влечение к родителю противоположного пола

Эдипов комплекс

В детском возрасте закладываются основные понятия об отношениях мужчины и женщины, и происходит это не только с теоретической точки зрения, но и с чувственной.

С 2 до 5 лет у маленьких детей начинает формироваться любовное влечение к родителю противоположного пола. Чаще всего процесс формирования происходит на подсознательном уровне, но иногда ребёнок может отдавать себе отчёт в этом. Такое явление характерно для обоих полов.

Так мальчики испытывают влечение к матерям, проявляющееся в виде глубокой привязанности и абсолютного нежелания делить объект своей любви с кем-то другим, в том числе и с остальными членами семьи. Подобный расклад заставляет их испытывать двойственные чувства к отцу: одновременное уважение и восхищение соседствуют с неким отторжением и неприязнью.

Сын любит отца, но, понимая его значимость в жизни матери и видя ту большую часть любви, которую она испытывает по отношению к нему, мальчик думает об отсутствии папы в их жизни и даже хочет этого. Если процесс проходит на уровне подсознания, это не несёт вреда психике, но у тех детей, которые способны осознавать наличие подобных мыслей в своей голове, может развиться хроническое чувство вины.

По той же причине появляется чувство страха, которое начнёт преследовать ребёнка во снах, обращаясь в различных монстров. Он будет сознавать свои чувства к родителю своего пола и предполагать их взаимность, что, конечно, пугает, ведь отец (или мать, если речь идёт о девочке) по всем характеристикам превосходят ребёнка. Они более умны и пользуются большим авторитетом среди членов семьи.

Абсолютно идентичная ситуация происходит и с девочками, испытывающими романтическое влечение к отцу. Они точно также любят мать, но в то же время испытывают чувство ревности.

В каждом из случаев любовные чувства к родителю существуют одновременно с интересом к физиологическим различиям женского и мужского организма. Всё это естественно, и в будущем поможет повзрослевшим детям научиться взаимодействовать с другим полом и построить крепкие семьи. Однако следует понимать, что длительное влечение выходит за пределы нормы. Если чувства не исчезают, а страх, тревога и ревность относительно родителя своего пола усиливаются, превосходят любовь и уважение, необходимо обратиться к специалисту в области психотерапии, который поможет найти разрешение Эдипова комплекса.

Разрешение это при нормальном раскладе происходит в 6-7 лет. Тогда дети осознают отсутствие необходимости устанавливать исключительно свои права на любовь матери у мальчиков и любовь отца у девочек. Их глубокая привязанность отступает, освобождая место неприязни, которая проявляется в виде отторжения заботы и ласки со стороны родителя противоположного пола. Мальчику уже не нужны поцелуи на ночь и тёплые слова от мамы, он принимает их с неохотой. Отец больше не является примером для подражания, а действительно авторитетным становится мнение друзей и приятелей в школе.

Если вы замечаете нечто похожее в поведении своего ребёнка, помните, что это абсолютно естественный процесс, а его отторжение заботы означает лишь то, что романтическая привязанность к родителю выполнила свою функцию и исчерпала сама себя.

Для благополучного разрешения Эдипова комплекса родителям не стоит выделять ребёнка противоположного пола на фоне друг друга. Чрезмерная мягкость и вседозволенность не приведут ни к чему хорошему, а только усугубят отношения матери с дочерью или отца с сыном. Ведь если ребёнок не видит проявления любви одного родителя к другому, но при этом ощущает слишком сильную заботу к себе от объекта своей привязанности, он чувствует бремя ответственности и боится не оправдать ожиданий. Одновременно с тем его взаимодействия с родителем своего пола начинают строиться на страхе и чувстве вины, что, скорее всего, станет причиной больших проблем в будущем.

Не менее важно проявление одинакового количества чувств от отца и матери. Это позволяет малышу ощущать себя нужным им обоим. Но при этом не следует забывать показывать твёрдость характера и уверенность в себе, когда это необходимо. Нельзя позволять малышу абсолютно всё, особенно контроль над распределением любви в семье. Помните, что вне зависимости от бессознательного отношения ребёнка вашего пола к вам, вы по-прежнему являетесь и будете являться для него авторитетом на протяжении долгого времени.

Конечно, невозможно добиться абсолютного баланса, ведь дочь в младшем возрасте будет предпочитать общество отца, а сын захочет чаще находиться с матерью. и это нормально, ведь между людьми противоположного пола по объективным причинам нет того соперничества, которое может возникнуть между ребёнком и родителем одного пола.

Не стоит слишком сильно переживать по поводу этого, концентрировать своё внимание на каждой мелочи, указывающей на возможное отклонение от нормы. В каждой семье Эдипов комплекс разрешается по своим индивидуальным правилам. Данная информация будет особенно полезна тем, в чьих отношениях с детьми прослеживается постоянное непонимание. Если мать не может найти общий язык с дочерью, а сын не приспособлен к мужской компании, просто помогите им идентифицировать себя как личности. Расскажите, что знаете обо всех переживаниях, и позвольте детям почувствовать себя спокойно и уверенно.

Не меньшая ошибка — слишком бурное проявление своих чувств. Ужасаться и кричать на ребёнка за заявление, что он собирается жениться на матери — в корне неправильный подход. Это заставит его чувствовать себя плохо, а свои мысли и желания считать отклонениями от нормы. Лучше спокойно объяснить ситуацию, отметив то, что вы всё понимаете и не сердитесь.

Кроме того, очень важно не позволять чаду вмешиваться в родительскую жизнь. Это касается и личных разговоров, и выяснения проблем (исключительно спокойное), и даже сна. Когда ребёнок пытается прервать беседу, привлекая к себе внимание, объясните ему, что не нужно этого делать и скажите, что сможете провести время с ним или выслушать, только когда закончите разговор. Это касается и постоянного желания ребёнка спать в одной постели с родителями.

Многие допускают подобное, хотя не следует. Гораздо лучше будет спокойно попросить малыша вернуться на своё место. Можно немного полежать рядом, чтобы «обезопасить» от всех проблем и предупредить ночные кошмары, большая часть которых в этом возрасте как раз таки и вызвана совокупностью ревности, страха и романтического влечения к отцу или матери.

Иорданские хирурги успешно разделили сиамских близнецов

5 факторов, которые способны привести к ишемическому инсульту

Две дозы вакцины не способны защитить онкобольных от COVID-19

Симптомы, при которых мужчине следует сразу обращаться к доктору

Создан пластырь для сердца, который спасет жизни людей с повреждениями сердечной мышцы

Люди, которые мигрируют в другие страны, отличаются высокой продолжительностью жизни

Источник

Эдипов комплекс: сексуальное влечение ребенка к родителю

От детей в возрасте 3-6 лет чего только не услышишь. Очень часто от малышей этой возрастной категории звучат признания в любви к собственным родителям«: Папа, ты замечательный! Я хочу, чтоб ты был моим мужем, когда я стану большой», «Мама, хочу жениться на тебе!». Поведение родителей на подобные заявления разное: одни стараются не обращать внимания, другие прибывают в состоянии растерянности, а третьи даже испытывают радость и гордость.

Следует сказать, что подобные высказывания ребенка свидетельствуют о новом немаловажном периоде в развитии и формировании личности малыша, который имеет название Эдипов комплекс.

Разберемся, как помочь ребенку безболезненно пережить этот период, и какие могут быть последствия при безучастном отношении родителей.

Понятие «Эдипов комплекс»

Определение «Эдипов комплекс» возникло в 1897 году, автором его является Зигмунд Фрейд.
Данное явление обозначает бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола.

В развитии личности проявление Эдипового комплекса может иметь позитивную форму (отражение мифа), и негативную, проявляющуюся в очень сильной любви к родителю своего пола и стремлении избавиться от родителя противоположного пола. Далее, в процессе формирования психосексуального развития ребенка проявляются эти две формы, образовывая полный Эдипов комплекс. В зависимости от того, как пройдет этот период в жизни малыша, так в будущем у него будут формироваться отношения с противоположным полом, построение своей семьи и самооценка.

Характеристика поведения детей

У девочек этот период развития именуется «комплексом Электры». Автором определения является Карл Густав Юнг. С этим этапом в своей жизни сталкивается почти каждый ребенок, а степень осознанности на этот счет у каждого своя.

Сыновья «влюбляются» в свою маму, выказывают желание о полном ее принадлежании ему. К отцу ребенок начинает относиться как к сопернику. Дочери же демонстрируют свою активность к папе, показывая свое ревностное поведение к нему. Ребенок требует объятий с «любимым» родителем и хочет особых ласк.

В этот период отношения с родителем другого пола очень противоречивые. Ребенок ведет себя агрессивно, ревностно, у него появляется стремление занять место этого родителя в семье. Вместе с тем за подобное поведение и действия у малыша появляется чувство вины, которое превращается в агрессию, направленную на себя. На удивление, родитель своего пола становится для чада примером для подражания. Подсознательно у малыша возникает подобная мысль: «Если у родителей хорошие отношения, значит я хочу быть похожей на маму». Это является очень важным аспектом в формировании полеролевой идентичности.

Ребенок с Эдиповым комплексом относится неоднозначно и двойственно к родителям. Каждого из них он в один момент и ненавидит и очень любит. При этом он хочет их уничтожить, и демонстрирует огромное желание быть похожим на них. За свое контрастное поведение малыш боится того, что его накажут.

Рекомендации по стратегии поведения родителей

От поведения родителей в этот период зависит многое. Для начала следует установить границы дозволенного и приемлемые нормы и правила в семье.

Следует помнить, для того чтобы избежать манипулирования со стороны чада, необходимо настойчиво, но мягко отстаивать свои «границы». Все что происходит в спальне – табу для ребенка. Это место, где решаются взрослые вопросы, поэтому вовлекать малыша в отношения родителей не стоит.

Желательно не провоцировать ребенка и стараться свести к минимуму проявление нежности и ласки по отношению друг к другу. Малыши в это период слишком чувствительны. Чтобы помочь ребенку справится с незнакомыми эмоциями и чувствами, старайтесь чаще говорить с ним о происходящем. Важно подчеркивать важность его персоны в семье. Хорошо если с ребенком беседовать будет родитель противоположного пола. При этом нужно говорить о ролях в семье: «Ты моя дочь, а я твой папа. Ты рассержена на маму за то, что он не разрешила тебе лечь со мной рядом. Но ты как ребенок должна спать в своей кроватке, а мы с мамой как муж и жена должны спать сами. Ты наша доченька и мы тебя очень любим. Когда ты подрастешь, у тебя будет свой муж, и ты сможешь спать с ним рядом». Подобное объяснение поможет ребенку осознать его место в семье.

Если пренебрегать этими рекомендациями, вы как родители можете оказаться в «эмоциональной паутине» собственного ребенка. Своим раздражением, агрессией криками в его адрес вы только посеете иллюзию в сознание ребенка, что он в состоянии на свой лад повлиять на ваши супружеские отношения. Ложное представление о себе в дальнейшем негативно отразится на его общем состоянии, поведении и самооценке. Также это может стать причиной того, что ребенок будет считать себя виноватым за ссору либо развод родителей. Несоответствие реального и желаемого ощущения себя в будущем может помешать ребенку признавать свои успехи.

Если случится так, что раскол семьи произойдет действительно по вине ребенка, то во взрослом возрасте такой человек будет требовать от окружающих повышенного внимания к своей персоне, особенного интереса окружающих к себе. Будет постоянный поиск такого внимания, которое он получал от своих родителей.

На родителе противоположного пола лежит большая ответственность. Так ему необходимо чаще хвалить и оказывать знаки внимания. Папам дочек не нужно скупиться на комплименты, чаще подчеркивать красоту девочки. Все эти действия влияют на формирование здоровой самооценки и принятия себя.

Ребенок в этом возрасте должен спать в своей комнате либо в своей кроватке. Совместный сон с родителями недопустим. Подобный метод дистанции необходим для того, чтобы малыш осознал границы.

До двух лет ребенок насыщается любовью матери, получая ощущение базовой безопасности. Поэтому совместный сон до двух лет еще возможен, это доэдипиальный период. После этого начинает формироваться самосознание ребенка, поэтому подобное слияние будет ему только мешать в становлении этого процесса.

Большинство родителей волнуются из-за того, что ребенок будет ночью беспокойно спать, плакать и нервничать. Однако, необходимо создать малышу такие условия, при которых он будет знать что в любую секунду сможет вернуться к маме. Уверенность в том, что хороший «тыл» рядом помогает ребенку проявлять самостоятельность.

Поцелуи в губы также недопустимы. Целовать друг друга могут только мама и папа. Супруги могут в сдержанной форме иногда демонстрировать подобное поведение чаду. И если ребенок продолжает настаивать на своем, проявите терпение и твердость. Нужно объяснить, что только муж и жена могут так делать, и что когда малыш вырастет, он тоже так будет поступать со своей «половинкой». Подобное желание появляется не от сексуального влечения, а от безграничной любви и привязанности. Откажитесь от совместного купания в душе. Это как не гигиенично, так и не прилично.

Приятными плодами вашей работы над гармоничным протеканием Эдипового комплекса, например, будет фраза: «У моей жены тоже будет такое красивое платье», или если ребенок начнет ходить за ручку с малышом другого пола.

Показателем завершения описанной фазы является формирование у ребенка понимания треугольника семейных взаимоотношений. Малыш должен осознать, что между мамой и папой есть некоторое поле, которое принадлежит только им. Оно будет открыто для ребенка только тогда, когда он подрастет. Для безболезненного переживания противоположных чувств необходима поддержка родителей. Весь это непростой процесс даст ребенку неоценимый опыт и возможность наблюдать за развитием отношений между родителями. Это позволит в будущем анализировать свои взаимоотношения с окружающими не только изнутри, но и оценить происходящее со стороны наблюдателя.

Нестандартные проявления Эдипового комплекса

Конечно, «треугольник отношений» возможен при условии, что в семье один ребенок. Но если в семье есть еще дети, они также могут стать объектом ревности. Младшие дети могут быть соперниками либо отношение к ним может быть как к своему ребенку. Поскольку в последнем варианте малыш будет замещающим элементом, то Эдипов комплекс начнет проявляться не очень ярко.

Нестандартное проявление Эдипового комплекса происходит у ребенка, которого воспитывает один родитель. Здесь важен возраст ребенка на момент ухода из семьи второго родителя, есть ли мачеха/отчим, какие сформировались отношения между ними, какое поведение к ребенку проявляет оставшийся родитель. Если у малыша нет родителей, Эдипов комплекс будет проявляться к другим значимым людям.

Эдипальное желание удовлетворится в полной мере тогда, если по каким-то причинам семью покинет родитель того же пола, что и ребенок. Тогда вместо радости, малыш будет испытывать чувство вины. Даже если ребенок никогда не видел своего родителя, он все равно знает, что другие дети живут в полных семьях, а значит, у него где-то есть потерявшийся родитель. Вырастая, такой ребенок подсознательно будет стремиться дополучить того, что не испытал в детстве. Если у мальчика не было отца, то у него могут прослеживаться качества, присущи женской половине. Случается и по-другому, когда такой ребенок рано взрослеет и превращается в «кормильца семьи».

Конечно, все дети имеют свою интенсивность и степень развития описанной фазы. Надеемся, что приведенные рекомендации помогут вам эффективно и безболезненно для ребенка прожить Эдипов комплекс. Роль родителя очень важна во время становления и формирования личностных качеств малыша. Мудрость, терпения, воля, умение слушать и слышать помогут вам преодолеть этот этап детства своего ребенка.

Если же у вас все-таки появятся ситуации, с которым вам будет трудно справиться самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту. Консультация психолога поможет вам выбрать правильную стратегию поведения относительно именно вашего ребенка.

Источник

Задержки психосексуального развития

Психосексуальное развитие проходит определенные стадии, привязанные к возрасту, последовательно приводя растущего и развивающегося человека к поло-ролевой идентичности, то есть к осознанию себя мужчиной или женщиной, формированию соотвествующего поведения, интересов и желаний, реализации их в созданной семье. Стадии эти названы согласно фокусу интересов и ведущим переживаниям ребенка и подростка в данный возрастной период:
Оральная стадия (от 0 до 1,5 лет)- от лат.слова «os»- рот, познание окружающего мира происходит через осязание, вкус.

Анальная стадия (от 1,5 до 3 лет)- от лат.слова «anus»- заднй проход, время приучения к горшку, навыкам опрятности, высокий уровень любопытства ребенка к собственным физиологическим актам.

Фаллическая стадия (3-6 лет)- активно проявляется интерес к атрибутам своего и противоположного пола, происходят сравнения, самоисследования, появляются ролевые игры, конкуренция. В это же время проявляются «эдипов комплекс» у мальчиков и «комплекс Электры» у девочек, благополучное разрешение которых способствует установлению гармоничной иерархии в семье, формированию правильных ожиданий ребенка от обоих родителей, нацеленность в будущее на поиск удачного объекта для создания интимных, семейных отношений.
Латентная (скрытая) стадия: (с 6 лет и до начала подросткового возраста). Обеспечивает задачи развития, становления личности, самооценки, уровня притязаний, встройки в учебный процесс и так далее, уводя временно внимание от темы секса и отношений полов.
И, наконец, совпадающая с подростковым возрастом, генитальная стадия, когда на фоне гормональной перестройки появляется ярко выраженный интерес к противоположному полу, к интимной стороне взрослой жизни, желание исследовать свои возможности в этом плане, экспериментировать, время мучительных сомнений в своей привлекательности и нормальности.

Различные причины, вызывающие нарушения психосексуального развития наиболее полно изучены ведущими отечественными сексопатологами В. М. Масловым, И. Л. Ботневой и Г. С. Васильченко. Причинами задержки психосексуального развития являются следующие:
-Соматогенные (от слова «сома»- тело) задержки связаны с отставанием в половом развитии на фоне различных тяжелых врожденных заболеваний. Они наиболее глубоки и трудно корригируемы. Одной из причин является нарушение функции эндокринной системы. При тяжелых нарушениях, например, при врожденном недоразвитии половых желез, возможна асексуальность то есть полное выпадение сексуальных компонентов в психическом развитии личности. Как правило, в случае тяжелых врожденных заболеваний ребенка, вопросы сексуальности остаются второстепенными, главное дать такому человеку выжить и более или менее адаптировать в обществе.

— Психогенные задержки вызваны нарушениями в становлении психики, например, при общем отставании психического развития, или они могут быть изолированными, а остальные компоненты психики развиваются своевременно. Задержки психосексуального развития могут быть у больных с пограничными психическими расстройствами, патохарактерологическим развитием, психопатиями. Свойственные некоторым таким людям робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, слабость побуждений, — приводят к нарушению способности к общению. Наряду с этим, неустойчивость эмоциональных реакций, склонность к фантазированию и слабость воли способствуют формированию и закреплению замещающих и суррогатных форм сексуальной активности, которая не можетбыть реализована в иных, нормальных формах, из-за особенностей их личности. Вследствие этого сексуальное влечение деформируется, и у больных пограничного круга часты различные сексуальные извращения.

Кроме того, до сих пор во многих семьях жив воспитательный стереотип, подразумевающий, что все, что связано с сексуальными отношениями, имеет низменный, грязный, порочный оттенок, накладывающий табу на обсуждение вполне естественных вещей со своими детьми. Как пример, на этапе, когда ребенок 2-4 лет проявляет естественное и нормальное для его возраста любопытство к своему телу и телу сверстников, такие родители расценивают это как «распущенность» и строго наказывают его. Точно так же некоторые родители реагируют и на стремление ребенка общаться с детьми противоположного пола, и на его первую детскую влюбленность.

Запреты на общение со сверстниками противоположного пола приводит к тому, что у ребенка не развивается навыков общения и нормального поведения с представителями противоположного пола. Из-за неправильного воспитания становление сексуальности отстает от своих нормальных сроков – это называется асинхронией психосексуального развития.

Как может проявляться задержка психосексуального развития?
В раннем, дошкольном возрасте она протекает не столь очевидно. У таких детей менее выражены или отсутствуют любопытство, связанное с полом. Они не играют в полоролевые игры («в дочки-матери», «в семью», «в доктора»). Но при этом у ребенка отсутствуют 1 и 2 этапы психосексуального развития. Сами дети этого, конечно, не сознают, а родители считают отсутствие интереса к проблемам пола свидетельством хорошего воспитания.
Нарушения становятся более явными лишь в пубертатном периоде. Иногда такие девочки начинают играть в полоролевые игры, свойственные 5-7-летним детям, уже в подростковом возрасте. Девочка общается с младшими детьми и с увлечением играет с ними в куклы и другие игры, в которые она «не доиграла» своевременно.

Подростковому возрасту свойственен иной гормональный фон и большая осведомленность по вопросам пола. Совпадение таких запоздалых игр с высокой гормональной активностью может привести к суррогатной форме реализации либидо и развитию гомосексуального влечения. Например, девочка-подросток с задержанным психосексуальным развитием не обращает внимания на мальчиков, играет только с девочками младшего возраста, тискает, гладит, целует и ласкает их, а взрослые могут расценить это как то, что она любит детей и, в частности, своих маленьких подружек. Но это влечение к представительницам своего пола, пока ещё не сексуальное, совпадая с развитием гормональной системы девочки-подростка, может закрепиться, в дальнейшем формируется интерес только к женскому полу и развивается гомосексуализм (лесбиянство).

На этапе формирования психосексуальных ориентаций половое влечение может задержаться на платонической или эротической стадии. Сексуальная стадия либидо не формируется. Это является одной из причин расстройства сексуального влечения и половой холодности женщин.

Многие женщины, которые не испытывают сексуального влечения к мужчинам и равнодушны к сексу, неправильно воспитывались с детства. Родители подавляли любые проявление интереса дочери к мальчикам, держали взаперти, если девочка всего лишь разговаривала или играла с ровесником, подозрительно контролируя её белье в поисках «следов» сексуальных контактов, жестоко наказывая за малейшие отклонения от норм поведения, предписанных родителями.
Женщины больше, чем мужчины, страдают от чрезмерного контроля воспитателей и родителей на всех этапах психосексуального развития. Воспитанные деспотичными родителями в суровых условиях запретов и запугивания, когда родители внушали дочери, что половая жизнь до брака является «позором на всю жизнь», девочки боятся любых контактов с представителями противоположного пола. Даже при нормальном гормональном фоне у таких женщин не формируется сексуальное влечение, и они испытывают отвращение к половому акту.

Ребенок может быть гармонично развит, однако постоянная опека и контроль, запрещение общения с кем-либо из сверстников и навязывание иного круга общения, полная изоляция от сверстников, отрицательное отношение к любым проявлениям сексуальности ребенка, естественным для его возраста, наказания и другие жестокие «воспитательные» меры, — искажают этапы психосексуального развития ребенка и деформируют его личность. Основным стержнем задержки психосексуального расстройства, на который впоследствии нанизываются другие сексуальные нарушения, являются трудности общения (коммуникации) и нарушения поведения, вызванные неправильным воспитанием.
Лечение задержек психосексуального развития проводится уже у взрослых людей, реже у подростков.
В результате лечения у сексопатолога человек, имеющий ту или иную форму задержки психосексуального развития, получает возможность «дорасти», наверстать упущенное, пройти последовательно те стадии, которые он пропустил. Отрабатываются успешные модели поведения, с помощью специалиста формируется образ желаемого партнера и стратегии для его поисков. Параллельно проводится психотерапевтическая работа по самопринятию- всего спектра своих эмоций и чувств, своего тела и его естественных нужд. Также происходит работа с личностыми границами, с поиском и идентификацией собственных желаний и отделения их от чужих, навязанных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *