Что будет с газомоторным топливом

Газомоторное топливо – будущее России?

Что будет с газомоторным топливом. Смотреть фото Что будет с газомоторным топливом. Смотреть картинку Что будет с газомоторным топливом. Картинка про Что будет с газомоторным топливом. Фото Что будет с газомоторным топливомСтатья о том, сможет ли газомоторное топливо стать будущей основой развития автотранспорта России — выгоды и преимущества ГМТ, технологии, перспективы. В конце статьи — видео о газомоторном топливе. Статья о том, сможет ли газомоторное топливо стать будущей основой развития автотранспорта России — выгоды и преимущества ГМТ, технологии, перспективы. В конце статьи — видео о газомоторном топливе.

Что будет с газомоторным топливом. Смотреть фото Что будет с газомоторным топливом. Смотреть картинку Что будет с газомоторным топливом. Картинка про Что будет с газомоторным топливом. Фото Что будет с газомоторным топливом

ГМТ получило неожиданную поддержку в лице президента РФ Владимира Путина. Глава государства отметил, что необходимо делать ставку на экологические стандарты, подчеркнул, что об этом свидетельствуют мировые тенденции.

Вместе с тем, президент сказал, что для генерации электроэнергии также нужны ресурсы, в частности, уголь. Более рациональной, по его мнению, альтернативой станет газомоторное топливо, и следует сосредоточиться на увеличении его производства.

Но достаточно ли поддержки первого руководителя для широкого внедрения газомоторного топлива и какие дивиденды от этого получит РФ?

Выгоды и преимущества перехода на ГМТ

Что будет с газомоторным топливом. Смотреть фото Что будет с газомоторным топливом. Смотреть картинку Что будет с газомоторным топливом. Картинка про Что будет с газомоторным топливом. Фото Что будет с газомоторным топливом

По предварительным подсчетам экспертов, государственный бюджет сэкономит миллиарды рублей при переводе ведомственного транспорта на газомоторное топливо. Для населения и бизнеса финансовая выгода будет также внушительной — себестоимость газа на 50% меньше, чем у бензина.

Применение ГМТ благоприятно влияет на:

Это также более мягкая работа двигателя, увеличенный эксплуатационный ресурс коленчатого вала. В целом, переход на газомоторное топливо до двух раз увеличивает технический ресурс мотора.

Единственный минус ГМТ – потеря автомобилем динамики. Но и тут есть преимущество – уменьшение количества нарушений скоростного режима. Хотя это и весьма эфемерный плюс.

Второй по значимости после экономического фактор – экологичность топлива. Сегодня продукция с приставкой «эко» является трендом, спрос на нее стремительно растет.

Побочным положительным эффектом широкого внедрения ГМТ станет развитие сектора газового оборудования. Это касается заправочных станций, комплексов для транспортных средств. Их активное производство и продажа пополнят государственную казну за счет налоговых отчислений.

Технологии газомоторного топлива

Что будет с газомоторным топливом. Смотреть фото Что будет с газомоторным топливом. Смотреть картинку Что будет с газомоторным топливом. Картинка про Что будет с газомоторным топливом. Фото Что будет с газомоторным топливом

В мире используются 2 технологии производства ГМТ:

Соответственно, рознятся и заправочные технологии. В первом случае используются компрессорные, газонаполнительные станции или АГНКС, во втором – заправочные станции АГЗС.

В РФ наибольшее распространение получила технология КПГ. СУГ, или сжиженный углеродный газ практичен в эксплуатации. Он достаточно легко сжимается при небольшом давлении – до 15 атмосфер в температуре окружающей среды. Для хранения достаточно баллона с толщиной стенки 5 мм.

Статистика и перспективы газомоторного топлива

Что будет с газомоторным топливом. Смотреть фото Что будет с газомоторным топливом. Смотреть картинку Что будет с газомоторным топливом. Картинка про Что будет с газомоторным топливом. Фото Что будет с газомоторным топливом

Эксперты Международного газового союза отмечают стремительный рост спроса на газомоторное топлива. В среднем, ежегодное потребление его увеличивается на 20% с 2010 года. Растет парк автомобилей, оборудованных газобалонным оборудованием. Также специалисты Международного газового союза предполагают, что к 2020 году количество таких транспортных средств достигнет отметки 50 млн. единиц, а через 10 лет эта цифра удвоится.

Для России технологии ГМТ не новы, они более практичны и предпочтительны, чем электроэнергия. Главная причина – заправочная инфраструктура. Для электрокаров необходимо устанавливать дополнительные зарядные комплексы. Их внедрение идет со скрипом, и связано это с меленными темпами увеличения количества гибридов и автомобилей на электроприводах.

В то же время транспорта, потребляющего ГМТ, более чем достаточно, а значит, есть спрос, что является мощным толчком для развития сектора. Технологии работы с топливом освоены, есть инфраструктура, которая динамично развивается. Кроме того, Россия – хранитель 40% запасов природного газа, что делает топливо доступным и дешевым. Способствует этому и развитая производственная инфраструктура.

Но не стоит списывать и традиционные нефтепродукты. Еще несколько десятилетий они будут главными на топливном рынке, так как переход на ГМТ будет постепенным и остается еще множество приверженцев бензина. Но выгоды от внедрения газового аналога очевидны.

Возможные риски с ГМТ

Что будет с газомоторным топливом. Смотреть фото Что будет с газомоторным топливом. Смотреть картинку Что будет с газомоторным топливом. Картинка про Что будет с газомоторным топливом. Фото Что будет с газомоторным топливом

Но все ли так понятно и безоблачно в деле широкого внедрения метана и его аналогов? Как ни странно, но это так. Единственная опасность – монополизация. Так, крупнейший производитель ГМТ в России – компания «Газпром», может оказывать существенное влияние на ценообразование.

Но в остальном ГМТ — действительно будущее топливо России, которое обещает принести внушительные экономические и экологические дивиденды.

Видео о газомоторном топливе:

Источник

Четыре главные угрозы российской экономике в 2022 году

Украина станет пристанищем для российских уголовников

Кто уничтожил новейший корабль ВМФ России

Зеленскому придется повторить «преступления Порошенко»

Взрыв в Серпуховском монастыре списали на cамоубийство

Новая глава МИД ФРГ приведет к войне всех против всех

Что будет с газомоторным топливом. Смотреть фото Что будет с газомоторным топливом. Смотреть картинку Что будет с газомоторным топливом. Картинка про Что будет с газомоторным топливом. Фото Что будет с газомоторным топливом

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист

Несите новую элиту

Что будет с газомоторным топливом. Смотреть фото Что будет с газомоторным топливом. Смотреть картинку Что будет с газомоторным топливом. Картинка про Что будет с газомоторным топливом. Фото Что будет с газомоторным топливом

Владимир Можегов, публицист

Суррогатное материнство – это сделка по покупке ребенка

Что будет с газомоторным топливом. Смотреть фото Что будет с газомоторным топливом. Смотреть картинку Что будет с газомоторным топливом. Картинка про Что будет с газомоторным топливом. Фото Что будет с газомоторным топливом

Сергей Худиев, публицист, богослов

«Бомба» от Ленина в основании СССР

Порошенко вне закона

Роль СССР в убийстве Кеннеди

Самой красивой американкой признали девушку из Аляски

В Новосибирске прошла выкатка ударного беспилотника «Охотник»

Выбрана новая «Мисс Вселенная»

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

Главная тема

подготовка провокации

новый штамм

нормативные документы

Видео

Оценка Всемирного банка

противоположные позиции

корвет «Проворный»

главная тема

серьезные основания

преклонение перед победой

опасное соучастие

развал СССР

на ваш взгляд

В России исчезает дешевый заменитель бензина

Что будет с газомоторным топливом. Смотреть фото Что будет с газомоторным топливом. Смотреть картинку Что будет с газомоторным топливом. Картинка про Что будет с газомоторным топливом. Фото Что будет с газомоторным топливом
19 апреля 2021, 08:50
Фото: Максим Богодвид/РИА Новости
Текст: Михаил Кувырко

Российский автомобильный рынок оказался на поворотной точке. Одна из ключевых тенденций последних лет – переход на газомоторное топливо (ГМТ) – исчезает на глазах. Почему владельцы автомобилей больше не считают газомоторное топливо привлекательным и какие группы потребителей этот разворот затронет более всего?

В марте газомоторное топливо стало лидером по росту цен среди непродовольственных товаров – согласно данным Росстата, по сравнению с февралем этот вид горючего подорожал на 6,5%. Для сравнения: бензин в феврале увеличился в цене всего на 1,12%. Динамика цен на ГМТ выглядит еще более драматичной при обращении к региональной статистике. Например, в Новосибирской области в марте стоимость ГМТ подскочила на 18%, до 29,57 рубля за кубометр.

Железные законы рынка

Примечательно, что точно такая же тенденция наблюдалась в 2018 году, когда ГМТ в России дорожало параллельно с бензином. Однако это не стало критическим препятствием для увеличения его популярности среди автовладельцев, достигшей пика в прошлом году. По данным Минэнерго РФ, потребление ГМТ в стране в 2020 году выросло на 10%, до 1,1 млрд кубометров, хотя потребление бензина снизилось на 5,6%, а дизельного топлива – на 6,7%.

Основной причиной этого оказалась привлекательная цена: средняя стоимость ГМТ в прошлом году составляла 19,48 рубля за кубометр – в 2,5-3 раза ниже бензина. Кроме того, перевод транспорта на ГМТ активно субсидирует государство: год назад была запущена очередная программа поддержки в объеме 19,3 млрд рублей, которая предполагает возврат 60% затрат на установку газобаллонного оборудования (ГБО).

Но сейчас среди автомобилистов нарастают сомнения в том, стоит ли игра свеч – достаточно почитать сетевые дискуссии о ценах на топливо. «Рост цен на ГМТ не приводит к увеличению спроса на этот продукт – скорее, наоборот. Клиенты газовых заправочных комплексов задают вопросы, в чем же выгода по сравнению с дизелем, и говорят о планах по переходу на бензин», – констатирует основатель платформы по онлайн-покупке бензина Benzuber Артем Скворцов.

Несмотря на то, что стоимость газа при реализации в качестве моторного топлива в три раза превышает оптовую цену, постоянно находятся причины поднимать его стоимость, отмечает Дмитрий Гусев, вице-президент Независимого топливного союза. По его словам, за последние два года цена метана на АГНКС (газовых заправках) выросла с 14 до 19 рублей за литр. А главным основанием для роста на ГМТ нередко называется то, что этот вид горючего в России полностью находится «в рынке».

На эту тему

Как пояснили недавно в Минэнерго РФ, цены на такой вид ГМТ, как сжиженные углеводородные газы (СУГ) – пропан и бутан, не подлежат государственному регулированию, так как не относятся к продукции естественных монополий. Как следствие, «ценообразование носит исключительно рыночные принципы и складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения».

Для ГМТ не предусмотрен демпферный механизм, сдерживающий цены на бензин, поэтому ценообразование имеет исключительно рыночные принципы и складывается исходя из конъюнктуры рынка, соглашается с позицией Минэнерго аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. К тому же, по его словам, фьючерсная цена на базовый актив для ГМТ – природный газ – сейчас значительно выше той, что наблюдалась до августа прошлого года. Региональный биржевой индекс цен природного газа в Москве и Московской области в апреле составляет 6131 рубль за 1000 кубометров – в январе он находился на уровне 6060 рублей, а в январе 2020 года составлял 5855 рублей, приводит статистику Дмитрий Гусев.

Антимонопольные органы усматривают еще одну причину роста цен на СУГ – холодную зиму. Из-за этого подорожали сжиженные газы (СУГ), которые используются для отопления домов, а имеющийся объем предложения на биржевых торгах не успевал за увеличившимся спросом.

Нехватку СУГ для топливной розницы определяет и то, что значительная часть газа была перенаправлена на переработку для изготовления полимеров, добавляет Артем Скворцов. Поэтому, по его словам, повышение цен на ГМТ и очередная волна повышения цен на бензин – это разные и не связанные между собой процессы, хотя в их основе лежит одна общая глубинная причина. Нефтегазовым компаниям намного выгоднее экспортировать сырье, а на это накладываются дополнительные факторы: для бензина – это последствия пандемии и простой, вызванный модернизацией перерабатывающих заводов. В результате, если в спокойной рыночной ситуации продукта хватало всем, то в новых условиях стал возникать дефицит, который и выразился в росте цен.

Издержки массовой популярности

Свою лепту в рост цен на ГМТ вносит и постоянный рост автопарка, оборудованного под этот вид горючего. Аналитик топливного рынка Александр Полыгалов предлагает в качестве примера, поясняющего механизм увеличения стоимости ГМТ, рассмотреть услуги такси в крупных региональных центрах за пределами Москвы.

По его словам, после появления многочисленных интернет-агрегаторов цены на проезд в такси для клиентов заметно снизились. Водители такси, отмечает эксперт, сталкиваются, с одной стороны, с олигополией интернет-агрегаторов, забирающих себе до 30% стоимости заказа, а с другой стороны, с непрерывным ростом цен на бензин. Поэтому они оказываются в ситуации, когда перевозить клиентов, заправляясь бензином, попросту нерентабельно:

«В результате таксисты – собственники автомобилей массово переходят с бензина на газомоторное топливо. Следствием этого является резкий рост спроса на него, а это, в свою очередь, ведет к росту цен в строгом соответствии с рыночными законами.

Однако ГМТ по-прежнему более выгодно для тех же таксистов, чем бензин. Например, в Перми общим местом является убежденность таксистов в том, что если заниматься извозом, используя в качестве топлива бензин, то в лучшем случае можно заработать столько же, сколько придется потратить на горючее».

Однако увеличение цен на газ не способствует дальнейшему переходу на этот вид топлива. «Цена метана приближается к цене пропана, разница составляет несколько рублей, и эта ситуация не радует автовладельцев. Мы видим, что уже начались первые поползновения в сторону скидок. Многие заправочные комплексы, работающие на ГМТ, сейчас держат цены, как могут, за счет нулевой маржи, но долго так продолжаться не может», – описывает настроения на рынке Скворцов.

Назад к бензину?

Преимущества СУГ (пропан-бутан) с учетом установки оборудования сохраняются, когда стоимость газа меньше на 30% в сравнении с бензином «Регуляр-92», считает Дмитрий Гусев. С метаном же, по его словам, ситуация несколько иная. Переоборудование автотранспорта во многих регионах производится за государственный счет, поэтому экономическая эффективность однозначно есть до того момента, пока стоимость газа не превысит 50% от стоимости дизельного топлива.

Несложно подсчитать, что этот момент в самом деле близок. Если вернуться к приведенному выше случаю Новосибирской области, то средняя стоимость бензина АИ-92 в этом регионе в марте составляла 43,75 рубля за литр. Путем нехитрых вычислений выясняется, что критическая точка, в которой автовладелец может принять решение отказаться от газа, находится на уровне 30,6 рубля за кубометр СУГ – к этому уровню Новосибирская область приблизилась вплотную.

Но следует еще и помнить о том, как делается выбор в пользу конкретного топлива, уточняет эксперт экономического факультета РУДН Дамир Кудряков. По его словам, более рациональный выбор характерен не для частных автовладельцев, а для бизнеса, так что значительная доля техники, использующей ГМТ – это коммерческий транспорт. Кроме того, программа развития ГМТ в значительной степени ориентирована на общественный транспорт и спецтехнику.

При этом нужно учитывать и другие факторы, помимо цены ГМТ: развитость заправочных сетей, наличие широкого выбора специализированных под ГМТ автомобилей, а не переоборудование бензиновых, объемы господдержки в виде субсидий и налоговых льгот.

Иными словами, популярность ГМТ зависит не только от цен. «Рост цен, который мы наблюдаем, не является критическим. ГМТ будет оставаться привлекательным для своей целевой аудитории в среднесрочной перспективе», – считает Кудяков.

Программа Газпрома по развитию ГМТ – это явно не погоня за большими барышами, считает Александр Полыгалов. По его мнению, у газового монополиста есть как минимум два основания для ее развития: во-первых, снижение многочисленных экспортных рисков, которые все больше перемещаются в политическую плоскость, а во-вторых, следование общему тренду, объявленному властью – рост продукции с более высокой добавленной стоимостью. В то же время, признает аналитик, рост цен на ГМТ – это в конечном итоге просто опосредованное следствие роста цен на бензин: растут цены на бензин – растут спрос и цены на ГМТ как товар-заменитель бензина.

«Если удастся остановить непрерывное подорожание бензина, исчезнут и причины для подорожания ГМТ, – резюмирует Полыгалов. – Сдерживание цен на ГМТ – это в первую очередь рост конкуренции на топливном рынке в целом, включающем и ГМТ, и бензин. Речь должна идти не о том, чтобы стращать нефтеперерабатывающие заводы или отдельные АЗС, а о том, чтобы разобраться наконец в том, как у нас устроен и как работает промежуточный сегмент: посредники между НПЗ и АЗС. Сейчас это пока что во многих вопросах серая зона с кучей лакун и фигур умолчания».

Источник

Газомоторка: перспективы и решения

Союз нефтегазопромышленников выступает за господдержку газобаллонного оборудования

О преимуществах и недостатках

Главное преимущество газомоторному топливу даёт его экономичность. Стоимость ГМТ для преодоления одинакового расстояния будет в 2-3 раза ниже по сравнению с традиционными топливами, с бензином и дизельным топливом.

Также немаловажным преимуществом является антидетонационные свойства газа (октановое число ГМТ, как правило, больше 105), что говорит о меньшей вероятности преждевременного самовоспламенения топлива в двигателе внутреннего сгорания.

Отсутствие отложений в топливной системе, нестираемость масляной пленки со стенок цилиндров снижает трение и уменьшает износ двигателя, тем самым продлевая его работу в 1,5-2 раза.

При сжигании газа образуется меньше токсичных веществ: в 1,5-3 раза оксидов азота, в 10 раз угарного газа по сравнению с бензином, в 9 раз ниже задымленность, а образование сажи практически отсутствует (рис.1). Все эти показатели делают ГМТ в рамках крупных городов весьма перспективным в рамках экологического воздействия.

Рисунок №1 Относительное содержание вредных выбросов в отработанных газах двигателей

Источник: Яицких Г.С., Вахрушин П.А., Колесников К.Э. Ещё раз про газ // Химическая техника, № 8, 2017

Что касательно шумового воздействия, то газовый двигатель в два раза тише, что благоприятно сказывается на близко находящихся организмах, прежде всего на человеке.

Конечно, газомоторное топливо имеет не только преимущества, но и недостатки. В первую очередь это размеры емкостей хранения, тут приходится искать компромисс между размерами баллонов и дальностью пути на полном «баке».

Также опасения вызывает разгерметизация баллонов хранения газа. Дело в том, что легкие углеводороды образуют взрывоопасные смеси с воздухом, способные самовоспламеняться даже при малых концентрациях углеводородов.

Несмотря на высокую прочность баллонов хранения КПГ, велик риск его разрыва в случаях прямого воздействия, например, в аварийных ситуациях. Утечка газа под такими давлениями приведет к плачевным последствиям.

Для заправки автотранспорта используются два вида газовых заправок:

Несмотря на огромные запасы природного газа в РФ,на нем передвигаются только 0,3 % автомобилей, что соответствует 181 тысяче единиц. Наибольшую популярность КПГ пользуется у транспорта с большим расходом топлива:

— грузовой городской транспорт;

— легкий коммерческий транспорт.

На сегодняшний день рынок ГМТ в РФ развивается постепенно. АГНКС присутствует в 18 регионах РФ, планируется ещё постройка в 27. Более чем в 50 субъектах РФ разработаны документы стратегического планирования и нормативные правовые акты в области развития рынка ГМТ. Такой большой акцент на ГМТ связан со стимуляцией со стороны государство, так в 2020 году на развитие газомоторного топлива было выделено 3,3 млрд рублей из федерального бюджета.

По официальным данным, на территории РФ насчитывается порядка 455 газозаправочных станций, 326 которых принадлежат Группе «Газпром». В числе передовых регионов по использованию газа в качестве топлива можно выделить Республику Татарстан и Башкортостан, Свердловскую область, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовскую и Волгоградскую области. Однако даже в данных регионах не достигается необходимый для дальнейшего развития отрасли уровень потребления ГМТ.

В течение последних 3 лет количество автомобилей на природном газе увеличилось на 20 %, с 150000 до 181000 ед. Министерство энергетики нацелено на дальнейшее увеличение данного количества, по которому уже в 2024 году оно будет достигать 274000 ед.[1]

ГМТ в сфере железнодорожных перевозок

Сферой газомоторного топлива в РФ заинтересованы не только автомобильные транспортировки, но и железнодорожные перевозки, в частности компания ОАО «РЖД». Под ГМТ в данном случае подразумевается СПГ, так как только он может обеспечить необходимое для железных дорог соотношение теплотворности к объему топлива и логистику.

Что будет с газомоторным топливом. Смотреть фото Что будет с газомоторным топливом. Смотреть картинку Что будет с газомоторным топливом. Картинка про Что будет с газомоторным топливом. Фото Что будет с газомоторным топливом

На сегодняшний день на территории Российской Федерации функционируют 3 локомотива на СПГ: газотепловоз ТЭМ 19, газотурбовозыГТ1h-001 и ГТ1h-002. В качестве полигона для испытаний локомотивов на СПГ была выбрана Свердловская область, имеющие протяженные неэлектрифицированные участки различного профиля[2].

Компания ОАО «РЖД» с переходом на СПГ с более традиционного дизельного топливо видит много перспектив, некоторые из которых были упомянуты ранее:

— стоимость перевозки, наверное, одно из приоритетных преимуществ, так как снижение издержек повысит прибыль компании;

— уменьшение выбросов, газовозы показали пятикратный запас по вредным выбросам относительно действующих требований к дизельным двигателям;

— увеличение тяги двигателя, позволяющая увеличивать вес возимых грузов практически в 2 раза;

— увеличение срока эксплуатации локомотива в 2 раза, это связано с уменьшением загрязнения движущихся частей двигателя;

снижение операционных затрат на обслуживание и ремонт.

Что касается проблем, с которыми связано низкой распространение данных локомотивов, то всё сводится к слаборазвитой инфраструктуре. Во-первых, отсутствие малотоннажных заводов СПГ вдоль железных дорог. Во-вторых, слабая подготовка обслуживающего персонала. В-третьих, необходимость больших капитальных затрат на покупку локомотивов, так как переоборудование нынешних мощностей нерентабельно в связи с высокой степенью износа существующего парка.

Компания ОАО «РЖД» видит в СПГ больше плюсов, чем минусов, поэтому в 2018 году подписала программу совместных мероприятий по реализации соглашения о сотрудничестве в области использования природного газа в качестве моторного топлива с ПАО «Газпром», АО «Группа Синара» и ЗАО «Трансмашхолдинг», первая будет заниматься поставкой газа, а последние две постройкой локомотивов. В соответствии с программой планируется увеличить парк с 3 до 22 единиц, постройка двух малотоннажных заводов СПГ, а также площадки для размещение передвижных заправщиков[3].

Проблемы, препятствующие использованию газомоторного топлива

Несмотря на большое количество преимуществ газомоторного топлива по сравнению с более традиционными бензином и дизельным топливом, ГМТ не получает широкое распространение. С чем это связано? Главный тормозом данного развития является низкая степень развитости инфраструктуры заправочных станций. Так, например, в восточной части нашей страны всего шестьгазонаполнительных станций: в Братске, Петропаловске-Камчатском и по два в Южно-Сахалинске и Якутске.

Если у водителя транспортного средства вдруг будет заканчиваться бензин или ДТ, он без проблем сможет найти АЗС в радиусе 30 км. Намного сложнее будет водителю транспортного средства на природном газе, ведь во многих крупных городах нашей огромной страны количество АГНКС может не превышать и одной-двух штук, если они вообще будут в нём находиться. Тогда как быть водителю, когдаколичество КПГ подходит к концу в области? Конечно, есть автомобили с двигателем, топливом которого может служить как газ, так и жидкие виды топлива. Однако емкости хранения для обоих топлив уменьшают тягу транспортного средства засчет увеличения массы самого транспортного средства.

Также нельзя не сказать о меньшей теплотворной способности природного газа, то есть при одинаковом объеме КПГ и АИ (ДТ), КПГ даст меньше энергии. Так, теплотворность 1 литра жидкого топлива соответствует теплотворности 1 м 3 природного газа, который под давлением в 200 атмосфер занимает 5 литров, иными словами, для преодоления одинакового расстояния необходимо в 5 раз больше газа по сравнению с АИ (ДТ). А в рамках страны, где порой нужно преодолеть не одну сотню километров, это может стать критичным показателем при выборе типа автомобиля.

Отдельно можно назвать проблемы ГМТ для двухколесного транспорта, емкость бака которого составляет примерно 12 литров, тогда, учитывая толстостенный сосуд хранения КПГ, какое расстояние сможет преодолеть данный вид транспорта? Очевидно, небольшое, поэтому о внедрении ГМТ для двухколесного транспорта можно услышать весьма редко.

Несомненно, у нас есть хороший пример развития ГМТ в европейских странах, таких как Италия и Германия, но корректно ли сравнивать наши государства?

Западные государства отличаются относительно небольшой территорией и большей плотностью населения. Что нельзя сказать о РФ: несмотря на дешевый газ, для постройки АГНКС требуется доступ к единой системе газоснабжения (ЕГС) РФ, отсутствующий в малонаселенных районах. Лидерами же в области развития ГМТ на сегодняшний день являются Иран, Пакистан, где доля автомобилей, работающих на газе, превышает 25% автопарка. В данных странах государственная поддержка получила широкий отклик, выразившейся в резком развитии рынка ГМТ.

Также ингибитором развития природного газа как топлива служит отношение цены жидкого топлива к ПГ. Соотношение в 2-3 раза является недостаточным для резкого развития отрасли в случае стимулирования со стороны государства. Можно сделать вывод, что развитие отрасли без стимулирования является маловероятным.

Пути решения проблем и перспективы

Основными путями решения является дальнейшее стимулирование развития сферы газомоторного топлива на всех этапах производства: от производства баллонов для хранения до самих транспортных средств.

Уменьшение налогов на выпуск газопотребляющих транспортных средств и различного рода льготы могут уменьшить стоимость автомобилей, тем самым можно нивелировать разницу в стоимости автомобилей, работающих на разном топливе.

Также немаловажным является развитие сферы обслуживания и ремонта транспортных средств на ГМТ.Вливание денежных средств в наукоемкие технологии позволит разработать собственные патенты и наработать необходимую для дальнейшего развития научную базу.

Что касательно перспектив, существует много прогнозов, но почти все они положительные.В ближайшие два десятилетия в мире предполагается увеличение потребления газа на 20% с достижением к 2040 году объема потребления более 5,4 трлн куб. м газа, в том числе 3,4 трлн куб. м, приходящихся на долю ГМТ, а доля двигателей, работающих на альтернативных традиционному видах топлива, к 2030 году должна составить не менее 49% от общего количества.

При этом доля, приходящаяся сейчас на автотранспорт на газомоторном топливе, составляла в 2018 году не более 1,5% от общего потребления газа. Доля ежегодного роста потребления газа, приходящаяся на транспорт, составляет 4,2%, при этом на энергетику приходится 2,2% роста потребления газа. То есть, статистические данные свидетельствуют о постепенном росте потребления ГМТ, этот рынок имеет существенный потенциал роста вследствие позитивного фактора низкой базы.

Общий объем потребления газомоторного топлива в России к 2040 году составит от 100 до 250 млрд куб. м, а темпы роста потребления газа в мире составляют около 10% в год; наиболее весомый вклад в потребление газа приходится на страны Азии, где ожидается увеличение потребления газа к 2030 году на 30% по сравнению с 2018 года. Следует учитывать, что страны Азии активно проводят политику энергетической и топливной диверсификации, комбинируя потребление и ориентируясь на газ, нефть, водород, электричество.

Союз нефтегазопромышленниково ГМТ

Союз нефтегазопромышленников считает, что на сегодняшний день ГМТ представлено в РФ сравнительно неплохо в ряде регионов. Ещё несколько лет назад впереди многих была Республика Башкирия, и их организация ООО «Газпром Трансгаз Уфа» очень много занималась этим. Сейчас они немного сдали позиции изанимают четвертое место в России, уступив Татарстану и двум южным регионам: Ставропольскому краю и Ростовской области. Позиция союза всегда была, есть и будет заключаться в том, что необходимо использовать возможности газов в качестве моторного топлива, это может быть и сжатый газ, и жидкий газ (пропан-бутан), и сжиженный газ (СПГ), пусть каждый из этих направлений имеет свои плюсы и минусы.

Что касается компримированного газа, то тут уже имеется неплохо отработанная система, сейчас уже появилось довольно много заправок, дефицит которых зачастую является главной проблемой. Если на весь регион приходится одна заправка, нужно заправить и проехать хотя бы 500-600 км, чтобы это было оправдано, поэтому я не за то, чтобы количество газовых заправок сегодня было таким же, как и АЗС, но тем не менее нужно, чтобы в радиусе 150-200 км обязательно были заправки. Тогда спрос будет больше, и больше людей будут ориентироваться на газ.

Этот вопрос в условиях борьбы за климат является весьма важным. Эксперты союза нефтегазопромышленников считают, что темпы перевода российского автотранспорта на газ очень невысоки, для сравнения приводят Пакистан, в котором автомобилей, работающих на газе, больше 2 млн, а у нас 150-200 тысяч.

Также эксперты придерживаются мнения, что Россия в этом отношении серьезно отстала, и предлагают принять такую программу действий, не выполнить которую было бы невозможно. Под программой они подразумевают механизмы, рычаги воздействия для того, чтобы ГМТ было бы выгодно для регионов, для компаний, для людей. Поэтому эксперты союза предлагают подумать о том, чтобы можно было бы в кредит, допустим, поставить это газобаллонное оборудование (ГБО), а проценты за кредит государство могло бы взять на себя.

В РФ часто говорят об институтах развития, когда многие из них совершенно не отвечают своему названию, за очень небольшим исключением сегодня это может быть ВТБ, Фонд развития промышленности, которые ежегодно могут направить 20 млрд рублей на поддержку каких-либо проектов.

Определенное количество машиностроительных предприятий пользуются такой возможностью, в том числе и те предприятия, которые занимаются выпуском продукции для нефтегазового комплекса. Представители союза придерживаются мнения о необходимости заинтересовать людей и компаний для развития ГМТ. Заинтересованность проявляется в стимулах и экономической выгоде. Если заинтересованность есть, то и люди занимаются очень активно, если её нет, то никто заниматься не будет, поэтому мы пока не сумели убедить людей в том, что этим делом, во-первых, безопасно заниматься, во-вторых, экономически целесообразно.

ПАО «КАМАЗ» сейчас выпускает определенное количество автомобилей на газе, но прежде всего надо наладить выпуск такого оборудования. В начале, 20-30 лет назад, рынок ГМТ заполнило итальянское оборудование, сейчас появились нашер – отечественное, но, на мой взгляд, качество и надежность ГБО не всегда устраивает людей.

Как распределить виды ГМТ по регионам? Отвечая на данный вопрос, эксперты союза предполагают, что в регионах со слаборазвитой инфраструктурой наиболее приемлемым будет СПГ, потому что протащить туда газопроводы для того, чтобы делать КПГ, нерентабельно, применение СУГ затруднено вследствие низких температур окружающей среды.

Автор: Шмаль Генадий Иосифович, президент Союза нефтегазопромышленников России, Черных Сергей Петрович, старший советник Межотраслевого экспертно-аналитического центра Хакимов Айрат, аналитик Межотраслевого экспертно-аналитического центра СНГПР

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *