Что будет с бензином после выборов

Бензин в цене притормозят — но лишь до сентябрьских выборов

Топливо продолжает дорожать, несмотря на усилия кабмина

Что будет с бензином после выборов. Смотреть фото Что будет с бензином после выборов. Смотреть картинку Что будет с бензином после выборов. Картинка про Что будет с бензином после выборов. Фото Что будет с бензином после выборов

Что будет с бензином после выборов. Смотреть фото Что будет с бензином после выборов. Смотреть картинку Что будет с бензином после выборов. Картинка про Что будет с бензином после выборов. Фото Что будет с бензином после выборов

Что будет с бензином после выборов. Смотреть фото Что будет с бензином после выборов. Смотреть картинку Что будет с бензином после выборов. Картинка про Что будет с бензином после выборов. Фото Что будет с бензином после выборов

Последние несколько месяцев стоимость бензина и дизельного топлива на автозаправках страны неуклонно ползла вверх, порождая в народе тревожные разговоры и ожидания. Причиной этого процесса стал рост оптовых цен на продукты нефтепереработки: они, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, с декабря прошлого года только по 23 марта года нынешнего возросли на 18,6% для АИ-92 и на 18,8% для АИ-95.

Естественно, правительство не могло оставаться в стороне и вынуждено было вмешаться в ситуацию. Уже в апреле кабинет министров стал задумываться о новых способах борьбы с ростом цен на автомобильное топливо, поскольку старые оказались неработоспособны. Тогда же региональные управления Федеральной антимонопольной службы разослали владельцам АЗС письма с просьбой обосновать рост цен на топливо в рознице с начала года.

Результаты этой работы на удивление не заставили себя ждать — с 1 мая в стране начала действовать новая формула расчета оптовой стоимости бензина. Согласно ей, индикативная цена топлива снижается на 4000 рублей по сравнению с действующей ставкой до конца года, а в 2022 году снизить цену планируется на 2,7 тысячи рублей по сравнению с установленной в Налоговом кодексе ставкой.

Кроме того, 7 мая стало известно о новом постановлении правительства, которым оно, во-первых, обязало нефтяников продавать бензин независимым АЗС на бирже по рыночным ценам, а, во-вторых, расширило базисы поставок топлива с биржевых торгов, включив в них сами нефтеперерабатывающие заводы с возможностью вывоза бензина автотранспортом, а не только железнодорожными контейнерами, как было ранее.

По ожиданиям кабмина, эти решения должны нивелировать дополнительное давление на цены у независимых сетей АЗС, а также дать возможность отдельным компаниям отгружать еще больше нефтепродуктов и гарантировать то, что проданное на бирже топливо попадет в пункты, где покупатели забирают товар.

Но, помнится, сравнительно недавно правительственные чиновники уже и жестко разговаривали с нефтяниками, и обещали им всякие преференции вроде всевозможных корректировок налоговых маневров и демпферных механизмов. И тогда тоже утверждалось, что это точно поможет избежать дальнейшего роста цен на бензин и дизтопливо.

Как показала практика, тогдашние меры сработали, но ненадолго. Сработают ли нынешние и надолго ли их хватит на этот раз?

— Разумное регулирование и защита внутреннего рынка очень важны для любой страны, а тем более для России, которая традиционно является крупным экспортером нефти и нефтепродуктов, — поделился с «СП» своим видением ситуации знаток топливно-энергетического рынка, директор фонда «Основание», политолог Алексей Анпилогов. — Коль скоро мы успешно модернизируем наши нефтеперерабатывающие мощности, повышая свою конкурентоспособность на мировом рынке, то и внутреннему рынку бензин и дизтопливо, соответственно, тоже нужны.

В связи с этим наше правительство постоянно вынуждено подстраивать тонкий налоговый и административный механизмы вплоть до прямых запретов и квот, чтобы сбалансировать, с одной стороны, экспорт, которые приносит нам все, начиная от прибыли в бюджет и заканчивая инвестициями, а с другой — внутренний рынок. Ведь если экспортеров не ограничивать, то они отправят за границу все, а мы ведь индустриальная держава, которой без топлива не выжить.

И как раз предложенные кабмином меры в принципе имеют хороший потенциал для того, чтобы уравновесить имеющийся рыночный бульон, в котором плавают как крупные куски — НПЗ с их миллиардными оборотами, загоняющие бензин и дизтопливо всему миру железнодорожными эшелонами, так и мелкие игроки вроде частных мелких автозаправочных сетей из трех-пяти точек, для которых и одной цистерны с топливом зачастую бывает слишком много. По сути, мы сейчас с вами видим внедрение модели антимонопольных мер, позволяющих снизить порог входа на топливный рынок, чтобы мелкий и средний бизнес у нас тут не умирал.

Потому что «крупняки»-то вроде ТНК и «Роснефти», всегда найдут, куда бензин свой сбыть. Последняя, вон, несколько лет назад купила сеть автозаправок в Индии, вы представляете, какая там емкость? А вот наш местный мелкий сельхозпроизводитель, который готов покупать бензин, может загнуться, если ему не предоставить возможность покупать топливо мелкими партиями, теми же автоцистернами.

«СП»: — Прямо какая-то исключительная ситуация получается. В кои-то веки чиновники предпринимают грамотное шаги в отношении не крупного, а малого и среднего бизнеса. Неужели наши вертикально интегрированные топливные мастодонты воспримут это как само собой разумеющееся и не станут этому новому порядку противиться?

— Ну, что вы. Конечно же, вертикально интегрированные компании, ВИНКи наши, будут, вне всякого сомнения, пытаться торпедировать эту новацию всеми доступными им методами. Потому что одно дело — гнать эшелоны с бензином в сотни тысяч тонн куда-нибудь в Вентспилс или Новороссийск, и совсем другое — с модернизируемых по последнему слову техники заводов разливать «по мелочи» в 20−40 тонн дизтопливо по автоцистернам.

Так что мы, полагаю, увидим тут вскорости многое — и жалобы, и, вероятно, даже судебные процессы какие-то. Допускаю, что буду применяться и какие-то не совсем честные методы вроде, условно выражаясь, строгих часов «приема», то бишь оптовой торговли топливом, скажем, с 8 до 10 утра сугубо по понедельникам. Может, еще какие-нибудь приемчики наработают.

Но так на то у нас, собственно говоря, и существует государство со своими чиновниками, чтобы мелкий и средний бизнес всячески защищать. ВИНКИ-то сами себя прекрасно защитят, я вас уверяю. У них и службы безопасности есть, и юридический корпус, и все остальное есть. А у мелких фермеров и АЗС вся надежда на государство.

«СП»: — Выходит, никаких гарантий того, что после принятия кабмином вышеуказанных мер бензин и дизель у нас совсем скоро не начнут снова расти в цене, нет? Особенно если учесть, какие личности у нас ВИНКами руководят?

— Ну, стопроцентную гарантию вам, извините, ни страховой полис, ни даже сам Господь не предоставят, а уж тут… Будем смотреть, как именно будет работать предложенный механизм, потому что важна не только законодательная база, но и правоприменительная практика. Проще говоря, надо смотреть, как конкретно будут применяться штрафные санкции за нарушение предложенных норм.

Ведь сколько времени мы, например, боремся с факелами, которыми сжигают попутный газ? Тут и законодательная база давно есть, и штрафные санкции разработаны, а факелы все горят. Просто многим компаниям на поверку оказывается проще платить эти самые штрафы, чем тратиться на установку и обслуживание природоохранного оборудования.

Вот и здесь, полагаю, ВИНКи с нефтеперерабатывающими заводами будут пытаться всячески «отползти» в сторону, уклониться от выполнения озвученных требований. И это будет лакмусовой бумажкой для нашего государства, потому что ситуация сразу покажет, кто оно — ни за что не отвечающий «ночной сторож» в классической рейдерской систем или же стойкий защитник интересов малого и среднего бизнеса.

Учитывая это мнение эксперта и принимая во внимание олигархическую сущность нынешней российской власти, о которой не раз рассказывали «СП» многие политологи, складывается ощущение, что долго противостоять попыткам ВИНКов торпедировать новые правила работы на внутреннем рынке топлива чиновники едва ли смогут.

Радовать здесь может, пожалуй, только одно — до выборов в Госдуму удержать цены на бензин и дизтопливо в России от новых рекордов, похоже, все-таки удастся. Не просто же так, комментируя правительственные нововведения в сфере торговли топливом внутри страны, Институт развития технологий ТЭК в своем telegram-канале резюмировал: «важнее здесь даже не сами эти меры, а демонстрация готовности руководства страны любыми способами не допустить роста цен на топливо. Выборы только в сентябре, но в этом году избирательная кампания, похоже, начинается с посевной».

А вот что будет с ценами на топливо после важнейших на данный момент для вертикали власти выборов — вопрос открытый. Но что-то подсказывает, что дешевле бензин уж точно не станет.

Источник

Перевозчики попросили Путина «остановить топливные компании»

Транспортники просят ввести госрегулирование цен на горючее

Что будет с бензином после выборов. Смотреть фото Что будет с бензином после выборов. Смотреть картинку Что будет с бензином после выборов. Картинка про Что будет с бензином после выборов. Фото Что будет с бензином после выборов

Видеообращение главы Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» к президенту России появилось накануне в Youtube. В нем Владимир Матягин обращает внимание Владимира Путина на резкий скачок стоимости горючего и просит его ограничить аппетиты нефтяных компаний.

«Антимонопольная служба и другие структуры обвиняют автомобильных перевозчиков в том, что они поднимают цены, а из-за этого дорожают продукты в магазинах.

Перевозчики ездят не на воздухе, они заправляются дизельным топливом. Сейчас литр стоит 54,12 рубля, в декабре прошлого года ценник был в районе 46 рублей.

Если сейчас не обратить на это внимание и не остановить топливные компании, то после Нового года цена будет уже более 55 рублей», — заявил он в видеообращении.

По словам главы «Грузавтотранса», записать этот ролик его вынудили многочисленные жалобы частных дальнобойщиков и логистических компаний-членов ассоциации на постоянный рост стоимости горючего.

«Ко мне постоянно обращаются с просьбами хоть как-то повлиять на ситуацию с топливом. Я решил пойти таким путем.

Считаю, что президент России должен вмешаться в проблему с ценами на горючее. Надеюсь, меня услышат», — заявил Владимир Матягин в беседе с «Газетой.Ru».

Одной из ключевых мер, способных снизить темпы роста цен на нефтепродукты, он считает введение государственного регулирование стоимости горючего.

Что будет с бензином после выборов. Смотреть фото Что будет с бензином после выборов. Смотреть картинку Что будет с бензином после выборов. Картинка про Что будет с бензином после выборов. Фото Что будет с бензином после выборов

По данным Росстата, с начала года стоимость бензина в нашей стране выросла на 9,3%, почти на 2% превысив инфляцию (7,57% за 11 месяцев). Цены на дизельное топливо также обогнали инфляцию, увеличившись с января на 8,25%.

Министерство против

В Минэнерго России, не считают госрегулирование цен эффективной мерой стабилизации ситуации на топливном рынке, поэтому такой механизм не рассматривается, сообщили в пресс-службе ведомства.

«Штаб Минэнерго России по рынку нефтепродуктов держит на ежедневном контроле ситуацию с топливообеспечением всех регионов России.

Со стороны штаба предпринимаются меры, направленные на повышение поставок топлива на организованные биржевые торги, стабилизацию биржевых цен, а также повышение равномерности поставок на нефтебазы и сети АЗС ряда регионов», — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе Минэнерго.

В ведомстве также отметили, что с начала декабря суточное производство зимнего дизеля находится на 14% выше аналогичного периода прошлого года и составляет 125 тыс. тонн, его суточные отгрузки на внутренний рынок — на 17% выше к уровню прошлого года. На тенденцию роста цен в данный момент влияет растущий спрос на качественное зимнее дизельное топливо 5-го экологического класса взамен суррогатов, производство и реализация которых сейчас затруднены, заметили в Минэнерго.

«Что касается бензина, то благодаря высоким запасам, а также произошедшему ранее падению оптовых цен с пиковых значений более чем на 8,0 тыс. рублей за тонну, поставки топлива на АЗС идут бесперебойно и полностью удовлетворяют формирующийся спрос как со стороны населения, так и бизнеса —

— уточнили в министерстве.

Шансы невелики

Доля расходов на горючее в тарифах на автомобильные грузоперевозки сейчас доходят до 50-60% заявил «Газете.Ru» координатор московского отделения «Объединения перевозчиков России» Сергей Рудаметкин. По его словам, дальнейшее подорожание топлива неизбежно скажется на конечной стоимости товаров в магазинах. Он поддерживает инициативу Владимира Матягина, но сомневается, что она изменит ситуацию.

«Несколько лет назад я тоже активно пытался решить вопросы с плохими дорогами, дорогим топливом, налогами, «Платоном». В Госдуму и министерства, ходил, как на работу. В лучшем случае, дело заканчивалось какими-то отписками из канцелярий», — поделился с «Газетой.Ru» своим опытом общения с чиновниками Рудаметкин.

У государства есть рычаги влияния на стоимость нефтепродуктов, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

В качестве примера он привел соглашение правительства с крупными нефтяными компаниями, по которому они сдерживают рост цен на АЗС.

«За счет этого стоимость горючего в рознице с начала года увеличились немногим больше инфляции. Оптовые цены за этот период выросли почти на треть», — отметил Аркуша.

С ним согласен заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, самый яркий пример работы этого соглашения, стоимость топлива в Крыму, где нет вертикально- интегрированных компаний. Поэтому цены там выше, чем в соседних регионах, считает он.

«Если бы такого соглашения не было, то примерно такую же картину, как на Крымском полуострове можно было бы наблюдать и в других регионах центральной части страны», — заявил Фролов в беседе с «Газетой.Ru».

Еще одним рычагом воздействия на стоимость топлива, заместитель гендиректора Института национальной энергетики называет так называемый демпферный механизм, который позволяет снизить зависимость внутреннего рынка нефтепродуктов от внешнего. Он сомневается, что политика в этой сфере радикально изменится из-за опубликованного видеоролика.

«Снижение роли государства в процессе ценообразование на топливном рынке отчетливо прослеживается с 2019 года. Не думаю, что очередное обращение изменит этот курс»,

— полагает Александр Фролов.

По его прогнозам, в начале следующего года влияние на стоимость горючего может оказать введение повышенных ставок акцизов на нефтепродукты. С 1 января 2022 года на бензин (в зависимости от экологического класса) они увеличиваются с нынешних 13,2-13,6 тыс. рублей за тонну до 13,8-14,2 тыс. рублей за тонну. На дизельное топливо с нового года акциз поднимется с 9,1 тыс. до 9,6 тыс. рублей за тонну. По словам Фролова, если в 2014-2015 годах доля акциза в литре бензина составляла 4,15 рубля, то сейчас вплотную приблизилась к 10 рублям.

Источник

Эксперт о скачке цен на топливо: «Тревожит, что будет после выборов»

Что будет с бензином после выборов. Смотреть фото Что будет с бензином после выборов. Смотреть картинку Что будет с бензином после выборов. Картинка про Что будет с бензином после выборов. Фото Что будет с бензином после выборов

Красноярские АЗС во вторник отметились новой волной обновления ценников. Сильнее всего подорожал 98-й бензин – почти на рубль. С начала лета его цена выросла в городе больше чем на 6 рублей. В чем причины роста цен, стал ли новый скачок ударом для собственников машин и что будет происходить с прайсами далее – личным взглядом с «ФедералПресс» поделился представитель Федерации автовладельцев России в Красноярском крае Павел Стабров.

Что будет с бензином после выборов. Смотреть фото Что будет с бензином после выборов. Смотреть картинку Что будет с бензином после выборов. Картинка про Что будет с бензином после выборов. Фото Что будет с бензином после выборов

«Нынешнее повышение стало для красноярских автомобилистов неприятностью, но его нельзя назвать большим ударом. Все-таки цены выросли не в разы. Вот в соседнем Новосибирске была информация, что газ подорожал на 7 рублей за две недели – это куда серьезнее. Другое дело, что цены постепенно растут с весны, и за это время накопленный эффект уже достаточно заметный для кошелька автовладельцев.

Причин для роста цен может быть несколько. Это и начало посевной, и изменение ставок вывозных пошлин на нефть, и изменение курса доллара. Ну и самое очевидное – в бюджет просто требуются деньги. Не секрет, что нефтепродукты у нас являются важнейшим источником наполнения бюджета, и как государству проработать с крупными компаниями вопрос, чтобы объемы отчислений выросли – дело техники.

Что будет с бензином после выборов. Смотреть фото Что будет с бензином после выборов. Смотреть картинку Что будет с бензином после выборов. Картинка про Что будет с бензином после выборов. Фото Что будет с бензином после выборов

Как растут цены в Сибири: от бензина до свеклы

Пока из этой ситуации можно сделать несколько выводов. Во-первых, вслед за стоимостью топлива пойдут вверх цена на продукты питания и многие другие товары. Товарная составляющая велика по большому количеству позиций. Во-вторых, на нынешнем этапе рост цен не остановится. Я не возьму на себя смелость прогнозировать, какие ценники мы увидим в конце года, но тренд, очевидно, понятен. Особенно опасения вызывает период после выборов 19 сентября, когда у государства уже не будет стимула ограничивать рост цен и связанный с этим уровень недовольства населения. Зато новые потребности в деньгах для бюджета вполне могут возникнуть.

Во всей этой ситуации автомобилистам остается только наблюдать. Возможности законно протестовать против происходящего у нас уже нет».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Источник

Прогноз: после выборов президента цена бензина будет больше 50 руб.

Что будет с бензином после выборов. Смотреть фото Что будет с бензином после выборов. Смотреть картинку Что будет с бензином после выборов. Картинка про Что будет с бензином после выборов. Фото Что будет с бензином после выборов

Спрос на автомобильный бензин по итогам 2017 года впервые за 4 года продемонстрирует рост. Также растет спрос на авиационный керосин, а потребление дизельного топлива увеличивается третий год подряд, сообщает Интерфакс.

На фоне этих новостей член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России Рустам Танкаев заявил НСН, что все это приведет к неизбежному росту стоимости топлива.

«До февраля цены особо расти не будут, в марте, перед выборами президента, компаниям тоже укажут на то, чтобы они не очень будоражили население, а вот после выборов сразу цены подскочат. Для крупных компаний ситуация мягче. Они могут отбирать прибыль на других звеньях технологической цепочки. А вот для маленьких продавцов бензина это очень критично. Они и будут первым звеном, где начнутся скачки цен на бензин», — поделился с НСН собеседник.

«Если все будет мягко, и правительство хорошо отработает, к концу марта на АИ-92 цены будут выше 50 [рублей], а на АИ-95 подойдут к 54-55 [рублям]. Хотя это зависит от многих факторов, которые я сейчас учесть не могу», — отметил эксперт.

Вот такие невеселые прогнозы.

Тем временем в ноябре 2017 года ситуация по ценам за литр бензина АИ-92 следующая:

Владивосток: 39-40 руб.
Екатеринбург 35-37 руб.
Иркутск: 36-38 руб.
Краснодар: 38-39 руб.
Москва: 36-38 руб.
Новосибирск: 35-36 руб.
Чита: 38-41 руб.
Якутск: 48-50 руб.

Источник

Насколько еще вырастут цены на бензин до конца года и как на это влияет госрегулирование

Власти России создали нерыночную ситуацию, которая приводит к более быстрому росту цен на бензин и дизельное топливо, чем это произошло бы в нормальной конкурентной среде. Так считает глава аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов, по прогнозу которого цена на топливо до конца года вырастет еще на 1,5-2%. По его словам, дальнейшая деятельность в том же направлении приведет к тому, что число АЗС в России сократится и автомобилистам, как в советские времена, придется возить в багажнике канистры с запасом топлива, чтобы не остаться в провинции один на один с заглохшей машиной.

По данным Росстата, с 10 по 16 августа цены на бензин выросли в 74 регионах РФ. Сильнее всего, полагают в ведомстве, он подорожал в Петропавловске-Камчатском (на 2,2%), Махачкале (на 1,9%), Грозном и Южно-Сахалинске (1,6%). В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин выросли на 0,5 и 0,2% соответственно.

Самый дорогой бензин — в Анадыре. Здесь литр топлива стоит 61,35 рубля. В среднем в Дальневосточном федеральном округе цена литра бензина сейчас — 52,09 рубля, в Северо-Кавказском50,47 рубля, в Южном49,76 рубля. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах литр топлива в среднем стоит 48,93 рубля, в Уральском48,37 рубля, в Сибирском47,28 рубля. По сравнению с аналогичным периодом, 2020 года стоимость бензина в России выросла на 5,9%, солярки — на 3,8%.

Впрочем, официальная статистика, видимо, не вполне отражает происходящее, потому что власти ряда регионов уже пытаются самостоятельно предпринимать какие-то действия для стабилизации. Неделю назад правительство Курганской области обратилось в ФАС и прокуратуру с просьбой проверить обоснованность решения производителей, трейдеров или поставщиков о повышении цен на газ. В соцсетях жители региона писали, что цены на газ на автозаправках у них буквально за неделю выросли с 22,5 до 34 рублей за литр. Также в ФАС обратился губернатор Ставрополья Владимир Владимиров, здесь, по данным с мест, цены на топливо выросли на 11,6% за неделю.

Ключевое звено в ценообразовании — биржа

Происходящее сейчас на российских заправках Баженов называет «отложенным ростом цен на топливо», спровоцированным, в свою очередь, ростом цен в оптовом сегменте. Там он начался еще в декабре 2020 года и не останавливается до сих пор. Суть проблемы, по его словам, в правилах ценообразования, установленных самим российским государством. «Проблема в том, что при нерегулируемой оптовой цене у нас регулируемая розничная цена. И возникла странная ситуация, когда малая часть объема [топлива, реализуемого на внешнем рынке] определяет цены для внутреннего рынка», — пояснил Баженов.

Ключевое звено в ценообразовании топлива, продаваемого в России, — Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Цена здесь определяется спросом, который ограничен емкостью рынка и предложением. А вот оно, как говорит Баженов, «пляшет от нормативов», которые закреплены в совместном приказе двух госорганов — Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго РФ. Компаниям предписано продавать через биржу не менее 11% производимого бензина и 7,5% дизтоплива. «В мелкооптовом сегменте реализуется топлива много больше, но цены там назначаются исходя из биржевой конъюнктуры», — говорит аналитик.

16 августа пресс-служба Минэнерго РФ обнародовала решение об увеличении объемов реализуемого через биржу топлива на 1%: до 12% для бензина и до 8,5% для дизельного топлива. В ведомстве рассчитывают сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.

Курс рубля и увеличение акцизов

«Ключевая особенность [топливного] рынка в России в том, что он работает по экспортному паритету. Так называемый индекс нетбэк — приведенная цена внешнего рынка к реалиям внутреннего рынка. Грубо говоря, искусственно решается, какой должна быть цена, чтобы производителю было безразлично поставлять топливо на внутренний рынок или на внешний. Если биржевая цена и нетбэк одинаковы, то без разницы, куда поставлять, с точки зрения выручки», — говорит Баженов.

Весь вопрос в том, как считается нетбэк. Для этого рассчитывается цена топлива на релевантных экспортных рынках. Как правило, это Северная Европа. Далее учитывается курс рубля — котировки на топливо в долларах приводятся к рублевому эквиваленту. Еще два важных фактора — это налоговая нагрузка на экспортные поставки и налоговая нагрузка на внутренние поставки.

С декабря 2020 года, напоминает Баженов, котировки на западных рынках, в том числе в Северной Европе, растут. А вот курс рубля не укрепляется, оставаясь на уровне больше 73 рублей за доллар. По мнению собеседника, это связано с действиями Минфина РФ, который, «осуществляя валютные закупки и повышая спрос на доллар, не дает укрепляться рублю». Соответственно, компенсирующий эффект, который играл бы сейчас существенную роль, просто отсутствует.

Третий важный фактор — это увеличение акцизов на топливо. В среднем в РФ они растут на 4% в год. И так будет продолжаться как минимум до 2023 года. При этом экспортные пошлины падают и должны обнулится в 2024 году. «Естественно, все эти факторы способствуют росту индекса нетбэка. Вслед за ним увеличиваются оптовые котировки», — констатирует Баженов.

По его мнению, в отношении дизтоплива, которого на внутреннем рынке продается лишь 50% от произведенного объема, такую схему еще хоть как-то можно признавать удобоваримой. А вот в отношении бензина, которого на экспорт уходит не более 10%, она совершенно не годится.

«Вывод ведь простой. Цены растут преимущественно за счет роста налоговой нагрузки на внутреннем рынке и снижения налога на экспортные поставки. То есть чисто по фискальной нагрузке поставлять на внешние рынки выгоднее», — отмечает аналитик НТС.

Он полагает, что вся эта сложная конструкция предназначена лишь для того, чтобы «легитимизировать цены, которые устанавливаются на внутреннем рынке».

Другой парадокс в том, что все это завязано на оптовый рынок, хотя Санкт-Петербургская биржа «не является пространством, где реализуется значительный объем топлива».

«По сути, у нас неконкурентный рынок посредством регуляторных мер должен становится конкурентным. Но объемы и нормативы Минэнерго РФ очень маленькие для того, чтобы цена соответствовала спросу в России. Факторы спроса перевешивают то, что способно дать предложение. В результате цена растет быстрее, чем она росла бы в нормальной конкурентной среде или хотя бы, если бы на бирже реализовывалось 30-40% производимого топлива», — полагает Баженов. Летний сезон, когда мобильность россиян возрастает, с его слов, лишь дополнительный фактор, усугубляющий сейчас ситуацию.

Прогноз по поводу цены на топливо

Эксперт предсказывает, что, несмотря на все заявления государственных органов о принимаемых сейчас мерах по стабилизации ситуации в рознице, до конца года автомобильное топливо подорожает еще примерно на 1,5-2%. «Они сдерживают темпы роста цен, не сдерживая сам рост цен в конечном итоге. При этом они не дают ценам падать», — говорит Баженов. В 2020 году, когда мировые цены на нефть и нефтепродукты упали до минимальных значений, говорит он, цена на автомобильное топливо в отсутствии государственного регулирования могла бы составить в среднем 38 рублей за литр. «Но они никогда не будут падать, так как у нас такая регуляторная конструкция», — подчеркивает Баженов.

Как происходящее касается заправок

Есть еще одно последствие госрегулирования на рынке топлива. Сейчас оно напрямую касается лишь владельцев АЗС, но в отдаленной перспективе затронет и автомобилистов. «Для того чтобы заправке хоть как-то справляться с существующей налоговой нагрузкой, цены там должны быть на 3-4 рубля выше, чем сейчас. Где-то с апреля заправки работают в убыток либо с очень небольшой маржой», — говорит собеседник.

Речь идет о демпфирующем механизме, когда из бюджета выдаются демпферные субсидии для сектора нефтепереработки. «НПЗ входят в вертикально интегрированные компании, у которых присутствуют все сегменты — от нефтедобычи до розничных сетей. И получается так, что они терпят убытки в рознице, но перекрывают их за счет субсидий для НПЗ. Независимые операторы никаких субсидий не получают и находятся сейчас в крайне неблагоприятной ситуации», — пояснил аналитик НТС.

С его точки зрения, подобный демпфер — это дискриминационный механизм, который уже привел к тому, что «новых АЗС в России практически не строится».

И в отдаленной перспективе все это приведет к деградации этой сферы. «Очереди на АЗС, как в СССР, вряд ли вернутся. Все-таки у нас не растет такими темпами благосостояние и не увеличивается большими темпами автопарк. А вот локальные проблемы могут быть», — полагает Баженов. Коснутся они прежде всего провинций и отдаленных трасс с низким трафиком, куда сети АЗС крупных нефтяных компаний не заходят.

«Там работают в основном независимые заправки. И если они закроются, то вполне возможны ситуации, когда расстояние между АЗС будет в среднем не 70-100 километров, как сейчас, а 200 километров», — полагает эксперт. В регионах Центральной России и в крупных городах такая деградация вряд ли произойдет, а вот «дальше очень скоро наступит это прекрасное далеко». Отправляющимся в дальние поездки автомобилистам придется, как встарь, брать с собой канистры с запасом топлива.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *