автор учебника математика по программе развивающего обучения л в занкова
Школьный гид
УМК системы Занкова
УМК системы Л.В. Занкова состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:
— Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
— Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.
— Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
— Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
— Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.
— Музыка. Автор: Ригина Г.С.
— Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э.
— Физическая культура. Авторы: Шаулин В.Н., Комаров А.В., Назарова И.Г., Шустиков Г.С.
Все учебники cистемы Л.В. Занкова включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254). Правообладателем согласно перечню является АО «Издательство «Просвещение».
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» входит в Группу компаний «Просвещение». С 19.02.2020 г. издательству «БИНОМ. Лаборатория знаний» принадлежали исключительные права на издание и распространение всех учебников и учебных пособий, созданных в системе развивающего обучения Л.В. Занкова и ранее выпускаемых ООО «Развивающее обучение» и Издательским домом «Федоров».
С 2020 года занковские учебники завершенных предметных линий «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение» (автор В.Ю. Свиридова), «Окружающий мир», «Технология», «Музыка», «Физическая культура», «Изобразительное искусство» выпускались издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
Автор учебника математика по программе развивающего обучения л в занкова
Леонид Владимирович Занков (1901–1977 гг.) — советский психолог-дефектолог, создатель дидактической системы для всестороннего развития личности.
В течение 20 лет, с 1957 по 1977 годы, сотрудники лаборатории Занкова исследовали влияние разных способов обучения на развитие младших школьников. Эксперимент охватывал тысячи школ Советского Союза. На его основании была разработана система развивающего обучения Л.В. Занкова для младших классов.
Принципы системы Занкова
Обучение по системе Занкова направлено на развитие качеств и навыков, близких к современным soft skills. Например, на умение находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме, доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, делать самостоятельные выводы.
Обучение по системе Занкова строится на пяти основных принципах:
Как проходит обучение по системе Л.В. Занкова
Ведущий принцип — от сложного к простому. Преподаватель не даёт школьникам готовую информацию, а ставит перед ними вопросы. Как правило, эти вопросы кажутся младшеклассникам неразрешимыми. Ответ ребята ищут вместе при помощи обсуждения в классе и наводящих вопросов учителя.
Дискуссии на уроках поощряются — дети могут спорить и отстаивать своё мнение. За ошибку ребёнку ничего не грозит — в первом классе, согласно принципам системы Занкова, оценки не ставят. Главное, чтобы ученик сам осознал ошибку в процессе обсуждения.
Чтобы сформировать у ребёнка целостную картину мира, задания в учебниках Л.В. Занкова часто строятся на стыке нескольких дисциплин. Например, для решения задачи по математике могут потребоваться знания арифметики, геометрии и логики.
Курс «Окружающий мир» открывает связи между природой, культурой и историей общества. Курс литературы тесно переплетается с музыкой и изобразительным искусством.
Учебники системы Занкова призваны не просто научить ребёнка решать конкретные задачи, но и объяснить сам принцип обучения, поэтому каждое упражнение содержит также дополнительные вопросы. Например, «реши задачу другим способом» или «как изменится ответ, если. ».
Важнейшую роль в системе Занкова играет фигура учителя. Он должен пользоваться безусловным авторитетом в классе, быть чутким, внимательным и уметь задействовать сильные стороны каждого ученика.
В системе Занкова большое внимание уделяется внеклассной работе. Программа подразумевает регулярные походы в театры, музеи, библиотеки и даже занятия на открытом воздухе.
Плюсы и минусы системы Л.В. Занкова
В 1996 году система Л.В. Занкова была признана Федеральным государственным стандартом образования (ФГОС). С 1996 по 2014 годы по ней обучалось 13% российских младшеклассников.
За 14 лет применения у дидактической системы Занкова появилось много сторонников среди учителей и родителей. Несмотря на то что в 2014 году систему исключили из рекомендаций ФГОС, некоторые преподаватели продолжают пользоваться программой Занкова. Согласно их отзывам, система Леонида Владимировича имеет ряд весомых преимуществ:
Однако министерство образования решило отказаться от системы обучения Занкова, и тому есть свои причины:
Кому подходит система Занкова
Развивающая система Л.В. Занкова даёт школьнику быстрый и мощный старт, учит нестандартно мыслить и самостоятельно находить решения. Она подойдёт сообразительным, любознательным и амбициозным детям.
При этом обучение потребует не только максимальной отдачи от ребёнка, но и вовлечённости родителей. Ведь если в школе к поиску ответа на трудный вопрос ребёнка подталкивает учитель, дома эту задачу придётся выполнять маме и папе.
Поэтому систему Занкова стоит выбирать, если родители готовы вместе с ребёнком поломать голову над домашкой час–другой.
Научно-методический центр Занкова продолжает разработку программы средней школы, а поклонники системы отправляют в Минобрнауки петиции о возвращении ей федерального статуса. Но пока система Занкова исключена из ФГОС, обучение по ней в государственных школах не ведётся. В настоящее время она применяется только в частных школах и преподавателями-энтузиастами на дому.
УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Образование как социальное явление полностью зависит от общества в тот или иной исторический период. Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности обучаемых, что абсолютно совпадает с целью обучения, сформулированной Л.В.Занковым: достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья. Система развивающего обучения Занкова – это целостная система, направленная на развитие личности. Основана она на своих дидактических принципах:
Разработана методика обучения, сформирован учебно-методический комплект. Всё это является условиями достижения планируемых результатов: личностных, предметных и метапредметных. Разработаны программы по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству, музыке и др. в полном соответствии ФГОС. Содержание нацелено на создание условий для личностного развития ребёнка, для развития умения учиться, для усвоения предметных умений. Содержание образования на начальной ступени обучения реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие (интегрированное содержание), деятельностного подхода, индивидуализации обучения.
Особенность учебно-методического комплекта по программе развивающего обучения Занкова – освоение основного, базового содержания осуществляется системно, в три этапа:
Например, материал курса «Окружающий мир» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) выстроен таким образом, что перед школьниками постепенно раскрываются многочисленные связи между знаниями о развитии Земли, о её природе, об общественно-культурной жизни человека в определённые исторические периоды. Вначале учащиеся исследуют только связи между объектами неживой природы, затем внутри живой и между живой и неживой природой, а затем переходят к изучению особенностей жизни человека в различных природных условиях, к разговору о формировании его взглядов и идей в разное историческое время. Построенный таким образом курс становится основой для дальнейшего изучения физики, географии, биологии, истории. Другой особенностью курса является то, что он предполагает одновременное обращение к уже приобретённым знаниям, к знаниям, изучаемым в данный момент, а также к тем, которые предстоит приобрести.
Автор программы по обучению грамоте – Н.В.Нечаева. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи. В процессе обучения грамоте ребёнок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых и внеязыковых средств. Курс обучения грамоте не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и письма, он ориентирован и на успешную адаптацию каждого ребёнка к новым условиям жизнедеятельности, на формирование универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности. Кроме Азбуки, комплект включает тетради по письму, тетради по чтению и рабочую тетрадь «Звуки и буквы». Тетради по письму (авторы Н.В.Нечаева, Н.К.Булычева) содержат образцы букв и их элементов, которые рассчитаны на праворуких и леворуких детей. В ходе обучения письму первоклассники на непреднамеренном уровне готовятся к изучению систематического курса русского языка: здесь есть упражнения для наблюдений грамматических и смысловых особенностей слов и предложений. В комплект входят также тетради по чтению (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец). Они содержат игровые и проблемные задания, весёлые тексты, красочные иллюстрации. Тетради помогают первоклассникам расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить знания об окружающем мире. Наличие страниц с наклейками вносит разнообразие в процесс усвоения материала, является дополнительным фактом мотивации учебной деятельности. Рабочая тетрадь «Звуки и буквы:Учусь грамоте» (автор О.А.Мельникова) в ненавязчивой форме помогает ребёнку освоить трудные для этого возраста темы. Особенность этой тетради состоит в том, что первоклассник тренируется в игровой форме, выполняя разные по форме и уровню трудности задания, в основе которых лежит звукобуквенный анализ; материал тетради даёт возможность и для лексической работы. Методическое сопровождение курса включает в себя методические рекомендации и поурочно-тематическое планирование. В пособии раскрываются возможности реализации требований ФГОС средствами курса русского языка, представлены планируемые результаты освоения УУД по каждой теме, подробно показаны достигаемые предметные результаты каждого урока и возможные виды деятельности.
Целью программы по русскому языку (автор Н.В.Нечаева) является воспитание грамотных носителей родного языка. Основная задача: развитие речи школьников в ходе освоения системы русского языка. Курс построен на коммуникативной основе. В УМК по русскому языку, кроме учебников, входят рабочие тетради. Тетрадь для 1 класса «Звуки и буквы. Учусь русскому языку» (автор О.А.Мельникова) помогает ребёнку освоить программные темы курса (различение мягких – твёрдых согласных, употребление мягкого знака и йотированных букв, правописание имён собственных и др.). Рабочие тетради для 2 класса в 4 частях (автор С.Г.Яковлева) составлены в полном соответствии с содержанием учебника, что позволяет учителю использовать их как для самостоятельной работы учащихся в классе и дома, для фронтальной работы, так и в качестве контрольного (проверочного) материала. Задания тетрадей способствуют закреплению знаний и осознанию их взаимосвязи, включают детей в поисковую деятельность. Пособие «Игрослов. Русский язык. Строгие правила в занимательной форме» (автор С.М.Белорусец) поможет ученикам начальных классов освоить орфографические правила. Автор интересно и разнообразно подаёт материал, отвечающий всем требованиям развивающей методики. Книга позволяет разнообразить работу на уроках. Курс обеспечен методическими рекомендациями и поурочно-тематическим планированием.
Содержание курса «Литературное чтение» соответствует концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На специфическом материале учебников по литературному чтению с первого по четвертый класс обеспечивается достижение общих целей начального общего образования, заявленных в стандарте. Интеграция предметных областей обеспечивает формирование целостной картины мира и становится основой развития способности к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся. Например, обращение к «Картинной галерее» позволяет рассматривать обсуждаемые эстетические и этические проблемы на материале другого вида искусства, с иной позиции. Актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Программа курса «Литературное чтение» представлена завершенной линией учебников для 1 – 4 классов.
К учебникам подготовлены хрестоматии. Система работы раскрывается в методических пособиях для учителя. Работа по данному курсу обеспечивается следующими пособиями учебно-методического комплекта:
1) Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебники для 1 – 4 класса.
2 Хрестоматия по литературному чтению. 1 – 4 класс/Автор-составитель В.Ю. Свиридова.
Курс математики, являясь частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. В нем отражена идея деятельностного подхода, предусмотрена работа по формированию универсальных учебных умений, таких, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выдвигать гипотезы и проверять их истинность, выявлять закономерности и т.д. Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС 2009 г. и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:
Важнейшей особенностью структуры учебника является ориентация на самостоятельное добывание знаний самими учащимися. Следующей важной особенностью учебника является преобладание заданий, требующих использования словесно-образного и словесно-логического уровней мышления, над заданиями, требующими наглядно-действенного и наглядно-образного уровней, хотя последние также активно используются в случаях, когда этого требует специфика изучаемого вопроса или особенности учеников, с которыми работает учитель. В УМК по курсу математика, кроме учебника, входят также 4 рабочие тетради (авторы Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, под редакцией И.И. Аргинской), основная функция которых – способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков, заложенных в учебнике, и продвижению детей в развитии.
Одним из направлений ФГОС является внеурочная деятельность, которая в системе Занкова представлена по направлениям с разработанным учебно-методическим комплектом.
Спортивно-оздоровительное направление представлено «Уроками здоровья» (автор И.П.Товпинец) и «Удивительные приключения Ани в стране ознобышей» (автор Т.В.Смирнова). В пособиях предлагаются детям тексты для чтения, вопросы и задания, материалы для самопроверки, полезные странички. Задания направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них способности заботиться о собственном здоровье.
Организовать исследовательскую деятельность учащихся поможет учебник-тетрадь «Я – исследователь» (автор А.И.Савенков). Пособие «Методика исследовательского обучения младших школьников» (автор А.И.Савенков) включает описание методических приёмов и эффективных форм организации исследовательской деятельности.
В неразрывном единстве, целенаправленно и систематически, средствами разных предметных курсов, а также курса «Я – гражданин России» (автор Н.Я.Чутко) решается проблема духовно-нравственного воспитания учащихся.
Проанализировав весь УМК убеждаешься, что за период обучения в начальной школе ученики, обучающиеся по системе Л.В.Занкова, приобретут первичные навыки работы с информацией. У них будет возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения на основе полученной информации, принимать её или подвергать сомнению, перепроверке. Все предлагаемые в УМК задания многогранны, они позволяют работать и на формирование предметных навыков и универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями Стандарта.
Система Л.В. Занкова
Обеспечивает удобство и качество работы за счёт:
Гарантирует успешность, так как:
Даёт возможность видеть:
ВУЗАМ, СУЗАМ, ИПК, ШКОЛАМ
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, то есть обладающие способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901 – 1977).
Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.
В настоящее время цель педагогической системы, разработанной под руководством Л.В. Занкова, полностью соответствует государственной политике в области образования, которая предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей» и ставит задачу построения личностно-ориентированного развивающего обучения.
Целостность дидактической системы Л.В. Занкова обеспечивается благодаря взаимодействию всех ее частей, нацеленных на достижение оптимального общего развития каждого ребенка:
формы организации обучения;
система изучения успешности обучения и развития школьников, сравнительное изучение результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня.
Каждый из учебно-методических комплектов по учебным предметам сочетает в единстве признаки дидактической системы и частной методики. Являясь частью образовательной системы, каждый учебный курс несет в себе ее характерные черты. Сохраняя свою специфику, он своими средствами способствует общему развитию каждого ребенка.
Отбор и структурирование содержания учебников, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями, что позволяет выпускникам начальной школы достигать высоких результатов обучения на следующих ступенях образования.
Основные отдаленные результаты действия системы – высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями; дополнительные данные – высокие показатели результатов внутришкольного и внешнего мониторинга контроля качества образования, показатели по участникам и победителям в олимпиадах.
Интенсив-семинар «Современный первоклассник. Что это значит и как помочь ему учиться»
Конкурс
С 15 мая по 15 ноября 2021 г. приглашаем учителей и учеников к участию во всероссийском конкурсе
Цели конкурса:
• поддержка творчества педагогов и детей;
• обмен педагогическим опытом учителей, работающих по системе Л.В. Занкова;
• реализация идей системы Л.В. Занкова в практике школы.
Михаил Богуславский: «Реформатор начального образования» («Учительская газета»)
«Юбилей – это повод оглянуться назад, осмыслить и обобщить пройденный путь, тем более когда речь идет о знаменитом человеке, которому в 2021 году исполняется 120 лет. Леонид Владимирович Занков – выдающийся психолог, дефектолог, замечательный педагог, гуманист. Он вошел в историю отечественного и мирового образования как автор продуктивной системы обучения, успешно применяющейся в практике начального образования и в настоящее время. Внешне представляется, что результаты научно-педагогической деятельности Леонида Владимировича еще при его жизни были в достаточной мере признаны. Доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН СССР, был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, несколькими медалями, имел почетное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР». Но на самом деле его научная судьба изобиловала драматичными обстоятельствами.»
Размышления Александра Григорьевича Асмолова о том, как становление системы Л.В. Занкова повлияло на развитие российского образования, о вкладе ученого в развитие педагогической науки и о том, почему Л.В. Занков «…стал Штирлицем в педагогике».
Приглашаем принять участие в V слёте учителей, работающих по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Приглашаем принять участие в слете в режиме онлайн учителей, методистов из других регионов России. Для онлайн-участия нужно сделать запись выступления в соответствии с приложениями и отправить на адрес электронной почты raitskaya@kipk.ru с пометкой «Слет».
В рамках Слета состоится выступление профессора Наталии Васильевны Нечаевой, которая в пятидесятые годы прошлого века являлась членом команды Лаборатории Л.В. Занкова, проводившей исследование и построение новой дидактической системы в нашей стране. Н.В.Нечаева является автором «Азбуки» и линии учебников по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Во время Слета планируется демонстрация лучшего опыта практики реализации системы Л.В. Занкова в форме:
— ТВОРЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ точных, гуманитарных, естественно-научных, технических и художественно-эстетических наук;
— ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
К участию в Слете приглашаются учителя начальных классов и учителя-предметники, которые:
— работают в настоящее время по системе Л.В. Занкова в образовательных организациях Красноярского края;
— ранее работали по системе Л.В. Занкова в любой период своей профессиональной деятельности;
— в настоящее время интересуются системой Л.В. Занкова;
— студенты педагогических колледжей и вузов.
Регистрация на слет по ссылке https://goo-gl.ru/lFjdN или
Начало слета: 23 апреля в 10:00.
Место проведения (ОЧНО): ККИПК, ул. А.Матросова, 19, актовый зал.
Участие бесплатное. По окончании слета выступающие и участники получат сертификат.
Для участия в слете необходимо оформить заявку на проведение любой формы предъявления опыта в лабораториях (Приложение 1), презентацию опыта команды педагогов, реализующих систему Л.В. Занкова (Приложение 2), описание лучшей практики в достижении образовательных результатов из собственного опыта (Приложение 3).
С программой проведения слета можно ознакомиться на странице кафедры начального образования (www.kipk.ru, Кафедры → КНО → «Анонсы») и в профессиональном сетевом методическом объединении учителей начальных классов (www.kipk.ru → Быстрые ссылки → Дистанционное обучение Красноярья → Сетевые объединения → Профессиональное СМО учителей начальных классов → Развивающее обучение Л.В. Занкова https://dl.kipk.ru/course/view.php?id=594)
Документы
Статьи
Кандидат педагогических наук, доцент, автор курсов и УМК по обучению грамоте и русскому языку. 27 лет работала в лаборатории обучения и развития Института теории и истории педагогики АПН ССР младшим и старшим научным сотрудником. Последние 27 лет является научным руководителем Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова. Более 200 печатных работ.
| Яковлева Светлана Геннадьевна Соавтор УМК по русскому языку для 3-4 классов. Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования Института стратегии и развития образования РАО, разработчик ФГОС НОО (система оценивания, достижение планируемых результатов), разработчик материалов для мониторинга PISA по креативности. Под научной редакцией выпущено большое количество учебных пособий по системе Л.В. Занкова. Более 150 печатных работ. |
Авторская мастерская |
| Свиридова Виктория Юрьевна Филолог. Кандидат педагогических наук. Педагогический стаж – 33 года. Творческая и научная деятельность посвящены разработке и продвижению идей развивающего обучения в практику образования. На основе педагогической и научно-исследовательской работы созданы УМК «Литературное чтение» (1 – 4) и авторский курс «Литература» (5- 7), ряд учебно-методических пособий. |
Авторская мастерская |
| Кормишина Светлана Николаевна Один из авторов курса математики начальной школы в системе Л.В.Занкова. Автор пособий «Геометрия вокруг нас» (2-3 классы) и «Волшебные точки» (1-4 классы) для младших школьников. В течение 18 лет преподавала математику в школе. Работала на кафедре методики математики и геометрии Самарского педагогического университета. Являлась старшим научным сотрудником лаборатории новых образовательных технологий СИПКРО. |
Авторская мастерская |
| Дмитриева Нинель Яковлевна Автор курса и УМК по окружающему миру. 25 лет работала научным сотрудником в лаборатории обучения и развития Института теории истории педагогики АПН ССР. |
Авторская мастерская |
| Ашикова Светлана Геннадьевна Автор курса «Изобразительное искусство» |
Авторская мастерская |
| Цирулик Наталья Александровна Кандидат педагогических наук, автор программы развивающего обучения по системе Л.В. Занкова по предмету «Технология» для начальной школы. Автор и руководитель коллектива, разработавшего учебники и тетради для практических работ по данному предмету для 1-4 классов. Имеет многолетний опыт работы в начальной школе, более 20 лет являлась научным сотрудником институтов РАО, более 15 лет – преподавателем в сфере подготовки и переподготовки учителей начальных классов. |
Авторская мастерская |
| Цирулик Галина Эрнстовна Педагог, психолог. Соавтор учебника по системе развивающего обучения Л.В. Занкова «Технология» для 4 кл., тетрадей для практических работ для 1-4 кл. Имеет многолетний опыт проведения развивающих занятий с детьми разного возраста. |
Авторская мастерская |
| Проснякова Татьяна Николаевна Соавтор курса «Технология» (1 и 2 классы) и автор многих рабочих тетрадей и пособий издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», руководитель сайта «Страна мастеров», методист Центра Педагогического Мастерства г. Москвы. |
Авторская мастерская |
| Нагель Ольга Ивановна Кандидат педагогических наук, доцент. Более 20 лет работала преподавателем в сфере повышения квалификации и переподготовки работников образования. Автор учебных и методических пособий по технологии для начальной и основной школы. Один из авторов учебника по технологии для 4 класса, реализующего программу Н.А. Цирулик «Технология» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. |
Авторская мастерская |
| Хлебникова (Тимофеева) София Ивановна Соавтор и иллюстратор учебников и тетрадей по технологии в системе Л.В. Занкова. Художник-декоратор, флорист, преподаватель. Многолетний опыт работы в детских творческих центрах г. Москвы и г. Риги.
|