такого псковского креста в круге служит крест в стене Никольской церкви на Труворовом городище в Изборске (рис.2 D).

К сожалению, надпись на этом кресте, вероятнее всего, была сбита, однако форма лопастей также свидетельствует о псковском происхождении памятника.
Таким образом, из шести крестов в круге, которые находятся на территории Псковской области, четыре памятника можно отнести к новгородским крестам, а два имеют признаки, характерные для каменных крестов именно этой местности.
Любопытен еще один каменный крест, из д.Залесье рядом с эстонской границей, который мы относим к группе крестов в круге (рис.2 Е).

В данном случае, на наш взгляд, прослеживается смешение форм, характерных для Псковской земли, с крестами в круге, которые встречаются на территории Эстонии.
Известны каменные кресты в круге и на территории Тверской области, в частности, в д.Подборовье Вышневолоцкого уезда (современный Лесной район) был найден один такой памятник. В настоящее время этот крест находится в Тверском областном музее.
Общее количество сохранившихся каменных крестов в круге, относящихся к территории Северо-Запада РФ, составляет не менее 145 экземпляров, а география их распространения приведена на карте (рис.3)

Временные рамки традиции крестов в круге на северо-западе России

В пользу предположения, что в появлении каменных крестов на островах Готланд и Эланд повинно внешнее влияние, говорит ограниченное количество таких крестов при наличии большого числа местных рунных камней и надгробных плит. Кроме того, формы этих крестов довольно сильно различаются.
О существовании каменных крестов в круге на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (юго-западная часть Псковской области, Белоруссия, южная часть Литвы и т.д.) нам не известно и сведений в литературе мы не встречали.
Таким образом, можно говорить о том, что традиция каменных крестов на псковских и новгородских землях появилась раньше, чем на территориях стран современной Восточной Европы. При этом для орденских земель эта традиция отсутствовала. Каменные кресты в круге на островах Готланд и Эланд имеют форму, достаточно отличную от новгородских, а их датировка XIV –XV веками также не позволяет признать их в качестве исходных образцов для традиции каменных крестов в круге на новгородских и псковских землях.

Потравнов А.Л., Хмельник Т.Ю.

Источник

Каменные кресты Изборской округи

вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма

вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма

вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма

Изборск – одно из красивейших мест в России. Об уникальности этой местности не раз писали исследователи, краеведы, журналисты и простые люди. Кого-то впечатляла природа Изборско-Мальской долины, кого-то не могла оставить равнодушной богатая история Старого Изборска и его окрестностей. На протяжении столетий в этих местах жили люди: строили и воевали, пахали и торговали. И оставляли свои следы на этой земле – поселения, могильники, поля, дороги, культовые места, межевые знаки. Так, за очень продолжительное время сформировался уникальный историко-культурный ландшафт Изборска, в котором неразрывно переплелось сотворённое природой и созданное руками человека.

Одной из особенностей изборского историко-культурного ландшафта, его особой чертой, своеобразной визитной карточкой стали средневековые каменные кресты. В округе Изборска на сегодняшний день их известно около ста. Традиция изготавливать кресты из местного известняка появилась, очевидно, в XIV столетии и существовала до XVII века. Каменные кресты можно встретить в центре деревень, на обочине дороги или у края брода, внут­ри сельской часовни и в стене каменного храма, и, конечно, на древнем могильнике или кладбище. Каменные кресты известны почти у всех христианских народов. Крест и его изображение издревле воспринимаются как символ веры, способный защитить человека, его дом и имущество от злых сил. Каким бы ни был такой крест – маленьким или большим, настоящим произведением камнетёсного искусства или достаточно грубо выполненной поделкой – он всегда выполняет свою главную функцию, свою роль – сохранить память.

В XIV–XVI веках каменные кресты широко распространяются на территории Псковской земли. Кресты различаются по своему предназначению. Известны памятные (или обетные) кресты, путевые, межевые, намогильные. Отдельной группой представлены закладные крес­ты, которые вделывались в стены христианских церквей.

В Изборске и его окрестностях известно большое число древних каменных крестов. Большинство изборских каменных крестов принадлежит к числу намогильных. На территории деревни Старый Изборск они сосредоточены в трёх местах. Около десятка каменных крестов находятся в урочище Скудельня в 0,4 км западнее Изборской крепости. Здесь был расположен жальничный могильник, ныне в значительной степени уничтоженный. По результатам небольших раскопок Г.П. Гроздилов утверждал, что ранние жальничные могилы здесь относятся к XI–XII векам, а самые поздние датируются XVI–XVII веками. Вторая группа каменных крестов имеется на современном кладбище в юго-восточной части Труворова городища и близ него. Большинство крес­тов являются намогильными. Очевидно, кладбище здесь возникло уже в XIV–XV веках, вскоре после перенесения Изборска на Жеравью гору. Каменная церковь Николы, как полагают историки архитектуры, поставленная на городище в XV или в XVI веке, была значительно перестроена в XVII–XVIII веках. Тогда в её стены были помещены вкладные каменные кресты, по-видимому, взятые со старых могил. Ещё одно скопление древних крестов имеется около Рождественской церкви XVII века. Старые намогильные кресты использованы были как вкладные в наружных стенах южной пристройки храма. В окрестностях Изборска каменные кресты зафиксированы при деревнях Вастцы, Малы, Гневково, Тешевицы, Мильцы, Иверец, Петровское, Поддубье и других местах.

Обилие крестов в Изборском крае объясняется прежде всего местными условиями. В этой местности много плитнякового камня, с давних пор служившего местным жителям материалом при строительных работах. Одна из плитоломней, где камнерезы делали кресты, находилась недалеко от Изборска при старой дороге, ведущей через Сенно и Камно в Псков.

В Изборске и его окрестностях широко распространены каменные кресты особой формы, характерной именно для этой местности: так называемые каменные кресты «изборского» типа. Они имеют расширяющиеся боковые концы, а их верхний и нижний концы ограничены параллельными краями. Боковые концы их всегда слегка скошены книзу. Часто на изборских крестах имеются обычные для новгородско-псковских каменных крестов высеченные монограммы: сверху ЧРЬ СЛА (царь Славы, на некоторых крестах только ЧРЬ; вместо «ц» всюду высечено «ч»), снизу НИКА, по бокам IС (Иисус) и ХС (Христос), в середине – крест с основанием довольно разнообразных форм. Надписи нестандартны, иногда малограмотны.

Памятных (обетных) каменных крестов известно очень немного, хотя обычай ставить их бытовал в Новгородской и Псковской землях вплоть до XVII века. Так, в 1657 году у северной стены Изборской крепости был поставлен каменный крест в память о сражении изборян с литовцами.

Каменные кресты в деревнях Вастцы, Малы, Брод, Соколово находятся в центре селищ, то есть, в местах, не характерных для размещения могильников. Можно предполагать иную функцию этих памятников. Так, в Вастцах крест поставлен рядом с родником, в древности являвшимся, по-видимому, единственным источником воды для поселения. Рядом с водоёмом расположен крест в деревне Гнилкино. В деревне Брод крест находился напротив переправы через реку. Напротив родника находится часовня с каменными крестами в деревне Малы. Таким образом, установка монументальных крестов в жизненно важных местах, вероятно, расценивалась как их освящение.

Открыто место древней мас­терской по изготовлению каменных крестов. Оно находится на правом берегу Городищенского озера в Изборске, в так называемой Блиновой роще. Сохранились две заготовки. Один крест не был закончен мастером, другой был расколот в процессе изготовления и использован в качестве могильной плиты на расположенном неподалёку могильнике.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что каменные кресты – не просто интереснейший памятник археологии и эпиграфики, но и объект культурного наследия, требующий особого внимания. Зачастую приходится сталкиваться с непониманием того, что ценен не просто каменный крест сам по себе, но и место его изначального нахождения. Каменный крест – не украшение или «скульптура», каждый из них выполняет свою сакральную функцию, «маркирует» место, где воздвигнут. В настоящее время каменные кресты растас­кивают, передвигают, а иногда даже перевозят из одной местности в другую. Каменные кресты – уникальные памятники Средневековья, сохранить их для будущих поколений – наша общая задача.

Виктория Деркач, Александр Михайлов

Источник

Архитектурный словарь

Крест с надписью, завершавший строительные леса при возведении здания. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Смотреть значение Закладной крест в других словарях

Крест — м. крыж, две полосы или два бруска, один поперек другого; две черты напересечку одна другой. бывает: прямой, косой (андреевский), равноконечный, длинный и пр. есть символ.
Толковый словарь Даля

Закладной Прил. Устар. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: заклад, связанный с ним. 2. Свойственный закладу, характерный для него. 3. Принадлежащий закладу.
Толковый словарь Ефремовой

Крест-накрест Нареч. — 1. Взаимно пересекаясь; крестообразно.
Толковый словарь Ефремовой

Крест — (нов.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач. крестьянский, напр. интерн, крестком.
Толковый словарь Ушакова

Ассоциация Голубой Крест И Голубой Щит — Год основания: 1982. Штаб-квартира: г. Чикаго (Chicago), штат Иллинойс (IL), США. Члены: организации, реализующие схемы страхования здоровья «Голубой щит» и «Голубой крест» на местах.
Экономический словарь

Голубой Крест — организация неприбыльного медицинского страхования в США, аналогичная организации Голубой щит.
Экономический словарь

Должник По Закладной — физическое или юридическое лицо, заложившее недвижимость по закладной.
Экономический словарь

Закладной Лист — документ о
залоге должником недвижимого имущества.
Экономический словарь

Залогодатель (должник По Закладной) — В страховании, гарантирующем исполнение обязательств по закладной (ипотечному залогу): лицо, которое получает деньги, предоставляя свое имущество в качестве закладной для обеспечения ссуды.
Экономический словарь

Залогодержатель (кредитор По Закладной) — В страховании, гарантирующем исполнение обязательств по закладной (ипотечному залогу): лицо, которое получает закладную в обмен на предоставление денежных средств.
Экономический словарь

Кредитор По Закладной — юридическое или физическое
лицо, к которому переходит
собственность, выставленная под
обеспечение
кредита.
Экономический словарь

Крест Голубой — организация неприбыльного медицинского страхования в США, аналогичная организации «Голубой щит».
Экономический словарь

Крест Хикса — система пересекающихся кривых, характеризующих равновесие на рынке денег и товаров.
Экономический словарь

Нота По Закладной — В страховании, гарантирующем исполнение обязательств по закладной (ипотечному залогу): письменное согласие на возврат платежа по ссуде. Документ является обеспечением.
Экономический словарь

Облигации Выпусков, Обеспеченных Единой Закладной — UNIFYING MORTGAGE BONDSОблигации, выпущенные (обычно ж.-д. компаниями) с целью объединения нескольких выпусков облигаций в один выпуск, обеспеченный единой общей закладной. Цель.
Экономический словарь

Облигации Преимущественной Закладной — PRIOR LIEN BONDSОблигации, обеспеченные закладной, имеющей преимущество по сравнению с др. закладной или др. закладными на имущество компании. Эти облигации вовсе не обязательно.
Экономический словарь

Облигации Третьей Закладной — THIRD MORTGAGE BONDSОблигации, обеспеченные недвижимостью, к-рая уже служит обеспечением облигаций первого и второго выпуска. Такие облигации дают залоговое право третьей очереди.
Экономический словарь

Облигации, Обеспеченные Закладной На Имущество Под Арендой — АРЕНДОВАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ(FIRST LEASEHOLD BONDS). Облигации, обеспеченные закладной на недвижимость, к-рой владеют на основе аренды, а не на основе права собственности. Данный.
Экономический словарь

Облигации, Обеспеченные Закладной Под Недвижимость — REAL ESTATE BONDSОблигации, обеспеченные закладными или трастовым договором о передаче прав на недвижимость. С инвестиционной точки зрения, такие облигации представляют собой.
Экономический словарь

Облигации, Обеспеченные Закладной, Имеющей Приоритет Перед Другими Закладными — UNDERLYING BONDSОблигации, дающие преимущественное право на собственность компании (по сравнению с последующими выпусками облигаций); облигации, обеспеченные закладной, имеющей.
Экономический словарь

Облигации, Обеспеченные Общей Закладной — GENERAL MORTGAGE BONDSОблигации, обеспеченные совокупной закладной на все имущество, уже являющееся, полностью или частично, объектом предыдущих закладных. Подобные облигации.
Экономический словарь

Облигации, Обеспеченные Первой Закладной — FIRST MORTGAGE BONDSОблигации на все имущество или же его часть, а также на доходы корпорации, выпускающей эти облигации. Поскольку эти облигации обеспечены имуществом (как правило.
Экономический словарь

Источник

Обетные, поклонные и охранные кресты: где их ставили

вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма

Православие немыслимо вне поклонения Кресту Господню. Крест совпровождает христианина, начиная с крещения, изображается на иконах, церковной утвари, украшениях. Нательный крестик носят на шее. Крест венчает венчает главу храма, покоится на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный — возле храма, у дорог, в поле.

Сама традиция ставить кресты пришла на Русь даже раньше крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет», княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».

Равноапольный князь Владимир также следовал традиции возвдвижения крестов. При нем кресты устанавливали на месте закладки города, церкви, монастыря как свидетельство об освящении места и об испрошении у Господа благословения на начало строительства. Вероятно эта традиция пришла на Русь из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.

Вне храмов и кладбищ кресты ставили прежде всего с религиозными целями. Крест — знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом.

Кресты возвдвигали не только святые подвижники, которые тем самым освящали пустынные места, свидетельствуя о Благодати Божией, но и обычные люди разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты часто ставили для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов, как правило, собирались местные жители и молились, такие кресты должны были напоминали путникам о Боге.

Поклонные кресты ставили в старину на месте разрушенных храмов — там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое. Эту традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны.

На Руси было много так называемых обетных крестов. Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на скорое избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Такие обетные кресты при дорогах, на развилках, переправах, на местах слияния и истоков рек, родников, одновременно обозначая узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали само заметное — чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой.

Существовала традиция охранных крестов — они были воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Такие кресты иногда ставили просто в гиблых и опасных местах: они должен был обезопасить это место от повторения подобных несчастий.

Были и внерелигиозные цели установки крестов: например навигация. Приметные (до 10 метров в высоту) кресты распологались по берегам Белого моря и служили своего рода маяками, навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани. Но так было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек, в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, которые сейчас находятся в Тверском музее-заповеднике, являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.

Источник

Крест поклонный

Поклон­ный крест – мону­мен­таль­ное соору­же­ние в виде креста, уста­нов­лен­ное вне здания, пред­на­зна­чен­ное для молитвы и покло­не­ния рас­пя­тому Спа­си­телю.

вкладные кресты в стены храма. Смотреть фото вкладные кресты в стены храма. Смотреть картинку вкладные кресты в стены храма. Картинка про вкладные кресты в стены храма. Фото вкладные кресты в стены храма

Поклон­ный крест могут иметь как вось­ми­ко­неч­ную так и четы­рех­ко­неч­ную форму. Иногда имеют «крышу» (т. н. голу­бец) и при­креп­лен­ные иконы. Своей плос­ко­стью такой крест ори­ен­ти­ро­вался на восток, при этом при­под­ня­тый конец его пере­кла­дины должен был ука­зы­вать на север. Изго­тав­ли­вают кресты из дерева или камня, очень редко – из металла. Высота обычно около двух или более метров в высоту, могут укра­шаться резь­бой и орна­мен­тами.

Часто при уста­новке креста у его под­но­жия дела­лось воз­вы­ше­ние, сим­во­ли­зи­ро­вав­шее Гол­гофу – место рас­пя­тия Гос­пода Иисуса Христа. Осно­ва­нием подоб­ного воз­вы­ше­ния слу­жили горсти земли, при­но­си­мые на место уста­новки креста участ­ни­ками этой хри­сти­ан­ской тра­ди­ции.

Поклон­ный крест воз­во­дится, как пра­вило, на откры­той часто воз­вы­шен­ной мест­но­сти из камня или дерева и может дости­гать высоты несколь­ких метров (4–12 м).

Когда начали уста­нав­ли­вать поклон­ные кресты на Руси?

Тра­ди­ция воз­ве­де­ния поклон­ных кре­стов воз­никла на Руси даже раньше ее кре­ще­ния в 988 году и воз­во­дится ко вре­ме­нам апо­стола Андрея. Согласно «Пове­сти вре­мен­ных лет» св. Нестора Лето­писца, во время своего пре­бы­ва­ния «на Киев­ских горах» апо­стол «сказал бывшим с ним уче­ни­кам: «Видите ли горы эти? На этих горах вос­си­яет бла­го­дать Божия, будет город вели­кий, и воз­двиг­нет Бог много церк­вей». И взойдя на горы эти, бла­го­сло­вил их, и поста­вил крест, и помо­лился Богу, и сошел с горы этой, где впо­след­ствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру». Это был первый поклон­ный крест на Руси, тогда еще язы­че­ской.

Тра­ди­ция уста­нов­ле­ния кре­стов на Русь пришла, по всей види­мо­сти, из Чехии и Мора­вии, где про­по­ве­до­вали святые Кирилл и Мефо­дий. В целом, тра­ди­ция воз­ве­де­ния памят­ных кре­стов общая для всей Восточ­ной Европы – как у пра­во­слав­ных, так и у като­ли­ков. Формы креста раз­ли­ча­ются, но моти­ва­ция одна и та же: испро­ше­ние у Гос­пода защиты, бла­го­дар­ность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспом­нить о Боге.

На Руси тра­ди­ция ста­вить кресты более всего была раз­вита на Севере, на побе­ре­жье Белого моря. Видимо, потому, что в Сред­ние века это был фор­пост Пра­во­сла­вия, рус­ские люди осва­и­вали эти про­стран­ства в борьбе и с труд­ными при­род­ными усло­ви­ями, и с язы­че­ской куль­ту­рой автох­тон­ных наро­дов Севера. Про­ис­хо­дила война рели­ги­оз­ных сим­во­лов – кресты воз­дви­га­лись там, где ранее стояли идолы.

Кроме того, если под Русью пони­мать именно мир рус­ской пра­во­слав­ной куль­туры, а не РФ в ее нынеш­них гра­ни­цах, то нельзя не ска­зать об Укра­ине. Там тра­ди­ция уста­нав­ли­вать кресты, осо­бенно при­до­рож­ные, всегда была крайне попу­лярна.

С какой целью уста­нав­ли­ва­ются поклон­ные кресты?

Древ­ние подвиж­ники, когда при­хо­дили в пустын­ное место, ста­вили там дере­вян­ный крест – тем самым, освя­щая эту пустыню, сви­де­тель­ствуя о бла­го­дати Божией и изго­няя бесов. Это известно из мно­же­ства житий рус­ских святых. Кроме того, поклон­ный крест мог являться знаком духов­ной войны с язы­че­ством, так было, напри­мер, на Севере Руси.

Однако кресты ста­вили не только святые подвиж­ники, но и обыч­ные люди из разных сосло­вий – от царей до кре­пост­ных кре­стьян. Кресты воз­дви­га­лись, напри­мер, для покло­не­ния в тех местах, где не было храмов и часо­вен. У таких кре­стов соби­ра­лись мест­ные жители и моли­лись Богу, такие кресты напо­ми­нали о Боге пут­ни­кам.

Часто поклон­ные кресты уста­нав­ли­ва­ются на месте уни­что­жен­ного или буду­щего храма и явля­ются его свое­об­раз­ным заме­сти­те­лем в деле мар­ки­ровки сакраль­ного про­стран­ства.

Ста­ви­лись и охран­ные кресты – фак­ти­че­ски такие кресты были зримым вопло­ще­нием молитвы к Гос­поду об избав­ле­нии от вся­кого зла. Постав­ля­лись кресты и по лич­ному обету – скажем, в бла­го­дар­ность за исце­ле­ние, по случаю избав­ле­ния от напа­стей, на месте гибели хри­стиан (-ина), за избав­ле­ние от моро­вого повет­рия, за спа­се­ние от гибели.

Но были и вне­ре­ли­ги­оз­ные цели уста­новки кре­стов – для ори­ен­ти­ровки на мест­но­сти. Напри­мер, мно­го­мет­ро­вые (до 10 метров в высоту) при­мет­ные кресты, рас­по­ло­жен­ные по бере­гам Белого моря, были своего рода мая­ками, нави­га­ци­он­ными зна­ками, ука­зы­вали море­хо­дам путь к спа­си­тель­ной гавани. Но это было не только на Севере. Кресты ста­ви­лись и по бере­гам рек в каче­стве ори­ен­ти­ров и меже­вых знаков. Напри­мер, Стер­жен­ский и Лопа­стиц­кий кресты XII века, сейчас они нахо­дятся в Твер­ском госу­дар­ствен­ном объ­еди­нен­ном музее-запо­вед­нике. Эти камен­ные кресты явля­ются одно­вре­менно и охра­ни­тель­ными, и меже­выми, и памят­ными зна­ками.

Каково было отно­ше­ние к поклон­ным кре­стам в совет­ское время?

Совет­ская власть с первых же дней своего суще­ство­ва­ния объ­явила войну кре­стам, в резуль­тате тра­ди­ция уста­новки кре­стов на несколько деся­ти­ле­тий пре­рва­лась. Кресты раз­би­ва­лись, сжи­га­лись, спи­ли­ва­лись. Неко­то­рым кре­стам повезло больше – они выстав­ля­лись в музеях как «сим­волы рели­ги­оз­ного мра­ко­бе­сия».

Какие молит­вен­ные пра­вила при­нято совер­шать около поклон­ных кре­стов?

Кресты всегда вос­при­ни­ма­лись как знак Божи­его при­сут­ствия здесь, в данной мест­но­сти, как напо­ми­на­ние о вере. Поэтому возле кре­стов соби­ра­лись люди, они устра­и­вали молебны или пани­хиды — осо­бенно там, где побли­зо­сти не было храмов. В случае отсут­ствия свя­щен­но­слу­жи­теля, веру­ю­щие совер­шали (и нередко совер­шают в насто­я­щее время) чтение кано­нов и ака­фи­стов. А, напри­мер, у неко­то­рых вала­ам­ских палом­ни­ков и труд­ни­ков суще­ствует тра­ди­ция читать у поклон­ных кре­стов утрен­нее и вечер­нее пра­вила, каноны и После­до­ва­ние ко Свя­тому При­ча­ще­нию.

По мате­ри­а­лам: статьи Е.М. Гуре­ева «Поклон­ные кресты Рус­ского Севера XVI–XVII вв.: обзор оте­че­ствен­ной исто­рио­гра­фии»; статьи П.В. Бояр­ского «Рус­ский крест в сакраль­ном про­стран­стве Арк­тики»; статьи «Поклон­ные кресты в России: исто­рия вопроса» / Пра­во­слав­ный журнал ФОМА; сво­бод­ной энцик­ло­пе­дии Вики­пе­диЯ; откры­тых источ­ни­ков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *