Что будет происходить в последние времена

Последние времена по учению Отцов Церкви

Мало най­дется тек­стов, столь ясно рас­кры­ва­ю­щих перед нами смысл и глу­бин­ную ори­ен­та­цию хри­сти­ан­ской жизни.

Цель тво­ре­ния — обо­же­ние чело­века и все­лен­ной. Все домо­стро­и­тель­ство спа­се­ния, иску­пи­тель­ная жертва Хри­ста, освя­ще­ние, совер­шен­ное Свя­тым Духом, имеют целью вер­нуть пад­шее чело­ве­че­ство к тому состо­я­нию, ради кото­рого оно было создано — к пол­ноте обо­же­ния. Мы чаем, что окон­ча­тель­ное испол­не­ние этого замысла Божия, совер­шится при Вто­ром при­ше­ствии Хри­ста, и тогда домо­стро­и­тель­ство спа­се­ния полу­чит свое послед­нее завершение.

Если мы хотим вновь обре­сти живое хри­сти­ан­ство, кото­рое ста­нет для нас посто­ян­ным источ­ни­ком радо­сти и духов­ного вдох­но­ве­ния, нам необ­хо­димо воз­ро­дить в сердце нашей хри­сти­ан­ской жизни нетер­пе­ли­вое жела­ние и уве­рен­ность, кото­рыми были вооду­шев­лены пер­вые поко­ле­ния хри­стиан. И Дух и неве­ста гово­рят: при­иди! И слы­шав­ший да ска­жет: при­иди! Жаж­ду­щий пусть при­хо­дит, и жела­ю­щий пусть берет воду жизни даром ( Откр.22:17 ).

Чаяние усопших

В этом вопросе мне­ние Отцов Церкви не сов­па­дает с той уста­нов­кой, кото­рая стала обще­при­ня­той в запад­ном хри­сти­ан­стве начи­ная со сред­них веков. Именно тогда сме­ща­лись акценты при объ­яс­не­нии послед­ней уча­сти инди­вида; веч­ная участь каж­дого чело­века стала рас­смат­ри­ваться как окон­ча­тельно опре­де­ля­е­мая в момент смерти: свя­тые идут прямо на небо, нерас­ка­ян­ные греш­ники — в ад, а те, кому еще пред­стоит что-то иску­пить, идут в чисти­лище на более или менее дли­тель­ный срок, но в конце кон­цов им обес­пе­чено спа­се­ние. Все­об­щее вос­кре­се­ние вне­сет лишь несу­ще­ствен­ное допол­не­ние в уже пол­ное бла­жен­ство избран­ных и в нака­за­ние про­кля­тых. Страш­ный, послед­ний суд лишь сде­лает явным тот при­го­вор, кото­рый был уже окон­ча­тельно выне­сен “част­ным судом” в момент смерти. С тех пор на Западе весьма ума­ли­лось зна­че­ние, при­да­ва­е­мое Вто­рому при­ше­ствию как концу исто­рии, ума­ли­лась эсха­то­ло­ги­че­ская устрем­лен­ность как в жизни хри­сти­а­нина, так и в жизни Церкви.

По уче­нию Отцов Церкви, люди только во время Вто­рого при­ше­ствия вой­дут туда, где им уго­то­вана их окон­ча­тель­ная участь, и для мно­гих послед­ний жре­бий будет опре­де­лен лишь во время Страш­ного суда. До все­об­щего вос­кре­се­ния даже сами свя­тые, хотя они и пре­бы­вают близ Хри­ста, нахо­дятся в ожи­да­нии. О том, как именно древ­няя Цер­ковь пред­став­ляла себе состо­я­ние раз­ных кате­го­рий усоп­ших, ожи­да­ю­щих Вто­рого при­ше­ствия, можно ска­зать сле­ду­ю­щее: прежде всего хри­сти­ан­ская мысль абсо­лютно еди­но­душна в при­зна­нии того, что наше зем­ное суще­ство­ва­ние — един­ствен­ное. Вера хри­сти­ан­ская несов­ме­стима ни с каким допу­ще­нием после­ду­ю­щих форм жизни и пере­во­пло­ще­ния. Такие кон­цеп­ции часто встре­ча­ются в нехри­сти­ан­ских фило­соф­ских и рели­ги­оз­ных тече­ниях, осо­бенно даль­не­во­сточ­ных, но они совер­шенно чужды хри­сти­ан­ству. В основе хри­сти­ан­ской веры лежит при­зна­ние того, что чело­век живет на земле один раз и веч­ная участь его реша­ется во время этого един­ствен­ного суще­ство­ва­ния на земле.

Жизнь после смерти

После смерти душа оста­ется столь же живой, созна­тель­ной и актив­ной, как и при жизни на земле, хотя и по-иному. Но для сво­его соб­ствен­ного спа­се­ния она теперь ничего сде­лать не может; и уже не может вхо­дить в обще­ние с живыми, разве только с Божи­его поз­во­ле­ния, а все виды маги­че­ского вызы­ва­ния умер­ших, меди­у­м­ного обще­ния с ними, все виды спи­ри­тизма все­гда осуж­да­лись как Сло­вом Божиим в Вет­хом Завете, так и хри­сти­ан­ским созна­нием на про­тя­же­нии веков: не дол­жен нахо­диться у тебя про­ри­ца­тель чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мер­зок пред Гос­по­дом вся­кий, дела­ю­щий это ( Втор.18:10–12 ).

Итак, в тече­ние сорока дней, пока не будет опре­де­лено, в каком состо­я­нии до Вто­рого при­ше­ствия должна вре­менно пре­бы­вать душа усоп­шего, демоны пока­зы­вают все, что смогла совер­шить она гре­хов­ного за свою зем­ную жизнь; един­ствен­ное, что ей может помочь тогда — это пока­я­ние, при­не­сен­ное ею при жизни в тех гре­хах, в коих ее обви­няют, доб­рые дела, кото­рые она тво­рила, живя на земле, и заступ­ни­че­ство Церкви и свя­тых. Молитва за усоп­ших тем самым при­об­ре­тает боль­шое зна­че­ние уже с момента смерти: она охра­няет и защи­щает душу от коз­ней демонов.

Место прохладное и покойное

Вме­сте с тем, каким бы сча­стьем ни насла­жда­лись свя­тые, они пре­бы­вают еще под зна­ком ожи­да­ния. Их бла­жен­ство ста­нет пол­ным только в день воз­вра­ще­ния Хри­ста и послед­него Воскресения.

А греш­ники, кото­рые не смогли выйти побе­ди­те­лями при испы­та­нии на “мытар­ствах”, поскольку их рас­ка­я­ние было недо­ста­точ­ным и доб­рые дела слиш­ком редки, идут в место муче­ний, где их истя­зают демоны. И здесь также точка зре­ния Отцов Церкви не сов­па­дает с той, кото­рая воз­об­ла­дала на Западе в сред­ние века.

Муче­ние [греш­ника] прежде всего не носит харак­тера искуп­ле­ния и вре­мен­ного “воз­да­я­ния карой”. Покой­ник уже ничего не спо­со­бен сде­лать для себя самого, и стра­да­ние его никоим обра­зом не может содей­ство­вать его осво­бож­де­нию. Он обре­чен не на более или менее дли­тель­ное нака­за­ние, после кото­рого он будет непре­менно спа­сен; он нахо­дится не в “чисти­лище”, а в аду, в геенне, и его муче­ние само по себе не может иметь конца.

Чистилище

Запад­ное уче­ние о чисти­лище имеет довольно слож­ную исто­рию. В эпоху бла­жен­ного Авгу­стина под вли­я­нием уче­ния Ори­гена об апо­ка­та­с­та­сисе, или все­об­щем вос­ста­нов­ле­нии в конце вре­мен, неко­то­рые отри­цали веч­ность ада и учили, что в конце все спа­сутся, даже демоны, но спа­се­ние это будет полу­чено лишь после очи­ще­ния огнем, кото­рое может про­длиться века.Иные пола­гали, что по край­ней мере все кре­щен­ные спа­сутся, и даже если они совер­шили особо тяж­кие грехи, то при помощи огня полу­чат это очи­ще­ние. Бла­жен­ный Авгу­стин вос­про­ти­вился такому уче­нию, явно не соглас­ному с общим мне­нием Церкви. Он допус­кал только, что среди пра­вед­ни­ков, при­ня­тых в лоно Авра­амово после их смерти, неко­то­рые совер­шили нетяж­кие грехи, от кото­рых они недо­ста­точно очи­сти­лись в тече­ние жизни. Эти грехи не поме­шали им войти в бла­жен­ство, но они должны очи­ститься от них до того, как насту­пит послед­нее Вос­кре­се­ние, очи­ститься в огнен­ной реке Суда, — той реке, какую часто изоб­ра­жают на ико­нах, реке послед­него Суда, кото­рая уно­сит осуж­ден­ных в ад, но очи­щает пра­вед­ни­ков от их лег­кой нечи­стоты. В неко­то­рых из своих сочи­не­ний Авгу­стин делает пред­по­ло­же­ние, что это очи­ще­ние огнем могло бы иметь место между смер­тью и Судом, а не только во время Суда, однако он нигде не выска­зы­вал этих идей иначе, как в виде гипотез.

Реша­ю­щий пово­рот в эсха­то­ло­ги­че­ской док­трине запад­ной Церкви про­изо­шел во вто­рой поло­вине VI века и свя­зан с уче­нием свя­ти­теля Гри­го­рия Вели­кого. По его мне­нию, свя­тые и пра­вед­ники, при­нес­шие доста­точ­ное пока­я­ние в своих гре­хах, сразу же после смерти насла­жда­ются пол­ным бла­жен­ством. Греш­ники, повин­ные в тяж­ких гре­хах и нерас­ка­яв­ши­еся, после смерти обре­чены окон­ча­тельно на веч­ный огонь, и молитва Церкви уже не может при­не­сти им осво­бож­де­ние. Напро­тив, вер­ным, кото­рые уми­рают, имея грехи “лег­кие” и “про­сти­тель­ные”, сразу после смерти обес­пе­чено дости­же­ние бла­жен­ства, но пред­ва­ри­тельно они должны быть очи­щены “очи­ща­ю­щим огнем”. Для свя­ти­теля Гри­го­рия чисти­лище — это не место, а огонь, очи­ща­ю­щий души, при том, что спа­се­ние их несо­мненно. Роль цер­ков­ной молитвы за усоп­ших сво­дится к тому, чтобы сокра­тить время очищения.

Сто­ле­тие спу­стя это уче­ние было уточ­нено свя­тым Иси­до­ром Севиль­ским в Испа­нии и Досто­чти­мым Бедой в Англии. Для них роль очи­сти­тель­ного огня, как учил свя­ти­тель Гри­го­рий Вели­кий, состоит в очи­ще­нии вер­ных усоп­ших от про­сти­тель­ных гре­хов, в коих они не пока­я­лись, но вдо­ба­вок он несет в себе функ­цию иску­пи­тель­ной кары: по их мне­нию, если при жизни за тяж­кие грехи, в кото­рых чело­век рас­ка­ялся и полу­чил про­ще­ние, он не понес нака­за­ния, то нака­за­ние должно быть упла­чено им после смерти. Так появ­ля­ется поня­тие кары за грех, отлич­ной от самого греха, кото­рая должна быть поне­сена, даже если грех про­щен. Мы наблю­даем здесь появ­ле­ние новой кате­го­рии “удо­вле­тво­ре­ния (воз­да­я­ния) карой”, кото­рая будет харак­терна для сред­не­ве­ко­вого латин­ского бого­сло­вия. Она не только видо­из­ме­няет древ­нее пред­став­ле­ние об уча­сти души после смерти и о молитве за усоп­ших, но и повли­яет на латин­ское уче­ние об иску­пи­тель­ном деле Хри­ста. На Фло­рен­тий­ском соборе свя­той Марк Ефес­ский высту­пит про­тив­ни­ком уче­ния о чисти­лище и защит­ни­ком древ­ней цер­ков­ной тра­ди­ции, но не встре­тит пони­ма­ния, настолько отлич­ными друг от друга стали мен­таль­ность запад­ной и восточ­ной Церквей.

Возвращение Христа в конце времен

Цер­ковь живых и усоп­ших (кото­рые тоже живы) с горя­чим рве­нием ждет воз­вра­ще­ния Хри­ста. Конец вре­мен дол­жен пони­маться хри­сти­а­нами не как ужа­са­ю­щая ката­строфа, а как окон­ча­тель­ная победа добра над злом, Бога и Его Цар­ства над лука­вым и всеми его при­спеш­ни­ками. Вто­рое при­ше­ствие — это хри­сти­ан­ское реше­ние про­блемы зла. Вто­рое при­ше­ствие будет окон­ча­тель­ным завер­ше­нием таин­ства Пасхи, это будет послед­ний пере­ход от кре­ста зем­ных испы­та­ний (и испы­та­ний послед­него вре­мени, когда наста­нет эсха­то­ло­ги­че­ская “вели­кая скорбь”, тяж­кая для Церкви) к свет­лой радо­сти воскресения.

Именно в такой пер­спек­тиве должны мы рас­смат­ри­вать послед­ний Суд. Как и все боже­ствен­ные “суды” в Биб­лии, он будет по сути своей актом осво­бож­де­ния и спа­се­ния. Осуж­дены будут те, кто доб­ро­вольно отож­де­ствил себя с силами зла, с про­ти­во­сто­я­нием Цар­ству Бога, Его замыслу спа­се­ния и нескон­ча­е­мого сча­стья для всей твари. Окон­ча­тель­ному пора­же­нию сил зла про­ти­во­стоит победа всех тех, кто согла­сился быть спа­сен­ным, быть люби­мым и любить Того, Кто воз­лю­бил их: “Поста­ра­емся же пред­ва­ри­тельно иметь на себе знак и печать Гос­пода, потому что во время Суда, когда про­явится стро­гость Божия” (ср. Рим.11:22 ) и собраны будут все колена зем­ные — все­це­лый Адам, когда Пас­тырь созо­вет Своих овец, тогда все име­ю­щие на себе знак, узнают сво­его Пас­тыря, и Пас­тырь узнает име­ю­щих на себе соб­ствен­ную Его печать и собе­рет их из всех наро­дов, ибо услы­шат глас Его свои и пой­дут вслед Его (ср. Ин.10:27 ). На две части раз­де­лится мир: одна часть будет тем­ное стадо, отхо­дя­щее в огнь веч­ный, а дру­гая — света испол­нен­ная паства, воз­во­ди­мая к небес­ному жре­бию. Что ныне при­об­рели мы в душах, то самое вос­си­яет и обна­ру­жится тогда и обле­чет сла­вою тела.

Хилиазм

Мысль о том, что послед­нему Суду и осно­ва­нию нового тво­ре­ния будет пред­ше­ство­вать тыся­че­лет­нее Цар­ство Хри­ста на земле, ведет свое начало от нека­но­ни­че­ских иудей­ских апо­ка­лип­си­сов. Она повто­рена в Иоан­но­вом Апо­ка­лип­сисе: И уви­дел я пре­столы и сидя­щих на них, кото­рым дано было судить, и души обез­глав­лен­ных за сви­де­тель­ство Иисуса и за слово Божие Они ожили и цар­ство­вали со Хри­стом тысячу лет Когда же окон­чится тысяча лет, сатана будет осво­бож­ден из тем­ницы своей и вый­дет обо­льщать народы, нахо­дя­щи­еся на четы­рех углах земли, Гога и Магога и окру­жили стан свя­тых и город воз­люб­лен­ный. И нис­пал огонь с неба от Бога и пожрал их ( Откр.20:4–9 ).

Это цар­ство­ва­ние Хри­ста на земле среди ожив­ших пра­вед­ни­ков пони­ма­лось опре­де­лен­ной хри­сти­ан­ской сре­дой пер­вых трех веков, а именно — иудео­хри­сти­а­нами Малой Азии, в пря­мом, бук­валь­ном смысле. Хили­азма при­дер­жи­ва­лись Папий, свя­щен­но­му­че­ник Ири­ней Лион­ский, свя­щен­но­му­че­ник Мефо­дий Олимпский.

Апокатастасис

Апо­ка­та­с­та­сис — гре­че­ский тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий вос­ста­нов­ле­ние ранее быв­шего состо­я­ния, воз­врат к пер­во­на­чаль­ному поло­же­нию. В хри­сти­ан­ской эсха­то­ло­гии он обо­зна­чает тео­рию, согласно кото­рой в конце вре­мен весь твар­ный мир будет вос­ста­нов­лен в своей изна­чаль­ной гар­мо­нии и все будут спа­сены, вклю­чая про­кля­тых и демонов.

Эта кон­цеп­ция свя­зана с “мифи­че­ским” виде­нием кос­моса, кото­рое было раз­ра­бо­тано Ори­ге­ном (ок. 185 – ок. 254). Ори­ген пола­гал, что в начале Бог создал все­лен­ную, состо­я­щую из существ чисто духов­ных; все они, за исклю­че­нием души Хри­ста, исполь­зо­вали свою сво­боду во зло и под­верг­лись более или менее тяж­ким паде­ниям, после чего были одеты в тела более или менее “плот­ные” и таким путем стали анге­лами, людьми и демо­нами. В конце вре­мен, в итоге после­до­ва­тель­ных очи­ще­ний все вер­нутся к сво­ему пер­во­на­чаль­ному состо­я­нию и вновь обра­зуют искон­ную генаду (еди­ницу — Пер.), то есть пер­во­быт­ное един­ство духов­ных существ.

Эта кон­цеп­ция все­об­щего спа­се­ния, отри­цая веч­ность ада, игно­ри­рует одно­вре­менно и непо­сти­жи­мую тайну любви Божией, кото­рая пре­выше всех наших раци­о­наль­ных или сен­ти­мен­таль­ных кон­цеп­ций, и тайну чело­ве­че­ской лич­но­сти и ее сво­боды. Любовь Бога пред­по­ла­гает пол­ное ува­же­ние к Своим созда­ниям, вплоть до “воль­ного бес­си­лия” отка­зать им в сво­боде. Тек­сты Писа­ния застав­ляют нас при­нять два анти­но­ми­че­ских утвер­жде­ния о пол­ной победе Бога над злом в конце вре­мен и о воз­мож­но­сти веч­ного про­кля­тия, при­чем вто­рое может быть лишь обо­рот­ной сто­ро­ной пер­вого. Здесь уместно только мол­ча­ние ума перед тайной.

Вот почему уче­ние об апо­ка­та­с­та­сисе, при­ня­тое свя­ти­те­лем Гри­го­рием Нис­ским, а позд­нее вели­кими сирий­скими мисти­ками Иса­а­ком из Нине­вии (Сири­ном — Ред.) и Иоси­фом Хад­зайа, было осуж­дено на V Все­лен­ском соборе вме­сте с неко­то­рыми эле­мен­тами док­трины Ори­гена, кото­рую при­вели в систему его после­до­ва­тели. Отвер­гая утвер­жде­ние о все­об­щем спа­се­нии, пра­во­слав­ная тра­ди­ция не запре­щает, разу­ме­ется, пла­менно молиться о спа­се­нии всех людей и наде­яться на их окон­ча­тель­ное обращение.

Epktasij (стремление)

Еще один вопрос может быть постав­лен отно­си­тельно веч­ного бла­жен­ства избран­ных: должно ли пони­мать его как непо­движ­ное насы­ща­ю­щее созер­ца­ние или оно может заклю­чать в себе воз­рас­та­ние, посто­янно воз­об­нов­ля­ю­ще­еся откры­тие неис­чер­па­е­мой Реальности?

Пере­вод с фран­цуз­ского Т. Миллер

Аль­ма­нах «Альфа и Омега», № 24, 2000

Примечания

[1] Archimandrite Placide Deseille. “La mort est vaincue”. Les fins derni–res selon les P–res de lglise. Saint-Laurent-en-Royans, 1995. Редак­ция бла­го­да­рит архи­манд­рита Пла­киду за его ста­тьи, при­слан­ные для пуб­ли­ка­ции в “Альфе и Омеге”. Пере­вод. Т. А. Мил­лер, 2000

[2] Свя­ти­тель Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский. Житие пре­по­доб­ного отца нашего Анто­ния. Гл. 65, 66 (цит. по: Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий. Тво­ре­ния в 4‑х тт. Т. 3. М., 1994. С. 229–231).

[3] Слово молитвы в чине пани­хиды. — Пер.

[4] Lot-Borodine. Labatitudedansl Orientchrtien// DieuVivant, 15 (1950). P. 85 сл.

[5] Сино­даль­ный пере­вод зву­чит несколько иначе: Ей, гово­рит Дух, они успо­ко­ятся от тру­дов своих, и дела их идут вслед за ними. — Пер.

[6] Lot-Borodine M. La batitude dans l’Orient chrtien. P. 106–107.

[7] II Вати­кан­ский собор про­вел зна­чи­тель­ные литур­ги­че­ские реформы. — Ред.

[8] Пре­по­доб­ный Мака­рий Еги­пет­ский. Духов­ные Беседы, 12, 13–14 (цит. по: Пре­по­доб­ного Отца нашего Мака­рия Еги­пет­ского духов­ные беседы, посла­ния, слова. Изд. 4‑е. Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева Лавра, 1904 (репринты — 1994; М., 1998). С. 98–100).

[9] При этом тысяча лет озна­чает не точно такой про­ме­жу­ток вре­мени, а период неопре­де­лен­ной, но очень зна­чи­тель­ной дли­тель­но­сти, ср. раз­го­вор­ное мы тысячу лет не виде­лись, а также раз­ви­тие к тому же зна­че­нию др.-русск. тма ’10 000’; тьма народа, тьма вре­мени и т. д., что озна­чает уже ‘очень много’ без коли­че­ствен­ной соот­не­сен­но­сти. — Ред.

[10] Сино­даль­ный пере­вод: забы­вая зад­нее и про­сти­ра­ясь впе­ред, стрем­люсь к цели. — Пер.
[11] Dani—lou J. Platonisme et thologie mystique. Paris, 1944. P. 305–307.

[12] Сино­даль­ный пере­вод: во что желают про­ник­нуть Ангелы. — Пер.

[13] Gregorius Magnus. Moralia in beatum Job, 18, 54, 91 // PL 76, 94AC.

Источник

Пророчества об антихристе и судьбах России

Пророчества преподобного Серафима

Текст пророчеств преп. Серафима, записанный с его слов «служкой Божией Матери и Серафимовым» Н.Л. Мотовиловым и переданных им С.А. Нилусу (из архива отца Павла Флоренского):

«Пройдёт более чем полвека. Тогда злодеи поднимут высоко свою голову. Будет это непременно. Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но проблемы их обратится на главу их, и наверх их снидет неправда пагубных замыслов их.

Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит.

Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил «Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня».

Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь. хула на Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их.

До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются.

Отсюда доныне сохранились дошедшие до нас правила и предания Св. Апостолов, которые разъяснены и утверждены окончательно раз навсегда их Св. Преемниками – Св. Отцами, руководимыми духом Святым на семи Вселенских Соборах.

Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит, наша вера не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее.

Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской. Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры – Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременныя жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние.

Проповедь эта будет официально объявлена всем людям, не только русским, но и вселенским, во всесовершенное известие.

Перед концом времен Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрёк устами всех святых: «Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское — Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут». И всё это, всё верно. Когда империя русская получит сто восемьдесят миллионов в своё владение, должно ожидать явления антихриста.

Антихрист родится в России между Петербургом и Москвой в том великом городе, который по соединении всех племён славянских с Россией будет второй столицей царства Русского и назван будет «Москво-Петроградом», или «Градом конца», как именует его Господь Дух Святой, издалече всё предусматривающий.

До явления антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей.

Дух тьмы обещает устройство рая на земле. Среди славян и русских родится истинный антихрист-бесочеловек, сын жены блудницы Данова поколения.

Но некто из русских, доживши до рождения антихриста, подобно Симеону Богоприимцу, благословившему Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянет рожденного антихриста и возвестит миру, что он есть истинный антихрист.

Следует обратить внимание на то, что преп. Серафим Саровский отождествляет Россию последних времен с библейскими «Гогом» и «Магогогом», нашествие которых потрясёт мир в преддверии воцарения антихриста. Так в книге пророка Иезекииля (Иезек. 38-39) «Гог из земли Магог» – это «верховный князь», который является предводителем народов Роша (Роса), Мешеха (Мосха) и Фувала (Тубала) в земле Магог – «великого сборища полчищ», которые «от пределов севера» вторгнутся в обетованную землю «в последние дни. как буря» (Иезек. 39). А в Апокалипсисе о Гоге и Магоге сказано: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской» (Откр. 20: 7).

Упомянутые в Священном Писании имена Мешех (Мосх) и Рош (Рос) некоторые религиозные мыслители издавна относили к Москве и России, тогда как Магог – к монголам и желтой, азиатской расе. Такая трактовка прочно вошла в православную эсхатологическую мысль, особенно после российской богоборческой революции 1917 г. Образованное на месте бывшей православной России антихристианское коммунистическое государство СССР многие святые старцы ассоциировали именно с этими апокалиптическими именами, носители которых сыграют важную роль в подготовке воцарения антихриста.

Пророчества Святителя Игнатия (Брянчанинова)

Помимо преп. Серафима Саровского о явлении антихриста именно в России предсказывал в XIX веке и выдающийся русский богослов и аскет, святитель Игнатий (Брянчанинов). В пророчестве об антихристе от 26 октября 1861 г. святитель писал: «Народ наш может и должен соделаться орудием гения из гениев [антихриста], который наконец осуществит мысль о всемирной монархии, о исполнении которой уже многие пытались» [См.: Пророчества об антихристе и судьбах России. – М., 1997. С. 45; Также: Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. М.-СПб, 1995. С. 27; Также: Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. – М.: Паломникъ, 2002. Т. 4. C. 536-537].

В других поучениях святитель Игнатий так пишет об антихристе: «Мир как бы единодушно устремился на встречу какого-то особенного лица, гения, на встречу великолепную, торжественную. Это очевидно. Лицо так будет замаскировано, что масса признает его Мессиею. Предуготовляется путь, путь мысленный для входа действу льсти (см. 2 Сол. 2, 11) в умы и сердца» [Свт. Игнатий Брянчанинов. Письма к монашествующим. Письмо 41, 18 мая 1861 года].

«Водящиеся духом антихриста, отвергают Христа, приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом. Сего ради послет, то есть попустит им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси не веровавшие истине, но благоволившие в неправде. В попущении Своем Бог правосуден. Попущение будет удовлетворением, вместе обличением и судом для человеческого духа. В самом настроении человеческого духа возникнет требование, приглашение антихриста, сочувствие ему, как в состоянии сильного недуга возникает жажда к убийственному напитку. Произносится приглашение! раздается призывный голос в обществе человеческом, выражающем настоятельную потребность в гении из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую степень, водворил на земле то благоденствие, при котором рай и небо делаются для человека излишними. Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков» [Беседа в понедельник 29-й недели. О чудесах и знамениях // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. – М.: Паломникъ, 2002. Т. 4. C. 299-300].

Пророчества Константина Леонтьева

Помимо преп. Серафима Саровского и свят Игнатия (Брянчанинова) о явлении антихриста в России предсказывал также в конце XIX века и выдающийся русский православный мыслитель К.Н. Леонтьев:

Иерархи РПЦЗ и бывшие катакомбники

В этом контексте важно помнить предостережения святителя Аверкия (Таушева) о том, что «Антихрист будет пользоваться в нужных для него случаях Евангельскими изречениями и даже налагать на непокорных ему церковно-канонические прещения, подводя тот или другой их поступок под преступление, как нарушение тех или иных церковно-канонических правил» [Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 4. С. 289].

Важно также понимать, что распространяемые в последние 20 лет в среде «Церкви-блудницы» – Московской патриархии – лжепророчества о том, что антихрист будто бы не сможет ступить на территорию России до самого Второго пришествия Христова, поскольку в России ему будет противостоять «православный царь», не соответствуют святоотеческому учению и носят хилиастическо-еретический характер.

Более того, подобного рода экзальтированные подделки намеренно созданы в последнее время для того, чтобы усыпить бдительность православных русских людей, дабы прельстить и избранных (Мф. 24: 24), т.е. православных христиан. По этому поводу в Священном Писании недвусмысленно сказано: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145, 3). Именно поэтому утверждения о том, что современная РФ (занимающая первое место в мире по абортам, алкоголизму, наркомании, проституции, а также коррупции и преступности) и ее нео-советские власти (преследующие истинно-православных христиан, восстанавливающие советское наследие безбожного СССР и на протяжении более чем 20-ти лет грабящие собственный народ) являются «удерживающим мировое зло», – есть ни что иное как ересь, противоречащая православному святоотеческому учению о последнем времени и антихристе. Что же касается «Русского Царства», которое будто бы не одолеют «врата ада», то в Писании однозначно говорится не о государственном образовании и не о земном царе, а о Истинной Церкви Христовой, которая даже в период антихристовых гонений будет хранима в катакомбах Духом Святым: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Не следует также забывать, что богоборческий большевизм родился и победил именно в православной России, превратив ее в атеистический СССР и распространив свое тлетворное антихристово влияние на половину Земного шара, обратив народ-богоносец в народ-богоборец, как и предрекал Константин Леонтьев. Если такое перерождение могло произойти в православной Российской империи, стоит ли обольщаться современной РФ, считающей себя «правопреемницей СССР»? Для тех православных христиан, кто в 2001-2007 гг. не принял унии с Советской церковью (МП), это должно быть очевидным.

В отношении же хилиастических ожиданий многих современных российских православно-патриотических деятелей, будет полезно напомнить слова видного богослова и святителя РПЦЗ архиепископа Аверкия (Таушева): «Что самое страшное: настроенные так, вопреки учению Церкви (кроме верховодов и заправил этой ереси, прекрасно понимающих, что они делают, куда идут и ведут других), иногда даже не знают, что они принимают участие отнюдь не в устроении Царства Божия на земле, а – в подготовке Царства Антихристова. Ведь, по предречению ряда Святых Отцев, идеей установления благоденственного и мирного жития на земле. будет прельщать христиан и привлекать их симпатии к себе не кто иной, как Антихрист. Итак, вот кому в конечном итоге служат эти современные еретики – нео-хилиасты!»

Некоторые православные мыслители считали, что мнение об антихристе как об исключительно израильском правителе, восседающем физически в восстановленном храме в Иерусалиме, не является общепризнанным в Православной Церкви, и что под храмом Божиим (2 Фес. 2: 4) следует понимать не только материальный Иерусалимский храм, но и, иносказательно, Церковь Христианскую как таковую, – ту ее часть, которая выродится в «Церковь лукавнующих». В связи с этим пророчества преп. Серафима Саровского и свят. Игнатия (Брянчанинова) о том, что антихрист может родиться и прийти к власти в отрекшейся от истинного православия России (точнее, на территории возродившегося пред-апокалиптического красного зверя СССР – «Гог и Магог») становятся особенно актуальными.

Архиепископ Лазарь (Журбенко), архиерей гонимой в СССР Катакомбной Церкви, предостерегал свою паству о том, что «антихрист не сможет прийти, пока не будут излечены раны зверя». Под этим «зверем», вслед за многими святыми Новомучениками, он подразумевал антихристианский, богоборческий СССР, который возник на месте некогда православной Святой Руси. А под «ранами зверя» – распад СССР на части («раны»), которые перекрасившиеся богоборцы непременно попытаются, причем под видом псевдо-православного возрождения.

Владыка Лазарь неоднократно обращал внимание на то, что в Писании не сказано, в какой именно стране явится антихрист, но сказано, что он попытается прельстить и избранных (Мф. 24: 24). Ведь приставка «анти» в слове «антихрист» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». То есть – «подмена». Поэтому, по слову схиархиепископа Лазаря, антихрист – это подмена, внешняя подделка Христа. Подделка наблюдается ныне на некогда Святой Руси: Истинная Церковь подменяется Лжецерковью, историческая православная государственность – лжегосударственностью, православная монархия – лжемонархией. Учитывая, что ныне правительства всех стран мира, в т.ч. и РФ, контролируются представителями «колена Данова», то и явление антихриста может произойти в любой из этих стран, особенно же там, где ему необходимо будет осуществить подделку, дабы прельстить и избранных (Мф. 24: 24).

В наше время подделка под православие становится более опасной, чем откровенная ересь и безбожие. Прельстить православного христианина ересью (и уж тем более атеизмом) сложно, а вот подделкой, имитацией православия сегодня не только прельщают огромные массы людей, но и уводят их от истинного Православия, а значит, и от спасения.

По глубокому убеждению схиархиепископа Лазаря, лишь полный отказ от советского богоборческого наследия, его идей, символов, носителей и вождей, искреннее покаяние и обращение русских людей к истинному православию и Истинной Православной Церкви способны предотвратить исполнение грозных пророчеств о явлении антихриста в России, давно переставшей быть православной.

По этому поводу святой праведный о. Иоанн Кронштадтский предостерегал: «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок».

Также и архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Как учит Святая Церковь, время появления антихриста зависит, в сущности, от нас самих. Если будет у нас истинное покаяние, исправление жизни и обращение к Богу, оно будет отсрочено Богом. И Святая Русь наша может еще воскреснуть и возродиться к новой жизни, но опять-таки, если будет такое покаяние у русского народа, хотя бы на апокалиптические полчаса. » [Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 126].

Мнения разных лиц

А вот как писал относительно надежд на возрождение православной России блаженной памяти иеромонах Серафим (Роуз): «Все будущее зависит от нас самих: если мы возродимся к истинной православной жизни, тогда Святая Русь будет восстановлена; если нет, то тогда Господь может забрать Свои обещания. Так же, как после покаяния людей Ниневия была помилована, и пророчество Ионы о ее погибели, таким образом, не осуществилось, так и пророчества о восстановлении Святой Руси могут оказаться неосуществленными, если русские люди не раскаются. Воскресение Святой Руси зависит от усилий каждой отдельной души, оно не может состояться без участия православных людей – нашего общего покаяния и нашего внутреннего, а не только внешнего подвига» [Иером. Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира. 1981 г.].

Православный мыслитель Владимир Мосс так пишет о современных событиях:»В начале XXI столетия мы видим постепенное добровольное возвращение к советизму. Что является общим во всех этих отношениях к Советской Власти – отказ видеть ее реальную, сатанинскую сущность и, следовательно, отказ раскаиваться в грехе сотрудничества с нею. Аксиома православной духовности заключается в том, что единственная дорога от зла к добру проходит через покаяние. Дела без покаяния не спасают, ибо покаяние – первый плод веры, первое действие истинно христианской совести. Мало кто из православных христиан будет оспаривать, что падение православной империи в 1917 г. и ее замещение на Советскую анти-империю, было страшной трагедией, ужасным грехом, лежащим на коллективной совести народа. Тем не менее, многие утверждают, что этот грех может быть – или уже был – смыт не покаянием, но через патриотизм или страдания, или просто с течением времени.

Hо время разрушает только материальные, а не духовные реальности, и патриотизм, который не сформирован или не служит высшему патриотизму Hебесного Царствия – ничто иное, как другая форма идолопоклонства. Что касается страданий, если они не сопровождаются верой и покаянием, как это было в случае благоразумного разбойника, то они ведут лишь еще дальше в ад.

Грех, в котором необходимо покаяться, – это грех активной поддержки или пассивного согласия с замещением власти, установленной Богом, властью Сатаны. Сегодня, более 80-ти лет спустя после начала этой трагедии, русский народ как целое – за важным исключением Катакомбной или Истинно-Православной Церкви – не покаялся в этом грехе. Hи преследования 20-х и 30-х годов, ни войны 40-х, ни холодная война 50-80-х гг., ни относительная свобода 90-х не привела людей к осознанию того, что они сделали. Вот почему продолжается страдание народа, без какого-либо ясного знака будущего облегчения.

Помимо преп. Серафима Саровского, свят. Игнатия (Брянчанинова) и прав. Иоанна Кронштадтского, также и преподобный старец Амвросий Оптинский предостерегал:

«Если в России, ради презрения Заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в Апокалипсисе Иоанна Богослова» [Пророчества об антихристе и судьбах России. – М., 1997. С. 46].

Другой старец, схииеромонах Аристоклий Афонский писал:»Сейчас мы переживаем предантихристово время. Начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше.

Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией.

Но сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди.

Иеромонах Серафим (Вырицкий): «Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата. Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла».

Будем помнить об этих пророческих предостережениях, не участвуя в апостасийных процессах красного зверя СССР, восстанавливаемого ныне вчерашними богоборцами под ложным видом имитируемой ими «православной России», и не участвуя в братоубийственном противостоянии между братскими православными народами, разжигаемом антихристианскими силами с обеих сторон – с Востока и Запада. Не может истинный православный христианин «сражаться на стороне одного дьявола против другого, на стороне Вавилона против Египта, или на стороне Египта против Вавилона» [В. Мосс. Империя и анти-империя.]

Именно поэтому православные христиане должны воздерживаться от соучастия в этих процессах, несущих на себе печать апостасии: «Отступление попущено Богом, не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, оградись от него сам, и этого с тебя довольно» [Свт. Игнатий Брянчанинов].

Должно духовно ограждаться от всякого воздействия или участия в апостасийных событиях, не обольщаясь и не поддаваясь ложным сиюминутным политическим страстям и стихиям «мира сего». «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!» – научал преп. Серафим Саровский. По словам преподобного, это значит «привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым. Ибо многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное. Так спасались все праведники и наследовали Царствие Небесное, а перед Ним вся слава мира сего как ничто; все наслаждения мирские и тени не имеют того, что уготовано любящим Бога в небесных обителях – там вечная радость и торжество. Для того, чтобы дать духу нашему свободу возноситься туда и питаться от сладчайшей беседы с Господом, нужно смирять себя непрестанным бдением, молитвою и памятованием Господа» [Поучения и пророчества преп. Серафима Саровского].

И главное: как пояснял святитель Тихон Задонский, важно помнить, что «чем более мир приближается к концу, тем больше оскудевает истинная любовь, а с любовью и истинное благочестие умаляется, вместо того лицемерие и ложь умножается» [Свт.Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Кн.1, ч.1, ст.1, гл.2, п. 80].

P. S.: Примечательно, что не только члены ИПЦ и РПЦЗ, но в последнее время даже и некоторые из последователей МП все больше начинают обращать внимание на пророческие предостережения преп. Серафима Саровского и свят. Игнатия (Брянчанинова). Так, проф. А.Осипов пишет: «Есть пророчество святителя Игнатия (Брянчанинова), которое имеет прямое отношение к России, к нашему народу. Оно звучит так: «Наш народ может и должен стать орудием гения из гениев (антихриста), который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии». Серьезное предупреждение, чтобы мы не обманулись в том царе, который непременно будет и которого жаждут многие, не понимая процессов, происходящих в жизни нашего общества. Ведь сейчас нам дали полную свободу верить и жить по православному: открыты монастыри, храмы – молитесь и спасайтесь. Но живем ли мы?! Нет, ждем земного царя, забыв, что «Царство Божие внутрь нас есть»».

Также бывший представитель Миссионерского отдела Томской епархии МП Максим Степаненко, уволенный епархиальным начальством за обличение безнравственности и неверия в постсоветском российском обществе, так пишет о тех, кто в ослеплении превозносит современную РФ и не хочет видеть ее тяжких духовных недугов:

«Америка изначально не была верной женой Христу, ибо основная ее часть – сектанты и еретики. А вот Россия была верной женой Христу 1000 лет, потом его предала и сейчас предает и блудит! В храмах России по воскресеньям меньше 0,5% населения. Более 90% женщин и мужчин – убийцы (это об абортах).

Не удивительно, если антихрист воцарится именно в России, и многие, возможно, будут ему кричать: «Осанна. » Ведь все будут уверены – антихрист воцарится в США или Италии, или в Израиле, но только не во «святой» Руси.

Ради кого придет антихрист? Для прельщения избранных: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк.13:22).

Кто избранные? Православные христиане. Где более всего православных христиан? В России.

Где более всего почитают иконы? В России. Между тем избранные будут искушаться «чудотворной» иконой: «И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ (т.е. икону – примечание МС) зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр.13:14-15)?

Где так более всего почитается «Благодатный огонь»? В России. Между тем избранные будут искушаться огнем с небес: «. и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» (Откр. 13:13).

Где больше всего фарисеев, мнящих себя лучше американских мытарей? В России. Где еще жители страны, погрязшей в безверии, маловерии, убийствах и грехах, гордо называют свое Отчество «святым»? Только в России. Где более всего жаждут царя, считая его обязательным атрибутом «правильного» православного государства? В России.

Только в России пока так много благоприятных условий для пришествия и воцарения антихриста. «

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *