Что будет с акциями яндекса после сделки с uber
Яндекс закрыл сделку выкупа долей Uber в сервисах доставки и беспилотниках
Сделка закрыта во вторник.
Яндекс также приобрел у Uber 4,5% акций совместного предприятия MLU B.V., объединяющего сервисы Яндекс.Такси, доведя долю до примерно 71%, включая акции, зарезервированные для опционной программы.
(Глеб Столяров. Редактор Анастасия Лырчикова.)
Интересное
Investing.com — McDonald’s в Японии временно будет продавать только маленькие порции картофеля фри, пишет Bloomberg. На такой шаг компания пошла из-за проблем с.
АО «Международный аэропорт «Шереметьево» (МАШ) объявило конкурс на реконструкцию своего самого старого терминала F. Его пропускная способность, согласно материалам закупки, должна.
Индекс Мосбиржи стабилизируется после снижения. По состоянию на 16:00 мск индекс Мосбиржи повысился на 10,06 пункта (0,274%) по сравнению с закрытием предыдущего торгового дня и.
Участвуйте в форуме для взаимодействия с пользователями, делитесь своим мнением и задавайте вопросы другим участникам или авторам. Пожалуйста, используйте стандартный письменный стиль и придерживайтесь наших правил.
Размещение комментария на Investing.com автоматически означает Ваше согласие с правилами комментирования и с необходимостью их соблюдения.
Investing.com оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии посетителей сайта, нарушающие правила, а при повторном нарушении – блокировать доступ на сайт и запрещать дальнейшую регистрацию на Investing.com.
Вы уверены, что хотите заблокировать пользователя %USER_NAME%?
После этого вы и %USER_NAME% не сможете видеть комментарии друг друга на Investing.com.
%USER_NAME% добавлен в ваш черный список
Вы только что разблокировали этого участника. Повторно заблокировать этого участника можно только через 48 часов.
Я считаю, что данный комментарий:
является рекламой или спамом содержит оскорбление
Ваша жалоба отправлена модераторам.
Предупреждение: Fusion Media would like to remind you that the data contained in this website is not necessarily real-time nor accurate. All CFDs (stocks, indexes, futures) and Forex prices are not provided by exchanges but rather by market makers, and so prices may not be accurate and may differ from the actual market price, meaning prices are indicative and not appropriate for trading purposes. Therefore Fusion Media doesn`t bear any responsibility for any trading losses you might incur as a result of using this data.
Fusion Media or anyone involved with Fusion Media will not accept any liability for loss or damage as a result of reliance on the information including data, quotes, charts and buy/sell signals contained within this website. Please be fully informed regarding the risks and costs associated with trading the financial markets, it is one of the riskiest investment forms possible.
Российский IT-гигант «Яндекс» объявил о полном выкупе долей партнера Uber в сервисах «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», «Яндекс. Доставка» (100% теперь принадлежат российской компании) и наращивания доли в «Яндекс.Такси» до 71%. В совместном предприятии останутся сервисы заказа такси, каршеринга и аренды самокатов.
Эксперт также отметил, что стратегия развития России подразумевает протекцию над критически важной инфраструктурой, к которой относится в том числе передвижение населения. Uber сдал свои позиции в России достаточно давно, поэтому и согласился на совместное предприятие с «Яндексом», т.к. национальным лидером ему бы не дали стать, считает Русецкий.
То, что «Яндекс» производит из экономических интересов, укладывается еще и в негласную экономическую доктрину государства, согласен экономист, директор Института нового общества Василий Колташов.
«Яндекс» расширяется, будет происходить специфическая монополизация рынка, и то, что «Яндекс» активно выкупает доли Uber, говорит об экспансии на внутреннем рынке, за которой может последовать экспансия на внешних, где Uber будет конкурировать с «Яндексом» вне России. Это в целом соответствует новой экономической политике внутри России с 2014 года, которая гласит, что внутренний рынок нужно оставлять своим игрокам, и при необходимости их поддерживать и поощрять, чтобы они могли окрепнуть на российском рынке и уже более эффективно действовать на международных направлениях, т.е. переносить основную конкуренцию вовне», — говорит Колташов.
В самой компании считают, что сделка позволит активнее развивать бизнес в секторах e-commerce и фудтехе.
«В результате сделки «Яндекс» рассчитывает ускорить темпы развития бизнеса на быстрорастущем рынке электронной коммерции и фудтеха за счет более тесной интеграции сервисов и упрощения управленческих процессов», — говорится в сообщении компании.
Впрочем, из-за сложностей с оценкой некоторых активов, неоднозначными прогнозами по росту и выручке сервисов по доставке еды и ряда других проблем, некоторые экономисты придерживаются мнения, что «Яндексу» было бы выгоднее потратить эти средства не на консолидацию долей, а на инвестиции в цифровые технологии и развитие бизнеса.
«В этой ситуации можно порадоваться за Uber, которая грамотно по небольшим долям выгодно продает «Яндексу» свою составляющую в совместном бизнесе. Маржинальность сектора очень низкая, как и сервис такси, занятые курьеры и водители вынуждены работать по 10 и более часов в день, чтобы заработать хоть какие-то копейки. Пока неприбыльный бизнес называют фудтехом, всегда найдется инвестор. Такие колоссальные суммы «Яндекс» мог бы вложить в цифровые финансовые технологии», — прокомментировал сделку экономист, эксперт в области корпоративных коммуникаций Андрей Лобода.
Лобода считает, что «вряд ли сказки о беспилотных автомобилях и роверах могут впечатлить других конкурентов в России», и похоже, что такие новости больше направлены на внешних инвесторов.
В свою очередь слухи о возможном IPO «Яндекс.Такси» ходят давно. По данным Bloomberg, выкуп доли Uber рассматривался как альтернатива выходу на биржу для сервиса. Представители «Яндекса» заявляли год назад, что заинтересованы в увеличении доли в «Яндекс.Такси», при этом вопрос IPO на тот момент не стоял на повестке, говорил управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян.
Акции Яндекса взлетели после сделки с Uber
Сервис Яндекс.Такси сообщил об объединении с Uber. Совместное предприятие, которое создадут компании, будет работать в нескольких странах СНГ. В результате заявления Яндекса стоимость его акций резко выросла как в России, так и на зарубежном рынке.
Подробности сделки
13 июля в блоге Яндекса появилась запись об объединении сервиса такси, принадлежащего компании, с Uber. Генеральный директор Яндекс.Такси Тигран Худавердян сообщил, что в результате слияния появится новая компания. Она будет работать в 127 городах России, Беларуси, Казахстана, Грузии, Армении и Азербайджана.
В июне Яндекс и Uber осуществили суммарно 35 млн поездок в этих регионах. Их общая стоимость составила 7,9 млрд рублей. Это позволяет новому игроку занять 5-6% рынка легальных перевозок на такси. Общий объем этого сегмента в 2016 году составил 502 млрд рублей.
Стоит отметить, что Яндекс.Такси в России работает в убыток по EBITDA, хоть и появился на местном рынке в 2011 году. Эксперты прогнозировали, что компания станет прибыльной к 2021 году. В апреле сообщалось, что Яндекс.Такси ищет инвестора.
Слияние Яндекс.Такси и Uber стало неожиданностью. Компании не объявляли о ведении переговоров, а в деловых СМИ обсуждалась разве что возможность покупки Яндексом служб такси «Максим» и InDriver.
Сделку о слиянии планируется закрыть в четвертом квартале 2017 года. До этого соглашение должно быть одобрено ФАС. Антимонопольная служба опасается, что новый игрок рынка создаст угрозу конкуренции. Однако ходатайств об объединении бизнеса компаний в ФАС пока не получили. Как бы то ни было, сделка уже оказала влияние и на сами компании, и на рынок в целом. В частности, цена акций Яндекса побила исторический рекорд.
Взлёт акций Яндекса
На российском рынке новость о слиянии двух игроков также наделала шума. О сделке стало известно 13 июля в 13.00, а уже в 13.40 стоимость ценных бумаг Яндекса на Московской бирже поднялась на 17%, составив 1915 руб.
К 14.47 МСК торговлю пришлось перевести в режим дискретного аукциона, поскольку рост цены перевалил за 20%. Максимальная стоимость акция Яндекса 13 июля составила 2039,5 руб., что на 24,97% выше цены закрытия предыдущих торгов.
Более того, это рекордный показатель для Яндекса. Цена акций компании не поднималась выше 2000 руб. с того момента, как они начали торговаться на Московской бирже в июне 2014 года.
В этом нашем материале мы подробно рассказывали о том, как купить акции «Яндекса» на зарубежных биржевых площадках и Московской бирже. Открыть брокерский счет для этого можно дистанционно через «Госуслуги» (подробнее об этом в нашей статье).
Слияние «Яндекс.Такси» и Uber — сделка года по версии Forbes
Хештег #DeleteUber («сотри Uber») вышел в топ Twitter, после того как в январе 2017-го компания саботировала забастовку профсоюза таксистов в нью-йоркском аэропорту. Водители протестовали против запрета на въезд в США граждан семи мусульманских стран, принятого администрацией Дональда Трампа. Uber не только продолжил перевозить пассажиров, но и демонстративно не стал поднимать цены, несмотря на повышенный спрос. И это было только начало не слишком успешного года. Последовавшая череда скандалов, связанная с сексуальными домогательствами в отношении сотрудников, слежкой за пользователями и сокрытием факта кражи хакерами клиентских данных, вынудила уйти в отставку генерального директора и основателя Uber Трэвиса Каланика.
Как «Яндексу» удалось одолеть американского конкурента?
Разбор поездок
У Uber была простая бизнес-модель: привлекать инвестиции и тратить их на субсидирование поездок. Это помогало агрессивно захватывать рынки по всему миру, но в последнее время агрегатор встречал все более серьезный отпор. «Стратегия дает сбой», — констатировал председатель общественного движения TAXI-2018 Станислав Швагерус.
«Российское правительство внимательно отслеживает ситуацию с пассажирскими перевозками — сложившаяся вольница, когда на отечественном рынке Uber работал фактически по нидерландскому законодательству, никому не нравилась», — вспоминает Станислав Швагерус.
В России Uber начал привычную игру, используя демпинг для увеличения рыночной доли. В сентябре 2014 года запустился сервис UberX, где стоимость минимального заказа составляет 99 рублей — вдвое меньше, чем у конкурентов. Общественное движение «Форум Такси», проводившее в начале 2015 года мониторинг рынка такси, отводило Uber 10–15% от общего числа онлайн-заказов в России.
Но, несмотря на все усилия, догнать «Яндекс.Такси» не удавалось. К концу II квартала 2015 года, по данным Bloomberg, «Яндекс» располагал в Москве 15 000 машин, в распоряжении Uber было в пять раз меньше. Медленнее росла и сеть компании: когда руководитель таксомоторного подразделения «Яндекса» Тигран Худавердян сообщил иностранным журналистам о планах до конца года запустить сервис еще в 14 городах, Uber присутствовал лишь в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани.
В 2016 году отставание сохранилось: согласно отчету Credit Suisse, самым популярным сервисом оставался «Яндекс.Такси» — 500 000 поездок в сутки. Uber хотя и занял второе место, обойдя Gett, его показатели были втрое меньше, чем у лидера, — 150 000–170 000 поездок.
Uber попросту опоздал на российский рынок и уже не мог догнать лидера. «У Uber изначально не было шансов. Они продолжили бы впустую сжигать деньги, конкурируя с «Яндексом», — сказал Financial Times партнер фонда East Capital Джейкоб Грапенгиссер.
Uber 2.0
Сделку с «Яндексом» называют первым стратегическим решением нового руководства Uber. Дара Хосровшахи, возглавивший компанию в конце августа, получил в наследство не преуспевающий стартап, задающий моду в Кремниевой долине, а убыточную компанию с багажом скандалов и расследований. В беседе с журналистами он заявил, что намеревается строить «Uber 2.0» и постарается не повторить ошибок предыдущего руководства.
Но решение о сделке с «Яндексом» принимал, очевидно, не Хосровшахи. О договоренностях впервые объявили 13 июля, в промежутке между уходом старого CEO и назначением нового, когда компанией управлял совет директоров. Создание совместного предприятия выглядит логичным продолжением действий Каланика в Китае: Uber проводит слияние с наиболее крупным конкурентом, чтобы безболезненно покинуть неудачный для себя рынок. Это подтверждают источники Bloomberg: именно основатель Uber и вице-президент Эмиль Майкл (также покинувший компанию летом) были главными участниками переговоров с «Яндексом». Предприятие объединит бизнесы «Яндекс.Такси» и Uber в России и нескольких странах бывшего СССР, где присутствовали компании, кроме Украины, что, вероятно, связано с санкциями против российского IT-гиганта.
«Сейчас и у «Яндекса», и у Uber есть свои IT-площадки. Насколько мне известно, работа после объединения будет продолжаться на площадке «Яндекса». И для пользователей «Яндекс.Такси» ничего не изменится, а вот водители Uber уже будут работать на отечественной платформе», — считает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Объединенная платформа затронет 127 городов и шесть стран (Россию, Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию и Казахстан), писал гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян в блоге «Яндекса». В июне совместная компания выглядела бы так: 35 млн поездок на общую сумму 7,9 млрд рублей.
Помимо стран, перечисленных в официальном заявлении, MLU также сможет работать в Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане «при получении соответствующих разрешений».
Таким образом, сделка закрепляет за объединенным бизнесом права практически на все постсоветское пространство, за исключением стран Балтии и Украины.
О долгосрочных перспективах свидетельствует отчет UBS. По мнению его экспертов, в последние годы доли офлайн-такси и «теневого сегмента» в рынке перевозок снижаются и к 2021 году онлайн-сегмент на рынке легального такси в России вырастет до 80% с нынешних 20%. MLU будет выполнять около 80% онлайн-заказов.
Многообещающе выглядит грядущее выведение совместного предприятия на IPO в США. Финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский сообщил об этом в интервью Bloomberg, добавив, что первичное размещение акций может состояться в начале 2019 года.
Uber сворачивает дела. «Яндекс» выкупает его доли в «Еде», «Лавке» и беспилотниках
Российский Uber сворачивает дела
После выкупа долей в ведении СП Яндекса и Uber останутся только сервисы заказа такси, каршеринга и аренды самокатов. Стороны намерены и далее совместно развивать эти сервисы в рамках ГК «Яндекс.Такси», отметили в компании.
Сделка уже одобрена советами директоров обеих компаний и будет закрыта до конца 2021 г., заявили CNews в пресс-службе «Яндекса».
«Яндекс» цементирует свою экосистему
Как пояснили CNews в «Яндексе», по итогам сделки компания намерена ускорить «темпы развития бизнеса на быстрорастущем рынке электронной коммерции и фудтеха». Предполагается, что ускорение будет достигнуто благодаря более тесной интеграции собственных сервисов, а также упрощения процессов управления ими.
Так, по данным компании, в настоящее время «Яндекс.Лавка» взаимодействует с «Яндекс.Маркетом», обеспечивая покупателям более удобный момент получения заказов. Автомобильная «Яндекс.Доставка», в свою очередь, обеспечивает рестораны, кафе и другие бизнесы дополнительным доходом за счет более широкого радиуса доставки.
На перспективу «Яндекс» также делает ставку на свой парк беспилотных автомобилей. Сегодня в него входит 170 машин, уже преодолевших более 14 млн км в автономном режиме на дорогах России, США и Израиля.
По данным компании, роботы-курьеры «Яндекса» с момента запуска в 2019 г. уже успели сделать более 26 тыс. доставок в России и США. Направление беспилотных автомобилей считают в «Яндексе» стратегическим, в котором заложен «большой потенциал роста в долгосрочной перспективе, в том числе в международном масштабе».
Как возникло СП «Яндекса» и Uber
Впервые CNews рассказал о договоренности «Яндекса» по объединению своего сервиса такси с Uber в июле 2017 г. Годом ранее, в августе 2016 г. Uber совершил похожую сделку в Китае, позволив поглотить себя местному стартапу Didi Chuxing.
При заключении сделки стороны договорились, что СП будет использовать технологии и знания «Яндекса» в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем, и глобальный опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа перевозок.
По соглашению «Яндекс.Такси» также договорился о роуминге с Uber, в рамках которого туристы из России могут вызывать такси за рубежом с помощью приложения «Яндекс.Такси», а туристы из-за рубежа могут заказать машины от «Яндекс.Такси» с помощью приложения Uber.
В январе 2018 г. CNews сообщил об объединении сервисов доставки еды Foodfox и UberEats в общую дочернюю структуру — ООО «Яндекс.Еда», 99,9% уставного капитала которого, по данным «СПАРК-Интерфакс», получил «Яндекс.Такси».
Успехи и перспективы новых направлений «Яндекса»
Уже по финансовым итогам первого квартала 2018 г. в «Яндексе» отметили, что сервис заказа такси принес компании выручку в размере порядка 3,1 млрд руб., продемонстрировав годовой рост на 301%, при этом количество поездок увеличилось за год на 222%. В этот сегмент вошли поступления от деятельности «Яндекс.Такси» и Uber в России и ближнем зарубежье, а также от сервисов доставки еды «Яндекс.Еда» и Uber.Eats.
Как сообщил CNews в июле 2021 г., по итогам второго квартала 2021 г. совокупная выручка «Яндекса» выросла на 70% до 81,402 млрд руб. при этом скорректированная чистая прибыль (с учетом показателей «Яндекс.маркета» за 2020 г.) увеличилась на 34% до 1,012 млрд руб.
Выручка сегмента «Такси» компании выросла на 114% год к году до 28,1 млрд руб., при этом число поездок на такси за исключением «Доставки» выросло на 104%. Значительный относительный рост также показал сервис каршеринга «Яндекса», где выручка увеличилась на 349% и составила 3,081 млрд руб. Направление «фудтех» продемонстрировало рост на уровне 93%, выручка по нему достигла 8,105 млрд руб.
Согласно обновленному прогнозу «Яндекса», по итогам всего 2021 г. в компании ожидают рост выручки на 53-55% в сравнении с 2020 г., до 330-340 млрд. руб., при этом рост товарооборота сервисов электронной коммерции ожидается в три раза, а рост общей валовой стоимости поездок сервиса онлайн-заказа ожидается примерно на 60%.