Запустить windows 10 что это
Новый запуск компьютера
Возврат компьютера в исходное состояние позволяет выполнять чистую переустановку и обновление Windows, сохраняя личные данные и большинство параметров Windows нетронутыми. В некоторых случаях чистая установка может улучшить производительность устройства, безопасность, просмотр веб-страниц и время работы батареи.
Чтобы вернуть компьютер в исходное состояние, выберите Пуск > Параметры > Обновление и безопасность > Восстановление > Возврат компьютера в исходное состояние > Начать. Затем щелкните Сохранить мои файлы, выберите облачную или локальную среду, измените свои настройки и установите для параметра Восстановить предварительно установленные приложения? значение Нет.
Примечание: Если параметр Восстановить предварительно установленные приложения? отсутствует, это значит, что на вашем компьютере не настроены предварительно установленные приложения.
В Windows 10 до версии 2004 эта функция называлась Новый запуск. Чтобы использовать ее, выберите Пуск > Параметры > Обновление и безопасность > Защитник Windows > Производительность и работоспособность устройств. В разделе Новый запуск выберите Дополнительные сведения > Начало работы.
Важно: Возврат компьютера в исходное состояние (или функция Новый запуск) удалит большинство приложений, включая Microsoft Office, антивирусные программы сторонних разработчиков и классические приложения, предварительно установленные на вашем устройстве. Вы не сможете восстановить удаленные приложения, и потребуется вручную переустановить эти программы. Вы также можете потерять свои цифровые лицензии и цифровое содержимое, связанное с приложениями, которые могут повлиять на возможность использовать приложения или связанное с приложениями содержимое, за которое вы заплатили.
Как выполнить «чистую» загрузку в Windows 10
Если компьютер стал работать медленно и нестабильно, то обычно пользователи прибегают к стандартным процедурам: проверяют систему на вирусы, выполняют перезагрузку и запускают проверку диска на ошибки. Но что делать, если ПК продолжает испытывать проблемы работоспособности, а вы никак не можете определить их причину?
В самых экстремальных случаях, ряд пользователей выбирают полную переустановку Windows, предполагая, что все проблемы связаны именно с операционной системой. Другие пользователи пытаются удалить и переустановить приложения, считая, что неполадки возникают из-за стороннего ПО.
На официальном сайте Microsoft сообщается:
«Чистая» загрузка системы применяется для запуска Windows с минимальным набором драйверов и программ из автозагрузки. Это помогает устранить конфликты программного обеспечения, возникающие при установке программы или обновления либо при запуске программы в Windows 10, Windows 8.1, Windows 8, Windows 7 или Windows Vista. «Чистая» загрузка также позволяет устранить неполадки или выяснить, какой конфликт является причиной проблемы.
Варианты загрузки
Прежде всего, убедитесь, что вы вошли в систему с помощью учетной записи администратора, потому что вам нужно внести изменения в систему, которые недоступны для ограниченных аккаунтов.
Как выполнить «чистую» загрузку
Если вы хотите использовать проверенный временем метод «чистой» загрузки, то в разделе Конфигурация системы на вкладке Службы и установите флажок Не отображать службы Microsoft. Это означает, что на вашем компьютере будут отображаться только службы, не созданные Microsoft. Отключите все из них, но запомните текущую конфигурации служб (запишите, сделайте скриншот), чтобы после «чистой» загрузки восстановить службы в том же порядке.
После отключения ненужных служб, откройте вкладку Автозагрузка и нажмите на ссылку «Открыть диспетчер задач». Отключите все элементы, но снова сохраните информацию об исходной конфигурации для последующего восстановления.
Теперь вы можете закрыть все окна и перезагрузить компьютер. Если система загружается корректно, и исходная производительность системы восстановлена, то проблемы связаны со сторонним ПО. В противном случае, придется настраивать Windows.
Совет. Если в режиме «чистой» загрузки система работает корректно, это свидетельствует о том, что причиной сбоя была одна или несколько программ, которые Вы отключили. В такой ситуации методом исключения, т.е. включая программы и службы по одной, выполняя перезагрузку и проверяя работу, можно определить программу, влияющую на работу. Выявив программу, которая влияет на работу, либо оставьте её отключенной, либо удалите, либо свяжитесь с её разработчиком для дальнейшего решения вопроса.
После этого не забудьте восстановить конфигурацию и вернуться в обычный режим загрузки. Кроме того, после «чистой» загрузки вы можете удалить любое приложение, которое, по вашему мнению, может быть источником проблемы и негативно сказывается на производительности системы.
Для того, чтобы отключить режим «чистой» загрузки, на вкладке Общие окна программы Конфигурация системы выберите пункт Обычный запуск. Затем нажмите ОК, затем Перезагрузка.
Как отключить быстрый запуск в Windows 10 и зачем это нужно
Быстрый запуск – функция, представленная изначально в Windows 8 и сохранившаяся в Windows 10. Она позволяет ускорить загрузку операционной системы при запуске компьютера.
Это полезная функция, которой пользуются множество пользователей, даже не зная о ее существовании. Тем не менее, некоторые пользователи предпочитает сразу же отключить ее при настройке нового компьютера.
Давайте разберемся, как работает быстрый запуск, почему вам нужно его включить или отключить и как это сделать.
Что такое быстрый запуск?
Компьютеры Windows работают в нескольких режимах усовершенствованного интерфейса управления конфигурацией и питанием (ACPI). Состояние питания S0 соответствует работающему ПК, который готов отвечать на запросы пользователя. Существует несколько состояний сна, в том числе S1, S2 и S3, а также гибридное состояние спящего режима.
«Спящий режим» (Гибернация) известен как состояние питания S4. При переходе в спящий режим кажется, что компьютер отключен, но файл спящего режима позволяет восстановить рабочее пространство вашей последней пользовательской сессии. Периферийные устройства продолжают получать питания, поэтому вы можете включить компьютер, кликнув мышью или нажав на любую клавишу.
Состояние S5 соответствует полному отключению и перезагрузке компьютера. В этом случае данные пользовательского сеанса не сохраняются и файл спящего режима не создается. В режиме G3 компьютер совсем не получает питания и находится в полностью выключенном состоянии.
При включенном быстром запуске вам может показаться, что вы полностью выключаете ваш ПК, но на самом деле он входит в промежуточное состояние между отключением и спящим режимом. Файл спящего режима используется, но он имеет меньший размер, потому что создается после выхода из системы и не содержит данные о сеансе. Прирост скорости загрузки достигается за счет сохранения ядра Windows на жестком диске и его загрузке при включении компьютера.
Ваш ПК действительно отключается?
Хотя быстрый запуск кажется довольно безвредным инструментом ускорения запуска, особенно для компьютеров с жесткими дисками (HDD), некоторые пользователи все же предпочитают полностью отключать компьютеры при выборе опции «Завершение работы».
Один из пользователей Reddit заметил, что быстрая загрузка была повторно активирована на его ПК Windows 10 после установки Fall Creators Update. Затем история повторилась, но уже с April 2018 Windows 10 update. По всей видимости, такая же ситуация складывается и с May 2019 Update.
Если вы относитесь к группе пользователей, который предпочитают отключать быстрый запуск, проверьте свои настройки, чтобы убедиться, что функция действительно неактивна.
Зачем отключать быстрый запуск?
Работа быстрой загрузки не должна наносить ущерб вашему компьютеру., ведь это функция, встроенная в Windows. Однако, есть несколько причин для отключения данного функционала.
Одна из основных причин – использование технологии Wake-on-LAN. Если вы используете Wake-on-LAN, то при выключении ПК с включенным быстрым запуском могут возникать различные проблемы. Также сложности наблюдаются при использовании двойной загрузки Windows и Linux и виртуализации. Кто-то захочет сэкономить место на жестком диске, которое обычно занято файлом спящего режима. Кроме того, некоторые пользователи даже сообщали, что кнопки питания на клавиатуре перестают работать, а вентиляторы ПК будут продолжают вращаться. Эти проблемы не носят массовый характер, но могут создать дополнительные трудности. Наконец, обновления Windows 10 могут быть установлены некорректно, если включен быстрый запуск.
Причиной отключения быстрого запуска может быть банальное желание видеть, что ваш компьютер действительно выключен, а время работы процессора сбрасывается. Загрузка и так будет быстрой при работе с высокоскоростным твердотельным накопителем.
Как включить или отключить быстрый запуск в Windows 10
Если вы хотите проверить работу компьютера без быстрой загрузки, вы можете отключить функцию за несколько простых шагов:
Если вы захотите повторно включить быстрый запуск в любой момент, просто повторите шаги и отметьте галочку «Включить быстрый запуск (рекомендуется)».
О работе ПК ч.3: От включения до полной загрузки Windows 10
Мы продолжаем разбираться как работает ПК на примере клавиатуры и Windows 10. В этой статье поговорим о том как происходит единение софта и железа.
Старт системы
Полностью компьютер выключен когда он отключен от питания и конденсаторы на материнской плате разрядились. До эры смартфонов мобильные телефоны часто глючили и если перезагрузка не лечила проблему, то приходилось доставать батарею и ждать 10 секунд, потому что сбрасывалось программное состояние ОС, в то время как чипы на материнской плате и контроллеры устройств оставались активными сохраняя состояние, драйвера ОС к ним просто реконнектились. 10 секунд — время на разрядку конденсаторов, состояние чипов сбрасывается только при полном отключении.
Если же ПК подключен к розетке или батарее, то он находится в режиме Stand-By, это значит что по шине питания подаётся маленькое напряжения (5В) от которого запитываются некоторые чипы на материнке. Как минимум это системный контроллер, по сути это мини-компьютер запускающий большой компьютер. Получив уведомление о нажатии кнопки Power он просит блок питания/батарею подать больше напряжения и после инициализирует весь чип-сет, в том числе и процессор. Инициализация включает в себя перекачку кода и данных прошивки материнки (BIOS/UEFI) в оперативную память и настройку CPU на её исполнение.
Думать что кнопка Power это рубильник который подаёт электричество на CPU и тот начинает исполнять с заранее известного адреса прошивку BIOS неправильно. Возможно старые компьютеры так и работали. Кнопка включения находится на своей плате, вместе со светодиодами состояний и к материнке она подключается через специальный разъём. На картинке ниже видны контакты для кнопки Power, Reset, а также светодиодов с состоянием Power и чтения жёсткого диска. Нажатие кнопки включения переводится в сигнал на контакты материнки, откуда он достигает системный контроллер.
Контакты на материнке для подключения кнопки включения, светодиодов состояния Power, жёсткого диска и динамиков.
Плата ноутбука с кнопкой включения и светодиодом состояния
Прикладная иллюстрация как блок питания получает сигнал от материнки на включение. Если вы задумаете установить мощную видеокарту (Nvidia 2070 S) на офисный ПК, то просто вставить её недостаточно, потому как она требует питание в 600W, в то время как такой ПК имеет блок на
500W. Первое что придёт в голову – купить новый блок питания на 650W с отдельной линией для видеокарты. Но и здесь будут разочарования, потому как разъёмы материнки будут не совпадать с разъёмами БП, а если его отдельно воткнуть в розетку и подключить к видюхе тоже ничего не будет – в блоке питания вентилятор не крутится и изображения нет. Так происходит, потому что БП должен получить сигнал от материнки на полное включение. Очевидное решение – новая материнка с совместимыми разъёмами, однако она стоит
$300. Есть решение проще, хоть оно и вызывает опасения пожаробезопасности. Берём скрепку, разгибаем и вставляем в зелёный (PS_ON) и один из чёрных пинов (COM). Теперь всё должно работать.
Поиск загрузчика ОС
Есть два вида прошивки материнки – BIOS (Basic Input Output System) на старых машинах и UEFI (Unified Extensible Firmware Interface) на новых. Windows 10 поддерживает обе и абстрагирует различия между ними. UEFI правильней называть ОС чем прошивкой, потому как он предлагает больше возможностей, к примеру богатый графический интерфейс вместо текстового, наличие мышки, больший объём доступной памяти, улучшенная модель безопасности и валидации файлов ОС, взаимодействие с железом через API, вместо прерываний как в BIOS.
Пример экрана монитора BIOS.
Программа BIOS хранится на отдельном чипе, подключенном к Южному мосту. Этот чип можно достать и перепрошить новой программой, по факту это просто носитель памяти, а не самостоятельный микрокомпьютер.
Настройки BIOS (системное время, например), хранятся на другом чипе который как правило находится возле круглой батарейки, которая на самом деле является литиевым аккумулятором, подзаряжающимся во время работы ПК. Называется он CMOS, что означает Complementary Metal Oxide Semiconductor, а по-русски просто — КМОП, что есть комплементарная структура металл-оксид-полупроводник.
Если всё прошло успешно, BIOS начинает процесс поиска загрузчика ОС. Для этого он начинает просматривать все подключенные к материнской плате жёсткие диски. Данные на физических дисках адресуются в единицах называемых сектор, обычно он 512 байт, однако современный стандарт – 4096 байт. Установщик Windows в самый первый сектор на диске записывает специальный программный код и данные о разделах. Этот сектор называется Master Boot Record. Диск разбивается на разделы (partitions), отформатированный своей файловой системой. Максимум 4 раздела, каждый из который может быть расширенным (extended partition), такой можно рекурсивно делить на 4 раздела и теоретически их число не ограничено. Как только BIOS находит Master Boot Record он считывает оттуда код и передаёт ему управление. Этот код поочередно просматривает данные о разделах и находит тот который помечен как активный, в нём находится код загрузчика Windows (Это не раздел с C:\Windows\System32!), этот раздел называется system partition. Как правило он занимает 100Мб и скрыт от пользователя. В первом секторе этого раздела хранится загрузочный код, которому передаётся управление. Это volume boot sector, код в нём ищет файл Bootmgr, с которого и начинается процесс загрузки Windows. Файл Bootmgr создан через соединение в один файлов Startup.com и Bootmgr.exe.
Запуск на UEFI
Пример экрана загрузки UEFI
BIOS существует больше 30 лет и в попытках исправить его недостатки компания Intel в 1998 году создала стандарт Intel Boot Initiative, позже переименованный в EFI и в 2005 году пожертвованный организации EFI Forum. Недостатки BIOS:
• Работает только в 16-битном режиме
• Может адресовать только 1Mb оперативной памяти
• Часто имеет проблемы совместимости
• MBR ограничен только четырьмя главными разделами диска
• Диск с ОС не может быть больше чем 2.2Tb.
• Имеет очень ограниченные возможности для валидации загрузчика ОС.
На смену BIOS пришёл UEFI, по сути это миниатюрная ОС которая может работать и в 32-bit и в 64-bit. Для совместимости есть опция Compatibility Support Module, которая включается в настройках и эмулирует работу BIOS.
Инициализация ядра
Запуск подсистем – SMSS, CSRSS, WinInit
SMSS.exe отличается от пользовательских процессов, это нативный процесс и это даёт ему дополнительные полномочия. SMSS.exe работает с ядром в обход Windows API, он использует то что называется Native API. Windows API – обёртка вокруг Native API. SMSS.exe первым делом запускает подсистему Windows (CSRSS.exe – Client Server Runtime Sub System) и заканчивает инициализацию реестра.
Процесс и потоки SMSS.exe помечены как критические, это значит что если они неожиданно завершаться, к примеру из-за ошибки, это приведёт к падению системы. Для общения с подсистемами, к примеру вызову API создающему новую сессию, SMSS создаёт ALPC-порт с именем SmApiPort. Загружаются из реестра переменные среды окружения, запускаются программы такие как Check Disk (autochk.exe, эти программы записаны в реестре HKLM\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\BootExecute). SMSS.exe запускается для каждой пользовательской сессии. Глобальные переменные (очередь сообщений например) у каждой сессии своя за счёт механизма виртуальной памяти. В Windows есть контексты потока, процесса и сессии. Каждый SMSS.exe запускает свой экземпляр подсистемы, на данный момент это только CSRSS.exe (Windows), в прошлом поддерживались операционные системы OS/2 (os2ss.exe) и POSIX (psxss.exe), но эта идея была неудачной. Самый первый SMSS.exe засыпает в ожидании процесса WinInit.exe. Остальные экземпляры вместо этого создают процесс WinLogon который показывает UI для входа.
Дерево процессов выглядит следующим образом, на нём можно увидеть кто и кого создал (показаны не все процессы, может немного отличаться от последний версий Windows).
Где здесь клавиатура?
Во время запуска ядро Windows считывает из реестра информацию о контроллере системной шины, как правило это шина PCI (реже MSI), к ней подключены контроллеры портов ввода-вывода, в том числе и USB, PS/2. Информация о нём записывается во время установки Windows. Система загружает для него драйвер и рекурсивно обходит все порты так же загружая для каждого из них свой драйвер. Драйвера могут комбинироваться в узлы (driver node), к примеру драйвер клавиатуры, будет соединён с драйвером порта PS2. А вот порт USB сложнее — сначала драйвер порта, потом драйвер для работы с протоколом HID и только потом клавиатура.
Каждый порт контроллируется своим чипом, который мониторит подключение, принимает/отправляет сигналы между CPU и устройством. Если чип-сет Южный мост не встроен в CPU, как это часто делают в ноутбуках, а существует отдельным чипом на материнке, то правильней говорить: сигнал между Южным мостом и контроллером порта. Чип контроллирующий порт имеет выделенную линию с контроллером прерываний (PIC или APIC), по которой он может попросить обратить на себя внимание CPU, к примеру считать данные от клавиатуры (порт PS/2, с USB другая история). Поскольку ОС загрузила для порта драйвер, она может отдавать ему команды, читать и отправлять данные. В нашем примере был загружен драйвер из C:\Windows\System32\i8042prt.sys. Давайте вспомним предыдущую статью. В старых компьютерах с PIC на чипе Intel 8259 было 15 линий прерываний, где клавиатура была подключена к ножке IRQ1, таймер IRQ0, а мышка к IRQ12, который на самом деле был пятой ножкой второго чипа 8259, который мультиплексировал свои прерывания через ножку IRQ2 первого контроллера. В современных PIC могут быть 255 контактов для сигналов прерываний. Во время загрузки ОС программирует APIC/PIC возвращать определённое число когда скажем пришло прерывание от порта клавиатуры или USB и по этому номеру CPU находит в таблице векторов прерываний функцию которую надо выполнить. Номер прерываний определяют HAL и Plug’n’Play Manager. Контроллер прерываний ищет сигнал на своих ножках в определённом порядке, к примеру в бесконечном цикле проверяет напряжение на ножках от 1 до MAX_PIN. Этот порядок определяет приоритет, к примеру клавиатура будет замечена раньше мышки, а таймер раньше клавиатуры. Чтобы не зависеть от особенностей работы контроллеров прерываний Windows абстрагирует концепцию IRQ (Interrupt Request) в IRQL (Interrupt Request Level). Будь у контроллера прерываний хоть 15 хоть 255 линий они все будут отображены на 32 IRQL для x86 и 15 IRQL для x64 и IA64.
Механизм IRQL реализовывается на уровне софта в Hardware Abstraction Layer (HAL.dll), а не железа. В Windows системах есть драйвер шины (bus driver), который определяет наличие устройств подключенных к шинам – PCI, USB и др. и номера прерываний которые могут быть назначены каждому устройству. Драйвер шины сообщает эту информацию Plug and play manager, который уже решает какие номера прерываний назначить каждому устройству. Далее арбитр прерываний внутри PnP Mgr (PnP interrupt arbiter) устанавливает связи между IRQ и IRQL.
Так вот, драйвер клавиатуры (kbdclass.sys) получает данные от порта (USB, PS2) через прерывание и записывает их через WriteFile, компонент внутри ядра Windows просыпается, считывает их используя API ReadFile и добавляет в очередь сообщений с клавиатуры. API для работы с файлом могут использоваться для чтения данных с драйверов. С этого момента начинается обработка данных стеком ввода Windows, об этом в следующей статье.
Если у вас есть ПК с PS2 портом и вы умеете пользоваться WinDbg в режиме ядра, то можете легко найти обработчик прерываний клавиатуры напечатав команду !idt, которая выведет на экран всю таблицу векторов прерываний. Прерывание вклинивается в ход выполнения программы, слово вектор здесь подразумевает направление, направление исполнения программы. WinDbg был сделан специально для отладки Windows, самая последняя версия называется WinDbgX. Он имеет текстовый интерфейс, который отпугивает людей привыкших к Visual Studio, однако предоставляет гораздо больше возможностей, в частности исполнение скриптов. Прерывание фиолетового порта PS2 выделено красным. Функция которая его обрабатывает называется I8042KeyboardInterruptService, которая находится в файле i8042prt.sys.
Сейчас возникает вопрос, откуда у обработчика прерываний аргумент? Кто его передаёт? Ведь CPU ничего не знает о нём. Если поставите в неё breakpoint, то удивитесь ещё больше увидев несколько функций выше по стеку:
0: kd> kC
# Call Site
00 i8042prt!I8042KeyboardInterruptService
01 nt!KiCallInterruptServiceRoutine
02 nt!KiInterruptSubDispatch
03 nt!KiInterruptDispatch
04 nt!KiIdleLoop
Пару слов о USB
Ознакомление с работой порта USB потребовало бы отдельной статьи описывающей его работу и плюс описание обработки данных HID на Windows. Это очень сильно усложнило бы материал, к тому же уже есть хорошие статьи по теме, поэтому PS2 идеальный пример из-за своей простоты.
USB создавался как универсальный порт для всех устройств, будь то клавиатура, фотоаппарат, сканнер, игровой руль с педалями, принтер и пр. Вдобавок он поддерживает вложенность портов – USB материнки => монитор с USB => клавиатура с USB к которой подключена мышка, флешка и USB-hub к которому подключен жёсткий диск. Взглянув на контакты USB 2.0 вы увидите что они не заточены под передачу каких-то определённых данных, как у PS2. Их всего четыре – витая пара для передачи битов данных, плюс и минус питания.
Провода кабеля USB 2.0
USB 3.0 быстрее за счёт дополнительных пяти контактов. Как видите там нету линии CLOCK для синхронизации, поэтому логика передачи данных сложнее. Слева USB 2.0 и справа USB 3.0 для сравнения.
Все данные передаются через протокол HID (Human Interface Device), который описывает форматы, порядок взаимодействия и передачи данных и всё остальное. Стандарт USB 2.0 занимает 650 страниц, документ HID Class Specification, описывающий работу устройств (мыши, клавиатуры и пр) – 97 страниц, их рекомендуется изучить если вы работаете с USB.
Первым делом подключенное устройство должно рассказать о себе, для этого оно отправляет несколько структур данных, в которых указывается ID устройства и ID производителя по которым Plug’n’Play manager может найти в реестре информацию, загрузить и соединить драйвера. USB устройства пассивны, т.е. хост должен сам с определённым интервалом проверять наличие данных. Частота опроса и размер пакета данных задаются в одном из дескрипторов устройства USB. Максимальный размер пакета – 64 байта, что для информации о нажатых клавишах более чем достаточно.
В Windows есть встроенная поддержка HID, она не такая простая как связь драйвера порта PS2 с драйвером клавиатуры, потому что драйвер HID должен уметь обрабатывать все поддерживаемые протоколом сценарии. Вне зависимости от провайдера данных — порты PS2, USB или Remote Desktop или виртуальная машина – на самом верху driver node будет находится Kbdclass, от которого ядро ОС и будет получать информацию. Уведомление о подсоединении клавиатуры будет обрабатываться через Plug’n’Play Manager, так что для ядра Windows не имеет значение какой порт или источник данных от устройства используется.