Что будет если часто летать на самолете
Как летать часто и оставаться здоровым
Путешествия на самолете — самый быстрый и удобный способ добраться в удаленные точки мира. И если мы испытываем радость и эйфорию от поездки, то наше тело во время полета страдает от нагрузок. «Вести» разбирались, как в самолете предотвратить обезвоживание и боль в ушах, что делать, чтобы избежать тромбоза, можно ли летать беременным и для чего пристегивать ремень безопасности.
Тромбоз и радиация: риски длительных перелетов
Присутствует ли радиация в самолете? Да, но ее дозы ничтожно малы и их недостаточно, чтобы навредить организму человека. Откуда радиация в самолете? Из космоса солнечное излучение окутывает планету радиационным фоном, но магнитная оболочка Земли защищает нас от вредного воздействия. Самолеты летают на высоте 8–12 тыс. м: на высоте до 8 тыс. м проложены маршруты для коротких рейсов, а в верхних коридорах — от 10 тыс. до 12 тыс. м — летают дальнемагистральные рейсы.
Чем выше проходит полет, тем меньше воздушное судно защищает магнитная оболочка земного шара. Но это не значит, что летать из Европы в США и на других дальних рейсах опасно для здоровья. Несмотря на то, что мы подвергаемся излучению на большой высоте, его крайне недостаточно, чтобы это могло повлиять на пассажиров и вызвать проблемы со здоровьем. При условии, что они не путешествуют на самолете слишком часто (фактически не живут в авиалайнере).
А вот на что действительно стоит обратить внимание при долгих перелетах, так это на правильную циркуляцию крови. На дальнемагистральных рейсах и у часто летающих пассажиров есть вероятность возникновения тромбоза — образования сгустков крови внутри кровеносных сосудов. Происходит это из-за длительной неподвижности, которая способствует тромбозу. Поэтому по возможности вставайте и ходите по салону самолета и даже делайте микрозарядку.
Можно вставать раз в час-полтора, чтобы размяться (исключение — взлет, посадка и турбулентность). Сидя в кресле, также можно делать суставную гимнастику: вращайте ступнями, сгибайте колени, если место у прохода — периодически вытягивайте ноги, чтобы не давать крови застаиваться. Чтобы избежать отеков в ногах, наденьте компрессионные носки или гетры — это поможет правильной циркуляции крови.
Что вызывает боль в ушах во время перелета
Во время взлета и посадки давление в салоне самолета меняется, что может вызвать боль в ушах. Причина боли — в разнице давления воздуха в среднем ухе и окружающей среде. За регулирование давления в ухе отвечает евстахиева труба — узкий канал, который соединяет барабанную полость среднего уха с носоглоткой. Когда самолет набирает высоту или снижается, давление в окружающей среде меняется так быстро, что евстахиева труба не успевает отреагировать. В результате уши закладывает или они болят.
Четыре способа избежать боли в ушах
Возьмите с собой леденцы. Перед взлетом положите леденец за щеку — будет выделяться слюна, при глотании давление в среднем ухе быстро выровняется до уровня окружающего. Для детей возьмите в салон поилку с водой и во время взлета и посадки давайте ребенку пить (грудничкам можно дать грудь или бутылочку с соской).
Попробуйте применить так называемый маневр Вальсальвы: зажмите нос и закройте рот, затем аккуратно делайте выдох, как будто сморкаетесь. Это поможет сравнять давление во внутренних полостях черепа с давлением окружающей среды.
Попробуйте использовать беруши, которые выровняют давление на барабанную перепонку.
Старайтесь не летать в сильно простуженном состоянии. Так вы не только заражаете остальных пассажиров, но и рискуете повредить барабанные перепонки или даже потерять слух. Если все-таки летите с насморком, то за полчаса до взлета и посадки воспользуйтесь безрецептурным назальным спреем, который временно снимет заложенность носа.
Обезвоживание в полете: как не растерять H2O
В салоне самолета пониженная влажность — воздух на 25% суше, и тело теряет влагу быстрее, чем на земле, что приводит к постепенному обезвоживанию организма. Во время перелета старайтесь пить больше жидкости — лучше всего подходит негазированная вода или соки. От газировки лучше отказаться — газ в организме из-за перепада давления может расшириться на 25%, и вы почувствуете себя, как воздушный шарик.
Намного полезнее выпить апельсиновый или томатный сок, который восполнит вымываемые водой соли и минералы. Кстати, кофе — не лучший напиток в самолете. Он обладает мочегонными свойствами и только способствует выводу воды из организма. И по возможности откажитесь от алкоголя на борту, даже если он помогает вам успокоить нервы. Дело в том, что алкоголь — это мощный диуретик, который ведет к обезвоживанию.
Беременность и авиаперелеты
Безопасно ли летать во время беременности, как перелеты сказываются на здоровье мамы и ребенка? Беременным летать можно, но не во все триместры беременности. Лучшим временем для перелетов считается второй триместр — с 14-й по 28-ю неделю. В первом триместре будущая мама часто испытывает токсикоз и чувствует себя неважно. А в последнем триместре беременности летать довольно сложно из-за размеров живота. Но если будущая мама здорова и чувствует себя хорошо, то риск минимален.
Безопасным считается летать до конца 36-й недели, если вы ждете одного ребенка, и до конца 32-й недели при многоплодной беременности. После этого срока роды могут начаться в любой момент. Именно поэтому многие авиакомпании не допускают к полету женщин со сроком беременности более 36 недель. Чтобы не было неприятных сюрпризов, перед покупкой билета стоит об этом поинтересоваться в правилах авиакомпании.
Сон: как выспаться и как избежать джетлага
Спать в самолете, особенно если летишь экономклассом, — не самое приятное занятие. Но если вам предстоит дальний перелет, нужно постараться уснуть, чтобы дать отдохнуть своему организму. Возьмите с собой надувную подушку, которая надевается на шею и позволяет расслабить мышцы шеи, — с ней будет проще уснуть. Вытяните ноги и откиньте кресло, чтобы принять позу, максимально приближенную к горизонтальной. Не стесняйтесь пользоваться берушами — они отсекают не только гул самолетных двигателей, но и детский крик, и храп взрослых. Маска на глаза создаст иллюзию ночи: свет — не лучший помощник в момент, когда нужно уснуть.
Еще одна проблема со сном настигает после длительных перелетов. Это расстройство биоритмов, или джетлаг, — побочный эффект после перелета, который на время выводит человека из нормального образа жизни. Перелеты с юга на север или с севера на юг переносятся легко, а пересечение часовых поясов с востока на запад и особенно в обратную сторону, с запада на восток, может привести к нарушению цикла смены дня и ночи. Нарушение биоритмов проявляется в виде бессонницы, усталости, потери концентрации, отсутствия аппетита или, наоборот, ощущения голода ночью. Джетлаг выводит из строя не только нервную систему, но и может привести к снижению иммунитета. Поэтому к нему стоит отнестись серьезно и немного подготовиться.
За несколько дней до полета начните сдвигать ваш график сна в сторону того часового пояса, куда вы собрались лететь. Если на восток — лягте спать не в полночь, а в 23:00, а на следующий день сдвиньте график еще на один час. Утром встаньте в 06:00 вместо 07:00. Если предстоит путешествие на запад — наоборот, переходите в режим «совы». Эта уловка поможет сгладить перелет в одном-двух часовых поясах. Также если вам предстоит ночной перелет, то перед ним лучше не высыпаться, так как потом уснуть в полете будет сложно. Если есть такая возможность — дайте себе пару дней на акклиматизацию после перелета. Если нет — попробуйте сделать физзарядку, пройдитесь бодрым шагом на свежем воздухе.
Как сохраняют здоровье правила полетной безопасности
Требования полетной безопасности были разработаны с учетом множества факторов, которые напрямую влияют на здоровье пассажиров. Особый акцент сделан на ремнях безопасности, которые нужны не для того, чтобы спасти пассажиров во время маловероятного крушения. Они предназначены для того, чтобы уберечь пассажира от травм в более распространенных ситуациях — в зонах турбулентности и во время разгона и торможения на взлетно-посадочной полосе. Во время посадки и торможения нельзя вставать со своего места и отстегивать ремень безопасности. Именно в этот момент можно получить серьезные травмы.
Даже если самолет уже плавно катится по взлетно-посадочной полосе, нельзя вставать и доставать багаж. Самолет может резко затормозить, если на его пути появится препятствие, — в этом случае не избежать серьезных падений, переломов и травм. Причем пострадать может не только тот человек, который не соблюдает правила, но и соседние пассажиры. Еще важно держать ремень застегнутым все время, пока вы находитесь в кресле. Для чего это необходимо? Самолеты иногда попадают в воздушные ямы — ремень защитит пассажира от резких движений вверх и вниз и поможет избежать риска удариться головой.
Читайте также:
Материал опубликован в газете «Вести» от 30 ноября №219. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.
Летать на самолете вредно или нет?
Некоторых людей, планирующих визит в другую страну, тревожит вопрос, не вредны ли перелеты на самолете? Однозначный ответ на этот вопрос дать нельзя, ведь все зависит от состояния здоровья, возраста и индивидуальных особенностей организма.
Почему вредно часто летать?
Западные специалисты сделали вывод, что в определенных случаях летать на самолете может быть вредно, особенно если перелеты частые. В небе могут проявиться определенные факторы, влияния которых на земле вы не замечаете. Опасность частых перелетов в том, что сердечно-сосудистые нарушения, лишний вес, астма, гипертония и некоторуе другие заболевания при перелетах становятся примерно вдвое опаснее, так что об этом следует помнить. Причина в снижении атмосферного давления.
Также в категорию риска попадают люди пожилого возраста, беременные женщины и младенцы. Далее мы рассмотрим, при каких заболеваниях рекомендовано воздержаться от перелетов или летать как можно реже.
Как снизить опасность перелетов на дальние расстояния?
Вреден ли перелет на самолете, сомневаться теперь не приходиться, но при каких заболеваниях подобные путешествия могут быть опасны для здоровья? Прежде всего, выделяют нарушенную циркуляцию крови. От природы человеческое тело настроено на движение, а перелет вынуждает долго сидеть на одном месте. Это приводит к затеканию ног и проблемам с циркуляцией крови, причем все усугубляется низким атмосферным давлением. При серьезных проблемах с циркуляцией крови не исключены даже инфаркты, обмороки и инсульты.
Тромбоз вен – еще одна причина, по которой вредно летать. При этом нарушении вены закупориваются кровяными сгустками, называемыми тромбами. В ногах возникают болевые ощущения, они немеют и опухают. Пребывание на большой высоте в самолете усугубляет ситуацию, так что при тромбозе лучше часто не летать. Предупредить неприятные последствия можно, выполняя несложные действия:
При повышенном давлении тоже вредно летать взрослым и детям. Дело в недостатке кислорода и нагрузках из-за турбулентности, а еще сюда прибавляется волнение перед воздушным путешествием. Сердце работает усиленно, повышая давление. В критических ситуациях случается сердечный приступ или инсульт. Разумеется, происходит все это крайне редко, поэтому если вы не часто летаете на самолете, проблем возникнуть не должно.
Кому нельзя летать на самолете?
Однозначно сказать, что перелеты вредны для беременных, нельзя, однако женщинам в положении следует быть осторожнее. Особенно это касается первого триместра и последних сроков, а еще от перелета лучше воздержаться в течение первой недели после родов. Лучшим периодом для полетов на самолете для беременных считается II и начало III триместра.
С осторожностью нужно садиться на самолет аквалангистам или людям, которые в отпуске погружались на дно моря с маской или аквалангом. После такого погружения до перелета должны пройти хотя бы сутки. Причина в изменении давления на глубине, после которого организм требует восстановления.
Отчасти вредно летать на самолете пациентам с аневризмой аорты, людям с нарушенным кровообращением, принимающим гормональные таблетки, людям с легочной гипертензией и высоким внутричерепным давлением.
Не вредны ли перелеты для детей?
Полеты вредны для самых маленьких детей возрастом до полугода, так что родителям следует немного потерпеть, если только перелет не является острой необходимостью. Детям более старшего возраста без проблем со здоровьем периодические перелеты не вредят, но лучше уточнить это у педиатра. Также нужно подготовиться к тому, что у ребенка возникнет дискомфорт при перелете:
При каких заболеваниях вредно летать?
Напоследок разберем список заболеваний, при которых вредны даже не частые перелеты. Это касается женщин при беременности, пожилых людей, взрослых мужчин и женщин, а также детей:
Если вам не нужно часто летать, проблем со здоровьем возникнуть не должно. Редкие перелеты не вызывают каких-либо болезней и не усугубляют имеющиеся нарушения, так что не бойтесь летать на самолетах при отсутствии прямых противопоказаний.
5 причин, почему наш мозг не любит летать на самолете
Боитесь летать? И правильно делаете
Владимир Яковлев журналист, создатель издательского дома «Коммерсантъ», проектов «Сноб» и «Возраст счастья»
Марина Собе-Панек журналистка, сценаристка
Никуда не полетели этим летом? Отпуск пришлось провести на даче или его вовсе не было? Возможно, все к лучшему, здоровее будете — нашему организму и мозгу в частности, оказывается, очень тяжело даются полеты на самолете. Есть как минимум 5 причин, почему наш мозг не любит перелеты — как длинные, так и короткие.
Мозг очень любит путешествовать. Путешествия — это новые впечатления. Новые впечатления мозгу очень полезны.
Мозг любит путешествовать пешком, верхом, на автомобиле на велосипеде, на поезде. Как угодно. Но только не на самолете! Салон самолета — крайне некомфортное место для нашего мозга.
Причина 1: мозг страдает от смены часовых поясов
Американский писатель-фантаст Уильям Гибсон писал: «Тело прилетает вместе с самолетом, но душа не умеет путешествовать так же быстро; в результате вы чувствуете себя не в своей тарелке в ожидании, пока душа догонит ваше тело». И, как ни странно, это не так уж и далеко от истины.
Для мозга проблема связана не столько со скоростью самолета как таковой, сколько с тем, какое количество часовых поясов пересекает самолет за время полета.
Мозг — очень занятой субъект. Его сутки расписаны по часам и минутам, а все расписание привязано к привычному времени сна и бодрствования.
Для того чтобы адаптироваться к изменению времени всего на час — то есть к пересечению одного-единственного часового пояса, — мозгу нужны целые сутки. Автомобили и поезда примерно с такой скоростью и двигаются. То есть, если представить себе теоретически, что вы отправились в долгое путешествие на поезде или автомобиле, у вашего мозга будет достаточно времени, чтобы адаптироваться за время поездки.
С самолетами все обстоит иначе. Если за время полета вы пересекаете несколько часовых поясов, то по прибытии на место мозг получает настоящий шок и начинает в аварийном порядке полностью перестраивать свою работу. Для того чтобы адаптироваться к пересечению 12 часовых поясов, мозгу требуется 9–10 дней (!), и в течение всего этого времени его работа будет нарушена.
Помните об этом, если собираетесь слетать отдохнуть дней на десять на другой конец земли. Ваш мозг будет готов к полноценному отдыху как раз к концу поездки. И еще примерно столько же времени ему понадобится для обратной адаптации — когда вы вернетесь домой.
Причина 2: мозгу вредно обезвоживание и кислородное голодание
Но даже и относительно короткие перелеты мозгу очень некомфортны.
Для мозга нет более неприятных испытаний, чем обезвоживание и кислородное голодание. И это ровно то, что мозг испытывает каждый раз, когда мы путешествуем на самолете — в том числе и на относительно короткие расстояния.
В полете низкое давление уменьшает содержание кислорода в крови примерно на 6–10%. И это у здоровых людей. А у тех, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, уровень кислорода в крови может упасть на 25%.
Что касается обезвоживания, то уровень влажности воздуха в салоне самолета ниже, чем в пустыне. Даже в Сахаре относительная влажность составляет 30–50%, а в салоне самолета только 20–25%. Вы обратили внимание, что в полете часто хочется соленого? Мозг требует соли, потому что она помогает ему удержать в организме остатки влаги.
Окажись мы в таких условиях на земле, мы воспринимали бы их как вполне экстремальные. Однако в полете мы с этим дискомфортом миримся. И иногда даже его не замечаем. Мозг — замечает.
Причина 3: мозг плохо переносит низкое давление
Хорошим индикатором того, до какой степени полеты влияют на работу мозга, является то обстоятельство, что во время полета наша способность ощущать вкус и запах снижается примерно на треть. Чем ниже давление, тем хуже мозг распознает вкус и запах. С этим, кстати, связан устоявшийся стереотип «безвкусной» самолетной еды.
Авиакомпании знают об этом и учитывают это. Попробуйте как-нибудь сохранить самолетный обед до приземления и попробовать его уже на земле. Еда покажется вам пересоленной и слишком насыщенной приправами. Хотя в самолете во время полета эта же еда кажется пресной.
В дополнение ко всему частые полеты способны ощутимо влиять на настроение. После 12 часов полета настроение может испортиться на двое суток.
Причина 4: перелеты снижают иммунитет
Заметили, что часто во время перелетов подхватываете простуду или грипп? Это не случайно и связано не со скоплением людей в аэропорту или акклиматизацией, как часто мы говорим себе.
Совсем недавно в Кёльнском университете было завершено еще одно научное исследование, в результате которого была обнаружена очередная «странность», связанная с полетами. Во время перелета в нашем организме изменяется баланс молекул, связанных с иммунным ответом. Проще говоря, перелеты ощутимо снижают эффективность работы иммунной системы.
Причина 5: мозг боится летать, даже если вы — нет
Но самая главная неприятность, которую испытывает наш мозг во время полета в самолете, — не обезвоживание, не кислородное голодание и даже не изменение вкусовых ощущений, а — стресс.
Основная задача нашего мозга — это обеспечение нашей безопасности. Мозг крайне редко попадает в ситуации, когда он совершенно, абсолютно, вообще совсем никак не может повлиять на то, что с нами происходит, и не имеет совершенно никакой возможности защититься в случае опасности.
Вне зависимости от того, осознаем мы это или нет, в полете мозг подвергается стрессу. Это происходит, даже если на сознательном уровне вы не боитесь летать и самолет для вас — дом родной.
И на стрессы от частых перелетов мозг реагирует так же, как и на любые другие. То есть начинает все подряд забывать, раздражаться, перестает следить за нормальной работой желудочно-кишечного тракта, а также контролировать давление и уровень сахара в крови. Иногда становится агрессивным, иногда плаксивым. И что самое неприятное —полностью останавливает производство гормона счастья серотонина.
Какое количество перелетов безвредно?
Что делать, если работа связана с командировками и нужно летать куда-то раз в неделю или чаще?
Точной цифры не существует. Чем реже вы летаете — тем лучше.
У летчиков гражданской авиации есть лимит часов, проведенных в воздухе, после чего их отправляют на пенсию. Это 6000 часов за все годы работы, но не больше чем 800 часов в год. Больше этого считается вредно для здоровья. А сколько часов в год вы проводите в воздухе?
Правда ли, что во время полета мы получаем дозу радиации?
Да, это правда. Один час полета на самолете примерно равен одному походу в рентген-кабинет. Если во время перелета вы попали в грозу или если летали в высоких широтах близко к полюсам, получите дозу чуть больше.
Чем выше мы забираемся в небо, тем больше «фонит». Гражданские самолеты летают на высоте 9–2 километров. На высоте 10 километров уровень радиации равен примерно 125 микрорентген в час. Для сравнения — полностью безопасным для здоровья уровнем радиации считается фон 20–50 микрорентген в час. В крупных городах Европы средний уровень — 40 мкР/ч. В районе Чернобыля — 400 мкР/ч. При флюорографии мы получаем дозу облучения 100 мкР/час.
Пилоты самолетов и бортпроводники подвергаются большему воздействию радиации, чем работники атомных электростанций. По этой причине они официально классифицируются как «люди, работающие в опасных зонах».
Летать не вредно
О потенциальном вреде полетов писали не раз, в том числе и наш журнал. Писали-писали, да и решили однажды разобраться: а так ли уж много опасностей подкарауливает ничего не подозревающих авиапассажиров? И картина получилась отнюдь не мрачной.
ОСТОРОЖНО, ВЕНЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ
Исследования рубежа XX-XXI веков показали, что у авиапассажиров риск развития тромбозов во много раз выше. Виной тому длительное неподвижное сидячее положение, сухой воздух в салоне, алкоголь и курение во время полета, приводящие к сгущению крови. Немедленно возникли термины «синдром путешественника» и «синдром эконом-класса». Появились длинные памятки «Что нужно делать в полете, дабы избежать тромбоза».
Если строго следовать всем советам, отдохнуть и расслабиться во время длительного перелета явно не получится. Но в июне этого года Всемирная организация здравоохранения опубликовала результаты первой фазы научно-исследовательского проекта в отношении глобальных рисков поездок (WRIGHT).
Стало ясно, что большинство страхов относительно синдрома эконом-класса напрасны.
Во-первых, риск удваивается только при длительном (более 4 часов) пребывании в неподвижном положении. Вид транспорта, кстати, роли не играет – тромбоз может с одинаковым успехом развиться и у стоящего в бесконечной пробке автомобилиста, и у пассажира автобуса.
Во-вторых, рискуют не все. По данным исследований, это люди с ожирением и очень высоким (выше 190 см) либо очень низким (ниже 160 см) ростом, а также страдающие наследственными болезнями с повышенной тенденцией крови к свертыванию. В группу риска зачисляют и женщин, использующих оральные контрацептивы. Но среди них, видимо, те, кто прежде чем начать принимать препарат, не посоветовался с врачом. Повышенная свертываемость крови – одно из противопоказаний к приему гормональных противозачаточных таблеток.
И, в-третьих, насколько велик риск тромбозов? Абсолютная его величина не превышает 1:6000. И только при длительных путешествиях (более 12 часов неподвижности) она возрастает до 1:1000. Это совсем немного. По неофициальным данным, жертвами тромбов становятся не более 100 человек в год во всем мире. Вспомните о сотнях тысяч погибающих в ДТП и вы поймете, что ажиотаж вокруг самолетов и тромбозов совершенно напрасен. Обездвиженность во время полета – не более, чем еще одно слагаемое общей гиподинамии человечества.
Вторая «страшилка» связана с космической радиацией. И опять из серии «слышал звон, да не знаю, где он». Установлено, что на высоте 9-12 км интенсивность радиации примерно в 100 раз выше, чем у поверхности земли. При этом теоретически более опасны полеты, совершаемые через области полюсов Земли, где магнитное поле – естественный противорадиационный щит – в 2 раза слабее, чем на экваторе.
А теперь посмотрим, какие дозы радиации можно получить во время полета. Максимум – 70 мкЗв (микрозиверт) за 10,5 часов полета в Нью-Йорк или 28,5 часов перелета в Мельбурн (с двумя посадками).
Много это или мало? Для сравнения: от естественного и промышленного (в основном, медицинского) радиационного фона человек ежегодно получает дозу радиации в 2-3 мЗв (миллизиверт). Чтобы набрать столько же полетами, нужно провести в воздухе 600-800 часов в год, то есть летать ежедневно по 1,5-2 часа. По нормам же человек может без проблем получать 20 мЗв в год.
Выходит, что можно летать до 6-8 тысяч часов в год без угрозы для здоровья.
ПЕРЕВЕДИ ЧАСЫ НАЗАД
Мы много слышим о вреде полетов с пересечением нескольких часовых поясов. Действительно, вызванный этим сбой биоритмов оставляет свой след. Но, во-первых, работает то же «правило накопления», и во-вторых, этот сбой можно легко компенсировать приемом мелатонина – гормона, регулирующего биоритмы. Прилетев на место, примите на ночь по местному времени 1 раз 1,5 мг мелатонина в таблетках – и уснуть сможете, и вред, нанесенный организму, компенсируете.
Кстати сказать, сменная работа и вынужденные ночные бдения у компьютера вредят гораздо больше, чем краткосрочный заокеанский тур. Этот факт подтверждают исследования: частота возникновения рака молочной железы у представительниц сменных профессий (в том числе и у стюардесс) достоверно выше. Но это уже другая история.
Как видим, все страсти по самолетам на деле оказываются хоть и реально существующими, но очень сильно раздутыми проблемами. И наиболее очевидным их решением является разумный подход.
Следует ли отказываться от полетов в пользу других видов транспорта? Нет. Например, при путешествии из Москвы в Санкт-Петербург час, проведенный в самолете, гораздо меньше ударит по здоровью, чем 6 часов в сидячем вагоне поезда.
Стоит ли относиться к полетам с осторожностью? Да, как к любой другой сфере человеческой деятельности. Не надевайте утягивающую одежду и тесную обувь, способствующие застою крови. Старайтесь не пить в самолете водку или виски. А вот сухое вино не возбраняется и даже приветствуется.
Как узнать, нет ли у вас склонности к повышенной свертываемости крови и риска тромбоэмболии? Обратитесь к врачу. Существует множество лабораторий, которые смогут дать ответ в течение часа. А врач посоветует, какой препарат нужно принимать в профилактических целях.
НИКОЛАЙ БАСКОВ, ПЕВЕЦ:
КРИСТИНА ОРБАКАЙТЕ, ПЕВИЦА: