Что будет после патриота
Здесь «Прадо» нет: УАЗ остался без долгожданной новинки
«Русского Land Cruiser Prado не будет», — заявил генеральный директор УАЗа Адиль Ширинов в недавнем интервью, признав невозможность создания нового продукта на Ульяновском заводе. Стоит ли считать отказ от модернизированного «Патриота» приговором заводу и какой автомобиль может встать на конвейер УАЗа — выясняли «Известия».
«Прадо» за полтора
О намерении создать автомобиль класса Toyota Land Cruiser Prado, но по цене около 1,5 млн рублей в 2019 году заявил основной владелец Sollers Вадим Швецов, на тот момент также являвшийся гендиректором УАЗа.
Автомобиль планировали создать на новой платформе, не имевшей отношение ни к «буханке», ни к «Хантеру», с новыми агрегатами, новыми решениями и четырьмя новыми кузовами: внедорожник, пикап, «монокэб» и фургон. Швецов пообещал, что для «Русского Прадо» на ЗМЗ наладят производство бензиновых 4-цилиндровых двигателей, разработанных совместно с немецкой компанией FEV, — атмосферного, в основном для коммерческих машин, и более дорогого, с турбонаддувом.
Швецов также рассказал, что после вывода нового семейства машин старый модельный ряд будет постепенно «вымываться», а «Хантер» оставят в качестве «фан-мобиля» для клиентов, готовых платить за дизайн.
Вопрос решенный
«Русский Прадо» первоначально планировали запустить в серию в 2020 году, но затем проект был заморожен — главным виновником в «Соллерсе» назначили коронавирус.
«Выпускать Prado мы не станем — вопрос решенный», — заявил Адиль Ширинов, глава СП «Соллерс Форд», генеральный директор ООО «Аурус» и ООО «УАЗ». Кстати, Ульяновский завод он возглавил вскоре после того, как Вадимом Швецовым были озвучены планы по выпуску «Русского Прадо».
Хотя, по мнению большинства экспертов, подобное развитие событий было ожидаемо, источники в «Соллерс» говорят, что для них заявление Ширинова стало неожиданностью, и советуют дождаться подробностей.
Турбомотор и новая подвеска
По имеющейся информации, проект «Русский Прадо» представлял собой глубокую модернизацию «Патриота», причем в его конструкции планировали по максимуму использовать наработки по проекту кроссовера УАЗ-3170, в том числе турбомотор и систему постоянного полного привода. Однако из-за ограниченного бюджета и большого объема переделок итоговый вариант модернизации оказался более скромным. Тем не менее «Патриот» получал новый кузов с улучшенной безопасностью и переднюю независимую подвеску.
Но этот автомобиль не смогли закончить, даже несмотря на участие в инжиниринговых работах Санкт-Петербургского политеха. Кроме того, УАЗ покинули несколько ключевых инженеров, отвечавших за разработку модернизированного «Патриота». По словам журналиста Drom.ru Сергея Цыганова, побывавшего в тольяттинском подразделении «Соллерс Инжиниринг» в августе прошлого года, работы по «Русскому Прадо» на тот момент были фактически остановлены.
«УАЗ не может создавать новый продукт. Во-первых, это огромные инвестиции, экспертиза и так далее. Создавать продукт — какой? Нужно идти в ногу со временем», — заявил Адиль Ширинов. Также он сообщил, что на Заволжском моторном заводе не планируется производство новых двигателей, по всей вероятности упомянутых выше турбомоторов.
«Буханка» не первой свежести
Нет, по словам Ширинова, даже планов по какой-либо модернизации «буханки»:
— Невозможно модернизировать то, чему уже 70 лет. Зачем? У нее есть свой жизненный цикл, просто надо ей дать дожить его нормально. Нужно позволить ей естественным путем уйти на покой.
УАЗ продолжит уходить от потерь, что, по словам, Адиля Ширинова, делал последние два года довольно успешно.
«В таком виде, тем более в нынешних условиях, завод сможет еще просуществовать три-четыре года совершенно спокойно даже на том модельном ряде, который у него есть. Конечно, «УАЗы» находят потребителя, во многом благодаря заградительным пошлинам», — считает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.
Того же мнения придерживается и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков:
— Если существующие модели можно будет и дальше сертифицировать, их можно выпускать какое-то время в небольших количествах. Спрос в стране без дорог на такие автомобили будет всегда, к тому же они дешевы.
Чужими руками
К тому же харизматичность моделей УАЗ привлекает сторонних производителей, создающих на базе ульяновских внедорожников кемперы и даже электромобили, дизельные и 7-местные версии, а также художников, фантазирующих на тему будущих моделей. Благодаря энтузиазму американского дистрибьютора, планирующего продавать «Патриот» в США под названием Bremach Taos 4×4, российский внедорожник доберется до автосалона в Лос-Анджелесе.
Сам УАЗ тоже представляет новинки: в марте представлен грузовик-полуторка, в августе — собственная телематика. В то же время планы по электрификации модельного ряда основываются на проекте чешской фирмы MW Motors.
УАЗ по цене «Тойоты»
Максим Кадаков скептически отнесся к возможности завода создать оригинальный, удачный и более или менее приемлемый по цене автомобиль.
«Блоки ESP, ABS стоят и на других автомобилях, но если ты делаешь что-то свое, то детали подвески, фары, лобовое стекло придется заказывать у поставщиков. При объемах производства УАЗа нужно 15 тыс. фар в год, 15 тыс. каких-то других деталей. Это мелкие заказы с точки зрения автомобильной индустрии. А если потенциальные поставщики загружены, они не будут этого делать. С поставщиками все сложно, особенно в России. В итоге мы получаем такую цену, что возникает вопрос: вы «УАЗ» делаете или «Тойоту»?» — рассказал Кадаков.
Сергей Цыганов в свою очередь напомнил, что УАЗу все равно придется отчитаться перед Минобрнауки и Минпромторгом за выделенные на НИОКР по новому «Патриоту» средства.
Заграница им поможет?
Эксперты считают, что УАЗ вполне способен организовать на своих мощностях полноценную сборку модели другого производителя и таким образом закрыть вопрос с обновлением модельно ряда, при желании даже под собственным шильдиком. Для этого многочисленный штат конструкторов необязателен.
Переговоры с потенциальными партнерами велись неоднократно — называли SsangYong, Bremach, Isuzu, китайские марки. Однако ни к чему определенному эти переговоры не привели.
Возможно, организация сборки по лицензии как раз может стать тем «грамотным решением», о котором говорил Адиль Ширинов. В интервью он обозначил красные линии — завод не станет собирать кроссоверы и проверенные, но устаревшие модели.
«Зачем нам паркетники, для чего собирать старое? Каков удельный вес такого спроса? Никакого! Мы ничего старого собирать не будем», — заявил Ширинов. В мае 2021 года он обещал рассказать о деталях коллаборации, но этого не произошло.
Один из потенциальных кандидатов на сегодняшний момент — японская Isuzu. У нее есть рамный внедорожник MU-X с турбодизелем 3.0 (190 л. с. и 450 Нм) и «автоматом», созданный на платформе пикапа D-Max. Автомобиль недешевый, но современный и способный понравиться военным, которые пока вместо «Патриотов» закупили Haval H9.
Кроме того, в 2018 году Isuzu и УАЗ создали СП под специнвестконтракт (СПИК), подразумевавший высокую степень локализации. Но выпускать планировали не внедорожник, а коммерческий «УАЗ Сити». В то же время источники на УАЗе говорят, что Isuzu до сих пор считается самым вероятным партнером.
Пока в пресс-службе японской компании сообщили, что MU-X, который выйдет на российский рынок в первом квартале 2022 года, будет импортным.
Обновленный «УАЗ Патриот»: он стал лучше и хуже
Другая решетка радиатора с крупной эмблемой — снаружи. А внутри «УАЗ Патриот» пережил революцию. Удачную или не очень?
1. Хорошо: заправляться проще
Свершилось! Больше не надо извращаться у бензоколонки, причаливая к ней то одним боком, то другим. Теперь лючок заливной горловины у «Патриота» только по правому борту. И топливный бак, наконец, один. Армейская хитроумная схема из двух металлических резервуаров ушла в историю, уступив место единой пластиковой емкости — ржаветь изнутри она не будет.
УАЗ Патриот 2014 года
УАЗ Патриот 2016 года
Правда, запас топлива на борту слегка уменьшился — с 72 до 68 л, но удобство новой конструкции с лихвой компенсирует некоторое сокращение дальнобойности УАЗа. Другое дело, что новый бак висит низко — примерно на одном уровне с глушителем, а силовая защита предлагается только за доплату. Однако инженеры успокаивают. Мол, шестислойный полимер толщиной 6 мм удары держит стойко.
2. Хорошо: две подушки и ESP
С виду «Патриот» большой, брутальный. И в случае аварии водителю и пассажирам раньше оставалось надеяться разве что на железо да размеры. Ведь рамная машина была лишена элементарных средств защиты! Риск, между тем, велик — представьте, каково управлять зимой массивным заднеприводным автомобилем с зависимыми подвесками. А с подключенным передним мостом постоянно ездить на УАЗе нельзя в силу отсутствия межосевого дифференциала в трансмиссии.
Обновленный «Патриот», наконец, подтянулся к современным стандартам безопасности. Пол, передние стойки кузова и его крепление к раме усилили, попутно улучшив антикор внутренних полостей дверей. Также на внедорожник поставили телескопическую рулевую колонку (складывается при ударе), фронтальные подушки безопасности Takata, ремни с преднатяжителями, а за поддержание курсовой устойчивости отныне отвечает ESP фирмы Bosch, дополненная кучей дополнительных функций вроде Brake Assist, удержания машины на подъеме и распределения тормозных усилий в повороте.
УАЗ Патриот 2014 года
УАЗ Патриот 2016 года
Из прайс-листа исчезли специальные версии «Трофи» и «Экспедишн» с офф-роудным оснащением. Но это временно. Сейчас завод работает над сертификацией как отдельных опций, так и пакетов джиперского оборудования. Ждем в 2017-м год.
3. Хорошо: проходимость выросла
«Патриот» принято считать матерым «проходимцем». Хотя на самом деле сражение стандартного УАЗа с бездорожьем раньше имело шансы закончиться бесславно. Диагональному вывешиванию ульяновская машина могла противопоставить лишь внушительные ходы подвесок, но стоило паре колес подняться в воздух.
Теперь — никаких «если». Водителю поможет имитация межколесных блокировок (еще одна дополнительная функция ESP). Кроме того, завод предложил в качестве опции жесткую блокировку заднего дифференциала с электронным управлением — ее можно поставить на любую версию «Патриота», даже базовую. Узел фирмы Eaton стоит 29 000 рублей — это дороже, чем продукция многочисленных тюнинговых фирм. Но УАЗ резонно парирует фирменной гарантией и легальностью такой доработки.
УАЗ Патриот 2016 года
УАЗ Патриот 2016 года
4. Хорошо: салон стал удобнее
В очередной раз «Патриоту» перекроили интерьер. И снова сделали это успешно, хотя и не без оговорок. Новый трехспицевый руль с кнопками получил регулировку по вылету, комбинация приборов — бело-лунную подсветку, подрулевые переключатели стали эргономичнее, блок климата переехал повыше и теперь в него не утыкаешься рукой при переключении передач.
Шумо- и виброизоляция усилена, на рамках дверей появились дополнительные уплотнители: звуковой фон в салоне снизился на 6-8 дБ, а это не шаг — рывок вперед. В самой дорогой комплектации сиденья, руль, рычаг коробки и ручника отделаны кожей — шик! Но почему пластик повсюду теперь жесткий? Уазовцы пеняют на поставщика. Мол, не смог он интегрировать подушки безопасности в мягкую панель.
Серьезно подтянулось оснащение. Никогда еще на «Патриот» не ставили «баранку» с обогревом, передний парктроник, круиз-контроль, охлаждаемый бардачок и полноценный климат-контроль, пусть и однозонный. И, похоже, УАЗ сделал первый в мире автомобиль с функцией «вежливый водитель»: дважды жмешь на кнопку аварийки, и «Патриот» моргнет ей три раза, говоря «спасибо» соседям по потоку.
Собственно, во многом за счет таких фишек УАЗ рассчитывает привлечь к «Патриоту» новых клиентов, которым он должен приглянуться не только как внедорожник, но и вместительный, универсальный автомобиль на все случаи жизни. Эдакий SUV по-русски.
5. Плохо: дизеля больше не будет
А теперь о грустном. Из гаммы «Патриота» исчез 2,2-литровый турбодизель ЗМЗ-51432 (113,5 л.с.). Почему? Ведь именно такой тяговитый и экономичный мотор по идее лучше всего подходит внедорожнику. Но покупатель думает иначе — спрос на дизельные версии оказался минимален (2-3% продаж), а его производство — нерентабельным. Во многом — из-за высокой цены. К завершению карьеры за такой «Патриот» просили аж 1 099 990 рублей (без учета спецпредложений). Впрочем, генеральный директор «УАЗа» В. Швецов заверил, что на экспортные рынки (Китай, Латинская Америка, Вьетнам — всего 40 стран) дизель вскоре вернется.
Но в России мотор отныне один — бензиновый атмосферник ЗМЗ-40906 объемом 2,7 л. Недавно ему подняли мощность со 128 до 134,6 л.с. А еще доработали, сделав надежнее: изменили крепление расширительного бачка; развели топливные магистрали по правому борту, а горячие выпускные трубы — по левому; заменили ролик привода вспомогательных агрегатов, из-за которого часто рвался ремень. В остальном техника привычная: пятиступенчатая механика, двухступенчатая раздатка с жестким подключением переднего моста, зависимые подвески не изменились.
Но вскоре наступит новая эра. В. Швецов еще раз подтвердил, что идет работа над системой постоянного полного привода, современным турбомотором и автоматической коробкой передач — ее будут закупать на стороне. Ждем обновлений следующего года?
6. Плохо: цены поднялись
Еще одна неприятная новость — «Патриот» подорожал. И довольно заметно. Если раньше базовая версия «Классик» продавалась за 779 000 рублей, то теперь ее переименовали в «Стандарт», расширили за счет фронтальных подушек, регулировки руля по вылету и оценили в 809 тысяч.
Цена комплектации «Комфорт» с кондиционером, музыкой, литыми дисками, подогревом передних сидений и задним парктроником выросла с 879 990 до 909 000. Из нового тут — разве что пневмоупоры капота.
Ждет ли УАЗ судьба АЗЛК или ВАЗ, или он еще поживет?!
Кто еще не пнул умирающего?!
Слова директора завода УАЗ обсудили уже все: одни злорадно улыбаясь, другие откровенно огорчаясь. Что же будет с заводом?! Последует ли он за АЗЛК или примет судьбу ВАЗ?!
Большой ошибкой УАЗ был маркетинговый прицел на кроссоверизацию, в сегменте которой идет такая драка, что никакой УАЗ даже с краю не постоит, или нагнетание тайны о создании «Русского Прадо», который по сути никому из ныне живущих сторонников бренда нафик не нужен.
Вместо этого завод необходимо было перетряхнуть, чтобы выбросить все закостенелые кадры вон, набрав молодых и активных специалистов и, прежде всего, руководящие и инженерные должности, чтобы довести до ума то, что есть и что востребовано у россиян сейчас и будет востребовано в перспективе.
А именно — доступные внедорожники! Будь то Буханка или УАЗ Патриот, все еще не имеющие альтернатив…
Представьте УАЗ Патриот, который делается из качественного металла и комплектующих?! Да, он будет стоить чуть дороже, но через пять лет эксплуатации он останется в своем нормальном виде. А значит отношение к автомобилю изменится даже у тех, кто его не любил, но любил внедорожные приключения.
Мы готовы простить огрехи эргономики ради того, что предлагает Буханка и Патриот! И никакой «Русский Прадо» нам нафик не нужен! «Прадо» был нужен лишь тем, кто не ездил на УАЗе и не ездит, а хайпануть или поругать — к бабке не ходи.
Я отъездил на двух Патриотах, на двух Буханках и на одном УАЗ Хантер. У меня не было проблем ни с одним из них, если только не считать ржавчины, которая на Хантере появилась через год, а на буханке во второй год. Именно поэтому я отказался от покупки юбилейной Буханки, потому что знал, что она будет стоять в гараже и ржаветь.
УАЗ Патриот держится дольше. Сейчас моему будет три года, но он (три раза тьфу) еще не ржавеет. Предыдущий начал ржаветь где-то в третий год. Пусть в скрытых полостях, но все же. После этого металл меняли, но пока наблюдаем. Как понимаете, это самая большая тревога УАЗоводов, и если устранить эту беду, то на УАЗ посмотрят иначе даже его владельцы. И это первый пункт.
УАЗ Буханка и УАЗ Патриот еще долго будут нужны нашей стране, потому что не осталось ни одного доступного автомобиля с такими возможностями, а в нашей стране дороги кончаются иногда в 100 км от столичных городов.
Поэтому хочется надеяться, что руководство и владельцы УАЗ наконец включат голову, соберут экспертов из числа реальных владельцев, путешественников, журналистов, узнают их мнение, примут его к сведению, перетряхнут кадры завода, доведут до ума имеющийся модельный ряд, и будут существовать еще много лет, радуя своих фанатов.
Загранице мы поможем: «Патриоты» для США и «Газели» для Германии
В Японию прибыла партия уазовских «буханок», а «Патриот» недавно показывали на автосалоне в Лос-Анджелесе. В России отечественную продукцию часто ругают за отсталость и проблемы с качеством, но за рубежом у нее есть преданные поклонники. Где ждут новую «Ниву» и почему за границей ценят мотоциклы «Урал», выясняли «Известия».
«Буханка» за иены
В Японию привезли новую партию автомобилей УАЗ: три фургона-«буханки» УАЗ-2206, а также «УАЗ Хантер» в исполнении «Экспедиция». Цена на «буханку» в Японии начинается от 3,9 млн иен (около 2,5 млн рублей), стоимость «УАЗ Хантер» — 3,72 млн иен (2,4 млн рублей).
УАЗ-2206 «буханка» в кузовном цехе Ульяновского автомобильного завода
Вся партия была забронирована заранее и выкуплена. Но главное, продавец после четырех лет переговоров с Ульяновским заводом договорился о поставках автомобилей в Японию. «УАЗы», едва попав на острова, моментально расходятся.
Эксперты местного издания Kuruma News включили «буханку» в топ-3 рейтинга самых эксцентричных автомобилей, который попали еще Subaru Forester Wilderness и Jaguar I-Pace. Выпуск УАЗ СГР начался 56 лет назад, но модель практически не изменилась. И хотя фургон не вызывает энтузиазма показателями мощности и уровнем безопасности, похоже, он будет оставаться востребованным благодаря своей простой и прочной конструкции, считают японские журналисты.
От Чили до Мадагаскара
Продукцию Ульяновского автозавода можно встретить в странах Европы, Азии, Америки и Африки.
«Сегодняшняя экспортная программа бренда достаточно широка. Здесь и Европа — от Италии и Германии до Болгарии и Венгрии. Также мы поставляем наши автомобили в Южную, Латинскую и Северную Америку — это Чили, Мексика, Эквадор, Боливия, Куба и другие страны, — рассказали «Известиям» в пресс-службе УАЗа. — Вездеходы УАЗ широко представлены на Африканском континенте: от Сенегала до Мадагаскара, в странах Ближнего Востока (Ирак, ОАЭ, Ливан), Восточной и Юго-Восточной Азии (Китай, Вьетнам, Камбоджа, Лаос), а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Филиппины, Таиланд)».
«УАЗ Хантер» и «УАЗ Патриот» (слева направо)
В Европе из УАЗ Hunter сделали электромобиль, чешская компания MW Motors планирует продавать его как Spartan EV. На внедорожник установили электродвигатель мощностью 160 л.с. и аккумулятор емкостью 56 кВт•ч. Запас хода модели составляет 240 км.
«Патриот» меняет имя
Внедорожник Bremach 4×4 на автосалоне в Лос-Анджелесе
«Новость о том, что УАЗ будет продавать свой пикап в США, выглядит как несколько раздутый информационный повод. Сравните, на новый электропикап Ford F-150 было собрано около 150 тыс. предварительных заказов, а на «УАЗ Пикап» — примерно 144. Понятно, что уазовская модель вряд ли сможет рассчитывать на сколько-нибудь заметные продажи», — пояснил «Известиям» генеральный директор компании Gruzdev Analyze и автоэксперт Александр Груздев.
«Урал» против «Харлея»
В США вообще любят брутальную российскую технику — например, здесь хорошо известны мотоциклы «Урал», ими торгуют полсотни дилеров. Популярность марки позволила Ирбитскому мотоциклетному заводу выжить и даже немного модернизировать свою архаичную технику.
Производство мотоциклов «Урал» на Ирбитском мотоциклетном заводе
1000 км на «Патриоте»: топ-9 недостатков, к которым придется привыкать
Да, конечно, обновленный 150-сильный двигатель ЗМЗ «Про» наделяет «Патриот» куда лучшими характеристиками, чем его предшественник.
А поэтому владельцу «Патриота» в городе вечно не хватает динамики, чтобы уверенно держать скоростной темп: тягловый мотор все время работает как будто на понижающей передаче.
Добавляет ездовых нюансов средненькая по информативности переключений механическая коробка, передаточные числа которой подобраны, само собой, исходя из внедорожных, а не динамических показателей. Кроме того, трансмиссии на трассе очень не хватает шестой передачи, отсутствие которой отрицательно сказывается как на экономичности, так и на акустическом комфорте.
Покупатели топ-комплектация УАЗ «Патриот» получают в оснащении камеру заднего вида, которая расположена так, что всегда на треть закрыта висящей на задней двери «запаской». Что мешало создателям подумать над расположением объектива больше трех минут, останется загадкой. Коллеги из АвтоВАЗа, например, вышли из такой же ситуации на Lada Niva Travel установкой «глаза» в задний бампер и даже приспособили к нему отдельный омыватель.
Чтобы дотянуться до горлышка, придется, во-первых, обтереть одеждой все правое крыло, во-вторых, обязательно использовать канистру с носиком или иметь наготове воронку. В ином случае, треть «омывайки» расплескается вокруг.
Неожиданный недостаток для новой машины 2021 года. На морозе очень сильно дубеют уплотнители дверей, особенно задних, в результате чего через образовавшиеся щели задувает снег.
Складной задний диван трансформируется по обычной схеме: по частям поднимается сидушка, затем опускается спинка. Одна беда: диван по умолчанию поставлен высоко, так что при складывании образуется ступенька высотой 20 см, из-за которой пользоваться багажником при перевозке длинномеров или, например, при организации спального места становится неудобно.
Правда этот недостаток легко исправляют «допщики»: специально для «Патриота» создано с дюжину вариантов багажного короба-органайзера, который вровень выправляет платформу багажника. Стоимость доработки от 7000 до 20000 рублей в зависимости от модификации.
Недостаток для молодых родителей, которые собираются перевозить в «Патриоте» детей в детских креслах. Сначала УАЗ стоит похвалить за то, что в машине есть крепления Isofix, так что кресла устанавливаются легко и просто.