Что будет если посветить лазером в самолет
Может ли указка ослепить пилота: маленькие лазеры
За последние несколько лет в мире стало регистрироваться огромное количество «лазерных атак» на воздушные суда. Не обошло это явление и Россию — в 2011 году Росавиация насчитала несколько десятков таких случаев. И это еще довольно умеренное количество: в США, например, ежегодно регистрируется почти 3000 случаев воздействия лазерного луча на пилотов. Как правило, для этого используются достаточно мощные лазерные указки — они недороги (порядка нескольких сотен долларов) и широко доступны. Обеспокоенные власти принимают к нарушителям самые жесткие меры — от очень крупных штрафов до многолетнего тюремного заключения. Европейские страны в срочном порядке запрещают использование указок вблизи аэропортов (и даже просто на улицах), фактически приравнивая их к настоящему оружию! В Австралии и Великобритании, например, продажи лазерных указок мощностью более 1 мВт просто запрещены. Но можно ли на самом деле «сбить» самолет, ослепив пилота достаточно мощной лазерной указкой?
Указки как. указки
Определиться с мощностью тоже несложно. Для использования во время проведения семинаров, конференций и других мероприятий в закрытых помещениях вполне достаточно будет 5 мВт. Более мощные лазеры могут представлять потенциальную опасность для зрения и, что тоже немаловажно, своей излишней яркостью вызывать раздражение у зрителей. На открытом воздухе ночью — скажем, при проведении «экскурсий» по звездному небу — тоже будет достаточно 5-мВт зеленого лазера. Но это за городом, где не мешает городская засветка. В городских условиях на относительно светлом небе нужно будет чуть больше — порядка 20−50 мВт. Днем для указаний отдельных деталей архитектуры («обратите внимание на чудесную лепнину в районе пятого этажа соседнего здания!») не лишними будут указки мощностью 50−100, а в яркий солнечный день и все 200−300 мВт. Но помните: такие лазеры уже представляют реальную опасность для зрения, а в окна домов могут смотреть люди!
Даже маломощные лазеры могут представлять опасность для здоровья. Любое устройство, в конструкции которого есть лазер, в обязательном порядке снабжено этикеткой с указанием класса ее опасности.
2/II класс – лазерные указки мощностью до 1 мВт, которые потенциально представляют опасность при длительном воздействии на глаз прямого луча.
3R/IIIa класс – лазерные указки мощностью до 5 мВт, которые представляют опасность при длительном воздействии на глаз прямого луча, либо при воздействии луча, дополнительно сфокусированного оптическими приборами (например, биноклем).
3B/IIIb класс – портативные лазеры мощностью до 500 мВт, которые безусловно опасны при попадании луча в глаза.
4/IV класс – портативные лазеры мощностью свыше 500 мВт, которые потенциально способны вызывать ожоги кожи и травмировать зрение даже отраженным от матовых поверхностей светом.
При использовании лазеров с классом опасности выше IIIa настоятельно рекомендуется использовать специальные защитные очки, рассчитанные на защиту зрения от излучения лазера соответствующего типа. Прямой, отраженный или преломленный Луч лазера ни в коем случае нельзя направлять в глаза. Лазеры класса IV, при попадании прямого луча в глаз с небольшого расстояния, гарантированно вызывают серьезные нарушения вплоть до полной потери зрения, их луч может стать причиной ожогов и пожара.
Фигурное выжигание
Тем не менее в сознании большинства читателей лазеры ассоциируются с «прожигающим» лучом. И вполне справедливо: станки с лазерным раскроем работают на множестве производств, разрезая самые различные материалы — от полимерных пленок до стальных листов. Правда, и мощность лазеров там исчисляется вовсе не милливаттами. Впрочем, прогресс в этой области шагнул настолько далеко, что в настоящее время такой станок можно построить и в домашних условиях. Для этого идеальны мощные полупроводниковые фиолетовые (405 нм) и сине-фиолетовые лазеры (445 нм). Они отличаются хорошим соотношением цены и мощности, а их излучение хорошо поглощается большинством материалов. К тому же, как правило, производители предусматривают в таких портативных лазерах (называть их указками уже не совсем корректно) возможность регулировать фокусировку луча.
Самым интересным из попавших в наши руки однозначно стал сине-фиолетовый (445 нм) лазер мощностью 1 Вт. При тщательном соблюдении техники безопасности этот лазер может стать инструментом для множества научно-популярных экспериментов и отличным развлечением. Необычный цвет, высокая стабильность, регулируемая фокусировка и сокрушающая мощь способны на долгое время заставить забыть обо всех других лазерах! Его луч прекрасно виден в вечернем небе, отраженный от потолка свет легко освещает довольно большую комнату, а при соответствующей фокусировке он легко режет бумагу и за пару минут даже может проделать отверстие в дереве толщиной более 3 мм. К тому же такие лазеры принципиально имеют довольно большую расходимость — в 3−10 раз больше, чем у других типов, но в данном случае это скорее плюс, поскольку снижает опасность для окружающих. Впрочем, большая мощность и малая длина волны приводят к высокой опасности для зрения даже при наблюдении отраженного и рассеянного света, поэтому при работе с этим лазером нужно обязательно использовать защитные очки, отсекающие большую часть опасного излучения.
В качестве импровизированной защиты можно использовать стандартные очки с желтыми фильтрами для повышения контраста (например, стрелковые).
Фиолетовые (405 нм) лазеры мощнее 300 мВт сейчас найти затруднительно, но за счет лучшей фокусировки по своим «зажигательным» способностям они весьма близки к 1-Вт сине-фиолетовому (445 нм) лазеру. На расстоянии 5−10 м 300-мВт фиолетовая указка догоняет одноваттного монстра, а далее и вовсе обходит и при этом стоит дешевле. Однако и прожечь что-нибудь на таком расстоянии можно только в том случае, если и лазер, и мишень будут закреплены неподвижно. Так что пока лазерные копья Звездной Гвардии остаются уделом фантастических сериалов. Кроме выжигания, фиолетовая указка интересна тем, что заставляет ярко светиться многие материалы, подобно ультрафиолетовой лампе. Для защиты зрения от отраженного и рассеянного света также подойдут очки с желтыми светофильтрами.
Все цвета радуги
Неодимовые лазерные указки производятся уже более десяти лет. За это время, несмотря на сложность технологии, ведущие производители успели отточить производство и добиться стабильно высокого качества продукции.
Однако большинство дешевых неодимовых лазеров относится к категории «no name». Их производители зачастую неспособны обеспечить сколько-нибудь стабильные характеристики. Несколько моделей из протестированных редакцией «ПМ» зеленых указок мощностью 100 и 300 мВт показали менее 50% от заявленной мощности. Кроме того, работа многих моделей весьма нестабильна во времени и при изменении температуры, расходимость луча иногда в разы превосходит заявленную. Поэтому рекомендуем протестировать лазер перед покупкой и подробно выяснить вопрос гарантийных обязательств. А вот маломощные 5-10 мВт зеленые указки можно покупать относительно спокойно. Ну а лучше всего не гнаться за дешевизной и взять лазер от известного производителя, дорожащего своей репутацией.
Наконец, даже несмотря на то что классические красные указки мощнее 200 мВт нам найти в продаже не удалось, их не стоит сбрасывать со счетов. У этих лазеров очень высокий КПД, поэтому они очень экономичны, упакованы в компактный корпус и значительно менее склонны к перегреву. Несмотря на большой диаметр луча на выходе, мощности в 200 мВт хватает, чтобы разрезать, скажем, черный полиэтиленовый пакет. К тому же красный — самый «классический» лазерный цвет и при этом самый дешевый вариант.
А вот настоящие синие (473 нм) и желтые (593 нм) указки — эксклюзивный продукт, редкий и дорогой. И если у вас хватит денег на их приобретение, можете быть уверены, что на любой конференции все обратят внимание на луч именно вашей указки. Синие к тому же светят не непрерывно, а импульсами с высокой частотой (порядка 1 кГц), поэтому луч рисует на стене не сплошную, а штриховую линию. По яркости синие указки примерно эквивалентны красным 650-нм, а желтые аналогичны зеленым. Но и цена желтых указок в два с лишним раза выше, чем синих.
Проверяем на себе
Нашлись в редакции и добровольцы, рискнувшие подставить глаза под полуметровое зеленое пятно. (Это относительно безопасно, но повторять наш эксперимент мы ни в коем случае не рекомендуем.) По их словам, с такого расстояния зеленый луч в вечерней темноте казался весьма ярким, но как только он переставал бить прямо в глаза, зрение полностью восстанавливалось без каких-либо остаточных явлений типа плавающих ярких пятен. Опрошенные нами летчики тоже оказались скептиками, объяснив, что ослепить пилота авиалайнера лазерной указкой малореально — попасть в высокорасположенную кабину снизу довольно затруднительно. Тем не менее при удачном попадании (не ослеплении!) на стекло кабины отвлечь пилотов яркий свет вполне способен, а потеря внимания при посадке даже на доли секунды может быть опасной. Особенно для пилотов вертолетов — у них и скорость меньше, и расстояние, с которого производится воздействие, существенно ближе — не сотни метров, а десятки (собственно, среди реально пострадавших от ослепления пока и числятся только пилоты вертолетов).
Вывод таков: лазерная указка, даже достаточно мощная (300 мВт), неспособна с расстояния в несколько сотен метров не то что «прожечь» корпус летательного аппарата (как писали СМИ, падкие на сенсации), но даже и сколько-нибудь серьезно ослепить пилотов. А вот отвлечь внимание засветка от указки вполне может, поэтому в авиации, где даже к потенциальным опасностям относятся крайне внимательно, эту угрозу принимают всерьез.
Насколько опасен хулиган с лазерной указкой?
Луч лазера, направленный на самолет, может ослепить пилота и поставить под угрозу жизнь пассажиров и членов экипажа
Хулиганская выходка с ослеплением лазером пилота самолета авиалиний Virgin Atlantic, взлетавшего в ночь на понедельник из лондонского аэропорта Хитроу, далеко не первая.
По данным Британской ассоциации пилотов (BALPA), в 2015 году примерно половина летного состава подверглась лазерным атакам.
Несмотря на то, что во всех этих случаях обошлось без катастроф, не всегда такие происшествия остаются без последствий.
Так, в ноябре 2015 года при посадке в Хитроу лайнера авиакомпании British Airways второй пилот подвергся облучению мощным лазером и получил серьезное повреждение сетчатки глаза.
Генеральный секретарь BALPA Джим Макослан настроен очень жестко: по его мнению, против лазерных хулиганов впору применять «военную силу».
Что нужно знать о лазерах
Лазеры являются устройствами, которые вырабатывают концентрированный луч света. Но от других источников света, таких как электрическая лампочка, они сильно отличаются.
Лампа дает рассеянное излучение, которое распространяется во все стороны и, следовательно, может осветить комнату.
Лазерный луч производит излучение в узком диапазоне волн, образуя концентрированный, не толще карандаша, луч, который можно направлять на большие расстояния.
Владение таким предметом само по себе не является нарушением закона, однако вступивший в силу в 2010 году британский закон гласит, что если человек преднамеренно светит лазером в глаза водителя или в кабину самолета, то он совершает преступление, за которое может на пять лет отправиться за решетку.
Автор фото, SCIENCE PHOTO LIBRARY
В медицине используются мощные лазеры
В других странах, таких как Австралия, Новая Зеландия и США, лазерные атаки считаются преступлением и караются жестче.
После ряда серьезных инцидентов, связанных с лазерными атаками на пилотов полицейских вертолетов, Национальная служба воздушной полиции Британии настаивает на введении более строгих законов, регламентирующих приобретение и использование лазерных устройств.
А Агентство по охране здоровья предлагает запретить свободное обращение мощных лазеров выше второго класса мощности. Сейчас мощные лазеры можно купить в интернете, заплатив за них от 20 до 500 фунтов стерглингов (30-750 долларов США).
Опасный зеленый цвет
Если вам в глаз направить лазерный указатель, вы ощутите яркую вспышку. Это может отвлечь вас, привести к временной потере зрения в пораженном глазу, а иногда и вызвать так называемое остаточное изображение на сетчатке, то есть оптический обман.
В 2015 году половина британских летчиков подверглась лазерным атакам
Лазеры, используемые для игр, как правило, испускают инфракрасные сигналы.
Человеческий глаз не может видеть лазерный луч с длиной волны выше или ниже определенного уровня.
Наиболее опасные лазеры обычно излучают зеленый свет.
Существует четыре класса лазеров, различающихся по мощности:
Класс 1
Лазеры первого уровня мощности (класс 1 и класс 1M) безопасны и не могут вызвать травму глаза.
Пилотов ослепили лазером
Очередная лазерная атака на самолет произошла в ночь на пятницу в Башкирии. К счастью, самолет успешно приземлился, никто не пострадал. Полиция начала розыск злоумышленников.
Представитель транспортной прокуратуры Башкирии сообщил, что дежурному международного аэропорта «Уфа» поступило сообщение от капитана судна Ту-134, выполнявшего рейс из Самары в Уфу-Сургут, что из поселка Жуково Уфимского района при заходе на посадку в правый бок самолета был направлен лазерный луч зеленого цвета.
По словам оперативного дежурного линейного ОВД в аэропорту «Уфа» Флюра Юзлекбаева, произошло это на высоте 600 метров при заходе самолета на посадку. На борту лайнера находились 23 пассажира и семь членов экипажа. В уфимском аэропорту заявили, что это не первый случай «лазерного хулиганства» в республике. Но официально об этом не сообщают, чтобы не навредить следствию.
За рубежом первые случаи «ослепления» были зафиксированы еще в 2007 году. В прошлом году подобное опасное развлечение приобрело массовый характер, правда, без тяжелых последствий. В 2007 году в США вынесли первый приговор «слепителю»: 47-летнего хулигана за систематическую охоту на самолеты приговорили к 20 годам тюрьмы по статье «терроризм». После этого американские законодатели внесли поправки в федеральный закон об аэронавтике. Теперь «слепителей» приговаривают к штрафу до 100 тысяч долларов или на пять лет отправляют в тюрьму.
Кстати, лазером атакуют не только самолеты. В 2008-м он впервые был применен на футболе: лучом пытались ослепить вратаря во время пенальти. А в прошлом году в греческом парламенте оппоненты ослепили выступающего оратора, не дав ему закончить свою речь. К счастью, глаза его не пострадали.
Некоторые страны, например Норвегия и Швейцария, ввели ограничения на продажа лазерных указок определенной мощностью. В Чехии близ аэропортов установлены знаки, запрещающие пользоваться лазерными указками. А в канадской Оттаве недавно в больницу попал пилот вертолета «скорой помощи». Он получил тяжелую травму сетчатки от прямого попадания лазерного луча в глаз.
Президент же Чечни Рамзан Кадыров объявил о запрете продажи любых лазерных указок и предложил приговаривать «лазерных слепителей» к 10 годам колонии.
Однако в последнее время появилось много скептических комментариев по поводу опасности лазерных атак. Как ни странно, инициаторами таких выступлений стали сами летчики.
Первые публикации на эту тему появились месяц назад в краснодарских СМИ. Почти все пилоты, которых опрашивали местные журналисты, в один голос утверждали, что ослепить пилота на таком расстоянии практически невозможно. Это тоже самое, чтобы попытаться попасть в муху, находящуюся за километр от стрелка.
На форуме avia.ru один из летчиков написал: «Абсолютно бесполезная игрушка. Да, может прожечь дырочку на черном материале с расстояния 10 сантиметров. Но попробуй попади в глаз пилоту на расстоянии 5 километров. А ведь засечь, откуда идет зеленый луч, много труда не надо. Проблема надуманная, и интерес к ней проявляют только недоучившиеся подростки или хронические идиоты. Один мой знакомый купил для охоты на кабанов, ослеплять их. В итоге выкинул в помойное ведро».
Известный летчик-испытатель Вадим Базыкин сомневается в возможности ослепления пилота, находящегося в кабине самолета или вертолета.
Появлением столь опасной «игрушки» обеспокоены и врачи. Ведь уже были отмечены случаи, когда во время различных шоу от применения различных лазерных установок были травмированы зрители. Например, на фестивале техномузыки во Владимирской области около 20 человек получили ожоги сетчатки глаз. У многих же зрителей сгорели матрицы фотокамер.
Штатив и бутылка воды: 8 вещей, с которыми не пускают на борт самолета
Недавно мы рассказывали про предметы, которые нельзя брать в ручную кладь, если путешествуете по России. В комментариях читатели поделились своим опытом поездок и рассказали про вещи, с которыми их не пустили на борт самолета. А еще — про предметы, которые вызывали подозрение у сотрудников службы безопасности.
Фотоштатив
Пинцет для бровей
Брелок из остатков патрона
Мультитул
50 мл крема
Косметический воск
Вода из Duty Free
Перцовый баллончик
Все главные новости — в Чемодане
Эти статьи пригодятся вам, если планируете путешествие:
Хмели, у меня в Париже тоже забрали камамбер, потому что он же «almost liquid»!
Дмитрий, я сама каждый раз поражаюсь, что меня пускают с этой лабудой. Как-то ко мне подмазались 4 взрослых человека типа со мной и моим ребёнком, их мешок еды с кучей напитков тоже пропустили спокойно
Павел, в смысле, штраф?
Margaret, когда я сказал, что мне подарили друзья и я забыл про это, мне было сказано типа друзья такое не дарят друг другу)
Павел, ахаха фортуна явна в тот день повернулась к вам Ж
Ахах недавно летел из Москвы, и забыл поллитровку воды в сумке. Проворонили) Лишнее доказательство, что от всех этих охранников и досмотров больше понтов и показухи, чем пользы
с трекинговыми палками нельзя, зато с перочинным ножом можно)
Недавно летел из Симферополя в Москву. В рюкзаке лежала полуторалитровая бутылка с водой. Никто ни на одном просвечивании даже слова не сказал. Понятно, что это, скорее, исключение и мне типа повезло, но всё же.
Roman, не исключение) У меня такое же было недавно
>> У меня была наполнена многоразовая бутылка
>> Доказать, что эту воду я купила в Duty Free, было невозможно
Это в каком дьюти фри воду платно из крана наливают и без чека?
>> Перцовый баллончик
>> В ручную кладь нельзя, в багаж вроде тоже
Внезапно, но любые баллоны под давлением нельзя провозить в самолёте, тут даже правил особых не надо, это физика максимум 8 класса школы (да и без давления тоже, делать людям на досмотре нечего кроме как ваши ребусы решать).
По теме: кое-как в Домодедово отвоевал электроштопор в ручке. Только после специального досмотра в коморке мне разрешили его пронести, убедившись что он безопасен.
Лазерный мир
Лазер доведет до «зоны». Что грозит за попытку ослепить пилотов самолета?
Рано утром 6 декабря 2019 года в аэропорту Иркутска хулиганы атаковали экипаж заходившего на посадку Airbus A320, совершавшего рейс по маршруту Новосибирск — Иркутск.
Злоумышленники попытались ослепить летчиков при помощи лазера. К счастью, экипажу удалось благополучно осуществить посадку. После доклада командира воздушного судна о ЧП правоохранительные органы начали розыск хулиганов.
К сожалению, подобные попытки ослепления пилотов давно уже не являются редкостью в России. Впрочем, наша страна не первая, кто столкнулся с новым видом хулиганства.
Обратная сторона прогресса
Еще в 1990-х с появлением доступных мобильных устройств, способных излучать лазерные лучи, сначала в США, а затем и в странах Европы стали регистрироваться попытки воздействия на экипажи самолетов. Причем чем доступнее становились бытовые лазеры, тем больше хулиганов пытались применить их не по назначению.
По данным Федеральной авиационной администрации США, с начала 1990-х до 2005 года в Соединенных Штатах было зарегистрировано около 400 случаев ослепления пилотов лазерами. А в 2010 году таких случаев было зафиксировано уже 2836. Как отмечают американские эксперты, рано или поздно шалости подобного рода способны привести к крупной катастрофе.
В 2015 году Британская ассоциация пилотов (BALPA) заявила, что не менее половины британских летчиков хотя бы раз подвергались «лазерным атакам». При этом в ноябре 2015 года второй пилот одного из лайнеров авиакомпании British Airways при посадке в аэропорту Хитроу получил серьезное повреждение сетчатки глаза из-за воздействия лазера.
Еще в 2010 году в Великобритании был принят закон, предусматривающий наказание до пяти лет лишения свободы за умышленное ослепление лазером водителя или пилота. В США с 2012 года, согласно федеральному закону об аэронавтике, хулиганам за подобное деяние грозит штраф до 100 тысяч долларов или лишение свободы до пяти лет.
«На какое-то время вы теряете возможность видеть. Это действительно опасно»
Разумеется, не всякий лазер представляет опасность.
«Лазерные указки бывают очень разные. Есть простые бытовые, а бывают с мощностью до шести километров и больше. Мощные указки — это целые аппараты, почти гиперболоид инженера Гарина. Ослепление пилотов в основном происходит на посадке, когда самолет находится на глиссаде и вблизи земли и населенных пунктов. Попыток ослепить пилотов таким образом было достаточно много. В момент попадания лазера на зрачок происходит то же самое, если вам непосредственно перед глазами фонариком включить очень яркий свет. На какое-то время вы теряете возможность видеть, и нужно порядка 10-30 секунд, чтобы восстановиться. Это действительно опасно», — такое мнение в 2018 году высказал бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов.
В 2012 году в Соединенных Штатах стали давать реальные сроки лицам, ослепляющим пилотов. «Первопроходцем» стал Гленн Стивен Хансен из городка Сен-Клу в штате Флорида, осужденный на шесть месяцев заключения.
В марте 2013 года 19-летний житель Калифорнии Адам Ганденхайр получил 30 месяцев тюремного заключения за ослепление пилотов частного самолета «Сессна» и вертолета полиции Пасадены. Последнего спасли специальные защитные очки, а вот пилотировавший «Сессну» авиатор, согласно материалам расследования, пережил «нарушение зрения, продлившееся нескольких часов».
Суровые меры Рамзана Кадырова
В июле 2011 года глава Чеченской республики Рамзан Кадыров объявил об изъятии из продажи на территории региона лазерных указок. Поводом для такого решения стало задержание в Грозном несовершеннолетнего хулигана, пытавшегося ослепить пилотов заходящего на посадку самолета. После сообщения пилотов по тревоге был поднят весь личный состав отдела внутренних дел по Грозненскому району, и злоумышленника обнаружили в течение часа. Им оказался житель станицы Петропавловская Грозненского района республики 1994 года рождения.
Министр внутренних дел Чечни Руслан Алханов провел «профилактическую беседу с хулиганом и его родственниками», на которой виновник поклялся, что никогда больше не возьмет лазер в руки.
Баловство может обернуться двумя годами за решеткой
В 2011 году Госдума приняла в первом чтении законопроект об уголовной ответственности для людей, ослепляющих пилотов самолетов лазерными указками. Окончательно документ был утвержден шестью годами позже, весной 2017 года.
В Уголовном кодекс РФ появилась статья 267.1 «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств». Согласно ей, совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, наказывается штрафом в размере от 150 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Таким образом, хулиганы, которые решаются на выходки в отношении пилотов самолетов, должны помнить: их деяния могут закончиться реальным лишением свободы.