Что будет с белоруссией и россией
Запад в покое не оставит: Минск готовится к войне
В последние месяцы из Минска все чаще стали звучать заявления о нарастающей напряженности вокруг Белоруссии, которая может закончиться прямой военной агрессией в отношении республики. Александр Лукашенко не первый раз заявляет о необходимости готовиться к подобному развитию событий, для чего планирует усилить взаимодействие с Россией в военно-промышленном комплексе и сфере обороны. И если в прошлые годы подобные разговоры выглядели как фантастика, то на сегодняшний день геополитическая ситуация в восточноевропейском регионе стала вызвать серьезные опасения.
О том, что вокруг Белоруссии и России нарастает напряженность, в Минске и Москве стали с особой тревогой говорить с 2020 года. Еще до выборов Александр Лукашенко отмечал, что страны Запада пытаются раскачать ситуацию не только в его республике, но и во всем регионе. Ситуация резко начала ухудшаться после выборов президента в Белоруссии, которые состоялись 9 августа прошлого года. ЕС и США выразили прямое неудовлетворение итогами голосования, согласно которым победил Лукашенко, а также действиями белорусских властей, сорвавших проведение очередной «цветной революции». Проходившие на протяжении нескольких месяцев в Белоруссии протесты, которые напрямую спонсировались и координировались со стороны Запада, в конечном счете затихли, а противники белорусского лидера оказались либо за решеткой, либо за границей. Однако это нисколько не смутило ЕС и США, которые решили воспользоваться ситуацией вокруг Белоруссии, чтобы окончательно дестабилизировать ситуацию не только в самой республике, но и во всем регионе.
На протяжении последнего года Минск и Москва неоднократно подвергались обвинениям в недемократичности, нарушении прав и свобод человека, а также в некой «гибридной агрессии», которая якобы должна вот-вот перерасти в открытую. В частности, России приписали попытку дестабилизировать ситуацию в ЕС за счет цен на энергоносители и поддержки Минска, который решил вступить в прямое противостояние с Евросоюзом. Разразившийся на границе Белоруссии и ЕС миграционный кризис, в первооснове которого лежит разрыв политических отношений между Брюсселем и Минском и введение антибелорусских санкций, был объявлен свидетельством «агрессивной» политики не столько Лукашенко, сколько России, которая якобы и является главным сценаристом происходящего. Параллельно Запад все больше стал подталкивать Украину к дополнительной эскалации напряженности в отношениях не только с РФ, но и с Белоруссией. Из украинской столицы зазвучали новые заявления о готовящимся российском «вторжении», к которому обязательно присоединится и белорусская сторона.
Одна из карт «вторжения» России на Украину. Иллюстрация: topnews.ru
Происходящее вокруг Белоруссии не могло не вызвать ответной реакции в Минске. Белорусские власти всегда заявляли о том, что никакой агрессии со стороны республики соседям ждать не имеет смысла, а все обвинения в подобных намерениях являются абсолютной глупостью. Официальный Минск даже решил официально закрепить данное положение в редакции новой Конституции, которая должна будет принята на республиканском референдуме в феврале 2022 года. Однако явно агрессивная позиция соседей заставила власти республики заговорить о необходимости готовиться к отражению вторжения со стороны Запада. Еще в декабре 2020 года об этом абсолютно серьезно заявил глава КГБ Белоруссии Иван Тертель, хотя на тот момент открытых враждебных действий ни Польша, ни Украина, ни страны Прибалтики не предпринимали. По его словам, страна должна была готовиться к «горячей войне» еще весной 2021 года.
«Мы готовились к иностранной интервенции, прикрытой гуманитарными мерами. Готовимся и теперь… Мы готовимся к весне, мы знаем, как будет развиваться ситуация, действовать будем жестко… Будем готовиться и к горячей войне, не исключаем и такого варианта под видом гуманитарной миссии», — сказал тогда Тертель.
К вопросу о возможной войне Лукашенко обратился и 15 декабря, встречаясь с активом Витебской области. Он отметил, что «мимо нас ни одна война не проходила в прошлом, не пройдет и сейчас», добавив, что стране нужно рассчитывать в первую очередь на себя. В этой связи Лукашенко поручил уделить особое внимание вопросам территориальной обороны, начиная от персонального состава, и заканчивая составлением соответствующих планов и материальным обеспечением. Таким образом, белорусский лидер фактически подтвердил, что не видит улучшений в геополитической обстановке вокруг страны и продолжает готовить население к возможной агрессии.
Подобные заявления и действия белорусских властей, когда страна стала готовиться к агрессии, в иной ситуации можно было бы назвать излишними и направленными на попытку отвлечь население от внутренних проблем. Однако реальность показывает, что нынешние опасения Минска обоснованы.
Например, можно напомнить, что НАТО, в первую очередь Польша со странами Прибалтики, в последнее время активизировали свои действия непосредственно у границы Союзного государства. В частности, еще осенью министры обороны Североатлантического альянса согласовали новую «Концепцию сдерживания и обороны Евроатлантического региона», согласно которой в рамках разработки новых способов защиты от «угроз» со стороны России предполагается значительное улучшение противовоздушной и противоракетной обороны, а также адаптация учений и разведывательной деятельности. На основе данной концепции планируется разработать отдельные субрегиональные планы, в которых будут расписаны практические действия по наращиванию военного потенциала НАТО, в том числе в прибалтийских республиках и Польше. Именно эти страны и предполагается сделать передовой линией в возможном столкновении с Россией, а с вместе с ней и Белоруссией. И свою роль данные государства уже начали исполнять. Об этом, в частности, говорят проходящие в последние время военные учения, которые при ближайшем рассмотрении носят далеко не оборонительный характер.
Учения Swift Response 2021. Иллюстрация: joint-forces.com
В частности, еще в мае в Эстонии во время учений Swift Response 2021 проводились стрельбы, в ходе которых уничтожались системы противовоздушной обороны противника, чтобы дать возможность для высадки на территории республики американских военных. В Латвии, в сопредельном с РФ и Белоруссией регионе, с 14 ноября по 12 декабря проходили внеплановые маневры вооруженных сил республики The Decisive Point с участием 3 000 военнослужащих. Целью учений была «проверка командной структуры, логистики, мобильности и процедур принятия решений при ведении крупномасштабных военных действий». Однако наиболее активно сегодня проявляет себя Польша, которая уже сосредоточила вблизи белорусской границы порядка 15 тыс. военнослужащих, якобы для недопущения прорыва на территорию страны мигрантов. Правда, действия польских военных открыто демонстрируют подготовку к наступательным операциям.
Например, в конце октября в находящемся в 50 км от белорусской границы польском городе Бяла Подляска в составе обновленной военной группировки появились 850 военнослужащих, танки «Леопард-2А», БМП-1, а также реактивные системы залпового огня «Лангуста» и самоходные артиллерийские установки 2С1 «Гвоздика». Подобную технику вряд ли можно назвать предназначенной для борьбы с мигрантами и охраны границы. В декабре польские саперы отработали постановку дистанционного минного поля с помощью систем дистанционного минирования Kroton. Как отмечают военные эксперты, создание таких полей является частью тактики применения танковых войск в условиях ведения атаки. Кроме того, 1-я Поморская бригада тылового обеспечения недавно провела учения по обеспечению охранения автомобильных колонн, осуществляющих доставку боеприпасов, продовольствия и военного имущества. Ранее поляки уже тренировались форсировать водные преграды, проводить разведку боем и прочие маневры, которые по своей сути являются отработкой наступательных действий.
Последние действия соседей Белоруссии окончательно убедили Минск в том, что страны Запада и их сателлиты не намерены идти на деэскалацию напряженности в регионе. Для белорусских властей стало полностью очевидно, что о миролюбивой политике со стороны государств НАТО, в первую очередь Польши, сегодня речи быть не может. Поэтому не удивительно, что в Минске все чаще стали говорить о возможном перерастании нынешней «гибридной войны» против Белоруссии в прямой вооруженный конфликт, который будет инспирирован ближайшими соседями. Отсюда и все последние заявления белорусского лидера и его подчиненных, подготовка армии к отражению нападения, проведение совместных учений с Россией и прочее.
По сути, нынешние действия властей республики являются лишь ответной реакцией на явно провокационную позицию западных стран. Минску приходится рассматривать любые варианты возможного развития событий, так как сегодня ясно одно — ни Белоруссию, ни Россию на Западе в покое не оставят.
План по экономической интеграции России и Белоруссии. Что важно знать
РБК разбирался, что может поменяться в экономической жизни России и Белоруссии, когда и если программы будут реализованы.
Первой в перечне интеграционных программ идет «Сближение макроэкономической политики». Страны договорились о «синхронизации стратегического управления» в части макроэкономической политики и официальной статистики.
Макроэкономическая интеграция двух стран, вероятнее всего, будет носить формальный характер, полагает руководитель направления «фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Как бы политики ни пытались сделать вид, что Россия и Белоруссия едины, Россия в большей степени рыночная экономика, чем совсем централизованная Белоруссия. Непонятно, как гармонизировать макроэкономическую политику, если не преодолеть эти дисбалансы. Для этого либо мы должны стать настолько же зарегулированными, как Белоруссия, либо нужно либерализовывать Белоруссию. Но вряд ли стороны готовы на это», — отмечает она.
Пример Евросоюза показывает, что страны с разной структурой и объемом экономики в принципе могут проводить согласованную политику. «Но у Белоруссии особая экономическая модель с большой долей госсектора, а предоставление скрытых субсидий и преференций часто приводит к искажению макроэкономических условий на уровне целого государства», — соглашается эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. По мнению эксперта, в ближайшие один-два года серьезных изменений экономической политики стран ждать не приходится.
Одна из 28 союзных программ подразумевает интеграцию в налоговой сфере, в том числе выработку общих принципов налогообложения по косвенным налогам, к которым относятся НДС и акцизы. «Интеграционное направление только в отношении НДС взято, может быть, потому, что «налог на потребление» проще администрировать. Однако если ставки налогов в странах разные, то за интеграцию должны будут заплатить конечные потребители в той стране, в которой налог был ниже, но повысится до налогооблагаемого собрата», — предполагает Александра Суслина. Базовая ставка НДС в Белоруссии составляет 20%, как и в России. Для некоторых категорий товаров действуют нулевая и 10-процентная ставка, как и в России. Для одной категории — услуг электросвязи — введена ставка 25%, чего в России нет.
Единый нефтегазовый рынок
Россия и Белоруссия договорились к началу декабря 2023 года определить основные принципы функционирования объединенного рынка газа двух стран. Также они примут международный договор об объединении рынков нефти и нефтепродуктов.
Единая политика центробанков без единой валюты
До декабря 2022 года Банк России и Нацбанк Белоруссии должны будут заключить соглашение о гармонизации денежно-кредитной политики. Речи о создании единой валюты на территории двух стран не идет. Как сообщила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, обсуждение с белорусскими коллегами, по каким направлениям будет строиться работа, началось. «Исходим из того, что в перспективе и Центральный банк Белоруссии будет переходить к таргетированию инфляции. Сроки будут зависеть от многих факторов, но важно, что мы будем работать вместе в этом направлении», — отметила она.
С 2015 года Нацбанк Белоруссии проводит политику монетарного таргетирования — цель по инфляции установлена на уровне 5%, но в качестве промежуточного ориентира белорусский регулятор опирается на показатель широкой денежной массы. Российский ЦБ таргетирует только инфляцию, цель по ней — 4%.
Сотрудничество центробанков двух стран затронет, скорее всего, технические аспекты, например координацию периодичности заседаний по ключевой ставке ЦБ и ставке рефинансирования в Белоруссии, считает главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. «Возможно, мы от Нацбанка Белоруссии услышим, что они готовы пересмотреть свою цель по инфляции с текущих 5 до 4%. Но скажут, что это дело небыстрое, скорее среднесрочная перспектива. Гармонизировать будут общее видение, а не динамику ставок. Страны с двумя разными валютами, безусловно, должны проводить независимую ДКП, иначе это создает риски для их финансовой и ценовой стабильности», — подчеркивает экономист. Идею установить одинаковую цель по инфляции Донец считает логичной: «Если у вас одинаковые темпы инфляции в среднем, у вас нет давления на изменение валютных курсов между друг другом. Это вносит больший элемент стабильности взаимных расчетов».
Интеграция на финансовых рынках
По словам Набиуллиной, даже без единой валюты регуляторы обеих стран смогут создать «более предсказуемые условия для торговых отношений компаний». Это возможно, соглашается Донец: «Для простых граждан это будет значить, что в Белоруссии можно будет платить картой «Мир», для юридических лиц это может облегчить процесс расчетов и, возможно, снижение издержек при ведении бизнеса в Белоруссии».
Россия и Белоруссия также нацелены гармонизировать регулирование банков и других финансовых организаций и допустить на рынок друг друга банки и страховые компании. Хотя основные принципы схожи, работы на этом направлении может быть много, считает аналитик Moody’s Светлана Павлова. Например, требования к достаточности капитала банков в Белоруссии выше, чем в России (Н.1 10% против российских 8%), в странах используются разные подходы к определению системно значимых банков и разные коэффициенты риска по кредитам, перечисляет эксперт. Кроме того, российский ЦБ продвинулся дальше на пути внедрения норм Базеля — международных требований в области банковского регулирования. «Банкам будет необходимо время на адаптацию», — констатирует Павлова.
Новый этап интеграции предполагает меры по унификации регулирования транспортного рынка: авиационного, железнодорожного, водного и автомобильного. Так, российские и белорусские авиакомпании будут платить по единым тарифам за аэропортовые и аэронавигационные услуги, следует из текста заявления правительств. Представитель аэропорта Домодедово сказал РБК, что уже сейчас в отношении авиакомпаний двух стран применяются одинаковые ставки и тарифы.
Источник РБК в авиакомпании, летающей регулярно в Минск, утверждает, что платит минскому аэропорту по более высоким тарифам, чем «Белавиа». РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии.
Единые требования для торговли
Россия и Белоруссия договорились ввести единые требования в области регулирования торговли и общественного питания, а также о гармонизации законодательства в этой сфере.
В России закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» ограничивает вознаграждение, которое торговые сети могут брать с поставщиков продовольствия (так называемые ретробонусы). Бонус не должен превышать 5% от объема поставки. В Белоруссии никакого запрета или внятного регулирования этой вполне распространенной практики на уровне законодательства не существует, указывает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. По факту правила и порядок предоставления ретробонусов регулируются на уровне локальных актов, то есть самими ретейлерами и их поставщиками, отмечает юрист.
В России также действует порог на доминирование торговых сетей: если на долю сети приходится 25% и более торгового оборота в городах и муниципальных районах, ей запрещено открывать новые магазины или увеличивать торговые площади. В Белоруссии по закону «О государственном регулировании торговли и общественного питания» действует похожий порог для торговых сетей, но на уровне 20%.
Аграрная политика
Россия и Белоруссия договорились сформировать единую аграрную политику, сблизить законодательство в области сельского хозяйства, чтобы увеличить объемы взаимной торговли сельхозпродукцией.
Россия — крупнейший покупатель белорусского продовольствия, в частности молочных и мясных продуктов. В 2020 году на долю России приходилось 74,4% всего белорусского экспорта сельхозпродукции и продовольствия в денежном выражении ($4,3 млрд). Белоруссия в 2020 году входила в десятку стран, закупавших у России продукцию АПК, на ее долю пришлось 4,7% российского экспорта в денежном выражении.
В последние годы российские власти боролись с нелегальными поставками через Белоруссию продуктов, импорт которых Россия запретила в 2014 году в ответ на санкции ЕС и США. В 2017 году тогдашний глава Минсельхоза Александр Ткачев говорил, что Белоруссия стала «перевалочной базой» для поставок санкционных продуктов из Европы в Россию. В Россельхознадзоре отмечали, что пресекать такие попытки мешает отсутствие интегрированных информационных систем, обеспечивающих прослеживаемость перемещения продукции по единой территории Евразийского экономического союза.
По линии ветеринарного контроля взаимная интеграция систем прослеживаемости уже в высокой степени готовности, уточнили РБК в Россельхознадзоре. Животноводческие грузы, следующие в Россию, перемещаются по электронным документам, а в этом году введена в промышленную эксплуатацию электронная ветеринарная сертификация на грузы, следующие из России в Белоруссию. Сейчас дорабатываются механизмы, которые обеспечат полную прослеживаемость торговых процессов. По линии фитосанитарии информационные системы, по словам представителя Россельхознадзора, также интегрированы, уже идет обмен информацией о выданных фитосанитарных документах при двусторонней торговле растительной продукцией.
В рамках одной из программ Россия и Белоруссия будут унифицировать подходы к регулированию и техническому сопровождению обязательной маркировки товаров, чтобы маркированные товары беспрепятственно попадали на рынок.
В России власти планируют к 2024 году ввести систему сплошной маркировки. Цель — борьба с распространением некачественной продукции и контрафакта. В национальной системе «Честный знак» уже маркируются шубы, отдельные виды одежды, обувь, духи и парфюмерия, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки. В 2021 году вводится обязательная маркировка молочной продукции, воды, кресел-колясок, в 2022-м — маркировка велосипедов, тестируется нанесение маркировки на пиво. Оператор системы «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
В Белоруссии до конца 2021 года обязательная цифровая маркировка будет распространяться на обувь, шины, духи, фототехнику и молочную продукцию; на товары легкой промышленности — с марта 2022 года. Оператором государственной информационной системы маркировки товаров «Электронный знак» выступает унитарное предприятие «Издательство «Белбланкавыд».
Интеграция и унификация систем двух стран позволит упростить работу бизнесу и обеспечит беспрепятственное движение товаров между странами, уточнил РБК представитель ЦРПТ. По его словам, уже сделан «огромный шаг по взаимному признанию кодов маркировки для молочной продукции».
В заявлении премьер-министров есть пункт, касающийся формирования единых принципов функционирования рынка связи и информатизации, в том числе отмены роуминга.
Тема отмены роуминга между Россией и Белоруссией обсуждалась в течение нескольких лет. Представители МТС, «МегаФона», «ВымпелКома» (бренд «Билайн») и «Т2 РТК Холдинга» (Tele2) напомнили, что еще с ноября прошлого года абонентские тарифы на роуминг в России и Белоруссии были снижены до уровня, который действует при путешествиях по России. Например, стоимость исходящего звонка в Россию для абонента «МегаФона», находящегося в роуминге в Белоруссии, составляет 5 руб. за минуту, входящего — 3,5 руб. «Мы видим плюсы в возможной унификации законодательств двух стран, это позволит упростить взаимоотношения между операторами связи и сделать условия общения для абонентов еще более комфортными. В частности, снизить тарифы на звонки из России как домашнего региона в Белоруссию и наоборот», — отметил директор по работе с операторами связи и роумингу «МегаФона» Александр Власов. Сейчас звонок из России в Белоруссию обойдется в 39 руб. за минуту.
Еще один собеседник РБК в одном из операторов связи отметил, что законодательство России в области связи «более рыночное и направлено на развитие конкуренции, а в Белоруссии — более дирижистское».
Гарантии для туристов
В сфере туризма Россия и Белоруссия договорились унифицировать гарантии, которые предоставляются туристам при оказании туристических услуг, а также обеспечить защиту прав туриста в случае, если туроператор не может выполнить обязательства. Унификации подлежат также требования для ведения туристической деятельности в части финансовой ответственности туроператора.
Российский закон «Об основах туристской деятельности» гарантирует туристам, находящимся на отдыхе за рубежом, право на экстренную помощь, а также право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта. Для этого туроператоры обязаны ежегодно уплачивать взносы в специальные фонды. Таких отчислений в Белоруссии не предусмотрено — их планировали ввести, но это так и не было сделано, уточняет адвокат Минской городской коллегии адвокатов Юлия Куцер. Схема экстренного вывоза туристов законом также не предусмотрена — каждая ситуация решается индивидуально. В случае банкротства туроператора интересы туриста не защищены законом, а ответственным перед туристом оказывается посредник — турагент, который продал клиенту тур.
Пришло время: Как Россия и Белоруссия становятся одним государством
На прошедшей неделе произошло знаковое событие: президенты России и Белоруссии в ходе заседания Высшего госсовета утвердили все 28 союзных программ, подписав интеграционный декрет Союзного государства. Кроме того, стороны обновили Военную доктрину и Концепцию миграционной политики. Время единения двух народов пришло. Как будут дальше развиваться интеграционные процессы?
Подписанные программы носят исключительно экономический характер. Все они прошли долгий путь обсуждений и в сентябре были уже полностью одобрены. Программы по Союзному государству предполагают интеграцию валютных систем, общие принципы взимания косвенных налогов, единые подходы по пенсионной тематике и вопросам социального обеспечения, борьбу с терроризмом, взаимный доступ к госзакупкам и госзаказам.
Кроме того, общей станет макроэкономическая политика, страны интегрируют платёжные системы и гармонизируют денежно-кредитную политику, сформируют совместные рынки нефти и газа и так далее.
Сомнений в том, что президент Белоруссии Александр Лукашенко подпишет интеграционный декрет Союзного государства, как это чуть раньше сделал президент России Владимир Путин, не было. Теперь вопрос только в том будут ли стороны выполнять их в том виде, в котором они прописаны на бумаге. Или же через некоторое время мы снова услышим заявления, что прошло время, программы утратили свою актуальность и их вновь необходимо пересматривать на протяжении нескольких лет.
Продолжена системная работа, которая ведётся уже несколько лет
Эту тему в программе «Без цензуры» ведущий Никита Комаров обсудил с лидером белорусской партии «Союз» Сергеем Лущом.
Никита Комаров: Сергей, как в Белоруссии восприняли подписание 28 союзных программ, какие ожидания, какие впечатления?
Сергей Лущ: Для сторонников белорусско-российской интеграции, а их в республике Беларусь, наверно, большинство, это было ожидаемое событие. Многие сетовали на то, что произошло всё в каком-то заочном формате. Злые языки и некоторые эксперты поторопились заявить, что не всё так спокойно «в датском королевстве».
Тем не менее, как я это вижу, просто продолжена та системная работа, которая ведётся уже несколько лет подряд. А начиная с прошлого года, на фоне политического кризиса в Белоруссии, произошла интенсификация интеграции между двумя странами. Главное, что наши государства приняли решение просто отложить вопросы, по которым не смогли договориться, на какое-то неопределённое время.
– Все эти 28 программ хорошие, но ничего прорывного я там не увидел. Конечно, очень привлекательная программа по созданию общего рынка нефти, газа, электроэнергии, по сближению макроэкономической политики и так далее.
Но всего этого недостаточно для того, чтобы рассуждать о полноценной интеграции экономики. Ведь даже взять пример Евросоюза, там и так единая политика, более того, общая валюта. Не кажется ли вам, что это очень осторожные программы? Может, мы потом увидим их развитие?
– В последнее время, как мне кажется, и Белоруссия, и Россия делают очень осторожные шаги. Скажем даже так: произошла перегрузка союзных отношений и, думаю, весь процесс будет выстраиваться на несколько иных принципах. Поэтому мы и не слышим пафосных заявлений.
Интересно выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, сейчас и парламенты наших стран должны активно включиться в эту работу, в том числе и по формированию дорожных интеграционных карт. То есть мы видим перевод декларации в практическую плоскость.
И вот эту интенсификацию процессов люди и ожидали, потому что сколько угодно можно делать громкие заявления, признаваться друг другу в братской любви, но пока граждане обеих стран не увидят результат, это не станет единым пространством без барьеров, в котором мы сможем спокойно заниматься предпринимательской деятельностью, и тогда действительно будут восстанавливаться кооперационные связи. К примеру, мы перевели наш белорусский экспорт и импорт нефтепродуктов на мощности России.
– Но для этого потребовался целый внутриполитический кризис, который случился в Белоруссии в прошлом году.
– Соглашусь, лучше, когда интеграция происходит без кризиса, без внешнего фактора и давления. Но сегодня, судя по всему, сама логика политических процессов и внешнеполитическая обстановка подталкивает наших лидеров к таким решительным действиям.
Я смотрю на эти процессы с умеренным оптимизмом: всё-таки за плечами у нас 20 лет строительства союзного государства. Мы понимаем, что союзная интеграция – это серьёзный процесс. Но вселяет надежду уже то, что мы видим практические, реальные шаги.
Напомним, программа «Без цензуры» выходит на «Первом русском» дважды в неделю – по понедельникам и пятницам в 16:00. Не пропустите!