Что будет с бухгалтерами в будущем
Какие перспективы у профессии Бухгалтер в будущем?
Профессию бухгалтера я выбрала неслучайно. Это интеллектуальная и ответственная специальность, которая заставляет постоянно повышать компетенции, следить за нововведениями в законодательстве, совершенствовать свои знания и навыки. Без ведения бухгалтерии не может обойтись ни одно предприятие независимо от организационно-правовой формы и размера. Поэтому спрос на людей с профильным дипломом и опытом есть всегда. Сейчас спустя годы работы по этой специальности я могу смело заявить, что профессия не умирает. Попробую доказать.
Краткое содержание
Бухгалтера – профессия, которая останется в прошлом?
В последнее время в сети и на экране появилось много информации о том, что профессия бухгалтера все больше относится к вымирающим видам деятельности. Происходит это из-за стремительного развития информационных технологий. Со стандартными операциями справляется специализированное программное обеспечение.
Софт для компьютерного оборудования заменяет работу десятков человек. Да, если говорить о рутинных операциях, которые связаны с вводом первичных документов, использование современных сканеров и программ для обработки данных, лишит заработка людей, трудящихся в первичной бухгалтерии (bookkeeping). Обычно такие должности занимают люди со средне специальным образованием бухгалтера или с дипломом другой направленности.
Какие изменения ждут бухгалтеров в ближайшем будущем?
Никакие компьютеры пока не могут заменить специалистов, которые занимаются составлением налоговой и бухгалтерской отчетности, документов для инвесторов, руководства, кредитных учреждений. Ведь здесь требуется принимать важные и стратегические решения, которые влияют на бизнес в целом. С такой задачей даже самым интеллектуальным программам справится не под силу. Поэтому всегда будут востребованы бухгалтера, которые умеют:
Без работы не останутся бухгалтера, которые способны адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, строить финансовую политику предприятия, прогнозировать развитие бизнеса. Современный бухгалтер ТОП уровня, по сути, является правой рукой директора. Поэтому специалист должен дополнительно обладать опытом в сфере управления, знаниями российских и международных стандартов финансового учета. Бухгалтеры, которые не знакомы с МСФО и не занимаются их изучением, скорее всего в будущем останутся без работы.
Аутсорсинговые компании вытеснят с рынка отдельных специалистов?
В перспективе все больше организаций и предпринимателей будут предпочитать услуги аутсорсеров. Руководящий состав компании предпочитает прислушиваться к мнению команды экспертов, а не отдельного специалиста, который может подвести. Не будем скрывать достаточно случаев, когда бухгалтера, официально трудоустроенные на предприятии, совершали:
«Сотрудничество» с такими «профессионалами» влечет за собой ряд проблем. Речь идет о штрафах со стороны контролирующих органов, потере репутации фирмы, блокировке расчетных счетов, привлечении к административной и уголовной ответственности. Конечно, такие ситуации все же редкость, и большинство бухгалтеров – ответственные и исполнительные сотрудники. Однако у фирм, предоставляющих услуги в сфере ведения бухгалтерского и налогового учета, действительно есть неоспоримые преимущества:
Конечно, доверять необходимо фирмам, хорошо зарекомендовавшим себя на рынке таких услуг. Они предоставляют гарантию качества выполняемых операций, надежно хранят конфиденциальную информацию. Руководство и сотрудники предприятия – заказчика услуг аутсорсинговой фирмы могут сосредоточиться на развитии бизнеса, доверив бухгалтерский учет профессионалам.
Какие навыки потребуется для бухгалтера в будущем?
Специалист, занятый в бухгалтерском деле, должен иметь профильное образование. При этом он обязан регулярно повышать квалификацию, использовать в работе новые стандарты и технологии. Эксперт должен знать не только законодательство, которое касается бухучета, но и нормативные акты, разъяснения и постановления, связанные с гражданским и трудовым правом. Среди основных личных качеств бухгалтера хотелось бы отметить внимательность, трудолюбие, ответственность, быструю адаптацию к изменяющимся условиям. Если специалист может похвастаться всем вышеперечисленным, то его ждет удачная карьера в сфере бухгалтерии. Задумываться о том, исчезнет ли эта профессия в ближайшем будущем, не придется.
Какой будет бухгалтерия через пять лет
Электронный документооборот, роботизация бухгалтерских процессов, онлайн-обмен данными с банками для быстрого закрытия кассовых разрывов. Технологии сближают бухгалтерский и управленческий учет. Мнение руководителя бухгалтерской компании и преподавателя с 15-летним стажем.
Привет! Меня зовут Алексей Иванов. Я руковожу бухгалтерской компанией и 15 лет преподаю бухгалтерские дисциплины в университете. В своем Телеграм-канале «Переводчик с бухгалтерского» я рассказываю о пользе учета для предпринимателя. Сегодня делюсь мыслями из него о том, какой бухгалтерия станет в ближайшие 3-5 лет.
Предприниматели считают, что бухгалтер – это патологоанатом бизнеса. Его диагнозы ставятся посмертно. И сколь бы угодно точными они ни были, предпринимать меры по оздоровлению компании на их основе уже поздно. Управление компанией на основе бухгалтерских данных похоже на вождение автомобиля с заклеенным лобовым стеклом. Машина движется вперед, а водитель пытается сориентироваться на дороге, глядя в зеркала заднего вида. Бухучет дает информацию для анализа и планирования. Но дает ее с запаздыванием. И дело не только в том, что учет ведет тетя Маша, которая умеет только налоги считать. Вот объективные причины этого.
Поэтому для оперативного управления компанией классический бухучет не подходит. На помощь ему приходит управленческий учет. Только не надо слушать доморощенных экспертов, которые говорят якобы это что-то сильно отличающееся от бухучета. Мол, управленка для собственников, а бухучет – для налоговой. Это миф малограмотных бухгалтеров, которые плохо разбираются в своей профессии и пудрят мозги своим работодателям. В основе управленки лежат все те же бухгалтерские приемы. И обрабатывается та же информация о происходящем с деньгами компании. Просто акцент ставится на внутренних пользователей, а их приоритет – не точность, а скорость.
Вся необходимая для управления детализация: по подразделениям, проектам, продуктам, переделам, сегментам рынка, может быть реализована и в бухгалтерском учете. Но менеджеры требуют оперативные данные для планирования и контроля, а под это бухучет не заточен. Поэтому и приходится вести оба вида учета. 80% потерь времени происходят в двух процессах:
Разогнать бухучет до онлайн-режима можно, расшив эти узкие места. В этом случае управленческий учет на ¾ можно вести на основе бухгалтерского.
Чтобы не терять время на получение первичных документов от контрагентов и вводе их в бухгалтерскую программу, нужно убрать бухгалтера от работы с «первичкой».
Бумажные первичные документы в XXI веке- рудимент. Документы будут попадать в бухгалтерскую базу через ЭДО – электронный документооборот. Документ создается одной стороной сделки в ее бухгалтерской базе, подписывается электронной цифровой подписью (ЭЦП) и пересылается второй стороне. Входящий документ автоматически попадает в бухгалтерскую базу получателя. С внутренними документами все точно так же: подписи исполнителей и согласовывающие визы руководителей заменяются ЭЦП с набором полномочий. И это не взгляд визионера – системы ЭДО появились в России больше 20 лет назад.
Поэтому вангую, что главным драйвером перехода на ЭДО будет не бизнес, а ФНС. Если они пролоббируют обязательность юридически значимого ЭДО, то предпринимателей силком затащат в светлое будущее. Возможно, выжившим там даже понравится.
В итоге люди, сейчас перебивающие цифры с бумаги в программу, выполнят несколько социально значимых функций:
В отличие от многих «говорящих голов», я не вижу оснований для полной замены бухгалтера роботом. Те, кто так говорят, ничего не смыслят в бухгалтерии. И в роботизации тоже. Но робот может сильно ускорить работу бухгалтера и повысить ее точность. Просто надо понимать для решения каких бухгалтерских задач можно использовать роботизацию, где уместна тотальная автоматизация, а где не обойтись без профессионального суждения бухгалтера. Если для вас роботизация и автоматизация – одно и то же, здесь я писал о различиях.
В бухгалтерии XXI века применяется два типа роботизированных решений.
RPA – это история про рутинные функции. И RPA-решения уже активно внедряются в бухгалтерских фирмах. Такие решения могут имитировать работу бухгалтера с интерфейсом программы. Например, робот создает и проводит счет-фактуру на основе накладной. Со стороны это выглядит так: курсор бегает по экрану, заполняет документ, нажимает кнопки. Полная иллюзия работы бухгалтера, только бухгалтера нет. Вот видео с примером такой работы. А могут напрямую взаимодействовать с бухгалтерской программой. В этом случае в системе просто будут появляться готовые документы и отчеты без мультиков на мониторе. Чтобы роботизировать бухгалтерию нужно сначала формализовать и описать бухгалтерские бизнес-процессы. Уже на этом этапе можно понять сколько ненужных действий делает тетя Маша. Поэтому бухгалтерия будущего – это аутсорсинговая бухгалтерия. Аутсорсер один раз роботизировал внутреннюю кухню и дальше масштабирует это решение. Для отдельной компании проект роботизации бухгалтерии – это долго и дорого. Плюс «пятая колонна» в лице тети Маши имеется.
Так вот в бухгалтерии будущего около 40% рутинной работы будет заменено RPA-решениями. Бухгалтер будет больше думать, анализировать и интерпретировать данные, которые для него быстро и безошибочно 1100001010001000110100011000000111010000101111101101000010110001110100011000000011010000101100001101000010111011110100001011100000100000110100011000000011010000101111101101000010110001110100001011111011010001100000101101000110001011.
Если объединить ЭДО и RPA в одном сервисе, то можно разогнать бухучет до онлайн-режима. При этом отпадет необходимость во многих процедурах управленческого учета – две системы, которые сейчас почти автономны, сильно сблизятся.
Вдумайтесь: по данным Росстата сейчас в России 890 тысяч экономистов. С поправкой на теневой сектор – это более 1 млн человек, которые занимаются управленческим учетом. Их содержание ежегодно обходится бизнесу в 700 млрд руб. Тому же бизнесу, который содержит 3,5 млн бухгалтеров и платит за это 1,7 трлн руб. в год. Если уполовинить эту армию, то оставшимся можно платить вдвое больше, чем сейчас. Но и требовать больше.
Чем же будет заниматься бухгалтерия будущего, помимо бухучета и управленки? Как минимум, финансами компании. Финтех в России развивается стремительно. Это отрасль, где мы – передовая держава. Наши банки гораздо более цифровые и онлайновые, чем европейские и американские. Российский предприниматель давно привык к онлайн-сервисам Тинькова, Точки или Сбера – выбирать есть из чего. Оффлайновые банки имеют такие же шансы на выживание, как те, что не выполняют нормативы ЦБ. Только грохнет их не Ураган Эльвира, а рынок. Многие банки развивают свои как бы бухгалтерские сервисы для малого бизнеса. Но обычно это история не про бухгалтерию, а про посчитать налоги. Это тупиковая ветвь – предпринимателю нужна управленка, а налоги на спецрежимах ФНС через несколько лет будет администрировать самостоятельно. Я недавно писал об этом на vc.ru.
Технологичные аутсорсеры бухгалтерии уже сейчас интегрированы со многими банками. Но интеграция эта односторонняя: предприниматель видит движения по расчетным счетам из онлайн-бухгалтерии и может оплачивать счета. Бухгалтерия будущего будет работать в обе стороны. Представьте себе такую картинку. Вы запланировали поступления от дебиторов на следующую неделю. Но некоторые сказали, что не погасят долг в срок. В бюджете движения денежных средств прогнозируется кассовый разрыв. Знакомая каждому предпринимателю ситуация. А дальше начинается волшебство.
Единая система, в которой обрабатываются бухгалтерские данные и формируется управленка, дает сигнал о предстоящем кассовом разрыве в банки. Судя по активности закрывашек из ЦБ, их к тому времени останется около 100. Банки делают автоматический прескоринг бухгалтерской информации компании и формируют кредитное предложение ровно под потребности заемщика. Система анализирует предложения банков и выбирает наиболее выгодное либо предоставляет этот выбор предпринимателю. Та же история с размещением временно свободных остатков денег. Умная бухгалтерия обменивается данными с банком, получая варианты депозитов и овернайтов – деньги должны все время работать.
Все это мы увидим воплощенным уже скоро – технически отдельные части такой системы уже существуют. Просто пока порознь. Банки еще думают, что главные в финтехе – это они. Неа. Главный в финтехе – предприниматель. И если он сможет не выбирать между банками, а автоматически получать наиболее выгодные банковские продукты от своей бухгалтерии, он так и сделает.
А что бухгалтерия? Из центра формирования финансовой информации компании она превратится в центр управления финансами. Этакий финансовый решала – маркетплейс для банков, инвестфондов и прочих игроков финансового рынка, который играет на стороне предпринимателя. Профессии бухгалтера, экономиста и финансиста будут сближаться, пока не сольются в одну.
Алексей Иванов, директор по развитию проекта бухгалтерского аутсорсинга «Гениальный штаб».
Бухгалтер в 2020 году уже не тот. В каких сферах можно продолжить свое развитие?
Мы все чаще слышим рассуждения о том, что профессия «бухгалтер» исчезнет в ближайшем будущем. Основания для такого предположения безусловно есть. В течение трех — четырех лет должны полностью настроиться процессы автоматизации и роботизации (RPA) ввода первичных документов, и тогда бухгалтеры, вводящие сегодня первичку, останутся не у дел. Это уже происходит в крупном бизнесе.
Востребованными останутся высококвалифицированные специалисты, которые совместят в себе функции бухгалтера, экономиста, финансиста, аналитика, и смогут рекомендовать важные стратегические решения для бизнеса.
Уже сегодня необходимо уметь работать с большим объемом данных и совмещать все эти функции. Ведь многие компании сокращают штат и отдают работу бухгалтерии на аутсорсинг, а к оставшимся сотрудникам предъявлять большие требования.
При этом важно даже не то, что именно ты умеешь, а с помощью каких инструментов способен решать поставленные задачи, ведь профессия активно трансформируется. Если раньше все работали в привычном Excel, то сейчас этого не хватает. Для ускорения работы и обеспечения безопасности специалистам требуется владение такими инструментами, как Tableau, SQL, Power BI, Python и прочими.
Как экономисту развиваться дальше?
Да, те, кто продолжает считать, что Excel способен удовлетворить все потребности финслужбы, безнадежно отстали от жизни. Или вот вы знаете, что такое метрика?
Метрика — это качественный или количественный показатель, отражающий ту или иную характеристику и уровень успешности продукта. С помощью этих данных можно сделать вывод о соответствии продукта ожиданиям покупателя. Только правильные метрики дают крайне важную, а порой бесценную информацию для бизнеса.
Считаете в бухгалтерии эта информация не нужна, а если руководство интересуется, продажи какого товара оказались выше и почему, что ему отвечать — «это мы не проходили»?
В этой связи несомненно востребованным направлением стала аналитика. Ежедневно вы сталкиваетесь с такими задачами как планирование бюджета, расчет эффективности продаж и т.п. За решением этих вопросов руководитель зачастую обращается именно к главному бухгалтеру, который как известно — и швец, и жнец.
Руководством принимает стратегические решения на основе тех сведений, которые от вас получает. Вот почему важно научиться грамотно получать и обрабатывать данные. Табличкой в Excel тут не обойдешься.
Для решения задач по аналитике можно использовать, например, уже вышеупомянутый SQL. Structured Query Language — это структурированный язык запросов, который используют для работы с реляционными базами данных. Он очень похож на бытовой английский язык.
Если простым языком, реляционная база данных — это БД, данные в которой связаны между собой определенными отношениями, а информация хранится в таблицах, состоящих из столбцов (атрибутов) и строк. Похоже на Excel, верно?
При помощи SQL можно различными способами получать необходимые данные из очень объемных баз (pySpark), причем структурируя и сортируя их в соответствии с нуждами пользователя. Можно ли применить такие знания в бухгалтерии? Конечно.
Специалист, владеющий описанными инструментами, спокойно может объединить в себе бухгалтерию, экономический отдел, службы финансового анализа и планирования. Такой вот человек-оркестр.
Направления аналитики
Если вы, как бухгалтер, уже переросли свою профессию и вам не интересно просто вбивать цифры в программу — позвольте себе найти более высокооплачиваемую и интересную работу, сменить сферу деятельности — перейдите в аналитики.
Данные и инструменты аналитики уже глубоко вошли в каждую из сфер жизни человека. Ежедневно социальные сети, сайты, мессенджеры и геолокационные сервисы собирают информацию о пользователях. Интернет-банки хранят данные о клиентах в облачных сервисах и базах данных, а машины уже давно обыгрывают человека в компьютерные игры.
При этом, уровень заработной платы даже у начинающих специалистов очень высокий. Приведем график зарплат по данным исследования компании «Нормальные исследования» и рекрутингового агентства New.HR.
В этой статье мы решили выделить два направления аналитики, которые наиболее востребованы и близки к профилю бухгалтера — аналитик данных и аналитик business intelligence.
Аналитик данных собирает, анализирует и презентует данные. Его инструментарий не ограничен готовыми решениями и системами, поэтому специалист сам формулирует гипотезы, проводит статистические тесты на существующих данных для решения текущих проблем, на которые изначально нет ответа.
Если решите начать новую карьеру в качестве аналитика, то у вас будет конкурентное преимущество: компании заинтересованы в постоянной аналитике данных и бухгалтер тире аналитик — выгодное приобретение.
Исчезнут ли бухгалтеры к 2040 году?
Бухгалтеры не мамонты, не вымрут!
Таким вопросом задался генеральный директор и основатель Float Колин Хэвит (Colin Hewitt). Особенно интересно, что Колин Хэвит рассуждает с позиции собственника бизнеса, то есть потребителя бухгалтерских услуг, а не с точки зрения бухгалтера-исполнителя.
По мнению автора, стоит честно признаться, что совсем не многие дети хотят стать в будущем бухгалтерами — кем-то, кого принято считать скучным. В топе обычно врачи, пожарные и учителя. И даже у юристов в этом плане дела обстоят лучше. И хотя «скучный бухгалтер» — это стереотип, но он все же подчеркивает риск вымирания профессии.
Автор признается, что одна из вещей, которой он научился в процессе построения и руководства бизнесом, — это то, что он совершенно не умеет обращать внимание на детали. В то время как человек с таким умением в бизнесе необходим. И бухгалтеры — это те люди, которые работают с деталями. Ведь дело не только в том, чтобы финансовые показатели были аккуратно и правильно подсчитаны, важно также постоянно быть в курсе изменений в законодательстве и адаптироваться к ним. Поэтому бухгалтеры должны существовать.
Модные слова вроде «искусственный интеллект» и «машинное обучение» часто используются для предсказания вымирания бухгалтеров, но бухгалтерскую профессию, по мнению автора, ждет светлое будущее. И вот, почему.
Колин Хэвит отмечает, что ценность бухгалтера не только в подсчете «цифр» компании, но и в их интерпретации. Современная автоматизация бизнеса позволяет посчитать многие показатели и собрать необходимые данные и без участия бухгалтера. Поэтому бухгалтеру теперь нужно намного больше навыков, чтобы оставаться востребованным.
В продолжение этой темы Колин Хэвит доказывает идею о том, что главным фактором, обеспечивающим бухгалтерским фирмам светлое будущее, станет успех их клиентов. Он также утверждает, что бухгалтерам теперь придется приложить намного больше усилий, чем раньше, чтобы отличаться от конкурентов и выжить.
В Великобритании вводится закон об «Открытом банкинге» (Open Banking), который значительно упростит процедуру переключения между банковскими счетами. Аналогично, использование бухгалтерских облачных хранилищ позволит фирмам без особых усилий «переключаться» на другие бухгалтерские конторы. По мнению автора, современной бухгалтерской фирме необходимо не просто использовать новейшие технологии, но также разбираться в них лучше своих клиентов.
Колин Хэвит признается, что они сами решили уйти от бухгалтерской фирмы, с которой работали несколько лет, только для того, чтобы увидеть, получат ли они бухгалтерские услуги более высокого уровня. То есть переход от одного бухгалтера к другому стал настолько простым, что рассчитывать на лояльность клиентов становится сложнее. Лояльность играет роль, но намного важнее для бизнеса получать лучшее.
Сегодня компании ищут не просто бухгалтеров, но тех, кто помимо всего прочего будет проявлять вовлеченность и заинтересованность в интересах клиента, а также помогать в достижении их достижении. Например, Кирсти Макинзи (Kirsty Mackenzie), владелица и основательница iMultiply, особенно ценила свою прошлую бухгалтерскую фирму за приглашения на важные мероприятия и доступ к полезным контактам.
Кроме того, по мнению автора, между бухгалтером и клиентом должна постоянно поддерживаться связь. Например, у бухгалтерской фирмы может быть отдельный человек, необязательно бухгалтер, который будет играть роль связующего элемента между фирмой и клиентом. Таких людей называют менеджерами по работе с клиентами, которые либо удостоверяются, что у клиента все в порядке, либо помогают решить ему возникшие проблемы. Наличие такого связующего звена не только экономит время, но представляет собой сильное конкурентное преимущество.
В ответ на возражения вроде «Это слишком дорого!», автор предлагает задуматься о ценности клиентов, о затратах на привлечение новых (рискуя потерять их всего через пару лет), о временных затратах из-за отстающих технологий у бухгалтеров или у клиента, о стоимости конфликтов из-за отсутствия своевременной коммуникации.
Колин Хэвит утверждает, что затраты однозначно меньше потенциальных выгод, успех бухгалтерской компании – это успех ее клиентов!
Алиса Жильцова, обозреватель сервиса «Мультибухгалтер»
Уйти нельзя остаться: есть ли будущее у профессии или бухгалтеров скоро заменят роботами?
От 1,5 до 3 миллионов россиян (столько бухгалтеров в стране по разным подсчетам) волнует вопрос: «Исчезнет ли профессия бухгалтер в будущем?». Мы в Фингуру уверены, что формат, в котором она существует на большинстве отечественных предприятий, скоро докажет свою несостоятельность. Приглашаем коллег вспомнить кризисы, которые уже пережиты, и поразмышлять о том, что ждет тружеников 1С в будущем.
При Советах всё принадлежало государству, план счетов для предприятий был единым, документы и методологии — унифицированными. Важна была не прибыль, а выполнение плана и минимизация расходов.
Ключевыми критериями эффективности бухгалтера были скорость и правильность подсчета.
Сначала бухгалтеры использовали в работе счёты, позже появились настольные вычислительные машины — самый популярный арифмометр по аналогии с Дзержинским прозвали «Железным Феликсом».
В 60-70-х годах появились электронные калькуляторы «Вега» и «Искра 123», которые заставили бухгалтеров изменить привычкам и повлияли на ценность человека в профессии. Если работа со счётами требовала специальных навыков, то с калькулятором сложный вычислительный процесс был под силу десятилетнему ребенку.
Конечно, документы не могли сами себя обсчитать на калькуляторе. Процесс требовал участия человеческих, в данном случае — бухгалтерских, рук. Критериями эффективности оставались скорость и точность.
Несмотря на то, что первые компьютеры в СССР появились ещё в пятидесятых годах, их влияние на работу бухгалтеров было незначительным. Большие дорогие машины стали прерогативой крупных предприятий, малые и средние продолжали работать с калькуляторами.
Эра бухгалтеров-счетоводов продолжалась до 1988 года и закона «О кооперации в СССР». Впервые за историю социализма кооперативам разрешили заниматься торговлей. Через три года, с образованием независимой РФ и зарождением коммерции, мир бухгалтеров окончательно перестал быть прежним.
Наступило время, которое одни вспоминают с романтическим вздохом, а другие — с ужасом. Сложная экономическая ситуация и кризис оставили огромную часть населения без работы. Некоторые профессии сильно трансформировались, и не все смогли приспособиться. В том числе и бухгалтеры, которые теперь должны были работать в условиях рыночной экономики.
Новый экономический строй требовал новых законов и регулирующих органов. В 1990 году образовалась государственная налоговая служба. Никто не понимал, как она будет работать. Учились все: и бизнесмены, и бухгалтеры, и сотрудники налоговой.
А еще прогресс, отобравший у бухгалтеров счеты, позарился на калькуляторы. В России начали массово распространяться ПК. В это же время вышли на рынок «Парус», «Практик» и «1С», которая, благодаря успешной бизнес-модели, стала лидером и остается им до сих пор.
Свалившиеся как снег на голову технологии, которые должны упростить жизнь, бухгалтеров не обрадовали. Многие с трудом осваивали работу с ПК, делая пометки в тетради, чтобы не забыть, какие кнопки нажимать. Самые продвинутые использовали наклейки на клавиатуру с функциями клавиш.
Бухгалтеры-счетоводы уступили место бухгалтерам-контролёрам, которые собирали и проверяли документы, вносили их в систему, общались с налоговой инспекцией и сдавали отчеты. Им приходилось часами простаивать в коридорах налоговой с пачками бумаг в руках и надеяться на то, что инспектор сегодня в хорошем настроении.
Быстро стало понятно, что система требует серьезных изменений. В 1998 году заместителем министра по налогам и сборам назначают Михаила Мишустина, которого СМИ назовут «сисадмином всея Руси». Именно Мишустин собрал команду, которая запустила процесс диджитализации налоговой в конце девяностых. В нее вошли люди, с которыми он был знаком через Международный компьютерный клуб (МКК), организованный Мишустиным и Амдиляном ещё в 1990 году и ставший первой IT-тусовкой в России.
Благодаря Мишустину и его соратникам, в начале нулевых появилась возможность сдавать налоговые декларации на дискетах, однако к ним необходимо было приложить бумажную копию. В 2003 году отчеты разрешили сдавать по ТКС, но их по-прежнему нужно было дублировать «бумажками». В 2005 здравый смысл победил — теперь можно было обойтись ТКС и ЭЦП ( электронной цифровой подписью).
Нововведения упростили жизнь бухгалтеров, частично избавив их от рутины. Быстрее всех адаптировались молодые специалисты, и в профессии появилось новое явление — приходящие бухгалтеры, которые вели несколько юрлиц или ИП параллельно.
Что будет дальше — не знал никто. Фантастические фильмы рисовали будущее, где среди летающих автомобилей и роботов бухгалтер с бумажными декларациями выглядел бы, как повозка с лошадью, припаркованная рядом с Lamborgini.
Не успели бухгалтеры перестать бояться компьютера, как перед ними развернулось очередное поле боя. В начале нулевых начали тестировать ЭДО, но на первых порах сдача деклараций в электронном виде не была обязательной.
Новый порядок вызвал волну сопротивления и волнения в профессиональных кругах. Теперь меньше документов теряется, можно оперативно получать счета и акты, сдавать декларации в электронном виде. Функции бухгалтеров в организации снова оказываются под большим вопросом. ЭДО снимает с них львиную долю рутины, и теперь не каждый загружен на 100%. Бизнесмены начинают задумываться о том, за что платят.
В 2013 году, с приходом Михаила Мишустина в ФНС, началось внедрение автоматизированной системы контроля налога на добавленную стоимость (АСК НДС).
Система анализирует электронные декларации, проводит сверку данных компаньонов и контрагентов и находит в них расхождения. Этот процесс не требует непосредственного участия человека.
В 2015 году подача электронных деклараций в России становится обязательной.
Бухгалтеров накрывает очередной волной технологического прогресса, которая медленно превращается в цунами.
В профессиональных кругах ругают правительство. Мол, это не упрощение жизни — это дань моде на диджитализацию.
Становится сложно прятаться за стопкой бумаг. Чтобы не кануть в небытие, бухгалтерам приходится менять мышление и приносить бизнесу дополнительную ценность. Перестать ограничиваться функцией контролера и взять на себя функцию консультанта.
Конечно, пока на рынке есть предприятия старого формата, в них будут работать Марьи Ивановны. Не только бухгалтеры сопротивляются изменениям, но и многие бизнесы не используют потенциал современных технологий и решений. Им комфортнее действовать по старинке, ограничиваясь лишь необходимыми мерами, которые навязаны государством.
Прогрессивному предпринимателю, который стремится к максимальной эффективности, важно, чтобы задачи решались быстро, услуги предоставлялись 24/7 и всё было под рукой. Он не хочет писать отдельное письмо Марье Ивановне о том, что Петрова нужно отправить в отпуск. Он больше не звонит диспетчеру, чтобы вызвать такси, заказывает еду через приложение, не едет на другой конец города, чтобы провести встречу, которую можно провести онлайн.
Услуги бухгалтера он тоже хочет получать в подобном формате. И те, кто готов ему их предоставить, будут преуспевать.
Такой формат — не далекое будущее. Уже сегодня есть мобильное приложение с чатом, куда можно отправить фото документов, а обработают их команда бухгалтеров и бот. Чат-бот круглосуточно выполняет типовые задачи без участия человека: формирует 2-НДФЛ и платежки на выплаты сотрудникам, оформляет отпуска и больничные.