Что будет если убрать светофильтр

Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Чистка светофильтров. Особенности разных брендов (B+W, Hoya, Marumi, Tiffen, Rodenstock, Fotga)

То, что я напишу по чистке светофильтров имеет отношение к чистке линз объективов.

Светофильтры для фотографии

Вступление

В данной статье я просто хотел поговорить именно о фильтрах т.к. их незаслуженно обходят вниманием в вопросах чистки и считается, что это расходная вещь. Но, во-первых, чаще всего чистят именно фильтр. Во-вторых, не все фильтры легко очистить и некоторые из них довольно «нежные». В третьих хороший светофильтр стоит не так уж мало.

Хорошая статья по чистке фотооптики вообще, уже была, и найти её можно здесь

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

От чего «страдают» светофильтры

Чаще всего фильтры страдают от:

— жирных отпечатков пальцев
— царапин
— грязи (влажной)
— пыли
— выпадение стекла из оправы

Отпечатки пальцев

Самое частое явление. Как правило, это жир с кожи. Убирается с помощью сухой многоразовой салфетки или влажной салфетки, содержащей спирт высокой очистки (обычно изопропил).

Перед тем как убирать отпечатки пальцев фильтр нужно обдуть грушей, чтобы безопасно удалить с его поверхности твердые крупинки. Если их не удалить, то при вытирании салфеткой они оставят на поверхности фильтра царапины. После обдува нужно смахнуть оставшиеся прилипшие крупинки пыли (если есть) с помощью специальной кисточки с искусственным ворсом. И только после этого обработать салфеткой, круговыми движениями от центра к краю.

Царапины

Полностью избавиться от царапин невозможно. Можно только слегка их «заретушировать» с помощью кисточки с графитовым наполнением LensPen.

Как сильно влияют царапины на снимок зависит от величины царапин, какая диафрагма у вас стоит сколько этих царапин. Особенно «страшны» мелкие царапины в большом количестве. Мелкие царапины приводят к снижению контраста и детализации снимка. Этот эффект часто можно наблюдать на снимках с советских объективов, на которые часто наносилось очень нежное просветление, а протирали их чем попало, часто рубашкой или тряпкой.

Т.к. влияние царапин вполне возможно, нужно стараться брать царапиноустойчивый светофильтр. Многие фирмы предлагают царапиноустойчивые светофильтры, но на самом деле устойчивы к царапинам они по-разному.

Грязь (влажная)

Влажная грязь может попасть из лужи, из под колеса автомобиля или капнуть откуда-нибудь с крыши. Из плохих новостей — состав грязи из лужи самый разнообразный. Наихудший вариант — липкая глиняная грязь. В ней могут быть и твердые частицы, так что салфеткой её сразу не уберешь. В тоже время она мокрая и потому грушей не сдуешь. Остается вариант промыть мыльной водой, высушить, обдуть и только потом обработать пропитанной изопропилом влажной салфеткой.

Пыль вездесуща. Стоит оставить фильтр без коробки на 5 минут и вот на нём уже пыль. Такая пыль на качество снимков не влияет, но доставляет эстетический дискомфорт. Тоже самое касается объектива с фильтром, который вы поставили на заднюю крышку фильтром вверх.

Способ очистки — сдуть пыль грушей, на всякий случай пройтись кисточкой и в конце пройтись многоразовой безворсовой салфеткой.

Выпадение стекла из оправы

Свойственно дешевым фильтрам. Это не лечится, так что выбирайте хорошие фильтры.

Приспособления для чистки светофильтров и оптики

Набор для чистки оптики от Carl Zeiss

В таком правильном способе очистки вам поможет такой набор от Carl Zeiss.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

В комплекте идёт груша, кисточка, салфетка многоразовая, жидкость для чистки и несколько одноразовых салфеток.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Кроме того в комплекте чехольчик с держателем на ремень. Может кто и крепит на ремень, но мне кажется в сумке этот набор носить удобнее. А носить его необходимо т.к. жалко будет заляпать фильтр и не иметь возможности сделать чистое фото, используя по-максимуму возможности своего объектива.

Плюсы набора от Carl Zeiss

— все необходимое есть в комплекте. больше ничего не нужно
— удобный чехол, чтобы всё лежало вместе

Минусы набора от Carl Zeiss

— кисточка хлипковата
— одноразовых салфеток с пропиткой только 5шт. Это ничтожно мало. Многоразовая тоже только одна.

Упрощённый вариант — кисточка LensPen LP-1

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Кисточка для чистки оптики LensPen LP-1 представляет из себя подобие пластикового карандаша, где с одной стороны кисточка с искусственным ворсом, а с другой подушечка с графитовым порошком. LensPen LP-1 очень компактна, вы всегда можете носить её с собой. Я её ношу в кармане фоторюкзака на всякий случай. Если забуду набор от Цейса (а часто он не помещается уже), то кисточка спасает.

LensPen LP-1 хорошо убирает жирные пятна от пальцев наконечником с графитовым составом. Только нужно предварительно смахнуть всю твёрдую пыль кисточкой, иначе вы расцарапаете линзу.

Плюсы LensPen LP-1

— компактность
— помогает с основными проблемами (пятна от пыльцев и пыль)

Минусы LensPen LP-1

— нет этапа сдувания грязи. есть некоторый риск расцарапать линзу на фильтрах и объективах без твёрдого покрытия
— пыль по сути не убирается, а размазывается к краям. на глаз не видно, но она там остается
— к кисточку набивается пыль и она становится непригодной

Есть большой вопрос брать настоящую кисточку LensPen LP-1 или китайскую. Я раньше пользовался китайскими и был доволен. Но китайские очень неоднородного качества и очень быстро выходят из строя. В этом плане предпочтительно использовать оригинал, чтобы не заморачиваться десятком сменных кисточек разной степени изношенности.

Многоразовые сухие безворсовые салфетки

Фирменные многоразовые безворсовые салфетки Carl Zeiss

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

На рынке полно безворсовых салфеток разного качества. Чаще всего встречаются китайские.

Некоторые совсем барахло, а некоторые довольно приличные.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Эти салфетки совсем плохие. Просто кусочки синтетики. Я повёлся на их дешевизну и теперь обладатель кучи бессмысленных разноцветных лоскутков.

Нормальные китайские безворсовые салфетки

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

нормальные безворсовые салфетки

Это довольно приличные салфетки. Чистят как надо. Правда и стоить в последнее время стали уже не так дешево.

Фирменные салфетки Шнайдер

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Получил вместе с фильтрами.

Плюсы многоразовых сухих безворсовых салфеток

— хорошо стирают жирные пятна
— можно использовать несколько раз
— можно промакнуть влагу

Минусы многоразовых сухих безворсовых салфеток

— сами по себе недостаточны для чистки фильтра или объектива. Нет этапа сдува и сметания кисточкой. Есть приличный риск поцарапать стекло.
— накапливают грязь, в том числе твердые частицы. В этот раз может не поцарапает т.к. вы аккуратно убирали крупицы пыли, а в следующий раз вы забудете, что их убирали и начнете активно чистить почти чистое стекло, будучи уверенным, что на нем нет твердых частиц и его можно протереть без особой аккуратности. И поцарапаете.
— одна салфетка стоит вполне приличных для салфетки денег. Качественная салфетка относительно дорогая.

Одноразовые влажные безворсовые салфетки

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

одноразовые салфетки, пропитанные изопропилом

Здесь рассказывать особо нечего. Салфетки на бумажной основе и пахнут спиртом. Разводов не оставляют, сохнут очень быстро.

Плюсы одноразовых безворсовых салфеток

— чистят очень хорошо
— не накапливают грязь
— не оставляют разводов
— практически не занимают места
— дешевые

Минусы одноразовых безворсовых салфеток

— нет этапа сдувания пыли и нет этапа чистки кисточкой
— очень быстро сохнут, так что расход примерно 2 салфетки на одну линзу

Тест по чистке светофильтров

В процессе теста я хотел выяснить насколько легко и качественно можно отчистить конкретный светофильтр. Для «загрязнения» светофильтра я использовал некачественную чистящую жидкость, которая оставляла разводы.

А для очистки я использовал цейсовские одноразовые салфетки с изопропилом.

Эффект ожидался от твёрдых покрытий поверхности (легко чистить не царапая) и от водоотталкивающего эффекта, который позволяет легче убрать влагу со стеклянной поверхности.

B+W F-Pro KSM C-POL MRC

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Пыль уже не стал убирать т.к. она постоянно падает. А учитывая количество тестируемых фильтров, я только и делал бы, что убирал пыль. Прыснул жидкостью прямо на фильтр, что вообще запрещается при чистке. Прыскать чистящей жидкостью нужно на салфетку, но у меня была цель как раз загрязнить фильтр.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Капли тут же собрались в плотные шарики и оставались ими даже под наклоном. Когда протираешь, остатки капли сразу же опять соединяются в шарик. Это впечатляет. Отдельные капли скатываются вниз.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

От влаги фильтр чистится легко, но царапиноустойчивость у него невысокая. В процессе теста я его поцарапал. Отчасти это обусловлено тем, что у него нет фирменного защитного слоя «nano», а во-вторых это поляризационный фильтр — они более «нежные». В плане царапиноустойчивости посмотрим серию XS-Pro, где такая функция заявлена.

Hoya HD Cir-PL

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Капли тоже собираются в устойчивые шарики и легко убираются сухой салфеткой. А потом поверхность подчищается влажной салфеткой с изопропилом.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Marumi CPL MC

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Marumi CPL MC в плане чистки меня совсем не порадовал. Пришлось приложить определнные усилия и несколько салфеток, чтобы его прилично отчистить. К царапинам он тоже не очень устойчив. Остаются совсем мелкие царапинки.

Marumi Super DHG CPL

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Имеет влагоотталкивающее покрытие и чистится довольно легко, но царапиноустойчивость невысокая (но лучше, чем у Marumi CPL MC).

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Marumi Super DHG CPL после чистки

Marumi WPC

На фильтре заявлено влагоотталкивающее покрытие (Water Proof Coating).

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Влагоотталкивание неплохое, а царапиноустойчивость невысокая.

Rodenstock Pro MC

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

С точки зрения чистки неудачный фильтр. Нет водоотталкивающего покрытия и к царапинам не устойчив.

Fotga CPL MC

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Есть подобие влагоотталкивающего покрытия, которое, впрочем, лежит неравномерно. Такое ощущение, что его попрыскали из пульверизатора влагозащитным составом. На царапиноустойчивость я проверять не стал т.к. фильтр не мой, а его прислал для тестов takman (за что ему отдельное спасибо! У меня очень мало китайских фильтров — будем исследовать последние достижения китайского фильтростроения).

Чистится фильтр посредственно, но я чистил очень аккуратно и царапин не осталось.

Tiffen Digital HT Ultra Clear

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Царапиноустойчивость у фильтра невысокая.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Фильтр Tiffen Digital HT Ultra Clear даёт яркий голубой блик, поэтому спецэффекты с каплями на нём получились лучше всего.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

увеличенный фрагмент поверхности фильтра

Как видите, влагозащита здесь очень неплохая.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Отчищается фильтр хорошо.

B+W XS-Pro MRC Nano

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Отличное влагоотталкивающее покрытие и высокая царапиноустойчивость. Отчистился легко и царапин не осталось.
Скорее всего причиной верхний защитный слой, который рекламирует Шнайдер — эффект «лотоса» и прочность.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Здесь хорошо видно, что вокруг фильтра вода собирается в лужицы, а на поверхности фильтра — в шарики.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Увеличенный фрагмент поверхности фильтра.

B+W XS-Pro KSM HTC-Pol MRC Nano

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

B+W XS-Pro KSM HTC-Pol MRC Nano тоже отлично отчистился и царапин не осталось. Так что в плане легкой очистки фильтра лучше брать серию XS-Pro, где есть специальный защитный слой.

Итоги и рейтинг по чистке фильтров

Рейтинг я составил после 3-х процедур очистки всех этих фильтров. После чего осмотрел поверхность фильтров под хорошим освещением.

1. B+W XS-Pro MRC Nano и B+W XS-Pro KSM HTC-Pol MRC Nano. Лучше всего эффект влагоотталкивания и хорошая царапиноустойчивость.
2. Hoya HD Cir-PL и Hoya HD UV. Хороший эффект влагоотталкивания и хорошая царапиноустойчивость.
3. B+W F-Pro KSM C-POL MRC, Tiffen Digital HT Ultra Clear. Хорошее водоотталкивание, не очень хорошая устойчивость к царапинам.
4. Все остальные.

Рейтинг составлен без учёта рабочих характеристик фильтров. Только по легкости очистки и царапиноустойчивости.

Для себя я выбрал набор чистрящих средств от Zeiss (он не дорогой) и одноразовые влажные салфетки той же фирмы (большую пачку).
В среднем на 1 фильтр уходит 2 салфетки. Но перед этим его нужно обдуть грушей и смахнуть пыль кисточкой. Что поделаешь, цейсовский набор пришлось модифицировать — убрать жидкость как ненужную и положить салфеток побольше.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?

Читайте также:

Добавить комментарий Отменить ответ

24 thoughts on “ Чистка светофильтров. Особенности разных брендов (B+W, Hoya, Marumi, Tiffen, Rodenstock, Fotga) ”

Здравствуйте, приобрёл не новый фильтр B+W 93 IR. Он подзаляпан, подзалит чем-то и пятнами, всего помногу) фото прилагаю. Есть ли особые требования по чистке этого фильтра вообще или можно следовать общим рекомендациям этой статьи?

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтрЧто будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Да, можно следовать советам из статьи. Груша чтобы сдуть крупные частицы, кисточка чтобы смахнуть мелкие прилипшие и салфетки с изопропиловым спиртом чтобы протереть от жира и прочих пятен. Хороший светофильтр (если отчистится более-менее), поздравляю с покупкой.

Большое спасибо. Интереснейшая и познавательная подача сути и техники фотоискусства!

Имеет ли смысл поверх поляризационного фильтра накрутить защитный для того, чтобы обеспечить защиту поляоизационного фильтра от грязи и царапин? Очевидно, что это приведёт к двойному удорожание конструкции. Но насколько это исказит цвет, свет и т.д. подобное?

Смысла накручивать защитный поверх поляризационного большого нет т.к. это утолщает конструкцию и может давать виньетирование на широкоугольных объективах. Поляризатор сам имеет защитное покрытие, хоть и не такое хорошее как именно защитный светофильтр. Может иметь смысл накрутить поляризатор поверх защитного чтобы оперативно его снимать (скручивать) когда он не нужен, но этот вариант только для телеобъективов.

В теории два фильтра могут добавить к изображению бликов, но если оба фильтра качественные (например, B+W, HOYA), то дополнительных бликов вы не увидите. Я сам использую такой «бутерброд».

К двойному удорожанию не приведёт т.к. поляризатор дорогой светофильтр, а защитный относительно дешевый. Защитный светофильтр абсолютно прозрачный и если нормальный бренд, то на цвет он никак не влияет и никак практически не затемняет (там десятые процента не проходят — это точно глазом никак не увидеть)

Картинка большая что-то, вот 743 куба выкладываю.

Источник

Для чего применяются светофильтры

Для чего применяются светофильтры

«Фильтрование света» — у неискушенного человека эти слова могут вызвать представление о каком-то сложном физическом процессе. В действительности речь идет об очень простом явлении.

Еще со школьной скамьи вы знаете, что белый свет представляет собой оптическую смесь многих цветных излучений. Выделение из этой смеси тех или иных цветных лучей и представляет собой фильтрование света. И для этого не требуются какие-либо сложные приборы. Любое цветное стеклоэто светофильтр.

Светофильтры применяются в очень многих областях техники. Применяются они и при фотосъемке. Это небольшие, окрашенные в массе, прозрачные, тщательно отшлифованные стекла, укрепленные в круглой оправе, с помощью которой они во время съемки надеваются на объектив фотоаппарата или ввинчиваются в его оправу.

Светофильтры бывают разных цветов: желтые, желто-зеленые, оранжевые, красные, голубые, синие. Бывают и бесцветные светофильтры, задерживающие ультрафиолетовые лучи, и туманные, и особые поляризационные светофильтры.

Каково же назначение светофильтров и какой эффект они дают?

Вернемся к главе 4, где говорилось о цветочувствительности пленок. Вспомните, какие неприятности испытывали первые фотографы, когда им приходилось снимать на несенсибилизированных фотопластинках.

Современные пленки таких неприятностей не приносят. Но идеальны ли они в отношении цветопередачи? Оказывается, нет. Правда, в отличие от несенсибилизированных пленок, чувствительных только к сине-фиолетовой зоне спектра, пленки типа «Фото» чувствительны и ко всем другим цветным лучам, включая и темно-красные, но, как и все прочие пленки, они более всего чувствительны к ультрафиолетовым, фиолетовым и синим лучам и в меньшей мере к желтым, оранжевым и красным, в то время как глаз более всего чувствителен к желтым лучам.

Иными словами, распределение чувствительности пленок по спектру не совпадает со спектральной чувствительностью глаза. Спектральная чувствительность пленки типа «Фото», несомненно, более широка, чем у несенсибилизированной, но абсолютно правильной цветопередачи и на этой пленке получить невозможно. И мешает этому не что иное, как непропорционально большая ее чувствительность к синим лучам.

Как же выйти из этого затруднения? Очень просто: задержать во время съемки часть синих лучей и тем самым ослабить их действие на пленку. Эту задачу выполняют желтые светофильтры.

Беспрепятственно пропуская все лучи спектра от желтого до красного включительно и весьма незначительно ослабляя зеленые, эти светофильтры частично задерживают лучи сине-фиолетовой зоны спектра. Именно желтые светофильтры наиболее часто и применяются на практике.

Разумеется, что если бы мы воспользовались желтым светофильтром для съемки на несенсибилизированных пленках, то, по существу, закрыли бы доступ к пленке именно тем единственным лучам, к которым эта пленка чувствительна, и пропустили бы лучи, к которым пленка совершенно нечувствительна. Результат получился бы таким же, как если бы мы надели на объектив не светофильтр, а просто светонепроницаемую крышку.

Ясно, что пользоваться желтыми светофильтрами можно при съемке на сенсибилизированных фотоматериалах.

Наша промышленность выпускает желтые светофильтры двух типов: светло-желтый и желтый. При съемке на различных пленках каждый из этих светофильтров дает иной эффект. Чем плотнее желтый светофильтр, тем больший эффект он дает.

Для примера допустим, что мы фотографируем пейзаж с бледно-голубым небом и яркими облаками. При съемке без светофильтра облака, конечно, получатся, но на снимке они будут не такими яркими, как в натуре. Достаточно сделать снимок того же пейзажа со светло-желтым светофильтром, как облака станут на снимке более заметны. И не столько потому, что они станут светлее, а потому, что небо вокруг них станет чуть темнее.

При съемке с желтым светофильтром небо станет еще темнее, и на его фоне облака будут казаться еще светлее. Практически соотношение тонов неба и облаков получится таким же, как их яркости в натуре. Но стоит надеть на объектив оранжевый или красный светофильтр, как небо станет на снимке уже темнее, чем в натуре. Произойдет то, что в фотографии называется переисправлением цветопередачи.

Не будем пока разбираться в вопросе: хорошо это или плохо? Это вы в свое время решите сами. Важно обратить внимание на то, что с применением светофильтров изменяется тональность не только неба и облаков, но и всех других цветных объектов, попадающих в поле кадра, изменяется и контрастность снимка. Одним словом, изменяется характер всего изображения, и в этом главное.

Уже давно светофильтры перестали быть лишь средством правильной тональной передачи объекта съемки.

Переисправление цветопередачи при использовании различных светофильтров открыло перед фотографами широчайшие творческие возможности и превратило светофильтры в одно из средств художественной выразительности фотоснимков. И если во времена ортохроматических пластинок дело ограничивалось применением лишь желтых светофильтров, поскольку эти пластинки к оранжевым и красным лучам были нечувствительны, то в наше время стало возможным применение оранжевых, красных и других светофильтров.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Рис. 104. Снимки, полученные на пленке «Фото-250» с разными светофильтрами

Наглядное представление о действии светофильтров дают снимки, помещенные на рис. 104. Все они сделаны на пленке «Фото-250»: а — без светофильтра, б — с желтым светофильтром, в — с оранжевым светофильтром, а г — с красным светофильтром. Обратите внимание, как изменяются облака и зелень листвы, и вы поймете, какие творческие возможности открывают перед фотографом светофильтры разных цветов. Подобно тому как художник пользуется своей палитрой красок, фотограф может с таким же успехом, пользуясь светофильтрами, придавать своему снимку разнообразный характер, решать различные творческие задачи.

Поскольку светофильтры поглощают часть света, они требуют соответственно увеличения экспозиции.

Число, показывающее, во сколько раз следует увеличить экспозицию при съемке со светофильтром по сравнению с экспозицией, которая требуется в тех же условиях без светофильтра, называется кратностью светофильтра.

Раньше на оправах светофильтров обозначали марку стекла, из которого изготовлен светофильтр. С 1968 года на оправы светофильтров стали наносить новые обозначения, по которым можно определить и цвет светофильтра и его кратность (табл. 9).

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Определив экспозицию для данных условий съемки, не забудьте помножить ее на кратность применяемого светофильтра. Кратность зависит не только от цвета и плотности светофильтра. Она зависит также и от спектрального состава света, при котором производится съемка.

Искусственный свет обычных электрических ламп отличается от дневного тем, что содержит значительно меньше синих и значительно больше желтых, оранжевых и красных лучей. Практически такой свет как бы сам заменяет собой светофильтр, поэтому пользоваться светофильтрами при таком освещении просто нецелесообразно.

Светофильтры бывают разных диаметров, поэтому, покупая светофильтр, надо подобрать его соответственно диаметру оправы вашего объектива.

Кроме цветных существуют так называемые поляризационные светофильтры, или поляроиды. Они бесцветны и по внешнему виду ничем не отличаются от обыкновенного стекла, но действие их исключительно интересно.

На предметах с блестящей поверхностью, например изделиях из стекла, полированных вещах, предметах из пластмассы почти всегда возникают яркие блики на гранях и изгибах.

Происходит это из-за прямого зеркального отражения лучей. Обычно блики не мешают съемке, а часто даже оживляют снимок, подчеркивая форму и объемность предметов. Но бывают случаи, когда чрезмерно яркие блики вызывают на снимках неприятные световые пятна, так называемые ореолы, или вообще мешают съемке, забивая светом важные детали объекта. Так бывает, например, при съемке людей в очках, когда бликующая поверхность очковых линз заслоняет глаза. Так очень часто бывает при съемке застекленных картин, витрин магазинов и т. п. Часто из-за этого приходится отказываться от съемки.

В таких случаях и приходят на помощь поляроиды. Если смотреть на бликующие предметы сквозь поляризационный светофильтр и медленно поворачивать его подобно колесу вокруг оси, то можно увидеть интересное явление: по мере вращения светофильтра блики на предметах начинают затухать, гаснуть и в некоторых случаях совершенно исчезают. Явление это связано с поляризацией света, о чем из-за некоторой сложности явления мы подробно рассказывать не станем, но практически важно и интересно, что с помощью поляризационного светофильтра можно не только смягчить блики и отражения, но и полностью избавиться от них. Насколько сильно действие поляроида, можно судить по двум снимкам, приведенным на рис. 105, из коих верхний был сделан без поляроида, нижний — с соответственно ориентированным поляроидом.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Рис. 105. Витрина магазина, сфотографированная без светофильтра (вверху) и с применением поляризационного светофильтра (внизу)

Поляризационный светофильтр состоит из стеклянной пластинки, покрытой прозрачной пленкой, содержащей кристаллики поляризующего свет вещества. Поляризационный светофильтр имеет круглую форму и состоит из собственно светофильтра и металлической оправы, которая в свою очередь вставлена во вторую (наружную) оправу и может в ней поворачиваться в плоскости светофильтра. Этой наружной оправой светофильтр надевается на объектив фотоаппарата.

В каждом случае светофильтр должен быть определенно ориентирован относительно снимаемого объекта. При съемке зеркальными камерами светофильтр надевают на объектив и, глядя в окуляр, наблюдают за изображением на матовом стекле. Поворачивая светофильтр, следят за бликами и отражениями, добиваясь нужного эффекта, после чего производят съемку.

Несколько иначе обстоит дело при съемке незеркальными камерами. Светофильтр в этом случае ориентируют глазом. Поворачивая светофильтр перед глазом, находят требуемое его положение и в таком положении надевают на объектив.

Разумеется, что после того как светофильтр сориентирован и надет на объектив, поворачивать фотоаппарат уже нельзя: ориентировка будет нарушена.

Поляризационные светофильтры выпускают разных размеров, т. е. диаметром оправ. Как и все прочие, поляризационные светофильтры поглощают часть света и требуют поэтому примерно 3-кратного увеличения экспозиции.

Со всеми светофильтрами надо обращаться бережно и осторожно. Перед съемкой их следует слегка увлажнить дыханием и хорошо протереть чистой мягкой тряпочкой. Потертости и царапины на светофильтрах снижают резкость изображения.

В заключение главы приведем несколько практических советов, которые могут пригодиться малоопытным фотолюбителям при съемке наиболее часто встречающихся объектов. О технике съемки спорта уже было рассказано в разделе «Когда предмет движется». Здесь мы кратко остановимся на технике съемки архитектуры, пейзажей и портретов.

Под архитектурной съемкой имеется в виду съемка не только зданий, но и вообще всевозможных сооружений: памятников, мостов, индустриальных сооружений и т. п.

Для начинающего фотолюбителя — это самые благодарные объекты съемки. Они объемны, имеют четко выраженные линии, многие из них отличаются богатством форм. Кроме того, они неподвижны. Все это облегчает съемку.

Как и при любой другой съемке, важную роль при съемке архитектуры играет освещение (рис. 106). Наименее удачными получаются снимки при переднем освещении объекта. Объекты при таком освещении получаются плоскими, а снимок — невыразительным. Не следует фотографировать архитектуру и против света — ничего, кроме силуэта здания, вы на снимке не получите.

Что будет если убрать светофильтр. Смотреть фото Что будет если убрать светофильтр. Смотреть картинку Что будет если убрать светофильтр. Картинка про Что будет если убрать светофильтр. Фото Что будет если убрать светофильтр

Рис. 106. При съемке архитектуры освещение играет особенно важную роль

Снимки получаются более выразительными и технически более удачными, когда объект освещен верхне-боковым солнечным светом.

В архитектурной съемке имеет значение расположение кадрового окна фотоаппарата по отношению к объекту. Высокие объекты композиционно получаются лучше, когда кадровое окно фотоаппарата расположено вертикально, — это подчеркивает высоту, монументальность объекта. Горизонтальное же расположение кадрового окна подчеркивает ширину объекта. Нельзя, конечно, рассматривать это как правило. В каждом случае композиционное решение снимка будет зависеть от многих условий, учитывать которые вы должны сами.

Важное значение имеет и направление съемки. Высокое здание типа башни можно сфотографировать, направив объектив фотоаппарата несколько вверх. Основание здания при этом на снимке не получится, но снимок может быть очень эффектным.

Иное дело, когда требуется вместить в кадр весь объект.

В этом случае съемку приходится вести с более удаленной точки, однако и при этом, чтобы охватить весь объект, приходится направлять объектив несколько вверх, так как при низкой точке съемки верх здания обычно не вмещается в кадр, а земли получается на снимке слишком много. Как правило, на таких снимках вертикальные линии здания сходятся кверху, геометрические формы объекта нарушаются и здание получается как бы падающим.

Лучшее, что можно в этом случае сделать, — это найти не только удаленную, но и более высокую точку съемки, чтобы вместить в кадр все здание, не направляя объектив вверх, или воспользоваться широкоугольным объективом. Но в последнем случае надо еще строже проследить за тем, чтобы оптическая ось объектива была горизонтальной, так как такие объективы особенно чувствительны ко всяким наклонам и вызывают еще большие перспективные искажения.

Правда, при горизонтальной установке фотоаппарата и съемке с широкоугольным объективом здание получится на снимке в меньшем масштабе и земля займет в кадре еще большее место, но снимок можно увеличить и при этом скадрировать, отрезав ненужную часть. Так или иначе, но в отношении правильности передачи геометрических форм здания такой снимок будет лучше.

Наконец, если не удастся применить описанные средства, то исправить перспективные искажения можно с помощью трансформации, описанной на стр. 258, но это надо рассматривать как крайнее средство.

Подобные же перспективные искажения получаются при съемке архитектурных сооружений с очень высокой точки, например с горы, с крыши или с балкона высокого дома. Вертикальные линии близлежащих зданий получаются в этом случае сходящимися книзу. Но отдельные здания снимать с такой точки обычно не приходится. Так фотографируют общие виды городов, широкие улицы и площади. Перспективные нарушения, возникающие при такой съемке, обычно невелики.

В архитектурной съемке большую роль играет резкость снимаемых планов. Здесь приходится думать о правильной наводке на резкость и диафрагмировании объектива.

Применение желтых светофильтров при съемке архитектуры, как и вообще при всякой натурной дневной съемке, повышает качество и выразительность снимков.

Несколько слов о пейзажной съемке.

Пейзаж — излюбленный вид съемки многих фотолюбителей. Редко можно встретить человека, владеющего фотоаппаратом и не увлекающегося съемкой природы. Удачно сделанный пейзажный снимок — это победа фотолюбителя, приносящая огромное удовлетворение. Художественно выполненный пейзаж, отпечатанный в крупном формате будет прекрасным украшением вашего дома.

Пейзажи исключительно разнообразны. Они различны не только в разных уголках нашей страны, но и в разное время года, дня и в разную погоду. Работа над созданием фотографического пейзажа увлекательна и благодарна.

Под пейзажной съемкой подразумеваются не только виды природы: лесов, морей, гор, рек, озер и т. д. Пейзаж бывает и городским, индустриальным, промышленным. В него могут быть включены отдельные строения, животные, и очень хорошо, когда в нем присутствуют люди. Пейзаж хорош, когда он не просто отражает природу, а в нем выражена какая-то творческая мысль, когда он имеет определенное содержание. Решающую роль в пейзажной съемке играет композиция кадра.

Наилучшее время для съемки пейзажа — ранние утренние и предвечерние часы, наилучшая погода — солнечная. Облака в пейзаже просто обязательны. Без них пейзажный снимок теряет большую часть своей прелести.

Точка съемки в пейзажной фотографии выбирается в зависимости от желаемой композиции, но обязательно должна быть согласована с наиболее выразительным для данной точки освещением.

Открытые удаленные пейзажи менее выразительны. Снимок значительно оживляется какими-нибудь объектами (строения, деревья, люди, животные) на переднем плане.

Пейзажи можно снимать любым фотоаппаратом и любым нормальным объективом. В отдельных случаях для охвата большего поля применимы широкоугольные объективы, а при съемке удаленных пейзажей с горами на заднем плане хороши длиннофокусные и телеобъективы.

Особо важное значение при съемке пейзажей приобретают светофильтры. Применение желтых светофильтров здесь обязательно, а при желании хорошо выделить на снимке облака или удаленные вершины гор требуются оранжевые, а иногда и красные светофильтры. Для искусственного создания на снимке воздушной дымки применяются голубые светофильтры. Следует также пользоваться солнечной блендой.

Никакая другая тематика не открывает перед фотолюбителем таких широких возможностей для проверки и проявления своих творческих способностей, как съемка пейзажа.

Читайте также

Цветобалансирующие (коррекционные) светофильтры

Цветобалансирующие (коррекционные) светофильтры Наиболее привычны «смещения» в синеву (свет неба, освещение на больших высотах) или в желтизну (поздний или ранний дневной свет). Появление других оттенков может быть связано с окружающей обстановкой. Свет в лесу может быть

Для чего нужна диафрагма

Для чего нужна диафрагма Посмотрите внутрь объектива, и вы увидите в нем устройство, состоящее из нескольких тонких лепестков дуговой формы, расположенных по кругу, — это диафрагма (рис. 14). Рис. 14. Диафрагма С помощью специального привода (движка или рифленого кольца,

От чего зависит экспозиция

От чего зависит экспозиция Прежде чем ответить на этот вопрос, поясним само понятие экспозиции. Это важно потому, что многие фотолюбители смешивают это понятие с выдержкой, считая, что это одно и то же. Между тем это не так. Выдержкой называется время, в течение которого

1. Для чего мы используем музыку?

1. Для чего мы используем музыку? Чтобы понять друг друга, нам нужно сразу договориться о том, для чего вообще нам нужна музыка? Дело в том, что многие противники современной музыки обвиняют ее сторонников в излишней эмоциональности. Проанализировав множество библейских

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *