Что будет после воскресения мертвых

Воскресение мертвых в православии

Что такое воскресение мертвых

Искупление, совершенное Богочеловеком, не отменяет личной свободы. Каждый из нас вправе добровольно принять жертву Господа или же категорично отвергнуть её, следовать путем веры, исповеди, покаяния, духовного очищения, или же продолжать поддаваться страстям, отстраняясь от Небесного Отца и вступая в откровенную с Ним вражду.

Если человек принимает великий подвиг Христа, он добровольно призывается к частичному повторению жития Сына Божьего, то есть христианин стремится разделить кончину вместе с Мессией, распять собственную греховность на кресте, преобразить свое естество через наставление Евангелия.

Таким образом, для православного верующего духовное восстание в конце времен становится «воскресением жизни». Очищенные смирением люди не привлекаются к Страшному Суду, так как уже перешли от смерти к истинной жизни, то есть Богу. Души и тела отступников от веры также восстанавливаются, но призываются они к осуждению самим Творцом Вселенной.

Высказывания о вопросе

Ортодоксальная Церковь по-богословски обосновывает необходимость восстания тел во время второго пришествия. По её мнению, тело невозможно отделить от полноценного «абсолютного» человека, поэтому совершенно справедливо, что блаженство святых и мучения грешников ощущаются не только душами, но и телесными оболочками.

Как первое (душа), так и второе (тело) одинаково участвовали в делании греха (или правды), оттого и наказание (награда) достается обеим категориям человеческого существа.

Для ислама этот вопрос также чрезвычайно важен и является одним из ключевых во всем учении. Адепты религии утверждают, что восстановление коснется как души, так и телесной оболочки.

Мнение пророков

Цель первого пришествия Христа состояла в том, чтобы указать человечеству на вечную жизнь. Бог настолько любит свое творение, что не пожалел отдать Своего Сына для того, чтобы всякий узнал о вечности и не погиб в грехе.

Важно! Истина воскресения для апостолов никогда не ставилась под сомнения, они доказывали её посредством тесной связи с восстанием из гроба самого Спасителя. Сын Божий, по словам его учеников, стал первенцем воскресения. Они добавляли: «Все умирают через Адама (грехопадение), оживают во Христе (вера в Бога)».

Мнения святителей

Преподобный Иоанн отмечал: «Существа восстанут во плоти, с костями, с мышцами, волосами и пребудут такими всегда, только озаряться они будут ярким светом, которого раньше не было. Воскресшие праведники совершенно освободятся от изнеможений, всяческих болезней, материальных потребностей. В подобных телах станет преобладать духовность, небесное блаженство, жизнь в этих оболочках будет похожа на бытие бесплотных ангелов.

Преподобный Симеон делает познавательное сравнение, он говорит: «Как тело без души нельзя назвать живым, так и душа до того времени будет мертвой, пока не войдет в неизреченное единение с бесконечно могущественным, милосердным и блаженным Единым Господом, которого только и можно назвать Истиной, Жизнью, Всем Сущим.

Мнение И. Дамаскина

И. Дамаскин утверждает: если отрицать воскресение, приходится отказываться и от Бога, и от Его Промысла, но ссылаться на случайность и беспорядок. Господь наглядно продемонстрировал могущество: изначально он воскресил Лазаря, тело которого пролежало четыре дня и начало тлеть. Всевышний восстановил телесную оболочку праведника вместе с душой. Так Бог доказал, что воскресение возможно.

Интересно! Преподобный настаивает, что восстание Христа является воссоединением души и телесной оболочки, которые неразлучны.

Спаситель просил апостолов, думающих, что они лицезреют духа, дотронуться до Его. Об этом говорится в Священном Писании, поэтому идея воскрешения мертвецов считается достоверной.

Во время второго пришествия случится восстановление, оживление умерших. Господь дарует всем существам тела и души, праведников Он восстановить ради жизни истинной, а грешников — для осуждения и страдания. Цель восстания из мертвых — демонстрация истинного пути к Царствию Божьему. В Священных Писаниях этот факт не подвергается сомнению и рассматривается как необходимый.

Источник

Что будет после воскресения мертвых

…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Ин. 5, 28–29

Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев.

Что будет после воскресения мертвых. Смотреть фото Что будет после воскресения мертвых. Смотреть картинку Что будет после воскресения мертвых. Картинка про Что будет после воскресения мертвых. Фото Что будет после воскресения мертвых

— Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых?

— Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).

— Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые?

— Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность — это своя особая сущность.

— Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин, и даже наши родные и друзья?

— Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность — и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде.

— А какие у людей будут тела?

— Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто…

Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15, 51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак — нетленность. В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 35–49, 53).

Преображение человеческого мира в пакибытии является следствием преображения всего мира, всей твари. Поскольку мир будет иной, то и тело у человека будет другим. Мир станет совершеннее, и телесно-душевно-духовное состояние человека тоже станет совершеннее. А то, что преображение всей твари есть ее обожение, тоже очень ясно раскрывается у апостола Павла, который говорит, что в преображенном мире будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28). Особо отметим, что апостол Петр, которого трудно назвать полным единомышленником апостола Павла, говорит о состоянии удостоенного Небесного Царства человека тоже как об об€ожении: …Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1, 4, 11).

Что будет после воскресения мертвых. Смотреть фото Что будет после воскресения мертвых. Смотреть картинку Что будет после воскресения мертвых. Картинка про Что будет после воскресения мертвых. Фото Что будет после воскресения мертвых

— А в каком возрасте будут воскресать люди — в котором умерли, или же все воскреснут молодыми?

— В любом возрасте личность человека обогащается соответствующим опытом. Даже глубокая старость со всеми немощами, со всем Альцгеймером — тоже создает определенный опыт (хотя бы опыт умирания!), который, с точки зрения личности, имеет свою ценность. Старику дорого и детство, и юность, и зрелость, и даже старость…

Мне кажется, что в вечности человеческая личность существует в интегрированном состоянии. Не то чтобы мы все там оказались глубокими стариками, но без «сварливого старческого задора», помнящими и ценящими свою молодость. Нет, это некое особое состояние пребывания и в детстве, и в зрелости, и в старости. Трудно представить, как это будет, но мы точно знаем: что невозможно во времени, возможно в вечности!

— Почему в Символе веры мы говорим, что чаем воскресения мертвых? В чем для христианина важность грядущего воскресения?

— Церковнославянское слово «чаять» означает ожидать с верой, ожидать с усилием. «Чаю воскресения мертвых» — значит, не просто пассивно жду, а серьезно готовлюсь к этому событию, прилагаю усилия к изменению самого себя. Ведь мы чаем не только воскресения мертвых, но и грядущей за этим жизни будущего века, тем самым, исповедуя свою веру в то, что наша земная жизнь — это, помимо всего прочего, еще и приготовление к вечной жизни, к полноте бытия с Богом и в Боге.

Беседовал Денис Каменщиков
Газета «Православие и современность» № 9 (413) 2010 г.

Источник

8 вопросов про воскресение мертвых

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Церковь верит в воскресение мертвых. Но у многих эта вера вызывает недоумение. Мы постараемся ответить на некоторые вопросы.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Не является ли ожидание воскресения мертвых просто принятием желаемого за действительное?

С тех пор, как люди осознали свою смертность, они испытывают по этому поводу стресс, пытаются как-то с ним справиться, и вера в воскресение тут просто напрашивается.

Это соображение не может служить аргументом против воскресения по ряду причин. Во-первых, в общем случае довод «вы хотите, чтобы это было не так, следовательно, это не может быть так» логически невалиден. Одно никак не следует из другого. Если, например, ученый страстно хочет, чтобы его теория была верна, это никак не доказывает ее ложности. Более того, если атеист страстно желает, чтобы Бога не было — а многие атеисты (например, хорошо известный нам Ричард Докинз) относятся к этому вопросу крайне эмоционально — это еще, само по себе, не доказывает, что Бог есть.

Во-вторых, те же атеисты, или адепты других мировоззрений, не предполагающих личного бессмертия, например, буддисты или конфуцианцы, могут жить вполне нормальной жизнью и вполне справляться со стрессом своей смертности и без веры в воскресение мертвых. Целые культуры не имели такой веры — и вполне функционировали.

Каким образом все воскресшие миллиарды людей смогут поместиться на Земле?

Мы не знаем технических подробностей (и, вероятно, сейчас мы были бы не в состоянии их понять), но знаем, что само пространство и время являются Божиими творениями, и поэтому у Бога не может возникнуть затруднений с пространством.

Кроме того, у нас нет оснований полагать, что место жительства воскрешенного человечества ограничится Землей. И после воскресения мертвых Бог преобразит весь материальный мир, всю вселенную. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», — пишет апостол Петр в своем Втором послании (2 Пет 3:20). А апостол Иоанн Богослов в своем Откровении пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21:1).

Таким образом, воскрешенные миллиарды людей будут жить в преображенном мире, свойства которого нам сейчас в земной жизни непредставимы.

Что будет после воскресения мертвых. Смотреть фото Что будет после воскресения мертвых. Смотреть картинку Что будет после воскресения мертвых. Картинка про Что будет после воскресения мертвых. Фото Что будет после воскресения мертвых

Когда человек умирает, его тело разлагается, и его атомы включаются в водоворот воды — и других веществ — в природе, в том числе, становятся частями тел других людей.

При общем воскресении кому достанутся атомы, побывавшие в разных телах?

Воскресение совершенно не требует, чтобы воскресшее тело состояло из «тех же атомов». Когда мне было десять лет, мое тело совершенно точно не состояло из тех же атомов, что и сейчас: клетки тела постоянно обновляются, мы набираем вес и теряем его, отращиваем волосы и стрижем их, отмершие клетки покидают организм и их место занимают новые.

Наше тело постоянно меняется, воспринимает какие-то атомы из внешней среды, а какие-то сбрасывает вон. Да и не очень понятно, как мы могли бы говорить о «тех же» или «других» атомах — чем один атом, скажем, углерода отличается от другого?

Поэтому воскресшее тело, для того чтобы сохранять преемство с телом умершим, и не должно состоять «из тех же» атомов. Ему достаточно быть телом, связанным с той же самой душой.

Умершие во младенчестве будут воскрешены в младенческих телах?

Мы этого не знаем, Писание не говорит об этом прямо. Но мы можем обосновано предположить, что, поскольку воскресшие тела не стареют, они не проходят обычного в этом мире развития от младенчества к старости, но пребывают все время в одном состоянии. Так что, скорее всего, тела не будут младенческими.

Что будет с человеком, страдающим расщеплением личности, — каждая личность получит свое тело?

Расщепление личности — это, насколько мы можем судить, не признак существования в одном теле нескольких душ, а просто один из симптомов тяжелого душевного расстройства. В воскресении мертвых все эти болезни будут преодолены.

Что будет после воскресения мертвых. Смотреть фото Что будет после воскресения мертвых. Смотреть картинку Что будет после воскресения мертвых. Картинка про Что будет после воскресения мертвых. Фото Что будет после воскресения мертвых

Если тело человека было искалечено в земной жизни, воскреснет ли он искалеченным?

Нет, воскресшее тело будет совершенным и «нетленным», то есть не подверженным какому бы то ни было разрушению. Однако, подобно тому, как воскресшее тело Христа носит на себе следы Распятия, воскресшие тела мучеников могут нести на себе следы ран, которые они потерпели за Христа, как знак славы и отличия.

Если мы не будем есть и пить в жизни будущего века, то зачем нам тогда будут нужны зубы?

Писание часто сравнивает жизнь будущего века с пиром, и у нас нет оснований отрицать, что мы будем употреблять пищу. Даже в нашем мире еда — это нечто гораздо большее, чем просто средство поддержки наших распадающихся тел. Через еду мы познаем мир, радуемся благам, которые сотворил Бог, общаемся друг с другом, проявляем взаимную любовь, например, когда готовим угощение. Возможно, доброе дружеское застолье сохранится на той стороне вечности — в каком-то новом, прославленном и преображенном виде. Но, конечно, точно этого знать мы не можем.

Если там не будет брака и чадородия, останутся ли тела мужскими и женскими?

Насколько мы можем предположить из слов Господа, в «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22:30), брачная жизнь сменится чем-то более прекрасным, огромным и важным — по отношению к чему брак был как семя по отношению к цветку. Но воскресшие останутся мужчинами и женщинами, потому что это было и останется важной частью их идентичности. Как именно это будет, мы пока не знаем.

Источник

Воскресение из мертвых. что дальше?

На данный момент – увы, для фантастов – приходится признать, что такой жизни, как на Земле – нет нигде…И вопрос религиозных людей продолжает висеть в воздухе: «Зачем Создатель создал столько планет и не заселил их?»

После долгой, чрезвычайно трудной праведной жизни получил награду в Вечности: душа попала в Рай, а это еще не все…Когда-то тебя опять всадят в НОВОЕ тело, облекут новой и плотью, и…что дальше? Сын Божий, Иисус Христос, когда Сам воскрес, вероятно, показал нам, какие у нас будут тела. Он проходил сквозь материальные объекты – стены, становился по Своему желанию видимым и материальным. Ученики могли прикасаться к Нему, осязать его, как материальный объект. На их глазах Он мог становится видимым или невидимым…Если читать Евангелие или читать исследования про Туринскую Плащаницу…

Предположительно такие тела будут и у людей воскресших…Люди будут бессмертны и материальны…Естественно, что их тела смогут находится в открытом космосе без скафандров… Так может и можно с большой долей вероятности предположить, что люди будут «…наполнять Землю и обладать ею», только в размерах ВСЕГО КОСМОСА?… Бог создал человека, как подобному Себе творца. На седьмой День Он «почил», быть может дальше наша задача – «наследовать землю» или другие «Земли»…

На данный момент про освоение космоса много говорят. Много проектов, исследований, но большей частью «Бла-бла-бла!» Даже на Луне последние 40 лет не высаживался никто из космонавтов (да и высаживались ли когда-нибудь?)

МКС, говорят, летает невысоко. Так что космонавты выходят на обшивку корабля, еще под защитой магнитного поля Земли, а в межпланетном пространстве действует жесткое солнечное излучение, от которого пока не придумали легкой по весу и эффективной защиты. Очень предполагается, что не было ее и 40 лет назад… Космический корабль должен быть облицован свинцом или должна быть установка, позволяющая создавать у корабля свое магнитное поле для защиты от всепроникающих Гамма-лучей и прочей радиации. И то и другое так утяжелят космический корабль, что выводить его на орбиту надо будет по частям. Надо будет строить «доки» в космосе…на Луне…Строительство Лунной базы и т.д…. Но это…если к освоению космоса отнестись серьезно, а не использовать Высокую Идею в качестве расходной статьи бюджета или идеологической хлопушки, отвлекающей людей от реальных земных проблем…

Сейчас человечество подобно вирусу съедает ресурсы планеты и с нехорошим интересом посматривает на другие…Да, есть в этом и благая мысль – увеличить жизнеспособность человеческого вида: если Земля загнется, то будет, где спастись…Это может даже стать идеей религиозной: дьявол хочет уничтожить «венец Творения», поэтому спасение человеческого вида – это служение Богу. Но какого человечества? Нынешнюю «страну Гадаринскую»? Да не попустит этого Создатель, даже не думайте!

Если уж совсем по-простому, то есть такое мнение, что Земля – это «инкубатор» по «выращиванию» ангелов. Творцу необходимо восполнить их число, после того, как они отпали вместе с сатаной. Человек, идя по жизни путем Адама и Евы, стремится уподобиться Творцу, преодолевая плохое и стремясь к хорошему. У кого-то в процессе жизненного пути его личность освящается на 30%, у кого-то на 60%. В любом случае всем живущим придется сдавать выпускные экзамены и потом поступать в университет…в Рай. Тот, кто жил только по своим похотям, не по закону Правды Божьей, а по закону выгоды и угождения плоти – тот НИКОГДА не поступит в университет. Это – брак…Отработка…Его забирает дьявол…

И будет «новое небо и новая земля»…возможно другая планета…На которую спустится первый космический кораблю «Небесный Иерусалим» с первыми НАСТОЯЩИМИ колонистами, которые не будут устраивать из космоса арену для звездных войн, хищнически пожирать планетарные ресурсы. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» Быт.1:28, т.е. бережно распоряжайтесь Творением Божьим. Если произойдет всеобщее воскресение, т.е. души праведников будут наделены плотью, и не вместит всех Земля, нужно будет заселять иные миры…А пока, чем пытаться дотянутся до звезд, займемся лучше своей душой и нашими «земными» проблемами. Направим лучше наш НТР на развитие экологических видов энергии, а то наши и международные «нефтедувы» и «газососы» окончательно загубят нашу ЭТУ Землю…

Источник

Всеобщее воскресение умерших на земле в Православии

Что будет после воскресения мертвых. Смотреть фото Что будет после воскресения мертвых. Смотреть картинку Что будет после воскресения мертвых. Картинка про Что будет после воскресения мертвых. Фото Что будет после воскресения мертвых

Будет время, когда на земле воцарится антихрист. Его власть будет продолжаться до самого Судного дня, когда совершится Второе пришествие на землю Господа, Судии живых и мертвых. Второе пришествие будет внезапным. «Якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого» (Мф. 24, 27). «Честный Крест первый явится во Второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопокланяемый и святый скипетр Царя Христа, по слову Владыки, Который говорит, что явится знамение Сына человеческого на небеси (Мф. 24, 30)» (преподобный Ефрем Сирин). Господь упразднит антихриста явлением Своего пришествия. В Священном Писании Спаситель говорить о цели Своего пришествия на землю — о жизни вечной: «Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 15-16).

О всеобщем воскресении мертвых говорится и в одиннадцатом члене Символа Веры. Воскресение мертвых, которого мы чаем (ожидаем), последует одновременно со Вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. После всеобщего воскресения тела умерших изменятся: по качеству они будут отличны от нынешних тел — они будут духовными, нетленными и бессмертными. Материя изменится в новое, не известное нам состояние и будет иметь совершенно иные свойства, нежели сейчас.

Изменятся тела и тех людей, которые будут еще живы во время Второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» (Шор. 15, 44, 51, 52). Объяснить для себя это будущее изменение живых мы не можем, поскольку это тайна, непостижимая из-за скудости и ограниченности наших плотских понятий. Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир: из тленного обратится в нетленный.

У многих может возникнуть вопрос: «Как могут воскреснуть мертвые, когда тела умерших обращаются в прах и уничтожаются?» Господь уже ответил на этот вопрос в Священном Писании, образно показав пророку Иезекиилю тайну воскресения из мертвых. Ему представилось в видении поле, усеянное сухими человеческими костями. Из этих костей по Божию слову, изрекаемому Сыном Человеческим, образовались составы человеческие так же, как было при первобытном сотворении человека, потом их оживотворил Дух. По слову Господню, изреченному пророком, сначала произошло движение в костях, стали соединяться кость с костью, каждая в свое место; потом они связались жилами, облеклись плотью и покрылись кожей. Наконец, по вторичному гласу Божию, вошел в них Дух жизни — и все ожили, стали на ногах своих и составили великое множество народа (Иез. 37,1-10).

«По гласу Господа воскреснут все мертвые. Для Бога нет ничего трудного, и мы должны верить Его обетованию, хотя человеческой немощи и человеческому рассудку кажется это как бы невозможным. Как Бог, взяв прах и землю, сотворил словно какое-то иное естество, именно: естество телесное, не подобное земле, и сотворил многие роды естеств: волосы, кожу, кости и жилы; и каким образом игла, брошенная в огонь, изменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остается тем же; так и в Воскресение все члены будут воскрешены, и, по написанному, «волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21, 18), и все сделается световидным, все погрузится и преложится в свет и в огонь, но не расплавится и не сделается огнем, так, чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые (ибо Петр останется Петром, и Павел — Павлом, и Филипп — Филиппом); каждый, исполнившись Духа, пребудет в собственном своем естестве и существе» (преподобный Макарий Египетский).

Вся материя обновится для суда, который будет произведен над ее одухотворенными представителями — людьми. Этот суд в церковном Предании называется Страшным, потому что никакая тварь не сможет в тот момент укрыться от правосудия Божия, не будет уже заступников и молитвенников за грешные души, решение принятое на этом Суде, никогда не переменится.

Мы часто слышим праздничный колокольный звон — благовест. Он изображает Архангельский глас, который прозвучит при конце мира. Благовест напоминает нам об этом конце. Некогда все люди внезапно услышат страшный глас: без всякого предупреждения раздастся он, а за ним — Страшный суд, который будет торжественным и открытым. Судия явится во всей славе Своей со всеми святыми Ангелами и произведет суд перед лицом всего мира — небесного, земного и загробного. Два слова решат участь всего человечества: «Приидите», или «Отойдите». Блажен, кто услышит: «Приидите»: для них начнется радостная жизнь в Царствии Божием.

Между тем, этому блаженному состоянию праведных нисколько не будет мешать их собственная телесная природа. Тела после воскресения станут бесстрастными, духоподобными и всецело послушными духу. Чувства телесные приобретут особую чуткость и не будут препятствием к лицезрению Бога.

Грешники же будут отринуты от лица Божия, пойдут в уготованный диаволу и аггелам его огонь вечный (Ср.: Мф. 25, 41). Эти ужасные условия, в которых будут пребывать грешники, изображены в Откровении под разными образами, в особенности — под образом тьмы кромешной и геенны с червем неумирающим и огнем неугасающим (Мк. 9, 44, 46, 48). О черве неумирающем святитель Василий Великий († 379) выразился так: «Это будет какой то ядоносный и плотоядный червь, который будет пожирать все с жадностью и, никогда не насыщаясь своим пожиранием, будет производить нестерпимые боли». Итак, грешники будут преданы внешнему, материальному огню, который жжет как тела, так и души, и к которому прибавится жгучий внутренний огонь поздно пробудившейся совести. Но самое страшное мучение для грешных будет состоять в их вечном удалении от Бога и Его Царства.

Решение Страшного суда будет целостным — не для одной только души человека, как после частного суда, а для души и для тела, — для целостного человека. Решение это для всех пребудет неизменным вовеки, и ни для кого из грешников не останется никакой возможности освободиться когда-либо из ада, Причем сами люди ясно увидят все содеянное ими и признают непререкаемую праведность Суда и приговора Божия. А что же будет потом? Наступит последний день, в который совершится последний суд Божий над всем миром, последует и кончина мира. На новом небе и новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда (2 Пет. 2, 13). Откроется вечное Царство Славы, в котором Господь Иисус Христос вместе с Отцом Небесным и Святым Духом будут царствовать вечно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *