возникновение программируемого обучения связано с именем
Программированное обучение
Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие. В то же время считается, что элементы программированного обучения встречались уже в древние времена. Их использовали Сократ и Платон, их обнаруживают в работах И. Ф. Гербарта и даже Дж. Дьюи.
Содержание
Особенности методики
Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некой программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов. Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность.
Алгоритмы программированного обучения
Линейный алгоритм (алгоритм Скиннера)
Б. Ф. Скиннер, разработав собственную концепцию программированного обучения, заложил в неё следующие принципы:
Разветвлённый алгоритм (алгоритм Кроудера)
Основным отличием подхода, разработанного Норманом Кроудером в 1960 году, является введение индивидуальных путей прохождения по учебному материалу. Путь для каждого учащегося определяет сама программа в процессе обучения, основываясь на ответах учащихся. Н. А. Кроудер заложил следующие принципы в свою концепцию:
Адаптивный алгоритм
Обучающая программа поддерживает оптимальный уровень трудности изучаемого материала индивидуально для каждого обучаемого, тем самым автоматически адаптируясь к человеку. Идеи адаптивного программированного обучения были заложены Гордоном Паском в 1950-х годах.
Роль программированного обучения в образовании
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Идея программированного обучения была предложена в 1950-х года Б.Ф. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии, кибернетики и техники.
Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определённой логической последовательности.
Обучающие программы подразделяют на линейные, разработанные Б.Ф. Скиннером, разветвлённые программы американского педагога Н. Краудера (1921-1998 годы) и адаптивные программы английского психолога и специалиста в области кибернетики Г. Паска (1928-1996 годы).
В разветвлённых программах, кроме основной, существуют дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений.
Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и так далее, а также выбирать темп учебной работы, используя специальные технические средства (в частности, компьютер), осуществляющие поиск оптимального режима обучения и автоматически поддерживающие найденные условия.
В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (даётся другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика.
В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет собой многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих шагов.
В России программированное обучение строится (с 1960-х годов) на основе деятельностной теории усвоения, программа обучения направлена на формирование заданных видов познавательной деятельности учащихся с заранее намеченными качествами. В разработке отдельных положений концепции участвовали В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и другие.
Социализация осуществляется в следующих сферах
Выделяют следующие стадии процесса социализации
Правильный ответ: дотрудовая, трудовая, послетрудовая
Цели воспитания могут изменяться?
Правильный ответ: Да
4. Механизм социализации при котором происходит процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается называется:
Правильный ответ: Внушение
Правильный ответ: Процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение существующих
6. Центральным звеном формирования умственных действий, согласно Н.Ф. Талызиной, является:
Правильный ответ: Ориентировочная основа действий
7. Возникновение программированного обучения связано с именем:
Правильный ответ: Б. Скиннера
Правильный ответ: Все ответы верны (Происходят закономерные изменения в субъекте деятельности; Специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; Общие способы действия предваряют решение задач; В ней осваиваются общие способы действий и научные понятия)
Правильный ответ: научение
10. Процессы социализации реализуются через:
Правильный ответ: Все ответы верны (Социальные ситуации реальной жизни; Средства массовой информации; Обучение и воспитание; Семью)
11. Предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности моделируется всеми дидактическими средствами формами и методами в:
Правильный ответ: Контекстном обучении
12. Механизм социализации для которого свойственно переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей называется:
Правильный ответ: Чувство вины
13. Механизм социализации при котором происходит стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее называется:
Правильный ответ: Социальная фасилитация
14. На дотрудовой стадии ведущими институтами социализации являются:
Правильный ответ: Все утверждения верны (Школа; Учреждения дополнительного образования (кружки); Семья; Дошкольные детские учреждения)
На основании какого критерия средства воспитания делят на прямые и косвенные?
Правильный ответ: По характеру воздействия на человека
Какие теории воспитания вы знаете?
Правильный ответ: Социогенетические
17. Что понимают под институтами воспитания:
Правильный ответ: Организации и структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность
18. Вопрос соотношения обучения и развития в отечественной психологии представлен как:
Правильный ответ: Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше
19. Целенаправленная последовательная передача исторического, социокультурного опыта другого человека в специально организованных условиях семьи, школы, вуза называется:
Правильный ответ: Обучение
20. К социализирующим функциям семьи относятся:
Правильный ответ: Все ответы верны (Первичного социального контроля; Воспитания; Формирования «образа-Я»; Полоролевой идентификации)
Правильный ответ: Процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка
22. Механизм социализации для которого свойственно осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении называется:
Правильный ответ: Конформность
23. Что является центральной задачей воспитания:
Правильный ответ: Формирование и развитие ребенка как личности
24. Образование рассматривается как:
Правильный ответ: Все ответы верны (Процесс; Система; Результат; Социальный институт)
25. На послетрудовой стадии ведущими институтами социализации являются:
Правильный ответ: Собственный жизненный опыт
26. Учение от других видов ведущей деятельности отличается тем, что:
Правильный ответ: у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта
27. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок, это:
Правильный ответ: Оперантное научение
28. Социально-психологическая адаптация может быть:
Правильный ответ: Все утверждения верны (Внешней; Успешной; Внутренней; Смешанной)
Правильный ответ: Викарное научение
Правильный ответ: Импритинг
Социализация осуществляется в следующих сферах
Правильный ответ: Деятельность, общение, самосознание
32. Учебно-познавательные мотивы учения:
Правильный ответ: связанны с содержанием и процессом учения
Правильный ответ: мотивационный, операционный, контрольно-оценочный
Программированное обучение
В психолого-педагогических исследованиях обычное, или традиционное, обучение считается плохо управляемым. По мнению большинства отечественных ученых и педагогов, основными недостатками традиционного обучения выступают следующие:
Возникновение программированного обучения связано с попыткой устранить эти и другие недостатки обычного обучения.
Значительную роль в формировании программированного обучения сыграл известный психолог Б.Ф.Скиннер, который в 1954 г. призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления процессом обучения, построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем.
В необихевиористской концепции Б. Ф. Скиннера разрабатывается учение оперантного обусловливания, согласно которому утверждается значение эффекта подкрепления ожидаемой реакции как регулятора последующих поступков и действий, что привело к новой системе понимания поведения в бихевиористской психологии по схеме отношений: «реакция—стимул» (R→S). Основным постулатом теории Б. Ф. Скиннера служит тезис о том, что результат предшествующего действия (вернее — его психологический эффект) влияет на последующее поведение. Следовательно, самим поведением можно управлять путем подбора определенных вознаграждений (подкреплений) верных действий, стимулируя, таким образом, дальнейшее поведение в ожидаемом русле.
В качестве центрального понятия для построения программированного обучения выступает категория управления. Как отмечает Н.Ф.Талызина, «истинная проблема заключается в том, чтобы на всех ступенях образования обучение было с хорошим управлением, включая и начальную школу и даже дошкольные учреждения» [38, с. 7].
Б.Ф.Скиннер и его последователи выявили законы, по которым формируется поведение, и на их основе сформулировали законы научения:
В основу технологии программированного обучения Б. Ф. Скиннер положил два требования:
В основе концепции программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программированного обучения — обучающей программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач. Для программированного обучения существенно наличие «дидактической машины» (или программированного учебника). В этом обучении в определенной мере реализуется индивидуальный подход как учет характера освоения обучающимся программы. Однако главным остается то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой.
Различают три основные формы программирования:
В основе первой формы программирования лежит бихевиористское понимание научения как установления связи между стимулом и реакцией. Разработка линейных программ принадлежит самому Б.Ф.Скиннеру: обучаемый знакомится с каждой порцией материала в заданной последовательности:
Правильный шаг обучающегося в этой форме обучения подкрепляется, что служит сигналом к дальнейшему выполнению программы. Как свидетельствует В. Оконь, линейная программа в понимании Б.Ф. Скиннера характеризуется следующим:
Линейная программа как бы предполагает, что учащийся не сделает ошибки в ответе. В 1954 г. Б.Ф.Скиннер проверил свою программу на студентах университета и получил отрицательный результат. Линейная программа успеха не принесла.
Разработку разветвленной формы осуществлял другой представитель американской технологии программированного обучения — Норман А. Кроудер. В его схеме S — R — Р связи между стимулом, реакцией и продуктом осуществляются мыслительными операциями. Кроме того, он предполагал дифференцированный подход к
обучаемым. Разветвленная программа может быть представлена следующим образом (см. схему).
В разветвленной программе ответ используется главным образом для того, чтобы вести обучающегося дальше — по одному из разветвлений.
Н. Кроудер, в отличие от Б. Ф. Скиннера, предполагает, что обучающийся может допустить ошибку и тогда надо дать ему возможность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала, т.е. в программе Н. Кроудера каждый ответ используется для выявления возможностей выбранного учащимся пути и определения, что делать дальше.
Таким образом, разветвленная программа отличается от линейной множественностью (и многократностью) выбора шага. Она ориентирована не столько на безошибочность действия, сколько на уяснение причины, которая может вызвать ошибку. Соответственно разветвленное программирование требует от обучающегося умственного усилия, по сути, оно является «управлением процессом мышления». Подтверждением правильности ответа в этой форме программирования является обратная связь, а не только положительное подкрепление (по закону эффекта). Разветвленная программа может представлять собой большой текст, содержащий много ответов на вопрос к нему. Предлагаемые в «рамках» развернутые ответы либо здесь же оцениваются как правильные, либо отклоняются, и в том и в другом случае сопровождаясь полной аргументацией. Если ответ неправилен, то обучающемуся предлагается вернуться к исходному тексту, подумать и найти другое решение. Если ответ правильный, то далее предлагаются следующие вопросы, уже по тексту ответа и т.д.
Как отмечает В. Оконь, вопросы, в понимании Н. Кроудера, имеют целью:
Разветвленная программа полнее, чем линейная, учитывает особенности научения человека (мотивацию, осмысленность, влияние темпа продвижения).
Смешанное программирование и другие его формы в целом близки к рассмотренным выше.
Программированное обучение в конце 60-х — начале 70-х гг. получило новое развитие в работах Л.H. Ланды, который предложил алгоритмизировать этот процесс.
Алгоритм есть правило (обратное утверждение неправомерно), предписывающее последовательность элементарных действий (операций), которые в силу их простоты однозначно понимаются, исполняются всеми; это система указаний (предписаний) об этих действиях, о том, какие из них и как надо производить. Алгоритмический процесс — это система действий (операций) с объектом, он есть не что иное, как последовательное и упорядоченное выделение в том или ином объекте определенных его элементов. Одним из преимуществ алгоритмизации обучения является возможность формализации и модельного представления этого процесса.
Преимущества управления, программирования в образовательном процессе наиболее полно и теоретически обоснованно представлены в обучении, основанном на психологической теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
В теории П.Я.Гальперина процесс формирования умственных действий проходит 5 этапов:
Совместно с Н.Ф.Талызиной П.Я.Гальперин реализовал эту теорию на практике в процессе обучения. Исходными теоретическими постулатами послужили следующие положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым:
В результате проведенных П.Я.Гальпериным и его учениками исследований было установлено, что:
Теория поэтапного формирования умственных действий явилась фундаментом разработанного Н. Ф. Талызиной нового направления — программирования учебного процесса. Его цель — определение исходного уровня познавательной деятельности обучающихся, новых формируемых познавательных действий; содержания обучения как системы умственных действий, средств, т.е. действий, направленных на усвоение широкого круга знаний по третьему типу ориентировки (в плане развернутой речи); пяти основных этапов формирования умственных действий, на каждом из которых к действиям предъявляются свои требования; разработка алгоритма (системы предписаний). действий; обратная связь и обеспечение на ее основе регуляции процесса научения.
Существенными для реализации направления программирования обучения являются общие характеристики действий: по форме (материальное, внешнеречевое, речь «про себя», умственное); по степени обобщенности; по мере развернутости; по мере освоения и тому, дается ли действие в готовом виде или осваивается самостоятельно.
В действии выделяются ориентировочные, исполнительные и контрольные функции. Согласно Н.Ф.Талызиной, «любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую « управляющий орган» (ориентировочная часть действия), исполнительный, «рабочий орган» (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)» [38, с. 66].
Центральным звеном формирования умственных действий является его ориентировочная основа, характеризуемая полнотой, обобщенностью и степенью самостоятельного освоения действий. Третий тип ориентировочной основы действий (в развернутой речи), отличаясь оптимумом полноты, обобщенности, самостоятельности, обеспечивает наивысшую эффективность формирования умственных действий.
Соотнося между собой существующие подходы к обучению, Н.Ф.Талызина отмечает, что по сравнению с бихевиористской теорией программирования теория поэтапного формирования умственных действий «строит наиболее рациональную структуру (систему познавательных действий)»; это подлинное управление развитием человека. В то же время эта теория служит примером последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению.
В целом программированное обучение характеризуется совокупностью пяти признаков/принципов:
Особая роль принадлежит созданию соответствующих программированных пособий. Программированные пособия отличаются от традиционных тем, что в последних программируется лишь учебный материал, а в программированных — не только учебный материал, но и его усвоение, и контроль за ним. При обучении очень важно вовремя отметить образование смысловых барьеров. Они возникают, когда учитель, оперируя определенными понятиями, подразумевает одно, а ученики понимают другое.
Минимизация и преодоление смысловых барьеров — одна из трудно разрешаемых проблем обучения. В этой связи дидактическое обеспечение программированного обучения обязательно включает обратную связь : внутреннюю (к обучаемому) и внешнюю (к преподавателю).
Материальной основой программированного обучения является обучающая программа, которая представляет собой специально созданное на основе пяти отмеченных выше принципов пособие. В этом пособии, как уже говорилось, программируется не только учебный материал, но и его усвоение (понимание и запоминание), а также контроль.
Обучающая программа выполняет ряд функций преподавателя:
Действие обучаемого, как правило, немедленно контролируется ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к следующему шагу. При неверном действии в обучающей программе обычно разъясняются характерные ошибки, допущенные обучаемыми.
Таким образом, обучающая программа — это опосредованная материальная реализация алгоритма взаимодействия учащегося и преподавателя, которая имеет определенную структуру. Она начинается со вступительной части, в которой преподаватель непосредственно обращается к ученику, указывая цель данной программы. Кроме того, во вступительной части должна быть некая «завлекалочка», чтобы заинтересовать ученика, а также краткая инструкция по выполнению программы.
Основная часть обучающей программы состоит из нескольких шагов. Они бывают ознакомительными, ознакомительно-трени-ровочными или тренировочными. Каждый шаг может включать несколько кадров, если это компьютерная программа. На одном дается краткая, поддающаяся измерению информация и затем задание или вопрос, чтобы ученик мог дать свое решение, ответить на поставленный вопрос, т.е. совершить какую-то операцию. Такой кадр называется информационно-операционным. Если ученик ответил правильно, высвечивается информация, подтверждающая правильность его ответа, и дается стимул для дальнейшей работы. Если ученик ответил неточно или неверно, появляется кадр с наводящими вопросами или разъясняющей его ошибку информацией.
Заключительная часть обучающей программы носит обобщающий характер: приведение в систему сообщенного в основной части материала, инструкция по проверке обобщенных данных (самопроверка или проверка преподавателем).
Если обучающая программа безмашинная (сейчас это уже редко практикуется, поскольку есть ЭВМ), то рекомендуется составлять методическую записку для преподавателя. Она включает спецификацию обучающей программы и рекомендации преподавателю для правильного использования обучающей программы и учета ее результатов.
Спецификация — это следующие указания:
Разработка обучающей программы — это всегда огромный труд для преподавателя. Но те преподаватели, которые разрабатывают обучающие программы, значительно повышают свое педагогическое мастерство. Они приобретают важный опыт исследовательской и методической работы.
Программированное обучение имеет свои плюсы и минусы. Положительным, безусловно, является индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы учеников, развитие их внимания, наблюдательности; обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала; работа по жесткому алгоритму способствует логическому мышлению учащихся.
Вместе с тем частая работа по заданному алгоритму приучает учеников к исполнительской деятельности, внешней ответственности, буквальности действий, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления. Эти и другие недостатки преодолеваются в условиях одной из наиболее активных форм обучения — технологии проблемного обучения.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения
Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:46, контрольная работа
Краткое описание
Оглавление
Содержание:
1.История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения.
2.Таблица основных проблем педагогической психологии.
3.Ответ на тест.
4.Список литературы.
Файлы: 1 файл
педагогическая психология.docx
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ « Педагогическая психология »
факультета менеджмента и психологии
Подготовила: Юрьева А.Ю.
Проверила : Филатова Г.Д.
1.История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения.
2.Таблица основных проблем педагогической психологии.
1.История возникновения и формы программированного обучения. Компьютеризация обучения.
1) закон эффекта (подкрепления): если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот. Отсюда вывод: в процессе обучения нужно больше положительных эмоций;
2) закон упражнений: чем чаще проявляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее (все данные получены экспериментальным путем);
3) закон готовности: на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в ее индивидуальном, специфическом состоянии.
В основу технологии программированного обучения Скиннер положил два требования:
1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.
Скиннер разрабатывал линейные программы, в которых обучаемый знакомился с каждой порцией материала в заданной последовательности:
Ответить на вопрос можно либо выбрав один из предполагаемых вариантов, либо сделав это самостоятельно. Такая программа как бы предполагает, что учащийся не сделает ошибки в ответе. В 1954 г. Скиннер проверил свою программу на студентах университета и получил отрицательный результат. Линейная программа успеха не принесла.
В разветвленной программе ответ используется главным образом для того, чтобы вести обучающегося дальше по одному из разветвлений. Краудер, в отличие от Скиннера, предполагает, что обучающийся может допустить ошибку и тогда надо дать ему возможность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала, т. е. в программе Краудера каждый ответ используется для выявления возможностей пути, выбранного учащимся, и определения, что делать дальше.
Итак, эти две концепции вернулись в 60-х годах в СССР. В 1966 г. была проведена I Всесоюзная конференция по проблеме программированного обучения. В приказе № 380 от 6.10.1966 Министра ВиССО СССР подведены итоги этой конференции и рекомендовано администрации вузов включить в индивидуальные планы профессорско- преподавательского состава вузов время на разработку программированных учебных и учебно-методических пособий, а также на создание технических устройств программированного обучения. Заработала административно-командная система.
В 1968 г. MB и ССО РСФСР распространило документ, который называется «План важнейших научно- исследовательских работ вузов по актуальным вопросам высшего образования». Среди многих тем, охватываемых этим планом, была и «разработка программированных пособий по иностранным язы- ванного обучения иностранным языкам при МГПИИЯ им. М. Тореза, активным членом которого являлась, и кафедра немецкого языка Южно-Российского
государственного технического университета. На наших глазах создавалась теория программированного обучения и практика его использования. Что же это такое? Это, несомненно, своеобразная технология обучения.
Программирование обучения ведется с времен Я.А. Коменского (разделение на параграфы, темы и т.п.). Наши учебные рабочие программы, планы, учебники и т.п. построены на основе программирования, являясь его результатом. Программирование понимается и как процесс составления упорядоченной последовательности действий (программы) для ЭВМ, и как научная дисциплина, изучающая программы для ЭВМ, способы их составления, проверки и улучшения. Если понимать программирование обучения именно как процесс составления упорядоченной последовательности действий, то все обучение везде и всегда является программированным. Чем же оно тогда отличается от традиционного, не программированного?
К 80-м годам сложились две точки зрения на программированное обучение. Представителем одной из них является Н.Ф. Талызина (МГУ) и ее школа, рассматривая программированное обучение как систему управления. Н.Ф. Талызина пишет: «Вопрос о сочетании обычного обучения с программированным, по нашему мнению, должен формулироваться так: как найти правильное сочетание плохо управляемого обучения (обычного) с обучением эффективно управляемым (программированным)».
Почему она называет обычное обучение, т. е. традиционное, плохо управляемым? Ответ находим в статье Т.А. Ильиной «Теория и практика программированного обучения», где обобщаются основные недостатки традиционного обучения, названные большинством советских ученых и педагогов:
1. Усредненный общий темп изучения материала.
2. Единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися.
3. Непомерно большой удельный вес знаний, получаемых учащимися в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний.
4. Почти полное незнание учителем хода усвоения учащимися сообщаемых знаний (нет внутренней обратной связи и слабая внешняя обратная связь).
5. Недостаточное стимулирование познавательной активности учащихся, опора в основном на учителя.
6. Преобладание словесных методов изложения знания, создающие объективные предпосылки рассеивания внимания.
7. Затрудненность самостоятельной работы учащихся с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала, сухости языка, почти полного отсутствия эмоционального воздействия.
Несмотря на эти недостатки, нельзя согласиться с Н.Ф. Талызиной и определять обычное, т.е. не программированное обучение как плохой, неуправляемый процесс. С ее точки зрения, программированное обучение включает работу по жесткому алгоритму, но понимая, что не все поддается алгоритмизации, она добавляет и «программы управления», когда система воздействия определяется учителем на основе анализа создавшихся условий, т. е. по ходу урока, без жесткой реализации заранее выработанных предписаний.
Эта расширительная трактовка ПО размывает границы между тем новым, что появилось в теории и практике обучения в 60-е годы, и тем, что существовало ранее.
И этим она приближается к другой точке зрения, а именно к точке зрения, представленной Советом по ПО при МГПИИЯ им. М. Тореза, где ПО рассматривалось как один из эффективных подходов к учебному процессу, который должен применяться в сочетании с другими подходами. Представители этой школы ограничивали сферу применения программированного обучения определенными ситуациями и считали, что оно должно сочетаться с непрограммированным обучением.
Поскольку имеется множество эвристических задач, имеющих оригинальное множество решений, необходимо традиционное обучение. Кафедра немецкого языка изучила теорию программированного обучения, разработала обучающие программы, рассчитанные на студентов разного уровня подготовки, предназначенные для самостоятельного доучивания того, что они пропустили в школе или в вузе, т.е. эти программы позволяют нам не тратить время всех студентов на доучивание того или иного материала в аудитории, а высвободить это время для других видов работы со всеми студентами вместе.
Вот почему мы называем программированное обучение необходимой гигиеной нашего педагогического труда. Гордон Пасек, программист из Великобритании, говорил о том, что необходимо учитывать разнообразие поведения студентов в учебном процессе. «Система должна работать частично соревновательное, частично кооперативно», т. е. должна вести вперед, но если у кого-то наблюдаются непонимание, отставание, система дает возможность тренировки для того, кто отстает.
Программированное обучение характеризуется совокупностью всех пяти признаков ПО:
1) наличия поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;
2) расчлененности учебной части на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают выполнение каждого шага;
3) завершения каждого шага самопроверкой, результаты которой дают возможность судить о том, насколько он успешен, и предложения студенту достаточно эффективного средства для этой самопроверки, а если требуется, то и соответствующего корректирующего воздействия;