Что будет с блоггерами в будущем
Почему за блогерами будущее, в котором будут жить равнодушные люди
Оксана Крученко
Интернет стал главным конкурентом телеканалов в борьбе за рекламный бюджет компаний. По словам замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, за год телевизионщики не досчитались 15 миллиардов «рекламных» рублей. Они перетекли в карманы блогеров. Неудивительно,что дети сегодня мечтают о блогерской карьере. Пример их кумиров говорит о том, что героем сети может стать каждый. Так ли это на самом деле?
Стремительно меняется этот мир. Успеть подстроиться под него так же сложно, как разглядеть картинку в мельтешении кадров старой видеокассеты, поставленной на самую быструю перемотку. Утром каждого нового дня мы просыпаемся в городе, где технологии еще больше продвинулись вперед, стали еще умнее. Раньше дети мечтали стать космонавтами и стюардессами, а у нынешних мальчиков и девочек другие желания — они хотят стать блогерами и уже с начальной школы активно пользуются соцсетями: выкладывают туда свои видеокривляния, фото и делятся записями прохождения онлайн-игр. В запой поглощая интернет-продукт «подписных и облайканных» блогеров, детвора грезит о такой же, как у них, славе, кажущейся подрастающему поколению шальной.
Вера в успех
А почему бы, собственно, и нет? Логика очевидна. Смогли же одни ребята «из народа» на пустом месте добиться популярности в сети, значит смогут и другие. Действительно, если речь не идет об обреченных на всеобщее внимание селебрити и политиках, ведущих свои звездные аккаунты, то карьера большинства успешных блогеров сродни истории Золушки.
— Мне нравится показывать людям мир, писать о добре, о любви к себе, о том, что любое желание может сбыться. Люди должны верить в то, что независимо от того, где ты вырос, в какой семье, в каком городе — у каждого есть шанс, — объясняет блогер Ирина Голдман, чьи посты в Инстаграме читает сейчас 589 тысяч подписчиков. Сегодня она путешествует по миру и балует интернет-сообщество фотографиями с собакой Спейс (неизменной ее спутницей), сделанными в разных уголках планеты и по разным поводам, а когда-то работала редактором в глянцевом журнале. Жизнь как жизнь — череда забот и обязательств, проблемы и суматоха. Но однажды Ирина устала от этого «дня Сурка». Она бросила работу и уехала в Америку, где и начала свою блогерскую карьеру.
— Если я смогла, то смогут и все остальные. Я родилась в самой обычной семье учителя и инженера в Тольятти. Я абсолютно такая же, как и все остальные. Просто верила в успех. И я очень хочу, чтобы как можно больше людей поняли, что любая мечта сбывается. Абсолютно. И об этом я, собственно, и пишу в блоге. И мой пример многих заряжает. Когда мне пишут: «Ира, ты изменила мою жизнь» — это истинное удовольствие.
Люди выбирают искренность
Любой успешный блогер подпишется под каждым Ириным словом. И согласится с мнением фитнес-блогера Анны Канюк, звучащими как один из негласных тезисов блогосферы, «каждый блог должен начинаться с собственной искренней истории». Именно искренность, подтверждают психологи, больше всего подкупает подписчиков. И среди других качеств, которыми должен обладать хороший блогер, называют трудолюбие и готовность меняться.
— Когда я завела Инстаграм, не думала, что когда-то он превратится в страницу с 640 тысячами подписчиков. Чтобы вести бьюти-блог, ему надо соответствовать, и я поставила для себя цели, которых достигла: похудела на 20 килограммов, привела свое эмоциональное и физическое здоровье в порядок, — говорит Анна Канюк. — Мои подписчики меня вдохновляли и развивались вместе со мной. Затем бьютисфера стала сама подкидывать интересные проекты и истории.
Что стоит за «интересными проектами и историями»? Конечно же, заработок. Безусловно, многие блогеры скажут, что работают для души, но правда в том, что все-таки развивают они свои странички главным образом, чтобы на них зарабатывать. Хотя. вот что странно, чем большую популярность обретает блог, тем больше блогер верит в свою исключительную миссию. И она не выдумка, она правда существует.
— Основная философия моего блога и деятельности — делать людей счастливыми через спорт. Я маленький винтик, который помогает улучшать человечество, — заявляет Анна Канюк.
— А я веду блог, чтобы сделать мир чуточку добрее и лучше, — вторит ей Ирина.
Новые интернет-гуру
В этом стремлении к идеалу, говорят психологи, скрывается опасность: уверовав в свою исключительность, блогер может начать позиционировать себя как гуру, взобравшегося на вершину горы познания. А это тревожный сигнал. Внимание, перед нами «маленький Наполеон», взывающий «идите все за мной! Я лучше всех знаю!» Адекватность самоопределения для блогера — такая же тонкая материя, как адекватность его поклонников, грезящих о превращении тыквы в породистого рысака лишь одним мановением волшебной палочки Феи-крестной.
— Блогеру, чтобы добиться успеха, нужно очень много работать, — подчеркивает Ирина Голдман. — Создавать качественный контент, писать качественные тексты или снимать классное видео. То есть развиваться, развиваться и еще раз развиваться. Если кто-то думает, что сделав пару фоток и запостив их, в течение недели что-то фантастическое должно произойти, этого не будет. Важно постоянно искать свой путь и совершенствоваться в нем.
С установками блогеров все понятно, но попытки докопаться до сути вещей заставляют искать ответа на другой вопрос: почему же все-таки начавшая развиваться лет 10–15 назад блогосфера сегодня похожа на растущее на дрожжах тесто?
— Мы стали свидетелями того, как повсеместная роботизация охватывает жизнь. Скоро роботы приобретут такой интеллект, что сами будут обучать себе подобных, таких же роботов, — рассуждает специалист аналитического отдела крупной финансовой компании Елена Мороз. — Человеку остается не так много занятий, и блогинг приобретает массовый характер. Интернет поменял безвозвратно мышление современного человека — толстую книжку тяжело осилить, потому что нам нужны краткие источники информации на разные темы, а не длинное развитие одного сюжета.
В поисках правды
По факту, блоги более удобны современному читателю, чем те же бумажные газеты, они близки к его потребностям. Имея возможность выбрать в многообразии тем ту, что интересна именно ему, потребитель воспринимает интернет как оазис правдивой и полезной информации. Ведь она исходит от «простого» человека, а он врать не будет.
— Блоги дают возможность поспорить с автором, высказаться, — подчеркивает социолог Алексей Рощин. — Это важно для молодежи, поскольку она стремится к созданию локального мировоззрения, отдельного от мира взрослых. В блогах молодежь чувствует себя более-менее комфортно. Успех блогов базируется на фобии современного человека — недоверии к рекламе. Люди ищут как бы неангажированную личность, которая за них пробует тот или иной продукт. Кроме того, за успехом блогов я вижу неосознанный поиск наставников, которых сейчас не хватает молодым людям. Общество активно уходит в виртуальную жизнь. Это связано с тем, что реальная жизнь фрустрирована. С другой стороны, говорит о том, что в стране происходит какая-никакая самоорганизация, какое-никакое создание нации. Как и у любого явления, у блогосферы есть минусы. Местечковость, дробление информационной структуры. Многие блоги выдают себя за СМИ, но это не СМИ. Блоги пристрастны и субъективны. Но молодым людям интересна пристрастность.
Еще один вопрос, требующий ответа: что же дальше? До каких пор будет разбухать это тесто? Аналитик Елена Мороз уверена, что пройдет немного времени и блогинг станет новой профессией и будет активно поощряться государством.
— Занятой человек не будет праздно ходить с мыслями совершить что-либо пагубное, — поясняет она. — А кто владеет информацией, тот владеет миром. Искусственный разум захватит все сферы бытия, а человек станет испытывать меньшую гамму чувств. Ведь большой поток информации всегда ведет к равнодушию.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Юлия Осмачкина, психолог:
— Повальное увлечение блогерством может быть чревато. Если каждый будет рассказывать «смотрите, чем я занимаюсь», «смотрите, как я живу», люди в итоге потеряют связь с реальностью. У нас будет слишком много навязанных идей, навязанной идеальной жизни. Ведь многие блогеры позиционируют себя и свою жизнь как красивые картинки.
Они показывают подписчикам только то, что хотят сами. А хотят они, чтобы люди видели их идеальными. Повальное увлечение блогерством может привести к перегрузу информации и зависимости от мира Инстаграм (что посоветовал блогер, каким шампунем он пользуется, какими принципами живет — и я хочу быть на него похожим). У людей, которые не занимаются собой, не повышают уровень самопознания и саморазвития, в итоге может пропасть мотивация и желание жить своей жизнью, а они даже не смогут этого осознать. Для блогеров же массовое блогерство опасно тем, что начнется сильная конкуренция за статус «лучшего», «более интересного». Их будет лихорадить: «что бы еще эдакого придумать». Пропадет желание и стимул проживать свою рутину, оставаться с кем-то один на один, просто молчать. Вроде и хочется, и нужно. Всем нужна тишина, но нельзя. Иначе снизится охват аудитории, испортится статистика.
Валерия Поклонская, фитнес-блогер:
— На данный момент «игроблогеры» ( летсплейщики) самые популярные. Вовлеченность у них выше, чем у других. Это в первую очередь связано с огромной популярностью видеоигр. Типов блогинга на данный момент очень много. В нашей стране пока нет четкого понимания и структуры, просто выживает сильнейший. У нас пока не относятся к этому как к работе. Над хорошими популярными блогами работают целые команды. Хороший блог требует большого количества времени и вложений в развитие. Все стремятся к монетизации, даже если прямо об этом не говорят.
Денис Лагутенко: Диджитал сейчас и через 5 лет. TikTok для шиномонтажа, наноинфлюенсеры и VR — социальная сеть
Спойлер: к 2025 году в социальных медиа не останется ни одного бесплатного способа раскрутить свой продукт или услугу.
В преддверии 2019 года Netflix выпустил финальный эпизод сериала «Черное зеркало», в котором зритель сам мог выбрать, чем закончится сюжет. Чтобы принять решение и хоть на миг стать любимым героем, вам бы потребовался трекпад, мышка и пульт: полный набор для того, чтобы войти в интерактивное будущее.
Скриншот: Денис Лагутенко
В сущности, этот пример и иллюстрирует основной тренд, набирающий обороты в контент-маркетинге и продвижении: интерактив и максимизация целевых действий пользователя.
Маркетологи выявили: аккаунту компании необходимо не менее семи раз привлечь к себе внимание потенциального клиента, чтобы привести его к покупке. Целевым действием может стать призыв поставить лайк, просмотр видео, сохранение в закладках, клик по рекламе, и, наконец, сообщение с запросом приобрести товар. После пандемии количество целевых действий, необходимых для продажи, возросло и сейчас может составлять в два или даже три раза больше упомянутого выше.
Оно и понятно: конкуренция во многих нишах в период изоляции достигла рекордных показателей. Пока весь мир сидел дома, компании массово выходили в онлайн. Поэтому, чтобы добиться результата сегодня, необходимо приложить больше усилий, чем в доковидной реальности.
Взаимодействие с клиентом важно выстраивать в концепции данной инструкции: с каждой публикацией материала контент-мейкер должен отвечать на два важных вопроса. Какое целевое действие сейчас совершит клиент? Что может сделать целевые действия более быстрыми и эффективными?
Инфлюенс-маркетинг
В 2018 году «Инстаграм» официально заявил: официальное количество зарегистрированных пользователей достигло миллиарда. Это значит, что присутствие бренда в «Инстаграме» позволяет заметно расширить аудиторию, увеличить продажи и раскрутить компанию. И для рекламы совсем не обязательно искать известных личностей. Нано- или микроинфлюенсеры с аудиторией 100 или 1000 подписчиков смогут привлечь большее внимание потенциальных покупателей, чем блогеры-миллионники. Такие адвокаты бренда отвечают на комментарии о продукте оперативнее и имеют влияние на узкие сегменты потенциальных покупателей.
Если говорить о будущем инфлюенс-маркетинга, то оно устремляется в стратегическое планирование и долгосрочное сотрудничество, а не разовые интеграции. Есть все основания полагать, что нано- и микроинфлюенсеры станут новыми звездами: бренды начнут подписывать с ними контракты на пять и более лет и бороться за каждого, предлагая более выгодные условия.
Фото: Daria Shevtsova/Pexels
Видеоконтент: TikTok vs «Инстаграм»
По прогнозам, до 2021 года более 82% всего потребляемого мирового интернет-трафика составит онлайн-видео. И это неудивительно. За просмотром роликов можно запросто провести несколько часов: один привлекательный кадр сменяет другой, пользователь наслаждается, а его мозг отдыхает. Эту особенность мастерски используют бренды: пока вы наблюдаете за сюжетом, бэкэнд медленно заполняется ярким цветом, из которого выплывает знакомый глазу логотип. Вот так и работает современная анимационная реклама.
Однако, если раньше пользователь мог сконцентрировано смотреть 30-секундный ролик, то сегодня тренд меняется: компании переходят в формат шот-видео, длящихся в среднем 6–7 секунд. В инстаграм-сториз такие видео позволяют увеличивать вовлеченность: если самую первую сториз, выложенную за день, большинство фолловеров досмотрит до конца, возрастет и суммарный охват всех последующих.
Видео в приложении TikTok похожи на инстаграм-сториз, но с более расширенным функционалом. Здесь можно использовать маски, фильтры, спецэффекты и аудио, что дает возможность для бесконечного креатива. Благодаря тому, что видео можно монтировать, не выходя из приложения, пользователи легко создают ролики.
TikTok приобрел репутацию приложения, в котором дети и подростки все время кривляются, повторяют чужие шутки и придумывают короткие танцы. Но это лишь часть контента. Внутри социальной сети есть и образовательные каналы преподавателей и психологов, а подчас встречаются и абсолютно неожиданные видео.
Чего только стоит сотрудница шиномонтажа, которая меняет шины грузовых автомобилей в каждом микроролике. Ни слова от автора, ни одного объяснения: только сотрудница предприятия и колеса. Анализируя многочисленные комментарии, можно определить, что подписчиков она привлекла простой идеей: внешне хрупкая девушка выполняет не типичную и одновременно тяжелую работу. Это и вызывает интерес.
Креатив, искусственный интеллект и реклама
Работа маркетологов изменилась. Сейчас на вершине те, кто не боится соревнования с ИИ и умело использует его функционал себе на пользу. Например, подобное «сотрудничество» уже подарило маркетингу такие инструменты, как social listening (мониторинг всех упоминаний вашего бренда пользователями) и look-alike (реклама на аудиторию, по каким-либо параметрам похожую на исходную). Разумеется, технологии подобного рода заставляют пересмотреть подход к рекламе: от креативных концепций до персонализированных решений.
Сегодня становится очевидно, что стандартные подходы уже не эффективны. Несмотря на то что искусственный интеллект пробил себе дорогу в маркетинг, его применение пока только набирает обороты. Поэтому и нельзя утверждать, насколько ИИ может стать креативным в перспективе ближайших нескольких лет.
Однако важно отметить, что мы уже наблюдаем ряд доработанных идей. Примером может послужить Google с его рекламным инструментом Directors mix, который помогает создать креативы под разные группы аудиторий. Он же решает, кому какую рекламу необходимо показывать.
В отличие от блокчейна и криптовалют, искусственный интеллект имеет относительно долгую историю и конкретные сферы применения. Технология позволяет имитировать когнитивные функции человека, включая и самообучение. ИИ работает на заложенных в него знаниях экспертов — ими технология мыслит и может делать свои, порой невидимые для нас выводы. Автоматизация прямого профессионального опыта позволяет активно применять ИИ в маркетинге и рекламе.
Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash
Поисковые системы и монетизация
Увы, сегодня высокие позиции сайта не гарантируют посещаемость. Если вас интересует дата релиза какого-либо события, достаточно вбить в поиске «даты релиза Iphone 12», и сразу увидеть информацию без переходов по ссылкам. Получается, что уже нет необходимости посещать сайт, чтобы прочесть о том, что вы ищете. Так, летом 2019-го доля запросов без переходов превысила половину общих поисковых запросов.
Однако доля платных переходов находится в стадии роста. Например, в 2015 году при вводе любого запроса появлялась только одна платная ссылка, сейчас же почти вся выдача Google состоит из рекламы, по которой мы переходим в первую очередь.
Технологии для маркетинга будущего
AR-контент (дополненная реальность) — абсолютная инновация последних нескольких лет, представляющая собой маски, игры и фильтры, синхронизируемые с вашим движением. Несмотря на то что первопроходцем в этом стал Snapchat, лидирующие позиции сейчас занимает «Инстаграм», выпускающий не только маски, но и игры, тем самым увеличивая время пребывание пользователя внутри одной площадки.
Развитие сервиса «инстаграм-шопинг» в некоторых странах уже позволяет производить покупки, не покидая социальную сеть. Наконец, стало очевидно: накрутка подписчиков и покупка лайков эффективными не бывают. Однако тенденцией является сдвиг в дополненную реальность, с помощью которой больше не будет необходимости ходить по ТЦ часами. Достаточно сделать собственное фото в полный рост, ввести свои параметры, отсканировать вещи и наслаждаться тем, как вы выглядите в выбранном луке. В 2021-м приобрести товар в инстаграме можно будет одним кликом, а через 2–3 года доверительные продажи в соцсетях могут частично вытеснить интернет-магазины, где шанс увидеть лицо продавца минимален.
Через несколько лет все ждут большую VR — социальную сеть, как в сериале Kiss me first, где игра Azana поглощает абсолютно все вокруг себя. Во многом это желание обусловлено стрессом после пандемии и длительной изоляции: человеку хочется оказаться в новом мире, которого еще не было, или создать свой собственный.
По всем прогнозам, к 2025 году онлайн-коммерция достигнет 30% объема розничных продаж, где большую роль будут играть социальные сети. Невероятная скорость, с которой сейчас происходит изменение рынка после самоизоляции, только подчеркивает необходимость перемен в подходах к продвижению.
«Почему блогеры-миллионники — потенциальная катастрофа для страны»(с)
Специалисты рынка труда отмечают тенденцию: современная молодежь в основной массе не хочет работать не только на производстве, но и в офисе. В их жизненной парадигме все это «отстой». Эксперты утверждают, что для молодых людей основные критерии труда сейчас — легкость, простота, приятность, без каких-либо трудностей.
Таким образом, через несколько лет нас может ожидать дефицит не только рабочих кадров, но и так называемого офисного планктона.
Главное — купить «подписоты»
Моя 17-летняя племянница учится на агронома в техникуме небольшого городка Ростовской области. При этом будущая профессия ей неинтересна и работать по ней она не собирается. Видит себя веб-дизайнером, однако в небольшом городке получить образование по этому профилю ей просто негде.
— У нас процентов 80 из группы не собираются становиться никакими агрономами. Ребята хотят быть блогерами, таргетологами, вести авторские каналы на «Дзене». Много студентов из деревень, куда после обучения никто возвращаться не собирается. В общежитии есть вай-фай, и для многих это путь в мир. Люди пишут тексты, пытаются развивать каналы, создавать какой-то визуальный контент и все это распространять в сети в надежде, что их заметят и предложат богатое, сытое, прикольное будущее, — рассказывает 17-летняя студентка агротехникума Марина Никитина.
Она отмечает, что и другие ее ровесники, несмотря на профильное образование, не собираются работать бухгалтерами, кадровиками, педагогами, кассирами, секретарями. Это, по общему мнению современной молодежи, тяжело, неинтересно, скучно. Отдельно Марина Никитина отметила и то, что не особенно хочется трудиться в коллективе, ведь люди бывают совершенно разными, с разными характерами, и в связи с этим довольно трудно создать friendly-обстановку.
— Мне сложно общаться с людьми, с которыми мы не на одной волне, я плохо переношу критику в свой адрес, замечания, упреки. Работать должно быть легко и в удовольствие. Зачем и кому нужно плохое настроение? И потом, если мою работу критикуют, то это очень сильно демотивирует, я буду долго восстанавливаться, приходить в себя, — говорит девушка.
При этом и она, и ее близкий друг 16-летний студент того же техникума уверены: проще всего выбиться в люди, став блогером. По их мнению, создавать хороший, интересный контент несложно, главное на первоначальном этапе вложиться в раскрутку и «купить подписоты», а дальше оно пойдет само.
Нежелание работать отмечают и работодатели. Владелица торговой точки по продаже корейской косметики Татьяна Вакарчук говорит, что те же студенты, еще не начав трудовой путь, пытаются выставлять свои условия: график, зарплата, какие-то бонусы вроде скидок на продукцию. Но, несмотря на все это, лояльность к компании проявлять не спешат: могут опоздать, не предупредив, а то и уволиться одним днем без объяснения причин.
— Им важно, чтобы было удобно и прикольно. А вставать рано утром неудобно и неприкольно, равно как и стоять смену в торговом центре, общаться с людьми, что-то им объяснять, продавать. При этом у меня в фирме продавцы помимо окладной части получают еще и процент от реализации. Чем не мотивация? Но современным молодым людям не особенно это и нужно: заработали сегодня на какую-то нехитрую еду, а что будет завтра, их не особенно волнует. Уж не думала, что нынешние юноши и девушки будут жить по принципу «лучше кашки недоложат, но на работу не потревожат», — говорит Татьяна Вакарчук.
Отсутствие амбиций отмечают и рестораторы. Они утверждают, что буквально несколько лет назад официантами, барменами, хостес были в основном студенты и трудились они прилежно, а сейчас на их место пришли люди среднего возраста и работают они куда усерднее, чем их более молодые коллеги.
— Современная молодежь не отличается надежностью и какой-то профессиональной порядочностью. За последний год в моих заведениях каждые два месяца студенты-официанты не выходят на смену без объяснения причин. Они просто не отвечают на звонки и не появляются на рабочем месте. Но еще лет пять назад картина была другая: молодые люди трудились со всей ответственностью, не боялись работы и зарабатывали, кстати, хорошо, ведь все знают, что официанта ноги кормят, — рассказал управляющий сети закусочных Вадим Терехов.
Отдельно он отметил, что нынешним парням и девушкам достаточно малого во многом именно потому, что для того, чтобы получить больше, нужно и работать больше. Терехов привел пример: официант среднего возраста сознательно берется обслуживать больше столов в смену, он знает, что от этого зависит заработок, поэтому за день он может получить около пяти тысяч рублей. Его 18-летний коллега заработает раза в три меньше, поскольку и смену он себе выбивает короче, и столов обслуживает меньше. Ему неважно, что денег мало, ему важна «свобода» и нетяжелая работа.
По мнению Терехова, привести молодежь в чувства может помочь нужда. Речь о том, что, когда «сильно прижмет», придется поменять свое «хочу» на «нужно» работодателя. Иными словами, если человеку станет нечего есть, то он, скорее всего, перестанет пытаться прогнуть мир и взрослых людей под себя и каким-то образом примирится с действительностью и необходимостью выжить.
Куда не приводят мечты
Ярмарка вакансий для москвичей старшего поколения.
Кандидат психологических наук Алена Волина утверждает, что тенденция не прикладывать к работе усилий, отказаться от карьеры только потому, что для этого нужно играть по правилам, много и тяжело сначала учиться, а потом работать, будет только крепнуть.
— Дочь моей подруги отказалась от мечты стать стоматологом только потому, что ей тяжело и не хочется учиться много лет, а потом много и тяжело работать, в то время как деньги на красивую, легкую жизнь нужны сейчас. В итоге она бросила медицинский вуз и сейчас занимается оформлением бровей и наращиванием ресниц, — приводит пример Волина.
Она отмечает, что немалую роль в таком отношении к жизни сыграли и популяризированные блогеры-миллионники. Они показывают красивую жизнь, большие заработки на рекламе и прочем контенте, пропагандируют легкий, ни к чему не обязывающий образ жизни.
— Чего мы можем требовать от условной Маши из российской глубинки, если ее кумир Анастасия Ивлеева несет в массы невежество и необразованность, доказывая при этом, что все это не мешает ей зарабатывать большие деньги и вести образ жизни небедной дамы. Причем бэк этой самой Ивлеевой как нельзя лучше ложится на российскую аудиторию: девушка из глубокой провинции всего добилась сама. Конечно, условная Маша уверена в том, что ей необязательно читать, что-то учить, к чему-то стремиться и чего-то добиваться, у нее другой пример перед глазами, — говорит Волина.
Она утверждает, что «сытое» время сыграло свою роль: чтобы не голодать, не нужно предпринимать больших усилий, а статус, большие деньги, по их мнению, не стоят того, чтобы сутками торчать на работе, что-то придумывать, превозмогать себя.
— Думаю, что если не взяться всерьез за воспитание подрастающих поколений, то нас ждет кадровый кризис хотя бы потому, что физически некому будет работать. Чего добьется человек, который в молодости жил сегодняшним днем, толком не работал, не развивался и делал все, чтобы ему было легко и по кайфу? Вероятно, какой-то процент сегодняшних студентов с течением времени пересмотрит свои взгляды на жизнь, что-то осознает, но, поверьте, кардинально это ни на что не повлияет. А вот грамотная популяризация труда, карьеры, каких-то устремлений могут помочь в этом смысле. Однако здесь важно убрать из медийной повестки всю эту праздность и невежество, которое несут в массы популярные блогеры. Богатых людей среди них единицы, за них можно не беспокоиться. А что делать с теми, кто, поддавшись на их влияние, останется ни с чем? Представьте трагедию 40-летнего человека, у которого нет ни образования, ни работы, ни перспектив. Боюсь предположить, как он будет выбираться из этой ситуации, тем более что вскорости их будет довольно много. И это тяжелая и страшная ситуация, — заключила кандидат психологических наук.