Что будет если посветить лазерной указкой в самолет
Может ли указка ослепить пилота: маленькие лазеры
За последние несколько лет в мире стало регистрироваться огромное количество «лазерных атак» на воздушные суда. Не обошло это явление и Россию — в 2011 году Росавиация насчитала несколько десятков таких случаев. И это еще довольно умеренное количество: в США, например, ежегодно регистрируется почти 3000 случаев воздействия лазерного луча на пилотов. Как правило, для этого используются достаточно мощные лазерные указки — они недороги (порядка нескольких сотен долларов) и широко доступны. Обеспокоенные власти принимают к нарушителям самые жесткие меры — от очень крупных штрафов до многолетнего тюремного заключения. Европейские страны в срочном порядке запрещают использование указок вблизи аэропортов (и даже просто на улицах), фактически приравнивая их к настоящему оружию! В Австралии и Великобритании, например, продажи лазерных указок мощностью более 1 мВт просто запрещены. Но можно ли на самом деле «сбить» самолет, ослепив пилота достаточно мощной лазерной указкой?
Указки как. указки
Определиться с мощностью тоже несложно. Для использования во время проведения семинаров, конференций и других мероприятий в закрытых помещениях вполне достаточно будет 5 мВт. Более мощные лазеры могут представлять потенциальную опасность для зрения и, что тоже немаловажно, своей излишней яркостью вызывать раздражение у зрителей. На открытом воздухе ночью — скажем, при проведении «экскурсий» по звездному небу — тоже будет достаточно 5-мВт зеленого лазера. Но это за городом, где не мешает городская засветка. В городских условиях на относительно светлом небе нужно будет чуть больше — порядка 20−50 мВт. Днем для указаний отдельных деталей архитектуры («обратите внимание на чудесную лепнину в районе пятого этажа соседнего здания!») не лишними будут указки мощностью 50−100, а в яркий солнечный день и все 200−300 мВт. Но помните: такие лазеры уже представляют реальную опасность для зрения, а в окна домов могут смотреть люди!
Даже маломощные лазеры могут представлять опасность для здоровья. Любое устройство, в конструкции которого есть лазер, в обязательном порядке снабжено этикеткой с указанием класса ее опасности.
2/II класс – лазерные указки мощностью до 1 мВт, которые потенциально представляют опасность при длительном воздействии на глаз прямого луча.
3R/IIIa класс – лазерные указки мощностью до 5 мВт, которые представляют опасность при длительном воздействии на глаз прямого луча, либо при воздействии луча, дополнительно сфокусированного оптическими приборами (например, биноклем).
3B/IIIb класс – портативные лазеры мощностью до 500 мВт, которые безусловно опасны при попадании луча в глаза.
4/IV класс – портативные лазеры мощностью свыше 500 мВт, которые потенциально способны вызывать ожоги кожи и травмировать зрение даже отраженным от матовых поверхностей светом.
При использовании лазеров с классом опасности выше IIIa настоятельно рекомендуется использовать специальные защитные очки, рассчитанные на защиту зрения от излучения лазера соответствующего типа. Прямой, отраженный или преломленный Луч лазера ни в коем случае нельзя направлять в глаза. Лазеры класса IV, при попадании прямого луча в глаз с небольшого расстояния, гарантированно вызывают серьезные нарушения вплоть до полной потери зрения, их луч может стать причиной ожогов и пожара.
Фигурное выжигание
Тем не менее в сознании большинства читателей лазеры ассоциируются с «прожигающим» лучом. И вполне справедливо: станки с лазерным раскроем работают на множестве производств, разрезая самые различные материалы — от полимерных пленок до стальных листов. Правда, и мощность лазеров там исчисляется вовсе не милливаттами. Впрочем, прогресс в этой области шагнул настолько далеко, что в настоящее время такой станок можно построить и в домашних условиях. Для этого идеальны мощные полупроводниковые фиолетовые (405 нм) и сине-фиолетовые лазеры (445 нм). Они отличаются хорошим соотношением цены и мощности, а их излучение хорошо поглощается большинством материалов. К тому же, как правило, производители предусматривают в таких портативных лазерах (называть их указками уже не совсем корректно) возможность регулировать фокусировку луча.
Самым интересным из попавших в наши руки однозначно стал сине-фиолетовый (445 нм) лазер мощностью 1 Вт. При тщательном соблюдении техники безопасности этот лазер может стать инструментом для множества научно-популярных экспериментов и отличным развлечением. Необычный цвет, высокая стабильность, регулируемая фокусировка и сокрушающая мощь способны на долгое время заставить забыть обо всех других лазерах! Его луч прекрасно виден в вечернем небе, отраженный от потолка свет легко освещает довольно большую комнату, а при соответствующей фокусировке он легко режет бумагу и за пару минут даже может проделать отверстие в дереве толщиной более 3 мм. К тому же такие лазеры принципиально имеют довольно большую расходимость — в 3−10 раз больше, чем у других типов, но в данном случае это скорее плюс, поскольку снижает опасность для окружающих. Впрочем, большая мощность и малая длина волны приводят к высокой опасности для зрения даже при наблюдении отраженного и рассеянного света, поэтому при работе с этим лазером нужно обязательно использовать защитные очки, отсекающие большую часть опасного излучения.
В качестве импровизированной защиты можно использовать стандартные очки с желтыми фильтрами для повышения контраста (например, стрелковые).
Фиолетовые (405 нм) лазеры мощнее 300 мВт сейчас найти затруднительно, но за счет лучшей фокусировки по своим «зажигательным» способностям они весьма близки к 1-Вт сине-фиолетовому (445 нм) лазеру. На расстоянии 5−10 м 300-мВт фиолетовая указка догоняет одноваттного монстра, а далее и вовсе обходит и при этом стоит дешевле. Однако и прожечь что-нибудь на таком расстоянии можно только в том случае, если и лазер, и мишень будут закреплены неподвижно. Так что пока лазерные копья Звездной Гвардии остаются уделом фантастических сериалов. Кроме выжигания, фиолетовая указка интересна тем, что заставляет ярко светиться многие материалы, подобно ультрафиолетовой лампе. Для защиты зрения от отраженного и рассеянного света также подойдут очки с желтыми светофильтрами.
Все цвета радуги
Неодимовые лазерные указки производятся уже более десяти лет. За это время, несмотря на сложность технологии, ведущие производители успели отточить производство и добиться стабильно высокого качества продукции.
Однако большинство дешевых неодимовых лазеров относится к категории «no name». Их производители зачастую неспособны обеспечить сколько-нибудь стабильные характеристики. Несколько моделей из протестированных редакцией «ПМ» зеленых указок мощностью 100 и 300 мВт показали менее 50% от заявленной мощности. Кроме того, работа многих моделей весьма нестабильна во времени и при изменении температуры, расходимость луча иногда в разы превосходит заявленную. Поэтому рекомендуем протестировать лазер перед покупкой и подробно выяснить вопрос гарантийных обязательств. А вот маломощные 5-10 мВт зеленые указки можно покупать относительно спокойно. Ну а лучше всего не гнаться за дешевизной и взять лазер от известного производителя, дорожащего своей репутацией.
Наконец, даже несмотря на то что классические красные указки мощнее 200 мВт нам найти в продаже не удалось, их не стоит сбрасывать со счетов. У этих лазеров очень высокий КПД, поэтому они очень экономичны, упакованы в компактный корпус и значительно менее склонны к перегреву. Несмотря на большой диаметр луча на выходе, мощности в 200 мВт хватает, чтобы разрезать, скажем, черный полиэтиленовый пакет. К тому же красный — самый «классический» лазерный цвет и при этом самый дешевый вариант.
А вот настоящие синие (473 нм) и желтые (593 нм) указки — эксклюзивный продукт, редкий и дорогой. И если у вас хватит денег на их приобретение, можете быть уверены, что на любой конференции все обратят внимание на луч именно вашей указки. Синие к тому же светят не непрерывно, а импульсами с высокой частотой (порядка 1 кГц), поэтому луч рисует на стене не сплошную, а штриховую линию. По яркости синие указки примерно эквивалентны красным 650-нм, а желтые аналогичны зеленым. Но и цена желтых указок в два с лишним раза выше, чем синих.
Проверяем на себе
Нашлись в редакции и добровольцы, рискнувшие подставить глаза под полуметровое зеленое пятно. (Это относительно безопасно, но повторять наш эксперимент мы ни в коем случае не рекомендуем.) По их словам, с такого расстояния зеленый луч в вечерней темноте казался весьма ярким, но как только он переставал бить прямо в глаза, зрение полностью восстанавливалось без каких-либо остаточных явлений типа плавающих ярких пятен. Опрошенные нами летчики тоже оказались скептиками, объяснив, что ослепить пилота авиалайнера лазерной указкой малореально — попасть в высокорасположенную кабину снизу довольно затруднительно. Тем не менее при удачном попадании (не ослеплении!) на стекло кабины отвлечь пилотов яркий свет вполне способен, а потеря внимания при посадке даже на доли секунды может быть опасной. Особенно для пилотов вертолетов — у них и скорость меньше, и расстояние, с которого производится воздействие, существенно ближе — не сотни метров, а десятки (собственно, среди реально пострадавших от ослепления пока и числятся только пилоты вертолетов).
Вывод таков: лазерная указка, даже достаточно мощная (300 мВт), неспособна с расстояния в несколько сотен метров не то что «прожечь» корпус летательного аппарата (как писали СМИ, падкие на сенсации), но даже и сколько-нибудь серьезно ослепить пилотов. А вот отвлечь внимание засветка от указки вполне может, поэтому в авиации, где даже к потенциальным опасностям относятся крайне внимательно, эту угрозу принимают всерьез.
Можно ли лазерной указкой сбить самолет?
За первые 6 месяцев 2011 года, по данным Росавиации, в российских городах было зафиксировано 30 случаев ослепления пилотов лазерными лучами. Ни один из них, к счастью, не закончился катастрофой. На неделе президент Чечни Рамзан Кадыров объявил о запрете продажи любых лазерных указок и о своем желании приговаривать «лазерных слепителей» к 10 годам колонии.
В Европе, Америке и Австралии первые случаи «ослепления» были зафиксированы еще в 2007-м, а в 2010-м такие шутки приобрели массовый характер. Пока, правда, обходилось без катастроф.
В 2007 году в Штатах вынесли первый приговор «слепителю», причем невероятно суровый: 20 лет тюрьмы. 47-летнего хулигана судили по статье «терроризм», и при вынесении приговора решающую роль сыграли мощность применяемого устройства и большое количество жалоб: это была не разовая акция, а систематическая охота. После этого были внесены поправки в федеральный закон об аэронавтике, приговаривающие «слепителей» к штрафу до 100 тысяч долларов или тюрьме – до пяти лет.
Продажа лазерных указок ограничена в Норвегии. В Чехии близ аэропортов установлены знаки, запрещающие пользоваться лазерными указками. В Швейцарии запрет на указки мощностью более 5 милливатт появился после франкофонского саммита в 2008 году. Тогда некий житель города Мотре дразнил лазером экипажи военных вертолетов, отвечавших за безопасность мероприятия. А в канадской Оттаве недавно в больницу попал пилот вертолета «скорой помощи». У него была тяжелая травма сетчатки.
Как ни странно, после приговора число хулиганов с лазерами увеличилось на три порядка. В Америке ежегодно регистрируется до 2800 лазерных атак, в странах Евросоюза – 2000. Хотя в Европе еще приговаривают к условному наказанию или штрафу. Законодатели пока расходятся во мнении, как трактовать подобное правонарушение: как попытку теракта или как хулиганство.
Как видно из перечисленного, в результате лазерных атак чаще страдают вертолетные пилоты. Они летают низко и медленно, садятся на площадку вертикально. Им легче причинить травму, чем пилотам самолета.
Лазерные указки бывают красного (они появились первыми), фиолетового, синего, желтого и зеленого цвета. Зеленые изобрели позже всех. И, как выяснилось, наибольшую опасность представляют зеленые указки, в том числе потому, что зеленый свет для человеческого глаза в 6000 раз чувствительнее, чем красный.
В красной, фиолетовой и синей указке используется лазерный диод. Поэтому изготовить такое устройство можно самостоятельно. В зеленой инфракрасный диод применяется, чтобы «разогреть» два кристалла, дабы луч, проникая сначала через один, потом через другой, изменил частоту. По такому же принципу (с одним кристаллом) сконструированы бирюзовые указки – самые на сегодняшний день дорогие.
Простые зеленые указки снабжены пальчиковыми аккумуляторами (красные указки запитаны от маленьких батареек для часов), а более мощные модели могут питаться только от сети, да еще иметь систему охлаждения.
Ученые установили, что зеленый лазер чрезвычайно опасен на близком расстоянии из-за того, что невидимый инфракрасный луч (тот, что меняет цвет, пройдя через кристаллы) в два раза превышает заявленную мощность света. Т.е. указка мощностью 20 мВт может испускать луч в 40 мВт – этого достаточно для тяжелой травмы сетчатки.
Три года назад на фестивале техномузыки во Владимирской области использовались лазерные пушки, но из-за дождя над сценой был натянут тент, поэтому некоторые лучи не рассеивались в небе, а фокусировались на тенте. Результат: несколько десятков пострадавших и сгоревшие матрицы фотокамер. Защиту пострадавших осуществлял известный адвокат Игорь Трунов – правда, он заявил корреспонденту Online812, что такого дела не помнит. Так или иначе, лечение, стационарное и амбулаторное, проходили одновременно человек двадцать – к счастью, тогда обошлось без необратимых последствий.
— Были у вас пациенты, пострадавшие от лазера?
— Нет, но были со схожими симптомами после солнечного затмения: смотрели и досмотрелись. С другой стороны, мы сами применяем лазерные аппараты в лечении, но, конечно, не в центральной зоне зрачка.
Как ни странно, летчики сохраняют спокойствие и слепителей почти не боятся. Так, на форуме avia.ru один из них написал: «Абсолютно бесполезная игрушка. Да, может прожечь дырочку на черном материале с расстояния 10 сантиметров. Но попробуй попади в глаз пилоту на расстоянии 5 км. А ведь засечь, откуда идет зеленый луч, много труда не надо. Проблема надуманная, и интерес к ней проявляют только недоучившиеся подростки или хронические идиоты. Повышенный интерес к лазерным лучам объясняется тем, что подавляющее большинство думает, что покупает за 1000 долларов гиперболоид инженера Гарина, а в действительности никуда не годный девайс. Один мой знакомый для охоты купил: кабанов ослеплять. В итоге выкинул в помойное ведро».
Летчик-испытатель Вадим Базыкин выступает за то, чтобы лазерных хулиганов строго наказывали уже сейчас, не дожидаясь, пока произойдет настоящая авария. Хотя в возможность ослепления пилота, находящегося в кабине самолета или вертолета, верит не слишком.
— Для того чтобы послать снайперский луч в глаз пилоту, нужно, я так понимаю, находиться на одном уровне с кабиной. Кабина у всех самолетов – на верхней части фюзеляжа. Для пилота пассажирского самолета точка входа в глиссаду – 900 метров, ближний привод включается на 200 метрах. Чтобы прицелиться, нужно находиться на полосе метров за 30 до касания, а это исключено. Так что это чисто психологический раздражитель, но он ведь настигает в самый ответственный момент. Ты заходишь на глиссаду, а радом с тобой что-то мелькает.
— А если луч попадает в грязное стекло – он рассеивается и светит ярким пятном?
— Не знаю, мне пока не попадал, к счастью. Скорее всего, так и будет, ведь стекло после антиобледенителя становится жирным. Так что получаются уже не точки, а довольно большие всполохи. Да даже если и точки. Немало летчиков у нас прошли через войну – и представьте их ощущения, когда в кабине появляется пятно как от лазерного прицела. Есть и такие, кто встречался в воздухе с НЛО. Это было в 80-х годах. Я не имею в виду летающую тарелку, но ребята попали под какие-то лучи, происхождение которых никто не мог установить. Возможно, их посылали с какого-то засекреченного военного завода. Потом выяснилось, что подобное ощущали и другие экипажи, и диспетчер что-то такое заметил.
В 2008-м лазерный луч впервые был применен на футболе: направлен с трибун на вратаря во время пенальти. А в 2010-м в Греции вместо того, чтобы банально захлопать оратора в парламенте, его на секунду ослепили.
Госдума ввела уголовную ответственность за зацепинг и ослепление пилотов лазерной указкой Статьи редакции
Государственная дума в третьем чтении приняла законопроект, вводящий уголовную ответственность за дебош на общественном транспорте, зацепинг и ослепление пилотов лазерными указками. «Единая Россия» внесла документ ещё в начале работы пятого созыва Госдумы, но его рассмотрение растянулось на более чем пять лет, сообщает ТАСС.
Согласно тексту закона, уголовное наказание теперь могут получить нарушители общественного порядка в поездах, на кораблях, самолётах и «любом ином транспортном средстве общего пользования». Преступлением также становятся и действия, которые угрожают «безопасной эксплуатации транспортных средств» (например бросание камней в поезда).
Поправки вошли в состав в 213 статью УК РФ. Нарушителям грозят штраф от 300 до 500 тысяч рублей, обязательные работы сроком до 480 часов, исправительные работы сроком от года до двух лет, принудительные работы сроком до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок. Сопротивление при задержании или использование взрывчатых веществ увеличит максимальный срок до 7 и 8 лет соответственно.
По словам председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, в период с 2015 по 2016 год в России было зафиксировано около 1,5 тысяч хулиганских происшествий в общественном транспорте. Депутат добавил, что транспортные предприятия понесли ущерб в объёме свыше 17 миллионов рублей, а без какого-либо наказания остался каждый третий виновник.
Пилотов ослепили лазером
Очередная лазерная атака на самолет произошла в ночь на пятницу в Башкирии. К счастью, самолет успешно приземлился, никто не пострадал. Полиция начала розыск злоумышленников.
Представитель транспортной прокуратуры Башкирии сообщил, что дежурному международного аэропорта «Уфа» поступило сообщение от капитана судна Ту-134, выполнявшего рейс из Самары в Уфу-Сургут, что из поселка Жуково Уфимского района при заходе на посадку в правый бок самолета был направлен лазерный луч зеленого цвета.
По словам оперативного дежурного линейного ОВД в аэропорту «Уфа» Флюра Юзлекбаева, произошло это на высоте 600 метров при заходе самолета на посадку. На борту лайнера находились 23 пассажира и семь членов экипажа. В уфимском аэропорту заявили, что это не первый случай «лазерного хулиганства» в республике. Но официально об этом не сообщают, чтобы не навредить следствию.
За рубежом первые случаи «ослепления» были зафиксированы еще в 2007 году. В прошлом году подобное опасное развлечение приобрело массовый характер, правда, без тяжелых последствий. В 2007 году в США вынесли первый приговор «слепителю»: 47-летнего хулигана за систематическую охоту на самолеты приговорили к 20 годам тюрьмы по статье «терроризм». После этого американские законодатели внесли поправки в федеральный закон об аэронавтике. Теперь «слепителей» приговаривают к штрафу до 100 тысяч долларов или на пять лет отправляют в тюрьму.
Кстати, лазером атакуют не только самолеты. В 2008-м он впервые был применен на футболе: лучом пытались ослепить вратаря во время пенальти. А в прошлом году в греческом парламенте оппоненты ослепили выступающего оратора, не дав ему закончить свою речь. К счастью, глаза его не пострадали.
Некоторые страны, например Норвегия и Швейцария, ввели ограничения на продажа лазерных указок определенной мощностью. В Чехии близ аэропортов установлены знаки, запрещающие пользоваться лазерными указками. А в канадской Оттаве недавно в больницу попал пилот вертолета «скорой помощи». Он получил тяжелую травму сетчатки от прямого попадания лазерного луча в глаз.
Президент же Чечни Рамзан Кадыров объявил о запрете продажи любых лазерных указок и предложил приговаривать «лазерных слепителей» к 10 годам колонии.
Однако в последнее время появилось много скептических комментариев по поводу опасности лазерных атак. Как ни странно, инициаторами таких выступлений стали сами летчики.
Первые публикации на эту тему появились месяц назад в краснодарских СМИ. Почти все пилоты, которых опрашивали местные журналисты, в один голос утверждали, что ослепить пилота на таком расстоянии практически невозможно. Это тоже самое, чтобы попытаться попасть в муху, находящуюся за километр от стрелка.
На форуме avia.ru один из летчиков написал: «Абсолютно бесполезная игрушка. Да, может прожечь дырочку на черном материале с расстояния 10 сантиметров. Но попробуй попади в глаз пилоту на расстоянии 5 километров. А ведь засечь, откуда идет зеленый луч, много труда не надо. Проблема надуманная, и интерес к ней проявляют только недоучившиеся подростки или хронические идиоты. Один мой знакомый купил для охоты на кабанов, ослеплять их. В итоге выкинул в помойное ведро».
Известный летчик-испытатель Вадим Базыкин сомневается в возможности ослепления пилота, находящегося в кабине самолета или вертолета.
Появлением столь опасной «игрушки» обеспокоены и врачи. Ведь уже были отмечены случаи, когда во время различных шоу от применения различных лазерных установок были травмированы зрители. Например, на фестивале техномузыки во Владимирской области около 20 человек получили ожоги сетчатки глаз. У многих же зрителей сгорели матрицы фотокамер.
Лазерный мир
Лазер доведет до «зоны». Что грозит за попытку ослепить пилотов самолета?
Рано утром 6 декабря 2019 года в аэропорту Иркутска хулиганы атаковали экипаж заходившего на посадку Airbus A320, совершавшего рейс по маршруту Новосибирск — Иркутск.
Злоумышленники попытались ослепить летчиков при помощи лазера. К счастью, экипажу удалось благополучно осуществить посадку. После доклада командира воздушного судна о ЧП правоохранительные органы начали розыск хулиганов.
К сожалению, подобные попытки ослепления пилотов давно уже не являются редкостью в России. Впрочем, наша страна не первая, кто столкнулся с новым видом хулиганства.
Обратная сторона прогресса
Еще в 1990-х с появлением доступных мобильных устройств, способных излучать лазерные лучи, сначала в США, а затем и в странах Европы стали регистрироваться попытки воздействия на экипажи самолетов. Причем чем доступнее становились бытовые лазеры, тем больше хулиганов пытались применить их не по назначению.
По данным Федеральной авиационной администрации США, с начала 1990-х до 2005 года в Соединенных Штатах было зарегистрировано около 400 случаев ослепления пилотов лазерами. А в 2010 году таких случаев было зафиксировано уже 2836. Как отмечают американские эксперты, рано или поздно шалости подобного рода способны привести к крупной катастрофе.
В 2015 году Британская ассоциация пилотов (BALPA) заявила, что не менее половины британских летчиков хотя бы раз подвергались «лазерным атакам». При этом в ноябре 2015 года второй пилот одного из лайнеров авиакомпании British Airways при посадке в аэропорту Хитроу получил серьезное повреждение сетчатки глаза из-за воздействия лазера.
Еще в 2010 году в Великобритании был принят закон, предусматривающий наказание до пяти лет лишения свободы за умышленное ослепление лазером водителя или пилота. В США с 2012 года, согласно федеральному закону об аэронавтике, хулиганам за подобное деяние грозит штраф до 100 тысяч долларов или лишение свободы до пяти лет.
«На какое-то время вы теряете возможность видеть. Это действительно опасно»
Разумеется, не всякий лазер представляет опасность.
«Лазерные указки бывают очень разные. Есть простые бытовые, а бывают с мощностью до шести километров и больше. Мощные указки — это целые аппараты, почти гиперболоид инженера Гарина. Ослепление пилотов в основном происходит на посадке, когда самолет находится на глиссаде и вблизи земли и населенных пунктов. Попыток ослепить пилотов таким образом было достаточно много. В момент попадания лазера на зрачок происходит то же самое, если вам непосредственно перед глазами фонариком включить очень яркий свет. На какое-то время вы теряете возможность видеть, и нужно порядка 10-30 секунд, чтобы восстановиться. Это действительно опасно», — такое мнение в 2018 году высказал бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов.
В 2012 году в Соединенных Штатах стали давать реальные сроки лицам, ослепляющим пилотов. «Первопроходцем» стал Гленн Стивен Хансен из городка Сен-Клу в штате Флорида, осужденный на шесть месяцев заключения.
В марте 2013 года 19-летний житель Калифорнии Адам Ганденхайр получил 30 месяцев тюремного заключения за ослепление пилотов частного самолета «Сессна» и вертолета полиции Пасадены. Последнего спасли специальные защитные очки, а вот пилотировавший «Сессну» авиатор, согласно материалам расследования, пережил «нарушение зрения, продлившееся нескольких часов».
Суровые меры Рамзана Кадырова
В июле 2011 года глава Чеченской республики Рамзан Кадыров объявил об изъятии из продажи на территории региона лазерных указок. Поводом для такого решения стало задержание в Грозном несовершеннолетнего хулигана, пытавшегося ослепить пилотов заходящего на посадку самолета. После сообщения пилотов по тревоге был поднят весь личный состав отдела внутренних дел по Грозненскому району, и злоумышленника обнаружили в течение часа. Им оказался житель станицы Петропавловская Грозненского района республики 1994 года рождения.
Министр внутренних дел Чечни Руслан Алханов провел «профилактическую беседу с хулиганом и его родственниками», на которой виновник поклялся, что никогда больше не возьмет лазер в руки.
Баловство может обернуться двумя годами за решеткой
В 2011 году Госдума приняла в первом чтении законопроект об уголовной ответственности для людей, ослепляющих пилотов самолетов лазерными указками. Окончательно документ был утвержден шестью годами позже, весной 2017 года.
В Уголовном кодекс РФ появилась статья 267.1 «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств». Согласно ей, совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, наказывается штрафом в размере от 150 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Таким образом, хулиганы, которые решаются на выходки в отношении пилотов самолетов, должны помнить: их деяния могут закончиться реальным лишением свободы.