выражение мысли в графическом коде это
Методика обучения грамматике и правописанию 12 страница
Внешняя речь, т.е. речь-общение, подразделяется на четыре вида:
ч т е н и е, т. е. зрительное восприятие графического ряда, написанного или напечатанного, и его понимание, т. е. соотнесение графических комплексов (слов, их сочетаний) через их фонемный состав с эталонами, хранящимися в памяти.
Чтение имеет два варианта: прямое перекодирование графически зафиксированного текста на мыслительный код и двойное перекодирование: на мысленный код и на звучащие слова, т. е. на акустический код.
При слушании и чтении отсутствие в памяти эталона может привести к непониманию воспринятой речи, но контекст и понимание ситуации общения создают условия для догадки (антиципации), которая, как правило, сохраняет непрерывность общения.
Сходства/различия | Устная речь | Письменная речь |
По стилю | Разговорные стили | Письменно-книжные стили |
По степени подготовленности | Импровизированная, моментальная, ситуативная | Обдуманная, подготовленная, проверенная |
По точности выбора слов | Моментальный выбор, не всегда удачный | Тщательный, обдуманный выбор |
В развитии речи взаимодействие видов кладется в основу его системы.
В логическом, речевом мышлении человек пользуется понятиями, в которых обобщены существенные признаки явлений, предметов, действий и т.п. Понятия обозначаются словами и словосочетаниями, в которых приобретают необходимую для общения материальную оболочку. Знание слов, богатство и мобильность словаря позволяют человеку оперировать понятиями, т. е. мыслить (на уровне внутренней речи) или говорить, писать (на уровне внешней речи). Речь невозможна без мысли, без опережающего внутреннего процесса.
Внутренняя, мысленная речь обладает ступенями глубины. Первая ступень глубины наиболее близка к речи внешней. Так, когда мы пишем или составляем какой-либо важный текст, то мы его формируем «про себя», мысленно. В этой ситуации мы тщательно отбираем слова, строим предложения по правилам грамматики, обдумываем даже падежные окончания, орфографию и пунктуацию. Эта первая ступень внутренней речи представляет собой неозвученный и пока не написанный вариант речи внешней.
Вторая ступень глубины: я размышляю сам с собой, без цели записи. Например, обдумываю план и содержание предстоящей лекции. Я придерживаюсь темы, не отвлекаюсь, но текст моей вербальной внутренней речи прерывист, я не слежу за правильностью синтаксических конструкций и тем более за орфографией, я не употребляю служебных слов. Эти ступени каждый может проверить на себе методом самонаблюдения.
В обычной повседневности человек чаще всего «живет» в мире третьей ступени глубины по этому условному делению. Но в смысле успешного развития речи, ее культуры наиболее важна первая ступень. В то же время языковое знание и умение обогащают мышление, развивают его.
План внутренний, иногда написанный: он четко определяет содержание предстоящего высказывания, последовательность мыслей.
Наконец, внутренняя, мысленная подготовка высказывания завершается семантико-грамматическим структурированием. Оно складывается:
б) порядка слов в высказывании;
в) грамматического маркирования, т.е. установления связей
слов с помощью предлогов, союзов, падежных и личных оконча-
ний частей речи.
Этой ступенью заканчивается докоммуникативный этап подготовки общения: следующие две ступени составляют коммуникативный этап.
Ознакомление со ступенями речевого действия показывает, как надо готовить школьников к речевым упражнениям: устным рассказам, сочинениям, письмам, сообщениям, к ведению дневников, к устному общению в школьных или домашних условиях.
Казалось бы, высказывание состоялось и речевой акт закончен. Но с точки зрения теории речевой деятельности для полного цикла общения (коммуникации) недостает еще двух ступеней: это, во-первых, восприятие высказывания собеседником (адресатом), без чего общение нельзя считать состоявшимся; во-вторых, это обратная связь, т.е. реакция перципиента на принятое высказывание.
Восприятие проходит следующие шаги (в устном варианте):
прием акустических сигналов в виде ряда звучащих слов;
сравнение их с хранящимися в памяти эталонами, в результате чего происходит понимание слов; антиципация;
расшифровка грамматических связей в тексте высказывания;
понимание общего смысла предложения или текста;
понимание коннотаций, образов, тропов, аллегории, иронии и пр.;
понимание скрытого смысла высказывания или его отсутствия;
оценка личности говорящего: его интеллекта, нравственного облика, степени владения языком и уровня культуры речи и пр. (Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел»).
В зависимости от целей высказывания и от его содержания в античной риторике разграничивали повествование, описание и рассуждение; в наши дни введено также понятие смешанного (контаминированного) текста.
Рассуждением называется такой тип речи (и текст), в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры, чьи-то мнения, доказательства; в итоге автор делает вывод. Модель рассуждения:
Развитие тезиса: | ||
Тезис | доказательства и | Вывод |
опровержения |
Поскольку чистые типы повествования, описания и рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассказ-повествование с двумя пейзажными зарисовками»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».
Начальная школа делает первые шаги и в сторону стилистической дифференциации текстов: дети уже в I классе начинают понимать, что домашняя манера говорить, детская лексика, диалектная и просторечная в школе звучать не должны. Они различают также разговорно-бытовую и литературно-разговорную речь. В письменных изложениях и сочинениях они учатся дифференцировать две стилевые разновидности: эмоционально-образный стиль и научный, «деловой». Так, в школе проводится сочинение «Береза» в научном ключе (ствол, ветви, листья, семена, березовый лес, древесина и пр.) и художественное сочинение о березе в зимнем наряде, в осеннем золоте, в весеннем кипении. Так у детей формируются умения коммуникативного выбора синонимических средств языка.
Теории строения текста
1. Содержательные, событийные, сюжетные связи.
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом (И.С. Тургенев. Бежин луг).
Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески.
Огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг их; тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они еще долго не могли примириться с моим присутствием.
Упоминание собак связывает весь компонент текста с предыдущими его частями. И далее у Тургенева:
Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя.)
Обещание автора описать каждого мальчика возбуждает в читателе ожидание и служит внутренним связям текста.
3. Лексические связи. Повторяются слова мальчики, круглое красноватое отражение и за черту круга.
4. Синонимические связи: огни, пламя.
Союзы, связывающие предложения.
Частицы в роли средств связи: даже, бы, ли, не.
9. Интонационные связи, которые на письме частично передаются пунктуацией: вопросительным знаком, многоточием, восклицательным знаком.
10. Связующим средством в ССЦ может служить и тип связи между предложениями. Цепная связь:
Сверкнул ослепительный зигзаг молнии. И сразу же, почти в то же мгновение, раскололось небо над головой. Дрогнули стены, задребезжали окна. Последовательное развитие событий: Цепная связь: возврат к прошлому:
11. Параллельная связь:
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Первое предложение задает общую тему, три последующих, параллельные друг другу, раскрывают ее.
В основе компонента текста лежит противопоставление, оно связывает текст в единстве противоположностей (тоже параллельная связь):
Есть и другой тип. Представители его чаще всего люди тихие и незамет- ные > Робкие и застенчивые. Они рады бы осчастливить мир, но убеждены, что °н, такой большой и сложный, их благодеяний не примет, отвергнет и посмеется. Они пассивны, ибо боятся, что активность их причинит другим людям лишь Неприятности.
1-я группа | Противоположная |
предложении | группа |
12. Связующую роль выполняют вводные слова и предложения обобщающие конструкции, выводы в итоге рассуждения, парадоксальные, неожиданные суждения.
Недаром текст называют «связным»: действительно, средств связи множество, но пишущий и тем более говорящий не всегда осознают и прогнозируют их.
Факторы речевого развития человека
Для понимания процесса речевого развития человека, особенно Движущих сил этого развития (факторов), очень много дает исследование первых его шагов, т.е. речи ребенка в самом начале овладения языком.
Восприятие чужой речи опережает собственную речь ребенка: он начинает понимать речь взрослых несколько ранее, чем сам делает попытки говорить. Этот разрыв позволяет практически, на уровне «внутренних обобщений» усвоить простейшие правила языка, хотя ребенок не осознает их и не может сформулировать.
Из сказанного вытекает вывод о роли речевой (языковой) среды в овладении речью и языком и, следовательно, в развитии речи. Но это не единственный фактор нормального речевого развития человека; можно назвать и прокомментировать и другие факторы, не менее важные:
фактор потребности номинации и обобщения: такая потребность возникает в познании окружающего мира, служит основой не только овладения речью, но и всей учебной познавательной деятельностью человека;
фактор речевой активности ребенка (и взрослого) предполагает общую активность в игре и в социальной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы;
наконец, фактор осмысления, «осознательненья» языка, фактор теории: предполагается изучение грамматики в школе.
Очень важно, чтобы эти предпочтения действовали в рамках нормированного, литературного, языка, а не просторечия, не диалекта. Очень важно поэтому, чтобы с ранних лет языковое чутье формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, чтобы она создавалась на основе интеллигентной речи родителей, чтения художественной литературы дома и в школе. Конечно, школа постепенно исправляет даже неверную интуицию, но процесс исправления проходит трудно и долго.
КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА
Критерии культуры речи
Выбор языковых средств связан с понятием коммуникативной целесообразности: речь строится с учетом возможностей адресата, выбираются те формы языка, которые обеспечат наилучший контакт участников диалога. Это касается и вербальных средств, и манеры произнесения, использования вспомогательных средств общения, зависит от учета возрастных, образовательных особенностей собеседника, от соображений речевого этикета (подчеркнуто корректный тон и дружеская беседа). Выбираемые языковые средства должны быть уместны.
Требования культуры речи в современном обществе имеют юридическую силу: превышение установленного, минимально допустимого количества нарушений препятствует выдаче диплома об образовании, переводу учащихся из класса в класс, приему в высшие учебные заведения и на работу по очень многим профессиям.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Нужно отличать самостоятельную работу учащихся «по образцу» от неосознанного заучивания, т.е. от догматического метода. Впрочем, заученные наизусть стихи, проза, афоризмы, фразеологизмы, поговорки весьма полезны, они обогащают речь, способствуют ее развитию. Они не только обогащают речь учахшийся, но укрепляют память, дают основу для отработки выразительности, для участия в социальной деятельности, в концертных вступлениях, т.е. в преддверии искусства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Статья «Лингвистика детской речи»
В данной статье представлены: псохолого-лингвистические основы развития устной речи учащихся,виды и типы речи, требования к устной речи учащихся. Материал полезен для методической темы самообразования.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Лингвистика детской речи»»
Статья « Лингвистика детской речи» 1. Психолого-лингвистические основы развития устной речи учащихся 1.1 Речь и ее виды
Термин речь имеет три значения:
а) речь как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно;
в) речь как жанр устного, ораторского выступления: Полный текст речи депутата Н.Н. опубликован в газетах; блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом.
Внешняя речь, т.е. речь-общение, подразделяется на четыре вида:
слушание (аудирование)- слуховое восприятие акустического потока, отправленного говорящим, и его понимание, т. е. сверка со смысловыми, фонемными эталонами, накопленными в памяти ранее;
чтение, т. е. зрительное восприятие графического ряда, написанного или напечатанного, и его понимание, т. е. соотнесение графических комплексов (слов, их сочетаний) через их фонемный состав с эталонами, хранящимися в памяти.
Чтение имеет два варианта: прямое перекодирование графически зафиксированного текста на мыслительный код и двойное перекодирование: на мысленный код и на звучащие слова, т. е. на акустический код.
При слушании и чтении отсутствие в памяти эталона может привести к непониманию воспринятой речи, но контекст и понимание ситуации общения создают условия для догадки (антиципации), которая, как правило, сохраняет непрерывность общения.
Сходства и различия устной и письменной речи Таблица 1
По степени подготовленности
Импровизированная, моментальная, ситуативная
Обдуманная, подготовленная, проверенная
По точности выбора слов
Моментальный выбор, не всегда удачный
Тщательный, обдуманный выбор
По объему единиц речи
Сравнительно малый объем предложений
Уравнительно большой объем
По средствам выразительности
Паузы, логические ударения, интонации, темп, тембр, мимика, жесты наряду с фигурами
Только в момент исполнения (или в звукозаписи)
В повседневной практике последовательность видов речи:
В развитии речи взаимодействие видов кладется в основу его системы.
Рассмотрим ступени речевых действий.
План внутренний, иногда написанный: он четко определяет содержание предстоящего высказывания, последовательность мыслей.
Наконец, внутренняя, мысленная подготовка высказывания завершается семантико-грамматическим структурированием. Оно складывается:
а) из выбора слов – самое важное;
б) порядка слов в высказывании;
в) грамматического маркирования, т.е. установления связей слов с помощью предлогов, союзов, падежных и личных окончаний частей речи.
Этой ступенью заканчивается докоммуникативный этап подготовки общения: следующие две ступени составляют коммуникативный этап.
Казалось бы, высказывание состоялось и речевой акт закончен. Но с точки зрения теории речевой деятельности для полного цикла общения (коммуникации) недостает еще двух ступеней: это, во-первых, восприятие высказывания собеседником (адресатом), без чего общение нельзя считать состоявшимся; во-вторых, это обратная связь, т.е. реакция перципиента на принятое высказывание.
Восприятие проходит следующие шаги (в устном варианте):
прием акустических сигналов в виде ряда звучащих слов;
сравнение их с хранящимися в памяти эталонами, в результате чего происходит понимание слов;
расшифровка грамматических связей в тексте высказывания;
понимание общего смысла предложения или текста;
понимание коннотаций, образов, тропов, аллегории, иронии и пр.;
понимание скрытого смысла высказывания или его отсутствия;
оценка личности говорящего: его интеллекта, нравственного облика, степени владения языком и уровня культуры речи и пр. (Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел»).
1.3. Типы речи (текста)
В зависимости от целей высказывания и от его содержания в античной риторике разграничивали повествование, описание и рассуждение; в наши дни введено также понятие смешанного (комментированного) текста.
Рассуждением называется такой тип речи (и текст), в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры, чьи-то мнения, доказательства; в итоге автор делает вывод. Модель рассуждения:
Развитие тезиса: доказательства и опровержения
Поскольку чистые типы повествования, описания и рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассказ-повествование с двумя пейзажными зарисовками»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».
Начальная школа делает первые шаги и в сторону стилистической дифференциации текстов: дети уже в I классе начинают понимать, что домашняя манера говорить, детская лексика, диалектная и просторечная в школе звучать не должны. Они различают также разговорно-бытовую и литературно-разговорную речь. В письменных изложениях и сочинениях они учатся дифференцировать две стилевые разновидности: эмоционально-образный стиль и научный, «деловой». Так у детей формируются умения коммуникативного выбора синонимических средств языка
Таким образом, формирование устной речи школьников надо связывать с работой над конкретными стилями речи.
1.4.Требования к устной речи учащихся
Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?
Первое требование – требование СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ речи. говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.
Второе требование – требование ЛОГИЧНОСТИ, последовательности, четкости построения речи. хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов /если они есть/, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.
Под ТОЧНОСТЬЮ речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она ВЫРАЗИТЕЛЬНА. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов,
построением фразы, выбором слов, настроением рассказа. ЯСНОСТЬ речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена.
Чрезвычайна важна также ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить /и читать/ выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.
И выразительность, и ясность речи предполагают ее ЧИСТОТУ, то есть лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное.
Для школы особенно большое значение имеет ПРАВИЛЬНОСТЬ речи, то есть соответствие литературной нормы.
Все эти требования и приемы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.
Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае:
1) если она богата и разнообразна по использованным в нем лексическим и грамматическим средствам;
2) если в ней точно передано содержание высказывание;
3) если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи.
Рассмотрим возрастные особенности развития устной речи детей седьмого года жизни и факторы, влияющие на эти особенности.
2. Возрастные особенности развития устной речи школьников 7-го года жизни.
Для понимания процесса развития устной речи человека, особенно движущих сил этого развития (факторов), очень много дает исследование первых его шагов, т.е. речи ребенка в самом начале овладения языком.
Восприятие чужой речи опережает собственную речь ребенка: он начинает понимать речь взрослых несколько ранее, чем сам делает попытки говорить. Этот разрыв позволяет практически, на уровне «внутренних обобщений» усвоить простейшие правила языка, хотя ребенок не осознает их и не может сформулировать.
Из сказанного вытекает вывод о роли речевой (языковой) среды в овладении речью и языком и, следовательно, в развитии речи. Но это не единственный фактор нормального речевого развития человека; можно назвать и прокомментировать и другие факторы, не менее важные:
-фактор потребности номинации и обобщения: такая потребность возникает в познании окружающего мира, служит основой не только овладения речью, но и всей учебной познавательной деятельностью человека;
-фактор речевой активности ребенка предполагает общую активность в игре и в социальной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов;
-наконец, фактор осмысления, «осознания» языка, фактор теории: предполагается изучение грамматики в школе.
Очень важно, чтобы эти предпочтения действовали в рамках нормированного, литературного, языка, а не просторечия, не диалекта. Очень важно поэтому, чтобы с ранних лет языковое чутье формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, чтобы она создавалась на основе интеллигентной речи родителей, чтения художественной литературы дома и в школе. Конечно, школа постепенно исправляет даже неверную интуицию, но процесс исправления проходит трудно и долго.
Важной особенностью психического развития ребенка является его повышенная сензитивность (чувствительность), прежде всего к овладению целями и способами систематического обучения.
Детям доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научных знаний. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности первоклассники достигают только при условии, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и ориентировано на зону ближайшего развития (10).
Уровень развития устной речи является одним из ярких показателей уровня и качества мышления.
Наглядно-действенное мышление проявляется в «глагольном» характере речи первоклассников: в словаре ребенка, по данным Канакиной В.П., имена существительные составляют 38% словарного запаса, глаголы— 32%, местоимения — 10%, наречия — 7% и лишь 2% — имена прилагательные (20). Но стоит отметить чуткость детей к языковым явлениям, которая проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и сочетаниями.
Если основной функцией речи дошкольников (и первоклассников на первых этапах обучения) является общение, то речь ребенка 7-го года жизни носит ситуативный, контекстный характер, отличительными особенностями ее являются свернутость, недосказанность, жесткая связь с конкретной ситуацией.
У детей в новой среде развивается потребность быть понятыми вне зависимости от ситуации. Чтобы быть понятым, ученик должен овладеть связной, развернутой, логичной речью.
Различные виды речи чередуются (перемежаются) в речевой практике каждого ребенка в зависимости от характера сообщения, его содержания, эмоционального состояния и пола (мальчики и девочки по-разному пересказывают тексты, хотя спонтанность речи снижается и у тех, и у других).
В этом возрасте в процессе обучения начинается формироваться объяснительная речь (рассуждение, объяснение способа действия, констатация факта, обдумывание плана действия, рефлексия действия и т. д. Этот вид речи требует точной лексики для описания свойств и качеств предметов, указания на место и время проходящих или минувших событий, логики построения предложения или рассказа(24). Такой вид речи не допускает произвольного изложения, он формируется в процессе обучения, и качество его формирования зависит от деятельности учителя.