б ф скиннер программированное обучение

Программируемое обучение по Б. Ф. Скиннеру

В 1954 году Буррус Фредерик Скиннер, известный бихевиорист, разработавший парадигму оперантной обусловленности, начал разрабатывать «обучающую машину», которая могла бы способствовать обучению более эффективно, чем традиционные методы обучения, которые автор считал неэффективными и подвергались критике. с замечательным успехом.

Таким образом Скиннер создал запрограммированный метод обучения, основанный на оперантной обусловленности это имело бы большое влияние на образовательный контекст второй половины 20-го века. В этой статье мы объясним, из чего конкретно состоит программируемое учение Скиннера.

Скиннер критикует традиционное обучение

Скиннер думал, что традиционное обучение основывалось на превышении наказания ; в оперативном плане он утверждал, что поведение учеников в классе контролировалось в основном с помощью отвращающих стимулов. Это означает, что дети научились действовать таким образом, чтобы избежать плохих оценок, критики со стороны взрослых или дразнить одноклассников.

Кроме того, по словам этого автора, в тех редких случаях, когда ученикам вводили подкрепление, это обычно происходило с большой задержкой в ​​отношении выполнения соответствующих ответов. Еще один из основных принципов оперантной обусловленности заключается в том, что подкрепление наиболее эффективно, когда оно появляется сразу после поведения.

Принципы программирования обучения

Метод Скиннера, пожалуй, самый известный в области программируемого обучения; однако, это не единственный, который существует.

Он характеризуется своей линейностью, поскольку следует фиксированной последовательности содержимого (что отличает его от разветвленного программирования Краудера), а также его четыре основных принципа.

1. Установление четких целей

В отличие от многих преобладающих методов обучения того времени, программируемое обучение Скиннера придавало большое значение установлению целей образовательной программы, которая должна быть разработана. Таким образом, можно было оптимизировать задачи и представление содержимого в соответствии с различными аспектами, главным образом сложностью.

2. Отдел образовательного контента

В методе Скиннера последовательно делаются учебные материалы: сначала программы разделены на модули, а они на фреймы или фреймы с конкретным содержанием. Как мы увидим в следующем разделе, обучение проводилось посредством линейной последовательности текстов (или других типов материалов) и упражнений по оценке.

3. Увеличение сложности обучения

4. Активное участие студентов

Скиннерские обучающие машины

Обучение через эти машины состояло из программы подкрепления, типичной для поведенческого руководства.Мы говорим, что он носил линейный характер, потому что тексты и упражнения были представлены в определенной последовательности, определяемой главным образом сложностью сегментов материала, которые студенты должны были изучить.

Когда ученик правильно реагирует на упражнение по оценке определенного содержания, он переходит к следующему кадру и, возможно, получает другой тип подкрепления. Если это не помогло, вы можете вернуться к учебному материалу, пока не добьетесь успеха и продолжите программу обучения.

Б. Ф. Скиннер об образовании (November 2021).

Источник

Теория программированного обучения Б. Ф. Скиннера

Принцип информативности: ученику должна сообщаться новая информация, так как без этого вообще нет никакого обучения.

Принцип операционности: в обучении должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации.

Принцип обратной связи: в учебном процессе должна существовать регулярная коррекция действий учащегося.

Принцип дозирования учебного материала: учебная информация должна подаваться не сплошным потоком, а отдельными дозами – кадрами.

Помимо этого программированное обучение включает: а) шаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала; в состав шага включаются три взаимосвязанных звена – информация, операция обратной связи и контроль; б) индивидуальный темп и управление в обучении; в) использование технических средств обучения.

Алгоритмическое обучение, так же как и ПО, строится на кибернетическом подходе и определяет дидактический процесс как последовательное применение общих схем (алгоритмов) усвоения знаний: 1) выделение условий, необходимых для осуществления учебных действий; 2) выделение самих учебных действий; 3) определение способа обратной связи (в первую очередь между обучающимися и результатами их учебных действий).

К числу ограничений программированного и алгоритмического видов обучения относится недостаточное стимулирование творческих процессов.

Гештальтпсихологическая теория обучения

Термин «гештальт» (образ, целостная форма, структура) был введен представителями немецкой гештальтпсихологии (М. Вертхеймер, В. Келер, К. Коффка), основанной на целостности восприятия мира, его предметов (гештальтов), а не на изолированных стимулах. Следуя этому, сторонники гештальта пытались применить свою теорию восприятия к научению. Они выдвинули ряд принципов восприятия, имеющих прямое отношение к вопросам научения и памяти.

Принцип завершения-, мы стремимся к завершению незавершенного опыта, например, если человек смотрит на линию круга, который не завершен, он мысленно завершает его и реагирует на фигуру как на замкнутый круг.

Принцип понимания (инсайта): научающийся обдумывает все составные части, необходимые для решения проблемы, и складывает их вместе (когнитивно) разными способами до тех пор, пока проблема не будет решена. Если решение приходит, то оно приходит неожиданно, т.е. индивид настигает инсайт (от англ. insight – проникновение в суть) относительно решения проблемы. Принцип инсайта занимает ведущее место в теории гештальтнаучения.

Важным моментом в данной теории является и то, что в отличие от бихевиористов научение путем проб и ошибок имеет когнитивный, а не поведенческий характер. Сообразно этому индивид выдвигает ряд «гипотез» относительно того, как можно решить проблему. Данная теория описывает научение через призму «понимания», «значения» и «систематизации», т.е. тех понятий, которые звучали бессмыслицей для исследователей бихевиористов.

Источник

Программированное обучение по Б. Ф. Скиннера

В результате этого были сформулированы следующие принципы построения обучающих программ.

Принцип информативности. Его суть в том, что ученику должна сообщаться новая информация, так как без этого вообще нет никакого процесса обучения.

Принцип операционности. Суть в том, что в обучении должна присутствовать активная деятельность обучающихся, которая связана с преобразованием приобретённой информации.

Принцип обратной связи. В учебном процессе должна присутствовать регулярная коррекция действий учащегося.

Кроме этого программированное обучение включает в себя:

Алгоритмическое обучение, подобно программированному обучению базируется на кибернетическом подходе и определяет дидактический процесс как последовательное применение общих алгоритмов или схем усвоения знаний:

К числу ограничений программированного и алгоритмического видов обучения относится недостаточное стимулирование творческих процессов.

В отечественной науке теоретические аспекты программированного обучения изучались и внедрялись в практику в 70-х гг. 20 в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Н. Ф. Талызина.

В отечественном варианте данный тип обучения основывается на так называемой теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и теории кибернетики. Осуществление программированного обучения предполагает выделение по каждому изучаемому учебному предмету специфических и логических приемов мышления, указания рациональных способов познавательной деятельности в целом. Только после этого можно составить обучающие программы, нацеленные на формирование этих видов познавательной деятельности, а через них и тех знаний, составляющие содержание данного учебного предмета. бихевиоризм педагогический программированный дошкольник

Положительные и отрицательные стороны программированного обучения:

Источник

Теория программированного обучения Б. Ф. Скиннера

Под программированным обучением (ПО) понимается обучение с помощью программированного материала, реализуемое посредством обучающего устройства (обучающей машины или программированного учебника). ПО решает задачу оптимизации управления процессом усвоения знаний и умений. Истоки данной теории связаны с именем одного из ярких представителей бихевиоризма Б. Ф. Скиннера[1]. Следуя формуле поведения «стимул → реакция → продукт» и законам подкрепления, упражнения и готовности, Скиннер в основу программированного обучения положил два требования: 1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю; 2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся. Вследствие этого были предложены следующие принципы построения обучающих программ.

Принцип информативности: ученику должна сообщаться новая информация, так как без этого вообще нет никакого обучения.

Принцип операционности: в обучении должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации.

Принцип обратной связи: в учебном процессе должна существовать регулярная коррекция действий учащегося.

Принцип дозирования учебного материала: учебная информация должна подаваться не сплошным потоком, а отдельными дозами – кадрами.

Помимо этого программированное обучение включает: а) шаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала; в состав шага включаются три взаимосвязанных звена – информация, операция обратной связи и контроль; б) индивидуальный темп и управление в обучении; в) использование технических средств обучения.

Алгоритмическое обучение, так же как и ПО, строится на кибернетическом подходе и определяет дидактический процесс как последовательное применение общих схем (алгоритмов) усвоения знаний: 1) выделение условий, необходимых для осуществления учебных действий; 2) выделение самих учебных действий; 3) определение способа обратной связи (в первую очередь между обучающимися и результатами их учебных действий).

К числу ограничений программированного и алгоритмического видов обучения относится недостаточное стимулирование творческих процессов.

Гештальтпсихологическая теория обучения

Термин «гештальт» (образ, целостная форма, структура) был введен представителями немецкой гештальтпсихологии (М. Вертхеймер, В. Келер, К. Коффка), основанной на целостности восприятия мира, его предметов (гештальтов), а не на изолированных стимулах. Следуя этому, сторонники гештальта пытались применить свою теорию восприятия к научению. Они выдвинули ряд принципов восприятия, имеющих прямое отношение к вопросам научения и памяти.

Принцип завершения-, мы стремимся к завершению незавершенного опыта, например, если человек смотрит на линию круга, который не завершен, он мысленно завершает его и реагирует на фигуру как на замкнутый круг.

Принцип понимания (инсайта): научающийся обдумывает все составные части, необходимые для решения проблемы, и складывает их вместе (когнитивно) разными способами до тех пор, пока проблема не будет решена. Если решение приходит, то оно приходит неожиданно, т.е. индивид настигает инсайт (от англ. insight – проникновение в суть) относительно решения проблемы. Принцип инсайта занимает ведущее место в теории гештальтнаучения.

Важным моментом в данной теории является и то, что в отличие от бихевиористов научение путем проб и ошибок имеет когнитивный, а не поведенческий характер. Сообразно этому индивид выдвигает ряд «гипотез» относительно того, как можно решить проблему. Данная теория описывает научение через призму «понимания», «значения» и «систематизации», т.е. тех понятий, которые звучали бессмыслицей для исследователей бихевиористов.

Когнитивная теория обучения Ж. Пиаже

Она была разработана в Женевской школе генетической психологии Ж. Пиаже и его последователями. В рамках данной теории рассматриваются происхождение и развитие интеллекта у ребенка, а также механизмы детской познавательной деятельности, скрытые за внешней стороной их поведения. Базовыми составляющими выдвинутой Пиаже теории интеллектуального развития ребенка являлись:

Развитие когнитивных структур достигается за счет трансформации конкретных операций в формальные, независимые от физической стимуляции операции, обладающие такой характеристикой, как обратимость, позволяющая однажды сделанное умственное заключение обернуть в исходное, т.е. разложить в уме совершенную операцию на составные части.

Хотя умственное развитие в детском возрасте непрерывно, Пиаже выделил четыре основные стадии интеллектуального развития:

Теория нейролингвистического программирования

Как стройная система нейролингвистическое программирование (НЛП) появилось в США в 1980-х гг. Его создателями являются компьютерный аналитик Джон Гриидер и структурный лингвист Ричард Бендлер. В теоретическом плане НЛП определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. Система НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения. К факторам эффективности НЛП относят, во-первых, его стратегичность, нацеленность на результат; во-вторых, опору на «экологичную» систему убеждений относительно масштабов человеческих возможностей и деятельностной успешности; в-третьих, актуализацию бессознательного потенциала с использованием языка и кодов, доступных и понятных бессознательному.

По мнению разработчиков НЛП, традиционный принцип школьного обучения, заключающийся в «передаче ученикам какого-то объема информации», должен быть изменен на «организацию субъективного опыта для включения механизмов по приему и переработке информации». Для этого с помощью техник НЛП на нейропсихологическом уровне формируются когнитивные схемы, ассоциативно связывающие необходимую учебную информацию с личностно значимыми и эмоционально привлекательными признаками, факторами, словами. В результате возникают нейролингвистические субъективные структуры, которые в зависимости от задействованной модальности могут быть представлены визуальными, слуховыми, кинестетическими образами. Соответственно этому всех людей можно разделить на «визуалов» (зрительный тип), «аудиалов» (слуховой тип), «кинестиков» (двигательный тип), «дигиталов» (мыслительный тип). С точки зрения теории НЛП в процессе обучения необходимо учитывать, к какому типу принадлежит ребенок, и формировать субъективные структуры преимущественно данного типа. Обучение с помощью НЛП могут проводить только специально подготовленные психологи.

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.

Данная теория в психологической практике называется теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Основой усвоения знаний и развития мышления, согласно Гальперину, является действие в уме – умственное действие, формирующееся посредством интериоризации.

В теории Гальперина рассматриваются четыре основные характеристики умственного действия: 1) степень овладения умственным действием; 2) степень его обобщенности; 3) полнота выполняемых операций; 4) мера освоенности. Главными свойствами умственных действий являются осознанность и срочность.

Условия формирования умственных действий включают три подсистемы, обеспечивающие: а) создание ориентировочной основы (схемы) умственного действия; б) приобретение действием нужных (желаемых) свойств; в) интериоризации>, т.е. перенесение первоначально внешнего предметного действия в идеальный план (или действия, производимые в поле восприятия, речевом плане и уме). Следуя этой логике, Гальперин выделил три уровня овладения умственным действием: 1) уровень предметного действия; 2) уровень громкой речи без опоры на предметы; 3) действие в уме. Эти уровни являются обязательными фазами интериоризации, или превращения внешнего действия во внутреннее. Определяя условия, обеспечивающие перенесение внешнего действия во внутренний план, Гальперин выделяет несколько этапов формирования умственного действия.

Первый этап – мотивационный. Он направлен на формирование мотивационной основы действия, адекватной учебным задачам, в виде «внутренней» познавательной мотивации, выражающейся в бескорыстности и увлеченности процессом познания, проявлении личностного смысла на всех этапах формирования умственных действий.

Второй этап: составление схемы ориентировочной основы действия или предварительного представления о задании. Обязательным условием на данном этапе является указание на образец, которому нужно следовать при выполнении задания. Процесс и результат обучения зависят прежде всего от особенностей ориентировки в задании. Это настолько важный момент, что по типу ориентировочной основы действия П. Я. Гальперин судит о типе обучения.

Третий этап: формирование действия в материальной или материализованной форме на базе составленной ориентировочной основы действия.

Четвертый этап: формирование действия в громкой внешней речи. Обучаемый, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане громкой социализированной, т.е. обращенной к педагогу, речи. На этом эта не происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии.

Пятый этап: формирование действия во внешней речи «про себя». Обучаемый использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без произношения (даже без шепота).

Шестой этап: формирование действия во внутренней речи. Учащийся, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется.

Источник

Концепция программированного обучения Фредерика Скиннера

б ф скиннер программированное обучение. Смотреть фото б ф скиннер программированное обучение. Смотреть картинку б ф скиннер программированное обучение. Картинка про б ф скиннер программированное обучение. Фото б ф скиннер программированное обучение

Существует ли способ научить человека новым знаниям, умениям или навыкам, используя в качестве метода как кибернетические принципы, так и техники дрессировки животных? Может ли урок усваиваться в обход сознания, чтобы в дальнейшем стать частью рефлекторного, автоматического поведения? Концепция программированного обучения Фредерика Скинерра предлагает утвердительный ответ на эти вопросы. Ниже вы можете узнать о том, как работает эта методика, какую пользу можно извлечь от ее использования и какие риски несет в себе ее внедрение.

Предисловие

Многообразие теоретических попыток объяснить процессы обучения людей происходит из различий в воззрениях на природу знания и человеческой психики. Физиологический подход является одной из генеральных линий построения базовой аксиоматики педагогической психологии. В ХХ веке данный аксиоматический блок обособляется в предметном поле психологической науки под именем бихевиоризма. Основателем бихевиоризма принято считать Джона Бродеса Уотсона, ставившего перед собой задачу преобразовать психологию соответственно стандартам естественных наук.

Бихевиористская концепция концентрируется вокруг условий существования и внешних стимулов и подвергает сомнению существование осознанного выбора или свободной воли. Среди основных положений бихевиоризма стоит выделить следующие:

Неудивительно, что подобные концепции натолкнулись на обширную критику со стороны самых разных исследователей. Взгляды бихевиористов на сферу человеческой психики в равной степени отвергают и Э. Фромм, и К. Лоренц [2, с. 22; 3, с. 55]. Оба мыслителя обвиняют бихевиористскую теорию в механицизме, дегуманизации и тоталитарном уклоне. Обвинения стоит полагать справедливыми, но лишь до того момента, покуда бихевиоризм рассматривается как целостная и полная теория.

Теория и методология

Утрата оснований для критики бихевиоризма случается тогда, когда бихевиоризм перестает рассматриваться в качестве теории, способной внутри себя объяснить психическую сферу человека и принципы ее работы. Бихевиоризм утрачивает большую часть своих недостатков и, пожалуй, наиболее значимую их часть, когда его теоретическая и методологическая части принимаются в качестве одного из разделов психологии. Раздела, посвященного деятельности, поведению, обучению, и не раздела в целом, а лишь одной из его частей. Стоит полагать, что бихевиористский подход может показать высокие результаты при обучении:

Список не далеко не полон, но из него видно то общее, что свойственно сферам человеческой активности, где допустимо использование программированных методов обучения. Общим тут является сходство видов деятельности с рефлексами и возможность осуществлять эту деятельность автоматически без ущерба для себя и окружающих.

Обучение является одной из наиболее заметных областей, где бихевиористам удалось продемонстрировать экспериментальные подтверждения своих теорий, что выразилось в появлении концепции программированного обучения (КПО). Ее авторство принадлежит Б. Ф. Скиннеру. Сама методика обучения довольно проста и содержательно мало чем отличается от дрессировки: «В общих чертах идея состоит в том, что если человек получает вознаграждение или наказывается за какую-то деятельность, то он. вследствие этого, учится отличать те действия, которые приносят награду, от тех, которые ведут к наказанию (или к отсутствию поощрения). Человек будет затем стремиться к такому поведению, которое вознаграждается, и избегать поведения, которое или наказывается, или не подкрепляется» [5, с. 332].

Методики обучения, предлагаемые Б. Ф. Скиннером, исходят из того, что обучения человека и животного не содержат принципиальных различий, а сам процесс обучения обусловлен внешней средой или средой обитания [1, с. 205-206]. Ключевыми этапами практической реализации методов программированного обучения являются:

1. Подготовительный этап (дробление предмета обучения на простейшие действия);
2. Обучение (поэтапное введение каждого из действий в поведение);
3. Закрепление (стимулирование проявления в поведении требуемых действий).

Обучение, согласно КПО, представляет собой процесс подкрепления воспроизводства требуемых навыков, форм деятельности или активности. Скиннер утверждает, что живой учитель никуда не годится в качестве источника подкреплений и наилучшим решением здесь будет являться технологическое устройство [4, с. 108]. В современных условиях это может быть компьютер и разного рода технологии виртуальной реальности. Использование подобных технологий обучения предполагает наличие стандартизованных решений по предлагаемым учащимся программам. Это позволяет утверждать наличие ряда ограничений на использование КПО там, где применение стандартизованных решений может оказаться недопустимо.

Ограничения программированного метода

КПО существует в рамках бихевиористской теории и потому несет в себе все ее недостатки. Специфика бихевиористской теории, как мы предполагаем, делает абсолютно неприемлемым использование ее методик для обучения любой из форм активности, когда эта активность предполагает предварительное осмысление и некий осознанный выбор. Примером здесь может служить обучение дежурного врача в больнице, которому необходимо принимать экстренных больных. Если врач обучен действовать на рефлекторном уровне, по методам бихевиористов, то он может отказать умирающему ребенку в госпитализации, если у последнего недостает справки или иного документа.

Обучение, реализуемое в рамках бихевиористских подходов, не может применяться для приобретения профессиональных навыков, когда профессия предполагает работу с людьми или принятие решений, способных повлиять на жизнь людей. Это не означает физической невозможности, но лишь указывает на то, что многие из форм активности нельзя прописывать на рефлекторном уровне, ввиду угроз, которые это в себе таит. В качестве примера тут можно привести ситуацию, где директор ТЭЦ отдает распоряжение прекратить подачу тепла неплательщикам, что может повлечь за собой гибель людей. Поступить иначе он не может, — порядок действий у него заложен на рефлекторном уровне при получении экономического образования.

Б. Ф. Скиннер отмечает, что его обучающие подходы показали свою эффективность при обучении взаимодействию или сотрудничеству или коллективной работе [4, с. 104]. На первый взгляд, использование рефлективных механизмов для развития навыков сотрудничества несет в себе только пользу, однако это не так. Развитый на рефлекторном уровне навык сотрудничества будет работать в равной мере и при контактах обученного с коллективом его коллег на работе, и при взаимодействии с преступниками. В последнем случае итог сотрудничества может оказаться фатален и для самого обученного, но коллективистский навык активируется рефлекторно и его работа идет в обход мыслительного процесса или личного выбора. Естественно, что рефлекторный навык по определению преступников стоит также полагать вредным и опасным для общества.

Концепция программированного обучения

Концепция программированного обучения представляет собой весьма эффективную методику, позволяющую привить учащимся полезные навыки, которые будут ими применяться на рефлекторном уровне. Между тем, бездумное внедрение таких методик в образовательный стандарт способно повлечь за собой драматические последствия для общества в целом. Использование стимулов для закрепления усваиваемой информации или поведенческих образцов само по себе является программированием, программированием на стимул или поощрение.

При регулярном применении КПО, у учащихся неизбежно будет формироваться устойчивая связь между верным решением и стимулом. В дальнейшем, воспользоваться этим сможет кто угодно, посредством стимулирования заведомо ошибочных или вредоносных действий, которые в восприятии обученного по программе КПО будут представляться как верные, ввиду наличия привычного для верных решений стимула. Использование КПО стоит полагать возможным, но при условии, что его доля в общем процессе обучения не превышает 20%.

Наибольшего внимания заслуживает перспектива использования КПО как средства выработки навыков принятия самостоятельных или нестандартных решений, способностей к самостоятельному обучению и творческих способностей. Такой алгоритм потребует серьезного переосмысления целей обучения и механизмов подкрепления. В случае успеха, это преобразование позволит обществу его внедрившему продвинуться далеко вперед по лестнице развития.

Список использованных источников

Автор: Герман Лопаткин
аспирант факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского

Публикуется в авторской редакции.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *