вкладные кресты в стены храма
КАМЕННЫЕ КРЕСТЫ В КРУГЕ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ
Этот последний вид памятников (рис.1 С) мы относим к крестам в круге по той причине, что они формируют зрительный образ креста в круге, а единственное отличие заключается в отсутствии небольших тонких перемычек, которые, в отдельных случаях, могли быть сломаны.
ГЕОГРАФИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КАМЕННЫХ КРЕСТОВ В КРУГЕ
Новгородская область
Достаточно большое количество каменных крестов в круге, собранных во время различных экспедиций, содержится в фондах Новгородского музея-заповедника (около 20 экземпляров). Большая часть учётных карточек в графе «происхождение» содержит пометку «неизвестно». Также в фондах хранятся и различные обломки крестов в круге – тоже неизвестного происхождения. К новгородским крестам также необходимо отнести четыре креста в круге в фондах Ростовского музея, купленных в 1910 году хранителем музея у новгородского купца (Сборник статей, посвящённых 70-летию М. К. Каргера, 1974, с. 107 – 110).
Наибольшее количество каменных крестов в круге в Великом Новгороде – из числа вмурованных в стены новгородских церквей (табл.1).
Таблица 1 Кресты в круге (включая обломки) в стенах церквей Великого Новгорода
Недалеко от Кюлалахти, на полуострове Кильпола, в конце XIX века этнографом Швиндтом был обнаружен крест в круге. В настоящее время он находится в Национальном музее Финляндии (Schvindt, 1893).
В олонецком селе Еройла в Спасской церкви находится относительно недавно обнаруженный в подвале местного дома каменный крест в круге. Судя по надписи на кресте, он упоминался П.Минорским в 1876 году и находившемся издревле в местной часовне (Олонецкий сборник, 1886, с. 218). Надпись на кресте вокруг восьмиконечного креста на одноступенчатой голгофе читается: «ХЪ ICЪ ИNКА ЦРЪ СЛАВЫ ХРСТЪ СВЯТОМУ ИNКОЛЕ ОСПО И СПА».
Исходя из этой надписи (молитва о спасении и упоминание святого Николы, покровителя моряков), можно предположить, что этот крест был поклонным, а не намогильным.
По своим внешним характеристикам кресты из Карелии практически идентичны новгородским каменным крестам, а известняк, из которого они изготовлены, на территории Карелии отсутствует.
Исходя из совокупности этих данных, мы считаем, что эти кресты привезены в Карелию из новгородских мастерских.
Ленинградская область
На территории Ленинградской области нам известно как минимум о существовании около 15 каменных крестов в круге.
Крест в пос.Оредеж, ранее был зафиксирован на могильнике у д.Борщово.
Крест, который был найден в алтаре церкви в с.Осьмино при консервации храма. Местный священник в 2012 году сообщил, что нынешняя судьба этого креста ему не известна.
Крест из д. Новоандреево на берегу реки Сясь (Тихвинский район) находится в частном доме, был обнаружен этнографической экспедицией под руководством Л.Корольковой.
Все эти три креста имеют сходство с крестами, которые находятся в фондах новгородского музея заповедника или находятся в стенах новгородских храмов.
В д.Каменные Поляны сохранилась средокрестие с нижней частью (с шипом) каменного креста в круге.
Кроме того, на Ижорском плато и прилегающей территории к юго-западу нами зафиксировано не менее 9 четко выраженных крестов в круге Эти кресты несколько отличаются от тех объектов, которые характерны для Великого Новгорода.
Кроме представленных и осмотренных авторами каменных крестов, необходимо учесть и каменный крест, найденный Е.А. Рябининым при раскопках могильника Плещевицы (Волосовский р-н) в 1971 году (рис.2 В). Вероятная дата, по определению Ю.М. Лесмана: 2-я половина XIII в. – 1-я половина XIV в. (Панченко, 2009).
Одно из главных отличий каменных крестов Ижорского плато – в изображении креста в центральной части. В отличие от новгородских, где изображены небольшого размера шести- и восьмиконечных кресты с голгофой, на ижорских представлены большие выпуклые четырёхконечные кресты с крестообразными окончаниями на лопастях, повторяющими общую форму каменного креста, и нет выпуклых надписей сакральной формулы. (Рис. 2 С)
Материал, из которого изготовлены эти кресты, – местный известняк Ижорской возвышенности, что позволяет говорить о локальных традициях изготовления каменных крестов. Причём эти отличия в узоре прослеживаются в каменных крестах иных форм, общие черты которых имеют явное сходство с новгородскими образцами.
В музее Старой Ладоги находится крест в круге, вероятнее всего, найденный при раскопках на Ижорском плато.
Размеры крестов на территории Ленинградской области также находятся в широком диапазоне – от 22 до 87 сантиметров в диаметре.
При этом кресты, найденные на реке Сясь и в Осьмине, выполнены в традиционной новгородской манере, отличной от крестов с Ижорской возвышенности.
Псковская область
В коллекции Псковского музея-заповедника (хранится в Мирожском монастыре) находится пять каменных крестов в круге. Происхождение четырёх крестов неизвестно, а один крест поступил в музей из псковской церкви Петра и Павла с Буя.
Четыре креста, находящихся в псковском музее, по всем признакам относятся к крестам в круге, изготовленных в новгородской традиции – с рельефными буквами и изображением креста на голгофе в средокрестии. В то же время один крест явно отличается от четырёх других.
Его отличительные особенности:
— в форме лопастей креста, заключенного в круг;
— в форме надписи и креста, изображённых на кресте.
Верхние и нижние лопасти прямые, без расширения, боковые имеют расширение только с одной стороны, словно приподнятые. Такой тип крестов без круга хорошо известен на территории бывшей Псковской земли и не встречается в других местах Северо-запада.
Вторая особенность заключается в том, что стандартная сакральная формула ЦРЬ СЛАВЫ IC XCЪ NИКА выполнена также в традиционном для псковских крестов стиле – те же лигатуры, сама надпись вырезана, а также в средокрестии вырезан семиконечный крест на одноступенчатой голгофе.
Все эти особенности позволяют нам сделать вывод, что крест был изготовлен в мастерской, где уже изготавливались кресты других типов, характерных именно для Псковской земли.
Ещё одним примером такого псковского креста в круге служит крест в стене Никольской церкви на Труворовом городище в Изборске (рис.2 D).
К сожалению, надпись на этом кресте, вероятнее всего, была сбита, однако форма лопастей также свидетельствует о псковском происхождении памятника.
Таким образом, из шести крестов в круге, которые находятся на территории Псковской области, четыре памятника можно отнести к новгородским крестам, а два имеют признаки, характерные для каменных крестов именно этой местности.
Любопытен еще один каменный крест, из д.Залесье рядом с эстонской границей, который мы относим к группе крестов в круге (рис.2 Е).
В данном случае, на наш взгляд, прослеживается смешение форм, характерных для Псковской земли, с крестами в круге, которые встречаются на территории Эстонии.
Известны каменные кресты в круге и на территории Тверской области, в частности, в д.Подборовье Вышневолоцкого уезда (современный Лесной район) был найден один такой памятник. В настоящее время этот крест находится в Тверском областном музее.
Общее количество сохранившихся каменных крестов в круге, относящихся к территории Северо-Запада РФ, составляет не менее 145 экземпляров, а география их распространения приведена на карте (рис.3)
Временные рамки традиции крестов в круге на северо-западе России
В пользу предположения, что в появлении каменных крестов на островах Готланд и Эланд повинно внешнее влияние, говорит ограниченное количество таких крестов при наличии большого числа местных рунных камней и надгробных плит. Кроме того, формы этих крестов довольно сильно различаются.
О существовании каменных крестов в круге на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (юго-западная часть Псковской области, Белоруссия, южная часть Литвы и т.д.) нам не известно и сведений в литературе мы не встречали.
Таким образом, можно говорить о том, что традиция каменных крестов на псковских и новгородских землях появилась раньше, чем на территориях стран современной Восточной Европы. При этом для орденских земель эта традиция отсутствовала. Каменные кресты в круге на островах Готланд и Эланд имеют форму, достаточно отличную от новгородских, а их датировка XIV –XV веками также не позволяет признать их в качестве исходных образцов для традиции каменных крестов в круге на новгородских и псковских землях.
Потравнов А.Л., Хмельник Т.Ю.
Каменные кресты Изборской округи
Изборск – одно из красивейших мест в России. Об уникальности этой местности не раз писали исследователи, краеведы, журналисты и простые люди. Кого-то впечатляла природа Изборско-Мальской долины, кого-то не могла оставить равнодушной богатая история Старого Изборска и его окрестностей. На протяжении столетий в этих местах жили люди: строили и воевали, пахали и торговали. И оставляли свои следы на этой земле – поселения, могильники, поля, дороги, культовые места, межевые знаки. Так, за очень продолжительное время сформировался уникальный историко-культурный ландшафт Изборска, в котором неразрывно переплелось сотворённое природой и созданное руками человека.
Одной из особенностей изборского историко-культурного ландшафта, его особой чертой, своеобразной визитной карточкой стали средневековые каменные кресты. В округе Изборска на сегодняшний день их известно около ста. Традиция изготавливать кресты из местного известняка появилась, очевидно, в XIV столетии и существовала до XVII века. Каменные кресты можно встретить в центре деревень, на обочине дороги или у края брода, внутри сельской часовни и в стене каменного храма, и, конечно, на древнем могильнике или кладбище. Каменные кресты известны почти у всех христианских народов. Крест и его изображение издревле воспринимаются как символ веры, способный защитить человека, его дом и имущество от злых сил. Каким бы ни был такой крест – маленьким или большим, настоящим произведением камнетёсного искусства или достаточно грубо выполненной поделкой – он всегда выполняет свою главную функцию, свою роль – сохранить память.
В XIV–XVI веках каменные кресты широко распространяются на территории Псковской земли. Кресты различаются по своему предназначению. Известны памятные (или обетные) кресты, путевые, межевые, намогильные. Отдельной группой представлены закладные кресты, которые вделывались в стены христианских церквей.
В Изборске и его окрестностях известно большое число древних каменных крестов. Большинство изборских каменных крестов принадлежит к числу намогильных. На территории деревни Старый Изборск они сосредоточены в трёх местах. Около десятка каменных крестов находятся в урочище Скудельня в 0,4 км западнее Изборской крепости. Здесь был расположен жальничный могильник, ныне в значительной степени уничтоженный. По результатам небольших раскопок Г.П. Гроздилов утверждал, что ранние жальничные могилы здесь относятся к XI–XII векам, а самые поздние датируются XVI–XVII веками. Вторая группа каменных крестов имеется на современном кладбище в юго-восточной части Труворова городища и близ него. Большинство крестов являются намогильными. Очевидно, кладбище здесь возникло уже в XIV–XV веках, вскоре после перенесения Изборска на Жеравью гору. Каменная церковь Николы, как полагают историки архитектуры, поставленная на городище в XV или в XVI веке, была значительно перестроена в XVII–XVIII веках. Тогда в её стены были помещены вкладные каменные кресты, по-видимому, взятые со старых могил. Ещё одно скопление древних крестов имеется около Рождественской церкви XVII века. Старые намогильные кресты использованы были как вкладные в наружных стенах южной пристройки храма. В окрестностях Изборска каменные кресты зафиксированы при деревнях Вастцы, Малы, Гневково, Тешевицы, Мильцы, Иверец, Петровское, Поддубье и других местах.
Обилие крестов в Изборском крае объясняется прежде всего местными условиями. В этой местности много плитнякового камня, с давних пор служившего местным жителям материалом при строительных работах. Одна из плитоломней, где камнерезы делали кресты, находилась недалеко от Изборска при старой дороге, ведущей через Сенно и Камно в Псков.
В Изборске и его окрестностях широко распространены каменные кресты особой формы, характерной именно для этой местности: так называемые каменные кресты «изборского» типа. Они имеют расширяющиеся боковые концы, а их верхний и нижний концы ограничены параллельными краями. Боковые концы их всегда слегка скошены книзу. Часто на изборских крестах имеются обычные для новгородско-псковских каменных крестов высеченные монограммы: сверху ЧРЬ СЛА (царь Славы, на некоторых крестах только ЧРЬ; вместо «ц» всюду высечено «ч»), снизу НИКА, по бокам IС (Иисус) и ХС (Христос), в середине – крест с основанием довольно разнообразных форм. Надписи нестандартны, иногда малограмотны.
Памятных (обетных) каменных крестов известно очень немного, хотя обычай ставить их бытовал в Новгородской и Псковской землях вплоть до XVII века. Так, в 1657 году у северной стены Изборской крепости был поставлен каменный крест в память о сражении изборян с литовцами.
Каменные кресты в деревнях Вастцы, Малы, Брод, Соколово находятся в центре селищ, то есть, в местах, не характерных для размещения могильников. Можно предполагать иную функцию этих памятников. Так, в Вастцах крест поставлен рядом с родником, в древности являвшимся, по-видимому, единственным источником воды для поселения. Рядом с водоёмом расположен крест в деревне Гнилкино. В деревне Брод крест находился напротив переправы через реку. Напротив родника находится часовня с каменными крестами в деревне Малы. Таким образом, установка монументальных крестов в жизненно важных местах, вероятно, расценивалась как их освящение.
Открыто место древней мастерской по изготовлению каменных крестов. Оно находится на правом берегу Городищенского озера в Изборске, в так называемой Блиновой роще. Сохранились две заготовки. Один крест не был закончен мастером, другой был расколот в процессе изготовления и использован в качестве могильной плиты на расположенном неподалёку могильнике.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что каменные кресты – не просто интереснейший памятник археологии и эпиграфики, но и объект культурного наследия, требующий особого внимания. Зачастую приходится сталкиваться с непониманием того, что ценен не просто каменный крест сам по себе, но и место его изначального нахождения. Каменный крест – не украшение или «скульптура», каждый из них выполняет свою сакральную функцию, «маркирует» место, где воздвигнут. В настоящее время каменные кресты растаскивают, передвигают, а иногда даже перевозят из одной местности в другую. Каменные кресты – уникальные памятники Средневековья, сохранить их для будущих поколений – наша общая задача.
Виктория Деркач, Александр Михайлов
Архитектурный словарь
Крест с надписью, завершавший строительные леса при возведении здания. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Смотреть значение Закладной крест в других словарях
Крест — м. крыж, две полосы или два бруска, один поперек другого; две черты напересечку одна другой. бывает: прямой, косой (андреевский), равноконечный, длинный и пр. есть символ.
Толковый словарь Даля
Закладной Прил. Устар. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: заклад, связанный с ним. 2. Свойственный закладу, характерный для него. 3. Принадлежащий закладу.
Толковый словарь Ефремовой
Крест-накрест Нареч. — 1. Взаимно пересекаясь; крестообразно.
Толковый словарь Ефремовой
Крест — (нов.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач. крестьянский, напр. интерн, крестком.
Толковый словарь Ушакова
Ассоциация Голубой Крест И Голубой Щит — Год основания: 1982. Штаб-квартира: г. Чикаго (Chicago), штат Иллинойс (IL), США. Члены: организации, реализующие схемы страхования здоровья «Голубой щит» и «Голубой крест» на местах.
Экономический словарь
Голубой Крест — организация неприбыльного медицинского страхования в США, аналогичная организации Голубой щит.
Экономический словарь
Должник По Закладной — физическое или юридическое лицо, заложившее недвижимость по закладной.
Экономический словарь
Закладной Лист — документ о
залоге должником недвижимого имущества.
Экономический словарь
Залогодатель (должник По Закладной) — В страховании, гарантирующем исполнение обязательств по закладной (ипотечному залогу): лицо, которое получает деньги, предоставляя свое имущество в качестве закладной для обеспечения ссуды.
Экономический словарь
Залогодержатель (кредитор По Закладной) — В страховании, гарантирующем исполнение обязательств по закладной (ипотечному залогу): лицо, которое получает закладную в обмен на предоставление денежных средств.
Экономический словарь
Кредитор По Закладной — юридическое или физическое
лицо, к которому переходит
собственность, выставленная под
обеспечение
кредита.
Экономический словарь
Крест Голубой — организация неприбыльного медицинского страхования в США, аналогичная организации «Голубой щит».
Экономический словарь
Крест Хикса — система пересекающихся кривых, характеризующих равновесие на рынке денег и товаров.
Экономический словарь
Нота По Закладной — В страховании, гарантирующем исполнение обязательств по закладной (ипотечному залогу): письменное согласие на возврат платежа по ссуде. Документ является обеспечением.
Экономический словарь
Облигации Выпусков, Обеспеченных Единой Закладной — UNIFYING MORTGAGE BONDSОблигации, выпущенные (обычно ж.-д. компаниями) с целью объединения нескольких выпусков облигаций в один выпуск, обеспеченный единой общей закладной. Цель.
Экономический словарь
Облигации Преимущественной Закладной — PRIOR LIEN BONDSОблигации, обеспеченные закладной, имеющей преимущество по сравнению с др. закладной или др. закладными на имущество компании. Эти облигации вовсе не обязательно.
Экономический словарь
Облигации Третьей Закладной — THIRD MORTGAGE BONDSОблигации, обеспеченные недвижимостью, к-рая уже служит обеспечением облигаций первого и второго выпуска. Такие облигации дают залоговое право третьей очереди.
Экономический словарь
Облигации, Обеспеченные Закладной На Имущество Под Арендой — АРЕНДОВАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ(FIRST LEASEHOLD BONDS). Облигации, обеспеченные закладной на недвижимость, к-рой владеют на основе аренды, а не на основе права собственности. Данный.
Экономический словарь
Облигации, Обеспеченные Закладной Под Недвижимость — REAL ESTATE BONDSОблигации, обеспеченные закладными или трастовым договором о передаче прав на недвижимость. С инвестиционной точки зрения, такие облигации представляют собой.
Экономический словарь
Облигации, Обеспеченные Закладной, Имеющей Приоритет Перед Другими Закладными — UNDERLYING BONDSОблигации, дающие преимущественное право на собственность компании (по сравнению с последующими выпусками облигаций); облигации, обеспеченные закладной, имеющей.
Экономический словарь
Облигации, Обеспеченные Общей Закладной — GENERAL MORTGAGE BONDSОблигации, обеспеченные совокупной закладной на все имущество, уже являющееся, полностью или частично, объектом предыдущих закладных. Подобные облигации.
Экономический словарь
Облигации, Обеспеченные Первой Закладной — FIRST MORTGAGE BONDSОблигации на все имущество или же его часть, а также на доходы корпорации, выпускающей эти облигации. Поскольку эти облигации обеспечены имуществом (как правило.
Экономический словарь
Обетные, поклонные и охранные кресты: где их ставили
Православие немыслимо вне поклонения Кресту Господню. Крест совпровождает христианина, начиная с крещения, изображается на иконах, церковной утвари, украшениях. Нательный крестик носят на шее. Крест венчает венчает главу храма, покоится на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный — возле храма, у дорог, в поле.
Сама традиция ставить кресты пришла на Русь даже раньше крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет», княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».
Равноапольный князь Владимир также следовал традиции возвдвижения крестов. При нем кресты устанавливали на месте закладки города, церкви, монастыря как свидетельство об освящении места и об испрошении у Господа благословения на начало строительства. Вероятно эта традиция пришла на Русь из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.
Вне храмов и кладбищ кресты ставили прежде всего с религиозными целями. Крест — знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом.
Кресты возвдвигали не только святые подвижники, которые тем самым освящали пустынные места, свидетельствуя о Благодати Божией, но и обычные люди разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты часто ставили для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов, как правило, собирались местные жители и молились, такие кресты должны были напоминали путникам о Боге.
Поклонные кресты ставили в старину на месте разрушенных храмов — там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое. Эту традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны.
На Руси было много так называемых обетных крестов. Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на скорое избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Такие обетные кресты при дорогах, на развилках, переправах, на местах слияния и истоков рек, родников, одновременно обозначая узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали само заметное — чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой.
Существовала традиция охранных крестов — они были воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Такие кресты иногда ставили просто в гиблых и опасных местах: они должен был обезопасить это место от повторения подобных несчастий.
Были и внерелигиозные цели установки крестов: например навигация. Приметные (до 10 метров в высоту) кресты распологались по берегам Белого моря и служили своего рода маяками, навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани. Но так было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек, в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, которые сейчас находятся в Тверском музее-заповеднике, являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.
Крест поклонный
Поклонный крест – монументальное сооружение в виде креста, установленное вне здания, предназначенное для молитвы и поклонения распятому Спасителю.
Поклонный крест могут иметь как восьмиконечную так и четырехконечную форму. Иногда имеют «крышу» (т. н. голубец) и прикрепленные иконы. Своей плоскостью такой крест ориентировался на восток, при этом приподнятый конец его перекладины должен был указывать на север. Изготавливают кресты из дерева или камня, очень редко – из металла. Высота обычно около двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами.
Часто при установке креста у его подножия делалось возвышение, символизировавшее Голгофу – место распятия Господа Иисуса Христа. Основанием подобного возвышения служили горсти земли, приносимые на место установки креста участниками этой христианской традиции.
Поклонный крест возводится, как правило, на открытой часто возвышенной местности из камня или дерева и может достигать высоты нескольких метров (4–12 м).
Когда начали устанавливать поклонные кресты на Руси?
Традиция возведения поклонных крестов возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году и возводится ко временам апостола Андрея. Согласно «Повести временных лет» св. Нестора Летописца, во время своего пребывания «на Киевских горах» апостол «сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру». Это был первый поклонный крест на Руси, тогда еще языческой.
Традиция установления крестов на Русь пришла, по всей видимости, из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий. В целом, традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы – как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.
На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. Происходила война религиозных символов – кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.
Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна.
С какой целью устанавливаются поклонные кресты?
Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест – тем самым, освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых. Кроме того, поклонный крест мог являться знаком духовной войны с язычеством, так было, например, на Севере Руси.
Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий – от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам.
Часто поклонные кресты устанавливаются на месте уничтоженного или будущего храма и являются его своеобразным заместителем в деле маркировки сакрального пространства.
Ставились и охранные кресты – фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету – скажем, в благодарность за исцеление, по случаю избавления от напастей, на месте гибели христиан (-ина), за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.
Но были и внерелигиозные цели установки крестов – для ориентировки на местности. Например, многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.
Каково было отношение к поклонным крестам в советское время?
Советская власть с первых же дней своего существования объявила войну крестам, в результате традиция установки крестов на несколько десятилетий прервалась. Кресты разбивались, сжигались, спиливались. Некоторым крестам повезло больше – они выставлялись в музеях как «символы религиозного мракобесия».
Какие молитвенные правила принято совершать около поклонных крестов?
Кресты всегда воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Поэтому возле крестов собирались люди, они устраивали молебны или панихиды — особенно там, где поблизости не было храмов. В случае отсутствия священнослужителя, верующие совершали (и нередко совершают в настоящее время) чтение канонов и акафистов. А, например, у некоторых валаамских паломников и трудников существует традиция читать у поклонных крестов утреннее и вечернее правила, каноны и Последование ко Святому Причащению.
По материалам: статьи Е.М. Гуреева «Поклонные кресты Русского Севера XVI–XVII вв.: обзор отечественной историографии»; статьи П.В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики»; статьи «Поклонные кресты в России: история вопроса» / Православный журнал ФОМА; свободной энциклопедии ВикипедиЯ; открытых источников.