Что будет с авторынком в 21 году
Эксперты рассказали, когда рост цен убьет спрос на авторынке
Российский авторынок в июне продолжил расти, однако уже не теми темпами, что прежде. И дело тут не только в более высокой базе прошлого года: с июня 2020-го, напомним, дилерские центры вернулись к работе после локдауна по всей стране.
Рост реализации по-прежнему сдерживает дефицит новых машин у дилеров, без которого продажи были бы заметно выше.
По словам генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, одним из стимулов к покупке автомобиля стала отсрочка повышения утилизационного сбора, что, в свою очередь, позволило сдержать рост цен на новые машины. Помимо этого, распространение нового штамма коронавирусной инфекции и рост внутреннего туризма в сезон отпусков в очередной раз доказали, что личный автомобиль является самым безопасным и удобным средством передвижения.
Между тем, с началом отпускного сезона активность покупателей в автосалонах все же несколько снизилась.
По данным ассоциации «Автомобильные дилеры России», в июне индекс контрактования новых автомобилей в дилерских центрах сократился на 2% по отношению к предыдущему месяцу, несмотря на внеплановые 10-дневные майские каникулы в этом году. Как отмечают в РОАД, проблемы с поставками новых автомобилей приводят к росту цен и нервозности, и такое состояние рынка, вероятнее всего, продлится до конца нынешнего года.
Как отмечает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич, продажи в июне, как правило, поактивнее, чем в мае, однако большинство московских дилеров ощутили снижение трафика в дилерских центрах. В первую очередь на покупателей и спрос влияет сейчас не цена, а доступность автомобилей. А ситуация с поставками ухудшается, и негативная тенденция продолжится: это связано, в том числе, и с предстоящими каникулами на автозаводах.
Ценовой беспредел
Действительно, автопроизводители повышают цены на свои модели с завидной регулярностью: только в июне это сделали 32 компании, а некоторые обновили прайс-листы аж дважды за месяц.
Что касается дальнейших перспектив российского авторынка, то в ближайшие месяцы положительная динамика продаж продолжит снижаться. Этому будет способствовать не только отпускной сезон и более высокая база прошлого года, но, прежде всего, сохраняющийся дефицит.
В этих условиях правительство в очередной раз решило отложить возобновление госпрограммы льготного автокредитования, хотя ранее планировало вернуть кредиты со скидкой от государства в августе, в канун парламентских выборов. Теперь же в Минпромторге говорят, что пока спрос на авторынке превышает предложение, господдержка ему не нужна, а значит, есть вероятность, что в этом году льготных автокредитов ждать уже не стоит. Впрочем, и с объявленной ранее индексацией утильсбора на автомобили в ведомстве пока тоже не спешат.
На этом фоне АЕБ улучшила свой прогноз на 2021 год с 2,1% до 9,8% роста, что означает продажу 1 млн 756 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. При этом в ассоциации выражают надежду на то, что несмотря на ухудшение эпидемиологической обстановки в стране, полного локдауна и резкого падения продаж удастся избежать.
«С учетом сохраняющегося кризиса полупроводников и дефицита автомобилей по этой причине, российский авторынок во втором полугодии может продемонстрировать нейтральную или отрицательную динамику.
Российский авторынок заканчивает год на депрессивной ноте. Обобщение
За 11 месяцев текущего года в РФ продано 1,439 млн автомобилей (не включая поквартально отчитывающихся BMW и Mercedes-benz), что выше показателя за тот же период 2020 года на 6,9%, однако ниже доковидного уровня на 8,9%.
Продажи топ-5 игроков* авторынка РФ за 11 мес. 2021 г. (тыс. шт.) с динамикой к 2019-2020 гг.**
Бренд/марка | 11 мес. 2021г | к 2020г | к 2019г |
«АвтоВАЗ» | 320,795 | +6% | -1,8% |
Hyundai | 163,16 | +10,2% | -1,8% |
Kia | 190,27 | +4,7% | -8,5% |
Volkswagen | 185,338 | -4,4% | -5% |
Toyota | 105,607 | +5,1% | -4,6% |
* совокупно занимают около 70% рынка;
** на основании данных АЕБ и расчетов «Интерфакса».
Вопреки заявленным ранее планам о попытках пересмотреть в ноябре прогноз рынка на 2021 г. АЕБ воздержалась от какой-либо оценки по году, лишь анонсировав в своем новом пресс-релизе ежегодную конференцию 13 января 2022 года. На ней ассоциация озвучит окончательные результаты 2021 года и попробует дать прогноз развития отрасли в следующем году.
Электромобильные ограничения
АЕБ в ноябрьском пресс-релизе вновь затронула тему сдерживающих факторов рынка электромобилей в РФ, выступив против повышения ввозных импортных пошлин и анонсированного Минпромторгом в начале ноября резкого повышения ставок утильсбора на электрокары.
В пресс-релизе ассоциации Штэрцель отмечает: «В дополнение ко всем негативно влияющим на рынок факторам, таким как сокращение производства, нехватка полупроводников и логистические проблемы, правительство инициирует нормативные акты, которые могут только усугубить ситуацию».
В совокупности с объявленной отменой нулевой импортной пошлины на электромобили, повышение утильсбора на них, по мнению АЕБ, существенно ухудшит развитие сегмента, который только начал расти.
В пояснительной записке к опубликованной инициативе министерство заявило: «Ожидается, что увеличение ставок утильсбора не вызовет роста цен на автомобили российского производства, так как данное увеличение будет компенсировано пропорциональным увеличением государственной поддержки отраслевых программ стимулирования спроса».
Продажи легковых автомобилей и LCV в РФ за ноябрь и 11 мес. 2021 г., шт. (данные АЕБ)
Бренд/марка | ноябрь 2021 г. | ноябрь 2020 г. | Изменение | 11 мес. 2021 г. | 11 мес. 2020 г. | Изменение | Доля рынка за 11 мес. 2021 г., % | Доля рынка за 11 мес. 2020 г., % |
АВТОВАЗ-RENAULT-NISSAN- MITSUBISHI | 46 014 | 60 716 | -24,2% | 512 350 | 520 129 | -1,5% | 35,6 | 38,6 |
«АвтоВАЗ» (Lada) | 26 373 | 38 064 | -30,7% | 320 795 | 302 744 | 6,0% | 22,3 | 22,5 |
«АвтоВАЗ» (Niva) | — | 0 | — | — | 8 822 | — | — | 0,7 |
Renault | 11 837 | 13 852 | -14,5% | 119 503 | 116 262 | 2,8% | 8,3 | 8,6 |
Nissan | 4 677 | 4 924 | -5,0% | 45 735 | 51 332 | -10,9% | 3,2 | 3,8 |
Infiniti | 104 | 184 | -43,5% | 1 724 | 1 656 | 4,1% | 0,1 | 0,1 |
Mitsubishi | 3 023 | 2 839 | 6,5% | 24 593 | 25 465 | -3,4% | 1,7 | 1,9 |
Datsun | — | 853 | — | — | 13 848 | — | — | 1,0 |
HYUNDAI GROUP | 15 009 | 17 500 | -14,2% | 163 160 | 148 028 | 10,2% | 11,3 | 11,0 |
Hyundai | 14 395 | 17 446 | -17,5% | 159 740 | 146 890 | 8,7% | 11,1 | 10,9 |
Genesis | 614 | 54 | 1037,0% | 3 420 | 1 138 | 200,5% | 0,2 | 0,1 |
KIA | 14 514 | 21 012 | -30,9% | 190 270 | 181 706 | 4,7% | 13,2 | 13,5 |
VW GROUP | 10 654 | 22 333 | -52,3% | 185 338 | 193 918 | -4,4% | 12,9 | 14,4 |
Skoda | 5 000 | 9 666 | -48,3% | 83 237 | 84 930 | -2,0% | 5,8 | 6,3 |
Volkswagen | 4 602 | 10 208 | -54,9% | 81 754 | 90 848 | -10,0% | 5,7 | 6,7 |
Audi | 614 | 1 803 | -65,9% | 15 595 | 13 305 | 17,2% | 1,1 | 1,0 |
Volkswagen ком.авт. | 438 | 656 | -33,2% | 4 752 | 4 835 | -1,7% | 0,3 | 0,4 |
TOYOTA GROUP | 8 514 | 10 432 | -18,4% | 105 778 | 100 607 | 5,1% | 7,4 | 7,5 |
Toyota | 7 606 | 8 199 | -7,2% | 87 572 | 82 420 | 6,3% | 6,1 | 6,1 |
Lexus | 908 | 2 233 | -59,3% | 18 206 | 18 187 | 0,1% | 1,3 | 1,4 |
ГАЗ КОМ.АВТ. | 5 428 | 5 540 | -2,0% | 50 111 | 42 319 | 18,4% | 3,5 | 3,1 |
HAVAL | 4 909 | 1 628 | 201,5% | 34 765 | 14 879 | 133,7% | 2,4 | 1,1 |
CHERY GROUP | 4 500 | 1 600 | 181,3% | 36 005 | 9 455 | 280,8% | 2,5 | 0,7 |
Chery | 4 097 | 1 497 | 173,7% | 32 883 | 9 352 | 251,6% | 2,3 | 0,7 |
Cheryexeed | 403 | 103 | 291,3% | 3 122 | 103 | 2931,1% | 0,2 | 0,0 |
УАЗ | 3 070 | 4 109 | -25,3% | 28 945 | 29 393 | -1,5% | 2,0 | 2,2 |
GEELY | 2 826 | 2 015 | 40,2% | 22 479 | 13 772 | 63,2% | 1,6 | 1,0 |
MAZDA | 2 565 | 2 953 | -13,1% | 25 974 | 23 378 | 11,1% | 1,8 | 1,7 |
FORD ком.авт | 2 123 | 1 218 | 74,3% | 17 739 | 11 681 | 51,9% | 1,2 | 0,9 |
STELLANTIS | 1 519 | 1 031 | 47,3% | 16 446 | 9 841 | 67,1% | 1,1 | 0,7 |
Peugeot | 733 | 425 | 72,5% | 7 685 | 3 796 | 102,4% | 0,5 | 0,3 |
Citroёn | 432 | 297 | 45,5% | 4 370 | 2 851 | 53,3% | 0,3 | 0,2 |
Opel | 147 | 91 | 61,5% | 1 805 | 493 | 266,1% | 0,1 | 0,0 |
Fiat | 106 | 113 | -6,2% | 1 104 | 1 196 | -7,7% | 0,1 | 0,1 |
Chrysler | — | 3 | — | 2 | 28 | -92,9% | 0,0 | 0,0 |
Jeep | 101 | 102 | -1,0% | 1 480 | 1 477 | 0,2% | 0,1 | 0,1 |
CHANGAN | 567 | 871 | -34,9% | 5 104 | 6 460 | -21,0% | 0,4 | 0,5 |
VOLVO | 552 | 1 030 | -46,4% | 8 451 | 6 899 | 22,5% | 0,6 | 0,5 |
PORSCHE | 519 | 385 | 34,8% | 5 501 | 5 106 | 7,7% | 0,4 | 0,4 |
SUZUKI | 500 | 855 | -41,5% | 8 605 | 7 083 | 21,5% | 0,6 | 0,5 |
JAGUAR LAND ROVER | 453 | 828 | -45,3% | 6 162 | 6 471 | -4,8% | 0,4 | 0,5 |
Land Rover | 416 | 735 | -43,4% | 5 702 | 5 611 | 1,6% | 0,4 | 0,4 |
Jaguar | 37 | 93 | -60,2% | 460 | 860 | -46,5% | 0,0 | 0,1 |
GM GROUP | 330 | 134 | 146,3% | 3 042 | 1 772 | 71,7% | 0,2 | 0,1 |
Chevrolet | 197 | 44 | 347,7% | 796 | 504 | 57,9% | 0,1 | 0,0 |
Cadillac | 133 | 90 | 47,8% | 2 246 | 1 268 | 77,1% | 0,2 | 0,1 |
SUBARU | 232 | 634 | -63,4% | 5 405 | 5 428 | -0,4% | 0,4 | 0,4 |
GAC | 174 | — | — | 807 | — | — | 0,1 | — |
FAW | 162 | 288 | -43,8% | 2 986 | 2 493 | 19,8% | 0,2 | 0,2 |
HONDA | 90 | 79 | 13,9% | 1 197 | 1 383 | -13,4% | 0,1 | 0,1 |
ISUZU | 78 | 83 | -6,0% | 691 | 888 | -22,2% | 0,0 | 0,1 |
DFM | 70 | 87 | -19,5% | 436 | 890 | -51,0% | — | 0,1 |
IVECO | 34 | 29 | 17,2% | 466 | 316 | 47,5% | 0,0 | 0,0 |
HINO | 27 | — | — | 27 | — | — | 0,0 | — |
LIFAN | 26 | 108 | -75,9% | 611 | 1 281 | -52,3% | 0,0 | 0,1 |
BRILLIANCE | 4 | 36 | -88,9% | 107 | 213 | -49,8% | 0,0 | 0,0 |
ZOTYE | 2 | 0 | — | 48 | 158 | -69,6% | 0,0 | 0,0 |
FOTON | 1 | 23 | -95,7% | 36 | 114 | -68,4% | 0,0 | 0,0 |
HYUNDAI ком.авт. | — | 23 | — | 2 | 197 | -99,0% | 0,0 | 0,0 |
FORD | 0 | 0 | — | 1 | 93 | -98,9% | 0,0 | 0,0 |
SOLLERS GROUP | 5 193 | 5 327 | -2,5% | 46 684 | 41 074 | 13,7% | 3,2 | 3,1 |
Ford ком.авт. | 2 123 | 1 218 | 74,3% | 17 739 | 11 681 | 51,9% | 1,2 | 0,9 |
УАЗ | 3 070 | 4 109 | -25,3% | 28 945 | 29 393 | -1,5% | 2,0 | 2,2 |
Топ-10 продаваемых моделей в ноябре 2021 г. с динамикой к ноябрю 2020 г. (шт.):
Золотой авторынок: почему цены растут и не останавливаются
Цены на автомобили растут, но к автодилерам выстроились очереди, а машины с пробегом в более-менее нормальном состоянии разлетаются как горячие пирожки. Мы что, в Советском Союзе?! Что произошло с российским авторынком и что будет дальше? Финтолк объясняет, подходящее ли сейчас время для покупки и продажи автомобиля.
Коврик за миллион
Если в скором времени вас ждет поход к автодилеру, то запаситесь деньгами и нервами. Это несколько лет назад можно было лениво ходить от одного к другому со словами «что-то дороговато» и «у конкурентов условия получше были», намекая на скидку. Все это в прошлом. Теперь ситуация развернулась к дилерам лицом, и они диктуют свои условия.
Типичная схема продажи автомобиля сейчас выглядит следующим образом. Машина приходит с завода, салон устанавливает на нее дополнительное оборудование (читай: магнитолу, сигнализацию и коврики), после чего выставляет на продажу по цене «прайс-лист плюс стоимость оборудования плюс стоимость установки». Ничего нового, такое активно встречалось и раньше, если не считать двух важных нюансов.
Во-первых, раньше автомобили без установленного дилером оборудования все-таки можно было купить. Сейчас — практически нельзя.
Во-вторых, раньше коврики и прочее у дилера обходились несколько дороже, чем на рынке, но все-таки в разумных пределах. Сейчас вполне обыденно, когда к автомобилю стоимостью 1,4 млн рублей дилер приплюсовывает еще 0,4 млн рублей за «допы» (это реальный случай из жизни).
А что, если отказаться и потребовать пустую машину с завода, для убедительности держа в руках купленные на рынке коврики? По закону отказать вам не могут, но сделают очень хитро. Понимаете, скажет менеджер автосалона, мы же не можем бесследно снять оборудование с тех машин, которые стоят у нас. Поэтому пустую можем привезти только под заказ. А это — ожидание на несколько месяцев, а то и на полгода. Цену узнаете, когда машину привезут.
«Для тех, кто категорически не готов доплачивать за опции и хотел бы подождать, существует возможность внести предоплату и дождаться поставки автомобиля в заводской комплектации. Для моделей, которые собираются в России, срок ожидания составит сегодня один-два месяца, для поставляемых из-за рубежа — дольше, от трех до восьми месяцев в среднем (и до двух лет — в отдельных случаях). Однако существует риск, что производитель за время ожидания поднимет стоимость автомобиля, и конечная цена покупки будет выше», — говорят в пресс-службе маркетплейса Bankauto.ru.
В итоге вроде бы все по-честному и дилер как бы наказан, но… Несколько месяцев без машины, та же цена, при этом ни ковриков, ни магнитолы. Что-то не так в этой схеме, и не очень понятно, кто выиграл.
Дилеры из ЦРУ
Как мы дошли до жизни такой? Адекватных автодилеров забрали инопланетяне, а вместо них направили к нам своих соплеменников с окраин созвездия Гидры? Конечно, если смотреть на описанное выше, то эта версия не кажется такой уж неправдоподобной.
Но дело, конечно, не в инопланетянах и не в агентах КГБ ЦРУ. Дело в самом обычном законе рынка. Просто спрос стал превышать предложение. А раз есть желающие переплатить за машину 400 000 рублей — всегда найдутся желающие продать ее подороже.
Но откуда взялось столько желающих? Корни проблемы уходят в коронавирусную весну 2020-го, когда продажи автомобилей по понятным причинам встали. Ряд автопроизводителей даже приостановил производство, считая, что спрос быстро не восстановится. И это выглядело логично: доходы людей упали, из дома выходить себе дороже — какая там покупка новых машин. Но вскоре ограничения исчезли, и выяснилось, что прогнозы были слишком пессимистичными.
Покупатели буквально выстроились в очередь перед автодилерами — сказался эффект отложенного спроса. То есть те, кто планировал купить автомобиль весной 2020-го, пришли осенью — и встретились в автосалонах с теми, кто изначально покупку планировал на осень. Увидев такой ажиотаж, лидеры потерли руки и начали диктовать свои условия. А тут еще наложился дефицит полупроводников, который не дал быстро увеличить производство, да и другие факторы.
«Глобальный дефицит микрочипов, способный привести к уменьшению объемов производства автомобилей на 7–9 млн единиц в год, также стимулирует высокую потребительскую активность. Население стремится приобрести автомобиль уже сейчас, не дожидаясь роста цен. Дополнительным фактором служит высокая инфляция, чье официальное значение на конец 2021 года может достигнуть 5,7–6,2 %», — подчеркивает директор по коммуникациям ГК «АВТОDOM» Анна Уткина.
Что дешевеет быстрее: машина или рубль?
Высокая инфляция, как вы понимаете, приводит к тому, что люди стремятся активнее потратить деньги, пока те не обесценились. Кстати, если вас волнует вопрос, что дешевеет быстрее — стареющая машина или рубль, — то вот вам ответ на этот вопрос на личном примере. В 2013 году была у меня новая «Лада Гранта» средней комплектации, которая в автосалоне стоила на тот момент 320 000 рублей.
С тех пор прошли годы. Рубль обвалился два раза: сначала в 2014 году на фоне дешевеющей нефти, затем в 2020-м — снова на фоне дешевеющей нефти.
Машина эта прошла больше сотни тысяч километров, у нее как раз закончился установленный заводом восьмилетний срок службы. И сколько же она стоит теперь? Открываем сайт объявлений и видим, что разброс цен на такие комплектации — от 290 000 до 340 000 рублей. Даже в худшем случае — минус 30 000 рублей за восемь лет непрерывного пользования.
Какой каршеринг вам такие условия предложит?
Правда, подчеркнем, что этот пример хоть и показательный, но ориентироваться только на него не стоит. «Гранта» — простая и ликвидная машина, до сих пор один из лидеров продаж, к тому же ее не боятся брать с пробегом из-за отсутствия проблем с ремонтом. В общем случае ценообразование гораздо сложнее.
Екатерина Квашенкина, руководитель проекта Авто Mail.ru:
— Подержанные машины с возрастом дешевеют по-разному. Кроме того, удачный момент продажи зависит от конкретной марки и модели — как именно такие машины теряют в цене, не планируется ли выход на рынок нового поколения или рестайлинга модели. Не стоит забывать и о техническом состоянии и индивидуальных рисках вроде ДТП, а также о гарантии на конкретный экземпляр — пока она действует, продать машину можно выгоднее. Поэтому решение о продаже подержанного автомобиля нужно принимать индивидуально в каждом конкретном случае.
В сентябре — октябре всегда достаточно удачный период для продажи, это просто период сезонного спроса, но возможны и отличия во многих конкретных случаях, говорит эксперт Финтолка.
Будет только дороже
Что будет дальше? К сожалению, обрадовать нечем: цены на новые автомобили — а вслед за ними и на машины с пробегом — все равно продолжат расти.
«Цена точно будет расти на все автомобили, и предпосылок к снижению нет. Прогноз: рост на 3 % каждый месяц, больше всего будут повышаться цены на европейские и корейские автомобили. Китайские, скорее всего, подорожают в 2021 году на 10 % из-за колебания курса рубля, подорожания машин конкурентов и повышения уровня спроса», — считает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
Единственное, что может измениться, — уровень жадности дилеров. В 2022 году (в крайнем случае через год) ситуация, по прогнозам экспертов, все-таки стабилизируется. Повышенный спрос будет удовлетворен, да и официальные цены производителей дорастут до тех сумм, которые готовы платить покупатели.
Что здесь можно посоветовать тем, кто думает, покупать новый автомобиль сейчас или подождать. Вопрос, насколько он вам сейчас нужен. Если очень и есть деньги — ждать смысла нет, дешевле не будет. Если у вас уже есть автомобиль и он в целом устраивает — лучше не спешите. Рассматривайте его как актив — по крайней мере, он защищен от колебаний курса рубля, а если цены опять резко вырастут — это отразится и на стоимости подержанных автомобилей. То есть и вашего тоже.
Однозначно не стоит выбирать вариант «продать автомобиль и положить деньги под подушку». Тем более если потом вы вдруг решите на эти деньги купить другое транспортное средство. Если пользуетесь автомобилем — гораздо выгоднее сейчас его все-таки не продавать.