Что будет с карабахом и арменией
Нагорный Карабах — история конфликта. Причины вечной войны между Арменией и Азербайджаном в Чёрном саду
Сложные отношения между народами Армении и Азербайджана, веками населявшими Карабах, вылились в многочисленные войны и множество межнациональных столкновений. Рассказываем историю и суть конфликта в Нагорном Карабахе.
Фото © ТАСС / Геннадий Хамельянин
27 сентября в Нагорном Карабахе произошло очередное обострение ситуации. Впервые за последние четыре года конфликтующие стороны возобновили боевые действия. Нагорный Карабах исторически является одной из главных горячих точек на карте мира. Веками населявшие Чёрный сад (именно так переводится с тюркского название Карабах) народы очень быстро переходили от шаткого мира к войне, поскольку и те и другие считали край своим и только своим. За один лишь XX век Карабах пережил три волны кровавых межэтнических столкновений и две полномасштабные войны.
Кому принадлежит Нагорный Карабах
Вопрос об исторической принадлежности региона является предметом острых споров между армянскими и азербайджанскими историками. Первые со ссылками на античные источники доказывают, что исторически Карабах входил в состав Армянского царства, в то время как вторые утверждают, что он был частью Кавказской Албании и является прародиной азербайджанцев.
Фото © ТАСС / Яшар Халилов
Позднее Карабах попал под власть Сефевидов. После этого территория равнинного Карабаха была исламизирована, но в нагорной части региона преобладало армянское население. В середине XVIII века возникло Карабахское ханство — протекторат Персии. Жёсткое давление тюркских элит вынудило армянское население покинуть родные края. В результате к началу XIX века большую часть жителей ханства составляли уже тюркские народы.
В начале XIX века ханство перешло под протекцию России, а в 1926 году было окончательно включено в её состав. После этого в Карабах устремились миграционные потоки армян из исламских Ирана и Османской империи (и аналогичные потоки тюрок в обратном направлении), благодаря чему в конце XIX века их численность в регионе превысила 40%.
Фото © ТАСС / Геннадий Хамельянин
Накопившиеся к началу XX века национальные, религиозные и классовые противоречия вылились в кровавую резню, охватившую не только Карабах, но и крупные города Закавказья одновременно с началом революции 1905 года. Успокоить конфликт удалось только после подавления революции, но спокойствие было недолгим.
Обострение конфликта в Нагорном Карабахе в начале XX века
В 1918 году, после Октябрьской революции, от России одна за другой начали отпадать национальные окраины. Армения и Азербайджан провозгласили независимость и сразу же начали активно выяснять отношения друг с другом. Конфликт из-за спорных территорий перерос в очередную кровавую резню и завершился победой Азербайджана, который воспользовался имевшимся козырем — поддержкой Османской империи. Та сформировала азербайджано-турецкую исламскую армию и вторглась на Кавказ, силой заняв спорные территории. Нагорный Карабах заявил о своей независимости в надежде на объединение с остальной частью Армении, однако вскоре его крупнейшие населённые пункты были заняты исламской армией, хотя в регионе сохранилось сильное повстанческое движение.
Но уже через несколько месяцев всё полностью переменилось. Германия и Османская империя капитулировали в Первой мировой, турки ушли с Кавказа, взамен туда прибыли англичане. Осознавая непрочность своего положения и не имея желания вникать в сложнейшие хитросплетения местной истории, они решили оставить всё как есть и отложили окончательное решение вопроса о территориальном размежевании до Парижской мирной конференции. Карабах де-юре остался частью Азербайджанской Демократической Республики.
Фото © ТАСС / В. Пащенко
Это решение привело к возобновлению кровавой межнациональной вражды в спорных регионах. Попытки мирного урегулирования ситуации, предпринятые членами Антанты, не принесли никаких результатов.
Спорные территории — Карабах, Нахичевань и Зангезур
К 1920 году большевики наконец разобрались с внутренними противниками — и их внимание переключилось на отпавшие окраины. При непосредственном участии местных коммунистов были советизированы и Армения, и Азербайджан, что привело к пусть и шаткому, но миру в регионе. Теперь решать сложнейший вопрос урегулирования территориальных споров в регионе предстояло большевикам.
И армянские, и азербайджанские лидеры сразу же попытались решить вопрос в свою пользу при помощи Москвы. И те и другие заваливали ЦК письмами с требованиями передать именно им спорные территории, в противном случае угрожая тем, что население республик воспримет отказ как предательство и отвернётся от новой власти.
Самые горячие споры разгорелись вокруг трёх регионов: Карабаха, Зангезура и Нахичевани. Все три имели смешанное армяно-азербайджанское население в разных пропорциях. До революции Нахичеванский уезд входил в состав Эриванской губернии, большинство которой составляли армяне. Однако непосредственно в этом уезде азербайджанцев проживало вдвое больше. В Зангезурском уезде до революции число проживавших армян и азербайджанцев было примерно равным. В Карабахе существовало разделение: в Равнинном Карабахе жили преимущественно азербайджанцы, а Нагорный почти целиком был населён армянами.
Для урегулирования спорных вопросов было создано специальное Кавбюро ЦК, которое возглавили Орджоникидзе и Киров. Кавбюро предложило компромиссный вариант: Нахичевань переходит к Армении, а Зангезур и Карабах — к Азербайджану. Но тут в спор вмешалась новая сторона.
Турецкий лидер Мустафа Кемаль предложил Ленину заключить договор о дружбе. Ленин воспринял это как шанс на прорыв дипломатической блокады и охотно согласился на не самый выгодный договор. Согласно его условиям, часть бывших российских территорий переходила Турции, кроме того, Нахичевань на правах автономии присоединялась к Азербайджану. Взамен турки давали добро на существование Советского Азербайджана.
Фото © Wikipedia, © ТАСС
После вмешательства Турции вопрос с Нахичеванью был урегулирован и главным камнем преткновения стал Карабах. Из восьми членов Кавбюро трое однозначно выступали за его передачу Армении, а трое других — Азербайджану. Всё зависело от позиции непосредственных руководителей — Орджоникидзе и Кирова, которые колебались в этом вопросе.
4 июля 1921 года состоялось заседание Кавбюро, посвящённое окончательному решению карабахского вопроса. По результатам голосования большинство решило передать его Армении, в поддержку этого решения выступили оба руководителя бюро. Однако глава Азербайджана Нариманов настоял на том, чтобы окончательное решение осталось за ЦК. После голосования состоялись консультации Орджоникидзе и Кирова со Сталиным, который в то время курировал национальную политику. Неизвестно, о чём именно шёл разговор и какие аргументы выдвигались (вероятно, это были какие-то стратегические соображения, связанные с Турцией), но руководители Кавбюро неожиданно передумали за одну ночь. На следующий день состоялось новое голосование, на котором они высказались в пользу передачи Карабаха Азербайджану с условием создания в Нагорной части региона армянской автономии. Что касается третьего спорного региона, то Зангезур передали Армении в качестве компенсации за утрату остальных спорных территорий.
Решение большевиков, принятое как максимально компромиссное, на деле стало лишь прологом к новым конфликтам. Азербайджанские коммунисты хотели Карабах, но без армян и уж тем более без навязанной в качестве компромисса автономии. Армяне же не желали мириться с решением о передаче этнически однородного региона другой республике. После территориального размежевания установился хрупкий мир, скорее похожий на холодную войну. Руководство Армянской ССР каждые несколько лет пыталось пролоббировать через союзную столицу вопрос о передаче ей карабахской автономии. После окончания Второй мировой ему едва не удалось это сделать. Политбюро поручило Маленкову проконсультироваться с главой Азербайджанской ССР Багировым по этому вопросу. Багиров ответил, что уступит Нагорный Карабах, если взамен Азербайджану передадут территории Дагестана и Грузии, где компактно проживало азербайджанское меньшинство. Устраивать масштабное перекраивание карты тогда не стали.
В ответ на попытки руководства Армянской Республики вернуть контроль над автономией азербайджанские власти начали стимулировать переселение азербайджанцев в спорный регион. За время существования советской власти национальный баланс в регионе существенно изменился. Если на момент создания автономии Нагорного Карабаха армяне составляли там 90% населения, то к моменту распада СССР уже 76%.
Кроме того, руководство азербайджанской компартии тщательно подбирало кадры для руководства автономией, стараясь выдвигать на эти должности бакинских армян, лояльных непосредственно Баку, а не уроженцев Карабаха или выходцев из Армянской ССР.
Возобновление войны между Арменией и Азербайджаном
Фото © ТАСС / Сергей Мамонтов, Геннадий Хамельянин
Через несколько дней после распада СССР между самопровозглашённой Республикой Арцах (Карабах), поддержку которой оказывала Армения, и Азербайджаном началась полномасштабная война. Она продлилась два года и четыре месяца и, по примерным подсчётам, унесла жизни 20–25 тысяч человек. По итогам войны Арцах/Карабах де-факто остался независимой, хоть и непризнанной даже самой Арменией республикой. Азербайджанской армии не удалось установить контроль над регионом.
Заморозка конфликта в Нагорном Карабахе
В 1994 году при посредничестве России конфликт был заморожен, но не решён. Активные боевые действия прекратились, но периодически на линии соприкосновения случаются столкновения. В 2016 году произошло самое масштабное со времён войны обострение, бои продолжались на протяжении четырёх дней.
Ситуация вокруг Карабаха превратилась в «вечный» конфликт, не имеющий устраивающего всех решения. И армяне, и азербайджанцы исторически связаны с Карабахом, но ужиться вместе, как показало время, у них не получилось. Однако решение в пользу одних непременно приведёт к недовольству других. Найти компромисс не удалось даже сто лет назад — при более благоприятных для этого условиях. А сейчас, после стольких войн и конфликтов, это представляется почти невозможным. Все переговоры по карабахскому вопросу, начинавшиеся за последние 20 с лишним лет, неизменно заходили в тупик.
Конфликт Армении с Азербайджаном. Что важно знать
Главное к 18:50 9 ноября
Азербайджанская армия продолжает наступление с юга Нагорного Карабаха, постепенно приближаясь к столице непризнанной НКР Степанакерту.
Днем 9 ноября власти НКР признали полную утрату контроля над городом Шуши (Шуша). Днем ранее о его занятии заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Со взятием Шуши азербайджанские власти поздравил президент Турции Реджеп Эрдоган.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что «бои за Шуши продолжаются».
Падение города позволило азербайджанским частям выйти на дорогу, связывающую Степанакерт с Арменией (так называемый лачинский коридор).
Как возобновился конфликт
Как отреагировало международное сообщество
Конфликт между двумя странами обострился в июле 2020 года, когда военные начали обстреливать позиции друг друга на границе. Армения и Азербайджан выдвинули взаимные обвинения в нарушении режима прекращения огня. На протяжении следующих двух недель конфликт интенсифицировался: стороны обменивались ударами с применением тяжелого вооружения. Потери были с обеих сторон.
Противостояние из-за Нагорного Карабаха длится между Ереваном и Баку почти 30 лет. Этот регион, чье население составляют преимущественно армяне, провозгласил независимость от Азербайджана в 1991-м. С 1992 по 1994 год тот пытался вернуть его под свой контроль, однако в итоге страны договорились о прекращении огня.
К этому моменту армянские формирования контролировали в том числе несколько районов Азербайджана, которые до начала конфликта не входили в Нагорно-Карабахскую АО и отделяли регион от территории самой Армении: Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский и Зангеланский — полностью, Агдамский и Физулинский — частично. Под контролем Баку осталось около 15% территории на северо-западе Нагорного Карабаха.
Коридор на коридор неприемлем: Арцах предрëк «страшные» процессы в регионе
Подход Азербайджана «коридор на коридор» чреват самыми серьëзными вызовами для России и Европы, и он неприемлем для Нагорного Карабаха. Об этом сегодня, 15 декабря, заявил министр иностранных дел непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Давид Бабаян, комментируя вчерашние заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева.
В минувший вторник, будучи с визитом в Брюсселе, перед трëхсторонней встречей с премьер-министром Армении Николом Пашиняном азербайджанский лидер заявил, что пропускной режим так называемого Зангезурского коридора должен быть идентичен правовому режиму следования грузов и людей через Лачинский коридор, который связывает Армению с Нагорным Карабахом и вдоль которого в настоящее время размещены российские миротворцы.
По его словам, беспрепятственная связь между Турцией и Азербайджаном через международно признанную территорию Армении, на чëм настаивает Баку, означает потерю армянского суверенитета над определëнными территориями.
«Сегодня будет один „коридор“, завтра другой. Ведь они даже не говорят Мегринский, а указывают на „Зангезурский коридор“. В Зангезуре может быть несколько „коридоров“. Уже появилось фактически два упоминания „коридора“ — железнодорожный через Мегри и автомобильный через Сисиан (призваны связать „материковый“ Азербайджан с его нахичеванским анклавом через Сюникскую область Армении. — Ред.)», — отметил Бабаян.
В Степанакерте связали планы руководства Азербайджана с попыткой «полностью расчленить Армению».
«Получается, что Армения теряет контроль над около трети своей территории. Над Сюником, и не только. Это означает, что Армения „отрывается“ от Ирана. Сюник оказывается в полном окружении, в полном анклавном положении со стороны Азербайджана и Турции, потому что фактически не будет иметь границу с Арменией. Если азербайджанцы и турки „беспрепятственно проходят“, то завтра там будут введены войска, чтобы обеспечить „свободный проход“, сначала грузов и товаров, потом — военной техники, армии и так далее. Это полностью поменяет ситуацию в регионе», — прогнозирует министр.
Указывается, что армянский Сюник будет «полностью поглощëн, не говоря уже об Арцахе».
«Всë это приведет к глубинным трансформациям, к тому, что начнутся страшные, непредсказуемые процессы на Северном Кавказе, Поволжье, Центральной Азии. То есть, это фактически „дорожная карта“ (президента Турции Реджепа Тайипа) Эрдогана, показанная им недавно вместе с представителем организации „Серые волки“ (имеется в виду лидер Партии националистического движения Турции Девлет Бахчели. — Ред.)», — обращает внимание глава МИД НКР.
Он уверен, что установление какого-либо контроля со стороны Азербайджана над Лачинским коридором будет означать удушение Арцаха.
«Следствием станет геноцид и депортация населения. Останется лишь два выхода — либо снова война, либо в Арцахе не останется ни одного армянина. Потеря Арцаха будет автоматически означать потерю Зангезура, Севана, и в целом уничтожение армянской государственности. Вот какие процессы Азербайджан вместе с Турцией пытаются реализовать в контексте идеи деблокирования коммуникаций. В таком контексте это, естественно, не может быть принято. Мы надеемся, что такого рода действия получат адекватную оценку со стороны международного сообщества. Эти действия направлены также против других стран — России и еë миротворческой миссии в регионе, целостности российского государства. Со временем эта угроза распространится и против Европы. Турция сейчас в роли Германии 1930-х гг, когда к власти пришëл Гитлер. Тогда тоже многие силы заигрывали с Гитлером. Но пострадали все. То же самое будет и в этом случае, даже хуже. Поэтому надо хладнокровно подходить к происходящему, не паниковать, пресекать провокации Азербайджана. Я не думаю, что подобного рода авантюры Азербайджана могут быть приняты ведущими глобальными и региональными державами. Мы изначально заявляем, чем чреват подобный подход, и для нас он неприемлем», — подытожил Давид Бабаян.
Напомним, президент России Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян 9 ноября 2020 года подписали совместное заявление о полном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе, начавшихся 27 сентября и продлившихся 44 дня. По итогам войны армянская сторона утратила контроль над всеми районами вокруг НКР, а также частью непосредственной территории республики, включая города Шуши и Гадрут. В регионе конфликта размещены российские миротворцы.
Что будет, если Армения вдруг признает Карабах?
Угроза Никола Пашиняна подтвердить независимость НКР может быть блефом. Но если это свершится, то прольет бальзам на душу НАТО и сильно навредит России.
О чем думал Никол Пашинян, заявив год назад, что «Арцах (Нагорный Карабах) — это Армения, и точка»? Ведь фактически этот выпад противоречил принципу мирного урегулирования карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов и ставил крест на переговорном процессе. Тогда вся эта вербальщина прозвучала на относительно благополучном фоне — ситуация на линии фронта угрожающей не была, и откровения премьера Армении можно было расценить как сотрясение воздуха для внутренней аудитории, повышение индивидуального рейтинга и поддерживание «патриотических» настроений в обществе, доверие которого к нему стало падать.
Но сейчас, когда на карабахском направлении начались масштабные военные действия с гибелью сотен людей, в том числе и мирного населения, уничтожением военной техники противных сторон, вмешательством в конфликт Турции, Пашинян заявляет о возможном признании Арменией независимости Нагорного Карабаха. С какой целью он это делает? И если угроза будет приведена в исполнение, какими будут последствия?
Вполне вероятно, что армянский лидер опять блефует. На возможность признания Карабаха намекали и его предшественники, но ни один из них не рискнул это сделать: независимость НКР была бы фиктивной, поскольку ее, кроме Еревана, никто бы не признал. Можно предположить, что Пашинян попытался таким образом остановить военные действия со стороны Азербайджана, подвигнуть Россию и международное сообщество к коллективному давлению на Баку с Анкарой и вернуться к переговорам по урегулированию, которые в течение тридцати лет положительного результата не дали. Кроме, конечно, удерживания конфликта в относительно замороженном состоянии, если не считать «заварушек» в 2016 году, в нынешнем июле и вот теперь сейчас.
Однако сравнивать инциденты недалекого прошлого с днем сегодняшним невозможно из-за беспрецедентно массированной атаки Азербайджана и его поддержки со стороны Турции, откровенно пытающейся изменить геополитическую ситуацию в регионе военным путем. Но если усилия «международного сообщества» и России ничего не дадут, и Армения все же признает независимость Нагорного Карабаха, а там, гляди, стороны заявят о слиянии в единое государство, как будут разворачиваться события впоследствии?
Оговоримся сразу: признание Карабаха будет, как минимум, контрпродуктивным шагом. Азербайджан оно не остановит, напротив, у него появится дополнительная мотивация защиты своей территориальной целостности и одержания окончательной военной победы не только над Нагорным Карабахом: война вспыхнет и с Арменией, являющейся гарантом безопасности НКР. А это уже настоящая катастрофа для всего региона, отягощенная фактором включенности в конфликт Турции. Она явно помешает Москве остановить Азербайджан, поскольку сохраняет желание «натянуть нос» РФ из-за недоговоренности хотя бы по Сирии. То есть в отместку Анкара вполне может поджечь Кавказ, на который Россия имеет собственные виды. Тем более, что Анкара к тому же продвигает и развивает в своей политике пантюркистские направления.
С другой стороны, открытое вмешательство в карабахский конфликт чревато для Турции усугублением ее внутренних и внешнеполитических проблем. Оно повлияет на экономику, на курс национальной валюты, усиление оппозиционных настроений внутри самой страны, где отношение к прямому турецкому вмешательству в карабахский конфликт весьма неоднозначно. С большой долей вероятности, активизируется и курдское движение.
Что же касается внешнеполитического аспекта, государства антитурецкого альянса (включая часть стран НАТО) не хотели бы видеть Турцию в качестве доминирующей силы на Южном Кавказе и не только на нем. Это означает, что они будут оказывать дипломатическое и, не исключено, санкционное давление на Анкару. Ну и вовсе сбросить со счетов фактор России для Эрдогана тоже чревато последствиями — Турции все же приходится сотрудничать с ней по Сирии, Ливии, другим направлениям и действовать с оглядкой на Москву и не только на нее.
К тому же нельзя игнорировать то, что Россия, нуждающаяся в партнерстве и с Азербайджаном, и с Арменией, в которой дислоцирована ее военная база, пока не приняла позицию ни одной из сторон. Но она состоит в одном военном блоке с Арменией (ОДКБ), и для сохранения лица ей придется предпринимать какие-то шаги в защиту РА, если военные действия распространятся до ее границ.
Разумеется, такой сценарий для Москвы крайне нежелателен. Хотя затянувшаяся война может дать ей «козырь» для размещения своих миротворцев в конфликтной зоне, чего она, вероятно, желает, однако это вызовет новый всплеск политических страстей — усилению присутствия РФ на Южном Кавказе воспротивятся многие весомые политические центры.
Определенный интерес вызывает анализ ситуации проживающего в Германии политолога Александра Сосновского — его приводит «Политнавигатор». По словам Сосновского, если Армения признает независимость Нагорного Карабаха, «это на руку НАТО», поскольку следующим шагом будет признание возможности Грузии и Украины вступить в Североатлантический альянс. И далее: «Если Армения принимает Нагорный Карабах и входит в зону защиты России, … тогда Запад и НАТО имеют полное основание говорить: если вы поступаете так, то мы поступаем так». В итоге Эрдоган «строит базу там, где он хотел с Азербайджаном, НАТО принимает решение по приему Украины и Грузии, если они подают такие заявления. Любые фантастические решения принимаются … в течение двух дней».
И впрямь, если Россия допускает нахождение страны со спорной территорией в составе ОДКБ (если Армения признает Нагорный Карабах «своим»), то НАТО может сделать такое же исключение для Тбилиси и Киева. Результат — полное изменение геостратегической ситуации. Все это не так уж нереально, как может показаться с первого взгляда.
Тем временем, судя по положению на текущий момент, война обещает затянуться. Военный потенциал у обеих сторон есть, хотя у Азербайджана посолидней. Но не исключены и «скрытые возможности» армянской стороны. «Росбалт» уже писал о варианте договориться «баш на баш». И договаривающимися сторонами тут должны выступить Москва, Анкара и Баку. Еревану же придется подчиниться их решению. Такой неофициальный формат урегулирования видится более эффективным, чем совершенно недееспособная Минская группа ОБСЕ.
Надо думать, что какое-то движение в этом направлении уже начато, однако пока безрезультатно. Как передает Sputnik со ссылкой на Газету.ru, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглы побеседовал с президентом РФ Владимиром Путиным и министром иностранных дел Сергеем Лавровым, и предложил им вариант урегулирования конфликта по сирийской модели. «Как мы действуем в Сирии, так пытались и здесь, но не удалось. Говорят: пусть остановится война. Пусть. Нужно объявить перемирие, но при этом Армения должна уйти с оккупированных территорий. Говорится ли это? Нет», — сказал Чавушоглу.
Слабая надежда на новые предложения и «да» от всех заинтересованных сторон все же остается. Но Армения прибегла к новому «ходу» в надежде произвести впечатление на международное сообщество: она взялась «доказать» мировой общественности переброску сирийских наемников в Азербайджан со стороны Турции. По данным армянской стороны, террористов насчитывается от 3 до 4 тысяч. Пашинян заявил, что «Арцах воюет против международного терроризма» во имя глобальной безопасности, и что он угрожает в равной степени США, России, Ирану, Франции. Войну это заявление, если стороны не сторгуются, не остановит, но репутацию Турции в «чувствительных» к ней странах подмочит еще больше. Вне зависимости от того, выложит ли премьер безусловные доказательства или нет.
МИД РФ, еще до того, как Пашинян сам озвучил информацию о террористах, которых в самой Армении, разумеется, «нет», сообщил о своей «озабоченности» соответствующими сообщениями. Подтверждений им Москва не привела, однако подчеркнула опасность создания «долговременных угроз для безопасности всех стран региона». Российское внешнеполитическое ведомство призвало руководство заинтересованных государств принять действенные меры по недопущению использования иностранных террористов и наемников в конфликте и их незамедлительному выводу из региона. Какая страна отреагирует следующей, или на России дело закончится?
А пока стороны конфликта выкладывают данные о своих военных «успехах»: скольких убили и ранили, какую технику уничтожили, что подорвали, постоянно опровергая торжествующую информацию противной стороны.