Что будет на месте вниира
Жилье на Галерах для газового монополиста
Концерн «Алмаз-Антей» намерен согласовать строительство нового жилого квартала на Васильевском острове. На месте бывшего Института радиоаппаратуры планируется возвести около 170 тыс. кв. м недвижимости высокого класса прямо напротив строящегося МФК «Морская резиденция» от «Газпрома». Проект почти обречен жестко конкурировать с бизнес-жильем от госкорпорации и смотреть на пробку со съезда с ЗСД.
Проект планировки и проект межевания территории, ограниченной Парусной ул., Малым пр. в.о., Наличной ул., Шкиперским протоком, Галерным проездом в Василеостровском районе выйдет на общественные слушания к середине октября, но уже сейчас можно познакомиться с обосновывающей частью ППТ.
Заказчиком концепции развития этой территории и, конкретно, редевелопмента площадки ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры» (ВНИИРА), согласно проекту, выступает ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз Антей» (собственник НИИ), проектировщиком выбрана мастерская «Союз 55» экс-главы КГА Александра Викторова. Любопытно, что попытку построить жилье на этой территории концерн предпринимал еще в 2014 году, тогда концепцию разрабатывал нынешний главный архитектор Владимир Григорьев, однако дальше концепции дело не пошло, хотя зодчий даже представлял рендеры домов-скобок.
Фото: Kanoner.com
Как уточняется в документе, по Генплану площадка находится в зоне Д (всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки), по ПЗЗ — это «правильная» зона ТД1-1_1. Среди обоснований развития площадки — как раз несоответствие действующего использования территории функциональному назначению: вместо деловой и жилой застройки тут сохраняются не действующие предприятия, гаражи, автосалон
« Руководствуясь требованиями действующего законодательства и исходными данными при подготовке документации по планировке территории предусматривается комплексное градостроительное преобразование существующей застройки на земельном участке №3», — говорится в обосновании. Третий участок — это как раз территория ВНИИРА площадью 12 га. Сейчас на территории два десятка зданий: производственные корпуса, административные здания и лаборатории — все эти здания собственник планирует снести, как и индивидуальные гаражи (15 боксов), находящиеся в собственности Петербурга, сданные городом в аренду. Кроме того, площадку расчистят от несанкционированных гаражей и боксов.
На участке института предполагается разместить 4 многоквартирных дома общей площадью 168,7 тыс. кв. м с паркингами и встроенными помещениями. Все многоквартирные дома будут не выше 40 метров (9 этажей) — такие ограничения накладывает охранное законодательство ( территория проектирования располагается в пределах охранных зон ОЗ-1(02) и ОЗРЗ-3). Кроме того, в квартале запланировано появление детсада на 240 мест и школы на 825 мест.
«Организация территории предусматривает сохранение существующей застройки по периметру квартала с включением новой многоэтажной жилой застройки и объектов образования в срединной части территории по месту земельного участка ОАО «ВНИИРА» с его переформированием и размещение административного здания на земельном участке ФГОУ ПО «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», расположенного в южной части квартала вдоль Шкиперского протока», — говорится в документе.
Действительно, «Горный», которому участок в 1,6 га предоставлен в бессрочное пользование, намерен построить в самом «козырном» месте учебно-административный корпус на 1000 учащихся. Здесь же разместятся офисы, конференц-залы и лектории.
По словам экспертов, с готовой граддокументацией «Алмаз-Антею» будет намного легче продать пятно заинтересованному девелоперу. По оценке Анны Сигаловой, директора департамента инвестиционных услуг Colliers International, потенциальная стоимость участка может составлять 3 – 3,5 млрд рублей.
В свою очередь руководитель отдела рынков капитала и инвестиций в недвижимость у правляющ ей компани и Maris в ассоциации с CBRE Алексей Федоров с такой цифрой согласен, добавляя, что если концерн захочет строить здесь сам, объем инвестиций в такой проект составит 7-9 млрд.руб., в зависимости от класса проекта.
«Наиболее целесообразно в этой локации будет строить жилье комфорт+ или даже бизнес-класса. Ниша эконом и комфорт на острове плотно занята проектами на намывных территориях, при этом Шкиперский выигрывает у других проектов по близости к метро, транспортной доступности до центра города, обеспеченности социальной инфраструктурой», — говорит господин Федоров.
По ее словам, основным конкурентом проекта как раз и будет выступать газовый монополист. Вместе с тем, есть шанс, что места на этом пятачке хватит всем — локация будет активно развиваться в предстоящие 5 лет, сейчас быстрыми темпами осваивается намыв (правда проекты там, в основном, принадлежат к сегменту «эконом»). «Проектов в сегменте «бизнес», за исключением «Васильевского квартала», в этой части острова пока нет. Это открывает хорошие возможности и перспективы для будущего жилого комплекса стать здесь одним из первых жилых кварталов «бизнес-класса», — добавила госпожа Заиченко.
Пробки на выходе из парадной
Есть и еще один фактор, который сможет сыграть проекту как на руку, так и против него. А именно транспортная ситуация в квартале. Сейчас Галерная гавань — относительно тихое место, но с учетом развития «Морской резиденции» и площадки «Ленэкспо» эта небольшая улица между двумя жилыми кварталами превратится в настоящее бутылочное горлышко — с учетом довольно скорых планов по строительству в створе протока полноценного съезда с ЗСД. Напомним, в том году КГИОП согласовал историко-культурную экспертизу по приспособлению федерального памятника «Галерная гавань Гребного порта», там, в частности, были определены предметы охраны, обоснована возможность расширения Шкиперского моста вдвое, но кардинального расширения улично-дорожной сети в локации все равно ждать не стоит.
На Васильевском острове вместо исследовательского института вырастут жилые 12-этажки
Комитет по градостроительству и архитектуре согласовал облик нового квартала на Шкиперском протоке в Василеостровском районе. Его возведут по проекту архитектурного бюро Никиты Явейна «Студия 44».
Как напоминают в NSP, в начале 2021 года «Алмаз-Антей» продал в городе три участка. Самый крупный из них — площадью в 12 га, на Шкиперском протоке, 19 — приобрела «Группа ЛСР» за 4,8 млрд рублей.
Ранее на этом месте располагался Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (ВНИИРА). Минувшим летом все постройки снесли.
На их месте, судя по проекту, планируют построить разновысотный комплекс общей площадью порядка 215 000 «квадратов». Максимальная высота домов составит 12 этажей. Территорию, вероятно, начнут осваивать с 4 га у Парусной улицы.
Отметим, что рядом, буквально в соседнем квартале, расположится станция метро «Гавань». Ее планируют открыть после 2030 года.
Цены на жилье можно предположить по конкурентам. Например, в ЖК «Маленькая Франция» квартиру в 52 кв. метра, самую компактную из оставшихся в продаже, предлагают за 25,6 млн рублей. Комплекс обещают сдать в начале 2022 года. А в ЖК «Манхеттен Хаус», который планируют завершить в середине 2023 года, цены на жилье стартуют от 19,2 млн рублей. За эту сумму предлагают квартиру в 125 «квадратов».
Что будет на месте вниира
МО ГАВАНЬ | Живем на Васильевском запись закреплена
Жилой комплекс на месте бывшего ВНИИРА в Шкиперском протоке В.О. построят по проекту архитектруного бюро «Студия 44» Никиты Явейна. КГА согласовал архитектурно-градостроительный облик будущего комплекса.
В январе этого года концерн «Алмаз-Антей» продал на торгах три участка в Петербурге. Самый крупный из них – 12 га, принадлежавший Всероссийскому научно-исследовательскому институту радиоаппаратуры (ВНИИРА) в Шкиперском протоке, 19 на Васильевском острове купила компания «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» за 4,815 млрд рублей.
Она планирует построить разновысотный (до 12 этажей) жилой комплекс класса «бизнес» или «комфорт+» общей площадью порядка 215 000 «квадратов» с объектами инженерной и социальной инфраструктуры. Летом ГК «СносСтройИнвест» провела демонтаж построек ВНИИРА.
Похоже, девелопер будет осваивать территорию в несколько этапов. Сейчас представлены «картинки» проекта для северной части участка размером около 4 га, примыкающего к Парусной улице. Архитектурную концепцию подготовила «Студия 44» Никиты Явейна. Правда, по представленной на сайте КГА развертке эскизного проекта оценить его «красоту» практически невозможно. Однако редкая работа Никиты Игоревича вызывала критику коллег и горожан.
Что будет на месте вниира
В эти года институт решал насущные вопросы обеспечения безопасности и удобства регулярного авиасообщения — как военного, так и гражданского. Для понимания проблемы: тогда самолеты могли приземляться, если пилот видел, скажем, справа речку, слева лес, впереди посадочную полосу. Впрочем, за рубежом тоже не могли похвастать новинками.
Опережая весь мир, специалисты ВНИИРА разработали радиолокационные комплексы управления полетами и посадкой самолётов, системы ближней навигации, метеорологические радиолокаторы. Системы инструментальной посадки обеспечивали приземление воздушных судов всех ведомств при крайне неблагоприятных погодных условиях. Тогда же была разработана первая отечественная система адресного радиовизирования и передачи команд для наведения истребителей войск ПВО.
В начале семидесятых ВНИИРА стал главным в стране по обеспечению навигации, посадки и управления для самолетов с вертикальным взлетом и посадкой на авианосцах ВМФ. В 1976 году комплекс бортового и судового оборудования был поставлен на первый тяжелый авианесущий противолодочный крейсер «Киев».
Параллельно с участием специалистов института создавалось принципиально новое поколение самолетов: беспилотные разведчики. Во ВНИИРА разработали аппаратуру для управления ими с земли.
В 1976 году в аэропорту Пулково установили первую отечественную автоматизированную систему управления воздушным движением (шифр «Старт»).
Специалисты ВНИИРА занимались и космосом: обеспечивали автоматическую посадку орбитальных летательных аппаратов (например, «Бурана»). Дело осложнялось тем, что надо было обеспечить успешную посадку космического корабля с неработающими двигателями без возможности ухода на второй круг. Поэтому аппаратура и на борту, и на земле должна была быть надежной, со многими уровнями дублирования. При первом приземлении «Бурана» боковое отклонение при касании ВПП составило 3 м при допуске ±30 м, а после остановки — всего 0,8 м.
В 1984 году в Пулково установили систему управления воздушным движением нового поколения.
АО «ВНИИРА» — активный участник Федеральной целевой программы модернизации аэронавигационных систем. С 2003 года институт успешно внедряет АЗН-В 1090 ES — технологию, которая существенно повышает безопасность полетов и в несколько раз сокращает затраты на управление воздушным движением.
Опыт ВНИИРА как интегратора подтверждают несколько успешно завершенных проектов, самым известным из которых можно назвать новый аэропорт Сочи. Сходные по сложности задачи НИИ осуществляет в Казахстане, где его оборудованием оснащены 23 аэропорта страны, и на Кубе: там работает целая сеть локаторов с удаленным доступом, которую также разработали петербургские ученые. В зоне интересов института также аэропорты Сирии — Дамаск, Латакия и Алеппо.
В 2021 году ВНИИРА принял участие в VIII Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS. Институт представил там комплекс средств автоматизации управления воздушным движением «Синтез-А2» для аэродромов или аэроузлов с любой интенсивностью воздушного движения. Уникальное программное обеспечение собственной разработки и современные вычислительные средства ведущих мировых производителей обеспечивают обработку и показ происходящего в атмосфере, наблюдения за погодой, анализ безопасности воздушной обстановки. С помощью этого комплекса можно тренировать авиадиспетчеров, а также вести и хранить записи об обстановке.
Еще одним экспонатом стал модернизированный радиолокатор «Аврора-2» — всережимная цифровая станция наблюдения для УВД XXI века: источник радиолокационной информации в составе аэродромных и трассовых радиолокационных комплексов аэродромных пунктов и районных центров управления воздушным движением.
За выполненные исследования, разработку радиотехнических систем и комплексов наземной и бортовой радиоаппаратуры и ее серийное освоение институт награжден орденом Трудового Красного Знамени, 11 работ удостоены Государственных премий. В 1999 году ВНИИРА присвоен статус Федерального научно-производственного центра.
Но, разумеется, институт возник не на пустом месте — история производства радиоаппаратуры в Петербурге — Петрограде — Ленинграде и снова Петербурге началась куда раньше. «Фонтанка» наглядно показывает ее на карте нашего города. Кликните на краткое пояснение, чтобы узнать подробности.
Васильевский затягивает «серый пояс»: новые стройки на острове
На Васильевском острове в ближайшие годы могут быть застроены две знаковые исторические территории: участок, принадлежавший Всероссийскому научно-исследовательскому институту радиоаппаратуры, и площадка завода «Севкабель». Это, пожалуй, самая романтичная часть острова – рядом залив, несколько модных креативных пространств, а до центра – рукой подать. Однако местные жители и эксперты указывают на досадные минусы микрорайона – нехватку соцобъектов и не вполне благополучную экологию. LIVING узнал подробности.
Зона роста
Пока речь идет о застройке участка между Галерным проездом, Шкиперском протоком, Малым проспектом и Наличной улицей. Здесь планируют возвести жилые дома, детский сад, начальную школу, торгово-развлекательный комплекс, центр врачебной практики. Раньше тут размещался известный на весь СССР Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (ВНИИРА), где разрабатывали радиотехнические системы и средства навигации. Но недавно предприятие переехало в Обухово на площадку концерна «Алмаз Антей», после чего у нынешних владельцев появились планы отдать землю под застройку. Кстати, еще пять лет назад архитектурное бюро «Григорьев и партнеры» в сотрудничестве с финской Eagle Group International создали концепцию будущей застройки. Правда, пока нет информации, каким будет нынешний проект.
Теперь территорию ВНИИРА предстоит освободить. Здесь можно буде построить жилые здания высотой до 12 этажей, площадь которых составит более 200 тысяч квадратных метров. Также предусмотрены места для стоянки автомобилей, их будет примерно 1,6 тысяч. Недвижимость вряд ли будет дешевой – предусмотрено возведение домов класса «комфорт плюс», а, возможно, и «бизнес».
Еще одну территорию, потенциально пригодную для строительства, занимает завод «Севкабель». Он был основан как мануфактура торгового дома Siemens&Halske в 1879 году, после национализации был переименован в «Северный кабельный завод». Часть территории уже активно осваивается. С 2014 года примерно 20% участка, прилегающего к Финскому заливу, отдано для создания креативного пространства. На территории культурного центра «Порт Севкабель» открылось несколько кафе, ресторанов, ночной клуб, там обустроили набережную и даже открыли причал для прогулочных судов.
Сейчас площадь легендарного завода поделена на две части, а границей служит Кожевенная линия. На участке, ограниченном Большим проспектом В.О., Детской улицей, Косой линией и берегом Невы, находятся действующие цеха. Однако и им осталось работать недолго. Собственник территории Севкабеля, ООО «БСПБ Капитал» (принадлежит банку «Санкт-Петербург»), в ноябре обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга (КГА) с целью создания проекта планировки участка. Судя по всему, здесь будут возведены жилые многоэтажные дома и социальные объекты. Мощности завода будут перенесены в одну из промзон на окраине Петербурга или, как вариант, в Ленинградскую область.
Серое золото
Застройка южной части Васильевского острова жильем – относительно новая тенденция. Еще недавно промзона занимала огромную часть района между 22-23 линиями ВО, Большим проспектом ВО, Кожевенной линией и Балтийским заводом, выходящим на Неву. Но сегодня незыблемыми, пожалуй, кажутся только позиции Балтийского завода. Дополнительную привлекательность этой части района обеспечивает запланированная станция метро «Горный институт».
С одной стороны, потенциал этих локаций велик. По сути это собственность в центре Петербурга, с неплохой транспортной доступностью. Даже сейчас, без метро в непосредственной близости, добраться с юга Васильевского до Дворцовой площади можно за 15 минут на машине и за 25-30 минут на общественном транспорте. С торговыми центрами ситуация хуже, но она характерна в целом для исторического центра.
Есть, правда, и подводные камни. По словам руководителя центра экспертиз «Эком» Александра Карпова, приобретение жилья, построенного на землях, где раньше работали промышленные предприятия, сопряжено с определенными рисками. Так, например, рядом наверняка останутся объекты, у которых должна быть очерчена санитарно-защитная зона. Однако в реальности далеко не везде она правильно оформлена. Кроме того, план застройки может войти с этой зоной в противоречие. Если появятся такие сложности, то и возведение домов и социальных объектов может затянуться. Кстати, санитарно-защитные зоны должны быть отражены на публичной кадастровой карте Росреестра, поэтому потенциальный покупатель может проверить, не попадает ли на них будущая многоэтажка.
Кроме того, по словам экспертов, Василеостровский район испытывает дефицит зеленых насаждений, и далеко не всегда его можно восполнить при планировании новых кварталов, особенно если речь идет о «сером поясе». Красивые эскизы на сайте часто далеки от реальности из-за того, что в зоне, где по проекту должны появиться деревья, оказываются подземные коммуникации.
Однако потенциальные проблемы с экологией и соседство с действующими заводами вряд ли остановит от покупки тех, кто хочет жить близко к центру и хоть немного знаком с рынком петербургских новостроек, считает специалист по недвижимости компании «Адвекс» Ирина Усанова.
По ее словам, жилье в «сером поясе» Петербурга пользуется стабильным спросом – пример тому проекты застройки Октябрьской набережной. Возможные проблемы с экологией, отсутствие зеленых зон, и нехватка соцобъектов – общая беда почти всех новых районов, так что и это вряд ли остановит желающих приобрести квартиру. Причем, не только инвесторов, но и тех, кто хочет прописаться на Васильевском.