Что будет если проехать по выделенной полосе
Штраф за езду по автобусной полосе: что надо знать о выделенках
Выделенные полосы для общественного транспорта превратились в ловушки для автомобилистов. Даже после того, как водители привыкли к тому, что на дорогах стало на одну полосу меньше, опасность быть оштрафованными у них осталась. Объясняем, почему от выделенок лучше держаться подальше.
Штраф за езду по автобусной полосе
Каждый регион вправе самостоятельно определять, можно ли обычным водителям ездить по выделенкам и в какие именно дни.
В Москве и Санкт-Петербурге штраф за езду по автобусной полосе составляет 3000 рублей. В регионах — 1500 рублей. Его можно оплатить со скидкой 50%.
Важное обновление статьи
В конце 2020 года в Москве полностью запретили выезд на автобусные полосы, чтобы улучшить ситуацию с общественным транспортом и избежать случайных штрафов среди автомобилистов.
Приведенная в статье информация уже не актуальна.
Сложно уследить за правилами
Выделенные полосы отделяют от дорог сплошной одинарной линией разметки, а для наглядности рисуют на них большие буквы «А». Чтобы водителям было понятнее, что проезд по ним разрешен только по выходным, над полосами устанавливают дорожные знаки «рабочие дни», а также «кирпичи», запрещающие проезд.
В Москве первая автобусная полоса появилась в июле 2009 года на Волоколамском шоссе, в начале января 2011 года спецполосу открыли на проспекте Андропова. Изначально столичные власти разрешили автомобилистам проезд по полосам для общественного транспорта по субботам и воскресеньям.
Однако в дальнейшем водителям оставили только один льготный день для езды по выделенкам — воскресенье. И началась большая путаница. О том, что движение для частного автотранспорта закрыто с понедельника по субботу включительно, водителей стали предупреждать дополнительные таблички с текстом перед съездами на такие полосы. Но водители сначала их не замечали либо просто не обращали на них внимания.
В итоге долгое время неосведомленные автомобилисты не могли понять, почему им приходят пачки штрафов за езду по выделенным полосам по субботам, причем с каждой камеры прилетает по отдельному постановлению.
За проезд через сплошные тоже штрафуют
Кроме крупного штрафа в 3000 руб. неправильное пользование выделенкой может принести еще и большое количество 500-рублевых постановлений. Ведь многие водители считают, что во время льготного периода заезжать на выделенку и съезжать с нее можно в любом месте, пересекая сплошную линию. Это не так: согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП России такое нарушение влечет предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей. Очевидно, что на основании материалов с дорожных камер водители всегда получают только штрафы.
Выделенки упираются в поворотную полосу
Если точно не знать, куда ведет автобусная полоса, можно попасть в ситуацию, когда с нее просто нельзя съехать в нужном месте без штрафа. Так, часто оказывается, что выделенки сворачивают с главной дороги, а ехать прямо запрещает разметка в виде сплошной линии. Перед водителями встает дилемма — уходить на ненужный съезд либо получить гарантированный штраф в 500 рублей, который, правда, можно будет оплатить со скидкой 50%.
Можно получить штраф за остановку в пробке
На выделенных полосах встречаются остановки для общественного транспорта, где стоянка и остановка личных автомобилей запрещена. Запрет обозначают дорожными знаками 3.27.
Согласно ч. 1 ст. 12.19 КоАП нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в Москве и Санкт-Петербурге наказывается штрафом 2500 рублей, в остальных городах — 500 рублей.
Иногда автомобилисты вынужденно встают на таких участках в пробках — если такое «нарушение» заметит камера, а отсматривающий материалы эксперт не сможет правильно оценить дорожную ситуацию, можно получить «письмо счастья». Правда, есть шанс такой штраф все-таки оспорить.
Есть «выделенки», на которые никогда нельзя заезжать
С 2019 года в Москве стало появляться все больше дорог, где движение по выделенкам запрещено в любой день. В их числе — участки от проспекта Мира до Ярославского шоссе, на Можайском шоссе, улице Воздвиженка и Кутузовском проспекте. Также по выходным запретили ездить по выделенкам на Нахимовском и Ломоносовском проспектах, Минской улице, на участке от Нижегородской улицы до Рязанского проспекта.
Также оказалось, что нельзя выезжать на автобусные полосы в районе центральных улиц: Большой Каменный мост, Лубянская площадь, площадь Тверская Застава, Театральный проезд, Охотный Ряд, Моховая улица, улицы Покровка, Маросейка, Варварка, Славянская площадь, улицы Пречистенка, Солянка и Солянский проезд, улицы Сретенка и Большая Лубянка, улица Малая Дмитровка, Долгоруковская улица, Баррикадная улица, Большая Никитская улица и другие.
В праздничный день тоже можно получить штраф
Государственные праздничные дни официально приравниваются к выходным дням. Но можно ли в таком случае считать такой день воскресеньем для выделенных полос и дорожных камер — большой вопрос. В Москве некоторые автомобилисты рассуждают по той же логике, что и в ситуации с самыми дорогими платными парковками в пределах Садового кольца.
Там час стоянки стоит 380 рублей, а платить приходится даже в воскресенье, когда на остальных улицах парковка бесплатна. Но, к примеру, в новогодние праздники даже в таких районах городские власти разрешают за стоянку не платить. Однако такая логика не будет распространяться на автобусные полосы в центре, которые всегда закрыты для проезда.
Получается, что запутаться легко, а выучить все направления выделенных полос просто нереально. Так, на данный момент в столице действует более 60 выделенных полос для общественного транспорта общей протяженностью более 350 километров.
В конце 2020 года к ним добавили еще 40 км. В итоге проще стало игнорировать выделенки, чем каждый раз подолгу высматривать предупреждающие знаки, которые, кстати, не всегда вовремя устанавливают.
Что с автобусными полосами в области
В скором времени полосы для общественного транспорта должны выйти за пределы столицы. Так, летом 2020 года начались дорожные работы и нанесение специальной разметки на выделенных полосах Ярославского шоссе, которые продлят в Московскую область. Плюс ко всему власти прорабатывают варианты вывода выделенок за территорию города и на других важнейших вылетных магистралях.
Как обозначают выделенки: знаки и разметка
Выделенки обозначают знаком 5.14 с изображением автобуса — его действие распространяется на полосу, над которой он расположен. Он действует вплоть до ближайшего перекрестка или до его отмены знаком 5.14.1. Дополнительно о наличии автобусной полосы говорит буква «А», нарисованная на асфальте.
При отделении от основной проезжей части прерывистой линией разметки водителям разрешается перестраиваться на выделенную полосу для поворота. Кроме того, на таких участках разрешена посадка и высадка пассажиров, но лишь в случае отсутствия помех для общественного транспорта.
Табличка 8.5.2 с «молоточками» указывает на то, что выделенка действует только по рабочим дням, а по выходным выезд на такую полосу не штрафуется. Плюс ко всему предусмотрены таблички 8.5.3 и 8.5.4, информирующие водителей о днях недели и времени работы выделенных полос.
Кому можно и нельзя ездить по выделенкам
По автобусным полосам легально может передвигаться общественный транспорт, а также маршрутные такси, операторы которых заключили официальное соглашение с городскими властями.
Кроме того, по выделенкам разрешают ездить таксистам, имеющим соответствующую лицензию, «шашечки» на кузове автомобиля и номерные знаки желтого цвета. Также по выделенным полосам может передвигаться техника коммунальных служб, но только в случаях необходимости их уборки. Наконец, санкции не применяются в отношении водителей скорой помощи, оперативных служб и школьных автобусов.
Депутаты Госдумы периодически выступают с предложением пустить на полосы для движения общественного транспорта автомобили с полностью электрическими силовыми установками, владельцев которых в Москве уже освободили от уплаты транспортного налога. Инициаторы считают, что такая мера даст дополнительный стимул популяризации экологически чистого транспорта. Впрочем, дальнейшего хода такие проекты пока так и не получили.
Как и в случае с мотоциклами, водителям которых тоже планировалось разрешить выезжать на выделенки. При этом еще два года назад московские власти заявили, что не собираются поддерживать данную инициативу, как и аналогичное предложение по автомобилям сервисов каршеринга. Так, глава столичного Дептранса Максим Ликсутов назвал такой проект «крайне небезопасным», подчеркнув, что по таким полосам должен ездить исключительно общественный транспорт и профессиональные водители.
Какой штраф за выделенную полосу для автобусов в 2021 году
Благодаря выделенным полосам общественный транспорт не стоит в дорожной пробке и удобен для пассажиров. Если водитель обычной легковушки объедет по ней пробку, он получит штраф за выделенную полосу для общественного транспорта. Рассказываем, какой штраф за автобусную полосу, можно ли его обжаловать и когда выезд на выделенку разрешен.
Штраф за выезд на полосу общественного транспорта
1500, в МСК и СПб — 3000 руб.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Что такое выделенная полоса для общественного транспорта
По ПДД автобусная полоса — это часть дороги только для пассажирского транспорта. Выделяют ее специально, чтобы горожане без машин быстрее добирались на работу и обратно домой в час пик.
В каких случаях разрешается выезжать на автобусную полосу. По этой полосе могут ехать:
Как обозначается автобусная полоса. Такую полосу на дороге видно по знакам или разметке. На знаках изображен автобус и направление движения. Часто знаки дублирует заглавная буква «А» на асфальте.
Обычно эти знаки дублируются разметкой — заглавной буквой «А». Буква означает, что полоса только для общественного транспорта
В каких случаях можно двигаться по этой полосе остальному транспорту. Такое разрешено только в трех случаях:
Заехать на полосу можно для поворота, посадки и высадки пассажиров, при выезде на главную дорогу
Как камеры отслеживают выезд на полосу общественного транспорта. Часто на полосу смотрят камеры ГИБДД. Бывают стационарные — их крепят на столбах. Есть те, что устанавливают в кабинах пассажирского транспорта.
Если камера увидит, что машина едет по автобусной полосе, то снимет нарушение и отправит в ГИБДД. Там фото рассмотрит инспектор и, скорее всего, выпишет штраф.
Почему над автобусной полосой бывает знак «кирпич». Как правило, «кирпич» дополнен табличкой с указанием полосы — это значит, что полоса только для пассажирского транспорта.
Что означают «молоточки». Эта дополнительная табличка указывает на время действия знака. Например, полоса может быть выделенной для автобусов только по рабочим дням.
Оба сочетания знаков и табличек могут висеть над полосой для пассажирского транспорта. Левый запрещает общее движение, правый — уточняет, когда полоса закрыта для всех
Какой штраф за езду по автобусной полосе
В Москве и Петербурге штраф за проезд по автобусной полосе — 3000 рублей.
В остальных регионах — 1500 рублей.
Кто может выписать штраф. Зафиксировать нарушение может камера или инспектор. В крупных городах камеры ставят в кабину общественного транспорта — автобус едет и фиксирует все, что происходит перед ним и позади него.
Можно ли в выходные ездить по выделенной полосе. Да, если знак «Полоса общественного транспорта» дополнен табличкой, на которой указаны будние дни. В Москве с сентября 2020 года полностью закрыто 73 полосы для проезда любого транспорта, кроме общественного. С ноября закрыли еще 14.
Может ли такси ездить по выделенной полосе
Да, легковые такси могут передвигаться по полосе для автобусов. Выделенки для такси нет, но за проезд по автобусной полосе штраф таксист не получит.
Есть ли штраф за остановку на автобусной остановке
Да, штраф за такое — 1000 рублей.
Исключения — если остановка нужна для посадки или высадки пассажиров либо маневр был вынужденным. Остановка считается вынужденной, если:
В этом случае правила остановки водитель не нарушит.
Как обжаловать штраф за выделенную полосу
Почему выписывают ошибочные штрафы. Во время нарушения водитель мог находиться на отдыхе в другой стране, а машина — в гараже. Камера или инспектор иногда ошибаются. Это бывает в трех случаях:
камера неверно распознала номер, а инспектор не сверил номер с маркой и моделью авто;
из-за плохой погоды знак или разметку не было видно,
водителю пришлось объезжать препятствия, например, упавшее дерево по запрещенной полосе.
Из-за ошибки техники или человека водитель получит несправедливый штраф.
Порядок обжалования. Обжаловать штраф можно в срок до 10 дней со дня, когда инспектор выписал постановление. Дату можно посмотреть в бумажном документе либо при проверке на сайте « Штрафы ГИБДД ».
Дата в красной рамке — день, когда инспектор оформил штраф
Жалобу необходимо оформить на имя начальника отдела, сотрудник которого оформил штраф. Узнать это можно по телефону — он указан на постановлении.
Ответ на жалобу обязаны дать в течение 10 дней
Какие документы понадобятся. Если вас не было месте нарушения, которое вам вменяют, соберите доказательства. Это могут быть билеты на самолет или показания людей, которые были с вами. Если были в командировке — приобщите к жалобе командировочное удостоверение, билеты на транспорт, чеки из гостиницы и справку из бухгалтерии.
К доказательствам не забудьте прикрепить копии документов на машину: прав, полиса, свидетельства о регистрации.
«Выделенка»: правила поведения
В связи со стремительным увеличением числа так называемых выделенок или полос «А» на российских, и в особенности московских, дорогах остро встал вопрос об ограничениях, связанных с этими полосами, а также о санкциях за их несоблюдение. Как ездить и не нарушать? Что грозит за нарушение?
Ответы на эти и другие вопросы читайте в данной статье, подготовленной специалистами компании «Гарант».
Мы благодарим за содействие в подготовке материала пресс-службу ГУОБДД МВД России и лично референта пресс-службы Лейбова Дмитрия Андреевича.
Что такое «выделенка»?
Отметим, что в ПДД четко определено, что полоса для маршрутных ТС в обязательном порядке обозначается дорожными знаками 5.11 (дорога с полосой для маршрутных ТС), 5.13.1 и 5.13.2 (выезд на дорогу с полосой для маршрутных ТС), 5.14 (полоса для маршрутных ТС).
Каковы ограничения «выделенки»?
На дорогах с полосой для маршрутных ТС движение и остановка других транспортных средств на этой полосе запрещены.
Однако если такая полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Также в таких местах разрешено заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части, но только при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
Обратите внимание: пересекать сплошную линию для заезда на выделенную полосу нельзя при любых условиях. Для посадки-высадки пассажиров у обочины придется искать разрывы.
Правила на остановках и около них
Напомним также о положениях ПДД, касающихся остановок маршрутных ТС.
В местах остановок маршрутных транспортных средств запрещены развороты. Также ближе 15 м от мест их остановки, обозначенных разметкой 1.17, запрещены остановка и стоянка. При отсутствии такой разметки нельзя осуществлять остановку или стоянку ближе чем в 15 м от указателя места остановки маршрутных ТС. Однако в указанных случаях допускается остановка для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств.
При этом в населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки.
Ответственность за нарушения
За нарушение правил движения по дорогам с выделенной полосой «А» в настоящее время привлекут к ответственности по ч. 1 ст. 12.16 (Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги) КоАП РФ. В качестве санкции в ней предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа в размере 300 руб.
Будьте внимательны! При указанных нарушениях на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств неприменима ч. 1 ст.12.15 (Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда) КоАП РФ (по которой предусмотрен штраф 500 руб.). Она применяется при нарушениях положений раздела 9 (Расположение транспортных средств на проезжей части) ПДД. В этом разделе ни слова не говорится о полосе для маршрутных ТС. Несмотря на это, известны случаи, когда водителей пытались привлечь к ответственности именно по этой статье КоАП РФ. Но суды и руководство Госавтоинспекции разъясняют, что это неправильно, и отсылают именно к ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ.
Штрафы с 1 июля 2012 года
Автобусная полоса по ПДД и штраф за езду и остановку на ней в вопросах и ответах
Штраф за автобусную
Движение по автобусной полосе может быть связано со сравнительно крупным штрафом ГИБДД. Однако, налагается он не для всех, не в любое время и не за все манёвры. Так, есть категория автомобилей, которые имеют право ездить по этому выделенному ряду, также может быть установлено конкретное разрешённое для проезда по ней время и дни. В этой статьи мы рассмотрим все тонкости заезда, пересечения и остановки и стоянки на автобусной полосе, возможные наказания за это, а также выясним, кто может заезжать на неё без штрафа, когда такая санкция незаконна и другие нюансы правоприменения касательно этого участка дороги.
Как обозначается автобусная полоса на дороге?
Здесь всё достаточно просто. Она может быть отмечена двумя вариантами:
Вот так выглядят соответствующие знаки:
Итак, слева направо:
Обратите внимание, что только знаки прямо несут с собой все требования и запреты ПДД, которые мы будем описывать ниже. Если на данном участке дороги, по которой вы едете, есть только разметка в виде буквы «А» без дорожного знака, то формально требования Правил для автобусной полосы не установлены, и фактически можно считать, что её здесь нет (хотя, на практике этого делать не стоит, конечно же).
Но помимо указанного выше, есть дополнительные возможности обозначения выделенной полосы, которые лишь дополняют правила проезда по ней. Рассмотрим их!
Кирпич
Знак 3.1 может дополнительно вешаться для привлечения внимания к запрету движения по автобусной полосе. В этом случае он обязательно должен применяться вместе с табличкой со стрелкой вниз, которая указывает, что «Кирпич» распространяется исключительно на один ряд, над которым висит это сочетание знаков.
Вот так это выглядит схематично:
Табличка с молоточками
Это ещё одно дополнение к действию «выделенки» для маршруток. Но, в отличие от вышеприведённого «Кирпича», молоточки уточняют не её действие, а время работы. И происходит это по-разному, в зависимости от конкретной таблички.
Звёздочки
А вот шестиконечная звезда красного цвета означает, наоборот, когда запрещается въезжать на автобусную полосу и фактически подразумевает выходные дни (и праздничные).
Слева направо: запрещено двигаться по автобусной полосе с 8.00 до 17.30; нельзя только в выходные дни (субботу и воскресенье), и запрет на выходные, но только в определённый промежуток времени
Если висит только знак «Кирпич»?
Обратите внимание, что может быть ещё такой вариант, когда знака автобусной полосы, который по сути является единственным, знаменующим начало требований ПДД к выделенке, нет, но есть знак «Кирпич» над этим рядом.
В этом случае вам всё равно запрещён выезд на эту полосу. Хоть она и не является автобусной формально, но вы обязаны следовать требованию знака 3.2. Хорошая новость здесь заключается в том, что за нарушение его запрета предусмотрен штраф 500 рублей, что значительно ниже, нежели наказание за автобусную полосу.
Но не всегда есть выделенные автобусные полосы, и тут нужно быть ещё более внимательными.
Очень часто на дорогах в 2 полосы, которые разделены сплошной линией разметки, стоят инспекторы ДПС. Они выбирают место, где автобус или маршрутное ТС останавливается на остановке в пределах полосы, и их не объехать, не выезжая на встречную полосу.
Вот таких нетерпеливых водителей и ждёт наказание по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Даже если вы так много раз ездили или едут все перед вами, не стоит нарушать! Может, именно вас увидят инспекторы и придётся в лучшем случае платить штраф, в худшем – ездить на том самом автобусе от 4 до 6 месяцев.
Собственно, о суммах санкций и поговорим!
Какой размер штрафа за езду по автобусной полосе в 2021 году?
Итак, давайте сначала рассмотрим наказания за езду по выделенке, а ниже – за парковку на ней. И здесь размер санкции может быть разным, и вот от чего это зависит.
Отдельная сумма санкции в Москве и Петербурге
Максимальный размер штрафа установлен за проезд по автобусной полосе в двух столицах России – 3 000 рублей. В данном случае часть 1.2 статьи 12.17 КоАП РФ указывает, что если вы заехали на такую полосу в Москве или Санкт-Петербурге, то для вас будет повышенный штраф.
Штраф для регионов
Если же вы проехали по автобусной полосе в любом другом городе, то ваш карман опустеет на сумму в 2 раза меньше – на 1 500 рублей. Именно такой штраф предусмотрен частью 1.1 статьи 12.17 Кодекса.
А если это встречная автобусная полоса?
А вот здесь уже всё сложнее. Дело в том, что административное право имеет принцип «от общего к частному». В данной ситуации одно нарушение влечёт по сути 2 меры ответственности:
Однако, за одно и то же нарушение ПДД запрещается наказывать дважды (часть 5 статья 4.1 КоАП). Именно поэтому в статье 12.17 вы можете увидеть, что штраф за выделенку налагается во всех случаях, кроме тех, когда есть состав правонарушения по частям 3-5 статьи 12.15 Кодекса. А эти части как раз предписывают наказания за встречную полосу:
Таким образом, за выезд на встречную автобусную полосу наказание будет жёстче, чем на попутную.
Действует ли скидка на штраф?
Но вернёмся к штрафу конкретно за выделенный ряд для маршрутных транспортных средств. На оба наказания действует скидка 50%, если вы заплатите сумму штрафа ГИБДД в течение 20 дней с даты вынесения в вашем отношении постановления.
Таким образом, сумма со скидкой составит в таком случае:
Ловят ли камеры это нарушение?
Да, вполне. Большинство дорожных средств фото- и видеофиксации умеют распознавать пересечение и движение по автобусной полосе. В этом случае владельцу автомобиля приходит соответствующий штраф по почте.
Будет ли штрафстоянка?
Нет. За выезд на автобусную полосу не предусмотрена эвакуация машины.
К слову, она не является отдельным видом наказания, а служит лишь для обеспечения доступа к свободному передвижению, когда стоящая машина мешает, или чтобы не дать продолжить особо грубые нарушения – например, езду в состоянии алкогольного опьянения. Соответственно, спецстоянка назначается совместно с выписанным постановлением по какому-либо нарушению ПДД.
И в нашем случае есть в КоАП РФ статья 27.13, часть 1 которая перечисляет список других норм ответственности, при которых применяется эвакуация. И в списке этом нет штрафа за автобусную полосу: ни в Москве и Питере, ни в других городах, ни в случае даже, если речь идёт о лишении прав за выезд на встречную выделенку.
Ввод полос для МТС в эксплуатацию с бухты-барахты в очередной солнечный день не предусмотрен. Для ввода их в эксплуатацию предусмотрен определенный порядок. Например, в Москве – это Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 №453-ПП «Об организации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств».
Если прочитать его внимательно, то можно увидеть, что ввод в эксплуатацию утверждается приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. И прежде, чем водителя привлечь к ответственности за движение по выделенной для автобусов и троллейбусов полосе, необходимо выяснить, когда она введена в эксплуатацию и каким приказом.
Сколько сумма штрафа ГИБДД за остановку и стоянку на ней?
В КоАП 2021 года также есть статья 12.19, специально предусматривающая ответственность за нарушения правил остановки и стоянки. Однако, в ней мы не найдём наказания за автобусную полосу. Потому как она предусмотрена уже упомянутой нами статьёй 12.17.
И здесь всё ровно также:
Здесь также распространяется скидка 50% и не грозит эвакуация на штрафстоянку.
Кому разрешается езда в общих случаях по ПДД?
Итак, теперь перейдём к выяснению, а кому, собственно, будет положен по закону в 2021 году указанный выше штраф. И пойдём от обратного – определим, какие транспортные средства могут ездить по автобусной полосе.
И таких видов транспорта немало. Разумеется, ошибочным является мнение, вытекающее из самого названия «автобусной» полосы – что по ней можно двигаться только автобусам. Разумеется, нет.
А кому разрешается? Регулирует это правило пункт 18.2 ПДД. Давайте перечислим.
Обратите внимание, что для такси речь идёт именно о законной работе в этой службе – то есть для автомобилей, имеющих лицензию на осуществление этой деятельности, фонарь и шашечки.
А на каршеринге?
Автомобилям каршеринга запрещается заезжать на автобусную полосу. Они формально не являются машинами такси, не осуществляют регулярные маршрутные перевозки, и потому выделенка на них не распространяется.
Более того, многие службы каршеринга за выезд на такую полосу предусматривают отдельный договорный штраф от самого агрегатора. И это, помимо штрафа ГИБДД за выезд на выделенку.
Разрешён ли заезд мопедам и мотоциклам?
Выше мы выяснили, что велосипедистам можно ездить по автобусной. Также многие автомобилисты знают, что во многих пунктах ПДД приравнивают мопеды к велосипедам. Однако, в нашем случае это не так – на мопедах и скутерах и, тем более, на мотоциклах запрещается движение по автобусной полосе.
Можно ли остановиться на остановке на автобусном ряду?
Есть 2 пункта Правил, регулирующий данный вопрос:
В итоге получаем, что вы можете останавливаться на автобусной полосе исключительно для высадки или посадки пассажиров и только в том случае, если заезжаете на неё, не пересекая сплошную линию разметки.
Можно ли остановиться для высадки пассажиров?
Соответственно описанному выше, вы в любом месте имеете право высадить пассажиров, если на данном участке дороги имеется автобусная полоса и если вы при этом не создаёте помех автобусам и троллейбусам. Но только при условии, что она отделена от остальной дороги прерывистой линией, а не сплошной.
Иначе остановка на ней с этой целью запрещается, и будет грозить штраф.
Можно ли поворачивать направо, если справа автобусная?
Теперь рассмотрим довольно распространённую ситуацию: вы едете по дороге с выделенкой, и вам нужно повернуть направо. ПДД обязывают вас при этом занять крайнее положение на проезжей части и, кроме того, двигаться как можно праве при повороте (пункты 8.5-8.6 Правил).
Но в данном случае невозможно занять крайнее положение, не нарушая, ведь там автобусная! Как же быть?
Но и здесь ПДД предусмотрели послабление. Пункт 18.2 буквально предписывает следующее:
Справедливости ради отметим, что второй вариант вы встретите очень редко, и это будет нарушение правил нанесения разметки. Также вы, скорее всего ещё издалека увидите разметку или знаки движения по полосам, и как раз с выделенной будет разрешён поворот только направо (либо прямо и направо).
Однако, в возможности повернуть направо с автобусной кроется и одна недоработка. Дело в том, что маршрутным ТС, велосипедистам и такси (точнее, всем, кому разрешается езда по ней) можно игнорировать знаки движения по полосам.
Это означает, что, если с автобусной разрешён только поворот направо, то автобус, к примеру, может поехать по ней и прямо. А если на этом перекрёстке установлен светофор, где горит отдельно от других разрешающих сигналов одна стрелка направо, то всем легковым машинам придётся ждать, пока для автобуса, который хочет ехать прямо, загорится основной зелёный.
Куда поворачивать направо: на автобусную полосу или на вторую?
А теперь рассмотрим ситуацию, когда вы поворачиваете на другую дорогу, на которой есть выделенка. То есть опять же, ПДД указывают двигаться как можно правее. Можно ли выехать на автобусную в этом случае?
Да, можно. И возможность здесь предусмотрена тем же пунктом 18.2. То есть вы обязаны повернуть на автобусную полосу, если она отделена прерывистой разметкой (с вашей стороны). При этом, вы должны во время движения вдоль прерывистой линии успеть перестроиться на вторую полосу.
Считается ли «А» полноценной полосой и рядом?
Да. Вопрос этот возникает чаще всего, когда Правилами установлены определённые условия движения, зависящие от количества полос на дороге. И в этом случае нигде в ПДД вы не найдёте, что выделенка как-то отдельно учитывается при таком подсчёте рядов. Более того, она прямо так и называется – «полосой».
Пункт 9.4 Правил дорожного движения говорит о том, что вам запрещено занимать крайний левый ряд, если в данном направлении их 3 или более. В том числе в населённых пунктах. И в этом случае учитывается автобусная полоса. То есть, если вы едете по дороге, где справа именно она и только 2 другие обычные, то пункт 9.4 здесь всё равно действует в полной мере.
Можно ли выехать с автобусной через сплошную?
Нет. Разметку 1.1, которая применяется в том числе для отделения от остальной проезжей части выделенки, запрещается пересекать в любых случаях: как при выезде на встречку или перестроения на обычную полосу, так и при заезде на полосу с буквой «А».
ДТП на автобусной полосе – кто виноват?
Здесь отметим самое главное правило при определении виновности. Виноват бывает тот, чьё нарушение ПДД находится в причинно-следственной связи с дорожным происшествием. Если у всех участников ДТП прослеживается такая связь из-за их нарушений, то вина признаётся обоюдной.
Ключ кроется именно в нарушении. В этом и заключается главная тонкость. Если вы перестроились на автобусную полосу, где ехал, например, автобус или троллейбус либо автомобиль такси – любое транспортное средство, движение которого разрешено по ней, то вина очевидна – она будет ваша (при прочих равных). Потому что вы не уступили дорогу при перестроении.
Однако, если по ней ехал другой автомобиль в нарушение ПДД, а вы перестроились через прерывистую, то не всё так просто. Дело в том, что судебная практика 2021 года именно в такой ситуации вполне может «завиноватить» того, кто проехал по ней с нарушением.
Объясним подробнее в логической последовательности терминов в Правилах.
И именно последний пункт не даёт обязанности уступать дорогу нарушителям. Дело в том, что тот, кто не имеет права на движение в намеченном направлении, тот, разумеется, не может иметь и приоритетного права на такое движение. Логично? Да.
Однако, вам может показаться, что мы «высосали из пальца» такие умозаключения, и на практике 2021 года это не работает. А вот и нет! Сам Верховный суд указал именно такую последовательность заключений в своём Постановлении Пленума №20 от 27.06.2019 г. (пункт 14).
Более подробно описанный принцип мы рассматривали в статье про нарушителей, не имеющих преимущество.