Что будет если резко затормозить на высокой скорости
Чем опасно резкое торможение?
Большинство современных автомашин легко и быстро могут развивать высокую скорость. При движении с высокой скоростью, автолюбителю важно знать и уметь пользоваться несколькими вариантами снижения скорости. От этого, очень часто зависит безопасность его самого, пассажиров и других участников дорожного движения.
Специалисты подразделяют несколько вариантов торможения:
Резкое торможение автомобиля
Под резким торможением автомашины понимается сильное снижение скорости движения за счет включения в работу тормозной системы, путем одновременного сильного нажатия на педаль тормоза и удержания ее в нажатом положении.
Применять такой способ не крайне желательно, за исключением возникновения экстремальной дорожной ситуации.
Наиболее часто такой остановкой рефлекторно пользуются автоводители с небольшим стажем и опытом вождения при возникновении, каких-либо нештатных ситуаций на дороге.
Опытные водители прибегают к таким действиям лишь в крайних случаях, так использование такого способа торможения может быть зачастую более опасным и менее эффективным, чем применение других вариантов.
Опасность резкого торможения
При таких действиях, у автомобиля происходит блокировка колес с резким увеличением силы трения. От сильного трения происходит оплавление верхнего слоя автопокрышки, по этой причине снижается сцепление с дорогой.
При этом, увеличивается тормозной путь фактически происходит возникновение эффекта аквапланирования на оплавленной резине и автомашину может занести.
В целом ряде случаев, занос автомобиля более опасен, по сравнению с возможным столкновением, ведь при заносе водитель теряет полный контроль над своей машиной. Таким образом, пытаясь быстро остановиться, можно создать еще более сложную дорожную ситуацию.
Негативными последствиями резкого торможения являются:
Тормозим правильно
Наличие в конструкции автомобиля антиблокировочной системы помогает предотвратить ряд возможных негативных проявлений при попытке резкого снижения скорости, так как данная система не позволяет заблокировать колеса, но она не может снизить риск возникновения аварийной ситуации при езде по ухабистой дороге или при проколе шины.
Поэтому, для быстрой остановки в экстренных случаях лучше всего использовать ступенчатый способ остановки автомобиля. При таком способе, водитель допускает кратковременную блокировку колес, затем их отпускает, следующим действием опять блокирует и снова отпускает. Таким образом, он получает самый минимальный тормозной путь.
5 причин почему резкое торможение вредит машине
Запрет резкого торможения регламентируется на законодательном уровне (пункт 10.5 ПДД). Исключение составляют ситуации, когда это необходимо для предотвращения аварийных ситуаций. Сам факт резкого торможения также может спровоцировать создание таких ситуаций, но помимо этого такие действия могут способствовать изнашиванию ресурсов автомобиля и приводить к развитию рядя серьезных неисправностей в различных системах.
Как тормозить правильно
Основная ошибка любого водителя с любым стажем – стремление резко затормозить при попадании в аварийную или просто опасную ситуацию. Это естественная рефлекторная реакция организма, которая часто оправдана, а в ПДД прямо указывается, что водитель обязан в таких ситуациях любыми силами предотвратить движение транспорта.
Следует понимать разницу между «быстрой и немедленной остановкой» и «резким торможением». В первом случае важно правильно рассчитать траекторию дальнейшего движения автомобиля и максимально быстро, но не резко сбросить скорость. Во втором случае происходит экстренная блокировка колес, что приводит к потере управления, и даже если дальнейшую траекторию движения удается примерно предугадать, негативных последствий может быть больше.
Вне зависимости от ситуации не следует допускать блокировку колес: только до тех пор, пока они свободно крутятся, водитель может управлять движением. Сохранить контроль над ситуацией в таких случаях помогут такие советы:
Рекомендации профессионалов
Желательно выработать привычку профессиональных автогонщиков – тормозить носком правой ноги, одновременно перенося пятку на педаль сцепления. Это позволит быстро понижать передачи и сделать остановку более плавной. Все рекомендации бесполезно воспринимать на уровне теории.
Следует осваивать прерывистое торможение на практике, предварительно определив для этого участок дороги, где не будет других автомобилей и людей. У каждого автомобиля есть индивидуальные особенности, которые нужно учитывать при вождении, поэтому все значения в рекомендациях по прерывистому торможению – приблизительные и могут варьироваться в зависимости от марки, возраста и других особенностей транспортного средства.
Автомобиль спереди резко затормозил, как избежать ДТП в такой ситуации — ответ автоинструктора
Опасность резкого торможения
Экстренная остановка имеет еще несколько негативных последствий:
Советы, как избежать аварии
От аварийных ситуаций и ДТП не застрахован никто, но вероятность подобного исхода сильно зависит от скорости и специфики системы торможения. Иными словами, соблюдайте ПДД, где четко указывается необходимость выдерживать скорость и дистанцию до впереди идущего авто, чтобы можно было избежать столкновения, если последний начнет резко останавливаться. При этом следует учитывать загруженность автомобиля, погодные условия, состояние трассы и т.д.
Для авто без АВS
В авто без антиблокировочной системы АВS водителю самому приходится «ловить» момент до полной блокировки, ведь самое эффективное торможение происходит на грани до остановки.
Тут самое главное не допустить полного прекращения вращения колес, ведь авто теряет управление и тормозной путь значительно увеличивается. В таком случае специалисты рекомендуют умеренно жать на педаль тормоза или работать ею в режиме комбинации «нажал-отпустил».
Рекомендуется проверить оптимальный режим экстренной остановки именно вашего авто на безлюдной дороге, тут очень важно побороть рефлекс выжимать педаль до отказа, и на практике понять, как это возможно.
Для авто с АВS
Современная система АВS не позволяет блокироваться колесам во время экстренной остановки, обеспечивает максимальную эффективность сброса скорости.
Здесь рекомендации противоположные по сравнению с автомобилями, не оборудованными такой системой. Следует жать педаль в пол, все остальное сделает умная электроника.
Кто виноват – пункт 9.10 или 10.5?
С точки зрения закона, в случае ДТП при подобных обстоятельствах учитываются два пункта ПДД.
Согласно пункту 9.10, водитель идущего сзади авто должен двигаться на безопасном расстоянии, то есть в случае множества факторов должен успеть остановиться, если спереди возникает препятствие.
Согласно пункту 10.5, водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения ДТП.
Главный совет в такой ситуации – не нарушать правила ПДД, выдерживать расстояние и следить за дорожной обстановкой. Не стоит всегда полагаться на тормоза, они могут сработать быстрее у машины спереди, тогда аварии не избежать.
Comments 14
Всем безопасного вождения! Я одно время водил,, мерседес,, 211,и когда однажды передо мной резко вырулил один хер, я спокойно, сильно нажал тормоз и мне тормозного пути не хватило. Потом я узнал, что у этой модели были,, умные тормоза,,которые реагировали именно на манеру торможения, – если не бздишь и в обычным спокойным движением сильно нажимаешь на педаль, то идёт плавное торможение, а если резко, как при испуге, то торможение происходит экстренное. Из за этой фигни даже в свое время отзывалась модель на доработку к официальным дилерам по всему миру, но, видимо, мою машину это миновало. В моей невиновности тогда помогли 2 камеры наблюдения на ближних домах. Сам ходил их искал. Потом делали запрос от Гибдд.
Правило простое – нажимая на тормоз, смотри в зеркало и заднему совет – держи дистанцию.
Всем рекомендую мой метод езды. Возраст за 80, первые права получил в 1953г в клубе Юных автомобилистов у Красных ворот в Москве. Одна из профессий – инженер механик по машинам. Прочитал однажды в журнале “За рулём” совет: представьте, что из впереди идущего авто выпадает большой ящик или камень – представьте ваши действия и следуйте им всегда. А от меня следующий совет: перед необходимостью остановки на трассе, всегда торможу Дважды. Первый раз немного заранее сбрасываю тормозами примерно 80% скорости, затем отпускаю тормоз в нужном месте дотормаживаю до нуля. Такой метод спасал только меня трижды и всегда перет краным светофором. Два раза – лопались тормозные шланги и один раз крякнул главный тормозной цилиндр.
Так вот – если при последнем торможении педальвдруг проваливается “в пол”, рука автоматически ключом выключат двигатель при включённой передаче. Машина подпрыгнет пару раз и остановится. Автоматизм записам в уме: первое торможение – второе торможение и рука готова повернуть ключь зажигания. Успехов всем и безаварийной езды!
Можно ли избежать штрафа с камеры, если резко затормозить перед ней?
За последние несколько лет на российских дорогах резко возросло количество камер фотофиксации нарушений. Большинство из этих радаров контролирует соблюдение водителями скоростного режима и при нарушении выписывает штраф. Для того чтобы избежать наказания, автомобилисты используют радар-детекторы или специальные приложения для смартфона. Но иногда бывает так, что камера появляется на обочине совершенно внезапно, и тут возникает вопрос, а если резко затормозить перед ней, успеет ли радар зафиксировать превышение скорости?
Как происходит замер скорости машин?
Для того чтобы понять, возможно ли обмануть камеру резким торможением перед ней, нужно разобраться с принципом её работы. Все используемые на дорогах радары работают на основе эффекта Доплера. Выглядит это так. Камера посылает серию радиосигналов в сторону автомобиля, они отражаются от него и возвращаются обратно, таким образом, комплекс замеряет расстояние до машины. Затем посылается вторая серия сигналов, которая производит повторный замер. Полученные данные обрабатываются центральным процессором, который определяет пройденное автомобилем расстояние между замерами и высчитывает скорость с точностью до 2 км/ч.
Можно ли обхитрить систему?
Согласно установленному ГОСТу для приборов, измеряющих скорость движения машины, промежуток между посылаемыми сигналами не должен быть длиннее 1 мс. Таким образом, замер скорости движения автомобиля происходит фактически мгновенно. Более того, дальность действия камеры составляет примерно 1 километр, то есть она увидит машину намного раньше, чем её заметит водитель и начнёт резко тормозить.
Как правильно тормозить: в городе, на трассе и даже в скоростном повороте?
Казалось бы, нет ничего мудреного в том, чтобы давить на педаль тормоза, тем более если у машины есть АБС и ESP. Нажал – остановился. Вроде бы все элементарно. Но почему тогда каждый день мы читаем в сводках ДТП об очередном «паровозике» на светофоре, и на выходных какие-нибудь дачники обязательно вылетают с трассы прямо в кювет или под встречную фуру?
Как выясняется, правильно рассчитывать дистанцию и дозировать усилие на педали – не так уж просто. В прошлой статье наш эксперт, инструктор по безопасному вождению Иван Чужмар уже рассказывал о правильном рулении. Теперь сосредоточимся на замедлении и торможении.
Как вообще правильно замедляться?
Сразу начнем с конкретных практических советов. Если машина оборудована механической коробкой, то при плавном замедлении перед светофором мы можем помочь себе, если не будем выключать сцепление. Автомобиль будет замедляться эффектом «торможения двигателем». На современных моторах (особенно малообъемных и турбированных) он уже не так заметен, как на старых, но тем не менее.
Правда, переключаться «вниз» перед светофором советовать не буду. Толку от этого мало, а вот дополнительная нагрузка на синхронизаторы есть. Эта техника работает только на затяжных спусках за городом.
Рациональное использование эффекта замедления двигателем позволит, к тому же, пусть немного, но экономить на топливе, тормозных колодках и дисках. Учитывая, что в день мы совершаем десятки, а то и сотни торможений, экономия получится неплохой.
С АКПП этот совет неприменим – если у вас гидромеханика, то вам разомкнуть сцепление и не удастся, а если робот, то он, наоборот, будет принудительно отключать сцепление – таков уж алгоритм.
Сам способ торможения можно описать так. Начинаем снижать скорость, создаем плавное усилие на педали и гасим основную скорость таким образом, чтобы ближе к месту остановки педаль приотпускать и докатываться на минимальной скорости. А не дожимать, как делают многие, в результате чего перед остановкой машина «клюет» носом. Водители-профессионалы вырабатывают в себе привычку работать педалью тормоза так точно, что машина останавливается даже без малейшего «клевка». Попробуйте это сделать, с первого раза наверняка не получится!
А зачем это вообще нужно? В первую очередь, конечно, ради комфорта пассажиров. Водители привыкают и не замечают этих постоянных дерганий автомобиля при полной остановке, а вот пассажиров от этого укачивает. Но есть и «вторая очередь». Заранее гася скорость, вы оставляете себе место для исправления ошибки прогнозирования дорожной обстановки.
Например, дорогая сухая, а перед самым перекрестком – лужа, к тому же заледеневшая. Если вы привыкли тормозить резко и с «клевком», то у вас просто не останется возможности остановиться там, где намечено. И можно считать, что повезло, если вы в такой ситуации врезались в зад автомобилю, а не вылетели на «зебру», по которой идут люди.
Вообще, в целом, очень полезно иметь время на реагирование при подъезде к перекрестку. Помимо заледеневшей лужи, внезапным препятствием может быть пешеход, собака или решивший перестроиться автомобиль.
А ведь кроме препятствий спереди бывают еще и не в меру скоростные автомобили сзади! Тормозя заранее плавно и контролируя ситуацию за кормой по зеркалам, вы в разы снижаете риск того, что вам придется узнавать стоимость заднего бампера, крышки багажника и фонарей.
Немного о дистанции и тормозном пути
На первый взгляд, все элементарно. Дистанция должна быть такая, чтобы вы успели затормозить при возникновении какой-нибудь нештатной ситуации. А как понять, сколько секунд времени и метров расстояния потребуется для остановки? Для этого всем без исключения рекомендуется провести простой эксперимент: затормозить до полной остановки, причем не плавно, а экстренно. Если у машины есть АБС, то она должна сработать.
Лучше вообще проводить такие эксперименты регулярно: на сухом асфальте, на мокром, на льду, на снегу… Так у вас появятся практические знания о том, как далеко может уехать ваш автомобиль с нажатой педалью тормоза «в пол». Результаты, по опыту, могут оказаться удивительными.
Но помимо всего прочего, неплохо бы знать и немного теории. Во-первых, тормозной путь определяется законодательно. Согласно стандарту, с 80 км/час тормозной путь должен составлять не более 36 метров. Также немного физики: если скорость увеличивается в два раза, то тормозной путь увеличивается уже в четыре, пропорционально квадрату скорости. Учитывайте этот фактор, если любите превышать скорость.
Поскольку любой автомобиль проходит в России обязательную сертификацию, то при условии полностью исправной тормозной системы (что, кстати, бывает не всегда), скорее всего, ваш тормозной путь с 80 км/ч действительно не должен превысить 36 метров. Но много ли вам дают эти цифры? Вряд ли. Поэтому на практике тормозной путь нужно мерить не в метрах, а именно в секундах. Количество метров посчитать на глаз нереально, а вот засечь время может каждый.
И прежде чем я перейду к своим выводам относительно безопасной дистанции, еще чуть-чуть теории. Общее время, затрачиваемое на процесс торможения, складывается из нескольких величин. Во-первых, это время реакции водителя – оно зависит от возраста, усталости, эмоционального состояния, концентрации внимания и, наконец, навыка. Во-вторых, это время срабатывания тормозного привода – как правило, гидравлического. В-третьих, до того, как тормоза начнут работать с максимальным усилием, оно должно постепенно вырасти.
По моему личному опыту, реакция водителя – это до 1,5 секунды, а тормоза схватывают примерно за 0,5 секунды. Плюс у вас должен обязательно быть запас, хотя бы 1 секунда. Суммарно получается 3 секунды – именно такой должна быть ваша безопасная дистанция, определенная мной практическим способом. А как ее измерить?
Есть несложный метод. Двигаясь в потоке, выберите какой-нибудь неподвижный объект: дерево, столб, крышку люка или разметку, например. Зафиксируйте момент, когда идущий впереди вас автомобиль поравняется с этим объектом задним бампером. С этого момента начинайте считать в уме: 221… 222… 223… Да-да, именно так, потому что «1, 2, 3» можно сказать очень быстро. На счет «223», не ранее, вы должны поравняться с объектом своим передним бампером. Несколько раз выполняйте такой несложный «тест» и со временем вы научитесь держать трехсекундную дистанцию автоматически.
Здесь можно возразить, что если тормоза полностью исправны, а с реакцией порядок, то секунда запаса ни к чему – хватит и двухсекундной реакции. Ведь если держать перед собой слишком много места, туда обязательно кто-нибудь встроится! Не исключено, но стоит ли рисковать? Не забывайте о вероятности того, что перед вами окажется машина с более мощными тормозами. Скажем, грузовики без груза – они останавливаются намного быстрее, чем «легковушки».
А какую дистанцию держать при остановке на светофоре? Чтобы иметь возможность объехать машину, не бояться ее отката назад и не лезть в «личное пространство», необходимо «оставлять колеса на капоте». То есть, сидя за рулем, вы должны видеть задние колеса впередистоящего автомобиля.
Торможение в повороте
Это, пожалуй, один из самых спорных вопросов, дискуссии о котором не утихают уже давно. Попробуем разобраться, можно ли все-таки тормозить в повороте или не стоит.
Для начала стоит понять, что для каждого конкретного автомобиля и поворота есть максимальная скорость, на которой машина сможет повернуть на заданный рулем угол и не вылететь с траектории. Эта скорость зависит от массы факторов. Про конструкцию подвески уже, наверное, знает каждый. Все читали тест-драйвы, все слышали о том, что «с многорычажкой рулится», а «с упругой балкой не рулится». Это, в принципе, правда, но конфигурация ходовой – не единственный фактор. Также важна степень износа подвески и шин, степень загрузки, тип покрытия и даже его температура. Все непросто, как видите.
Общеизвестно, что снижение скорости на дуге поворота нежелательно и может привести к непредсказуемым последствиям: неуправляемому или ритмическому заносу, выбросу автомобиля в кювет или на встречную полосу. Это, опять-таки, чистая правда. Однако бывают ситуации, когда приходится идти на риск.