Что будет если резко затормозить
Чем опасно резкое торможение?
Большинство современных автомашин легко и быстро могут развивать высокую скорость. При движении с высокой скоростью, автолюбителю важно знать и уметь пользоваться несколькими вариантами снижения скорости. От этого, очень часто зависит безопасность его самого, пассажиров и других участников дорожного движения.
Специалисты подразделяют несколько вариантов торможения:
Резкое торможение автомобиля
Под резким торможением автомашины понимается сильное снижение скорости движения за счет включения в работу тормозной системы, путем одновременного сильного нажатия на педаль тормоза и удержания ее в нажатом положении.
Применять такой способ не крайне желательно, за исключением возникновения экстремальной дорожной ситуации.
Наиболее часто такой остановкой рефлекторно пользуются автоводители с небольшим стажем и опытом вождения при возникновении, каких-либо нештатных ситуаций на дороге.
Опытные водители прибегают к таким действиям лишь в крайних случаях, так использование такого способа торможения может быть зачастую более опасным и менее эффективным, чем применение других вариантов.
Опасность резкого торможения
При таких действиях, у автомобиля происходит блокировка колес с резким увеличением силы трения. От сильного трения происходит оплавление верхнего слоя автопокрышки, по этой причине снижается сцепление с дорогой.
При этом, увеличивается тормозной путь фактически происходит возникновение эффекта аквапланирования на оплавленной резине и автомашину может занести.
В целом ряде случаев, занос автомобиля более опасен, по сравнению с возможным столкновением, ведь при заносе водитель теряет полный контроль над своей машиной. Таким образом, пытаясь быстро остановиться, можно создать еще более сложную дорожную ситуацию.
Негативными последствиями резкого торможения являются:
Тормозим правильно
Наличие в конструкции автомобиля антиблокировочной системы помогает предотвратить ряд возможных негативных проявлений при попытке резкого снижения скорости, так как данная система не позволяет заблокировать колеса, но она не может снизить риск возникновения аварийной ситуации при езде по ухабистой дороге или при проколе шины.
Поэтому, для быстрой остановки в экстренных случаях лучше всего использовать ступенчатый способ остановки автомобиля. При таком способе, водитель допускает кратковременную блокировку колес, затем их отпускает, следующим действием опять блокирует и снова отпускает. Таким образом, он получает самый минимальный тормозной путь.
Из-за экстренного торможения произошло ДТП: всегда ли виноват тот, кто сзади?
ДТП из-за торможения
Главный итог таких аварий на практике – виновен тот, кто сзади. Это, к сожалению, наиболее распространённый, но в то же время самый лишённый желания сотрудников ГИБДД выполнять свою работу вердикт. Но не всегда в ДТП, где впереди едущий автомобиль применил экстренное торможение, а сзади едущий допустил столкновение, должно заканчиваться полным признанием вины именно в несоблюдении дистанции задним. О ситуациях таких происшествий, их итоге и схемах таких аварий и поговорим в этой статье!
Что говорит законодательство 2021 года о таких ДТП?
Водитель не должен создавать своими действиями опасности для движения и должен вести машину так, чтобы быть готовым в любой момент остановиться. Это наиболее общие и основные тонкости Правил дорожного движения.
А вот более конкретные пункты, которые фигурируют в исходах таких происшествий:
Давайте немного подробнее остановимся на данных нормах законодательства.
Пункт 10.5
Согласно ПДД, ДТП – это любое событие с участием автомобиля, в результате которого причинён материальный вред или пострадали/погибли люди. Это означает, что вы можете резко тормозить не только чтобы избежать столкновения с другим впереди двигающимся авто, но и с человеком, животным.
Сюда также относится, к примеру, резко ухудшившееся самочувствие водителя или возникшая неисправность, например, рулевой системы.
А вот список случаев, когда вы нарушили 10.5:
Но что самое главное, в ПДД нет чёткого определения экстренного торможения и не даётся ответа, насколько активным должно быть замедление, чтобы приобщить его к резкому. Ни наличие юза, ни «нога в пол» не делают торможение экстренным. Поэтому критерий определяется непосредственно рассматривающим дело лицом или судьёй, определяя наличие состава в нарушении пункта 10.5.
Пункт 9.10
Это более простой пункт, но и здесь есть свои тонкости. Если со случаями, когда впереди едущая машина резко затормозила, и в него сзади «прилетели», то здесь чаще всего всё без вопросов.
Другая ситуация – впереди едущее авто не просто тормозило, а само не соблюдало дистанцию и въехало в стоящий автомобиль, в результате чего остановилось не просто экстренно, а внезапно – раньше, чем если бы применило резкое торможение. Или вовсе из-за этого откатилось назад.
И вот во втором случае ситуации разборов таких ДТП бывают очень и очень спорные, и нередко виновным оказывается именно тот, кто оказался посередине в примере выше.
Пункт 10.1
Здесь есть лишь один нюанс. Даже если вы соблюдаете дистанцию, следуя за автомобилем, но тот превышает скорость, то вы, передвигаясь с той же скоростью, тоже нарушаете.
Пункт 1.5
Это общая норма, которая запрещает, в частности, подрезать и «учить» других водителей и иным образом создавать умышленно вред и даже риск нанесения вреда.
Авария с резким торможением – кто виноват?
Итак, давайте теперь в ситуациях рассмотрим различные обстоятельства таких аварий, в зависимости от конкретного транспортного средства, причин торможения, расположения транспортных средств и других факторов.
Торможение без причины – признак. виновности ли?
А начнём мы с главного практического правового аспекта в этом вопросе и выясним, как вообще суды устанавливают степень виновности в ДТП. Обратите также внимание, что вину в аварии инспекторы не уполномочены вообще устанавливать – они лишь выявляют нарушившего водителя и выносят в его отношении административный материал. Этот материал принимают страховщики по ОСАГО, поэтому такое дело можно назвать упрощённым.
Когда же дело доходит до обоюдной виновности с долями вины, отличными от 50/50, то здесь решает исключительно суд.
Самый главный вопрос, который ставит судья (перед собой, а иногда и перед экспертами-автотехничеками) при определении степени вины участников ДТП – чьё нарушение в большей степени привело к ДТП. Если ещё понятнее, то: отсутствие нарушения ПДД какого из водителей более вероятно или даже со 100-процентной вероятностью позволило бы избежать происшествия?
К чему мы это всё? А к тому, что в ситуации, когда спереди двигающийся автомобиль начал резко тормозить без причины, чаще всего оба нарушают Правила:
В данном случае, задавая самим себе указанный выше вопрос в конкретно вашей ситуации, может стать понятно, чья же вина в большей степени привела к ДТП.
Не принимая во внимание каждый отдельный случай, отметим лишь, что здесь очевидная равная степень виновности:
С другой стороны, в судебной практике 2021 года практически во всех случаях вину полностью признают за едущим сзади. Увы, но дело здесь не в устоявшейся абсурдной позиции «кто сзади, тот и виновен», а в том, что внезапно начавший останавливаться водитель ни за что не укажет правду в суде – что он экстренно тормозил без причины. Вместо этого он может указать, что дорогу перебегала кошка, к примеру (но наличие у вас видеорегистратора может лишить смысла такой его обман) или даже что возникла неисправность в его машине или ему самому стало внезапно плохо. И никаких справок из больниц или актов выполненных работ из автосервисов судья не запросит, будьте уверены!
«Учитель» не всегда прав!
Речь о простой ситуации:
Здесь ключевую роль играет наличие доказательной базы у вас, ведь «учитель» обязательно будет утверждать, что двигался по вашей полосе уже долгое время, но тут внезапно на дорогу выбежал единорог, потому то ему и пришлось применить экстренное торможение, в результате чего произошло ДТП. А не очень хотящие работать должностные лица посмотрят, почешут затылок и резюмируют пресловутое «кто сзади, тот и виноват».
Причём, свидетели в большинстве случаев играют слабую роль, особенно, если это ваши же пассажиры – судьи считают их заинтересованными в исходе дела лицами.
А вот что важно – запись с регистратора. Но и при отсутствии таковой в качестве первых действий при таком происшествии во время ожидания сотрудников ГИБДД осмотрите здания, столбы и сооружения вокруг на предмет наличия камер наружного наблюдения. Если увидите, узнайте, кому принадлежит камера, подайте запрос на сохранение видеоролика (нередко вам пойдут навстречу даже в госорганах), а приехавшим сотрудникам укажите, что там-то висит камера, и, возможно, на ней есть запись аварии. Затем либо отдельным ходатайством, либо в объяснениях укажите на необходимость запроса видеозаписи и приобщения к материалам дела.
По результату такого вашего запроса инспекторы могут возбудить административное расследование в целях установления нарушения. Но это ещё не значит, что они будут в поте лица запрашивать видео – придётся их в этом деле подгонять. Как? К сожалению, раскрыть этот вопрос не представляется возможным. У всех свои методы – от обивания порогов ГАИ до жалоб в прокуратуру – но и эти методы чаще всего действенны.
Если подрезали и затормозили
Ситуация выше актуальна и в случае неумышленного подрезания перестроившимся водителем.
Например, вы соблюдали дистанцию 20 метров на трассе, считая её достаточной для того, чтобы в случае чего успеть остановиться. Но в вашу полосу перестроился из соседней другой автомобиль. Теперь у вас дистанция 10 метров, например. Вы не успеваете её увеличить, как поток начинает экстренно тормозить, и вы въезжаете во впереди двигающуюся машину.
Здесь ровным счётом алгоритм действий тот же – иметь/приобрести видеорегистратор, искать камеры наружного наблюдения, искать свидетелей (крайне желательно сразу опросить других остановившихся для оказания помощи или просто поснимать на смартфон водителей на предмет наличия у них записи вашего ДТП).
«Паровозик»
Более сложная для разбора ситуация – это когда впереди едущий не просто резко тормозил, а въехал в уже остановившееся транспортное средство или же вообще столкнулся влобовую.
Это единственный случай, когда о дистанции речи не может идти – но только если вы её, действительно, соблюдали. Дело в том, что вашей вины в том, что произошло такое ДТП, нет. И логика здесь несложная: если бы впереди двигающийся влетел влобовую в Камаз и его вовсе откинуло назад на 10-20 метров, то могла бы быть здесь дистанция?! Именно поэтому ПДД коррелируют опасностью, которую водитель в состоянии обнаружить.
Но и здесь ситуации бывают разные. Самое важное для вас в этом случае – чтобы сотрудники ГИБДД, приехавшие на место ДТП, не оформили его как 2 и более аварии (ведь участников 3 и более). То есть первое происшествие – когда кто-то (не вы) влетел в другой автомобиль, а потом вы влетели в того, кто въехал – это вторая авария. И в этом случае доказать виновность первого будет уже сложнее, так как причинно-следственная связь вашего столкновения и столкновения переднего будет отрезана временными рамками.
Судебная практика
Она очень разная, а Верховный суд такие дела в нужном нам контексте не рассматривал, давая больше общие комментарии. Более того, нет судебных решений, где впереди едущий водитель бы сознался, что резко тормозил, но кое-что полезное для вас всё же есть.
5 причин почему резкое торможение вредит машине
Запрет резкого торможения регламентируется на законодательном уровне (пункт 10.5 ПДД). Исключение составляют ситуации, когда это необходимо для предотвращения аварийных ситуаций. Сам факт резкого торможения также может спровоцировать создание таких ситуаций, но помимо этого такие действия могут способствовать изнашиванию ресурсов автомобиля и приводить к развитию рядя серьезных неисправностей в различных системах.
Как тормозить правильно
Основная ошибка любого водителя с любым стажем – стремление резко затормозить при попадании в аварийную или просто опасную ситуацию. Это естественная рефлекторная реакция организма, которая часто оправдана, а в ПДД прямо указывается, что водитель обязан в таких ситуациях любыми силами предотвратить движение транспорта.
Следует понимать разницу между «быстрой и немедленной остановкой» и «резким торможением». В первом случае важно правильно рассчитать траекторию дальнейшего движения автомобиля и максимально быстро, но не резко сбросить скорость. Во втором случае происходит экстренная блокировка колес, что приводит к потере управления, и даже если дальнейшую траекторию движения удается примерно предугадать, негативных последствий может быть больше.
Вне зависимости от ситуации не следует допускать блокировку колес: только до тех пор, пока они свободно крутятся, водитель может управлять движением. Сохранить контроль над ситуацией в таких случаях помогут такие советы:
Рекомендации профессионалов
Желательно выработать привычку профессиональных автогонщиков – тормозить носком правой ноги, одновременно перенося пятку на педаль сцепления. Это позволит быстро понижать передачи и сделать остановку более плавной. Все рекомендации бесполезно воспринимать на уровне теории.
Следует осваивать прерывистое торможение на практике, предварительно определив для этого участок дороги, где не будет других автомобилей и людей. У каждого автомобиля есть индивидуальные особенности, которые нужно учитывать при вождении, поэтому все значения в рекомендациях по прерывистому торможению – приблизительные и могут варьироваться в зависимости от марки, возраста и других особенностей транспортного средства.
Как правильно среагировать, если авто спереди резко тормозит и возможно ДТП?
Неординарные ситуации на дорогах происходят постоянно. Порой водителю приходится экстренно тормозить, чтобы избежать аварии. Но далеко не всегда можно среагировать правильно и быстро.
Вспоминаем автошколу
Представьте, кто-то перед вами резко затормозил, а вы не успели нажать на педаль тормоза и влетели в зад машине. Виноваты будете именно вы, несмотря на то, что впереди едущий нажал на тормоз — это же вы не выбрали безопасную дистанцию до другого авто.
Помните, как в автошколе учили — соблюдайте дистанцию, не прижимайтесь к впереди едущему авто, когда останавливаетесь на светофоре, тормозите так, чтобы вы видели задние колеса впереди стоящей машины. Но многие об этом просто забывают, ведь приходит опыт, и уходит чувство ответственности, многое делается на автомате. Есть и просто любители потолкаться и приблизиться к другой машине на такое близкое расстояние, что и до мелкого ДТП в виде тычка недалеко.
Будьте внимательны!
Будьте внимательны зимой и в мокрую дождливую погоду — в это время нужно увеличивать дистанцию между вашим авто и впереди идущим. Ведь один водитель затормозил, чтобы избежать аварии, а тот, кто ехал за ним, не среагировал, и пошло — поехало. Цепочка врезавшихся может вырасти. И виноваты будут те, кто не соблюдает дистанцию.
Если впереди едущий автомобиль резко затормозил, вам ничего не остается, как нажать до упора педаль тормоза. Благо если есть АБС, система вам поможет.
Советы в экстренной ситуации
А как быть, если затормозить уже не получится?
Могут ли оштрафовать водителя за экстренное торможение
Начнем с того, что в ПДД отсутствует определение экстренного или резкого торможения, хотя подобные формулировки встречаются неоднократно. Например, в пункте 6.14 указано, что водителям, которые при включении желтого сигнала светофора не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение.
Как в такой ситуации будет определена неизбежность экстренного торможения, не совсем понятно — ведь это может стать причиной спорной ситуации. Водитель будет утверждать, что проехал на желтый сигнал строго в соответствии с указанным пунктом. А сотрудник ДПС запросто может настаивать, что тому ничего не мешало остановиться без экстренного торможения. В результате водителю грозит штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора в размере 1000 рублей (пункт 12.12 КоАП).
Кроме того, несмотря на отсутствие определения понятия «резкого торможения», ПДД в двух местах напрямую запрещает водителям этот маневр.
Пункт 2.7 указывает на него, как на признак опасного вождения, если его приминение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Отдельно на ту же тему говорится еще в одном месте — п. 10.5 запрещает резко тормозить — опять же, если речь не идет о спасении от аварии.
Наверняка всем водителям знакома ситуации, когда в экстремально останавившийся автомобиль влетает сзади идущая машина. Несмотря на наличие в ПДД прямых запретов на резкое торможение, чаще всего виновником описанной аварии становится тот, кто двигался сзади. Как правило, ему инкриминируется пункт 9.10 ПДД, который обязывает водителя соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения. Неслучайно подобную ситуацию провоцируют мошенники, организуя подставы: ведь им достаточно резко затормозить в плотном потоке — и жертва на крючке.
Тем более, что штрафа за резкое или экстремальное торможение российским законодательством до сих пор не предусмотрено. Речи о необходимости введения ответственности за опасное вождение сотрясают общественный воздух уже не первый год. Одако законопроект с внесением поправок в КоАП, предусматривающих за это штраф в размере 5000 рублей, по-прежнему лежит нетронутым.