Что будет если птица попадет в турбину самолета
Почему птицы сталкиваются с самолетами?
Птицы — это настоящие враги самолетов.
Только в России официально зафиксировано около 7 000 случаев «bird strike» за год — в странах Европы эта цифра доходит до 10 000. Правда, лишь порядка 5% попаданий птиц приводят к повреждению самолетов. Но из-за предосторожности все самолеты после столкновения возвращаются в ближайший аэропорт, а пассажиры пересаживаются на другой рейс с другим экипажем. В редких случаях повреждения оказываются слишком серьезными, и пилоты попадают в нештатные ситуации. Это произошло с Airbus A321 «Уральских авиалиний», который 15 августа 2019 года приземлился на поле близ аэропорта из-за отказа обоих двигателей, вызванного столкновением с птицами.
Airbus A321 «Уральских авиалиний» после посадки на поле, 15 августа 2019 года
Почему птицы сталкиваются с самолетами
Вообще, птицы не летают высоко. Большинство столкновений происходят на высоте ниже 150 метров — то есть как раз при взлете или посадке. Скорость самолета в этот момент ниже, чем на высоте, а быстрые маневры уклонения осуществить трудно. Исход по большей части зависит от того, в какую часть самолета бьется птица.
Наибольшую опасность представляет попадание птицы в двигатель. По стандартам безопасности крупные двигатели должны выдерживать столкновение с птицей весом менее 3,5 кг без опасного и быстрого выброса острых осколков лопастей из двигателей. Фактически большинство двигателей могут проглотить птицу и лишь немного повредить лопасти. Тем не менее это тоже является повреждением: а если птица попадется крупнее, столкновение с ней может вызвать отказ двигателя. Лопасти начнут ломаться одна за другой, что вызовет пожар.
Так выглядит двигатель с повреждениями.
Пилоты могут потушить пожар в двигателе и полностью отключить его, чтобы затем вернуться в аэропорт вылета (если инцидент произошел во время взлета) или завершить посадку с одним работающим двигателем. Все пилоты обучены управлением самолетом с одним двигателем, хотя это очень сложно: приходится переходить полностью на ручные контроллеры и совершать визуальный заход на посадку. Не так давно самолет японских авиалиний был вынужден совершить экстренную посадку в Нью-Йорке, потому что птица ударила в самолет; другой самолет был вынужден вернуться в аэропорт Кардиффа в Уэльсе после того, как птица попала в двигатель.
Подборка видеороликов, где самолеты сталкиваются с птицами
Что будет, если птицы попадут в двигатели самолета
Но совсем другой случай — когда пернатые попадают сразу в два двигателя. В этом случае они, как правило, летают не по одиночке, а стаями, а это уже опасно. Описанный выше сценарий с отказом одного двигателя повторяется на втором, и самолету не остается ничего, кроме как планировать.
Действия пилотов в этом случае напрямую зависят от высоты. Если инцидент произошел на 3-4 тысячах метров, они еще могут развернуть самолет обратно в аэропорт и посадить его (или завершить запланированную посадку), хотя надо признать, что столкновение с землей будет очень жестким — все зависит от умений пилота и его возможности «прочувствовать» многотонную машину. Но если самолет не успел набрать высоту при взлете (до 1 000 метров), птицы попали в оба двигателя и привели к их отказу, пилотам просто не хватит высоты для маневра. В итоге они принимают решение сажать самолет там, где придется — на шоссе, поле (как в случае с бортом «Уральских авиалиний»), воду и любую другую подходящую, если можно так ее назвать, поверхность.
Сколько самолет может пролететь без двигателей
Если лайнер занял эшелон в 10 000 метров, он может планировать на расстоянии 140-150 километров в зависимости от типа воздушного судна. Вот только птицы на такой высоте не летают, поэтому все столкновения происходят гораздо ниже — на высоте ниже 1 000 метров. Этого не хватает даже для того, чтобы планировать 30 километров. Вынужденное планирование может привезти к тому, что нос самолета задерется слишком высоко
Как сажают самолеты без двигателей
Если пилоты понимают, что самолет не сможет дотянуть до ближайшего аэропорта, они принимают решение о посадке на пустырь (при его наличии) или воду (так называемое «приводнение» самолета). В этом им помогает ВСУ — вспомогательная силовая установка. Это небольшой двигатель, оснащенный турбиной, которая вырабатывает энергию, что в свою очередь активирует действие всех необходимых для работы агрегатов самолета — от рулей управления и высоты до приборной панели.
Одним из ярких примеров приводнения является аварийная посадка A320 на Гудзон, которая произошла 15 января 2009 года. Авиалайнер компании US Airways через 1.5 минуты после взлёта столкнулся со стаей канадских казарок, и у него отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолет на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек (150 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили. Самолет как раз успел набрать высоту 975 метров: этого хватило на то, чтобы развернуть лайнер, взлетавший на север, на юг, спланировать над рекой Гудзон, не задев мост Джорджа Вашингтона, и приводнить лайнер. Впоследствии по этим событиям был снят художественный фильм «Чудо на Гудзоне».
Приводнение самолета на Гудзон, 15 января 2009 года
На самом деле если попробовать воспроизвести такую ситуацию на авиасимуляторе, пилотам в большинстве случаев удастся вернуть лайнер в аэропорт вылета. Проблема в том, что в симуляторе на принятие решения дается всего 5 секунд (а такие ситуации отрабатываются только на симуляторах). В реальности же пилотам требуется на это 20-30 секунд из-за стрессовой ситуации. Поэтому часто пилотам уже не хватает времени, чтобы посадить самолет без происшествий.
Всего известен 21 случай управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду, в 10 из которых при посадке никто не погиб. Один из них — посадка Ту-124 на Неву — авиационное происшествие, случившееся в Ленинграде (Санкт-Петербурге) 21 августа 1963 года. Правда, в том случае проблема была не с птицами: из-за дефекта самолета топливо не поступало в двигатели, и они остановились.
Посадка на поле является еще более сложной — пилотам необходимо учитывать неровность рельефа поверхности и рассчитать правильную скорость, чтобы не допустить сваливание самолета и сесть «на брюхо» как можно мягче. Такая посадка производится без выпущенных шасси, поскольку стойка шасси при неровной поверхности может повредить топливные баки. Последнее может привести к воспламенению самолета, как это произошло с авиалайнером Sukhoi Superjet 100-95B. 5 мая 2019 года во время посадки лайнер получил повреждения, ставшие причиной возникновения пожара (стойка шасси пробила бак с топливом), в результате которого самолёт частично сгорел.
Так что 15 августа 2019 года пилоты A321, можно сказать, совершили чудо.
Что будет, если птица попадет в самолет
Не только двигатели подвергаются риску при попадании птиц. Окна в кабине пилотов тоже могут разбиться. Но делают их из трех слоев ламинированного акрила и стекла, спроектированных так, чтобы выдерживать град в сердце бури, поэтому птицы не представляют для них проблему. Наличие множества слоев также обеспечивает герметичность самолета даже в случае повреждения внешних слоев. Также пилотов обучают включать нагрев стекла, чтобы лед не намерзал на высоте, перед взлетом; так стекла становятся мягче и более устойчивыми к ударам. Подробнее об этих технологиях можно узнать в нашем новостном канале.
Хотя, иногда птицы все же прорываются — особую опасность представляют гуси и орлы, которые весят больше 5 кг.
Неприятно, когда после посадки самолет выглядит так.
Почему двигатели не закрывают решеткой от птиц
Довольно часто возникает предположение, что двигатели должны быть защищены решеткой, но это не так просто сделать. Проблема в том, что для того, чтобы эффективно заблокировать птицу на скорости 800 километров в час, сетка должна быть весьма прочной и толстой, но это помешает поступлению воздуха в двигатель. Двигатели эффективны, потому что тщательно спроектированы, чтобы задействовать тончайший воздух на высоте, поэтому минусы защитной решетки перевешивают плюсы. Да и при попадании такой сетки в двигатель последствия могут быть гораздо более плачевными, чем от столкновения с птицами.
Как не допустить столкновение птиц с самолетом
Такие стаи птиц редкость, но достаточно даже одной, чтобы сломать двигатель самолет.
И самолеты, и аэропорты оборудованы специальными устройствами, издающими отпугивающие птиц звуки. Но, как видно, этого не хватает — даже акустические пушки и пиротехника не гарантируют того, что загульные пташки не окажутся на лобовом стекле или в двигателе самолета. Поэтому птицы регулярно встречаются с самолетами, и окончательного решения этой проблемы пока не найдено.
Немалую опасность также представляют дроны — если столкновения с птицами являются случайными, то пилоты квадрокоптеров зачастую специально летают около аэропортов. В декабре 2018 года аэропорт Гатвик на юге Англии не работал на протяжении 36 часов из-за внезапно появившихся на небе дронов. Из-за опасности столкновения пассажирских самолетов с беспилотниками было отменено около 1000 рейсов, вследствие чего более 140 000 человек были вынуждены десятки часов ждать возобновления работы. Беспилотники, летающие вблизи аэропортов, действительно опасны. Столкнувшись с небольшим дроном самолет может потерпеть крушение.
На данный момент исследователи из Великобритании, а также со всего мира работают над различными датчиками и материалами, которые смогут самостоятельно оценивать состояние самолета и устранят необходимость прерывать полет после столкновений с птицами. Идея заключается в том, чтобы создать беспроводную систему, которая может определить место и силу повреждений. В конечном итоге пилоты смогут получить информацию о возможности безопасного продолжения полета после удара, поскольку каждый возврат в аэропорт экономически невыгоден для авиакомпании. При более серьёзных повреждениях система будет передавать данные о них на Землю, чтобы техники к моменту посадки уже знали, какие запчасти нужны.
А пока такой системы нет, предупредительные звуки и тщательное обучение пилотов будут оставаться нашей единственной защитой против попаданий птиц.
Птицы в турбинах. 5 крупнейших авиакатастроф, случившихся из-за птиц
«Жаворонки попадают в сопла… Глохнут моторы… Самолеты падают…» — эти слова писателя Сергея Довлатова из книги «Соло на ундервуде», к сожалению, актуальны до сих пор. Но сегодня утром они сбылись лишь на две трет: Airbus A321, двигатели которого отказали после столкновения с чайками, приземлился успешно.
Еще 10 лет назад Международная организация гражданской авиации (ИКАО) ежегодно регистрировала в мире в среднем 5400 столкновений птиц с самолетами. С 1988 года из-за пернатых в турбинах самолетов погибли более 200 человек.
По статистике ИКАО, более четверти столкновений происходит во время разбега самолета и набора высоты, а также при посадке, то есть непосредственно в зонах аэродромов. «360» вспомнил самые страшные авиакатастрофы, причиной которых стали птицы.
1969, Ил-14 под Махачкалой. 17 погибших
Вечером 10 декабря 1969 года самолет Ил-14П летел из Тбилиси в Махачкалу. На борту были 12 пассажиров и пять членов экипажа. Почти сразу после взлета земля потеряла связь с самолетом. Полет продолжался всего четыре минуты.
Обнаружили обломки судна на следующий день в Каспийском море, в восьми километрах от берега. Все 17 находившихся на борту человек погибли. На высоте около 400 метров в турбину самолета попали птицы, пилоты потеряли управление — и самолет упал в море.
1962, Vickers Viscount под Элликотт-Сити, 17 погибших
Рейс от 23 ноября 1962 года стал для авиалайнера Vickers 745D Viscount последним. Самолет следовал из Ньюарка в Вашингтон. Пилоты должны были сбросить высоту — с земли им поступило предупреждение о том, что на пути могут оказаться стаи птиц.
На высоте шесть тысяч футов самолет столкнулся со стаей лебедей. Одна из птиц попала в турбину, из-за чего пилоты потеряли управление. Самолет разбился под Элликот-сити, Мэриленд. Погибли все 13 пассажиров и четыре члена экипажа.
1996, Lockheed C-130H Hercules под Эйндховеном, 39 погибших
Военно-транспортный бельгийский самолет Hercules CH-06 был забронирован голландскими ВВС для перелета духового оркестра из Италии в Нидерланды. В день катастрофы, 15 июля 1996 года, этот самолет совершил несколько рейсов.
Борт разбился в аэропорту Эйндховена. На борту находился 41 пассажир: четыре бельгийских члена экипажа и 37 музыкантов Королевской армии Нидерландов. Во время посадки в турбины самолета попала стая скворцов. Судно врезалось в землю и вспыхнул пожар, захвативший кабину и носовую часть самолета. В результате аварии погибли все члены экипажа и 34 пассажира. Еще семеро получили ранения, но остались живы.
1988, Boeing 737 под Кахулуи. 35 погибших
Днем 15 сентября 1988 года Boeing 737 «Эфиопских авиалиний» вылетел из Бахар-Дара в Асмэру. По данным Сети авиационной безопасности, эта катастрофа стала второй по количеству жертв в истории. После взлета в оба двигателя самолета попала стая голубей, двигатели перегрелись. Один из них отказал сразу. Пилоты вынуждены были вернуться в аэропорт Бахар-Дара и посадить самолет.
Громкий хлопок при взлете А-321 попал на видео. Это чайки угодили в двигатель
На борту Boeing 737 в тот день находились 104 человека, включая шесть членов экипажа. В результате жесткой посадки самолет загорелся, погибли 35 пассажиров.
1960, L-188 в Бостоне. 62 погибших
Вечером вторника, 4 октября, 1960 года в Бостоне, Массачусетс, произошла самая крупная в истории авиакатастрофа, причиной которой стала птица, попавшая в турбину самолета. Авиалайнер L-188 летел из Бостона в Филадельфию, на борту были 67 пассажиров и пять членов экипажа.
Самолет не пробыл в воздухе и двух минут, когда столкнулся со стаей скворцов. Птицы попали в турбины, и несколько двигателей отказало. Самолет разбился в Бостонской бухте. Пережить этот полет было суждено только десятерым.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |