выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы

Рабочая программа по ориентировочному курсу «Слагаемые выбора профиля обучения»

выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы. Смотреть фото выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы. Смотреть картинку выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы. Картинка про выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы. Фото выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы

выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы. Смотреть фото выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы. Смотреть картинку выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы. Картинка про выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы. Фото выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы

Описание разработки

Пояснительная записка:

Рабочая программа курса «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования» для учащихся 9 класса составлена с целью обеспечения реализации предпрофильной подготовки в соответствии с требованиями к организации предпрофильной подготовки в ОУ, а именно, создания условий для реализации ориентационного направления выбора профиля обучения.

Программа составлена на основе авторского УМК С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичева, Е. О. Черкашина «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования». Серия «Мой выбор».

Методическое пособие для учителя включает поурочное планирование согласно программе курса, выделение смысловых акцентов по каждой теме курса, пояснение по использованию методического обеспечения. Хрестоматийный материал предусматривает использование дополнительных источников в ходе изучения курса (биографии интересных людей; информация о рынке труда и профессиях; пути продолжения образования; эвристические задания; диагностические процедуры и др. ).

В содержательном плане курс построен по принципу «от общего к частному», что находит подтверждение в тематическом плане.

Первые четыре раздела курса («Твои возможности без границ»; «Изменившееся общество, в котором ты живешь»; «Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг»; «Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию?») раскрывают особенности современного общества, его экономическую и социокультурную составляющие, особенности современного рынка труда и образовательных услуг, различные пути приобретения профессии, уровни и виды образования.

Следующие три раздела («Притязания человека и твоя профессиональная карьера»; «Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения»; «Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения») посвящены анализу проблемы притязаний человека и профессиональной карьеры; их основная задача — раскрыть идею соотнесения своих реальных и потенциальных возможностей с требованиями, предъявляемыми избираемым профилем обучения, путями дальнейшего образования и будущей сферой труда. Содержание этих разделов предусматривает обеспечение школьников психологическими средствами, приемами принятия решения о выборе профиля обучения и предоставление им возможности на практике убедиться в правильности такого выбора с помощью выполнения эвристических заданий и упражнений, условно названных «проба выбора профиля обучения».

Задачи:

сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;

способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Источник

Рабочая программа по ВД «Выбираем профиль обучения»

выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы. Смотреть фото выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы. Смотреть картинку выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы. Картинка про выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы. Фото выбираем профиль обучения программа курса 8 9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЫБИРАЕМ ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ»

Составитель Грозных Анастасия Александровна

Срок реализации 2 года

Общее количество часов по плану 67 часов

Количество часов в неделю 1 час

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Выбираем профиль обучения» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО), ООП ООО МБОУ «СШ № 5», с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности, с учётом авторских рекомендаций программ Г.В. Резапкиной «Выбираем профиль обучения», М.В. Антоновой «Профессиональный навигатор».

Государство ставит перед педагогической общественностью задачи обеспечения качества образования на основе соответствия его актуальным и перспективным потребностям общества и личности.

Школа, опираясь на федеральные нормативные документы, регламентирующие государственную политику в сфере общего образования, реализует программы, направленные на повышение качества обучения и воспитания школьника.

Основными нормативными документами являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные программы всех уровней, Национальный проект «Образование».

Основные цели и идеи Национального проекта «Образование» на период с 2019 по 2024 г. обозначены в федеральных проектах «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современная образовательная среда», «Учитель будущего», «Новые возможности для каждого». В задачи проектов входит формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования всех видов и уровней (Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) среди требований к структуре основной образовательной программы выделяет требования к Программе воспитания и социализации обучающихся, важный направлением которой является «формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребности рынка труда».

В соответствии с требованиями ФГОС ООО, предъявляемым к программам по социализации обучающихся, в общеобразовательной школе предусмотрено «использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии».

Психолого-педагогическое сопровождение школьников в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования, развитие психологической готовности школьников к осознанному и реалистичному социальному и профессиональному самоопределению с учетом ситуации на рынке труда.

Психологическая диагностика профессиональных интересов и склонностей, особенностей характера и мышления обучающихся.

Информирование обучающихся о профессионально важных качествах и требованиях профессий.

Развитие навыков анализа своих ограничений и возможностей, умения соотносить их с требованиями профессий.

Повышение учебно-профессиональной мотивации обучающихся.

Развитие навыков целеполагания и планирования профессиональной карьеры.

Принципы и подходы к формированию программы

Основные принципы, содержание, формы работы и требования к результатам освоения программы курса согласуются с целями и задачами профильного обучения и содействуют своевременному, реалистичному и осознанному выбору профиля обучения в школе и дальнейшего профессионального образования по выбранной профессии (специальности).

Курс базируется на синтезе деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС и направленного на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, и личностно ориентированного подхода, учитывающего индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся.

Основными принципами курса внеурочной деятельности «Выбираем профиль обучения» являются:

— принцип индивидуализации обучения, который обеспечивает ориентацию на индивидуальные потребности обучающихся, учет интересов, мотивов, личных затруднений и т.д.;

— принцип эффективности социального взаимодействия, который подразумевает расширение сферы общения и создание условий для самоопределения, в том числе профессионального, и самореализации;

— принцип культуросообразности, который подразумевает непрерывную связь социализации и воспитания с культурным достоянием своего народа и человечества;

— гуманистический принцип, который определяет отношение педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебной деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Отвечая требованиям ФГОС ООО к личностным характеристикам выпускника («портрет выпускника основной школы»), программа способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в контексте профессионального самоопределения.

К предметным результатам программы внеурочной деятельности курса «Выбираем профиль обучения» отнесены:

Первоначальные систематизированные представления о мире профессий и рынке труда;

Получение представления о современных формах и методах организации труда;

Знание классификаций и видов профессий;

Освоение методов и приемов самопознания, рефлекии;

Приобретение знаний относительно основных психологических понятий;

Создание основы для формирования интереса к получению и расширению представлений о себе;

Формирование понятий об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения и других факторах, способствующих выбору профессии.

Метапредметными результатами программы курса «Выбираем профиль обучения» являются:

Навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

Способность к оценке собственных возможностей, способностей и склонностей;

Умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

Развитие умения делать выбор и готовности нести за него ответственность на основе внутренней позиции взрослого человека;

Формирование личностного самоопределения: наличие внутренней позиции взрослого человека, которая проявляется в осознании себя как члена общества и в понимании необходимости самому принимать решения относительно своего будущего.

Коммуникативные универсальные учебные действия

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

основам коммуникативной рефлексии;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Обучающийся получит возможность научиться:

основам рефлексивного мышления;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и диагностик;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Выбираем профиль обучения» являются:

Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;

Развитие у обучающихся мотивации к самопознанию и саморазвитию;

Осознание себя и своего места в жизни;

Формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Соотнесение обучающихся своих индивидуальных особенностей с требованиями конкретной профессии;

Составление личного профессионального плана на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений и развитие способности мобильно изменять его;

Использование приёмов самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, профессиональная т.п.).

Личностные универсальные учебные действия

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

уважение к ценностям, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

готовность и способность к выполнению норм и требований;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

готовность к выбору профильного образования.

Обучающийся получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации;

готовности к самообразованию и саморазвитию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности направлено на своевременное выявление и развитие профессиональных интересов обучающихся, что во многом определяет их будущую профессиональную деятельность. Освоение курса внеурочной деятельности поможет обучающимся ответить на вопрос: «Какой выбор можно считать правильным?». Обучающиеся смогут уточнить свои профессиональные интересы и склонности, сделать выбор с учетом своих возможностей и востребованности профессии на рынке труда.

Формы организации внеурочной деятельности

Основной формой организации является занятие, которое представляет собой введение в мир профессий, в котором учащиеся смогут расширить представления о себе и научаться соотносить эти особенности с профессиями.

Профориентационный тренинг — создаёт возможности для глубокого самопознания и самоопределения, помогает в активной форме обработать необходимую информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора профессии, приобрести коммуникативные навыки и др.

Деловая игра — педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которого — обучение отдельных участников игры и групп обладанию навыками принятия решения. Деловая игра изначально связана с подготовкой ребёнка к труду, с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути. С помощью деловой игры подросток включается в имитацию рабочего процесса, в моделирование и упрощённое воспроизведение реальной производственной ситуации, в профессиональные отношения между взрослыми.

Квест представляет собой игру, в которой нужно применять логику, ловкость и координацию, а также работать в команде. Команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленной легенды, в условиях дефицита времени, проходят этапы, последовательно выполняя задания и находя спрятанные или зашифрованные организаторами «ключи» (коды, ответы на вопросы).

Кейс-стади (метод ситуационного анализа) представляет собой педагогическую технологию, основанную на моделировании предлагаемой или использовании реальной ситуации. Обучающиеся должны разобраться в сути предложенных проблем, представить возможные варианты их решения и выбрать лучшие из них. Сущность метода кейс-стади заключается в самостоятельной деятельности учащихся в искусственно созданной обстановке, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере.

Диагностика, которая позволит учащимся расширить представления о себе, своих способностях, склонностях, интересах, мотивах выбора профессий.

Содержательные разделы (для 8 класса)

1.Как правильно выбрать профессию

Труд в жизни человека. Важность правильного выбора профессии.

2. Профессиональные интересы и склонности

Значение профессиональных интересов и склонностей при выборе профессии. Характеристики профессионального интереса. Различия между профессиональными интересами и профессиональными склонностями. Профессиональный тип личности и профессиональная успешность. Работа со словарем профессий. Краткое содержание профессий, профессионально важные качества и медицинские противопоказания.

3. Влияние познавательных процессов на выбор профессии

Что такое мышление. Особенности мышления. Интеллектуальный потенциал. Как развивать мышление. Внимание и память. Слагаемые интеллекта. Эрудиция, речевое развитие, внимание, математические способности, логика, сформированность пространственных представлений. Техническое мышление и способность работать с техникой.

4. Личностные особенности

Личностные особенности и выбор профессии. Понятие о самооценке. Что такое темперамент? Слагаемые темперамента. Темперамент и профессия. Эмоциональность и профессиональная успешность. Как управлять своими эмоциями. Что такое «социальный интеллект»? Слагаемые социального интеллекта. Роль социального интеллекта в профессиональной успешности.

5. Профессионально важные качества

Уровни профессиональной пригодности. Абсолютная профессиональная пригодность. Относительная профессиональная пригодность. Профессиональная непригодность. Причины ошибочного выбора профессии.

6. Мой профессиональный маршрут

Планирование профессиональной карьеры. Веер возможных профессий. Пути получения профессии. Востребованность профессий на рынке труда.

Содержательные разделы (для 9 класса)

1.Я и мир профессий

Информирование учащихся об основных видах профессий и требованиях к ним. Схема профессий. Обсуждение с подростками основных ошибок при выборе профессии. Проведение диагностики профессиональных склонностей. Написание заключения.

2. Как выбирать профессию

Определение уровня сформированности личных профессиональных планов, степени их профессиональной готовности. Формула выбора профессии. Знакомство с правилами выбора профессии с учетом личных особенностей и требований реального рынка труда.

3. Как появились профессии

Диагностика профессиональных интересов учащихся. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. Актуальные профессии.

4. Профессии технического и информационно-технологического профиля

Знакомство с типами профессий и их характеристиками. Знакомство с профессиями технического и информационно-технологического профиля. Составление таблицы профессий.

5. Творческие профессии и художественно-эстетический профиль

Знакомство с условиями труда, характером и спецификой работы по профессиям творческого характера. Выявление индивидуальных возможностей. Личные особенности представителей творческих профессий. Побуждение личности к творческому развитию.

6. Профессии, связанные с социально-экономическим профилем и сферой услуг

Знакомство с профессиями, связанными с социально-экономическим профилем и сферой услуг. Соотнесение личностных характеристик и типа профессии. Составление таблицы профессий.

7.Профессии, связанные с естественно-научным и агротехнологическим профилем

Знакомство с типами профессий и их характеристиками. Классификация профессий. Составление таблицы.

8.Профессии типа «человек-человек» и гуманитарный профиль

Знакомство с основными профессиями типа. Обсуждение личных особенностей представителей профессии. Диагностика профессиональных предпочтений.

9.Профессии физико-математического профиля

Знакомство с основными профессиями типа. Обсуждение личных особенностей представителей профессии. Диагностика профессиональных предпочтений. Профессии других профилей обучения

10.Мое профессиональное будущее

Знакомство с путями, этапами и средствами достижения цели при выборе профессии. Обозначение препятствий на пути к достижению цели. Определение запасных и иных вариантов. Диагностика способностей. Правила построения профессионального маршрута. Подведение итогов курса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *