Что будет с кинотеатром родина в орле
В Орле снова будут использовать кинотеатр «Родина» для показа фильмов?
Судебные приставы снова попытаются продать кинотеатр «Родина», принадлежащий АИЖК Орловской области. Соответствующее решение принял суд. Здание уйдет с молотка в счет долгов.
Советник губернатора Орловской области по взаимодействию со СМИ Сергей Лежнев сообщил нам, что правительство региона собирается выкупить кинотеатр и использовать его по прямому назначению — для показа фильмов. Однако никакие сроки пока не называются.
В этот день 81 год назад в Орле открылся кинотеатр «Родина»
У орловской «Родины» появился новый владелец
В Орле еще одна попытка продать «Родину» провалилась
Никто не захотел покупать орловскую «Родину»
Мнения орловчан: как должен измениться кинотеатр «Родина»?
«Родину» купил орловец с долгами за коммуналку и сдающий квартиры посуточно. Вот что мы о нем узнали
В конце августа губернатор Орловской области Андрей Клычков, выступая в прямом эфире в Instagram, отвечая на вопрос относительно судьбы здания-памятника кинотеатра «Родина», сказал, что его купил «частный инвестор». И что назначение здания останется прежним, то есть — кинотеатр. Ранее сообщалось, что купил здание некий Алексей Широков. Как выяснили «Орловские новости» — он занимается сдачей квартир посуточно, имеет долги по коммуналке, а ИП зарегистрировал аккурат за месяц до покупки здания кинотеатра.
Алексею Широкову 43 года. Когда «Орловские новости» позвонили ему, чтобы поинтересоваться, почему в течение года здание кинотеатра «Родина» так и продолжает прозябать в прежнем виде и когда он планирует им заняться, мужчина бросил трубку. Тогда «ОН» и поняли, что в этой истории что-то не то. И решили проверить, кто такой этот самый «частный инвестор».
Так, согласно базе «Спарк», Алексей Широков зарегистрировал ИП 12 октября 2020 года. В качестве вида деятельности записал: «Строительство жилых и нежилых зданий». Согласно выписке из Росреестра, здание кинотеатра «Родина» — объект культурного наследия — перешло к нему в собственность ровно через месяц, то есть 12 ноября 2020 года.
На «Авито» с номера телефона, зарегистрированного на Алексея Широкова, размещены сразу несколько объявлений о продаже смартфонов, подержанных автомобилей и даже трусов (по 1200 за упаковку). Кроме того, судя по объявлениям, Широков занимается сдачей квартир посуточно в Орле. У некоторых людей в телефонных книгах он так и записан: «Алексей Квартиры Посуточно» или «Хозяин».
Знакомые «ОН», желавшие снять жилье, по нашей просьбе позвонили Алексею, и он добродушно рассказал, как не нарваться на мошенников на рынке аренды жилья, и предложил свою однушку — по 1000 рублей в сутки.
«Поверьте мне, — сказал арендодатель, — минимум — это 900 рублей за сутки. Ниже все — это обман и трэш».
В базе судебных приставов в отношении Алексея Широкова открыто несколько исполнительных производств. Только в 2021 году «Орловским новостям» удалось обнаружить сразу пять таких производств. Например, 26 тысяч рублей «частный инвестор» кинотеатра «Родина», находившегося в госсобственности, задолжал за газ, тепло и электроэнергию, больше 200 тысяч рублей — долг по налогам, сборам и пеням.
На торги здание кинотеатра «Родина» было выставлено за 45,5 млн рублей. Алексей Широков, согласно документации торгов, купил его за 18,5 млн рублей. Одним из пунктов договора купли-продажи значится: «Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в соответствии с охранным обязательством». В договоре прописано, что на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, то есть исполнение требований договора купли-продажи, у нового собственника — полгода.
В управлении по госохране объектов культурного наследия «Орловским новостям» сообщили, что выдавали собственнику задание на разработку проектно-сметной документации. Однако собственник в управление документов о проведении работ по сохранению объекта не подавал, сказал «ОН» и.о. руководителя управления Иван Алтухов. Корреспонденты «ОН» также выезжали на место расположения здания кинотеатра «Родина» и не увидели там признаков проведения каких-либо работ. Собственник Алексей Широков, которому «ОН» позвонили накануне, чтобы поинтересоваться, что он будет делать со зданием и когда начнет выполнять работы по его сохранению, от разговора отказался.
отдел расследований «Орловских новостей»
Первые опыты проектирования кинотеатров в отечественной архитектуре относятся к 1920-м гг. Тогда ещё для них не было выработано специальных норм проектирования, и вплоть до 1935 г. кинотеатры строили по подобию театральных сооружений — так же, как клубы и дома культуры. С 1934 г., в связи со стремительным развитием киноиндустрии, появлением звукового, а в конце 30-х гг. — и цветного кино, строительство кинотеатров в СССР приобретает массовый характер. По воле исторических судеб начало киностроительства в Советской России совпало с очень бурной, яркой, но — в силу политических обстоятельств — непродолжительной эпохой архитектурного авангарда и всецело оказалось в руках его представителей — архитекторов, преподававших и учившихся во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе — цитадели русского авангарда 1920-х гг.
Выпускнику ВХУТЕИНа 1930 г. Виктору Петровичу Калмыкову (1908—1981), назначенному на должность архитектора Управления кинофикации при СНК РСФСР, суждено было стать главным специалистом по проектированию и строительству кинотеатров в нашей стране на первом его этапе. Из 60 кинотеатров, построенных с 1935 по 1940 г. в различных городах РСФСР, 50 осуществлено по проектам В. П. Калмыкова. В их числе и кинотеатр «Родина» в Орле. Примечательно, что это здание построено совсем молодым архитектором: в 1937 г. ему не было ещё 30 лет!
Судя по всему, именно Калмыкову принадлежит разработка в нашей стране концепции нового типа зрелищного со-оружения, специально предназначенного для демонстрации кинофильмов, т. е. кинотеатра в современном понимании. Молодой архитектор всесторонне изучил лучший зарубежный опыт, ошибки и достижения киностроительства США и Западной Европы. Основными задачами проектирования были определены экономичность, предельная функциональность, избавление от всего лишнего. Архитектор считал, что «в каждом типовом проекте желательно иметь несколько вариантов фасадов», а поскольку здания кинотеатров в большинстве случаев представляют собой невысокие 2—3-этажные строения, то простая механическая увязка их с более высокими строениями невозможна.
Удивительно, с какой точностью и совершенством воплощены и синтезированы эти идеальные, изложенные мастером теоретические принципы на практике — именно в его орловской постройке, здании кинотеатра «Родина»!
Важными компонентами сложившейся структуры ул. Московской, где стоит кинотеатр, являются площади и связанные с ними рекреационные зоны, которые создают очень удачно найденный ритм сочетания плотной застройки и свободной пространственной среды с зелёными насаждениями. Они дают городу «свободно дышать» и предохраняют его от «урбанистического коллапса». И в этом смысле большая рекреационная зона вокруг кинотеатра «Родина», образованная двумя скверами, приходится как раз на центральный отрезок улицы и тем самым служит определяющим звеном в ритме-чередовании заполненного и открытого (разреженного) пространства — тех самых необходимых «разрывах» в застройке, о которых писал Калмыков. Уничтожение сквера и застройка этой территории станет, по сути, разрушением ул. Московской как градообразующего явления.
Следует учесть, что именно эта улица сосредоточила все здания эпохи конструктивизма в Орле — клуб завода «Текмаш» (1928 г.), машиностроительный техникум (1931 г.), кинотеатр «Родина» (1937 г.), жилой дом на пл. Мира, 5 (1936 г.). Постановка на одной улице в Орле четырех монументальных конструктивистских зданий в опорных точках её пространственной композиции позволяет говорить о своеобразном ансамбле, подобного которому нет в других городах.
Но даже и единичных памятников конструктивизма в нашей стране осталось очень немного. К примеру, в Москве их можно «перечесть по пальцам». В Орловской области они не представлены нигде, кроме Орла. Эти здания олицетворяют культуру определённой эпохи — 20-х — 30-х гг., черты которой давно исчезли в других областях культуры, и лишь архитектура, как «летопись мира», удерживает память о ней в своих старых камнях. Довоенная советская архитектура уцелела в Орле только в этих четырёх зданиях, и в этом смысле они даже более раритетны, чем памятники классицизма, которых сохранилось намного больше. Именно поэтому кандидат искусствоведения В. И. Плужников, высоко оценивая архи-тектурно-художественные качества кинотеатра «Родина», ещё в 1985 г. внёс его в каталог Свода памятников истории и культуры России.
Вот что написал сегодня действительный член академии реставраций, профессор академии архитектурного наследия В. И. Плужников, обеспокоенный судьбой постройки В. П. Калмыкова: «Печальный финал советской истории и его хронологическая близость к нашим дням мешают объективно вглядеться в сооружения этого периода. Их старомодность контрастирует с размашистым новым строительством… враждебным к традиционным историко-культурным ландшафтам города… Любое сокращение историко-архитектурного фонда Орла — непозволительная жертва апологетам «активной жизненной позиции», готовым обезличивать старинные города ради коммерческой выгоды. …Здание кинотеатра «Родина»… передаёт характерные особенности предвоенной советской архитектуры зрелищного назначения. Этот проект… не случайно упомянут в 12-м томе (книга первая) «Всеобщей истории архитектуры (М., 1975)».
Символическое решение главного фасада как имитации в архитектурных формах кино-экрана — идущие по наклонной плоскости от центрального витража ряды кессонов подобны расходящимся лучам — идеальный пример выражения функции постройки в её архитектуре! Выразителен и задний фасад, подчёркнуто контрастирующий с живописным главным своим аскетизмом.
Кинотеатр «Родина» — одно из тех сооружений, без которых нельзя представить себе нашего города, оно является такой же характерной чертой его индивидуального облика, как Торговые ряды, церковь Михаила Архангела, здания театра «Свободное пространство» или Госбанка. Помимо того что это редкий памятник архитектуры — постройка в стиле конструктивизма, это ещё и памятник истории, первый специально построенный кинотеатр в городе, чудом уцелевшая частица довоенного Орла. До наших дней сохранились единичные памятники 20-х — 30-х гг. XX века, и кинотеатр «Родина» — один из тех редчайших «экспонатов», которые позволяют хотя бы мысленно реконструировать черты той эпохи и сохранить ощущение исторической связи.
Судьба этого здания — подлинно героическая. Драматизм присутствует в самом факте постройки и открытия его в канун войны. Интересно, что во время оккупации оно использовалось по назначению, а после освобождения Орла одним из первых решений было — восстановить кинотеатр «Родина». Первый послевоенный выпускной бал, встречи Нового года, торжественные собрания — все знаменательные события происходили в этом здании, — оно стало центром общественной жизни в суровые военные и послевоенные годы. Внутренняя планировка, сохранившая всё же известную связь с театральной — зрительный зал с балконом, обширное фойе с малой сценой, галереи 2-го этажа, — всё это позволяет зданию быть киноконцертным сооружением многофункционального назначения, например, базовой концертной площадкой областной филармонии. Многие годы на малой сцене в фойе играл джаз-бэнд, а на галерее перед сеансом выступала певица. Великолепно оформленные интерьеры с изящной лепниной, лёгкими ажурными лестницами, светлая, открытая человеку архитектура — создавали ощущение праздника, дарили людям счастье.
Судя по эскизному проекту предполагаемого на месте «Родины» торгово-развлекательного комплекса, архитектор не сделал никакой попытки связать задуманное им сооружение с существующей застройкой. Напротив, своими преувеличенными масштабами при заурядной архитектуре оно бесцеремонно наступает на окружающие его здания несомненного художественного достоинства — дом № 28 по Московской улице, машиностроительный техникум. А кинотеатр «Родина» и вовсе оказывается жертвой, сносимой под натиском ничем не оправданной гигантомании. Для всякого культурного зодчего очевидно, что нельзя вторгаться в застройку Московской улицы крупными объектами, новые здания должны быть соразмерны уже сложившейся этажности.
Всё сказанное здесь — давно известно и подтверждается цитированными словами крупнейшего зодчего и авторитетного искусствоведа. Странно, что вновь приходится объяснять и доказывать очевидные вещи.
Здание кинотеатра «Родина» поставлено под охрану в 1993 году как памятник градостроительства и архитектуры. Он имеет свою заповедную зону, статус которой согласно действующему Земельному кодексу не подлежит пересмотру. Рекреационная зона вокруг памятника также неприкосновенна, вести строительство здесь запрещает закон. Судьба памятника также не может решаться путём референдума или опроса общественного мнения. Это юридический нонсенс. Необходимы реставрация здания и уход за прилегающей территорией. Это единственное, что не противоречит закону и нормальному ритму развития города.
И если хотя бы на секунду допустить мысль о том, чтобы уничтожить это здание, стереть его с лица города, — не почувствуем ли мы тогда, что родной город скоро может стать нам чужим… Мы просто перестанем его узнавать. Кому из нас при мысли об этом не становится страшно.
Что будет с кинотеатром родина в орле
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Орёл * Архитектура советского прошлого и утраченное наследие
В Орле, безусловно, интересны прежде всего дореволюционные здания, придающие городу неповторимый облик. Но город, сильно пострадавший в годы войны, естественно не мог не измениться. И огромную лепту в разрушение его облика, и прежде всего храмов, внесли богоборческие советские власти. В этом посте я собрал здания советской эпохи, которые удалось запечатлеть в ходе прогулки
Кинотеатр «Победа» на улице Ленина (бывшей Болховской)
Угловатое, приземистое здание с толстыми колоннами — типичный образчик «сталинского ампира». Кинотеатр был открыт в 1952 году. На тот момент это был лучший и самый вместительный кинотеатр города. В двух залах одновременно могли разместиться 600 человек. Смотрится вроде бы неплохо, но это если не знать, что на этом месте было раньше
А было здесь вот что:
Церковь Георгия Победоносца (другое её название Сретенская, 1726–1732)
Деревянная Георгиевская церковь существовала с момента основания города Орла. Из данных Орловского архива можно получить историческую справку об истории древнего храма: «Со времени основания города Орла в царствование Иоанна Васильевича Грозного находилась церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, наделённая по царскому указу пашенной землёй, лесом и сенными покосами, находящимися на левом берегу реки Орлика с выдачею плана и межевой книги на имя священнослужителей Георгиевской церкви. Подобно всех прочих Орловских церквей тогдашнего времени Кирилло-Афанасьевской, Рождество-Богородицкой и других древняя Георгиевская церковь была деревянная (дубовая, наподобие обыкновенной избы с приподнятою крышею) без особого алтаря, для которого отделялась только часть здания с восточной стороны»
В XVIII веке Егорьевская гора переименовывается в улицу Болховскую, а в 1726–1732 годах при помощи секретаря Орловской провинции Дмитрия Ивановича Леонтьева-Оловенникова строится каменная Сретенская церковь с приделом во имя великомученика Святого Георгия. В 1888 губернским управлением подготавливается и утверждается проект перестройки и расширения храма со строительством новой колокольни. Уже в этом же году под руководством старосты церкви купца И.Л. Левакова расширяется правый придел во имя иконы Божьей Матери Иверской, впервые освящённый в 1835 году. В 1889 закончена новая колокольня с боковыми пристройками и расширены приделы храма. Колокольня храма стала видна из любой точки губернского города. К 1891 обновлённая Георгиевская церковь была освящена. Фотографии Болховской улицы и панорамы города запечатлевали силуэт Георгиевской церкви, удачно вписывающейся в архитектуру Орла
Волна осквернения и закрытий храмов, прокатившаяся после 1917 года, какое-то время обходила Георгиевский храм Орла стороной. По официальным данным Георгиевская церковь была закрыта в 1930 году, однако по воспоминаниям старожилов города храм открывался и позже этой даты. Перед войной здание использовалось под склад. С началом немецкой оккупации города Георгиевская церковь находилась в запустении
Фото 3 августа 1943 года после освобождения Орла
Как видим церковь довольно неплохо сохранилась, однако советские варвары посчитали иначе. В результате бомбёжек города перед его освобождением и уличных боёв в августе 1943 года здание немного пострадало, но в целом осталось нетронутым. В феврале 1946 года был организована комиссия по оценке состояния здания Георгиевской церкви. В её акте значится следующее: «Комиссия в составе Гл. городского архитектора Антипова, главного управляющего жилым хозяйством т. Верхошанского, секретаря исполкома Орловского Горсовета депутатов трудящихся Романовой составили акт на предмет определения технического состояния бывшей Георгиевской церкви на ул. им. Ленина. Кирпичные стены и своды имеют трещины, от здания… сохранились стены и своды…, полов, оконных и дверных устройств, а также специального оборудования не сохранилось, подлежит разборке с использованием кирпича для нужд городского строительства»
Факты свидетельствуют о том, что здание не было разобрано целиком. Были разобраны колокольня и купол, но в связи со спешкой к открытию кинотеатра часть здания, где находился алтарь, осталась нетронутой. Сводчатые потолки кинотеатра также свидетельствуют о частично сохранившемся здании Георгиевской церкви
На площади Юности: необычные круглые лавочки, фонтан
На заднем плане: Центр детского творчества №2 города Орла — здание сталинской эпохи
В Орле сохранились трамвайчики: по улицам ещё бегают старые чешские «Татры». Круто!
История орловского электрического трамвая ведётся с 1898 года. На дореволюционных снимках его можно увидеть
«Слава советской передовой науке!»
Буквы висят ещё с советских времён
Технологический институт (год постройки: 1954), с 2016 года присоединён к Орловскому госуниверситету
Николай Николаевич Поликарпов — русский и советский авиаконструктор, родился в Ливенском уезде Орловской губернии
Церковь Воздвижения Креста Господня (годы постройки: 1797–1837)
Старая Воздвиженская церковь существовала с 1759 года. В 1797 рядом со старым храмом закладывается строительство новой Крестовоздвиженской церкви. Крупный кирпичный однокупольный храм в стиле классицизма с боковыми приделами, небольшой трапезной и колокольней. В 1809–1810 годах освящаются приделы в честь Святого пророка Ильи и евангелиста Иоанна Богослова. В 1837 году разбирается на стройматериалы старая церковь, которые идут на строительство трапезной и колокольни. В том же году освящается главный алтарь храма. Закрыта в 1929, взорвана в 1933
Сейчас на месте бывшей Воздвиженской площади и когда-то стоявшего на ней храма находится кинотеатр «Родина» и часть сквера, названного именем авиаконструктора Поликарпова. Часть бывшей Воздвиженской площади ныне именуется площадью Поликарпова
Московская, 28 * Сталинская высотка. На первом этаже располагается Орловская детская библиотека имени М.М. Пришвина
Архитектура сталинских времён во многом копировала дореволюционную. Это не удивительно, ведь первые советские архитекторы были приемниками русской архитектурной школы, многие застали ещё царские времена. Постепенно советская архитектура деградировала: борьба с «архитектурными излишествами» и стремление к упрощению форм свело её как искусство на нет
Набережная Оки выглядит пустынно: ни одной лавочки
Герценский мост
Сюрреалистичная картина: слева Свято-Успенский мужской монастырь, справа Пресвитерианская церковь «Живой источник», и всё это на фоне кондовой советской застройки
Типичная застройка 1980-х годов с обилием магазинов и рекламного мусора. Такое можно увидеть в каждом крупном советском городе
«Орловская правда» ещё живёт! Привет товарищу Зюганову — уроженцу Орловского края
Улица Максима Горького (бывшая Садовая):
Областная научная библиотека имени И.А. Бунина
А раньше была тут вот такая красота:
Петропавловский кафедральный собор (годы постройки: между 1797 и 1843)
Собор во имя святых, всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла с приделами во имя святого благоверного князя Александра Невского и во имя святителя Павла Исповедника был заложен в 1797 году в день коронации императора Павла I во имя святителя Павла Исповедника — патриарха Константинопольского. Храм строился на средства орловского дворянства. Из-за нехватки денег сооружение собора затянулось и он был освящён только в 1841 году. В 1843 году была построена колокольня. Однако, в 1853 году богослужения в нём были прекращены из-за аварийности здания. В 1861 году с разрешения Священного Синода собор был переименован, и главный престол был освящён в честь первоверховных святых апостолов Петра и Павла. В 1895 году собор был вновь отремонтирован и освящён чином полного освящения. На службах в соборе присутствовали: императоры Александр II и Николай II, брат царя Михаил Александрович, Великий князь Сергей Александрович, его супруга Елизавета Фёдоровна, другие члены царской фамилии, выдающиеся деятели Русской Православной Церкви: Иоанн Кронштадский, митрополиты Серафим (Чичагов), Флавиан (Городецкий), архиепископ Макарий (Гнеушев). В нём хранились знамёна Орловской, Севской, Кромской, Елецкой, Ливенской, Малоархангельской дружин, подаренные храму после их возвращения с крымской войны. Собор был закрыт в 1923 году, помещение передано областному архиву. Колокольня собора до войны служила пожарной каланчой и парашютной вышкой. Здание было взорвано в 1940 году
Орловский государственный университет
Памятник Леонтию Николаевичу Гуртьеву — генерал-майору, герою Великой Отечественной войны
Орловский драматический театр имени И.С. Тургенева (1975)
На месте этой примитивной серой «коробки» стояло здание Дворянского собрания. Оно было построенное в 1823 году по проекту губернского архитектора Ф.И. Петонди в стиле «классицизм» и представляло собой прямоугольный корпус с шестиколонным портиком на главном фасаде. Украшением здания являлся высокий и светлый зал, где орловское дворянство устраивало балы, маскарады, торжественные собрания и съезды
В этом здании давали свои концерты такие всемирно известные музыканты как Г. Венявский, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, выступали артисты: А.И. Южин-Сумбатов, И.М. Москвин, М.Г. Савина, М.Н. Ермолова. Дом посещали особы царской фамилии и известные государственные деятели, в том числе и премьер-министр России П.А. Столыпин, некогда учившийся в 1-й Орловской мужской гимназии. Здание Дворянского собрания было уничтожено пожаром в 1919 году при вступлении в Орёл белогвардейских войск генерала А.И. Деникина
Ну и площадь Ленина с администрацией и со статуей ВИЛа, куда ж без неё? В любом советском городе она есть! «Какая ж песня без баяна, какая ж площадь без Вована?»
Ещё одно сталинское здание: Главпочтамт (1950–1951)
А когда-то Болховская улица выводила сюда, прямо к Александровскому женскому институту
Справа возвышалась Водонапорная башня
Это учебное заведение имело и другое название: Институт благородных девиц
Согласие на его учреждение дал ещё император Николай I в 1851 году. Но назвали это новое для Орла учебное заведение, торжественно открытое в 1865 году, уже в честь его наследника, недавно вступившего на престол императора-реформатора Александра II. Место под институт отвели в дворянской части города на Полесской площади. Саму площадь, где издавна торговали лесом и изделиями из дерева (отсюда и её название), перенесли далеко на границу города. От улицы институт отделял обширный парк. Поэтому этой парадной и самой красивой части здания нет ни на одной видовой открытке — территория института была закрыта для посторонних. На Борисоглебскую улицу выходила часть строения без парадного входа, с одними окнами. Именно его строгую красоту запечатлели на множестве сувенирных открыток фотографы начала XX века. В здании института были: небольшая домовая церковь святой Анны, учебные классы, бальный и спортивный залы, столовая и многочисленные общие на несколько девочек спальни, которые тогда назывались дортуарами. Важное место занимали уникальная система парового отопления и современные по тем временам ванные комнаты. На территории парка имелись летние беседки, скамейки, качели и теннисный корт. Зимой согласно новым принципам физического воспитания в институте поощрялось катание на лыжах. Император Александр II посещал названный в его честь институт дважды. Летом 1867 года с сыном Владимиром он специально приезжал в Орёл, чтобы осмотреть это учебное заведение. Второй раз семья Александра II навестила воспитанниц института в конце июля 1869 года. Тогда вместе с царём в Орёл прибыли его супруга Мария Александровна, великий князь Николай Николаевич младший и дети: 9-летний Павел и 16-летняя Мария. В начале ХХ века нравы в институте уже не были столь строгими, как в первые годы его существования: для подготовки выпускных фотоальбомов девушки посещали фотоателье и даже фотографировались в помещениях самого института и в парке
После 1917 года институт благородных девиц был упразднён. Здание его не пострадало во время революции и гражданской войны. В 1930-х в нем располагалась школа №32. Не тронули его и военные бомбёжки. И лишь в 1943 году при отступлении фашистских войск из Орла его, как и многие другие важные здания и объекты инфраструктуры города, взорвали. После войны, в 1950-е годы, на части территории бывшего института был возведён Дворец пионеров. Ныне это Дом творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина. В наши дни от комплекса зданий института благородных девиц не осталось и следа