Акселерационная программа что это

Иди в акселератор. Где «прокачать» свой бизнес и что для этого нужно

Есть несколько методов «прокачки» стартапа. Один из них —акселератор. Рассказываем, что это за зверь, чем он может быть полезен и что нужно, чтобы в него попасть.

Что такое акселератор

Акселератор — это короткая и интенсивная образовательная программа по ускоренному развитию стартапа. С бизнесменами занимаются коучи-трекеры, менторы и различные отраслевые эксперты.

Акселераторы завершаются так называемым Demo-day. В этот день финалисты акселератора выступают перед инвесторами, партнёрами программы и корпоративными заказчиками. Участники демонстрируют свои технологии и пилотные проекты, а также показывают, что они успели сделать, создать или улучшить.

Каким стартапам нужны акселераторы?

Акселераторы в первую очередь нужны стартапам и высокотехнологичным компаниям, которые хотят ускорить своё развитие, а также получить дополнительную экспертизу.

На российском рынке присутствуют два типа акселераторов

1). Акселераторы первой волны — акселератор 1.0, который подходит стартапам начальной стадии.

Эта программа заточена на:

2). Второй вид — корпоративные акселерационные программы. Сейчас в России они наиболее распространены. В них участвуют более зрелые стартапы на уровне масштабирования, с уже существующей и работающей собственной технологией. Но стартапы при этом адаптируют свои решения под конкретного корпоративного заказчика и предлагают ему запустить совместный пилот в надежде на крупный контракт, инвестиции или даже покупку технологии.

Критерии отбора для входа в акселератор

Критерии отбора каждый акселератор, как правило, самостоятельно составляет и размещает на своём сайте. К базовым критериям всех программ можно отнести:

Чем поможет участие в акселераторе?

Экспертиза

В первую очередь и, наверное, самое главное, что может дать акселератор стартапу, — это экспертиза. Это знания и опыт большого специалистов и экспертов индустрии. В наших акселерационных программах более 50 разных экспертов так или иначе соприкасаются со стартапами за период акселерации.

Ресурсы

➔ коворкинг или площадка, где стартап может пребывать в период прокачки;

➔ небольшие стартовые инвестиции;

➔ консультационные услуги юристов, бухгалтеров, финансистов, которые могут оказать компетентную помощь стартапам внутри программы;

➔ выходы на новые клиентские сегменты, на новых покупателей и инвесторов и, как следствие, получение крупных грантов и инвестиций;

➔ толчок для развития — акселератор как бы заставляет стартап активнее работать над своим продуктом, тестировать идеи и общаться с потенциальными клиентами.

Пилотирование проектов и масштабирование бизнеса

Корпоративные акселераторы зачастую фокусируются на пилотировании проектов вместе со стартапами, так как главная цель для корпорации — поиск и внедрение новых инновационных технологий. Стартапу же в первую очередь необходимо развивать свой собственный бизнес. Поэтому при рассмотрении предложений от корпоративных заказчиков вам нужно хорошо просчитать базовые расходы при реализации и масштабировании проекта.

Вы должны представлять себе реальную стоимость и ценность своей технологии как для конкретного заказчика, так и в обычных рыночных реалиях. После того как вы проанализируете свой стартап, уверенно ведите переговоры с корпорацией на равных. Отмечайте пользу и выгоду своего продукта, а не выпрашивайте инвестиции.

Если жизнь — это борьба за выживание, то стартап — это постоянная битва.

Как выбрать акселератор

При выборе акселерационной программы обратите внимание на специализацию, пул экспертов, географию и рынок, на котором специализируется акселератор.

Источник

Бизнес-акселератор

Бизнес-акселератор — модель поддержки бизнесов на ранней стадии, которая предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Для быстрого выхода на рынок проекту обеспечиваются инвестирование, инфраструктура, экспертная и информационная поддержка.

Для инвестиций на начальных стадиях бизнес-акселераторы привлекают инвесторов, как частных, так и институциональных, а также могут частично сами выступать в роли фонда. Бизнес-акселераторы наиболее распространены как форма поддержки IT-стартапов: проектов в области современных технологий и коммуникаций. Самыми известными акселерационными программами являются Y Combinator и Techstars. В России действуют аналогичные программы: InCube Accelerator и TexDrive.

Содержание

Особенности

Акселераторы представляют собой ограниченные по времени программы поддержки стартапов, которые часто запускаются на базе фондов, бизнес-инкубаторов, технопарков. На короткий срок команда проекта помещается в такие условия, которые позволяют форсировано создать проект или прототип проекта, достаточно сильный для выхода на рынок и получения инвестиций.

Характерные признаки акселерационных программ для стартапов:

Большинство этих особенностей присущи всем бизнес-акселераторам. Они отличают акселерационные программы от других моделей поддержки бизнесов на ранней стадии.

Содержание акселерационных программ

Два основных преимущества, которые дают акселераторы — менторство в различных формах, совмещенное с экспертизой и обучением, а также небольшие инвестиции (так называемый life support для проекта).

Менторство

Менторство представляет собой постоянную работу предпринимателей с экспертами из разных областей. Это могут быть технологические, финансовые, юридические специалисты, бизнес-консультанты. Для работы в акселераторах приглашаются успешные предприниматели, активно проводятся образовательные программы, мастер-классы, коучинг.

Менторская поддержка является одним из главных достоинств акселераторов для молодых предпринимателей, так как на ранней стадии развития проекта важно избежать ошибок новичков. Экспертиза и профессиональная оценка проекта на этапе создания прототипа позволяет командам выходить на рынок с жизнеспособным продуктом. Это дает видение проекта, лучшее понимание рынка, позволяет выработать стратегию, изменять проект в соответствии с полученными знаниями.

Кроме того, сотрудничество с большим количеством экспертов позволяет стартапам наработать связи, благодаря чему им будет проще ориентироваться на рынке.

Инвестиции

Финансовая поддержка необходима стартапам для вхождения в программу. Во многих акселераторах инвест-партнёры участвуют на этапе рассмотрения заявок, и только те проекты, которые получают pre-seed инвестиции, могут участвовать в акселераторе.

Pre-seed инвестиции покрывают расходы команды на протяжении работы в стартапе и позволяют заказывать сторонние разработки для подготовки прототипа проекта.

Прочие условия

Среди необязательных преимуществ, которые большинство акселераторов предоставляет проектам в разных комбинациях, можно выделить следующие:

Акселераторы в США и Европе

Предпосылки для появления

В США акселераторы воспринимаются как отдельная инкубационная технология.

Негосударственная поддержка стартапов в формате бизнес-инкубатора была популярна последние 30 лет. Инвесторы привыкли активно сотрудничать с инкубаторами, многие технологические компании создавали у себя внутренние инкубационные программы. Поэтому бизнес-акселераторы смогли быстро стать новой популярной моделью работы со стартапами и поиска компаний для инвестиций.

Первой попыткой создать ускоренную программу развития бизнеса стал IdeaLab — компания, основанная в 1996 Биллом Гроссом (Bill Gross). IdeaLab не работает в формате кратковременных цикличных программ, и команды часто приходят не со своими идеями, а получают идеи проектов от менеджмента программы. Этим IdeaLab отличается от современных акселераторов, однако главной особенностью была ориентация на ускоренное развитие проектов и предоставление им для этого необходимых ресурсов. К 2000 году компания достигла стоимости 8 млрд.

Современные акселераторы

Все акселераторы, которые работают в США в настоящий момент, можно считать «новой волной», так как они ориентированы на работу в условиях нового бизнеса. После «бума доткомов» рынок претерпел серьёзные изменения, что и обусловило отличия прото-акселератора IdeaLab от современных программ. Сегодняшний рынок предоставляет более благоприятные условия для развития технологических проектов, веб-сервисов и мобильных приложений.

Techstars — самый известный классический акселератор. Он создан в 2007 инвесторами Дэвидом Коэном (David Cohen) и Брэдом Фелдом (Brad Feld). Techstars работает в 4 городах, по всему миру есть сеть последователей.

Первым крупным европейский акселератором стал Seedcamp, который начал функционировать в 2007 году, быстро расширил сферу на всю Европу и теперь привлекает до 2000 стартапов за год.

В настоящий момент во всем мире работает несколько сотен акселераторов.

Сравнение акселерационных программ

ПрограммаСтранаДлительностьРазмер инвестицийУсловия менторстваДругие условияВыпускники
IdeaLabСШАНет данныхНет данныхКонсультации с экспертами.

Финансовая и юридическая поддержка. Формирование стратегии и корпоративной культуры.

Дизайн Маркетинг HR Исследования

Shopping.com, Tickets.com, Picasa, CitySearch

IntenseDebateSeedcampВеликобритания12 месяцев€50,000 за 8-10 % в проектеСотрудничают с 1200 экспертов. Обучающий форум Seedcamp WeekМероприятия и ланчи, бизнес-поездка в СШАScoville

500startupsСШАНет данных$25,000-$100,000 за 5 % в проекте10-15 постоянных экспертов (Mentors In Residence), более 100 приглашаются для консультацийОфис

Дизайн Помощь в дистрибуции

SlideShareExcelerate LabsСША3 месяца (летом)$25,000 за 6 % в проектеБолее 100 экспертов.

Обеспечение связей для партнерства.

ОфисGiveForward, TapMe, PVPower

Консультации с экспертами, ежедневные мастер-классы и воркшопы

Акселераторы в России

Программы, позиционирующие себя как бизнес-акселераторы, начали появляться в России с 2009 года. В настоящий момент акселерационные программы поддержки стартапов осуществляют Главстарт, Pulsar Venture, InCube, «Венчур-эксперт», Farminers. Российские акселераторы можно разделить на те, которые ориентированы на информационные технологии, и те, которые поддерживают разработки в разных областях науки и промышленности.

Бизнес-акселераторы в разных отраслях

«Венчур-эксперт» позиционируется как бизнес-катализатором. Производится поддержка проектов таких направлений, как машиностроение, медицина и нанотехнологии. В настоящий момент функционируют две модели поддержки:

1) Программа «SEED» ориентирована на разработчиков, у которых есть функционирующий прототип проекта. Им предлагается превращение разработки в полноценный бизнес. Разработчик сохраняет статус партнёра, получает ресурсы и экспертизу для развития компании.

2) Программа «Quick start» ориентирована на компании первого года жизни, им предлагается корректировка бизнес-модели и помощь в поиске партнёра.

Оговаривается, что «Бизнес катализатор» получает вознаграждение только в случае удачного привлечения инвестиционных партнеров. Обе программы длятся 3 месяца и получают от 12 до 15 месяцев сопровождения проекта. Для участия в каждой из программ отбираются 15 проектов.

Бизнес-акселераторы для IT-проектов

Главстарт

Главстарт — компания IT-предпринимателя Аркадия Морейниса, которая осуществляет поиск и поддержку проектов в сфере информационных технологий. Компания позиционирует себя как акселератор и предлагает проектам работу на следующих условиях:

В отличие от классических американских акселераторов, у Главстарта нет циклической программы работы со стартапами. Важной единицей работы программы являются Startup Weekend. Это мероприятия для предпринимателей, которые происходят по всему миру, а Главстарт проводит их в разных городах России. Наибольшая часть работы с менторами и вхождения в программу осуществляется через Startup Weekend.

InCube Accelerator

Как и большинство акселераторов, InCube Accelerator предусматривает Investor Day и Demo Day. В настоящий момент из всех акселерационных программ InCube Accelerator больше других близок к модели американских акселераторов, которые стремятся соблюсти баланс интересов инвесторов и учредителей. Именно этим обусловлены небольшие инвестиции и такая же небольшая доля в проекте. Таким образом инвесторы не рискуют крупными суммами, а учредители при старте могут сохранить за собой большую долю в проекте и самостоятельность.

Farminers

Академия проектов Farminers — проект Алены Владимирской (Mail.ru, рекрутинговое агентство Pruffi) и одного из совладельцев Mail.ru Игоря Мацанюка.

Для попадания в Farminers команда должна защитить проект перед экспертами. Рассматриваются массовые интернет-сервисы, обязательным условием является доступность сервиса с мобильных устройств.

В финале участия в программе проект представляется инвесторам.

TexDrive

Запуск бизнес-акселератора TexDrive состоялся в мае 2011 года. Программа акселерации проводится два раза в год (рабочая часть программы — с января по март и с июля по сентябрь) и суммарно длится 6 месяцев. Программа состоит из двух равных частей: подготовительной (сбор заявок, отбор проектов, оформление документов) и рабочей (работа над проектами). По окончании программы все проекты презентуются на «Дне инвестора».

Нет ограничения по отраслям, в которых должен работать проект.

TexDrive предлагает проектам работу на следующих условиях:

Акселераторы в Беларуси

Fenox IT

Инвестиционная компания с фокусом на финансирование интернет-проектов из стран СНГ.

Fenox IT работает как с молодыми компаниями, так и с крупными проектами, которым необходимо финансирование для масштабирования и выхода на западный рынок.

Источник

Зачем стартапы идут в акселератор?

Акселерационная программа что это. Смотреть фото Акселерационная программа что это. Смотреть картинку Акселерационная программа что это. Картинка про Акселерационная программа что это. Фото Акселерационная программа что это

Акселераторы являются сегодня связующим звеном между стартаперами, венчурными инвесторами, корпоративными и государственными заказчиками. Они помогают решить проблемы обеих сторон на инвестиционном рынке. Со временем понятие акселератора стало шире, и теперь под ним подразумевают специальные программы, где с помощью отлаженных техник и инструментов оказывают содействие росту стартапа.

Пожалуй, ключевая проблема стартапа — это отсутствие или недостаток опыта на рынке инвестиций. Нередко команда обладает уникальной идеей, но ей недостаточно собственных ресурсов для создания и тестирования технологии. Бывает и по-другому: продукт уже готов, но у стартапа недостаточно компетенций для его внедрения и старта продаж. Чтобы реализовать идею, найти спонсоров, заключить контракт с корпорацией и выпустить проект на рынок, стартапы проходят программу акселерации. Она помогает создать и/или протестировать существующую бизнес-модель, «допилить» конечный продукт, а также получить содействие от коучей, менторов, экспертов и заказчиков программы.

Давайте пройдем по каждому из пунктов отдельно и раскроем топ-7 поводов для стартапа пойти в акселератор:

1. Экспертиза

Экспертиза, которую акселератор может дать стартапу, — это в первую очередь первоклассные эксперты рынка. Они сопровождают программу и могут передать свой опыт, в том числе став ментором. Во время прохождения акселератора каждый стартап получает личного ментора. Участие в акселераторе дает вам отличный шанс встретиться с экспертами из самых разных индустрий, которые помогут вам определить и проработать слабые места вашего проекта и дадут действенные и актуальные советы. Так стартапы за три месяца проходят путь, на который вне среды акселератора потребовались бы годы. Качественный акселератор привлекает уникальных экспертов и за время программы может «оказать» стартапу экспертную оценку на десятки тысяч долларов.

Очень важно понимать, что тот объём экспертной поддержки, который стартапы получают в акселераторе, может стоить порядка десятки тысяч долларов, если переводить экспертизу в реальные деньги. Это огромное количество человекочасов высококвалифицированных специалистов.

2. Обучение и квалификация своей команды

Часто в команде отсутствуют необходимый опыт, навыки и компетенции: начиная с составления правильной бизнес-модели и работы с целевой аудиторией, маркетинга и продаж, заканчивая привлечением инвестиций. В свою очередь акселерационные модули помогают структурировать знания. Методология акселератора прежде всего состоит из экспериментов, а также итеративного, «гибкого» подхода к разработке технологии и тестированию бизнес-модели. Не нужно забывать и о другом преимуществе акселератора — его программе обучения. Многие акселераторы включают в себя образовательные программы: лекции, нетворкинг-часы, оценку рынков и demo-дни для того, чтобы научить стартаперов правильному ведению бизнеса, подготовке питчей, позиционированию и продвижению себя и своего продукта на рынке с максимальной эффективностью.

Акселератор ускоряет процессы тестирования гипотез, потому что учит стартап делать это правильно на основе передовых методологий. Другими словами, тот путь, который стартап проходит самостоятельно в течение 8-12 месяцев, в акселераторе занимает всего 2-3 месяца.

3. Нетворкинг

Одна голова хорошо, две лучше, а 15 голов могут решить практически любую задачу. Сочетание правильно подобранных людей и соревновательных элементов дает поистине взрывной рост проекту. Стартаперы могут договориться о сотрудничестве между собой. Пользу для молодых стартапов (особенно, если это первый стартап) трудно переоценить. В короткое время предприниматели знакомятся с огромным количеством людей в индустрии и становятся частью коммьюнити. Акселераторы позволяют вам познакомиться с другими стартаперами, рыночными экспертами и инвесторами и получить полезные контакты на несколько лет вперед. По опросам фаундеров, записная книжка увеличивается в среднем на 30-50 новых полезных и ценных контактов, которые они получают во время работы акселерационной программы.

4. Единые цели в команде

Довольно часто мы видим внутреннюю расфокусировку, когда фаундеры тянут компанию в разные стороны и мечутся между сегментами B2B и B2С. Акселерационная программа помогает сфокусироваться на цели и результате, отсеять все ненужное и двигаться всем вместе, то есть ускоряет процесс. Но уже давно известно, что жизненный цикл стартапа — полтора года. Если за 18 месяцев стартапу не получается получить прибыль, найти инвесторов или добиться каких-то значимых результатов, то такой проект сгорает из-за своей нерентабельности. Акселератор помогает в разы быстрее протестировать и проанализировать идею и спрос, а также продукт и бизнес-модель, выявить и устранить недостатки, а в случае необходимости — переориентироваться и сменить курс.

Примерно у 30% стартапов, проходящих акселератор, кардинально меняется бизнес-модель, то есть они совершают так называемый pivot. Примерно у такого же количества происходит резкое изменение в метриках и показателях благодаря единым целям, фокусировке и отбрасыванию нерелевантных задач в рамках акселерационной программы (другие продукты, какие-то дополнительные активности, на которые стартап тратит дополнительное время и энергию).

5. Ресурсы

Акселератор дает стартапу площадку и широкий доступ к технологиям, лабораториям, оборудованию для тестирования своих гипотез. Проведение customer development, формирование и тестирование бизнес-модели и ее ценности для инновационного рынка, growth hacking — лишь то немногое, что может дать акселератор.

6. Новые возможности

Выход на потенциальных клиентов, инвесторов, в том числе и государственных заказчиков. Говорят, если на стартапе стоят печати известных акселераторов, отношение к стартапу совсем иное — и это действительно так. В качестве завершения программы большинство акселераторов устраивают Demo Day, куда они приглашают инвесторов и представителей корпораций, поэтому не стоит недооценивать возможность с ними познакомиться и представить свой проект — если не сейчас, то в будущем такие знакомства точно смогут вам пригодиться.

В одном из наших акселераторов в области Tech, за программу стартапы подписали договоры и сделали предпродажи почти на 10 миллионов рублей. Это очень хороший показатель для начинающих компаний.

7. Инвестиции

По итогам акселератора у стартапа есть высокий шанс на реальные финансовые вложения, крупные контракты и гранты, которые можно получить на развитие и рост своей технологии. Иными словами, если перед стартапом стоит цель стремительного роста и развития, а также быстрого выхода на рынок, прохождение акселератора может стать тем самым «волшебным пинком», который поможет вам сделать первый шаг на пути к успеху.

Источник

Как работают бизнес-акселераторы

Запустить стартап непросто. Особенно если нет большого капитала и какого-либо опыта. Ведь ошибка может дорого обойтись. Однако это не повод отказаться от задуманного. Помочь начинающим предпринимателям призваны бизнес-акселераторы. Разберёмся, что они дают.

«Акселератор» означает ускоритель. Компании или проекты, называемые бизнес-акселераторами, оценивают потенциал стартапа, проверяют его жизнеспособность на практике и дают импульс для его развития. Это важно. Потому что недавно запущенный проект, пусть даже созданный на основе бесподобной идеи, ещё тёмная лошадка и для его же создателей, и для потенциальных инвесторов. И нет никаких гарантий, что продукт окажется востребованным, а сама молодая компания сможет преодолеть все барьеры на пути к успеху.

Что предлагают бизнес-акселераторы

С одной стороны, стартап, предлагающий новую оригинальную технологию или концепцию, сулит большие перспективы, а значит — прибыль. С другой — это всегда крайне рискованное предприятие. И выяснить, имеет ли проект будущее, можно лишь после долгой борьбы за место на рынке. Акселераторы определяют его возможности гораздо быстрее и без больших потерь. Они проводят «разведку боем» на учебном бизнес-полигоне. Вот что в результате получают предприниматели:

Это курсы по основам предпринимательства, экономике, праву, маркетингу и другим дисциплинам, без представлений о которых бизнес не построить. Опытные менторы делятся с подопечными своим опытом, предостерегают от ошибок, передают навыки делового общения.

2. Инвестиции и ресурсная база

Акселераторы, как правило, получают доход, покупая долю развивающейся компании. Иногда доля переходит в собственность акселератора. Но только в случае успешного окончания курса. Участие в некоторых программах может быть просто оплачено, без продажи активов компании. Вложения акселератора в проект покрывают расходы, связанные с участием в программе, обеспечат возможность выпуска минимального жизнеспособного продукта, с которым можно выйти к клиентам и инвесторам.

3. Повышение инвестиционной привлекательности

Команды предпринимателей, желающих войти в состав акселератора, проходят предварительный отбор. Стать частью такого крупного зарубежного акселератора, как YCombinator или Techstars, очень престижно. Участие в них само по себе говорит о высоком потенциале проекта. Ведь иначе конкурс не пройти.

Инвесторы внимательно следят за судьбой таких стартапов и вкладывают в них средства с большей готовностью. Правда, есть множество менее престижных акселераторов с низкими требованиями к участникам. К таким инвесторы редко проявляют интерес.

В России пока нет акселераторов, которые бы прославились большим числом успешных выпускников. Участие в них не гарантирует увеличение объемов инвестиций в ваш проект. Но всё же прохождение любого акселератора позволяет приобрести связи в среде специалистов отрасли и возможных инвесторов. А заключительный этап программы — презентация проекта, успех которой может обеспечить приток финансов.

4. Проверка жизнеспособности. Выработка оптимальной бизнес-модели

Ещё на этапе отбора участников их проекты тщательно рассматриваются, оцениваются со всех сторон. Если проект перспективный, команда переходит к практической проверке своих возможностей. В рамках тренировочной программы предприниматели решают под руководством наставников бизнес-задачи, представляют проект потенциальным клиентам, выясняют, будет ли их продукт иметь спрос и что нужно сделать для его повышения.

Одна из задач курса — научиться презентовать и продавать. После первой «разведки», позволяющей узнать реакцию клиентов на предложенный продукт, приступают к продажам. Поиск клиентов, готовых покупать, — особое испытание.

Каких ошибок позволяют избежать бизнес-акселераторы

В отличие от бизнес-инкубатора, где срок пребывания компании не ограничен, продолжительность участия в акселераторе составляет всего несколько месяцев. По одной интенсивной программе совместно обучаются команды нескольких стартапов. Они поддерживают друг друга, обмениваются опытом, учатся решать сложные практические задачи, избегая ошибок, которые в «боевых» условиях рынка могут привести к краху всего предприятия.

Многие стартапы гибнут именно из-за высоких расходов на привлечение пользователей. Акселератор позволит избежать фатальных ошибок и оптимизировать работу команды. Возможно, даже предоставит доступ к собственной клиентской базе, если организатор учебной программы — крупная компания. Так что, если вы только задумались о запуске стартапа, возможно, бизнес-акселератор — это ваш вариант.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *