бихевиоральный подход к обучению программированное обучение
Что нужно знать онлайн-педагогу о теориях обучения?
Вопрос, связанный с электронным обучением, постепенно перебирается в область философии — дистанционное образование пытается повернуть теоретиков и практиков в сторону новой педагогической концепции, формируются дисциплины для систематизации образовательного процесса.
Одной из таких дисциплин является педагогический дизайн — технология создания обучающих ситуаций и среды, которые стимулируют получение знаний и навыков.
Это технология с использованием известных и проверенных подходов к обучению, которые делают познавательный процесс более эффективным и привлекательным. Сегодня мы вместе с Михаилом Бухтояровым, доцентом Сибирского федерального университета, кандидатом философских наук, поговорим о том, как классические образовательные теории реализуются в педагогическом дизайне.
Процесс обучения, согласно этой теории, заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями, а также в упрочении этих связей. В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией указываются закон эффекта, закон повторяемости и закон готовности.
Бихевиористский подход реализуется в педагогическом дизайне через тренажеры; программированное обучение и геймификацию; контролируемость среды; анализ, оценку поведения и сравнение с образцом.
Таксономия целей Блума помогает педагогу правильно определять задачи обучения. Это не просто получение знаний, это анализ информации, сопоставление и выводы.
В педагогическом дизайне когнитивная концепция обучения реализуется через разнообразный контент, использование языка, визуализацию (схемы, иллюстрации); решение задач, опору на мышление; индивидуализацию, оценку результата, рефлексию.
В педагогическом дизайне реализуется через общение, построение сообществ и баз знаний; открытость среды, незавершенность, разнообразие средств; проектную деятельность, самоанализ; анализ, оценку процесса деятельности и ее результатов, сохранение результатов, рефлексивность.
Определение «Массовые открытые онлайн-курсы» пришло как раз из коннективизма. Согласно теории, знания не являются чем-то свойственным для отдельного человека. Знание — это то, что находится вовне. Оно не внутри, оно во взаимодействии, оно распределяется по информационной сети и хранится в цифровом формате.
Коннективизм выделяет два важных момента, которые способствуют обучению: способность искать текущую информацию и способность фильтровать вторичную и лишнюю информацию. Таким образом, процесс получения знания становится более важной частью, чем само знание.
В педагогическом дизайне, как и конструктивистский подход, реализуется через общение, построение сообществ и баз знаний; открытость среды, незавершенность, разнообразие средств; проектную деятельность, самоанализ; анализ, оценку процесса деятельности и ее результатов, сохранение результатов, рефлексивность.
Важно понимать, что перечисленные теории не противоречат друг другу — они наслаиваются и дополняют. Классические теории (бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм) не могут отвечать всем задачам онлайн-обучения, а коннективизм не имеет законченных форм — знания, которое можно взять и передать. Именно поэтому современному педагогу необходимо разбираться во всех образовательных теориях и уметь кастомизировать их под свой курс обучения.
Узнайте больше о создании авторских курсов на платформе «Юрайт».
Бихевиоральный подход к обучению программированное обучение
11.Бихевиористские подходы к учению.
Бихевиористские теории учения (законы Торндайка, «Оперантное научение» Скиннера).
Бихевиористский подход в психологии возник в конце 19 века в области теории учения, а в начале 20 века был провозглашен как общепсихологический и долго был ведущим течением в психологии. В 60-х гг. Б.Ф.Скиннер (представитель необихевиоризма) сделал попытку внедрить бихевиористскую теорию научения в практику образования, заложив одно из направлений программированного обучения.
Бихевиористские теории учения (от английского слова behavior – поведение) характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только воздействия (стимулы), которые оказываются наобучаемого, и его ответные реакции на эти воздействия. Предметом изучения было сделано поведение. Но поведение, «очищенное» от психики, сведенное к совокупности движений. Движения, разумеется, участвуют в поведении, но последнее не может быть сведено к ним. Больше того, собственно поведение часто состоит в том, чтобы не производить никаких движений. Не случайно это направление заслужило название «психология без психики».
Вторая особенность бихевиористской теории учения – биологизм. Сторонники этой теории не видят качественного отличия поведения человека от поведения животных. Так, основоположник бихевиористской теории учения Э. Торндайк пишет: «Развитие животного мира в этом отношении состоит в количественном росте и количественном усложнении того же самого процесса связи между ситуацией и ответной реакцией, присущего всем позвоночным и даже низшим животным, начиная хотя бы с миног и кончая самим человеком». Он считает, что основные характеристики учения «удивительным образом одинаковы почти на всей лестнице развития мира животных». В силу этого бихевиористы проводили свои исследования в области педагогической психологии в основном на животных.
Настоящим отцом бихевиоризма считается Дж. Уотсон, который в1913 г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением. Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией (знаменитоеS –>R). То, что психологи прежде называли «сознанием», также является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).
Процесс учения, согласно этой теории, заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями, а также в упрочении этих связей.
Авторы этой концепции рассматривают обучение человека аналогично дрессуре животного. Животное в процессе дрессуры овладевает некоторым репертуаром поведения, создающим иллюзию разумности. В действительности же это чисто механистичное поведение, несколько расширяющее его природный бессознательный инстинкт. Это поведение известный российский физиолог И. П. Павлов назвал условным рефлексом. Образуется этот рефлекс по очень простой формуле:
S – >R – стимул – реакция
или более сложной:
стимул – реакция – подкрепление
В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости) и закон готовности.
Закон эффекта. Эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный эффект образовавшейся связи заключается в том, что возникает состояние удовлетворения; эффект удовлетворения действует непосредственно на образовавшуюся связь, приводя к ее закреплению. Наоборот, переживание разочарования, неуспеха (отрицательный эффект) действует разрушающе на образовавшуюся связь, приводит к ее уничтожению.
Закон упражняемости заключается в том, что чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочней будет связь.
Закон готовности указывает на зависимость скорости образования связи от соответствия ее наличному состоянию субъекта. Так, у голодного голубя быстрей, чем у сытого, образуется связь между определенным цветом пятна и возможностью склевывания с него зерна: зерна на пятнах другого цвета крепко приклеены.
Итак, факторами любого учения являются:
Все перечисленные факторы являются лишь способствующими или неспособствующими учению, кроме подкрепления, которое является необходимым условием учения и без которого учение состояться не может.
Торндайк не различал усвоение конкретных знаний и умений и усвоение более общих познавательных операций. Он все сводил к первому и основным источником приобретения любого опыта считал обучение.
Структура учения по Скиннеру (программированное обучение):
1) фаза получения знания (понятия, правила, примеры),
2) фаза выполнения задания на применение знания,
3) фаза получения подкрепления.
В начале 1930-х гг. появились первые попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Э. Толмен пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных», в качестве которых предложил рассматривать намерения, ожидания и знания. Таким образом, поведение в целом трактовалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний – прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение.
Толмен также ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Наличие «когнитивных карт» было показано на примере поведения животных. Крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение. Другими словами, она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели ее к успеху (например, направо – налево – налево – направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта.
Толмен описывал научение как изменение внутренних образов, знаков ситуации (когнитивные карты, планы, ожидания), составляющих механизм регуляции поведения на молярных уровнях, в отличие от молекулярных уровней поведения – мышечных, секреторных, нервных процессов, простых реакций.
Учение как приобретение новых планов, когнитивных карт поведения, осуществляется в проблемных ситуациях систематическим (когда предыдущий опыт знания субъекта позволяет выдвигать гипотезы о возможном направлении действия или хаотическим (когда прошлый опыт ограничен и совершенно не соответствует данной ситуации) образом.
Этим определяются и фазы учения:
1) столкновение с ситуацией,
2) выдвижение гипотез,
3) реализация гипотез,
4) получение подтверждения.
Основным фактором научения является подтверждение гипотезы, подтверждение правильности плана, а не подкрепление. Точнее, подкрепление «срабатывает» потому, что дает подтверждение, а не удовлетворение потребности.
Если подтверждение гипотезы происходит независимо от подкрепления, то имеет место и научение без подкрепления. Мотивация важна для учения, т.к. она важна для выполнения действий.
Таким образом, дополнения Толмена значительно усложнили бихевиоризм и позволили его представителям анализировать более широкий круг явлений. Попытки построить все обучение на базе бихевиоризма оказались безуспешными, так как только небольшой объем человеческого опыта (в основном его психомоторный компонент) можно формировать таким путем. При попытках формирования осознанного и разумного поведения без ущерба для развития других интеллектуальных компонент структуры личности: логического, лингвистического, аналитического, синтезирующего, наконец, социального и морального обойтись не удается.
Бихевиоризм и программируемое обучение
Бихевиоризм– второе большое направление американской психологии, возникшее на рубеже XIX-XX вв. Предметом изучения психологии бихевиористы считали поведение. Отрицая сознание как предмет научного исследования, пионеры этого направления сводили психику к различным формам поведения, которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Родоначальником поведенческой психологии считается Эдуард Торндайк (1874-1949). Им было описано научение методом проб и ошибок. Торндайк сформулировал в 1898 г. «закон эффекта», из которого следовало, что действия, не ведущие к достижению цели, от пробы к пробе сокращаются и тормозятся; если же предыдущая попытка была эффективна (вела к цели), то новая становится более эффективной. На основе «закона эффекта» строится «кривая научения». Торндайком при моделировании поведения были выявлены и другие закономерности научения: закон упражнения, предполагающий пропорциональную зависимость реакции на ситуацию с частотой повторения связи со стимулом и ее силой; закон готовности: упражнения меняют, усиливают готовность организма к проведению нервных импульсов; закон ассоциативного сдвига: если при одновременном действии раздражителей одни из них вызывает реакцию, то и другие приобретают способность вызывать ту же реакцию.
На основе своих экспериментальных исследований Торндайк предложил новую систему обучения в школе того времени. Он трактовал все стороны психики учащегося как реакции его поведения на известные стимулы, сводил воспитательный процесс к видоизменению прирожденных и выработке приобретаемых в процессе накопления опыта реакций. Воспитание адресуется от учителя к учащемуся, оставаясь при этом глубоко индивидуальным. Их отношения подобны дуэту, но ведущая партия отдана учителю. Он остается высшей инстанцией, источником света и поучения.
Теоретическим лидером и одним из основоположников бихевиоризма как самостоятельного направления в психологии является Джон Б. Уотсон (1878-1958). Им был введен термин «бихевиоризм», в монографии «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) отражены основные идеи и задачи этого направления. Психология, с бихевиористической точки зрения, есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки. С отказом от состояний сознания как самостоятельных объектов исследования, по мнению бихевиористов, уничтожался барьер, который существовал между психологией и другими науками. Дж. Уотсон считал, что «с точки зрения бихевиориста, подлинным предметом психологии [человека] является поведение человека от рождения до смерти». Основной целью психологии должно быть описание, предсказание и управление поведением, а ее девизом – формула связи единиц поведения: «стимул → реакция» (S→R). Все, что находится между ними, недоступно прямому наблюдению (мозг – «черный ящик»), поэтому не может быть предметом научного исследования. Ведущие методы исследования, используемые бихевиористами, – наблюдение и эксперимент. Активность организма и социальная природа человека игнорировались.
Последовательно и непримиримо защищал постулаты ортодоксального бихевиоризма Бэррис Ф. Скиннер (1904-1990). Он сосредоточил свое внимание на внешних формах поведения. В круг его научных интересов входили проблемы понимания и предсказания поведения человека и животных (хотя исследования он проводил в основном с животными). Личность ученый понимал как сумму поведенческих реакций, каждая из которых основана на предыдущем опыте и генетическом коде.
В отличие от других представителей бихевиоризма того времени, Скиннер в основном уделял внимание процессу, следующему за реакцией животного или человека на внешний стимул. Он назвал этот процесс «оперантным обусловливанием». «Оперантное обусловливание, – писал Скиннер, – это не дергание за ниточки, чтобы человек танцевал, это определенное устройство мира, в котором человек будет делать нечто, что повлияет на мир, а это, в свою очередь, повлияет на самого человека». Исследуя оперантное обусловливание, Скиннер пришел к следующим выводам. Оно чаще всего происходит и поддерживается вне сферы сознания. Действительно, наше индивидуальное восприятие зависит от прошлых восприятий (или традиций, культуры), а также от опыта, которые наслаиваются друг на друга и создают базу для поведения, нередко нами не осознаваемую. Поэтому многие наши решения, а также обусловленные этим поведенческие реакции связаны с неосознаваемым восприятием. Оперантное обусловливание наиболее эффективно тогда, когда элементы неосознанного соединяются с элементами сознательного: неосознанное осознается.
Оперантное обусловливание, по Скиннеру, лежит в основе обучения и воспитания. Поощряя или наказывая, можно сформировать определенный стереотип поведения не только у животных, но и у человека. Подкрепление может быть позитивным или негативным. И те, и другие стимулы формируют и регулируют поведение. Поэтому «все поведение можно расценивать как обусловленное сочетание позитивных и негативных стимулов». У людей это более завуалировано, но суть остается та же. Деньги и пища – основные позитивные подкрепления. Боль, страх, голод – основные негативные подкрепления. У человека мощным стимулом подкрепления является еще и слово. Поэтому к базовым подкреплениям добавляются как позитивные – власть и слава, так и негативные – страх и унижение. Скиннер настаивал, что такие понятия, как «свобода», «достоинство», «творчество», «автономный человек» и др., представляют собой фиктивные явления, которыми пользуются люди, когда не понимают истинных причин своего или чужого поведения. В качестве примера он ссылается на объяснения человеком своих действий, совершенных в постгипнотическом состоянии.
Работы Скиннера заложили психологические и методологические основы современного программированного обучения. С помощью компьютера обучающемуся предлагается определенное утверждение (стимул), он активно реагирует и дает ответ (реакция). Тут же осуществляется обратная связь: машина дает ответ. Иногда компьютер предлагает несколько ответов, различающихся по степени правильности. В таком случае обратная связь усложняется, но один ответ всегда правильный (см. подробнее главу «Обучение и учение»).
Что касается воспитания, то Скиннера больше всего интересовала проблема перевоспитания. Он полагал, что предпочтительнее модифицировать обстоятельства, в которых находится индивид, чем обвинять и наказывать его за действия, не соответствующее нормам поведения. Исходя из идей о подкреплении при выработке поведенческой реакции, Скиннер говорил: если девиантное (отклоняющееся) поведение не подкреплять, то данная модель должна уйти из опыта человека.
Гештальтпсихология.
Гештальтпсихология и теории обучения
Направление психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в., получило название гештальтпсихологии. Оно не оказало столь мощного влияния на общество, как это было с бихевиоризмом и психоанализом. Однако открытия, сделанные учеными в русле этого направления, почти сразу вошли в золотой фонд практической психологии и педагогики. Родоначальниками данного направления были Вольфганг Кёлер (1887–1967) и Курт Коффка (1886–1941). Позднее их положения развивал Курт Левин(1890–1947) в своей теории поля. В социальной психологии Ф. Хайдер использовал открытия гештальтпсихологии для объяснения межличностного восприятия, а Фритц (Фредерик Соломон) Перлз (1893–1970) применил их в психотерапевтической практике.
Эта школа обозначила предметомсвоих исследованийцелостные структуры психики. Она повлияла на представления об организме как едином целом, неделимом на части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело). Термин «гештальт» (Gestalt) в немецком языке обозначает «образ», «фигура», «форма». Основной принцип гештальтпсихологии заключается в том, что анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку оно определяется не суммой, а взаимодействием и взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть – только часть, и никакого представления о целом не дает. Именно наличие целого образа позволяет мгновенно схватывать отношения в воспринимаемом поле, на основании чего возникает инсайт (англ. insight – догадка, озарение).
В современной гештальтпсихологии термин «гештальт» означает функциональную структуру, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений действительности, которые воспринимаются живым существом. Например, часто актер даже в гриме бывает узнаваем, мы узнаем мелодию, исполненную в разных тональностях и т.д., восприятие не детерминируется механическим суммированием внешних раздражителей, а обладает собственной организацией. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно. Поэтому существуют отношения между «фигурой» и «фоном». Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на передний план, будь то ощущение голода, жажды, образ любимого человека, слово данного текста или боль от гвоздя в ботинке. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими, уходят в «фон». Если человека мучает жажда, то на столе, уставленном яствами, он выделит, как значимую «фигуру», стакан с водой. Когда жажда будет утолена, вероятно, «фигурой» станет другой предмет. Экспериментально этот феномен был доказан гештальтпсихологами при использовании картинок, содержащих двойные изображения.
Открытия гештальтпсихологов имели важные философские следствия. Человек ответственен за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует. Пессимизм и оптимизм – это зачастую то, как мы видим мир, а не то, как он на нас действует.
Человек представляет собой целостное социобиологическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным. Человек представляет собой единое целое и единое целое с окружающей средой. Они – единый гештальт, структурное целое. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду.
Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, – если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться. Этим подходом к социальному поведению гештальтпсихология отличается от бихевиоризма, где главенствующая роль в поведенческих реакциях человека приписывается среде как внешнему стимулу, вызывающему ответную реакцию.
Одно из основных положений гештальтпсихологии заключается в том, что каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой. Полное равновесие соответствует четкой «фигуре» (гештальту); отклонение от равновесия ведет к разрушению «фигуры», размыванию четких границ между нею и фоном.
Зрелым можно считать человека, который умеет осознавать, т.е. фиксировать внимание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении «фигурах». Он завершает свои гештальты, не увлекается фантазированием и интеллектуализированием («умничанием») там, где нужно просто осознать настоящее. Зрелый человек способен жить в полную меру здесь и сейчас.
Гештальпсихология внесла существенный вклад в педагогику, особенно в раздел дидактики. Будучи студенткой Берлинского университета, Б.В. Зейгарник, ученица К. Левина, изучала механизм завершения гештальта у детей. Она обнаружила, что если решение задачи по математике не было завершено за один урок, и ученики к нему возвращались на следующем уроке, то данные этой задачи дети помнили лучше, чем условия других задач, решенных на прошлом уроке. Это явление получило в психологии название «эффект Зейгарник».
Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:41, реферат
Описание работы
Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.
Содержание
I. Вклад бихевиорима в программирование стр.6
II. Вклад Советской и русской школы
в программированное обучение стр.13
III. Практические вопросы программированного обучения стр.15
IV. Линейное программирование стр.17
V.Разветвленное программирование стр.21
VI.Смешанная программа стр.25
Список используемой литературы стр.30
Работа содержит 1 файл
Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке.doc
Образ — это информативный, а план — алгоритмический аспекты организации поведения. Всюду авторы указывают на аналогии этих образований программам счетно-вычислительных машин. Поведение рассматривается как серия движений, а человек — как сложная вычислительная машина. Стратегия плана строится на основе проб, проводимых в условиях, созданных образом.
Проба (test) —это база целостного процесса поведения, с помощью которой выясняется, что операционная фаза (operate) осуществляется правильно. Таким образом, понятие поведения включает идею обратной связи. Каждой операции предшествует проба. Единица поведения описывается по схеме:
Однако авторы не устают подчеркивать, что эти невидимые явления — « промежуточные переменные» — не следует понимать в духе психологических понятий субъективной интроспективной психологии. Трактовка их по аналогии с устройством счетно-вычислительных машин не может быть признана удовлетворительной, потому что в машине образы и планы — это материальные образования, действие которых происходит автоматически, тогда как психика и появляется как необходимое условие выполнения субъектом действия в новых обстоятельствах. Авторы предвидят, что их объяснение может быть оценено как грубые механистические аналогии и гипотезы, но тем не менее считают их достаточно точно отражающими сущность поведения. В целом субъективный бихевиоризм в трактовке поведения остается в рамках механистической бихевиористской методологии и не выходит на действительное объяснение регулирования человеческого поведения.
Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир, некоторые из которых случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции, которые не вызываются стимулами, а выделяются организмом, Скиннер назвал оперантными. Именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении животного.
Образование реакций объясняется в терминах обусловливания в соответствии с двумя формами реакций.
Различаются респондентное и оперантное обусловливание как механизмы, объясняющие возникновение и усиление реакций этих двух типов. При обусловливании респондентного типа реакция, уже существующая в репертуаре животного, связывается с новым раздражителем в силу смежности во времени безусловного и условного стимулов. Это обусловливание типа S.
При описании поведения этого типа Б. Скиннер ссылается на И. П. Павлова, однако трактует его учение об образовании условной связи упрощенно. При оперантном обусловливании новая реакция, например, нажатие на рычаг, не вызывается стимулом: она осуществляется в какой-то определенный момент независимо от определенных обстоятельств и, будучи подкреплена, усиливается в силу временного следования реакции и подкрепления. Это обусловливание типа R. Различие между этими двумя типами обусловливания и соответствующими типам» поведения поднимается Скиннером на принципиальную высоту и доводится до противопоставления условно-рефлекторного и оперантного поведения.
На основе анализа поведения Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».
Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека.
Так возник скиннеровский вариант программированного обучения. В соответствии с его требованиями учебный материал расчленяется на мелкие порции, каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях используются технические средства. Процесс учения индивидуализируется.
Принципиальная ограниченность концепции Б. Скиннера состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом не организуется внутренняя познавательная деятельность учащихся и как следствие обучение теряет свою специфику как сознательный процесс. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Б. Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики. Психические процессы описываются в терминах реакций и подкреплений, а человек — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Культура — литература, живопись, эстрада — оказывается в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выступило в печально нашумевшей книге 1971 году «По ту сторону свободы и достоинства». Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства означает их фактическое исключение из объяснения реальной жизнедеятельности человека.
Разрешению социальных проблем служит созданная Скиннером технология поведения, призванная осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание, средством управления поведения не является обращение к сознанию людей. Им выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. За научным примитивизмом такой трактовки человека как автомата открывается ее реакционная идеологическая направленность. Вместе с другими методами и средствами, разработанными в психологии, наука о поведении Скиннера используется в целях решения политических проблем американского общества, вооружает буржуазных политиков из других стран в их практике контроля над поведением людей с целью его модификации.
Необихевиоризм внес вклад в экспериментальное исследование поведения: способствовал утверждению объективного подхода к его изучению. Однако теоретическая несостоятельность направления является закономерным результатом базисной установки, восходящей к Уотсону — на исключение сознания из психологии.
Включение промежуточных переменных, природа которых понимается разными авторами различно, не освободило это направление от механицизма » натурализации человека. В зарубежной психологии нарастает общее разочарование в бихевиоризме.
II. Вклад Советской и русской школы в программированное обучение
Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.
Например, принцип индивидуализации темпа и содержания обучения признают все сторонники классно-урочной системы, организационной структуры, лежащей в основе традиционной системы обучения. Используя традиционные методы дидактической работы, указанные принципы последовательно реализовывать нельзя, потому что нельзя каждому учащемуся в классе обеспечить условия, которые бы позволили ему продвигаться в учебе с оптимальным для него темпом и изучать тот материал, к овладению которым он подготовлен с точки зрения собственного, индивидуального уровня развития.
Такими возможностями как раз и располагает программированное обучение.
III. Практические вопросы программированного обучения.
Существенной особенностью программированного обучения является обратная связь. Именно она обеспечивает систематическую информацию о продвижении обучающегося по усвоению программного материала и позволяет управлять ходом учения.