Что будет с авторынком в будущем

Российскому авторынку предрекли шок в 2022 году

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущем Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущем

Благодаря бурному росту продаж в первом полугодии российский авторынок еще имеет шансы закончить 2021 год «в плюсе». Однако последние полгода продажи новых машин уверенно катятся вниз, и в наступающем году вряд ли вернутся к росту.

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущем

Если в 2019-2020 годах продажи росли (несмотря на временный провал в 2020-м из-за пандемии), то во второй половине 2021-го наметился устойчивый тренд на их снижение. При этом средневзвешенные цены, которые в предыдущие два года росли сравнительно равномерно, в этот период показали просто взрывной рост.

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущем

На волне всеобщего дефицита уже сейчас китайские производители укрепляют свои позиции в нашей стране, перехватывая часть аудитории у других брендов, и в следующем году эта тенденция продолжится, считает аналитик «Дрома» Игорь Олейников.

По его мнению, в 2022 году премиальные бренды, вероятно, будут иметь преимущество на российском рынке и смогут минимизировать падение продаж, несмотря на рост цен и дефицит микрочипов. Однако это вряд ли повлияет на расклад сил на рынке: бюджетный сегмент и модели таких марок как Lada, Hyundai, Kia и других, несмотря на падение, всё так же будут доминировать на рынке.

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущем

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущем

Как считает Игорь Олейников, в 2022 году на российском рынке по-прежнему можно будет наблюдать рост цен и дефицит машин из-за недостатка электронных компонентов. Ситуация с нехваткой автомобилей может стабилизироваться ближе к третьему кварталу 2022-го, но надо понимать, что процесс восстановления рынка будет постепенным и предложение выйдет на допандемийный уровень в лучшем случае в 2023 году. При этом будет постепенное снижение спроса, так как цены на автомобили растут.

Источник

Что будет дальше с ценами на машины? Эксперт все объяснил

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущем

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущем

Дефицит новых автомобилей, с которым столкнулся рынок в прошлом году, продолжается. На этот раз основная причина нехватки машин — снижение мощности производства микрочипов. Дистрибьюторы ежемесячно переписывают ценники, но спрос на новые модели пока не падает. Свою лепту в завышение цен вносят и российские дилеры, отказываясь продавать клиентам автомобили без допов и накручивая тем самым к стоимости машин от сотен тысяч до миллионов рублей.

Autonews.ru поговорил о формировании цен на новые автомобили с директором агентства «Автостат» Сергеем Удаловым. Эксперт уверен, что рост цен на машины не остановится в ближайшие 1,5 года:

«Цены на машины будут продолжать расти в этом году и, скорее всего, продолжат расти в следующем году. Потому что на сегодня дефицит на рынке только усиливается. Есть серьезная нехватка по компонентам, она не будет устранена в ближайшее время. Останавливаются некоторые производства, уже сделанные компоненты пойдут не на автомобильные рынки, поэтому автопромышленность снова не дополучит деталей. В связи с этим и цены на детали растут. А спрос на автомобили есть, поэтому стоимость машин будет только расти.

Когда у нас было колебание валют в 2014 году, производители сдерживали цены. И когда валюты отыграли обратно, цены на машины не снизились. Гораздо важнее здесь фактор дефицита и спроса. Если есть спрос на новые автомобили, то цены снижаться не будут. И укрепление рубля тут не поможет. Если бы у дилеров и дистрибьюторов были полные склады новых машин, это помогало бы снижать новые цены. А сейчас фактор рубля не работает. Цена автомобиля сегодня определяется не его себестоимостью и не курсом валют, а спросом. Что бы не происходило с рублем, машины будут дорожать.

Существует два основных момента, которые привели к данной ситуации. Первое — остановки заводов из-за пандемии. Второй момент — дефицит чипов, который также произошел из-за ограничения производства. Но то, что было создано за этот год, в большинстве своем ушло на гаджеты, компьютеры, смартфоны и бытовую технику. Не в автопром. А быстро увеличить производство не удастся, по микрочипам очень длинный цикл, кристаллы выращивают несколько месяцев. И получается, что автопром сейчас в этой части конкурирует с другими отраслями, где продавать выгоднее. Там и спроса больше, и цены на такие детали выше. В автопроме всегда был очень длинный цикл заказа, поэтому производители микрочипов в условиях дефицита быстро переориентировались на другие рынки.

Чтобы уйти от данной проблемы, нужно чтобы спрос на автомобили упал, причем по всему миру. А это практически невыполнимо, во всех странах сейчас высокий спрос как на новые автомобили, так и на машины с пробегом. И цены растут везде».

Источник

В 2022 году дефицит автомобилей и рост цен на них сохранятся до лета

Сбои из-за пандемии в поставках комплектующих, в частности электронных чипов, привели и к срывам выпуска новых автомобилей. Летом в минпромторге предполагали, что ситуация нормализуется осенью. Но настала зима, год закончится с дефицитом. Автомобили массовых моделей по-прежнему невозможно свободно купить. Остатки предлагают по завышенным ценам, очереди на новые авто расписаны до второй половины 2022 года, рассказал генеральный директор «Автостат» Сергей Целиков. По его словам, проблемы по ряду моделей есть у Volkswagen, Toyota, Kia, Hyundai. Более или менее благополучная ситуация в премиальном сегменте. Автомобили Audi, BMW, Mercedes можно купить сразу и по ценам, близким к тем, что рекомендованы производителями.

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущем

За 11 месяцев 2021 года цены от производителей на легковые автомобили в России выросли в среднем на 23%. Дилеры на фоне дефицита прибавили еще 10-15%. Так что к концу года итоговый рост цен составит 35-40%, указал Целиков. Из-за нехватки автомобилей в 2021 году в России их будет продано около 1,4 млн штук, всего на 6% больше, чем в 2020 году.

Цены производителей на автомобили для системы здравоохранения выросли на 20% против заложенных ранее прогнозов в программу. Об этом сообщила вице-премьер Татьяна Голикова на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам у президента РФ Владимира Путина.

Источник

Вопрос эксперту: «Что ждет российский авторынок в 2021 году?»

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущем

Несмотря на повышенный спрос на новые машины в последние месяцы, уже в ближайшее время российский авторынок может вернуться к падению. Какие факторы будут определять рыночную динамику в наступающем 2021 году? С этим вопросом мы обратились к ведущим автомобильным дилерам.

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущемВячеслав Зубарев, президент, Ассоциация «РОАД»:

— Уходящий год показал, что появление «черных лебедей» никто не отменял. Авторитейлу пришлось в срочном порядке адаптироваться к сложившейся ситуации и перенастраивать привычные алгоритмы и схемы. Надеюсь, что 2021 год пройдет спокойнее, вероятность таких же потрясений мала.

Повышенный спрос в последние месяцы и сокращение производств большинства брендов весной – два фактора, которые привели к пустым складам дилеров. Дефицит автомобилей сохранится до конца года, а на некоторые модели продлится еще в начале следующего. В первом квартале 2021-го ситуация вернется в привычное русло.

К сожалению, предполагаю, что повышенный спрос на автомобили в последние месяцы обернется падением рынка в начале 2021 года. Мы понимаем, что на рынок в следующем году будут влиять две вещи: рост цен и уровень доходов населения. По нашим прогнозам, регулярное повышение цен на автомобили продолжится в январе, но резкого скачка цен, более 2 – 3%, не ожидаем. Понятно, что ни один производитель не может долго работать в убыток и, соответственно, поднимет цены, покрывая дополнительные расходы из-за падения курса рубля. А поскольку пока нет перспектив для роста доходов населения, значит, определяющим фактором наряду с повышением цен станет поддержка спроса правительством через льготные программы кредитования. В целом, как мы видим на сегодняшний день, динамика роста авторынка в следующем году будет в пределах 3 – 5%, но при этом первый квартал просядет по сравнению с 2020 годом.

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущемРоман Слуцкий, генеральный директор, ГК «Аларм-Моторс»:

— Есть понимание, что преобладающее большинство ведущих российских дистрибьюторов закладывает сокращение объемов продаж на первый квартал следующего года на 5 – 10%. Автомобилей у дилеров будет по-прежнему немного, и рассчитывать на супервыгодные постновогодние распродажи покупателям не стоит.

При этом по итогам 2021 года практически все автопроизводители, располагающие собственными производственными мощностями в России, рассчитывают на рост своих продаж на 3 – 7%. Лишь отдельные марки в 2021 году планируют осуществить «прорыв» в следующем году и продемонстрировать прирост продаж на 20% и более. Это, в первую очередь, Haval, Geely, Genesis и Ford Transit. Основным устойчивым драйвером рынка должны стать госпрограммы по стимулированию сбыта легковых и коммерческих автомобилей, производимых в России. Полагаю, что программы будут возобновлены и расширены уже весной. Как всегда, спрос на российском авторынке будет находиться под сильным влиянием устойчивости национальной валюты.

Что касается ценовой стратегии автопроизводителей в будущем году, я не думаю, что стоит ожидать резкого повышения цен на автомобили в январе или в феврале. На мой взгляд, цены будут расти в пределах 0,5 – 1% в месяц. Авторынок – это стратегическая конкуренция за умы и кошельки потребителей. Никто из участников не готов потерять свое место в корзине. Все внимательно наблюдают за поведением друг друга. Цена того или иного товара на рынке и его объемы продаж находятся в прямой зависимости друг от друга. Повышение утильсбора увеличит цены на чистый импорт и снизит его объемы продаж.

Если говорить о возникшем в этом году дефиците на авторынке, то о полноценном насыщении складов автодилеров в четвертом квартале говорить не приходится. Работаем «с колес». Из известных мне марок лишь Mazda и Haval смогли к середине декабря существенно пополнить дилерские запасы и обеспечить себе неплохой финиш в декабре. Другие марки так и не смогли в полной мере удовлетворить спрос.

В следующем году в легковом сегменте смены лидеров не произойдет. При этом ведущие китайские марки будут последовательно отвоевывать внимание потребителя. Вероятно, уже в следующем году китайские бренды смогут преодолеть цифру в 100 тыс. проданных автомобилей. Это уже много, но пока лишь начало их роста в России.

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущемВладимир Мирошников, директор по развитию, компания «РОЛЬФ»:

— По нашим прогнозам, следующий год также будет сложным для авторынка. В январе – феврале можно ожидать нового витка роста цен. С началом нового года автопроизводители обычно корректируют прайс-листы на автомобили, чтобы компенсировать инфляцию. Если ставки утилизационного сбора будут увеличены, то в отдельных сегментах рынка это может вызвать дополнительный рост цен в пределах 5%. Доходы населения «не успевают» за ростом цен, что сдерживает рынок.

Цены на автомобили постепенно, но неуклонно росли все последние годы, и 2020-й не стал исключением. Эта тенденция сохранится и в будущем году. В таких условиях автомобиль уже можно рассматривать как вложение денег: нашим клиентам зачастую удается продавать свои транспортные средства, которыми они пользовались несколько лет, дороже, чем их покупали.

Также рынку пока не удается преодолеть дефицит, и в некоторых брендах он будет сохраняться и в первом квартале будущего года. Вторая волна пандемии, которая пришла в Европу, ставит под угрозу стабильность новых поставок.

Если говорить о распределении спроса по сегментам, то наблюдается отчетливая тенденция к росту сегмента кроссоверов. Также появляются модели промежуточных классов, которые находятся как бы между кроссоверами и обычными легковыми автомобилями. В рамках каждого класса преимущество получают те модели, производство которых локализовано в России.

Делать прогнозы динамики авторынка на более отдаленную перспективу сейчас сложно. Результаты второго квартала мы будем сравнивать с низкой базой 2020 года, поэтому формальный рост продаж «год к году» не будет свидетельствовать о стабилизации рынка. В среднесрочной перспективе фактором роста рынка станет необходимость обновления российского автопарка, средний возраст которого пока продолжает увеличиваться, а также доступные предложения по автокредитованию. Немаловажным фактором, который будет влиять на рынок в 2021 году, могут стать меры по поддержке отрасли, которые будет реализовывать государство. Чем больше брендов и моделей попадут в госпрограмму, тем заметнее будет эффект.

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущемЕвгений Астафуров, генеральный директор, ГК «Башавтоком»:

— В начале 2021 года стоит ожидать падения авторынка из-за вполне прогнозируемого повышения цен с 1 января и, отчасти, насыщения спроса в последние месяцы 2020 года. В целом, скорее всего, 2021-й будет немного тяжелее уходящего года, если государство достаточно оперативно не начнет поддержку продаж новых автомобилей через субсидирование кредитных предложений.

Рост цен на авторынке в начале года может составить от 1% до 3%, а что касается ценовой политики в целом, то производители продолжат традиции 2020-го и будут стараться поэтапно увеличивать отпускные цены на свои модели на протяжении всего года.

В наиболее выгодном положении, как всегда, останутся автомобили бюджетного сегмента. В рейтинге продаж вряд ли стоит ожидать существенных перестановок. По новинкам толчок могут дать выход на рынок новых Renault Duster, Volkswagen Tiguan и Hyundai Creta, а также обновленных LADA Largus и LADA Niva.

Что касается возникшего в этом году дефицита на авторынке, на данный момент поставка автомобилей нормализуется и начинает входить в привычное русло. К середине первого квартала ситуация должна полностью стабилизироваться.

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущемАртем Максимов, директор по стратегическому маркетингу, ГК «Прагматика»:

— Повышенный спрос, очевидно, уже заканчивается, и мы быстро возвращаемся в «рынок покупателя», когда у него появляется выбор, и он делает его, исходя из лучшего для себя клиентского опыта – это приведет к усилению борьбы за внимание потенциального клиента и удержания и развития своей клиентской базы. Трафик новых клиентов, очевидно, будет дорожать, маржинальность единицы продажи автомобиля будет уменьшаться.

В целом я верю в сценарий, что 2021-й будет годом начала плавного восстановления экономики, но если говорить о ее влиянии на спрос, то сегмент бюджетных автомобилей, в котором мы работаем, в большей степени будет реагировать на стимулирующие программы в виде различных поддержек, при условии применения которых мы можем увидеть и оптимистичные цифры в 1,5 млн новых машин по итогам года.

Вероятность «обвального падения» спроса в ближайшем году я аккуратно оцениваю как низкую: количество влитых денег будет подогревать этот спрос, но надо понимать, что в любом случае мы находимся в стадии высокой нестабильности и зависимости от мало предсказуемых факторов, поэтому строя планы на год, необходимо закладывать повышенные ресурсы на мониторинг развития ситуации и быть в постоянной готовности оперативно реагировать на ее развитие.

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущемАндрей Творогов, руководитель группы онлайн-продаж дирекции развития продаж, ГК «БИЗНЕС КАР»:

— По моему мнению, в начале 2021 года на автомобильном рынке России сохранится выжидательная позиция. Это будет обусловлено рядом факторов: динамикой курса валют по отношению к рублю, ценообразованием, маркетинговой и экономической поддержкой дистрибьюторов дилерской сети, а также общей ситуацией с эпидемией COVID-19.

Очередное падение спроса может произойти при резком увеличении цен на автомобили и дальнейшем снижении курса валют по отношению к рублю. Также может сказаться решение властей, направленное на усиление ограничений в связи с ухудшающейся ситуацией из-за COVID-19. Можно предположить, что если рубль продолжит незначительно усиливать свои позиции по отношению к доллару США и евро, перечисленные выше факторы стабилизируются, а также будет быстрое пополнение складов автомобилями Toyota (RAV4 и Camry) нового года выпуска, благодаря производству в России, то спрос будет поддерживаться в начале года на стабильно высоком уровне.

По оптимистичному сценарию, на который рассчитывает ГК «БИЗНЕС КАР», продажи в 2021 году можно оценить около 110% от прогноза рынка на 2020 год – это примерно 1,6 млн штук. Доля Toyota и Lexus на российском авторынке будет составлять примерно 7,5%, что сопоставимо с долей по прогнозу 2020 года.

Переход года, окончание режима «промсборки» и плановое повышение утильсбора – все это суммарно может увеличить цену новых автомобилей до 10%. При этом повышение цен будет проходить поэтапно, чтобы не было резких скачков.

Нехватка машин продолжает сказываться на рынке новых автомобилей, формируя повышенный спрос на многие модели брендов Toyota и Lexus. Тем не менее, ситуация постепенно меняется в сторону стабилизации поставок и, соответственно, выравнивания спроса в зависимости от модели, конечно. Так, автомобили иностранного производства продолжают поставляться с ощутимой нехваткой, что провоцирует и ажиотажный спрос на них. В то же время модели локальной сборки (Toyota RAV4 и Camry) уже в январе будут поставляться 2021 года производства, что позволяет покупателям сделать выбор: купить здесь и сейчас по ценам на фоне ажиотажа и исходя из наличия автомобилей на складе или подождать месяц и купить автомобиль 2021 года выпуска по розничной цене уже в январе.

Что будет с авторынком в будущем. Смотреть фото Что будет с авторынком в будущем. Смотреть картинку Что будет с авторынком в будущем. Картинка про Что будет с авторынком в будущем. Фото Что будет с авторынком в будущемАлексей Гуляев, операционный директор, АГ «АВИЛОН»:

— В последние месяцы уходящего года на автомобильном рынке наблюдается повышенный спрос, связанный, в первую очередь, с желанием клиентов приобрести автомобиль до Нового года, пока еще все-таки малая доля ТС есть в наличии. В ноябре завершились программы льготного кредитования, и клиенты старались успеть совершить сделку, что, в свою очередь, повлияло на увеличение рынка. На динамике декабря сказывается предстоящая традиционная индексация стоимости на автомобили – по этой причине люди стараются успеть приобрести машину до 1 января.

В начале 2021 года на рынок повлияет сезонное повышение стоимости. Несмотря на то, что цены сейчас находятся под давлением девальвации рубля и с января по октябрь выросли в среднем от 3% до 15%, на что в совокупности повлияла инфляция, обновление модельного ряда и колебание курса, традиционная индексация цен произойдет, к тому же планируется повышение утилизационного сбора. Предполагается, что рост утильсбора составит до 30%, при таком сценарии цены на импортные автомобили автоматически вырастут от 2% до 4%. Автомобильные марки с высокой степенью локализации этот фактор затронет в меньшей степени по причине компенсации государством утильсбора через промышленные субсидии.

Дополнительным обстоятельством снижения спроса станет отсутствие существенных скидок, которых не предполагается, как это традиционно бывает, в первом квартале 2021 года, по причине отсутствия насыщенного склада автомобилей.

Наиболее заметным и влиятельным фактором в автомобильной отрасли остается дефицит автомобилей, который сохраняется по большинству марок. Это сдерживает рост продаж, так как мы могли реализовать в этом году значительно больше машин. Тренд на дефицит товарного ресурса продолжится в первые месяцы 2021 года. Ожидать изменений можно в конце первого – начале второго квартала. Объемы поставок в 2021 году планируются с ростом к 2020 году только ближе к середине года, что предположительно в среднем составит плюс 6 – 8% в связи с локдауном нынешнего года.

По некоторым маркам спрос продолжает превышать предложение. В массовом сегменте мы до сих пор фиксируем нехватку кроссоверов Hyundai – Creta и Santa Fe и ходовых седанов Solaris. В дефиците автомобили Volkswagen, в особенной степени это касается модели Polo. На рынке автомобилей премиум-класса схожая ситуация с дефицитом модельного ряда: мы ожидаем поставки SUV и ходовых серий всех премиальных брендов. В зависимости от марки и модели автомобиля срок ожидания может составить от 1,5 до 6 месяцев.

На тенденции 2021 года может повлиять налог «на роскошь», о котором клиенты задумываются перед покупкой автомобиля, что, в свою очередь, тоже зависит от изменения цен на рынке. По причине неоднократного повышения стоимости ряд моделей нижнего уровня выросли в цене и приблизились к пороговой планке. Не меньше клиенты заботятся о мощности своего автомобиля, а именно, чтобы она не превышала 250 л.с. – ставка налога в том числе зависит и от этого показателя. Покупатели гораздо чаще выбирают модели до 250 л.с., это более продаваемые модификации.

Что думают о развитии российского авторынка эксперты агентства «АВТОСТАТ»? Об этом можно узнать здесь.

Источник

Автодилеры объяснили, почему россиянам следует забыть о покупке авто

© Лев Бубнов / Коллаж / Ridus.ru

Продажи автомобилей на российском рынке падают, а цены на них стремительно растут. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в октябре 2021 года было реализовано 126 204 новых легковых и легких коммерческих автомобиля — на 18,1% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом стоимость машин за год выросла на 20-25%. И это без учета дополнительного оборудования, которое добавляет к цене еще несколько сотен тысяч рублей. В причинах такой ситуации попытались разобраться эксперты в рамках проведенного «Ридусом» круглого стола «Автомобиль снова становится роскошью — что происходит на авторынке России?».

Чипы, спрос и глобальная инфляция

В резком росте цен на автомобили виноваты в основном два фактора — децифит чипов на мировом рынке и повышенный спрос. Первый приводит к недопроизводству машин (у «АвтоВАЗа», например, за первые 11 месяцев 2021 года оно составило примерно 100 тысяч штук), рассказал партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Что же касается спроса, по мнению эксперта, в числе прочего он подстегивается тем, что самые массовые продажи автомобилей (почти по три миллиона в год) в России наблюдались в 2013—2014 годах.

«С тех пор прошло восемь-девять лет, и это крайний срок для первой замены автомобиля. И те люди, которые покупали автомобили в 2013—2014 году, очень бы хотели их поменять. Они могут очень удачно продать свой автомобиль и дальше ходить с этими деньгами, помахивая пачкой, потому что купить ничего нельзя, на рынке сейчас ничего интересного нет. Это привело к дополнительному дефициту автомобилей, повышенному спросу и к росту цен», — пояснил эксперт.

По сравнению с 2019 годом в физическом выражении машин в этом году во всем мире будет продано примерно на 9% меньше (около 74 миллионов вместо 90 миллионов штук). Но это падение не настолько сильное, чтобы вызвать такой ажиотажный спрос и взлет цен, возразил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он видит главную причину происходящего в общей экономической ситуации.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Подорожание всего и вся — вовсе не российская специфика, напомнил эксперт. За последние два года денежная база в мировой экономике увеличилась почти на пять триллионов долларов, и результатом почти бесперебойной работы печатных станков ведущих стран стала глобальная инфляция. Цены выросли везде. В США наценка на автомобиль в рознице доходит до 50% от его себестоимости, уверяет Петр Шкуматов.

Рынок продавца

На дефицит машин ссылаются и дилеры. Помимо проблемы с чипами, на это влияют (возможно, даже в большей степени) сложности с логистикой и ковид-ограничения. В 2021 году практически все производители в среднем четыре раза корректировали в сторону уменьшения планы поставок новых автомобилей в автосалоны, рассказал генеральный директор «Фреш Авто», вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Денис Мигаль. Именно сокращением предложения объясняется превышение спроса, считает он.

Вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Денис Мигаль.

По словам эксперта, сам по себе спрос не вырос, он просто стал более целевым (люди ищут конкретные популярные модели). А вот общий трафик посетителей в автосалонах сократился по отношению к 2020 году в среднем в два-три раза. Но с учетом того, что машин на всех желающих все равно не хватает, выигрывают все-таки продавцы, которые и диктуют цены.

«Самая большая проблема, которая сейчас портит и развращает рынок, — что сейчас машины не надо продавать, они сами продаются», — подчеркивает эксперт.

Он признает, что на рынке есть дилеры-негодяи, которые омерзительно себя ведут и откровенно хамят клиентам, но есть и нормальные продавцы, которые хотя бы объясняют, почему в сложившихся условиях не могут продать машину дешевле и без дорогого дополнительного оборудования.

«Это рынок, и право принять решение есть у каждого. Если вас в дилерском бизнесе обслуживают неадекватно, разговаривают грубо, пытаются впарить непонятные коврики по пять тысяч рублей за установку, просто отказывайтесь от таких сделок. Это как ходить в дорогой ресторан, где тебе невкусно. Если ты переплачиваешь, а тебя еще и кормят некачественно, не ходи в этот ресторан», — рассуждает эксперт.

Автодилеры советуют россиянам отказаться от покупки машины, тем более в кредит, в текущих условиях. «Я вообще сейчас не рекомендую без особой надобности покупать автомобили», — заявил генеральный директор компании «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко. С ним согласился и Денис Мигаль:

«Если у вас есть нормальный автомобиль, который вам понятен, действительно нет смысла сейчас куда-то бежать. Я вообще всегда сторонник того, чтобы покупать машину по средствам. У нас любят, к сожалению, купить машину на последние деньги, залезть в десять кредитов, откладывать от еды ребенка ради того, чтобы ездить на крутой тачке. Но это абсолютный абсурд».

Генеральный директор компании «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко.

По словам дилера, он заметил среди автовладельцев тенденцию лучше обслуживать свои автомобили. К тому же с каждым годом это становится дешевле, поскольку официальные сервисы все острее конкурируют с нелегальными.

«И, возможно, мы находимся в том времени, когда стоит просто поездить на своем автомобиле какое-то количество лет, просто внимательнее поухаживать за ним, тем более что рынок благоволит к этому. А последние деньги стоит поберечь или вложить их в какие-то более понятные активы», — рекомендует эксперт.

Китайцы наступают

Текущая ситуация на российском авторынке может привести к заметному увеличению доли китайских автомобилей, полагают участники дискуссии. В условиях резкого роста цен на самые популярные марки покупатели стали более благосклонно воспринимать их аналоги из КНР, пояснил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

«Сейчас серьезно наметилась миграция умов в сторону китайских производителей, которые так не лютуют», — отметил он.

По словам эксперта, еще даже год назад какие-то новые и недешевые китайские автомобили воспринимались спорно. Например, видя Geely Tugella за 2,5 миллиона, человек говорил: «Хорошая машина, но я лучше пойду куплю за эти деньги Hyundai Santa Fe». Теперь Santa Fe за те же деньги не купишь, а Tugella подорожала в разумных пределах.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

«Теперь люди, которые колебались, понимают, что другого им не купить, и пошли за этой Tugella. И, скорее всего, уже не соскочат, так там и останутся. Другие производители должны это понять, но пока у них как-то не очень получается. Я имею в виду тех, кто давно уже на рынке. И им, конечно, будет очень тяжело с китайцами бороться. В конце концов, китайцы их будут очень сильно поджирать. Как только ситуация стабилизируется или вернется в какое-то более или менее нормальное русло, доля китайских производителей на нашем рынке явно подрастет», — прогнозирует Максим Кадаков.

Китайские производители намеренно сдерживают цены и в некоторых случаях даже готовы работать себе в убыток, чтобы завоевать рынок, уверяет Денис Мигаль. Пять-семь лет назад KIA и Hyundai делали примерно то же самое, напоминает он.

«Это борьба за долю рынка. Сегодня многие китайские производители нам, дилерам, открыто говорят: „Мы работаем в глобальный минус в России“. Это просто стратегия, они пользуются моментом, и это нормально», — констатирует эксперт.

«Скорее всего, будет изменение долей рынка. Такого окна возможностей для всех, кто хочет завоевать рынок, давно не было. Уже в этом году многие покупали „китайцев“. Я сам вижу на дорогах все больше и больше китайских автомобилей», — соглашается координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он допускает, что в 2022 году доля машин из КНР в России может даже удвоиться. По словам эксперта, этому способствует тот факт, что китайцы сами производят электронные компоненты, то есть в меньшей степени зависят от тотального дефицита чипов, с которым столкнулся весь мир. Кроме того, у них общая граница с РФ, и крупногабаритные грузы можно перевозить по железной дороге. То есть и глобальный логистический кризис здесь тоже не так сильно мешает. И самое главное — действительно меняется отношение российских покупателей к китайским автомобилям.

Гляжу в грядущее с тоской

Дефицит чипов в автомобильной промышленности сохранится до 2023 года, но его реальный пик будет пройден к концу весны 2022 года, прогнозирует Игорь Моржаретто. Сейчас производством чипов занялись все, кто может, отмечает он: подключаются дополнительные линии на старых производствах, запускаются новые (в частности, о таких планах объявили в США), даже Россия задумалась, не возобновить ли производство чипов в Зеленограде.

«Некоторые премиальные машины будут в дефиците еще год. Но, когда будет достаточный запас базовых автомобилей, дилеры не станут так сильно накручивать цены, зато появятся всякие скидки и спецпредложения, как было раньше», — прогнозирует эксперт.

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Собеседники его оптимизма не разделили. По их мнению, острый дефицит автомобилей сохранится и в будущем году, и падения цен ждать не стоит. При этом спрос останется на уровне примерно 1,5 миллионов машин в год. По словам Максима Кадакова, это абсолютный минимум, и такое количество автомобилей приобретут независимо от их стоимости. Но вот большего ждать не стоит. Количество людей, которые приходят в автосалоны, в последние пять месяцев действительно уменьшилось, подтвердил наблюдения дилеров Петр Шкуматов. По его словам, тренд к снижению трафика наметился еще в июне, а в июле закрепился.

Поскольку никаких экономических предпосылок для роста благосостояния населения не предвидится, а машины продолжат дорожать, усилится тренд к развитию сервисов, которые позволяют пользоваться ими, не приобретая (каршеринг ), полагает Максим Шишко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *