Что будет с арцахом
Нагорному Карабаху необходимо войти в состав России, как это сделал Крым — Гегамян
Нагорному Карабаху необходимо войти в состав России, как это сделал в 2014 году Крым, заявил лидер армянской партии «Национальное единение» Арташес Гегамян в интервью местному изданию LiveNews.am.
«Арцах (Нагорный Карабах — Ред.) де-факто находится под защитой, протекторатом России. Надо найти способы, при которых будет признана независимость Республики Арцах Арменией, и дальше, арцахское руководство начнёт организацию и проведение референдума по вхождению НКР, Арцахской республики в состав России точно на тех же основаниях, на которых Крым в 2014 году воссоединился с Россией. Альтернатива этому, в лучшем случае, массовый исход армян из Арцаха и Сюникской области», — сказал он.
По словам Гегамяна, сейчас идет реализация турецких планов по захвату Карабаха и Сюникской области Армении, и действующий премьер-министр Армении Никол Пашинян своими действиями способствует реализации планов Анкары и Баку.
«В апреле 2016 года („четырёхдневная война“) благодаря вмешательству начальника Генштаба РФ удалось не допустить реализации планов Турции, разработанных в 2001 году. Но после этого пантюркистские, панисламские планы Реджепа Эрдогана никуда не исчезли… С первого дня своего пребывания на должности премьер-министра Республики Армения он (Пашинян — Ред.) делал все, чтобы дать соответствующие поводы азербайджанскому руководству, дал шанс Ильхаму Алиеву при непосредственной поддержке Турции, с широким применением сирийских и ливийских террористов, наёмников, развязать войну против Республики Арцах», — отметил политик, напомнив про роль Израиля и его поддержку действий Азербайджана во время прошлогодней войны.
В этой связи он заметил, что трехстороннее соглашение 9 ноября 2020 года при посредничестве президента РФ Владимира Путина помогло сохранить хотя бы часть Нагорного Карабаха под армянским контролем. «Это соглашение было крайне унизительным для Армении, но это был единственный способ уберечь от геноцида население Республики Арцах», — подчеркнул Гегамян.
Он напомнил, что ещё до войны генсек ОДКБ Станислав Зась предлагал армянской стороне провести учения у границ Карабаха с отработкой сценария будущей войны, а уже во время войны, несмотря на неизбежное поражение, Пашинян несколько раз отклонял предложения России о прекращении огня с небольшими территориальными потерями для армянской стороны. И в ноябре Россия принудила к миру Азербайджан и Армению, понимая, чем грозит региону окончательная победа Баку в войне, — подчеркивает армянский политик.
«Во время войны Пашинян не соглашался на прекращение огня, так как у него была договорённость о полной сдаче Арцаха… Хозяева бы ему не позволили согласиться на условия России, на прекращение огня. С 19 октября по 9 ноября кровь наших братьев и сыновей, которые пали во время военных действий в Нагорно-Карабахской республике, в Арцахе, полностью на совести Пашиняна», — сказал Гегамян.
Что касается действий армянских властей после войны, то, по мнению оппозиционного политика, Пашинян сейчас пытается помочь в реализации планов Алиев по окончательному закрытию карабахского вопроса, а также в создании предпосылок для будущего захвата Сюника.
«Пашиняну дали понять, что он не до конца выполнил указанное, и под угрозой шантажа, спустя год и месяц после заключения соглашения о перемирии продолжает делать все, чтобы Азербайджан имел какое-то оправдание для новой военной агрессии уже против территории Республики Армения», — отметил он. И напомнил, что ни на шестом саммите «Восточного партнерства» с руководством всех стран Евросоюза, ни в ходе «саммита за демократию», организованного президентом США Джо Байденом, Пашинян не подверг критике антиармянскую политику и военные преступления Азербайджана, что было публично положительно оценено Ильхамом Алиевым. Регулярно подчеркивающего, что «вопрос Карабаха закрыт».
В ходе своего интервью Гегамян несколько раз обвинил Пашиняна в работе на ЦРУ, британскую MИ-6 и турецкую разведку. «Он не дорвался до власти, его привели к власти. В апреле—мае 2018 года в Армении был заключительный этап государственного переворота», — добавил оппозиционер.
По его словам, хотя Пашинян сейчас будет изображать из себя человека, который хочет быть в хороших отношениях и с Россией, и с Соединенными Штатами, однако продолжается антинациональная деятельность в Армении соросовских организаций, продолжается систематическая работа по оболваниванию общества. Тратятся десятки миллионов долларов на дискредитацию стратегического союза Армении с Россией, пропаганду идей, что все беды Армении от России. Это системная работа», — заметил он.
Что касается внешнеполитических процессов вокруг Армении, то, по словам Гегамяна, Иран идёт сейчас на углубление стратегического партнёрства с КНР и Россией.
«Военно-политическое руководство Ирана, России и Китая прекрасно понимают, что такое „саммит демократий“, какие он преследовал цели. Они прекрасно осведомлены, о стратегии национальной безопасности Соединённых Штатов, где чёрным по белому написано, что США имеют двух противников в лице „ревизионистских, автократических режимов, будь то Китай или Россия“… Сейчас идёт разделение мира на тех, кто с США, и тех, кто против гегемонизма США, против глобализма в понимании Соединенных Штатов. И костяком этого сопротивления является стратегическое партнёрство России, Китая и Ирана», — сказал Гегамян.
В этой связи он отметил, что для Армении настало время определяться в этом глобальном геополитическом противостоянии. И заметил, что как Запад не может помочь Кипру, так он не защитит Армению от агрессивных планов Турции и Азербайджана.
«Надо создать все соответствующие предпосылки для вхождения Армении в Союзное государство России и Белоруссии. Это панацея от всех бед, которые несомненно придут на нашу голову со стороны турок и азербайджанцев при молчаливом согласии руководства костяка стран НАТО, в лучшем случае никого ни к чему не обязывающих заявлений», — добавил лидер «Национального единения».
Арташес Гегамян также прокомментировал и внутриполитическую борьбу в Армении.
«Пашинян со своей командой пытаются свести всю политическую полемику к обвинениям «ты вор», «ты казнокрад», а ты «предатель». А население устало это слушать, так как любой думающий армянин это прекрасно понимает… 51% не принявших участие в выборах хотят альтернативы. А эта альтернатива есть. Потому что никто из парламентской оппозиции таких чётких и внятных, крайне жёстких оценок в адрес Пашиняна не говорил, как тот же (Гарник) Исагулян, тот же Нагапетян, и не сочтите за нескромность, тот же Арташес Гегамян. Насаждают в сознании наших граждан «или-или’. Или второй и третий президент объединятся (дай бог чтобы объединились), или Пашинян…», — сказал он.
Гегамян добавил, что экс-президенты страны Роберт Кочарян и Серж Саргсян, обладая большим политическим опытом, «должны оказать содействие тем политическим силам, которые могут убеждено воздействовать на 51% тех наших граждан, которые не воспринимают их. Правильно или неправильно — это тема совершенно другого анализа».
Армяне рвут волосы: Баку все-таки пробьет коридор в Нихичевань
Москве нужна Армения, но в Кремле могут считать, что для РФ важнее сотрудничество с Турцией
В Брюсселе прошла трехсторонняя встреча премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна, председателя Европейского Совета Шарля Мишеля и президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. Так же Алиев встречался с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом.
События там разворачивались не в пользу Армении. Запад не упоминает вопрос о статусе Карабаха. Кроме того, президент Азербайджана заявил о необходимости уравнивании статуса двух коридоров — сюникского/мегринского (он должен пройти в Южной Армении между азербайджанским эксклавом Нахичевань и основной территорией Азербайджана) и лачинского (между Арменией и Карабахом). Либо отсутствие армянских пограничных постов и досмотров в Сюнике и тогда отсутствие азербайджанских постов в Лачине, либо посты Армении устанавливаются в Сюнике, но тогда и посты Азербайджана ставятся в Лачине. Последнее, фактически, означает перекрытую или частично парализованную трасу из Армении в Карабах.
Никаких возражений со стороны генерального секретаря НАТО слова Алиева не вызвали. «Важно продолжать усилия по нормализации отношений Азербайджана и Армении. НАТО поддерживает усилия по диалогу между ними, мы это обсуждали сегодня детально с президентом… Диалог продолжается, идет в правильном направлении», — сказал он по итогам встречи в Брюсселе с президентом Азербайджана.
Запад не имеет большого веса на Южном Кавказе в отличие от России и Турции, но все же его позиция имеет значение, особенно на фоне экономических связей региона с Европой.
А это, в свою очередь, означает, что, если Армения будет отказываться от предоставления Азербайджану коридора через Сюник в Нихичевань, повышается вероятность дальнейшего силового продвижения азербайджанской армии в Сюнике. ВС Азербайджана уже продемонстрировали свою мощь, вытеснив армянские войска и заняв несколько высот в Южной Армении в ходе столкновений в ноябре.
Армения сегодня еще может договориться о мире со стратегическим союзником Азербайджана — Турцией (что она пытается делать), провести делимитацию границ, признать Карабах азербайджанским, выторговать некоторые транспортные уступки.
Сюникский (мегринский) коридор может еще оказаться под российским войсками, а не под азербайджанским контролем — этот вариант предлагается Москвой. В этом случае отрезания от Ирана не будет, никто не помешает Армении сохранять связь с Ираном и контролировать границу с ним.
Но Армения сейчас сопротивляется такому варианту. Ведь он включает элемент экстерриториальности: Россия, а не сама Армения, получит контроль над южной трассой, проходящей по армянской территории, соединяющий азербайджанские районы. Армения сопротивляется пока этому варианту из-за страха потерять Сюник в будущем, мол, кто знает, чего там захочет РФ и как станет меняться ее политика, а тем временем именно она, а не Армения, при подобном раскладе, станет контролировать стратегическую трассу между двумя районами Азербайджана и, фактически, возможность Армении напрямую сообщаться с дружественным ей Ираном.
Но именно из-за сопротивления Армении данному плану, Россия не слишком мешает азербайджанским войскам продвигаться в Сюнике в сторону Нахичеваня, а это — всего 30 км.
У Армении нет четких юридических оснований, чтобы заявить об агрессии против ее территории. Ведь делимитация границ не проведена и Армения не признает Нагорный Карабах азербайджанским, в то время как никто в мире не признает независимый Арцах, включая, впрочем, саму Армению. Раз нет четкой признанной всеми сторонами границы между двумя странами, сложно доказать факт агрессии. Но если так дальше пойдет, от Армении останется только район вокруг Еревана.
Проблема Армении в том, что господствующее в этой стране национальное сознание основано на радикальных антитурецких и антиазербайджанских нарративах. Не вполне понятно, как руководство государства во главе с премьер-министром Николом Пашиняном сможет договориться с Турцией и Азербайджаном в таких условиях. Особенно на фоне роста популярности внутренней (пророссийской) армянской оппозиции, которая обвиняет Пашиняна и его команду в, мягко говоря, отказе защищать национальные интересы.
Армения все равно многое потеряет при любом раскладе. Если только не произойдет чуда, например, внутреннего краха Турции. Но в политике надежда равносильна смерти; в политике нет ничего опаснее и хуже надежды.
Для руководства России эта ситуация не хороша. Очевидно, что ослабление Армении, союзницы РФ, означает ослабление влияние России на Южном Кавказе, стратегическую неудачу. Цель России в этом регионе всегда состояла в том, чтобы не допустить усиление влияния Турции, а между тем, оно растет вместе с влиянием ее важнейшего военного, экономического и геополитического союзника — Азербайджана. С ним Турцию связывает военный и экономический союз — Шушинская декларация.
Однако, для Кремля все не так уж и плохо. Во-первых, РФ надеется получить сюникский коридор и может преуспеть в этом. Во-вторых, Москве важно сохранить партнерство с Турцией, так как оно вбивает клин между этой страной и НАТО. Это в Кремле могут рассматривать как важнейшую геополитическую задачу в контексте противостояния с США.
Для Москвы сотрудничество с Турцией, которое грозит развалом Южного фланга НАТО, может выглядеть интереснее Армении. Тем более, что Москва не доверяет Николу Пашиняну, пришедшему к власти в результате цветной революции — главного кремлевского кошмара. Пока прозападный Пашинян руководит Арменией, стратегическая ценность этой страны в глазах Москвы снижена.
Так что, хотя Москве нужна Армения, в Кремле по многим причинам могут считать, что для России важнее сотрудничество с Турцией. Этим может объясняться бездействие Москвы в ответ на военные операции союзных Турции азербайджанцев в Сюнике.
В данном уравнении неизвестной величиной остается Иран. Он недавно заявил о своем желании не допустить усиления турецко-азербайджанского союза, демонстративно провел на своей территории в приграничных с Арменией и Азербайджаном районах масштабные военные маневры. Он предупредил Турцию и Азербайджан о нежелательности их военного натиска на Армению.
Однако, во время ноябрьских боев в Сюнике иранцы ничего не сделали для того, чтобы остановить продвижение азербайджанских военных. Можно предположить, что руководству Ирана, погруженному как во внутренние тяжелейшие социально-экономические проблемы и борьбу с массовыми протестами, так и в вооруженное противостояние с США и Израилем, сегодня не до Сюника. К тому же, Иран тесно связан с Турцией экономически, и это помогает ему выживать в условиях, когда эта страна находится под санкциями. Не факт, что Иран, находясь в столь отчаянном положении, решится еще и обострять отношения с региональной сверхдержавой — Турцией. Отсюда падающая вероятность прямого вмешательства Ирана в армяно-азербайджанский конфликт.
Все вместе указывает на высокую вероятность того, что азербайджанская армия в обозримом будущем снова станет пробивать коридор в Нахичевань через южную Армению. Ей нужно пройти всего 30 километров, чтобы завершить начатое.
Что будет, если Армения вдруг признает Карабах?
Угроза Никола Пашиняна подтвердить независимость НКР может быть блефом. Но если это свершится, то прольет бальзам на душу НАТО и сильно навредит России.
О чем думал Никол Пашинян, заявив год назад, что «Арцах (Нагорный Карабах) — это Армения, и точка»? Ведь фактически этот выпад противоречил принципу мирного урегулирования карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов и ставил крест на переговорном процессе. Тогда вся эта вербальщина прозвучала на относительно благополучном фоне — ситуация на линии фронта угрожающей не была, и откровения премьера Армении можно было расценить как сотрясение воздуха для внутренней аудитории, повышение индивидуального рейтинга и поддерживание «патриотических» настроений в обществе, доверие которого к нему стало падать.
Но сейчас, когда на карабахском направлении начались масштабные военные действия с гибелью сотен людей, в том числе и мирного населения, уничтожением военной техники противных сторон, вмешательством в конфликт Турции, Пашинян заявляет о возможном признании Арменией независимости Нагорного Карабаха. С какой целью он это делает? И если угроза будет приведена в исполнение, какими будут последствия?
Вполне вероятно, что армянский лидер опять блефует. На возможность признания Карабаха намекали и его предшественники, но ни один из них не рискнул это сделать: независимость НКР была бы фиктивной, поскольку ее, кроме Еревана, никто бы не признал. Можно предположить, что Пашинян попытался таким образом остановить военные действия со стороны Азербайджана, подвигнуть Россию и международное сообщество к коллективному давлению на Баку с Анкарой и вернуться к переговорам по урегулированию, которые в течение тридцати лет положительного результата не дали. Кроме, конечно, удерживания конфликта в относительно замороженном состоянии, если не считать «заварушек» в 2016 году, в нынешнем июле и вот теперь сейчас.
Однако сравнивать инциденты недалекого прошлого с днем сегодняшним невозможно из-за беспрецедентно массированной атаки Азербайджана и его поддержки со стороны Турции, откровенно пытающейся изменить геополитическую ситуацию в регионе военным путем. Но если усилия «международного сообщества» и России ничего не дадут, и Армения все же признает независимость Нагорного Карабаха, а там, гляди, стороны заявят о слиянии в единое государство, как будут разворачиваться события впоследствии?
Оговоримся сразу: признание Карабаха будет, как минимум, контрпродуктивным шагом. Азербайджан оно не остановит, напротив, у него появится дополнительная мотивация защиты своей территориальной целостности и одержания окончательной военной победы не только над Нагорным Карабахом: война вспыхнет и с Арменией, являющейся гарантом безопасности НКР. А это уже настоящая катастрофа для всего региона, отягощенная фактором включенности в конфликт Турции. Она явно помешает Москве остановить Азербайджан, поскольку сохраняет желание «натянуть нос» РФ из-за недоговоренности хотя бы по Сирии. То есть в отместку Анкара вполне может поджечь Кавказ, на который Россия имеет собственные виды. Тем более, что Анкара к тому же продвигает и развивает в своей политике пантюркистские направления.
С другой стороны, открытое вмешательство в карабахский конфликт чревато для Турции усугублением ее внутренних и внешнеполитических проблем. Оно повлияет на экономику, на курс национальной валюты, усиление оппозиционных настроений внутри самой страны, где отношение к прямому турецкому вмешательству в карабахский конфликт весьма неоднозначно. С большой долей вероятности, активизируется и курдское движение.
Что же касается внешнеполитического аспекта, государства антитурецкого альянса (включая часть стран НАТО) не хотели бы видеть Турцию в качестве доминирующей силы на Южном Кавказе и не только на нем. Это означает, что они будут оказывать дипломатическое и, не исключено, санкционное давление на Анкару. Ну и вовсе сбросить со счетов фактор России для Эрдогана тоже чревато последствиями — Турции все же приходится сотрудничать с ней по Сирии, Ливии, другим направлениям и действовать с оглядкой на Москву и не только на нее.
К тому же нельзя игнорировать то, что Россия, нуждающаяся в партнерстве и с Азербайджаном, и с Арменией, в которой дислоцирована ее военная база, пока не приняла позицию ни одной из сторон. Но она состоит в одном военном блоке с Арменией (ОДКБ), и для сохранения лица ей придется предпринимать какие-то шаги в защиту РА, если военные действия распространятся до ее границ.
Разумеется, такой сценарий для Москвы крайне нежелателен. Хотя затянувшаяся война может дать ей «козырь» для размещения своих миротворцев в конфликтной зоне, чего она, вероятно, желает, однако это вызовет новый всплеск политических страстей — усилению присутствия РФ на Южном Кавказе воспротивятся многие весомые политические центры.
Определенный интерес вызывает анализ ситуации проживающего в Германии политолога Александра Сосновского — его приводит «Политнавигатор». По словам Сосновского, если Армения признает независимость Нагорного Карабаха, «это на руку НАТО», поскольку следующим шагом будет признание возможности Грузии и Украины вступить в Североатлантический альянс. И далее: «Если Армения принимает Нагорный Карабах и входит в зону защиты России, … тогда Запад и НАТО имеют полное основание говорить: если вы поступаете так, то мы поступаем так». В итоге Эрдоган «строит базу там, где он хотел с Азербайджаном, НАТО принимает решение по приему Украины и Грузии, если они подают такие заявления. Любые фантастические решения принимаются … в течение двух дней».
И впрямь, если Россия допускает нахождение страны со спорной территорией в составе ОДКБ (если Армения признает Нагорный Карабах «своим»), то НАТО может сделать такое же исключение для Тбилиси и Киева. Результат — полное изменение геостратегической ситуации. Все это не так уж нереально, как может показаться с первого взгляда.
Тем временем, судя по положению на текущий момент, война обещает затянуться. Военный потенциал у обеих сторон есть, хотя у Азербайджана посолидней. Но не исключены и «скрытые возможности» армянской стороны. «Росбалт» уже писал о варианте договориться «баш на баш». И договаривающимися сторонами тут должны выступить Москва, Анкара и Баку. Еревану же придется подчиниться их решению. Такой неофициальный формат урегулирования видится более эффективным, чем совершенно недееспособная Минская группа ОБСЕ.
Надо думать, что какое-то движение в этом направлении уже начато, однако пока безрезультатно. Как передает Sputnik со ссылкой на Газету.ru, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглы побеседовал с президентом РФ Владимиром Путиным и министром иностранных дел Сергеем Лавровым, и предложил им вариант урегулирования конфликта по сирийской модели. «Как мы действуем в Сирии, так пытались и здесь, но не удалось. Говорят: пусть остановится война. Пусть. Нужно объявить перемирие, но при этом Армения должна уйти с оккупированных территорий. Говорится ли это? Нет», — сказал Чавушоглу.
Слабая надежда на новые предложения и «да» от всех заинтересованных сторон все же остается. Но Армения прибегла к новому «ходу» в надежде произвести впечатление на международное сообщество: она взялась «доказать» мировой общественности переброску сирийских наемников в Азербайджан со стороны Турции. По данным армянской стороны, террористов насчитывается от 3 до 4 тысяч. Пашинян заявил, что «Арцах воюет против международного терроризма» во имя глобальной безопасности, и что он угрожает в равной степени США, России, Ирану, Франции. Войну это заявление, если стороны не сторгуются, не остановит, но репутацию Турции в «чувствительных» к ней странах подмочит еще больше. Вне зависимости от того, выложит ли премьер безусловные доказательства или нет.
МИД РФ, еще до того, как Пашинян сам озвучил информацию о террористах, которых в самой Армении, разумеется, «нет», сообщил о своей «озабоченности» соответствующими сообщениями. Подтверждений им Москва не привела, однако подчеркнула опасность создания «долговременных угроз для безопасности всех стран региона». Российское внешнеполитическое ведомство призвало руководство заинтересованных государств принять действенные меры по недопущению использования иностранных террористов и наемников в конфликте и их незамедлительному выводу из региона. Какая страна отреагирует следующей, или на России дело закончится?
А пока стороны конфликта выкладывают данные о своих военных «успехах»: скольких убили и ранили, какую технику уничтожили, что подорвали, постоянно опровергая торжествующую информацию противной стороны.
Коридор на коридор неприемлем: Арцах предрëк «страшные» процессы в регионе
Подход Азербайджана «коридор на коридор» чреват самыми серьëзными вызовами для России и Европы, и он неприемлем для Нагорного Карабаха. Об этом сегодня, 15 декабря, заявил министр иностранных дел непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Давид Бабаян, комментируя вчерашние заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева.
В минувший вторник, будучи с визитом в Брюсселе, перед трëхсторонней встречей с премьер-министром Армении Николом Пашиняном азербайджанский лидер заявил, что пропускной режим так называемого Зангезурского коридора должен быть идентичен правовому режиму следования грузов и людей через Лачинский коридор, который связывает Армению с Нагорным Карабахом и вдоль которого в настоящее время размещены российские миротворцы.
По его словам, беспрепятственная связь между Турцией и Азербайджаном через международно признанную территорию Армении, на чëм настаивает Баку, означает потерю армянского суверенитета над определëнными территориями.
«Сегодня будет один „коридор“, завтра другой. Ведь они даже не говорят Мегринский, а указывают на „Зангезурский коридор“. В Зангезуре может быть несколько „коридоров“. Уже появилось фактически два упоминания „коридора“ — железнодорожный через Мегри и автомобильный через Сисиан (призваны связать „материковый“ Азербайджан с его нахичеванским анклавом через Сюникскую область Армении. — Ред.)», — отметил Бабаян.
В Степанакерте связали планы руководства Азербайджана с попыткой «полностью расчленить Армению».
«Получается, что Армения теряет контроль над около трети своей территории. Над Сюником, и не только. Это означает, что Армения „отрывается“ от Ирана. Сюник оказывается в полном окружении, в полном анклавном положении со стороны Азербайджана и Турции, потому что фактически не будет иметь границу с Арменией. Если азербайджанцы и турки „беспрепятственно проходят“, то завтра там будут введены войска, чтобы обеспечить „свободный проход“, сначала грузов и товаров, потом — военной техники, армии и так далее. Это полностью поменяет ситуацию в регионе», — прогнозирует министр.
Указывается, что армянский Сюник будет «полностью поглощëн, не говоря уже об Арцахе».
«Всë это приведет к глубинным трансформациям, к тому, что начнутся страшные, непредсказуемые процессы на Северном Кавказе, Поволжье, Центральной Азии. То есть, это фактически „дорожная карта“ (президента Турции Реджепа Тайипа) Эрдогана, показанная им недавно вместе с представителем организации „Серые волки“ (имеется в виду лидер Партии националистического движения Турции Девлет Бахчели. — Ред.)», — обращает внимание глава МИД НКР.
Он уверен, что установление какого-либо контроля со стороны Азербайджана над Лачинским коридором будет означать удушение Арцаха.
«Следствием станет геноцид и депортация населения. Останется лишь два выхода — либо снова война, либо в Арцахе не останется ни одного армянина. Потеря Арцаха будет автоматически означать потерю Зангезура, Севана, и в целом уничтожение армянской государственности. Вот какие процессы Азербайджан вместе с Турцией пытаются реализовать в контексте идеи деблокирования коммуникаций. В таком контексте это, естественно, не может быть принято. Мы надеемся, что такого рода действия получат адекватную оценку со стороны международного сообщества. Эти действия направлены также против других стран — России и еë миротворческой миссии в регионе, целостности российского государства. Со временем эта угроза распространится и против Европы. Турция сейчас в роли Германии 1930-х гг, когда к власти пришëл Гитлер. Тогда тоже многие силы заигрывали с Гитлером. Но пострадали все. То же самое будет и в этом случае, даже хуже. Поэтому надо хладнокровно подходить к происходящему, не паниковать, пресекать провокации Азербайджана. Я не думаю, что подобного рода авантюры Азербайджана могут быть приняты ведущими глобальными и региональными державами. Мы изначально заявляем, чем чреват подобный подход, и для нас он неприемлем», — подытожил Давид Бабаян.
Напомним, президент России Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян 9 ноября 2020 года подписали совместное заявление о полном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе, начавшихся 27 сентября и продлившихся 44 дня. По итогам войны армянская сторона утратила контроль над всеми районами вокруг НКР, а также частью непосредственной территории республики, включая города Шуши и Гадрут. В регионе конфликта размещены российские миротворцы.