Что будет с феско
Магомедов назвал незаконным соглашение FESCO с «Росатомом»
Основатель группы «Сумма» Зиявудин Магомедов заявил, что подконтрольные «Росатому» юридические лица не могут являться «законными владельцами акций» группы FESCO.
«Я возмущен происходящим в группе FESCO и считаю, что подконтрольные «Росатому» юридические лица не являются и не могут являться законными владельцами акций компании», — передал он РБК через адвоката (бизнесмен находится в СИЗО с марта 2018 года по обвинению в организации преступного сообщества).
Представитель «Росатома» отказался от комментариев.
Что не устроило Магомедова
В начале ноября госкорпорация «Росатом» согласилась взять в управление Владивостокский морской торговый порт — ключевой актив FESCO (Магомедову принадлежит 32,5% ее акций) — на фоне акционерного конфликта в транспортной группе.
«Все решения, которые принимались и будут приниматься от имени незаконных владельцев акций, в том числе назначение нового исполнительного органа (в сентябре президентом FESCO был назначен Аркадий Коростелев. — РБК) и подписание им договора доверительного управления [Владивостокским портом] с «Росатом», также являются незаконным», — заявил Магомедов.
Коростелев выступал инициатором взаимодействия с «Росатомом» — об этом он писал в письме главе госкорпорации Алексею Лихачеву в конце октября. Партнерство предполагает, что в начале следующего года порт Владивостока будет передан в управление «Росатому», который должен принять участие в его инвестиционной программе.
«Соглашение с «Росатомом» о стратегическом партнерстве было подписано президентом группы в соответствии с законом и корпоративными процедурами», — парирует представитель FESCO, подчеркивая, что Коростелев был назначен главой FESCO 3 сентября — до появления в компании новых владельцев.
11 ноября губернатор Приморья Олег Кожемяко заявил, что «Росатом» сначала выступит в роли управляющей компании порта Владивостока, а потом — как владелец FESCO. «На заседании правительства определился якорный инвестор, было сказано, что «Росатом» будет владельцем FESCO», — рассказал он работникам порта. Но президент FESCO позже это опроверг, отметив, что госкорпорация не войдет в капитал ни порта, ни самой группы. А Кожемяко добавил, что произошла «путаница в формулировках». Один из источников РБК в начале ноября также говорил, что «Росатом» «на текущий момент» не планирует входить в капитал FESCO.
Кто стал новым акционером FESCO
До 30 сентября «НоваторИнвест» и «Наутилиус» принадлежали вице-президенту FESCO Айдемиру Усахову. Через Domidias Ltd долей в FESCO (23,8%) владел финансист Марк Гарбер. 5 октября стало известно, что Гарбер тоже продал свою долю в компании, но покупатель, как и в первых двух случаях, не раскрывался.
Forbes писал, что новые владельцы этих трех компаний — акционеров FESCO связаны с бизнесменом Михаилом Рабиновичем, который до мая 2019 года контролировал пассажирского железнодорожного оператора «Гранд Сервис Экспресс», а сейчас является совладельцем Локо-банка. В пятницу, 20 ноября, FESCO сообщила, что сам Рабинович выкупил 17,4% группы у американской TPG Capital. Но представитель FESCO сказал РБК, что этот бизнесмен не приобретал доли GHP Group и Усахова.
Магомедов называет «незаконными» сделки с акциями FESCO, которые были у GHP, Усахова и TPG, утверждая, в частности, что Гарбер не владел долей в компании, а лишь управлял ею. «23,8% акций принадлежат мне лично, они находились в управлении моего доверенного лица, с которым имеются действующие и по сегодняшний день соответствующие юридические договоренности. Он не имел права распоряжаться ими без моего согласия. Ему хорошо известно, что я такого согласия не давал, в связи с чем все сделки с этим пакетом без моего участия и согласия являются незаконными и будут оспорены в суде, — подчеркнул арестованный бизнесмен. — Такими же незаконными являются сделки с 9,5% акций, принадлежащих самой компании (казначейский пакет), он также не мог быть приобретен на законных основаниях».
Основатель «Суммы» обвинил и TPG в нарушении юридических обязательств перед ним из-за продажи 17,4% группы Рабиновичу, «о чем и продавцу, и покупателю хорошо известно».
«Мои действия находятся исключительно в правовом поле и велись в соответствии с полученным компетентным юридическим сопровождением», — сказал РБК Гарбер. РБК направил запросы Усахову и главе московского филиала TPG Дмитрию Швецу. С Рабиновичем связаться не удалось.
Финансовые и операционные результаты деятельности Транспортной группы FESCO за 2020 год
Несмотря на мировую нестабильность в 2020 году, вызванную пандемией коронавирусной инфекции, FESCO не только сохранила финансовую стабильность, но и достигла новых рекордов, расширила географию перевозок и продолжила программу по увеличению собственных активов.
В 2020 году FESCO стала лидером в стране по объему перевалки контейнеров – контейнерооборот ПАО «ВМТП» (ВМТП, входит в Группу FESCO) составил 672 442 TEU (на 8% выше уровня 2019 года).
FESCO увеличила объем интермодальных перевозок до 393 тыс. TEU (на 14% выше уровня 2019 года), обновила исторический максимум по объемам перевозки грузов на каботажных линиях – более 80 тыс. TEU (на 3% выше уровня 2019 года) и увеличила объем внешнеторговых перевозок до 293 тыс. TEU (на 17% выше уровня 2019 года).
В течение 2020 года руководством FESCO последовательно проводилась программа по модернизации производственных мощностей – за 2020 год реконструировано более трети площадей ВМТП, обновлен парк техники на всех ключевых терминалах Группы, приобретен флот, позволивший выйти в новый сегмент перевозок и выполнить первый рейс через Северный морской путь.
Операционные результаты Группы
Показатель | 2019 | 2020 | Изменение, % |
Интермодальные перевозки (тыс. TEU) | 344 | 393 | 14 |
Международные морские перевозки (тыс. TEU) | 250 | 293 | 17 |
Каботажные морские перевозки (тыс. TEU) | 78 | 80 | 3 |
Перевалка контейнеров в Порту (тыс. TEU) | 625 | 672 | 8 |
Перевалка генеральных грузов и нефтепродуктов в Порту (тыс. т) | 5 526 | 4 972 | (10) |
Перевалка средств транспорта (единицы) | 77 023 | 71 248 | (7) |
Подвижной состав (единицы) | 12 723 | 8 200 | (36) |
Железнодорожные контейнерные перевозки (тыс. TEU) | 388 | 471 | 21 |
Вагоноотправки в крытых вагонах (единицы) | 16 372 | 17 917 | 9 |
Транспортный флот (единицы) | 20 | 18 | (10) |
Судо-сутки в эксплуатации [1] | 7 208 | 6 478 | (10) |
Объемы бункеровки (тыс. т) | 68 | 67 | (1) |
Финансовые результаты Группы
Финансовые и операционные результаты дивизионов
Линейно-логистический дивизион
Портовый дивизион
Железнодорожный дивизион
Морской дивизион
Бункеровка
Финансовые результаты по дивизионам
Показатель | 2019 | 2020 | Изменение, % |
Линейно-логистический дивизион | |||
Выручка | 37 944 | 46 586 | 23 |
EBITDA | 2 309 | 3 270 | 42 |
Рентабельность по EBITDA | 6% | 7% | 1 п.п. |
Портовый дивизион | |||
Выручка | 15 409 | 16 326 | 6 |
EBITDA | 6 787 | 7 416 | 9 |
Рентабельность по EBITDA | 44% | 45% | 1 |
Железнодорожный дивизион | |||
Выручка | 8 232 | 5 340 | (35) |
EBITDA | 3 596 | 1 939 | (46) |
Рентабельность по EBITDA | 44% | 36% | (7 п.п.) |
Морской дивизион | |||
Выручка | 3 245 | 3 338 | 3 |
EBITDA | 776 | 1 005 | 29 |
Рентабельность по EBITDA | 24% | 30% | 6 п.п. |
Бункеровочный дивизион | |||
Выручка | 1 191 | 841 | (29) |
EBITDA | 83 | 12 | (85) |
Рентабельность по EBITDA | 7% | 1% | (6) |
Консолидированная долговая нагрузка Группы на 31.12.2020
Ключевые события после отчётной даты
В апреле 2021 года FESCO подписала кредитный договор с Банком ВТБ на сумму 25,8 млрд руб. (323 млн долл. США) для рефинансирования своих текущих обязательств. Полученные средства направлены на погашение основной части существующей финансовой задолженности перед Банком ВТБ. По результатам сделки Группа получила более комфортные условия обслуживания долга: снижение процентной ставки, изменение валютной структуры долга, которое позволит обеспечить принцип естественного хеджирования валютных рисков, продление срока погашения основного долга до 2027 года включительно и сокращение суммы ежеквартального платежа.
[1] Общее количество дней, которые судно было доступно для эксплуатации, за исключением периода времени, когда судно не могло использоваться в связи с капитальным ремонтом, модернизацией, нахождением в сухом доке либо в связи со специализированным или промежуточным обслуживанием
[2] Показатель EBITDA рассчитывается как операционная прибыль без учета амортизации, обесценения и результата от выбытия активов, и разовых расходов и учитывает влияние МСФО (IFRS) 16.
[3] В обязательствах по аренде не учитываются обязательства по договорам аренды, которая до 1 января 2019 года признавалась операционной до вступления в силу МСФО (IFRS) 16, поэтому для расчета коэффициентов также используется скорректированный показатель EBITDA без учета влияния эффекта от применения стандарта МСФО (IFRS) 16.
РБК ознакомился с копией письма, его подлинность подтвердил источник, знакомый с акционерами FESCO. Авторы письма — три кипрские компании Halimeda International Limited, FESCO Ocean Management Limited и Polluks Investments Limited («дочки» FESCO). Получатели — компании Maple Ridge и Sian Participation Corp. Первая, зарегистрированная на Кипре, на 65,09% принадлежит Магомедову и на 34,91% — «физическим и юридическим лицам» фонда TPG, говорилось в материалах FESCO. Sian Participation (Британские Виргинские Острова) также принадлежит этим двум акционерам транспортной группы, добавляет собеседник РБК. Всего Магомедову, который в марте 2018 года был арестован по обвинению в организации преступного сообщества, принадлежит 32,5% FESCO, TPG — 17,4%.
«Мы напоминаем вам, что несколько кредитов вмеcте с накопленными процентами подлежат оплате, а срок платежа по остальным кредитам наступит в течение 2020 года», — говорится в письме акционерам. FESCO «требует», чтобы ее акционеры погасили долги «как можно быстрее» или предоставили предложения по графику их погашения. Это письмо должно регулироваться и толковаться в соответствии c «английским правом», указано в документе.
Представитель FESCO и адвокат Магомедова Александр Гофштейн отказались от комментариев. Дмитрий Швец, глава московского филиала TPG Capital и член совета директоров FESCO, не ответил на запрос РБК.
Как у Магомедова и TPG образовался долг перед FESCO
«Покупка FESCO осуществлялась по схеме LBO. В этом не было ничего противозаконного. Предполагалась высокая EBITDA и высокие дивиденды, и через них выплата долга акционеров компании. К сожалению, случилось несколько кризисов и это стало невозможно», — сказал РБК источник, знакомый с условиями сделки. В меморандуме к размещению евробондов весной 2013 года компания обещала за пять лет сократить соотношение чистый долг/EBITDA с 4,25 до 2. Но в 2017 году компания оказалась на грани дефолта и договорилась о рефинансировании задолженности перед иностранными кредиторами, получив кредитную линию в ВТБ. Соглашение с российским банком ограничило FESCO в выплате дивидендов. «В рамках сегодняшних кредитных обязательств это невозможно», — говорила в интервью РБК председатель совета директоров FESCO Лейла Маммедзаде, отвечая на вопрос про возврат к выплате дивидендов.
Тогда же Маммедзаде заявила, что решила уйти в отставку. «У меня есть письмо, где я черным по белому написала: «Зиявудин, я планирую уйти, уведомляю вас. Сдам все дела, в спокойном режиме оповещу всех стейкхолдеров и уйду сразу после ГОСА (годовое общее собрание акционеров. — РБК)», — рассказала она. Годовое собрание акционеров FESCО должно состояться летом. Свое решение управляющая объяснила тем, что они с бизнесменом по-разному видят будущее FESCO. «Я всегда выступала за добровольное стратегическое партнерство и развитие компании с сильным игроком. Полагаю, что мы уже выжали воду из камня и следующий качественный скачок невозможен в одиночку», — указала Маммедзаде. Магомедов же выступал против привлечения партнеров.
Чем извеcтна FESCO
FESCO — одна из крупнейших в России транспортно-логистических групп. Группа владеет портом во Владивостоке, железнодорожными операторами и крупным парком контейнеров и фитинговых платформ. Выручка компании за 2019 год — 57 млрд руб., EBITDA — 11,6 млрд руб. Капитализация головной компании группы на Московской бирже 13 мая составила 18,9 млрд руб.
Как это касается банка ВТБ
«Все акции компании заложены в ВТБ. Если компания допустит дефолт, то банк в соответствии с кредитными соглашениями может истребовать раннее погашение долга и, как следствие, требовать погашения всех долгов компании», — говорит один из источников РБК. Но он уверен, что менеджмент отнесется с «должной ответственностью к акционерам» и не допустит дефолта. Долг акционеров перед структурами FESCO мог пролонгироваться постоянно, если бы не было обязательств компании перед ВТБ, добавляет другой собеседник РБК.
Подобное требование компании к акционерам по возврату долгов не является распространенной практикой, сказал РБК партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. «Но с учетом ситуации вокруг FESCO (большой долг перед ВТБ, который необходимо обслуживать) и в целом ситуации на рынке из-за эпидемии коронавируса (уже привела к сокращению объема перевозок и, соответственно, финансовых показателей транспортной группы. — РБК) такое требование выглядит логичным», — говорит он. Одна из возможных причин появления такого требования — попытка менеджмента FESCO защититься от претензий ВТБ в будущем, поясняет эксперт.
Представитель ВТБ отказался отвечать на вопросы о том, как обслуживается задолженность FESCO, известно ли банку об обязательствах крупнейших акционеров компании и намерен ли ВТБ взыскивать их акции, если компания допустит дефолт. Но в конце марта 2020 года, когда в России только вводились первые ограничения из-за эпидемии коронавируса, первый зампред ВТБ Юрий Соловьев говорил в интервью РБК, что до последнего времени компания находилась в «хорошем состоянии». «Сейчас будем оценивать состояние компании, потому что перевозки, в том числе контейнерные, будут под давлением, увидим, как это повлияет на экономические и финансовые метрики компании», — сказал тогда он.
В конце 2019 года выяснилось, что на покупку FESCO есть два претендента — группа «Дело» Сергея Шишкарева, которая на приватизационном аукционе по продаже «Трансконтейнера» обошла структуры Владимира Лисина и Романа Абрамовича, а также DP World из Объединенных Арабских Эмиратов. В мартовском интервью РБК Соловьев сказал, что по условиям кредитов у ВТБ есть право change of control: если компанию продадут, банк может предъявить эти долги к погашению. «Но пока к нам никто не обращался, мы ни над какими сделками сами не работаем», — подчеркивал он.
«Всю чистую прибыль Fesco направляет на модернизацию»
Около года назад у группы Fesco, одной из крупнейших транспортно-логистических компаний России, появились новые акционеры. На смену GHP Group Марка Гарбера (владела 23,8% акций Fesco) и американскому фонду TPG Capital (17,4% ) пришли Андрей Северилов и Михаил Рабинович, давние партнеры по Локо-банку. Северилов стал председателем совета директоров компании. Основной акционер компании (32,5%) Зиявудин Магомедов сделку не поддержал. Арестованный в 2018 г. по подозрению в создании преступного сообщества бизнесмен в письме из сизо заявил о рейдерском захвате. Но разгоревшийся акционерный конфликт не помешал компании заметно улучшить финансовое положение. В первом полугодии чистая прибыль выросла к январю – июню 2020 г. с 5,3 млрд до 11,6 млрд руб. и, больше того, оказалась почти на 40% выше, чем вся чистая прибыль за прошлый год (8,3 млрд руб.).
Главный актив Fesco – Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). В интервью «Ведомостям» Северилов объясняет рост финансовых показателей благоприятной конъюнктурой на рынке контейнерных перевозок. По сравнению с прошлым годом фрахт подорожал в разы из-за возросшего постпандемийного спроса на товары и, как следствие, нехватки контейнеров. Но это временно, и компания, формируя бюджет, загодя готовится к снижению ставок фрахта.
В ближайшие два-три года компания не будет платить дивиденды, говорит Северилов. Деньги понадобятся на масштабную программу модернизации, которая стала еще более актуальной после того, как Fesco стала партнером «Росатома» в проекте развития Северного морского пути.
«В горизонте двух-трех лет обойдемся без дивидендов»
Второй фактор, который повлиял на хорошие финансовые результаты, – слаженная работа менеджмента и работа по устранению тех ошибок, которые мы обнаружили по итогам аудита предприятий, входящих в Fesco.
– Самое неприятное, с чем мы столкнулись, – высокая степень изношенности портовой инфраструктуры ВМТП. Многое не менялось достаточно долгое время. Поэтому нашим первым шагом стал пересмотр технологической модели движения грузов в порту, что позволило увеличить объем перевалки. Затем мы приступим к реконструкции и модернизации морского и железнодорожного фронтов. Недавно мы провели аудит состояния железнодорожной инфраструктуры внутри порта – оно удручающее, но всё работоспособно. Поэтому, чтобы поддерживать текущие сроки обработки контейнеров, необходимо активно работать над модернизацией инфраструктуры. А значит, наращивать капзатраты. Акционеры приняли решение инвестировать в развитие актива, отказавшись от распределения дивидендов в ближайшее время. Нам надо направить максимум энергии и денежного потока на модернизацию и обслуживание текущего долга. Его уровень остается довольно высоким, но комфортным для компании. На конец 2020 г. соотношение чистого долга к EBITDA составляло 2,8–2,9, на сегодняшний день еще меньше.
– Все зависит от того, как долго продержатся высокие ставки. Это будет влиять на финансовый поток. И, как следствие, на тот период, когда мы не будем распределять прибыль. Я полагаю, что в горизонте 2–3 лет мы, скорее всего, обойдемся без дивидендов. Нам нужно развиваться, это гораздо важнее для компании в долгосрочной перспективе.
– Можно сделать вывод исходя из финансовой отчетности. Мы всю чистую прибыль направляем на модернизацию и капитальные затраты. И, как я уже сказал, в ближайшие несколько лет дивиденды не планируются.
– Я бы ориентировался на динамику показателей первого полугодия. Думаю, что по году они вырастут пропорционально полугодовым. Далее из-за падения ставок финансовые показатели могут снизиться. Но мы надеемся, что наши действия по реинвестированию полученной прибыли в модернизацию позволят в дальнейшем получать высокие финансовые результаты, когда ставки начнут меняться.
– Да, именно. Мы не планируем его дальнейшее снижение, и свободные средства направим на развитие.
Андрей Северилов
– Текущая конъюнктура рынка, а также проведенная реструктуризация кредита ВТБ позволили компании сгенерировать серьезный денежный поток. В настоящее время мы не рассматриваем привлечение дополнительного фондирования от кредитных учреждений, но в случае необходимости, возможно, будем им пользоваться. Однако, скорее всего, мы обратимся или к нашему партнеру – ВТБ, или привлечем синдикат госбанков, поскольку только они могут предложить ставки, которые Fesco считает для себя приемлемыми.
Что касается Локо-банка, с которым у нас частично совпадает состав акционеров, мы рассматриваем его прежде всего в качестве партнера на Дальнем Востоке, где совсем недавно банк открыл свой первый филиал. Во время ВЭФа мы подписали соглашение, в соответствии с которым планируется реализовать специальные меры поддержки работников порта, дочерних и зависимых обществ – программы корпоративной лояльности для сотрудников и обеспечение их различными банковскими продуктами.
– Заем, действительно, не погашен. Компания требует в суде полную сумму долга, включая начисленные проценты. Суды находятся в активной фазе, но их ход я комментировать не могу. Первые требования о платеже были предъявлены экс-главой совета директоров Лейлой Мамедзаде в мае 2020 г. Когда начал меняться состав акционеров, уже прошли все официальные сроки погашения долга – и менеджмент принял решение о начале судебной процедуры. Ни копейки из взятого кредита в компанию возвращено не было. Хотя мы и понимаем, что шансы минимальны, мы обязаны предпринять все усилия для возврата займа.
– Кроме того, что у нас есть акции в свободном обращении, и в той части капитала состав акционеров меняется чуть ли не ежедневно, та структура, которая есть сейчас, вполне комфортна. Владельцы и менеджмент сосредоточены на развитии компании, а не на изменениях в акционерном капитале.
– Что касается компании DP, то с ней в рамках ВЭФа мы также подписали соглашение о сотрудничестве, поскольку они являются партнерами ГК «Росатом» по освоению Севморпути и мы заинтересованы в их уникальной экспертизе по управлению портовой инфрастуктурой.
«Стоимость судов – запредельная»
ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (группа Fesco)
Транспортно-логистический холдинг
Основные бенефициары (данные компании на 30 июня 2021 г.): Зиявудин Магомедов (32,5%), Андрей Северилов (23,8%), Михаил Рабинович (17,4%).
Капитализация – 65,3 млрд руб.
Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2021 г.):
выручка – 47,8 млрд руб.,
чистая прибыль – 11,6 млрд руб.
Компания специализируется на предоставлении услуг по грузовым морским, железнодорожным и автомобильным перевозкам, лизингу, фрахтованию, международным торговым операциям, интермодальным перевозкам. Производственные активы компании включают Владивостокский морской торговый порт (ежегодная пропускная способность – 8 млн т генеральных грузов и нефтепродуктов, 100 000 единиц автомобилей и колесной техники и 723 000 TEU контейнерных грузов), терминалы в Новосибирске, Хабаровске и Томске (совокупная пропускная способность – 169 000 TEU в год), 18 судов грузовместимостью более 280 000 т, парк контейнеров (80 000 TEU), подвижной и тяговый состав (15 маневровых и магистральных тепловозов, 8000 единиц подвижного состава), собственный автопарк грузовых автомобилей.
– В ближайшее время флот пополнится еще тремя судами – двумя контейнеровозами и одним многоцелевым судном. Это в дополнение к тем 18, которые у нас работают. Мы уже увеличили парк платформ до 7600. Большего я вам пока рассказать не могу. Как показывает практика, любое упоминание планов покупки активов в последующем ведет к увеличению их цены.
Отмечу, что текущий рынок покупки-продажи судов также перегрет. Их стоимость запредельная, и в связи с этим возникают некоторые казусы. Недавно мы закрыли сделку по покупке судна за определенную стоимость. Через два месяца продавцы нам сделали предложение продать его обратно в 2 раза дороже.
– Нет, конечно. Мы прекрасно понимаем, что текущие ставки и стоимость судов – это временный фактор и продлится недолго.
– Мы реализовали практически все непрофильные активы, которые у нас были. Fesco оперировала достаточно большим парком крытых вагонов. Сейчас осталось около 100 штук всего.
«Росатом» не управляет нашим портом»
– «Росатом» является одним из наших ключевых деловых партнеров. Мы перевозим около 30% грузов госкорпорации. Поскольку «Росатом» строит множество объектов по всему миру, мы для них являемся идеальными партнерами. Кроме того, они оператор Севморпути, и мы являемся их партнерами в рамках этого проекта. ВМТП выбран опорной точкой Севморпути. Мы построим для госкорпорации отдельный причал в порту. Это будет гигантская стройка. Рядом с этим причалом у нас будет площадка для перевалки грузов из АТР, которые дальше пойдут на Севморпуть.
Отвечая на ваш вопрос – «Росатом» не управляет нашим портом. В настоящее время наши отношения построены в формате сотрудничества. Мы являемся частью большой государственной задачи и взяли на себя обязательства поддержать госкорпорацию в реализации проекта Севморпути. Так что никакого юридического управления портом со стороны госкорпорации нет.
– Мы хотели бы увеличить нашу долю в логистике госкорпорации до 40%, став официальным перевозчиком «Росатома». Мы намерены в полной мере реализовать потенциал нового причала, когда он будет построен. На ВЭФе мы также объявили, что станем единым логистическим оператором на грузовом терминале «Восточный» и площадке строительства АЭС «Аккую» в Турции – масштабный проект, который реализует «Росатом».
– Мы не рассматриваем приобретение ледоколов. У нас есть суда класса Arc4 и одно судно класса Arc7, которое сопровождает индийскую антарктическую экспедицию. Нам на текущем этапе не нужны суда для прохода по Севморпути, наша функция скорее сервисная. Мы будем обслуживать портовые мощности во Владивостоке, а также, возможно, и в других точках прохождения Севморпути.
– Мы по отношению к Севморпути, как я уже сказал ранее, выполняем сервисную функцию, поэтому не можем комментировать эти вопросы.
– Мы верим, что с 2025 г. Севморпуть заработает. Безусловно, первые годы будут непростыми – грузоотправителей нужно будет научить пользоваться этим маршрутом, показать его преимущества. Для нас как для порта ситуация абсолютно беспроигрышная, потому что мы одновременно являемся началом пути и для движения по Севморпути, и для движения по Транссибу.
«На контейнерном рынке растет и импорт, и экспорт»
– Он растет, в этом году уже прибавил 18%. Причем растет и импорт, и экспорт. Импортный контейнерооборот растет прежде всего через порты Дальнего Востока – на целых 45% в этом году. Порты региона, в том числе и ВМТП, перегружены. Запланированная модернизация должна привести к увеличение возможностей по грузоперевалке. Сейчас тяжело, но работаем и продолжаем из месяца в месяц бить рекорды и оставаться первыми в России по контейнерооборту. По итогам семи месяцев контейнерооборот ВМТП составил почти 426 000 TEU.
– Частично да, но сухопутные маршруты для нас в настоящее время не являются ключевыми. Основными для нас являются маршруты через наш порт. Поэтому на нас скорее оказывают влияние ограничения в портах Китая. Из-за этого суда скапливаются на рейде, и их приходится быстрее обрабатывать. Но мы стараемся выдерживать графики и в последние месяцы даже смогли сократить сроки доставки.
– Во-первых, это зависит от ситуации с ковидом, которую прогнозировать невозможно. Второе – как долго китайские портовые власти будут полностью закрывать свои порты в случае выявления хотя бы одного случая заболевания. У нас в ВМТП эпидемиологическая обстановка спокойная.
– По нашему мнению, это возврат в прошлое. Ничего хорошего в этом точно нет, начиная с того, что сам по себе процесс такой погрузки достаточно долгий. Обработка одной платформы в порту занимает 3–4 минуты, причем обычно это делается несколькими устройствами по всей линии состава, чтобы погрузить контейнер в полувагон, придется потратить до часа времени. Кроме того, это небезопасно и создает для рынка ненужные ожидания. Скорее всего, в итоге это просто приведет к еще большему дисбалансу подвижного состава на сети.
– Нельзя сказать, что их не хватает. Платформы есть, они производятся, значимого выбытия из парка не предвидится. Единственная проблема: на Транссибе, через который прежде всего идут контейнерные поезда, то, что приоритет, отдается прежде всего углю и полувагонам. Соответственно, они в большинстве и прибывают под разгрузку в порты. Эффективнее же просто удлинять размер поездов, добавляя больше платформ, либо менять график их движения.
«Если у тебя есть ресурсы, то будет правильно поделиться»
– В 2005 г. я создал свою первую юридическую фирму и понемногу начал через эту работу сталкиваться с реальным сектором. Последние 10 лет занимаюсь инвестированием – производственные предприятия в Сибири, банковская сфера, ряд предприятий железнодорожной отрасли. С осени 2020 г. я максимальные усилия направил на работу в Fesco.
– Я коллекционирую современное искусство и антикварные книги, прижизненные издания русских классиков. Кроме того, восстановил комплекс памятников архитектуры в Москве. Любовь к старине и искусству – большая часть моей жизни. Но кроме этой любви есть еще и понимание, что если у тебя есть ресурсы, то будет правильно поделиться с теми, кому в жизни повезло меньше. Поэтому на своей малой родине в Курске я создал благотворительный фонд «От сердца к сердцу», который оказывает адресную помощь наиболее социально уязвимым группам – детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. В Fesco удачно совпали сразу два направления, которые мне интересны.
В рамках недавно запущенной программы «Fesco детям» мы будем реализовывать целый ряд инициатив, направленных на всестороннюю поддержку детства. Пока мы начали с проекта по развитию детского и семейного чтения. Переиздаем дореволюционные и советские книги для детей и организуем вокруг них активности, которые приучают детей к чтению. Одновременно стараемся привить детям любовь к морю. Также в рамках этой программы будет развиваться наше сотрудничество с Русфондом, с которым мы уже второй год подряд вместе помогаем тяжелобольным детям Приморья. Наш новый проект с фондом «Шалаш» должен помочь в решении проблемы трудного поведения у школьников и предотвратить трагедии, подобные той, что произошла весной в Казани. В целом мы планируем в обозримом будущем создать полноценную систему поддержки детства, которая бы обеспечила оптимальные условия для самореализации каждого ребенка в Приморье. Мы исторически много работаем с детскими учреждениями и постепенно намерены сделать эту работу максимально системной, нацеленной на долгосрочное решение социальных проблем региона.
Что касается партнерства с Третьяковской галереей, то оно тоже вписывается в нашу стратегию корпоративной ответственности, одним из краеугольных камней которой является создание долгосрочных устойчивых партнерств с лидерами различных секторов общественной жизни. Сейчас мы параллельно реализуем сразу три проекта: «Третьяковка в движении» – это временный павильон, который рассказывает жителям Владивостока об истории и устройстве Третьяковки, совместная программа магистратуры для будущих музейных работников и выставка одной картины («1918 год в Петрограде» Петрова-Водкина. – Ведомости»), которая откроется этой осенью. Мы очень надеемся, что Третьяковская галерея сможет существенно разнообразить культурный ландшафт региона и создать совершенно новые возможности для его жителей, что в конечном счете будет способствовать экономическому процветанию Приморья.