Что будет если родители не отдадут ребенка в школу
Прокуратура разъясняет ответственность родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
В развитие конституционной нормы ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Кроме того, в соответствии со ст. 64 СК РФ на родителей возлагается защита прав и интересов детей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних (усыновителем, опекуном, попечителем) обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних наступает ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Рассматриваемое правонарушение заключается в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, когда они не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д. Например, если ребенок без уважительных причин пропускает занятия в школе, а родители не контролируют посещение им учебного заведения, если ребенок нуждается в медицинской помощи, а родители не обеспечивают ее своевременное оказание и др.
За данное правонарушение, в соответствии с санкцией ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, на родителей (законных представителей) может быть наложен административный штраф в размере от 100 до 500 рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, влечет уголовную ответственность по ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Закон запрещает родителям при осуществлении родительских прав причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Жестокое обращение может выражаться, например, в нанесении побоев, непредоставлении пищи, одежды, других действиях (бездействии), приносящих физическое или душевное страдание ребенку.
За совершение данного преступления виновному грозит до 3 лет лишения свободы. В случаях, когда жестокое обращение образует самостоятельное преступление, например, причинение вреда здоровью различной тяжести, побои, истязание, такие действия дополнительно будут квалифицированы по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
Сообщить о фактах ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, жестокого обращения с ребенком можно в органы социальной защиты населения, органы полиции и прокуратуры.
Старший помощник межрайонного прокурора С.Ю. Сайдукова
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Что родители первоклассников могут требовать от школы
Тем, кто отвел ребенка в первый класс, придется привыкать не только к статусу родителей школьника. Теперь у них начнут просить деньги на школьные нужды, детям будут ставить оценки, предъявлять требования к внешнему виду и задавать домашнее задание. А родители будут соглашаться: тратить деньги, покупать форму, ругать детей за двойки и часами сидеть над прописями. Хотя всего этого можно не делать — потому что у родителей первоклашек есть права.
Вот что можно требовать от школы, чтобы добиться справедливости, облегчить нагрузку на детей и сэкономить.
Не задавать домашнее задание
В первом классе детям не должны задавать домашку: после трех-четырех уроков они вправе идти домой и отдыхать. Учитель может порекомендовать почитать интересный рассказ, написать пару строчек в прописях или повторить цифры. Но это именно рекомендация, а не требование.
Если ребенок в первом классе не выполнил домашнее задание, ему не могут сделать замечание. Требовать выполнения тоже нельзя. Если родители считают, что лишняя нагрузка ребенку не нужна, можно напомнить учителю о требованиях Минобразования: никаких домашних заданий. Контрольных работ в течение первого полугодия тоже быть не должно.
Отменить оценки в любой форме
В первом классе детям не могут ставить оценки. Причем запрещено ставить не только цифрами — пятерки или двойки. Нельзя применять любую оценочную систему. Например, некоторые учителя начинают ставить детям в тетрадях штампики, по которым понятно, кто написал лучше, а кто хуже. Или выдают треугольники и кружки, комментируя, что кружок — это «отлично», а треугольник — «удовлетворительно», то есть тройка.
Потом дети расстраиваются и даже плачут. Родителям тоже бывает неприятно: ребенок второй день ходит в школу, а его уже наградили треугольником троечника. Причем не за знания, а за разговоры на уроках или бег по коридору на переменах. Если учитель придумал свою систему оценок в первом классе, а вы против — так и скажите.
Перевести ребенка на семейное обучение
Ребенок может числиться в школе, а учиться дома. Родители имеют право перевести первоклассника на семейное обучение. Даже если ребенок абсолютно здоров: просто родители так решили.
Это не то же самое, что домашнее обучение, когда учителя приходят на дом. Школьник на семейном обучении сам осваивает предметы, а потом сдает экзамены в школе. При этом он может участвовать в олимпиадах, конкурсах, посещать школьные мероприятия и соревнования. За обучение ребенка при этом отвечают родители, а школа — только за аттестацию.
Если семейное обучение не понравится или родители передумают, можно вернуться в школу в любое время.
Присматривать за ребенком после уроков
Если в школе есть группа продленного дня, первоклассник может после уроков оставаться там на несколько часов. Его накормят обедом, развлекут и присмотрят за ним до прихода родителей.
Школа имеет право, но не обязана создавать группы продленного дня и сама решает, сколько детей туда набирать. Обычно в большинстве школ такие группы есть. Этот вопрос можно уточнить у классного руководителя или социального педагога. В продленку записывают в начале года: мест может хватить не всем.
Если родители работают и ребенка некому забрать после уроков, узнайте о стоимости питания и других условиях в группе продленного дня и запишите туда первоклашку. Даже если скажут, что мест нет, через пару недель они могут появиться: кто-то из детей откажется, и будет дополнительный набор.
Кроме продленки в школе могут быть дополнительные занятия: танцы, футбольная секция, рисование. Ребенок может ходить туда во время продленки или отдельно — после уроков.
Отменить поборы
Детей в школе учат бесплатно — то есть за счет бюджета. Родители могут вообще ни за что не платить. Даже за питание: первокласснику все равно дадут чай с булочкой.
Расходы на школьные нужды, подарки учителям, жалюзи, краску, принтер в класс и новые парты — только по желанию. Никаких обязательных сборов быть не может. Родители первоклассников сами решают, сколько сдавать на клеенки для урока технологии и нужно ли дарить детям подарки на дни рождения. Если кто-то против, с этой семьи нельзя требовать деньги или как-то ущемлять ребенка. Сдавать деньги или нет, решает не родительский комитет и школьные активисты, а каждый родитель сам за себя.
Олимпиады, платные дополнительные занятия, полное питание — это тоже добровольные расходы. Можно ничего не платить: ребенок будет обедать дома и обойдется без конкурсов.
Возмещать вред имуществу и ребенку
Школа несет ответственность за здоровье и безопасность детей. Если во время уроков, на перемене или сразу после занятий ребенку был причинен вред — он упал, ударился или подрался, родители имеют право требовать от школы возмещения материального и морального вреда.
Если выяснится, что виновата не школа, а другой ребенок-хулиган, платить будут его родители. Например, если ребенок разбил чужой телефон — можно требовать компенсацию от его родителей. Если два первоклашки подрались на стадионе через 10 минут после уроков — за травмы заплатит школа.
Разрешить присутствие на уроках
Если родителям кажется, что ребенка неправильно учат, учитель странно себя ведет или есть претензии к самому первоклашке, можно понаблюдать за учебным процессом. Маме или папе разрешат посидеть на занятиях — но только если сам учитель и руководство школы не против.
Нельзя просто прийти в класс, сесть на заднюю парту и поставить всех перед фактом, что теперь вы будете наблюдать за работой учителей. Вмешиваться в процесс, поправлять педагога или делать замечания детям тоже нельзя. Все претензии — после уроков лично учителю или администрации школы. Если не отреагируют — в департамент образования или прокуратуру.
Отдать документы, если ребенок не готов к учебе
Некоторых первоклашек зачисляют в школу до семи лет. По закону так можно: если в сентябре ребенку исполняется 6 лет и 8 месяцев и родители считают, что он уже готов учиться, то ему необязательно ходить в садик еще год.
В октябре выясняется, что ребенок к школе не готов: не может выдержать полчаса на уроке, сильно устает, начинаются нервные тики, нарушается сон, а учителя жалуются на поведение. Иногда доходит до психиатра: до школы был здоровый ребенок, а к Новому году появилось несколько неврологических диагнозов. Учителя злятся, школьный психолог ничего не может сделать, врачи прописывают успокоительные — и маме тоже.
Если родители поняли, что ребенок не готов к школе и нужно подождать еще год, они имеют право забрать его из первого класса. Для этого нужно написать заявление и расторгнуть договор на обучение. Скорее всего, школа будет против: могут потребовать справку, что ребенок переводится в другую школу, или заключение специальной комиссии, что первоклассник пока не готов к учебе. Получить такие документы не сложно, но можно забрать ребенка и без них. Отказ школы отдать документы — повод для жалобы в прокуратуру и департамент образования.
В следующем сентябре можно еще раз пойти в первый класс. Родители при этом ничего не нарушают: отправить ребенка в начальную школу нужно до того, как ему исполнится 8 лет. Первоклассник в возрасте 7 лет и 10 месяцев — это нормально. Если ребенку в первом классе уже исполнилось 8 лет, забрать документы просто по желанию родителей не получится: придется доказывать, что есть противопоказания по состоянию здоровья, а одной неусидчивости и усталости не хватит.
На всякий случай можно запастись справками от невролога, заключением психолога и характеристикой от учителя. Если кто-то из слишком заботливых работников образования решит пожаловаться в опеку, документы не помешают.
Права родителей в школе
В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.
Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.
Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.
Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Право выбирать школу, форму обучения и язык
Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.
Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.
Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.
Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.
Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.
Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.
Право не платить за то, что должно быть бесплатным
Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.
Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.
Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.
Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.
Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.
Можно ли не отдавать ребёнка в школу, или Что такое семейное образование
Конечно, для многих работающих родителей детский сад и школа с продлёнкой являются настоящим спасением, ведь это возможность отдавать ребёнка под присмотр почти на целый день. Другие же взрослые задумываются о несовершенстве современной образовательной системы и выбирают для своего чада альтернативную форму обучения. Так, некоторые неработающие мамы не водят малыша в детский сад, ведь можно заниматься с ним дома или посещать различные развивающие кружки. А кто-то идёт дальше и отказывается от обучения в школе, выбирая семейное образование.
Можно ли по закону не отдавать ребёнка в школу
Согласно Конституции РФ основное общее образование является для гражданина обязательным, и родители ребёнка несут ответственность за то, чтобы он его получал.
1. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Статья 43 Конституции РФ
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=100165,0&rnd=0.827232725913983#00071115728541405465
Согласно российской Конституции родители несут ответственность за то, чтобы их ребёнок получал основное общее образование
Все права учащихся, а также обязанности их родителей и образовательных учреждений отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 29.12.2012 г., последняя редакция — от 26.07.2019 г.). При переходе же на семейное обучение для мамы и папы будут важны определённые статьи этого документа:
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Статья 17 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.072019) «Об образовании в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/affd388ac5d286d2ddbd5a1fc91c0d9b0bc06984/
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребёнком основного общего образования с учётом мнения ребёнка, а также с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребёнок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учётом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
Статья 44 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.072019) «Об образовании в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/60fe09c87bb91e8dc7f6b7bd271f0a70597bdd28/
4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребёнка.
5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учёт детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определённых родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
Статья 63 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.072019) «Об образовании в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ec8bc3d6696e014968fc6218972217562b54d84a/
Если родители организовали семейное обучение на дому, то они обязаны обеспечить ребёнку прохождение промежуточной аттестации (тестов, экзаменов и пр.) на базе какой-либо школы. Это необходимо для получения аттестата.
Таким образом, ученик не будет полностью изолирован от школы. Если же мама и папа сознательно так поступают (забрали ребёнка из школы и не оформляют иную форму обучения или не проходят периодическую аттестацию), то ими обязательно заинтересуются органы опеки. Ведь будут нарушены конституционные права гражданина на получение образования. Маму и папу принудят отдать своё чадо обратно в школу, в отдельных ситуациях могут даже лишить родительских прав за недобросовестное выполнение своих прямых обязанностей.
Если мама и папа просто не водят ребёнка в школу и при этом не переходят на альтернативную форму обучения, то ими непременно заинтересуются органы опеки и, возможно, даже лишат родительских прав
Добрый день! Я забрала документы ребёнка из школы и пока не хочу его никуда отдавать (3 класс, не законченный). Приезжали учителя с участковым и требовали от меня справку, в какую школу зачислен ребёнок. Могу ли я не отдавать ребёнка в школу? Имеют ли право учителя угрожать мне полицией? И что мне им отвечать?
Согласно законодательству РФ, у детей есть право на получение бесплатного общего образования. Если Вы нарушите право ребёнка на получение им общего образования, Вас могут привлечь к административной ответственности, а также ограничить или лишить родительских прав.
Ольга Евгеньевна, юрист
https://www.gos-ur.ru/questions/107523-mogu_li_ya_ne_otdavat_svoego_rebenka_v_shkolu_/
Здравомыслящему человеку и так понятно, что человеку в любом случае необходим аттестат о среднем образовании. Это нужно для дальнейшего профессионального обучения, устройства на работу, даже не требующую специальных навыков (хотя зачастую предъявление этого документа — простая формальность, его отсутствие насторожит работодателя).
Немного истории
Семейное образование — это вовсе не современное новшество, а давняя традиция русского общества в досоветский период. Она пришла к нам из Византии с принятием христианства. Дети из богатых семей штудировали дома церковные книги (Евангелие, Псалтырь, Часослов).
Широкое же распространение домашнее образование получило в Петровскую эпоху. В качество учителей часто привлекались иностранцы, а к отдельным особам — и русские талантливые литераторы (к примеру, поэт В. А. Жуковский был наставником цесаревича Александра Николаевича — будущего российского императора Александра II). В целом целью семейного обучения было дать элементарные познания в математике, письме, иностранных языках, научить выражать свои мысли в устной и письменной форме, привить хорошие манеры. Ребёнка готовили к следующей ступени получения знаний — академической.
В царской России семейное образование было традицией — детей из богатых семей обучали на дому наставники, учителя, гувернёры
В советское же время учить детей стали исключительно в школах. Таким образом государство полностью регулировало воспитательный процесс юного поколения. Сегодня же отдельные родители снова задумываются о домашнем образовании и применяют его на практике.
Как обстоит дело за рубежом
Что касается других стран, то там тоже практикуется домашнее образование. Самый демократичный подход к этому можно наблюдать в США. Если ребёнок там обучается дома, то для поступления в вуз родители должны заполнить ему анкету с указанием списка изученных предметов. Проходить испытания абитуриент будет в общем потоке, то есть с него не будут требовать государственный аттестат.
Изначально обучаться дома в США разрешалось только по религиозным мотивам. С 1980 года никаких ограничений в этом отношении нет. В разных штатах требования к хоумскулерам (англ. home – «дом», school – «школа») отличаются: где-то родители должны предоставлять образовательным органам учебные планы, где-то просто требуется сообщить о намерении обучаться дома, а где-то и вовсе не нужно оповещать образовательные органы.
В рамках данной темы уместно вспомнить историю всемирно известного американского изобретателя Томаса Эдисона. Школьные учителя признали его неспособным к обучению, и тогда образованием сына стала заниматься мать, и, как видно, очень даже успешно.
В европейских странах хоумскулинг также легален, однако часто на практике имеет больше проблем, чем в США. К примеру, во Франции такие семьи ежегодно проверяют школьные инспекторы. Если результат дважды не удовлетворит их, ребёнок отправляется обратно в школу. В Германии дома обучаться могут лишь дети с серьёзными заболеваниями. Если же родители нарушают это предписание, им грозит штраф, а иногда даже тюрьма. Семейное образование запрещено и в Швеции (за исключением особых обстоятельств).
Как законно перевестись на семейное обучение
Родителей, которые разочаровались в системе образования и не хотят отдавать ребёнка в школу, конечно же, интересует вопрос, как именно законно перевести своё чадо на домашнее обучение. Здесь следует разграничить понятие «надомное» образование и «семейное».
Иногда ребёнок не может ходить в обычную школу из-за серьёзных проблем со здоровьем (то есть по медицинским показаниям), или же они возникают уже во время учёбы. В этом случае ученик переводится на надомное образование: он находится дома, но к нему регулярно приходят школьные учителя, объясняют новые темы, задают домашние задания, проверяют их, проводят контрольные работы. То есть школьник официально закреплён за конкретным образовательным учреждением, именно оно отвечает за его обучение и аттестацию.
Для перевода ребёнка на надомное образование необходима, прежде всего, соответствующая справка участкового педиатра. Окончательное решение принимает специальная медкомиссия. Затем родители пишут заявление директору своего общеобразовательного учреждения (если же малыш ещё не пошёл в школу, то заявление пишется на имя начальника городского Департамента образования).
Семейное же образование — совершенно другая форма обучения, здесь функцию педагогов берут на себя родители (или же они нанимают репетитором по всем или некоторым предметам). На домашнее самообразование детей в этом случае переводят по семейным обстоятельствам:
Семейное обучение подходит детям, которые серьёзно занимаются спортом, часто участвуют в соревнованиях
Если работа родителей связана с частыми переездами, есть смысл перевести ребёнка на семейное обучение
Между тем родители могут перейти на семейное обучение и по прочим причинам: образовательные органы не вправе запретить им этого сделать. При этом обязательно учитывается желание самого́ ребёнка (это прописано в ст. 63 ФЗ «Об образовании в РФ»), ведь некоторые дети болезненно переживают отрыв от коллектива.
Алгоритм перевода на домашнее обучение
Процедура перехода на семейное обучение достаточно проста. Здесь есть два варианта.
Ребёнок ещё не ходит в школу:
Сроки экзаменов могут совпадать с аттестацией у учеников конкретного класса, возможен и индивидуальный план оценки знаний. Кроме того, учащийся может пройти аттестацию экстерном.
Ребёнок уже учится в школе:
Если ребёнок уже посещает школу, то нужно обратиться с заявлением к директору образовательного учреждения
Забрать своё чадо из школы родители могут на любой ступени образования: как в начальных классах, так и на последующих этапах. Кроме того, в любое время данный ученик по решению мамы и папы вправе снова вернуться в школу и продолжить там обучение там (естественно, учитывается и мнение ребёнка).
Многих родителей, решившихся не отдавать ребёнка в школу, интересует вопрос о финансовом обеспечении, в частности, оплатит ли им государство расходы на учебники. Данный вопрос решается на муниципальном уровне: по усмотрению субъекта РФ, в котором проживает семья, назначаются денежные компенсации на обучение. Конкретные цифры могут сильно отличаться, а в некоторых регионах такие выплаты вовсе не предусмотрены.
Ещё один момент: мама и папа должны знать, что их ребёнок имеет право участвовать в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях (это прописано в статье 34 ФЗ «Об образовании в РФ»). Только узнавать о них нужно самостоятельно (на образовательных сайтах, от знакомых, чьи дети учатся в школе), поскольку школа не обязана сообщать родителям о таких мероприятиях.
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.072019) «Об образовании в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/60fe09c87bb91e8dc7f6b7bd271f0a70597bdd28/
Сколько детей в России в настоящее время не посещают школу
Любопытно узнать статистику о том, сколько конкретно детей в России сегодня находятся на семейном обучении. Однако можно найти данные Минобразования и науки только о тех, кто не посещает школу (то есть сюда относится и надомное, и семейное образование). Так, на 2014 год таких учеников было около 24 тысячи, на 2017 год их число уменьшилось до 18,5 тысяч.
Между тем, по данным отдельных экспертов, уменьшается количество тех учеников, кто получает надомное образование. Родители же всё больше интереса проявляют именно к семейному обучению.
Самые распространённые аргументы родителей, которые не хотят, чтобы их дети посещали школу
Родители отказываются от традиционного обучения с посещением школы по следующим причинам:
Вовсе не обязательно забивать детскую голову огромным набором фактов, большинство которых никогда не пригодится в жизни
Репетитор даст ребёнку знания гораздо быстрее, ведь не нужно будет тратить время на дисциплинарные моменты
Школа не учит остаивать своё мнение, не воспитывает лидерские качества, а, наоборот, может развивать комплексы, снижать самооценку
Одноклассники часто являются для ребёнка чужими людьми, с которыми лучше никогда не встречаться
Плюсы и минусы семейного обучения
Преимущества семейного обучения очевидны:
Обучение становится максимально комфортным, занятия можно проводить на даче и даже в путешествии
У ребёнка высвобождается время на любимые занятия
Родители хотят, чтобы их дети получили действительно качественное образование, не будучи замкнуты в довольно тесных и не всегда удачных рамках школьной программы.
Павел Парфентьев, председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи», генеральный директор аналитического центра «Семейная политика. РФ»
https://plus.rbc.ru/news/5cb8b3117a8aa937fee263bc
Что касается потенциальных недостатков семейного обучения в сравнении со школой, то можно выделить следующие моменты:
…как бы там ни было, но школа — это социальная адаптация. Детям, которые не ходят в школу потом очень тяжело ориентироваться в жизни. Они часто не имеют элементарных социальных навыков, не понимают с кем и как можно/нельзя разговаривать, из них вырастают социофобы и мизантропы.
Андрей Савченко, кандидат физ.-мат. наук, доцент КубГУ
https://thequestion.ru/questions/8065/answer-anchor/answer/8270?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer8270-anchor
Видео: плюсы и минусы семейного обучения
Видео: что такое семейное образование
Видео: в России возвращается мода на семейное обучение
Отзывы
На мой взгляд, дети, которым посчастливилось (именно посчастливилось) получить домашнее образование — априори обречены быть более счастливыми и состоявшимися людьми по жизни. Да, они, возможно, в чём-то не впишутся в систему и не смогут стать клонами-юристами или менеджерами среднего звена в третьем поколении — и что в этом плохого? Среди моих друзей нет ни одного, кто бы сказал, что школа была хорошим эпизодом в его жизни. Для меня тоже школа была адом. Все психологические комплексы, которые вошли со мной во взрослую жизнь — подарила мне школа. Унижения учителей, унижения одноклассников, постоянная борьба за популярность в классе, вынужденное притворство — примерно так выглядел весь период обучения в школе. Я уж не говорю о том, что как минимум 50% всего, что преподают в школе, никогда не понадобится ученику в жизни.
https://thequestion.ru/questions/8065/answer-anchor/answer/8270?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer8270-anchor
Такая система образования, которую мы имеем сегодня, была образована совсем недавно и имеет кучу недостатков, при этом какие-либо плюсы в ней напрочь отсутствуют. Так называемая «социализация», о которой так любят кукарекать идиоты, представляет собой ни что иное как обучение материться, курить, бухать и прочие школьные «прелести». Конечно, прежде чем оставлять ребёнка на домашнее образование, нужно самому не быть дураком и продумать, как будет это образование, собственно, проходить. Но это уже другой вопрос, и его решение зависит от родителей.
https://thequestion.ru/questions/8065/answer-anchor/answer/8270?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer8270-anchor
Вспоминая свои годы в школе, порой спрашиваю: А что она мне дала? Знания? Я уже ничего и не помню из пройденного. Социализацию? Только сделали более замкнутой, ибо моя школа была наибездарнейшая в плане отношений «учитель-ученик», где если какой-то ученик не нравился, его пытались как-то травить. Молчу уж об одноклассниках. Школа дала лишь бумажку, под названием Аттестат, которую я порой использую как подставку под кружку с кофе и шаткую психику.
Иногда в школах и вправду творится ужасное, о чём мы можем узнать из интернета, прессы, знакомых. Страшно становится, когда думаешь, что на месте пострадавших детей может быть твой ребёнок. Но не отдавать ребёнка в школу совсем, мне кажется, тоже не выход. Всё-таки есть и свои плюсы. Ребёнок занят, он учится быть организованным, постоянное изучение материала развивает память, логику, мышление, ребёнок учится преодолевать трудности. Не все дети «быдло и гопники», ребёнок может выбрать себе хороших друзей и общаться с ними.
Если не садик или школа научит тому, против чего вы, то тогда во дворе или потом уже где-то ребёнок получит те «знания», которых вы опасаетесь. Тупые сверстники могут быть и во дворе или просто на улице, после на работе такие встречаются и может даже, наоборот, такой опыт пригодится потом.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» даёт родителям право выбора той или иной формы обучения ребёнка. Одна из них — это семейное образование. Оно имеет массу достоинств, прежде всего учитывает индивидуальные особенности школьника. Главный же потенциальный недостаток такого обучения — возможные проблемы с социализацией, поэтому взрослые должны это учитывать и не ограничивать общение своего чада с другими детьми.