Установите соответствие между характеристиками и названиями методов научного исследования, к которым они относятся.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
НАЗВАНИЯ МЕТОДОВ
А) исследуется родословная семьи
Б) выявляется сцепленность признака с полом
В) изучается число хромосом на стадии метафазы митоза
Г) устанавливается доминантный признак
Д) определяется наличие геномных мутаций
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Цитогенетический метод — метод генетики, при котором изучается число и структура хромосом с помощью микроскопа на стадии метафазы митоза. Цитогенетический метод позволяет выявить геномные (изменение количества хромосом) и хромосомные (изменение структуры хромосом) мутации.
Генеалогический метод — метод генетики, при котором составляется родословная человека и изучается характер наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцеплен с полом). Генеалогический метод используют для изучения моногенных (определяемых одним геном) признаков и генных (изменение структуры гена) мутаций.
(А) — исследование родословной семьи — генеалогический метод;
Концепция данной теории заключается в том, что передача наследственной информации в ряду поколений осуществляется путем передачи хромосом, в которых в определенной линейной последовательности расположены гены.
Данная теория была сформулирована в начале XX века. Значительный вклад в ее развитие внес американский генетик Томас Морган.
Группы сцепления
В предыдущей статье были раскрыты суть и применение в задачах III закона Менделя, закона независимого наследования, в основе которого лежат гены, расположенные в разных хромосомах. Но что если гены лежат в одной хромосоме? Такие гены образуют группу сцепления, в этом случае говорят о сцепленном наследовании.
Сцепление генов
Далее Морган применил анализирующее скрещивание. Полученную в первом поколении дигетерозиготу (AaBb) он скрестил с черной особью с зачаточными крыльями (aabb). Результат весьма удивил Моргана и его коллег: помимо потомства с ожидаемыми фенотипами (серое тело + длинные крылья, черное тело + зачаточные крылья) были получены особи со смешанными признаками.
Потомство со смешанными признаками подразумевает под собой особи Aabb (серое тело + зачаточные крылья) и aaBb (черные тело + длинные крылья). Но откуда они могли взяться, если гены A и B находятся в одной хромосоме? Значит, образовались еще какие-то дополнительные гаметы, помимо AB и ab?
Пример решения генетической задачи №1
«Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными генами, расположенными в одной хромосоме. Гены полностью сцеплены. Какова вероятность родить здорового ребенка в семье, где муж нормален, жена гетерозиготна по обоим признакам, мать жены также страдала обеими аномалиями, а отец был нормален».
Пример решения генетической задачи №2
«Гены доминантных признаков катаракты и эллиптоцитоза локализованы в 1-й аутосоме. Гены неполностью сцеплены. Женщина, болеющая катарактой и эллиптоцитозом, отец которой был здоров, выходит замуж за здорового мужчину. Определите возможные фенотипы потомства и вероятность рождения больного обеими аномалиями ребенка в этой семье».
Ключевые слова в тексте этой задачи, на которые следует обратить внимание: «гены неполностью сцеплены». Это означает, что между ними происходит кроссинговер.
Наследование, сцепленное с полом
Природа, несомненно, бережет женских особей. Женщины имеют две гомологичные хромосомы XX, и если ген наследственного заболевания попал в одну из X-хромосом, то чаще всего в другой X-хромосоме окажется «здоровый» ген, доминантный, которой подавит действие рецессивного гена. С генетической точки зрения, женщина будет носительницей заболевания, может его передать по поколению, но сама болеть не будет.
У мужчин если ген заболевания оказался в X-хромосоме, то не проявиться он не может. Именно по этой причине мужчины чаще страдают дальтонизмом, гемофилией и т.д.
Пример решения генетической задачи №3
«Рецессивный ген дальтонизма располагается в X-хромосоме. Женщина с нормальным зрением (отец был дальтоник) выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого был дальтоником. Определите возможные фенотипы потомства».
Пример решения генетической задачи №4
Пример решения генетической задачи №5
«Рецессивные гены, кодирующие признаки дальтонизма и гемофилии, сцеплены с X-хромосомой. Мужчина с нормальным цветовым зрением и гемофилией женится на здоровой женщине, отец которой был дальтоником, но не гемофиликом. Известно, что мать женщины была гомозиготна по исследуемым признакам. Какое потомство получится от брака их дочери со здоровым мужчиной?»
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Установите соответствие между характеристиками и названиями методов научного исследования, к которым они относятся.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
НАЗВАНИЯ МЕТОДОВ
А) исследуется родословная семьи
Б) выявляется сцепленность признака с полом
В) изучается число хромосом на стадии метафазы митоза
Г) устанавливается доминантный признак
Д) определяется наличие геномных мутаций
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Цитогенетический метод — метод генетики, при котором изучается число и структура хромосом с помощью микроскопа на стадии метафазы митоза. Цитогенетический метод позволяет выявить геномные (изменение количества хромосом) и хромосомные (изменение структуры хромосом) мутации.
Генеалогический метод — метод генетики, при котором составляется родословная человека и изучается характер наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцеплен с полом). Генеалогический метод используют для изучения моногенных (определяемых одним геном) признаков и генных (изменение структуры гена) мутаций.
(А) — исследование родословной семьи — генеалогический метод;
Основной метод генетики – гибридологический (скрещивание определенных организмов и анализ их потомства, этот метод использовал Г.Мендель).
Гибридологический метод не подходит для человека по морально-этическим соображениям, а так же из-за малого количества детей и позднего полового созревания. Поэтому для изучения генетики человека применяют косвенные методы.
1) Генеалогический – изучение родословных. Позволяет определить закономерности наследования признаков, например:
2) Близнецовый – сравнение однояйцевых близнецов, позволяет изучать модификационную изменчивость (определять воздействие генотипа и среды на развитие ребенка).
Однояйцевые близнецы получаются, когда один зародыш на стадии 30-60 клеток делится на 2 части, и каждая часть вырастает в ребенка. Такие близнецы всегда одного пола, похожи друг на друга очень сильно (потому что у них совершенно одинаковый генотип). Отличия, которые возникают у таких близнецов в течение жизни, связаны с воздействием условий окружающей среды.
Разнояйцевые близнецы (не изучаются в близнецовом методе) получаются, когда в половых путях матери одновременно оплодотворяются две яйцеклетки. Такие близнецы могут быть одного или разного пола, похожи друг на друга как обычные братья и сестры.
3) Цитогенетический – изучение под микроскопом хромосомного набора – числа хромосом, особенностей их строения. Позволяет выявлять хромосомные болезни. Например, при синдроме Дауна имеется одна лишняя 21-ая хромосома.
4) Биохимический – изучение химического состава организма. Позволяет узнать, являются ли пациенты гетерозиготами по патологическому гену. Например, гетерозиготы по гену фенилкетонурии не болеют, но в их крови можно обнаружить повышенное содержание фенилаланина.
5) Популяционно-генетический – изучение доли различных генов в популяции. Основан на законе Харди-Вайнберга. Позволяет расчитать частоту нормальных и патологичнеских фенотипов.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка 1) генеалогического 2) близнецового 3) цитогенетического 4) гибридологического
Выберите один, наиболее правильный вариант. Основной метод изучения закономерностей наследования признаков 1) генеалогический 2) цитогенетический 3) гибридологический 4) близнецовый
Выберите один, наиболее правильный вариант. Метод, позволяющий изучать влияние условий среды на развитие признаков 1) гибридологический 2) цитогенетический 3) генеалогический 4) близнецовый
Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой метод генетики используют для определения роли факторов среды в формировании фенотипа человека 1) генеалогический 2) биохимический 3) палеонтологический 4) близнецовый
Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой метод используют в генетике при изучении геномных мутаций 1) близнецовый 2) генеалогический 3) биохимический 4) цитогенетический
Выберите один, наиболее правильный вариант. Для определения характера влияния генотипа на формирование фенотипа у человека анализируется характер проявления признаков 1) в одной семье 2) в больших популяциях 3) у идентичных близнецов 4) у разнояйцовых близнецов
ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ 1. Выберите три варианта. Сущность гибридологического метода заключается в 1) скрещивании особей, различающихся по нескольким признакам 2) изучении характера наследования альтернативных признаков 3) использовании генетических карт 4) применении массового отбора 5) количественном учёте фенотипических признаков потомков 6) подборе родителей по норме реакции признаков
2. Выберите два верных ответа. К особенностям гибридологического метода относят 1) подбор родительских пар с альтернативными признаками 2) наличие хромосомных перестроек 3) количественный учёт наследования каждого признака 4) определение мутантных генов 5) определение числа хромосом в соматических клетках
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ЧТО ДЕЛАЮТ Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Генетики, используя генеалогический метод исследования, составляют 1) генетическую карту хромосом 2) схему скрещивания 3) родословное древо 4) схему предковых родителей и их родственные связи в ряде поколений 5) вариационную кривую
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ЧТО ОПРЕДЕЛЯЮТ 1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод исследования используют для установления 1) доминантного характера наследования признака 2) последовательности этапов индивидуального развития 3) причин хромосомных мутаций 4) типа высшей нервной деятельности 5) сцепленности признака с полом
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод позволяет определить 1) степень влияния среды на формирование фенотипа 2) влияние воспитания на онтогенез человека 3) тип наследования признака 4) интенсивность мутационного процесса 5) этапы эволюции органического мира
3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод используют для определения 1) степени влияния среды на формирование фенотипа 2) наследования сцепленных с полом признаков 3) закономерностей наследования признаков 4) числа мутаций 5) наследственного характера признака
4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод используют для 1) изучения влияния воспитания на онтогенез человека 2) получения генных и геномных мутаций 3) изучения этапов эволюции органического мира 4) выявления наследственных заболеваний в роду 5) исследования наследственности и изменчивости человека
5. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод используют для определения 1) степени влияния факторов среды на формирование признака 2) характера наследования признака 3) вероятности передачи признака в поколениях 4) структуры хромосом и кариотипа 5) частоты встречаемости патологичного гена в популяции
БЛИЗНЕЦОВЫЙ Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Близнецовый метод исследования используют 1) цитологи 2) зоологи 3) генетики 4) селекционеры 5) биохимики
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Близнецовый метод исследования генетики человека используется для 1) изучения характера наследования признака 2) определения степени влияния среды на развитие признаков 3) предсказания вероятности рождения близнецов 4) оценки генетической предрасположенности к различным заболеваниям 5) расчета частоты встречаемости нормальных и патологических генов
ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ 1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод используют для определения 1) степени влияния среды на формирование фенотипа 2) наследования сцепленных с полом признаков 3) кариотипа организма 4) хромосомных аномалий 5) возможности проявления признаков у потомков
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод позволяет изучить у человека 1) наследственные заболевания, связанные с геномными мутациями 2) развитие признаков у близнецов 3) особенности обмена веществ его организма 4) его хромосомный набор 5) родословную его семьи
3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод исследования генетики человека 1) основан на составлении родословных человека 2) используется для изучения характера наследования признака 3) заключается в микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества 4) используется для выявления хромосомных и геномных мутаций 5) помогает установить степень влияния среды на развитие признаков
БИОХИМИЧЕСКИЙ 1. Выберите два верных варианта ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Биохимический метод исследования используется для: 1) изучения кариотипа организма 2) установления характера наследования признака 3) диагностике сахарного диабета 4) определения дефектов ферментов 5) определения массы и плотности органоидов клетки
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Биохимический метод исследования используется для 1) определения степени влияния среды на развитие признаков 2) изучения обмена веществ 3) изучения кариотипа организма 4) исследования хромосомных и геномных мутаций 5) уточнения диагнозов сахарного диабета или фенилкетонурии
ПОПУЛЯЦИОННЫЙ Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Популяционно-статистический метод исследования генетики человека используется для 1) расчета частоты встречаемости нормальных и патологических генов 2) изучения биохимических реакций и обмена веществ 3) предсказания вероятности генетических аномалий 4) определения степени влияния среды на развитие признаков 5) изучения структуры генов, их количества и расположения в молекуле ДНК
СКОЛЬКО ГАМЕТ 1. Сколько разных типов гамет образуется у мужской особи, обозначенной на схеме родословной цифрой 1? В ответе запишите только цифру.
2. Сколько разных типов гамет образуется у мужской особи, обозначенной на схеме родословной цифрой 1? В ответе запишите только цифру.
СКОЛЬКО ГЕНОТИПОВ Сколько разных генотипов может образоваться у потомков в браке родителей, обозначенных на схеме родословной цифрами 1, 2? В ответе запишите только цифру.
По изображенной на рисунке родословной определите, сколько типов гамет (по исследуемому признаку) образуется у родителя 1. Ответ запишите в виде числа.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х Аа 1. По изображенной на рисунке родословной определите вероятность в процентах рождения ребенка с признаком, обозначенным черным цветом, у родителей 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.
2. По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в %) рождения ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом, у родителей 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.
3. По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения у родителей 1 и 2 ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом, при полном доминировании этого признака. Ответ запишите в виде числа.
4. По изображенной на рисунке родословной определите вероятность (в %) рождения ребенка с признаком, обозначенным черным цветом, у родителей 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.
5. По изображенной на рисунке родословной определите вероятность (в %) рождения ребенка с признаком, обозначенным черным цветом, у родителей 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.
Проанализируйте таблицу «Методы изучения наследственности человека». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. 1) установление характера наследования различных признаков 2) микроскопическое исследование числа и структуры хромосом 3) биохимический метод 4) цитогенетический метод 5) близнецовый метод 6) изучение родственных связей между людьми 7) изучение химического состава крови 8) выявление нарушения обмена веществ
МЕТОДЫ Все приведённые ниже методы исследования, кроме двух, используются для изучения наследственности и изменчивости человека. Определите эти два метода, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) генеалогически 2) гибридологический 3) цитогенетический 4) экспериментальный 5) биохимический
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В генетике человека используют методы 1) цитогенетический 2) генеалогический 3) индивидуального отбора 4) гибридологический 5) полиплоидизации
Ниже приведен перечень методов генетики. Все они, кроме двух, относятся к методам генетики человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) близнецовый 2) генеалогический 3) цитогенетический 4) гибридологический 5) индивидуального отбора
Выберите из текста три предложения, которые дают верную характеристику методам исследования генетики и наследственности человека. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. (2) Благодаря генеалогическому методу был установлен характер наследования конкретных признаков. (3) Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (4) При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. (5) Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём анализа родословных как Х-сцепленный рецессивный ген. (6) Гибридологический метод позволяет изучить распространение болезней по природным зонам Земли.
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изучения наследственных болезней человека исследуют клетки околоплодной жидкости методами 1) цитогенетическим 2) биохимическим 3) гибридологическим 4) физиологическим 5) сравнительно-анатомическим
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. В генетике используют 1) конвергентное сходство особей 2) гибридологический анализ 3) скрещивание особей 4) искусственный мутагенез 5) центрифугирование
Урок раскрывает механизмами сцепленного наследования генов, расположенных в одной хромосоме сцеплено, а также знакомству с современной теорией наследования пола.
4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);
Наследственность – свойство организмов передавать свои признаки в ряду следующих поколений.
Изменчивость – свойство организмов изменяться в пределах вида.
Локус – местоположение гена в хромосоме.
Аллельные гены – гены в гомологических хромосомах отвечающие за формирование одного признака.
Генотип – совокупность генов одного организма.
Фенотип – совокупность всех признаков организма.
Хромосомный набор – набор хромосом данного вида.
Сцепленное наследование — наследование признаков, гены которых локализованы в одной хромосоме. Сила сцепления между генами зависит от расстояния между ними: чем дальше гены располагаются друг от друга, тем выше частота кроссинговера и наоборот.
Полное сцепление — разновидность сцепленного наследования, при которой гены анализируемых признаков располагаются так близко друг к другу, что кроссинговер между ними становится невозможным.
Неполное сцепление — разновидность сцепленного наследования, при которой гены анализируемых признаков располагаются на некотором расстоянии друг от друга, что делает возможным кроссинговер между ними.
Кроссинговер – перекрест хромосом в профазе первого мейотического деления.
Некроссоверные гаметы — гаметы, в процессе образования которых кроссинговер не произошел.
Кроссоверные гаметы — гаметы, в процессе образования которых произошел кроссинговер. Как правило, кроссоверные гаметы составляют небольшую часть от всего количества гамет.
Аутосомы (от греч. Аutos- сам, сома- тело)- неполовые хромосомы, одинаковые у самца и самки.
Генетическая карта хромосомы– схематическое изображение относительного положения генов, входящих в одну группу сцепления
5. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);
Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В.Саблина.- М.: Просвещение, 2018г., с.106-112
2. Общая биология 10-11 классы: подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г. И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007.стр 97-105
3. Биология: общая биология. 10-11 классы: учебник/ А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2018. Стр.152-162
5.Е.Н. Демьянков, А.Н. Соболев «Сборник задач и упражнений. Биология 10-11», учебное пособие для общеобразовательных организаций 6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
7. Теоретический материал для самостоятельного изучения;
Полное сцепление встречается редко, обычно – неполное, из-за влияния кроссинговера (перекрещивания и обмена участками гомологичных хромосом в процессе мейоза). То есть, гены одной хромосомы переходят в другую, гомологичную ей.
Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами. Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем сильнее между ними сцепление и тем реже происходит их расхождение при кроссинговере, и, наоборот, чем дальше друг от друга отстоят гены, тем слабее сцепление между ними и тем чаще возможно его нарушение.
Слева: расстояние между генами А и В маленькое, вероятность разрыва хроматиды именно между А и В невелика, поэтому сцепление полное, хромосомы в гаметах идентичны родительским (два типа), других вариантов не появляется.
Рис. 1
Количество разных типов гамет будет зависеть от частоты кроссинговера или расстояния между анализируемыми генами. Расстояние между генами исчисляется в морганидах: единице расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме, соответствует 1% кроссинговера. Такая зависимость между расстояниями и частотой кроссинговера прослеживается только до 50 морганид. Частота кроссинговера между определенной парой генов – довольно постоянная величина (хотя радиация, химические вещества, гормоны, лекарства влияют на нее; например, высокая температура стимулирует кроссинговер).
В и Г получены в результате кроссинговера в мейозе.
«Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно».
При анализирующем скрещивании гибрида F1 с гомозиготной рецессивной дрозофилой (Б) подавляющее большинство потомков F2 будет сходно с родительскими формами.
Сцепление может нарушаться. Это доказывают особи В и Г на рисунке, т. е. если бы сцепление не нарушалось, то этих особей бы не существовало, однако они есть. Это происходит в результате кроссинговера, который и нарушает сцепленность этих генов.
На рисунке 3 опыт Моргана отображен подробно.
Несцепленное наследование: два гена находятся в разных хромосомах, гетерозигота с равной вероятностью дает четыре типа гамет:
Сцепленное наследование: два гена находятся в одной хромосоме.
а) При полном сцеплении гетерозигота дает только два типа гамет
б) При неполном сцеплении гетрозигота дает четыре типа гамет, но не с равной вероятностью.
На вышесказанном строится
хромосомная теория наследственности Моргана:
1. Гены находятся в хромосомах и расположены в линейной последовательности на определенных расстояниях друг от друга.
2. Гены, расположенные в одной хромосоме, составляют группу сцепления. Число групп сцепления = гаплоидному числу хромосом. Признаки, гены которых находятся в одной хромосоме, наследуются сцепленно (т.е. в тех же сочетаниях, в которых они были в хромосомах исходных родительских форм)
3. Новые сочетания генов, расположенных в одной паре хромосом, могут возникать в результате кроссинговера в процессе мейоза. Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами. Кроссинговер бывает одинарным (самый частый), двойным, множественным.
4. Учитывая линейное расположение генов в хромосоме и частоту кроссинговера как показателя расстояния между генами, можно построить карты хромосом. За единицу расстояния между генами принята частота кроссинговера = 1% (морганида, сантиморган, сМ).
Сцепленными с полом называются признаки, гены которых расположены не в аутосоме (неполовой хромосоме), а в гетеросоме (половой хромосоме).
Схема решения задач на наследование признаков, сцепленных с полом, иная, чем на аутосомное моногибридное скрещивание. В случае, если ген сцеплен с Х-хромосомой, он может передаваться от отца только дочерям, а от матери в равной степени и дочерям, и сыновьям. Если ген сцеплен с Х-хромосомой и является рецессивным, то у самки он проявляется только в гомозиготном состоянии. У самцов второй Х-хромосомы нет, поэтому такой ген проявляется всегда.
Аномалии, сцепленные с полом, чаще контролируются рецессивными генами, локализованы в Х-хромосоме и проявляются при генотипе ХY (т.е. у самцов млекопитающих и самок птиц).
8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).
Определите признаки, характеризующий организм.
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).
Подсказка: решите задачу. Какое потомство ожидается от рыжего кота (X b У) и черной кошки (X B X B )?
Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филвордеосновные понятия «теории сцепленного наследования генов».
Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные):