яковлев задачи с параметром

Урок по теме «Методы решения задач с параметрами»

Разделы: Математика

Цель данной работы – изучение различных способов решения задач с параметрами. Возможность и умение решать задачи с параметрами демонстрируют владение методами решения уравнений и неравенств, осмысленное понимание теоретических сведений, уровень логического мышления, стимулируют познавательную деятельность. Для развития этих навыков необходимы длительнее усилия, именно поэтому в профильных 10-11 классах с углубленным изучением точных наук введен курс: “Математический практикум”, частью которого является решение уравнений и неравенств с параметрами. Курс входит в число дисциплин, включенных в компонент учебного плана школы.

Успешному изучению методов решения задач с параметрами могут помочь элективный или факультативный курсы, или компонент за сеткой по теме: “Задачи с параметрами”.

Рассмотрим четыре больших класса задач с параметрами:

Методы решений задач с параметрами.

1. Аналитический метод.

Это способ прямого решения, повторяющий стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра.

Пример 1. Найдите все значения параметра a, при которых уравнение:

(2a – 1)x 2 + ax + (2a – 3) =0 имеет не более одного корня.

При 2a – 1 = 0 данное уравнение квадратным не является, поэтому случай a =1/2 разбираем отдельно.

Если a = 1/2, то уравнение принимает вид 1/2x – 2 = 0, оно имеет один корень.

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

Чтобы записать окончательный ответ, необходимо понять,

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

2. Графический метод.

В зависимости от задачи (с переменной x и параметром a) рассматриваются графики в координатной плоскости (x;y) или в плоскости (x;a).

Пример 2. Для каждого значения параметра a определите количество решений уравнения яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром.

Заметим, что количество решений уравнения яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметромравно количеству точек пересечения графиков функций яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметроми y = a.

График функции яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметромпоказан на рис.1.

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

y = a – это горизонтальная прямая. По графику несложно установить количество точек пересечения в зависимости от a (например, при a = 11 – две точки пересечения; при a = 2 – восемь точек пересечения).

Ответ: при a 25/4 – два решения.

3. Метод решения относительно параметра.

При решении этим способом переменные х и а принимаются равноправными, и выбирается та переменная, относительно которой аналитическое решение становится более простым. После упрощений нужно вернуться к исходному смыслу переменных х и а и закончить решение.

1) Если а = 0, то уравнение имеет единственное решение t = 2.

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

Решение некоторых типов уравнений и неравенств с параметрами.

Задачи с параметрами помогают в формировании логического мышления, в приобретении навыков исследовательской деятельности.

Решение каждой задачи своеобразно и требует к себе индивидуального, нестандартного подхода, поскольку не существует единого способа решения таких задач.

Задача № 1. При каких значениях параметра b уравнение яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметромне имеет корней?

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

Задача №2. Найти все значения параметра a, при которых множество решений неравенства:

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметромсодержит число 6, а также содержит два отрезка длиной 6, не имеющие общих точек.

Преобразуем обе части неравенства.

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

Для того, чтобы множество решений неравенства содержало число 6, необходимо и достаточно выполнение условия: яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметромРис.4

При a > 6 множество решений неравенства: яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром.

Интервал (0;5) не может содержать ни одного отрезка длины 6. Значит, два непересекающихся отрезка длины 6 должны содержаться в интервале (5; a).

Это яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

Задача № 3. В области определения функции яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметромвзяли все целые положительные числа и сложили их. Найти все значения, при которых такая сумма будет больше 5, но меньше 10.

1) Графиком дробно-линейной функции яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметромявляется гипербола. По условию x > 0. При неограниченном возрастании х дробь яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметроммонотонно убывает и приближается к нулю, а значения функции z возрастают и приближаются к 5. Кроме того, z(0) = 1.

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

2) По определению степени область определения D(y) состоит из решений неравенства яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром. При a = 1 получаем неравенство, у которого решений нет. Поэтому функция у нигде не определена.

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

Решение иррациональных уравнений и неравенств, а также уравнений, неравенств и систем, содержащих модули рассмотрены в Приложении 1.

Задачи с параметрами являются сложными потому, что не существует единого алгоритма их решения. Спецификой подобных задач является то, что наряду с неизвестными величинами в них фигурируют параметры, численные значения которых не указаны конкретно, но считаются известными и заданными на некотором числовом множестве. При этом значения параметров существенно влияют на логический и технический ход решения задачи и форму ответа.

По статистике многие из выпускников не приступают к решению задач с параметрами на ЕГЭ. По данным ФИПИ всего 10% выпускников приступают к решению таких задач, и процент их верного решения невысок: 2–3%, поэтому приобретение навыков решения трудных, нестандартных заданий, в том числе задач с параметрами, учащимися школ по-прежнему остается актуальным.

Источник

Яковлев задачи с параметром

Покажем, как задачи с параметрами можно решать графически.

Найдём количество решений уравнения

Искомое количество решений совпадает с числом точек пересечения графиков функций

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром
яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

Методом интервалов нетрудно построить график функции

Проанализировав график, несложно выписать ответ.

Рассмотрим ещё один пример задач с параметром, где используется построение множеств, задаваемых уравнениями с модулем. Напомним, что графиком уравнения называют линию на плоскости, на которой лежат те и только те точки, координаты которых удовлетворяют этому уравнению.

Найдём количество решений системы уравнений

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

Рассмотрим пример использования этого правила в задаче.

имеет хотя бы одно решение.

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

В завершении разберём несколько задач с параметрами, которые удобно решать методом областей на координатной плоскости.

Найдём все значения `a`, при каждом из которых уравнение

Рассмотрим функции `f(x)-a|x-3|` и `g(x)=5/(x+2)`.

Если построить график функции `f(x)` для разных `a` (рис. 50) и график функции `g(x)` (рис. 51), то можно без проблем исследовать на промежутке `[0;+oo)` уравнение `f(x)=g(x)`.

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

При `a При `a>0` функция `f(x)` возрастает на промежутке `(3;+oo)`. Функция `g(x)` убывает на этом промежутке, поэтому уравнение `f(x)=g(x)` всегда имеет ровно одно решение на промежутке `(3;+oo)`, поскольку `f(3) g(3+1/a)`. На промежутке `[0;3]` уравнение `f(x)=g(x)` принимает вид `3a-ax=5/(x+2)`. Это уравнение сводится к уравнению `ax^2-ax+(5-6a)=0`. Будем считать, что `a>0`, поскольку случай `a

Пусть уравнение имеет два корня, то есть `a>4/5`. Тогда оба корня меньше `3`, поскольку при `x>=3` значения функции `3a-ax` неположительны, а значения функции `5/(x+2)` положительны. По теореме Виета сумма корней равна `1`, а произведение равно `5/6-6`. Значит, больший корень всегда принадлежит промежутку `[0;3]`, а меньший принадлежит этому промежутку тогда и только тогда, когда `5/a-6>=0`, то есть `a 5/6`;

имеет ровно три решения.

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

Источник

Как подготовиться к решению задач с параметром на ЕГЭ | 1С:Репетитор

Советы ведущего преподавателя курса 1С:Репетитор
Татьяны Александровны Чернецкой

Советы основаны на опыте подготовки группы учеников 11 класса в 2017 и 2018 годах, заданиях ЕГЭ 2017–2018 годов и обобщенных данных при сдаче ЕГЭ по профильной математике в 2017 и 2018 годах. Эти рекомендации будут полезны не только для учеников, но и для и их родителей.

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром
Лектор, методолог, автор учебных материалов и пособий

Задание № 18 варианта КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня

Задача с параметром – для обычного школьника одна из самых сложных задач варианта КИМ ЕГЭ: в программах по математике для общеобразовательных школ (за исключением профильных и специализированных классов, школ и лицеев) таким задачам либо не уделяется должного внимания, либо они не рассматриваются вовсе. Несмотря на это, знание набора методов и подходов к решению таких задач и определенная практика их решения позволяют продвинуться в решении задачи с параметром достаточно далеко и если уж не решить ее полностью, то хотя бы получить за нее некоторое количество баллов на экзамене.

Ранее, до появления единого государственного экзамена, задачи с параметрами входили в варианты вступительных экзаменов по математике в ведущие вузы, а сегодня входят в вариант КИМ ЕГЭ профильного уровня. Дело в том, что эти задачи обладают высокой диагностической ценностью: они позволяют не только определить, насколько хорошо выпускник знает основные разделы школьного курса математики, но и проверить, насколько высок уровень его математического и логического мышления, насколько сильны первоначальные навыки математической исследовательской деятельности, а главное – насколько успешно он сможет овладеть курсом математики в вузе.

«Научите меня решать задачи с параметром», – такую просьбу я часто слышу от своих учеников. Что ж, эта задача потребует от выпускника немало интеллектуальных усилий. С чего начать изучение? С освоения методов решения задач с параметром. Собственно, если вы внимательно читали наши рекомендации, как подготовиться к решению сложных задач варианта КИМ ЕГЭ, то заметили, что это универсальный совет. Именно так построен наш курс «1С:Репетитор»: изучаем как можно более широкий спектр методов и приемов решения задач и тренируемся в применении этих методов на практике.

Чему нужно научиться, решая задачи с параметром

В первую очередь – правильно применять равносильные преобразования уравнений, неравенств и их систем. То есть понять, при каких ограничениях, накладываемых на параметр, можно выполнять то или иное преобразование. Лучше всего начать с заданий вида: «Для каждого значения параметра решить…» и рассмотреть по возможности все основные элементарные функции, встречающиеся в школьном курсе математики.

Если с несложными задачами такого вида школьник справляется неплохо, то можно переходить к изучению аналитических методов решения задач, содержательно усложняя и классифицируя задачи с точки зрения применения к ним этих методов исследования. Имеется в виду знакомство с подходами к решению задач, содержащих формулировки типа: «При каких значениях параметра уравнение (неравенство, система) имеет одно (два, три, бесконечно много и т.д.) решений», «При каких значениях параметра решением уравнения (неравенства, системы) является некоторое подмножество множества действительных чисел» и т.д.

Следующий шаг, который мы рекомендуем, – тщательно изучить схему исследования квадратичной функции. Поскольку квадратичная функция является одной из самых хорошо изученных в школьном курсе математики, на ее основе можно предложить большое количество исследовательских задач, разнообразных по форме и содержанию, чем и пользуются составители вариантов КИМ ЕГЭ.

Мы рекомендуем подойти к рассмотрению данных задач по следующей схеме:

Следующая тема курса – графические методы решения задач с параметром

На этом перечень методов решения задач с параметрами, разумеется, не заканчивается, но анализ вариантов КИМ ЕГЭ профильного уровня и практика показывают, что в настоящее время этого достаточно для успешного решения задачи № 18 на экзамене.

В заключение отметим, что выстроить подобный курс самостоятельно, без преподавателя, обычный школьник не сможет, даже имея под рукой хорошие учебные пособия по методам решения задач с параметром. Здесь необходима помощь опытного наставника, который сможет подобрать нужные задачи и выстроить траекторию движения школьника по ним.

Заметим, кстати, что весьма эффективным инструментом для изучения именно методов решения задач с параметром являются интерактивные тренажеры с пошаговым разбором решения.

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

Работая с таким тренажером, школьник одновременно учится выстраивать логику решения задачи с параметром и контролирует правильность выполнения каждого шага решения. Это очень важное умение, так как одна из основных сложностей в решении задачи с параметром состоит в том, что необходимо на каждом шаге решения понимать, что означают уже полученные результаты и что (в зависимости от этих результатов) еще остается сделать, чтобы довести решение до конца.

Регулярно тренируйтесь в решении задач

Чтобы начать заниматься на портале «1С:Репетитор», достаточно Зарегистрироваться.
Вы можете:

Все курсы состоят из методически правильной последовательности теории и практики, необходимой для успешного решения задач. Включают теорию в форме текстов, слайдов и видео, задачи с решениями, интерактивные тренажеры, модели, и тесты.

Остались вопросы? Позвоните нам по телефону 8 800 551-50-78 или напишите в онлайн-чат.

Источник

Что такое параметр? Простые задачи с параметрами

Одна из сложных задач Профильного ЕГЭ по математике — задача с параметрами. В ЕГЭ 2022 года это №17. И даже в вариантах ОГЭ они есть. Что же означает это слово — параметр?

Толковый словарь (в который полезно время от времени заглядывать) дает ответ: «Параметр — это величина, характеризующая какое-нибудь основное свойство устройства, системы, явления или процесса».

Хорошо, параметр — это какая-либо характеристика, свойство системы или процесса.

Вот, например, ракета выводит космический аппарат в околоземное пространство. Как вы думаете — какие параметры влияют на его полет?

Если корабль запустить с первой космической скоростью, приближенно равной 7,9 км/с, он выйдет на круговую орбиту.

Вторая космическая скорость, приближенно равная 11,2 км/с, позволяет космическому кораблю преодолеть поле тяжести Земли. Третья космическая скорость, приближенно равная 16,7 км/с, дает возможность преодолеть гравитационное притяжение Земли и Солнца и покинуть пределы Солнечной системы.

А если скорость меньше первой космической? Значит, тонны металла, топлива и дорогостоящей аппаратуры рухнут на землю, сопровождаемые репликой растерянного комментатора: «Кажется, что-то пошло не так».

Скорость космического корабля можно — параметр, от которого зависит его дальнейшая траектория и судьба. Конечно, это не единственный параметр. В реальных задачах науки и техники, задействованы уравнения, включающие функции многих переменных и параметров, а также производные этих функций.

1. Теперь пример из школьной математики.

Количество корней квадратного уравнения зависит от знака выражения, которое называется дискриминант.

Дискриминант квадратного уравнения:

Если яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром, квадратное уравнение имеет два корня: и

Если яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром, то есть с > 1, корней нет.

В нашем уравнении с — параметр, величина, которая принимать любые значения. Но от этого параметра с зависит количество корней данного уравнения.

Для того чтобы уверенно решать задачи с параметрами, необходимо отличное знание и алгебры, и планиметрии.

И еще две простые задачи с параметром.

2. Найдите значение параметра p, при котором уравнение имеет 2 различных корня.

Квадратное уравнение имеет два различных корня, когда яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром.

Найдем дискриминант уравнения

Вспомним, как решаются квадратичные неравенства (вы проходили это в 9 классе).

Разложим левую часть неравенства на множители:

Рисуем параболу с ветвями вверх. Она пересекает ось р в точках и

яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

3. При каких значениях параметра k система уравнений не имеет решений?

Оба уравнения системы — линейные. График линейного уравнения — прямая. Запишем уравнения системы в привычном для нас виде, выразив у через х:

Источник

«Методы решения задач с параметрами»

МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа № 68»

Выступление на заседании МО

Методы решения задач

Прокушева Наталья Геннадьевна

Задачи с параметрами

Задачи с параметрами относятся к наиболее сложным из задач, предлагающихся как на Едином государственном экзамене, так и на дополнительных конкурсных экзаменах в ВУЗы.

Они играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры. Затруднения, возникающие при их решении связаны с тем, что каждая задача с параметрами представляет собой целый класс обычных задач, для каждой из которых должно быть получено решение.

Если в уравнении (неравенстве) некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами, а уравнение (неравенство) параметрическим.

Решить уравнение (неравенство) с параметрами – значит указать, при каких значениях параметров существуют решения и каковы они. Два уравнения (неравенства), содержащие одни и те же параметры, называются равносильными, если:

а) они имеют смысл при одних и тех же значениях параметров;

б) каждое решение первого уравнения (неравенства) является решением второго и наоборот.

Естественно, такой небольшой класс задач многим не позволяет усвоить главное: параметр, будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойственную природу. Во-первых, предполагаемая известность позволяет «общаться» с параметром как с числом, а во-вторых, – степень свободы общения ограничивается его неизвестностью. Так, деление на выражение, содержащее параметр, извлечение корня четной степени из подобных выражений требуют предварительных исследований. Как правило, результаты этих исследований влияют и на решение, и на ответ.

Как начинать решать такие задачи? Не надо бояться задач с параметрами. Прежде всего, надо сделать то, что делается при решении любого уравнения или неравенства- привести заданное уравнение ( неравенство) к более простому виду, если это возможно: разложить рациональное выражение на множители, разложить тригонометрический многочлен на множители, избавиться от модулей, логарифмов, и т.д.. затем необходимо внимательно еще и еще прочитать задание.

При решении задач, содержащих параметр, встречаются задачи, которые условно можно разделить на два большие класса. В первый класс можно отнести задачи, в которых надо решить неравенство или уравнение при всех возможных значениях параметра. Ко второму классу отнесем задания, в которых надо найти не все возможные решения, а лишь те из них, которые удовлетворяют некоторым дополнительным условиям.

Наиболее понятный для школьников способ решения таких задач состоит в том, что сначала находят все решения, а затем отбирают те, которые удовлетворяют дополнительным условиям. Но это удается не всегда. Встречаются большое количество задач, в которых найти все множество решений невозможно, да нас об этом и не просят. Поэтому приходится искать способ решить поставленную задачу, не имея в распоряжении всего множества решений данного уравнения или неравенства, например, поискать свойства входящих в уравнение функций, которые позволят судить о существовании некоторого множества решений.

Основные типы задач с параметрами

Тип 1. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, которые необходимо решить либо для любого значения параметра (параметров), либо для значений параметра, принадлежащих заранее оговоренному множеству.

Этот тип задач является базовым при овладении темой «Задачи с параметрами», поскольку вложенный труд предопределяет успех и при решении задач всех других основных типов.

Тип 2. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых требуется определить количество решений в зависимости от значения параметра (параметров).

Обращаем внимание на то, что при решении задач данного типа нет необходимости ни решать заданные уравнения, неравенства, их системы и совокупности и т. д., ни приводить эти решения; такая лишняя в большинстве случаев работа является тактической ошибкой, приводящей к неоправданным затратам времени. Однако не стоит абсолютизировать сказанное, так как иногда прямое решение в соответствии с типом 1 является единственным разумным путем получения ответа при решении задачи типа 2.

Тип 3. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых требуется найти все те значения параметра, при которых указанные уравнения, неравенства, их системы и совокупности имеют заданное число решений (в частности, не имеют или имеют бесконечное множество решений).

Легко увидеть, что задачи типа 3 в каком-то смысле обратны задачам типа 2.

Тип 4. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых при искомых значениях параметра множество решений удовлетворяет заданным условиям в области определения.

Например, найти значения параметра, при которых:

1) уравнение выполняется для любого значения переменной из заданного промежутка;
2) множество решений первого уравнения является подмножеством множества решений второго уравнения и т. д.

Комментарий. Многообразие задач с параметром охватывает весь курс школьной математики (и алгебры, и геометрии), но подавляющая часть из них на выпускных и вступительных экзаменах относится к одному из четырех перечисленных типов, которые по этой причине названы основными.

Наиболее массовый класс задач с параметром — задачи с одной неизвестной и одним параметром. Следующий пункт указывает основные способы решения задач именно этого класса.

Основные методы решения задач с параметром

Способ I (аналитический). Это способ так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра. Иногда говорят, что это способ силового, в хорошем смысле «наглого» решения.

Комментарий. По мнению авторов, аналитический способ решения задач с параметром есть самый трудный способ, требующий высокой грамотности и наибольших усилий по овладению им.

Способ II (графический). В зависимости от задачи (с переменной x и параметром a) рассматриваются графики или в координатной плоскости (x; y), или в координатной плоскости (x; a).

Комментарий. Исключительная наглядность и красота графического способа решения задач с параметром настолько увлекает изучающих тему «Задачи с параметром», что они начинают игнорировать другие способы решения, забывая общеизвестный факт: для любого класса задач их авторы могут сформулировать такую, которая блестяще решается данным способом и с колоссальными трудностями остальными способами. Поэтому на начальной стадии изучения опасно начинать с графических приемов решения задач с параметром.

Способ III (решение относительно параметра). При решении этим способом переменные x и a принимаются равноправными и выбирается та переменная, относительно которой аналитическое решение признается более простым. После естественных упрощений возвращаемся к исходному смыслу переменных x и a и заканчиваем решение.

Перейдем теперь к демонстрации указанных способов решения задач с параметром.

1. Линейные уравнения и неравенства с параметрами

Линейная функция: яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром – уравнение прямой с угловым коэффициентом яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром . Угловой коэффициент равен тангенсу угла наклона прямой к положительному направлению оси яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром .

Линейные уравнения с параметрами вида яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром

Если яковлев задачи с параметром. Смотреть фото яковлев задачи с параметром. Смотреть картинку яковлев задачи с параметром. Картинка про яковлев задачи с параметром. Фото яковлев задачи с параметром , уравнение имеет единственное решение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *