авторами программы обучения и воспитания детей с онр являются
Обзор программ обучения и воспитания дошкольников с ОНР
В настоящее время специалисты, занимающиеся коррекцией речевых нарушений у дошкольников, располагают апробированной системой обучения и воспитания детей с ОНР, разработанной Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной и представленной ими в пособии «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993).
Данное пособие является документом, которым могут пользоваться логопеды при планировании и проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Оно состоит из двух частей. В первой части изложен материал, касающийся первого года обучения (старшая группа), во второй части — материал, касающийся второго года обучения (подготовительная к школе группа).
В главе 1 первой части (в ней всего пять глав) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей 5 — 6 лет с ОНР, представлены психологические особенности детей с данной речевой патологией, отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса, изложены приемы формирования звуковой стороны речи, активизации словаря, развития грамматического строя, связной речи.
В этой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни с ОНР (второй и третий уровни речевого развития).
Глава 2 посвящена изучению детей с ОНР:
— отмечен ряд принципов, учет которых необходим при изучении дошкольников с речевой патологией;
-выделены этапы обследования ребенка, и раскрыто их содержание (ориентировочный, дифференцировочный, этап обследования неречевых процессов, обследование компонентов языковой системы, заключительный этап);
— дана характеристика речи детей в норме;
— приведен образец заполнения речевой карты.
Методике коррекционной работы с детьми первого года обучения с ОНР посвящена глава 3 пособия. В ней раскрыты принципы, лежащие в основе коррекционной системы обучения и воспитания детей 5 — 7 лет с ОНР, выделены основные задачи коррекционного обучения:
— практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;
— формирование правильного произношения;
— подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами;
— развитие связной речи.
Достаточно полно в этой главе излагается организация коррекционного процесса обучения и воспитания детей с ОНР, структура логопедических занятий по формированию произношения, а также по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Представлено содержание трех периодов обучения, указаны их продолжительность, задачи, определен объем речевого материала. Приводится ряд примерных конспектов фронтальных занятий.
Глава сопровождена практическим приложением, которое содержит:
— планирование работы с детьми по формированию произношения;
— планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка;
— примерное распределение занятий логопеда и воспитателя (сетка занятий составлена в соответствии с периодами обучения);
— перечень дидактического материала для развития мыслительной деятельности;
— примерный лексический материал по обобщающим темам для логопедических занятий (предметный словарь, словарь признаков и действий).
В главе 4 раскрыта специфика работы воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР, намечены задачи и обязанности воспитателя, сформулирована поэтапность работы по формированию лексического запаса и грамматического строя на занятиях, дана примерная схема обследования воспитателем умений и навыков детей по различным видам деятельности. Глава содержит ряд упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, некоторые виды спортивных, подвижных игр, которые рекомендованы для дошкольников с ОНР.
Заключительная глава 5 посвящена работе музыкального руководителя:
— раскрыта специфика проведения музыкальных занятий в группе для детей с ОНР;
— обозначены параметры обследования музыкальных способностей детей, поступивших в логопедическую группу;
— приведен ряд игр на развитие музыкальных способностей детей с речевой патологией.
Вторая часть книги состоит из пяти глав и списка рекомендуемой литературы.
В этой части освещается система обучения и воспитания детей с ОНР седьмого года жизни.
В главе 1 дана характеристика детей с ОНР подготовительной к школе группы.
В главе 2 раскрывается организация логопедической работы в подготовительной группе для детей с ОНР, читатели знакомятся с планированием фронтальных занятий, посвященных лексико-грамматическим средствам языка и развитию связной речи по периодам обучения. В ней представлено планирование фронтальных занятий по произношению и обучению дошкольников грамоте. Помимо этого, даются примерные конспекты некоторых логопедических занятий.
Содержанию работы воспитателя по развитию речи посвящена третья глава. В ней широко представлен лексический материал по формированию произношения и связной речи: скороговорки, стихотворения, потешки на все группы звуков.
Глава в большом объеме содержит практический материал (стихотворения, загадки, скороговорки, рассказы), используемый при закреплении тематических циклов.
В пятой, заключительной главе дана серия упражнений по коррекции произношения звуков у детей с ринолалией. Материал, сопровождаемый методическими рекомендациями, представлен по разделам: смычные губно-губные звуки — м, п, б; смычные переднеязычные — н, т, д.
Таким образом, книга Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» предоставляет логопедам те материалы, которыми они могут руководствоваться в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР.
Для практической логопедии сегодня особенно актуальна проблема ранней диагностики и коррекции речи младших дошкольников, так как число практически неговорящих детей в возрасте 3 — 4 лет с каждым годом все возрастает.
Рядом авторов (Л.Н.Павлова, Л.С.Соломаха, Н.В.Нищева) разработаны варианты программ обучения дошкольников 3 — 4 лет с ОНР.
Остановимся на одном из них, принадлежащем Н. В. Нищевой. Он ориентирован на детей, начиная с четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, и рассчитан на три года обучения.
Представленное автором планирование включает разделы не только по преодолению речевого недоразвития у дошкольников.
Коррекционная работа с детьми рассматривается в системе: показано, как осуществлять взаимосвязь и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, соблюдая единые требования к детям с речевой патологией.
Содержание коррекционной работы в программе Н. В. Нищевой представлено поквартально (три квартала) по следующим разделам:
развитие навыков фонематического анализа;
развитие общих речевых навыков;
формирование грамматического строя речи;
обучение связной речи;
развитие у детей пространственных и математических представлений;
конструктивный праксис, художественно-творческая деятельность;
Начиная со средней группы (первый год обучения), с второго квартала, в программу включается раздел «Грамота».
В каждом разделе указаны задачи коррекционного обучения в соответствии с периодами.
С содержанием программы по годам обучения более подробно можно ознакомиться в книге Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР» (СПб., 2001).
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2549 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Авторами программы обучения и воспитания детей с онр являются
Название: Программа «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»
Авторы: Телегина Е.А., Шелевер С.Ю., Кандалова Е.И.
Аннотация: опытные учителя-логопеды МДОУ ЦРР детский сад №4 «Светлячок» (г. Серпухов) предлагают Вашему вниманию специальную логопедическую Программу обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи. О высоком уровне проекта говорит тот факт, что в 2011 году Программа стала золотым лауреатом Всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель». Адресат материала – учителя-логопеды, методисты, специальные психологи.
Одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей будет способствовать коррекционной направленности занятий. Опыт показал, что такое воздействие помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи. Результативность будет повышаться рациональным сочетанием словесных форм воздействия с наглядностью и игрой.
Разработка, систематизация и апробация этих занятий осуществлялась на протяжении нескольких лет. Дети, прошедшие обучение по разработанной нами программе, при выпуске из логопедических групп, как правило, имели положительную оценку и успешно продолжали обучение в школе. К данной программе для детей с общим недоразвитием речи подготовлены конспекты занятий с комплектом игрового и наглядного материала.
Система занятий направлена в новой программе на развитие у детей рече- мыслительной деятельности и на ее осмысление детьми. На этих занятиях развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать. Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи, наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В связи с этим в системе работы по их обучению и воспитанию предусматриваются коррекционно-воспитательные мероприятия в данном направлении на всех этапах коррекционного обучения, так как они решают задачи развития речи и психофизических функций, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна для подготовки руки к письму.
В течение года дети логопедических групп фактически изучают 2 программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи.
Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает с одной стороны коррекцию речевого дефекта, психических процессов и моторной деятельности, с другой – подготовку к овладению грамотой и усвоение ее в пределах программы.
Комплексные занятия по произношению и развитию речи для детей с данным речевым нарушением являются более рациональными.
В работе учителя-логопеда перспективный план не предусмотрен, т.к. все программы коррекционного обучения, в том числе и данная разделенная на 3 периода обучения, и является перспективой логопедической работы.
Организация работы.
В старшей и подготовительной группах, с учетом структуры дефекта, учитель-логопед проводит два типа групповых (фронтальных) занятий:
— Занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи;
— Занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.
Фронтальные занятия проводятся в старшей группе 3 раза в неделю, в подготовительной группе – 4 раза в неделю; программный материал изучается и закрепляется на подгрупповых логопедических занятиях, а также на всех занятиях специалистов-предметников по программе детского сада в повседневной жизни и деятельности детей.
Работа по постановке и автоматизации звуков проводится на индивидуальных занятиях с логопедом.
Годовое обучение условно подразделяется на 3 периода:
1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь.
2 период – декабрь, январь, февраль.
3 период – март, апрель, май
Общие цели и задачи:
I. Организационные:
1. Своевременное обследование детей.
2. Рациональное составление расписания занятий.
3. Разработка (наличие) планов фронтальных занятий.
4. Оснащение фронтальных занятий необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
5. Планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
6. Подбор детей в подгруппы со сходными недостатками речи.
7. Совместная работа логопеда и воспитателя групп по определению речевого уровня развития группы, направления коррекционной работы.
8. Своевременное формирование подгрупп по мере решения задач подгруппы и с учетом всего объема речевой работы с каждым из детей.
II. Коррекционно-педагогические:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
2. Коррекция речевых дефектов.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
5. Подготовка к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
6. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи и умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
7. Развития умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
8. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
9. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, используя в том числе элементы музыкотерапии и кинезиологии.
10. Развитие общей и мелкой моторики.
11. Развитие координации речи с движением.
12. Развитие культуры речевого общения.
Формирование лексико-грамматических навыков, развитие связной речи.
Основные задачи:
1. Лексическая работа:
2. Развитие грамматического строя речи:
3. Развитие связной устной речи:
Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет) «Ура! Я правильно говорю!»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімі № 51 бөбекжай-бақшасы»
мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие
Ясли-сад № 51 отдела образования акимата г.Костаная»
Садыкова А.К.; доцент кафедры ДВ и НО филиала АО «НЦПК «Орлеу»» ИПК ПР по Костанайской области, к.п.н.
Ли Е.Д.; ст. преподаватель кафедры ДВ и НО филиала АО «НЦПК «Орлеу»»ИПК ПР по Костанайской области, к.п.н.
Составитель: Карий И.И., воспитатель ясли-сада № 51
П рограмма воспитания и обучения детей с ОНР соответствует требованиям нового ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения.
Содержание программы учитывает познавательные и речевые возможности детей с тяжелыми нарушениями речи и обеспечивает коммуникативное, социальное, познавательное, творческое развитие данной категории дошкольников с 4 до 7 лет.
Программа предназначена для педагогов, работающих в специальных дошкольных организациях для детей с ОНР.
На современном этапе социального образования, когда принят Закон Республики Казахстан « О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» ярко выделяется основная задача, стоящая перед государством, которая гарантирует всем детям с проблемами в развитии оказание необходимой специальной ( коррекционной) помощи.
На сегодняшний день актуален вопрос повышения эффективности учебно- воспитательного процесса и повышения уровня коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи ( ОНР). Для данной категории детей характерно позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Данная проблема побудила меня к разработке учебно-методического комплекса
« Ура! Я правильно говорю!»
Идея данной работы – попытка создания продуманной системы логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей при тесном взаимодействии педагогов и родителей.
Задачи коррекционно-педагогической деятельности:
Обогащать активный и пассивный словарь за счет общеупотребительных существительных, глаголов, прилагательных, наречий;
Активизировать грамматические средства языка;
Развивать неречевые психические процессы;
Практически осваивать лексические и грамматические средства языка;
Развивать связные высказывания;
Рассматривать и обследовать, различать и называть предметы из ближайшего окружения (величину, цвет детали);
Обогащать и систематизировать предметы окружающего мира по их назначению, качествам, свойствам и материалам, из которых они изготовлены;
Развивать и тренировать движения пальцев рук, чтобы стимулировать речевое развитие.
Данная Программа составлена с учетом современных прогрессивных тенденций развития общего дошкольного образования в Казахстане – его гуманизации, создания модели личностно- ориентированного воспитания, изменения содержания и форм взаимодействия взрослых с детьми в ходе обучения, а также с учетом модели образования, ориентированного на результат.
Содержание Программы учитывает принципы воспитания и обучения, принятые как в общей, так в специальной (коррекционной) дошкольной педагогике.
Принцип коммуникативной направленности воспитания речи предполагает обучение не только средствам общения, но и активное применение этих средств в практической коммуникации.
Содержание Программы разработано по следующей структуре:
содержание лексических тем «Одежда», «Обувь, головные уборы» на каждый год пребывания ребенка в дошкольной организации с описанием примерных тем для планирования занятий.
Представлено примерное тематическое планирование по лексическим темам: «Одежда», «Обувь, головные уборы» на три периода обучения; предлагаются циклограммы планирования, технологические карты ОУД.
Лексический материал отбирался с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимались во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между педагогами, т.е. они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы. В рамках изучения каждой темы педагоги проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словообразования и словоизменения, развитию связного высказывания.
Особое внимание уделено игре, так как игровая деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи значительно отличается от игры их нормальных сверстников. Существует мнение, что она находится на уровне отобразительной игры детей раннего дошкольного возраста. Дети с глубоким недоразвитием речи не готовы к совместной игре, этому их надо специально учить.
Поэтому, в УМК включены сюжетно-ролевые, дидактические, речевые, творческие игры, стихи и загадки, логоритмики. (см. «Ура! Я правильно говорю! Методическое пособие). Включаясь в игру, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, надо максимально повышать их умственную речевую активность.
Организация работы с родителями детей, имеющих недоразвитие речи, является одним из важных направлений деятельности педагогов, работающих в специальных логопедических группах, поскольку только совместными усилиями семьи, специалистов и педагогов можно добиться существенных результатов в коррекции речи детей. Участие родителей в коррекционно-воспитательном процессе, направленном на преодоление речевого недоразвития у детей обеспечивает единство педагогического влияния на дошкольников в семье и специальном детском саду.
В связи с этим разработаны рабочие тетради для трех возрастных групп «Ура! Я правильно говорю!», которые предполагают совместную деятельность ребенка и родителя. В тетрадях систематизированы игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи, развитие психических процессов и мелкой моторики.
Достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
название одежды для разных сезонов года, головных уборов, обуви и их составных частей;
назначение и отличительные признаки разной одежды и обуви;
особенности изготовления одежды и обуви;
значимость труда людей, которые изготавливают одежду и обувь, ценят результаты их труда;
значение одежды и обуви в жизни человека для сохранения его здоровья.
полученные знания, умения, навыки в разных видах деятельности, быту; активно употребляет в речи словарь по теме.
Лексическая тема «Обувь. Головные уборы». 4-5 лет
«У Катеньки шапочки, туфельки и тапочки»
Рассмотреть с детьми головные уборы и обувь, уточнить их названия и значение. Объяснить детям, почему в разные сезоны люди носят разную обувь и головные уборы. Учить детей понимать значение головных уборов и обуви для сохранения их здоровья.
Задачи речевого развития :
1.Ввести в активный словарь ребенка существительные, обозначающие обувь, головные уборы; и прилагательные (летняя, зимняя, осенняя, весенняя);
2.Совершенствование словесно-логического мышления.
«Познание», «Ознакомление с окружающим миром»
Закреплять умение задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.
1. Активизировать в речи детей существительное-пластилин; прилагательные (мягкий, твердый, большой, маленький); глаголы (раскатывать, отщипывать, отрывать, сплющивать, лепить, мять);
2.Учить согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени (я леплю; он, она лепит; они лепят; мы лепим); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действия (кто это? Что делает? Что делают?)
«Украшение платочка» (декоративное рисование)
Знакомить с росписью дымковской игрушки (барышень), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки, мазки). Учить равномерно, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными) покрывать лист, в образовавшихся клетках ставить мазки, точки.
Задачи речевого развития: 1.Ввести в активный словарь существительные (узор, платок, линия); прилагательные (красный, синий, зеленый, желтый, квадратный); глаголы (нарисовать, украсить, примакивать).
2.Учить изменять падежные окончания существительных в роде, числе, падеже (Чем украсим платок?); строить простые предложения из трех слов.
«Сделаем шкафчик для обуви» (из деталей конструктора)
Расширять представление детей об обуви, об условиях ее хранения (в специальном шкафу). Учить строить шкаф для обуви по образцу, анализировать образец постройки. Развивать воображение. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.
Задачи речевого развития :
1. Ввести в активный словарь детей существительные (ботинки, туфли, сапоги, сандалии, валенки, шкаф, полки); прилагательные (узкая, широкая, высокий, низкий);
2.Закреплять умение согласовывать предлог – на с существительными (на полке).
Рассказывание сказки Ш.Перро «Красная шапочка». Психогимнастика «Радость»
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер героя, моделировать сказку, способствовать снятию психического напряжения
Задачи речевого развития : 1. Развивать диалогическую речь; формировать навыки общения.
«Социум», «Художественная литература»
Консультация «Организация работы по обучению и воспитанию детей с ОНР»
Эффективность коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется четкой организацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.
Срок обучения в логопедической группе два года, в течении, которых идет длительная работа по устранению и коррекции всех недостатков речи.
На первом году обучения пятилетние дети с ОНР не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Поэтому группа делится на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Предусматриваются следующие виды занятий:
— занятия по формированию звукопроизношения.
В течении первых двух недель сентября (примерно до 15 сентября) логопед обследует каждого ребенка индивидуально. В своем кабинете, используя дидактические игры и упражнения.
Логопедическое обследование позволяет:
— установить характер речевого и сопутствующих ему нарушений;
— определить степень выраженности всех нарушений;
— выбрать самые эффективные пути коррекции;
— предвидеть возможные интеллектуальные и психологические перегрузки.
Количество занятий меняется в зависимости от периода обучения.
В третьем периоде обученияфронтальные занятия проводятся пять раз в неделю: три раза занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи и два раза по формированию звукопроизношения.
Логопед проводит в течение недели фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения). Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для развития всех компонентов речи и подготовки к школе.
Основными задачами этих занятий являются:
1. Развитие понимания речи; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения.
2. Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Обучение детей самостоятельному высказыванию, умению в логической последовательности пересказать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказы-описания.
Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики.
Логопеду следует четко:
— определить тему и цель занятий;
— выделить предметный и глагольный словарь; словарь признаков;
— отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей; обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и сформировать цель каждого этапа; обеспечить постепенное усложнение речевых заданий; включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.
Логопедические фронтальные занятия по формированию произношения строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения.
Специфика этого вида занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. В каждом занятии предусматриваются упражнения по развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками анализа и синтеза.
Фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий является постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий.
Особое значение следует уделить организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности занятий.
Важно на протяжении всего занятия поддерживать стимуляцию общения. Этому способствуют четкая система подбора вопросов, умелый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а также предварительная подборка материала для занятия с помощью родителей.
При определении структуры занятия необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
В процессе работы у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечаний, способных вызвать у ребенка негативную реакцию.Возможны различные варианты исправления ошибок:
а) деликатно, по ходу занятия, исправить ответ ребенка;
б) привлечь внимание всех детей к данному ответу, определить правильность его или ошибочность;
в) предложить кому-то из детей исправить ошибку;
г) повторить ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, допустившим ошибку.
Большое внимание при проведении занятий следует уделить поведению, тону самого логопеда. Строгий режим экономии рабочего времени, максимальная речевая активность детей, не заглушённая пространными объяснениями и примерами логопеда, являются необходимым условием эффективности каждого занятия.
Воспитатель во второй половине дня осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят упражнения по закреплению и дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического слуха.
Для достижения максимального эффекта в обучении детей с ОНР необходимо придерживаться принципа комплексного подхода в обучении, то есть требуется совместная, слаженная работа логопеда и воспитателя группы.
1. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Первый год обучения. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Москва. Издательство «Альфа», 1993.
2. «Дети с общим недоразвитием речи». Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Москва. «Гном-Пресс», 1999.
Презентация на тему «Логопедическая работа по формированию словообразования у детей с ОНР» Многие исследователи, изучавшие детей с общим недоразвитием речи, отмечали недостатки овладения ими морфологической системой языка и, как.
Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.