Что будет если украсть самокат сити мобил
Когда в российских городах начали появляться шеринг-компании (кикшеринги, байкшеринги и тд), у некоторых тупых людей возникал вопрос по типу: «А как меня найдут, если я украду самокат, они же не знают, где я живу». Ну и, под этим предлогом берут технику и катят радостные к себе домой.
Сейчас же всем начали вдалбливать, что внутри устройств установлены GPS-трекеры, которые отслеживают местоположение, но даже это не останавливает особых умельцев. Кто-то вообще не знает, что они вообще там есть, или что такое трекеры.
Ежедневно в полицию поступает несколько заявлений о воровстве самокатов или велосипедов. Обычно люди крадут несколько единиц техники, чтобы, так сказать, обжиться сразу. Потери шеринга возникают не только из-за воровства, в интернете можно встретить множество фото, как страдают бедные велосипеды.
Кража электросамокатов не новость для Московского шеринга. В 2018 году стартовали сервисы для аренды, но самый пик воровства начался в 2019: 4 июня за один раз украли было украдено девять электросамокатов, а в мае целая группировка похитила четырнадцать самокатов на двух точках (банки даже не грабят так серьезно).
В полиции говорят, что чаще всего крадут технику на парковках в жилых районах, а не в многолюдных местах (парки, фонтаны, входы в ТЦ). Как говорится, раз никто не видел, то ничего и не было. Но все же засечь воров успевают, ведь компании чаще всего устанавливают технику на глазах у городских камер.
У каких «умников» хватает смелости своровать самокат?
Как было понятно из названия, любят воровать электросамокаты вейперы и пенсионеры. У ценителей «безопасных» электросигарет такой мотив из-за аккумулятора, который разбирают на батарею для вейпа (и такое бывает в нашей жизни). Заряда вполне хватает на две-три электросигареты.
С пенсионерами всё намного интереснее. Они вообще не знают, зачем воруют. Увидели самокат, который не пристегнут и потащили домой. О причине остается только догадываться. Может для себя, а может внуку подарочек сделать, которого потом полиция за ручки в отделение отведет.
Москвич
В Москве из каждой точки шеринга ежедневно воруют как минимум два самоката
И если вам это может показаться даже в каком-то смысле забавным, то вот прокатчикам не до смеха. Суммарно они рискуют потерять в нынешнем сезоне 150 млн рублей.
Исследование провела компания Delta, специализирующаяся на охранных системах. Согласно данным аналитиков, только за прошлый год спрос на аренду самокатов в городе увеличился на 70%. Но такой значительный рост потребительской базы просто не мог обойтись без наплыва жуликов, так что, увы, вандализм и кражи очень быстро стали обыденностью.
По статистике, сегодня средний московский шеринг-парк включает в себя от 500 до 1200 самокатов. И в каждой точке проката (да, вот прямо в каждой, уверяют в Delta) за день фиксируется три-четыре попытки украсть транспортное средство, одна из которых стабильно завершается успехом. Более того, крадут, как правило, сразу несколько самокатов, так что убытки получаются едва ли не катастрофические. Тут, правда, вопрос, сколько из этих самокатов потом все же находят и возвращают. Вполне возможно, что достаточно, иначе все такие компании давно бы обанкротились и позакрывались.
Занятно, к слову, что, как рассказал гендиректор Delta Андрей Цыбаков, частные охранные компании не спешат выходить на рынок, так как не особо понимают специфику. Самокат, дескать, вещь весьма легкая и предполагающая динамичное перемещение, так что успешно ее охранять тяжело. 95% всех краж происходит непосредственно в точке самообслуживания и только 5% — во время трека. Наиболее уязвимыми местами эксперты называют парковки вблизи жилого массива. Зато парки, наоборот, считают безопасными, так как воры не очень любят открытые пространства, где их отовсюду и далеко видно. Ну а оптимальным решением проблемы на сегодняшний день профессионалы видят в GPS-трекерах. Злоумышленник вряд ли сможет самостоятельно его деактивировать после преступления, так что определить местоположение самоката не составит труда. Только вот штуки эти, раз, дорогие, два, не всегда надежные в плане точности передаваемой информации.
Как бы там ни было, тревогу бить пока рано. Судя по количеству рассекающих по улицам горожан, дефицита в устройствах пока не наблюдается. С другой стороны, а вдруг они все угнанные? Так что проявите бдительность. Когда в вас следующий раз врежется еще один такой любитель современных способов передвижения, поинтересуйтесь, а где он, собственно, этот самокат взял.
Операторы сервисов проката рассказали, сколько самокатов и велосипедов крадут в Москве
Шеринг-компании последнее время жалуются на рост краж велосипедов и самокатов. По данным исследования компании, занимающейся комплексной охраной, ущерб от злоумышленников по стране в этом сезоне может достигнуть 150 миллионов рублей, причем кражи самокатов происходят практически ежедневно. Рассказываем, насколько эта проблема актуальна в столице и как компании проката защищаются от злоумышленников.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Мал самокат, да дорог
По данным аналитиков компании Delta, сейчас в России работает порядка 30 компаний проката самокатов общим парком 35 тысяч штук. В Москве популярность кикшеринга ежегодно увеличивается на 70 процентов. При этом в столице ежедневно в компаниях со среднем парком от 500 до 1 200 самокатов происходит 3-4 тревожных вызова, из которых реальной кражей становится один случай. Обычно злоумышленники крадут сразу несколько транспортных средств.
«Таким образом, в сезон, который длится порядка полугода, каждый оператор рискует потерять более пяти миллионов рублей. По данным специалистов компании, 95% всех краж происходит непосредственно в точке самообслуживания и лишь 5% – во время трека», – пояснили Москве 24 в компании.
Суммарно все компании при таких проблемах могут потерять за сезон порядка 150 миллионов рублей, добавили в пресс-службе.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Много ли воруют?
Президент компании «Велобайк» Максим Акимов рассказал, что случаи воровства происходят и с прокатными велосипедами. По его словам, в парке ежегодно фиксируется утрата 1,5% от всех транспортных средств, однако в других странах подобные показатели в два раза выше.
«Убытки невелики, хотя каждый потраченный рубль мы могли бы пустить на покупку новых велосипедов, а не на ремонт существующих», – сообщил Акимов.
Он добавил, что уровень вандализма в отношении велосипедов и самокатов в России также весьма низок. Кроме того, президент компании отметил социальную ответственность российских граждан, отметив, что в Москве однажды жители отстояли прокатный велосипед, когда его пытались разукрасить граффити.
«Велобайк» принимает все меры для защиты своих транспортных средств, говорит представитель компании.
В свою очередь, основатель фирмы URent Андрей Колесник сообщил, что ежедневно его компания теряет как минимум один велосипед или самокат. Предпринимать заявил, что в месяц крадут не менее 1% парка, однако половину из транспортных средств находят почти сразу. Колесник отметил, что часто самокаты воруют любители вейпов (паровых испарителей. – Прим. ред.). Это связано с наличием в транспортных средствах сменного аккумулятора, который можно разобрать на небольшие аккумуляторы, именно они устанавливаются в вейпы. Также еще одной группой воров самокатов эксперт выделил пенсионеров.
«Пенсионеры просто воруют. Увидели не пристегнутый к парковке самокат, принесли домой. Они не думают, что его можно найти, большинство из них не знает, что такое трекер. Самокат передал звуковой сигнал, его увидела служба безопасности и поехала за ним», – отметил Колесник.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Он пояснил, что с воровством в компании борются с помощью GPS-датчиков. Так, при краже сотрудники службы безопасности выясняют местонахождение транспортного средства, а также разрабатывают меры для его возврата. Однако гораздо большую опасность представляет вандализм. Каждый месяц серьезный ремонт необходим 12–15% парка электросамокатов из-за механических повреждений, прокола или пореза шин или выхода из строя руля.
Основатель компании Samocat Sharing Василий Быков рассказал Москве 24, что волна краж самокатов в их компании прошла в 2018 году.
«После этого мы замки усилили, у нас в этом году краж вообще нет, есть только вандальные поломки. Если каждый день совершается порядка 2-3 тысяч поездок, а за сезон уже больше 100 тысяч, то в целом 30-40 инцидентов вандализма», – пояснил он.
В пресс-службе кикшеринга lite пояснили, что за сезон пропадает только около 5% парка самокатов.
«Наши самокаты изначально создаются для работы в сервисе, поэтому украденный самокат просто бесполезен без привязки к серверу – он просто не будет работать. Именно поэтому красть такие самокаты просто нет смысла», – подчеркнули в разговоре с Москвой 24 представители компании.
А в сервисе проката Whoosh заявили Москве 24, что попыток краж немного, они касаются только 1% парка. По их данным, в Москве в месяц в среднем крадут около пяти самокатов, но большую часть из них возвращают – своими силами или с помощью полиции, а виновных наказывают по закону.
«Самокаты оснащены разного рода датчиками, любое движение, шевеление, перемещение мы отслеживаем автоматически и силами службы безопасности. Если с самокатом что-то не так, выезжаем на место. Как правило, попытки кражи совершают не очень благополучные граждане и скорее по незнанию, как работают шеринги транспорта. Очень удивляются, когда к ним стучат, просят отдать самокат», – добавили в компании.
Собеседница Москвы 24 подчеркнула, что самокаты компании застрахованы, поэтому противодействие кражам или вандализму «является неприоритетной задачей», так как налажена работа отслеживания, предотвращения и быстрого реагирования.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Как обезопасить от кражи личный самокат
Организатор движения городских самокатов Александр Нилов рассказал Москве 24, что проблема с кражами самокатов в столице не такая острая. По его словам, если сравнивать с западным опытом, то ситуация в Европе была намного хуже.
«Например, в Париже пару лет назад было видео с тем, как самокаты выкидывали прямо в реку Сену, а ситуация в других европейских столицах была намного хуже. Я не думаю, что в Москве это большая проблема, но исключить кражу невозможно», – пояснил эксперт.
Нилов также рассказал, как защитить от кражи личный самокат. По его словам, достаточно соблюдать минимальные рекомендации: оставлять самокат на видном месте и использовать средство защиты в виде велосипедного троса.
«Понятно, что стандартные тросы легко перекусываются, если злоумышленник вооружен необходимым инструментом. Но, опять же, самокат, даже электрический, можно взять с собой, если вы заходите в кафе или на работу, где это разрешено», – добавил собеседник Москвы 24.
Эксперт также вспомнил курьезную ситуацию, которая произошла с членом его сообщества, когда чуть не украли самокат. По его словам, девушка на минутку ушла с детской площадки, а за это время у нее пропал достаточно дорогой самокат. Но в итоге оказалось, что просто сердобольный дворник подумал, что его забыли и спрятал его у себя в подсобке, а потому вернул владелице.
Делай ноги: кто ворует прокатные велосипеды и самокаты
Ущерб в 150 млн рублей могут понести в текущем сезоне компании по шерингу велосипедов и самокатов из-за воров и вандалов. Такие данные приводят аналитики в сфере охранных услуг. Полиция подтверждает: велосипеды и самокаты у прокатчиков крадут практически каждый день. В проблеме разбирались «Известия».
И хочется, и колется
По различным оценкам, каждая компания с парком от 500 единиц самокатов или велосипедов ежедневно в период сезона катания сталкивается с хищением хотя бы одного. Поймать воров удается не так часто, как хотелось бы. Но даже если преступников задерживает полиция, возмещения ущерба это не гарантирует. Тем не менее, рынок проката самокатов и велосипедов растет с каждым днем — стартапы расширяют географию в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и осваивают города поменьше.
Вместе с новостями о росте рынка обновляется и криминальная хроника. Так, самокатного вора задержали на прошлой неделе казанские полицейские — 49-летний мужчина увел транспортное средство ценой в 50 тыс. рублей с парковки проката. Ранее в июле там же в Горькинско-Ометьевском парке была раскрыта еще одна кража самоката стоимостью 30 тыс. рублей. Вычислить преступника удалось с помощью датчика GPS.
Что говорит бизнес
Проблема краж встала перед шеринговыми сервисами с самого начала их деятельности.
— На начальном этапе кражи были, но незначительные. Мы хотели заимствовать зарубежный опыт и страховать транспортные средства. Но страховые компании ставят заградительный тариф. Так что страховать получалось нерентабельно. Стоит отметить, что воровство у нас значительно ниже, чем в Париже, где это в свое время стало бичом бизнеса, но выше, чем в Лондоне, — рассказывает один из пионеров велопроката в России, пожелавший остаться неназванным.
В компании «Велобайк», крупном игроке рынка вело- и кикшеринга, считают, что в России хищения и вандализм прокатных транспортных средств ниже, чем в Европе и США.
— По нашему парку ежегодно утрачивается всего около 1,5% транспортных средств, а в других странах этот показатель примерно в два раза выше. Убытки невелики, хотя каждый потраченный рубль мы могли бы пустить на покупку новых велосипедов, а не на ремонт существующих, — рассказал президент компании Максим Акимов.
Уровень вандализма также нельзя назвать высоким, собеседник отдает в этом плане должное российским горожанам, проявляющим социальную ответственность.
— Например, этим летом мы открыли велопрокат в Мурманске, там уже совершено около 15 тыс. поездок, и за всё это время в ремонт поступило только четыре велосипеда. В Москве я однажды был свидетелем того, как горожане защитили прокатный велосипед от человека, пытавшегося разукрасить его граффити, — говорит Акимов.
В то же время компания принимает все необходимые меры для защиты имущества.
— Все станции проката расположены в зоне видимости городских камер. Обеспечиваем спутниковое наблюдение. По всем случаям кражи или поломки обращаемся в полицию для проведения совместного расследования, — рассказал «Известиям» бизнесмен.
Небрежность хуже воровства
Основатель сочинской фирмы URent Андрей Колесник признался, что его компания теряет каждый день как минимум одну единицу техники. По его словам, половину от угнанного транспорта удается найти и вернуть почти сразу, еще 25% позднее.
«Бич аренды самокатов — это вейперы и пенсионеры. Первые воруют технику ради того, чтобы разобрать сменный аккумулятор на небольшие литий-ионные батареи, которые устанавливаются в вейпы. Одного такого аккумулятора хватает на несколько жизней нескольких вейперов. Пенсионеры просто воруют увидели не пристегнутый к парковке самокат, принесли домой они не думают, что его можно найти, большинство из них не знает, что такое трекер самокат передал звуковой сигнал, его увидела служба безопасности и поехала за ним», — рассказал бизнесмен о мотивации воров.
В беседе с «Известиями» Колесник уточнил, что на сегодняшний день крадут менее 1% парка в месяц.
— С воровством мы боремся за счет использования GPS-датчиков, установленных на каждый самокат. В нормальной ситуации они позволяют находить самокаты и возвращать их на парковки, в нестандартной — выяснять сотрудникам службы безопасности месторасположение самоката и принимать необходимые меры, чтобы его вернуть, — говорит собеседник.
По его мнению, вандализм и неаккуратное обращение представляют гораздо большую опасность.
— Каждый месяц серьезному ремонту подвергается 12–15% парка электросамокатов. К самым частым поломкам можно отнести механические повреждения корпуса, проколы и порезы шин, выход из строя рулевого управления вследствие неаккуратного или аварийного использования, — сказал Колесник.
Мал самокат, да дорог
Слова предпринимателей подтверждают и специалисты в области охраны имущества. На первом месте, по мнению опрошенных экспертов, сегодня стоит проблема хищения самокатов. Это средства не такие громоздкие как велосипед, что облегчает задачу преступнику.
— На сегодняшний день детали от них более универсальные, что позволяет реализовать их на велорынках и через интернет. С велосипедами сложнее, компании стремятся сделать детали уникальными. Такие рамы и рули разве что в хозяйстве пригодятся, — объясняет сыщик одного из территориальных подразделений полиции.
По данным компании «Delta Системы безопасности», ежедневно средний шеринг-парк (от 500 до 1200 самокатов) становится источником 3–4 тревожных вызовов. Но реальной кражей обычно оказывается лишь один сигнал.
«При этом крадут, как правило, сразу несколько транспортных средств. Таким образом, в сезон (который длится порядка полугода) каждый оператор рискует потерять более 5 млн рублей», — сообщается в исследовании. По подсчетам аналитиков компании, сейчас на рынке работают около 30 фирм, предоставляющие шеринговые услуги, отсюда и сумма общего ущерба в 150 млн рублей. 95% хищений совершается в точке самообслуживания проката и лишь 5% во время трека. Фирма использовала статистические данные компаний-контрагентов более чем в 50 городах.
— У операторов растет потребность в профессиональной охране. Но на сегодняшний день частные охранные компании неохотно выходят на этот рынок. Это обусловлено сложностями в работе с подобными объектами, главная из которых — объект (самокат) динамичный, — пояснил директор «Delta Системы безопасности» Андрей Цыбаков. Он считает, что будущее в этой сфере за системами умного контроля, позволяющими в режиме реального времени получать всю информацию о транспортном средстве и доступ к нему.
Отношения с законом
Разумеется, в случае совершения противоправных действий в отношении имущества шеринговых фирм, в дело вступают правоохранительные органы.
— Подается заявление в отдел полиции. Потерпевшей стороной будет признана шеринговая компания, юридическое лицо. Уголовный закон допускает подобное, — пояснил «Известиям» адвокат Дмитрий Анцупов. Но в некоторых случаях владельцы сталкиваются с отказом в возбуждении уголовного дела.
— Отказ может быть вынесен по любому заявлению. Обоснование обычно зависит от фантазии сотрудника правоохранительных органов. Например, если имущество было повреждено лицом, которое его не арендовало, причиной будет отсутствие возможности установить лицо, причинившее ущерб, — говорит правовед.
Одной ногой на земле: как прокат самокатов борется с угонщиками
Прокат электросамокатов набирает популярность. Вместе с ним активизируются мошенники и воришки. Мнимые хакеры угрожают взломать чужие аккаунты, поставить GPS-глушилки и отключить скоростной лимит. Часто такая информация продается: пользователь отдает деньги, после чего злоумышленники исчезают, так и не раскрыв секрет бесплатных поездок. С физическим угоном дела обстоят иначе. Кражи случаются регулярно, однако потери совсем невелики. Как городской прокат борется с угонщиками — выясняли «Известия».
Невыполненное обещание
Мошенники нашли способ наживаться на любителях электросамокатов. В Сети появился инструктаж, который описывает, как бесплатно арендовать городской транспорт, а также отключить скоростной лимит. Как правило, мошенники предлагают воспользоваться украденными аккаунтами, специальным промокодом или другим техническим лайфхаком. Об этом рассказали в компании по стратегическому управлению цифровыми рисками Bi.Zone.
Стоимость подобной информации может составлять от 1 до 3 тыс. рублей. Обычно к публикации приложен скриншот, который якобы доказывает успешность действий по описанной модели. На деле вместо обещанной «бесплатной схемы» ее продавец исчезнет с деньгами покупателя.
Организатор движения городских самокатов Let’s kick Moscow Александр Нилов подтвердит, что знает подобные форумы, но ничего кроме подозрения они не вызывают.
Несмотря на откровенный обман, погрешности в работе сервиса всё же возможны. Уязвимости, как следствие ошибок разработчиков, могут быть выявлены в любой части системы аренды, например, в серверах управления, мобильном приложении или даже в самом самокате, перечисляет замруководителя департамента аудита и консалтинга Group-IB Павел Супрунюк.
— Из-за подобных «дыр» в декабре 2020 года пострадала сеть постаматов PickPoint: в результате атаки ячейки оказались открыты и хранившиеся в них отправления оказались доступны любому желающему. Злоумышленники смогли понять схему управления и удаленно устроить «день открытых дверей». В случае с самокатами схема та же.
Ранее группа Zimperium zLabs, занимающаяся вопросами безопасности, выяснила, что популярный электрический самокат Xiaomi M365 имеет уязвимость. Она позволяет хакерам дистанционно управлять средством, в том числе заставить самокат внезапно ускоряться или тормозить. Причиной исследователи назвали процесс авторизации, который осуществляется по Bluetooth. Тогда в Xiaomi заявили, что знают об уязвимости и готовят обновление программного продукта.
Собрать — не разобрать
Проблема взлома пока мало известна на рынке кикшеринга, считает коммерческий директор компании «Карусель» Сергей Четвериков.
— Если говорить о нас и паре других крупных игроков, мы производим самокаты под заказ в Китае. Всё железо, все IT-модули устанавливаются прямо там. Поэтому, чтобы взломать самокат, инженер должен работать лучше, чем группа российских и китайских программистов. Мы такого Кулибина, наоборот, сразу возьмем на работу, — заявил собеседник.
В компания Whoosh сообщили, что взломов аккаунтов сервис не наблюдает. Продажа «схем», «промокодов», изменение скоростного режима — явное мошенничество, от которого страдает не сама фирма, а доверчивый пользователь.
Куда чаще сервис сталкивается не с виртуальными, а реальными кражами. Такие попытки действительно происходят регулярно, однако потерь — единицы.
— Сенсоры, GPS- и GSM-модемы постоянно сообщают о состоянии и локации транспорта. Даже если самокат попадет в помещение, мы его отследим и вызовем полицию для содействия в вызволении, — рассказали в Whoosh.
Есть случаи, когда воришки пробуют работать с глушилками, но и это не помогает. В Новосибирске молодые люди пытались украсть два электросамоката, используя оборудование для подавления сигнала GPS. Сейчас горе-хакеры под следствием.
По мнению представителей Whoosh, воровать самокаты просто бессмысленно.
— Даже если украсть шеринговый самокат, получить из этого выгоду сложно. Разве что продать детали или за копейки на металлолом — шеринговые модели отличаются от потребительских, у них своя специфическая сборка. В краже очень мало смысла, а риск наказания — большой, — добавили в пресс-службе.
С такой логикой согласны и в «Карусели». Последние два года и в России, и на Западе крупные компании заказывают специальные шеринговые самокаты. Они узнаваемы и сложны в разборке.
— До этого брали обычные персональные самокаты, и на них, грубо говоря, отверткой крепили нужную электронику. Современная же техника уникальна и никому здесь не нужна. У нее свои запчасти, болты, внутренняя электроника. Пока человек поймет, что к чему, за ним уже приедут, — говорит Сергей Четвериков. — К тому же в самокат встроены датчики на движение и ускорение, на случай если самокат погрузят в машину. Бывало, наша команда уже за МКАДом догоняла автомобиль с угонщиками. Что говорить о случаях, когда воришки просто оставляют самокат в подъезде.
В 2021 году «Карусель» потеряла всего один самокат, уточнили в компании. Годом ранее, когда сервис только развивался, краж было больше. По словам Четверикова, прокатные самокаты переняли технологии безопасности, которые были разработаны еще для каршеринга. А те быстро научились защищать свой автопарк.
Нечаянно украл
Довольно часто кражи происходят по неведению или наивности, полагает организатор движения городских самокатов Let’s kick Moscow Александр Нилов. Далеко не все граждане понимают, что угоняют чужое имущество, да еще и под присмотром десятков камер.
— Недавно я видел сюжет, как женщина пыталась украсть непристегнутый самокат, видимо, подумала, что он бесхозный. Часто пенсионеры в виде подарка отдают «ничейный» самокат своим внукам. Но всё это попадает под определение кражи, — напоминает Нилов.
Тем не менее, по наблюдению эксперта, уровень краж и вандализма в крупных городах России несколько ниже, чем в Европе и США, где в момент появления электросамокатов проводились целые акции по их уничтожению:
— Сервисы по прокату появились внезапно. Но в отличие от России, где прирост фирм был постепенный, в Европе и США компании сразу закупили огромное количество самокатов, не продумав правила парковки. Там вы могли оставить самокат где угодно, на тротуаре их стояло по 10–20 штук. Естественно, они мешали пешеходам. Тогда появились горячие головы, которые создали движение по очистке улиц от самокатов. Транспорт ломали, сжигали и сбрасывали в реку.
Отечественные компании выбрали другую модель парковки: самокаты нужно пристегивать в зоне работы сервиса. Поэтому особых проблем с вандализмом у нас нет, подытожил Александр Нилов.