Что будет с позициями сайта при переделки
Советы по SEO при редизайне с сохранением позиций
Многие утверждают, что редизайн сайта может сказаться очень болезненно на производительности, позициях в поисковой выдаче и посещаемости. И действительно – зачем менять то, что и так неплохо работает? Однако не стоит этого бояться, ведь любое осмысленное изменение – это прогресс, а он должен происходить регулярно. И не забывайте о конкурентах, которые не дремлют, а создают более совершенные и удобные для пользователей сайты.
Редизайн – это изменение, которое затронет не только визуальную оболочку сайта, но и структуру в целом.
Более подробно узнать о том, что такое редизайн и с чем его едят, можно здесь.
А в этой статье мы рассмотрим, как преображение вашего сайта коснется SEO, дадим полезные советы, как не только не потерять своих посетителей, но и увеличить их количество.
Как провести редизайн сайта без потери позиций?
Итак, пришло время менять дизайн сайта, поэтому стоит задуматься над такими вещами, как:
Смена CMS
Если у вас небольшой сайт, созданный на самописной системе управления, в штате нет программиста и цели вашего ресурса не нуждаются в определенных задачах, то имеет смысл перейти на более стандартную CMS. Для интернет-магазинов оптимально подойдут такие системы управления, как OpenCart, Битрикс, для сайтов-услуг – WordPress, Joomla и другие. Кстати, про выбор CMS для интернет-магазинов у нас есть статья из 3 частей.
Структура сайта
Перед редизайном пересоберите полное семантическое ядро, в том числе используйте поисковые подсказки, проанализируйте структуру сайтов конкурентов. Обратите внимание, что запросы пользователей с каждым днем становятся все более точными. Например, при поиске душевой кабины теперь указывают не только стоимость (недорого/дешево) или вид (угловая/низкая), но и размер:
Исходя из нового семантического ядра, имеет смысл расширить количество категорий и подкатегорий, а также следует создать новые фильтры на сайте. Только имейте ввиду – при создании фильтров делайте статические страницы с отличными title, description и Н1. А для Битрикс советуем установить SEO умного фильтра.
HttpS
В конце 2016 года в Google объявил о важном факторе ранжирования сайтов – наличии HTTPS – безопасного протокола передачи информации. В Google Chrome сайты на http будут помечаться как небезопасные. Поэтому при смене дизайна советуем совместить работы и по переезду сайта на https, особенно если вы собираете у пользователей личную информацию (email, номер телефона и т.п.).
Это очень важный момент. Правильная URL структура помогает не только лучше ориентироваться пользователям, но и более качественно и быстро сканировать сайт поисковыми роботами. Кроме этого, наличие в URL ключевых запросов приносит свои плоды в продвижении ресурса.
Формируйте ЧПУ, следуя всем требованиям. Если ранее вы не задумывались о создании правильных адресов, то теперь самое время:
И самое ВАЖНОЕ: настройте перенаправления (301 редирект) со старых адресов на новые. Таким образом поисковики быстрее воспримут изменения в смене адресов страниц.
Формирование сниппета
Не менее важной задачей является сохранение и улучшение сниппетов в поисковой выдаче. Перед тем как приступить к редизайну, зафиксируйте прежние значения тегов title, description и заголовков h1-h3 для всех страниц. Это крайне необходимо.
Поисковые системы
Для корректного восприятия поисковыми системами нового дизайна вашего сайта, не забудьте выполнить следующее:
Совет: закройте системные разделы, панель администратора, страницы поиска, файлы стилей и скриптов (но учтите, что для GoogleBot’a стили, скрипты и шрифты должны быть открыты).
Общие моменты
Вот несколько важных моментов, которые стоит учесть после проведения редизайна:
И еще кое-что
Внешний вид вашего сайта очень важен, ведь с устаревшим дизайном ресурса сложнее удержать/завоевать ТОП-10. Глобальные изменения на сайте могут повлиять на ваш доход как положительно, так и отрицательно. Если делать все с чувством, с толком, с расстановкой (пускай даже с ограниченным бюджетом), но прислушиваясь к нашим простым советам – результат вас приятно удивит:
Стоит лишь проявить немного терпения и не забывать, что SEO – это не взмах волшебной палочки, который гарантирует нам быстрый эффект. Это целый комплекс обязательных работ, состоящий из анализа, прогнозирования, грамотной внутренней и внешней оптимизации.
Если вы хотите сменить дизайн без потери позиций, обращайтесь к нам! Специалисты выполнят редизайн в соответствии со всеми требованиями поисковой оптимизации.
Как изменить структуру сайта без потери позиций?
При необходимости что-то делать с запущенным в начале 2000-х сайтом, доисторическим ящером фронтпейджевского периода, первая реакция нормального перфекциониста будет такой:
Но вот сервер уже облит цифровым бензином, а цифровая спичка готова запустить процесс обеззараживания жестких дисков, и ответственному человеку приходит в голову мысль: «А как же поток целевой аудитории? Как же закупленные ссылки, достигнутые позиции в результатах поиска. » Конечно, подумать об этом необходимо и при переделке/модернизации, и при полном перезапуске сайта.
На самом деле при редизайне в большинстве случаев нет смысла менять структуру URL — пусть остается старой, окруженной массивом проиндексированных входящих ссылок. Изменение дизайна, верстки, контента, технических параметров страниц при сохранении тематики будет, в общем-то, даже положительным фактором для SEO. Особенно если соблюсти все требования внутренней оптимизации и улучшить то, что было ранее.
Итак, правило №1: Не надо менять URL’ы только потому, что очень хочется начать все с нуля.
Если же бизнес владельца сайта претерпел существенные изменения, структуру придется подгонять под новые требования. Опять же, обычно большая часть URL вполне может остаться. Но какие-то страницы все же исчезнут и частично будут заменены новыми.
Правило №2: Можно смело удалять страницы или менять URL’ы в том случае, если на них нет никаких внешних ссылок.
Правило №3: Если внешние ссылки есть, но у страниц нет хороших позиций в ТОПах поисковой выдачи, эти страницы также можно удалять или менять им URL’ы. Если контроль над внешними ссылками имеется, их можно перенаправить на новые страницы.
Выше рассмотрены самые приятные с точки зрения разработчика новой версии сайта ситуации — все они, в общем-то, не требуют никаких дополнительных телодвижений. Но если владелец сайта заявляет, что необходимо сохранение позиций в выдаче, а на ссылки потрачены серьезные деньги, придется уделить внимание структуре URL и перенаправлению линков.
Подготовка
Все страницы, которые подлежат удалению или изменению URL, нужно проверить на:
1. Hаличие позиций.
Самый надежный вариант — анализ с помощью установленной системы статистики. Все они (Google Analytics, «Яндекс.Метрика», LiveInternet) показывают посетителей, пришедших из поисковых систем, причем включая их запросы и страницы, на которые они попадали. Если у страницы есть посетители из поисковых систем по конвертируемым в продажи запросам, с ней нужно обходиться аккуратно и уважительно. Этот трафик нужно всеми силами попытаться сохранить, а затем и преумножить. Именно счетчик дает наиболее адекватную информацию: если даже у страницы есть позиции, но целевых посетителей нет (хотя такое бывает крайне редко, и с этой проблемой нужно разбираться отдельно), с ней можно смело проводить любые манипуляции. Второй способ — проверка позиций по ключевым словам (если удалось получить их от владельца сайта). Нужно воспользоваться сервисом типа webmasters.ru/tools/serppos, ввести список ключевиков и URL анализируемой страницы. Также можно потратить 3 минуты и завести проект в SeoPult — если внести ключевые слова, система не только покажет позиции, но и подскажет, какие страницы близки к ТОП (в дальнейшем их можно быстро и успешно продвинуть).
2. Наличие ценных входящих ссылок.
Лучше всего взять у владельца сайта доступ к аккаунту на сервисе, с помощью которого создавалась ссылочная масса. Чаще всего это дает полный контроль над ссылками, так как даже если какие-то дополнительные ссылки есть, их количество по сравнению с количеством закупленных через такой сервис (например, SeoPult) несущественно. Но в случае со старыми сайтами все может быть сложнее: владелец вполне мог не пользоваться биржами и автоматизированными системами продвижения, а договаривался с вебмастерами напрямую — то есть доступ к изменениям указывающих URL может быть очень затруднен, и уж во всяком случае не автоматизирован. Это сложная ситуация, которая должна решаться в каждом случае индивидуально. При этом следует помнить о предыдущем пункте — если нет трафика, заботиться о перенастройке ссылочной массы не нужно. А если трафик есть, то обычно и доступ к работе с внешними линками имеется. Тем не менее, будет не лишним попытаться найти все бэклинки — для этого можно использовать «Яндекс.Вебмастер» (Индексирование сайта / Входящие ссылки), «Инструменты для веб-мастеров Google» или специализированные SEO-сервисы типа ahrefs.com или solomono.ru.
Изменение URL и редиректы
1. Удаление страниц без создания аналогов.
Если владелец сайта перестал заниматься продажей ускорителей частиц и перешел на торговлю замедлителями Вселенных, то соответствующую страницу нужно убирать. Посетители, интересующиеся небольшими садовыми коллайдерами, больше не являются целевыми. Поэтому необходимо: a) удалить страницу об ускорителях; b) создать страницу о замедлителях с новым URL; c) если есть контроль над ссылками на старую страницу, переставить их на новую — но с заменой анкоров, то есть ссылающегося текста. Можно перенаправить эти старые ссылки и на другие страницы — например, какие-то из старых, но не удаленных при модернизации сайта (опять же, в большинстве случаев придется менять анкоры). За несколько минут это можно сделать только в том случае, если ссылочная масса набиралась с помощью биржи или автоматизированной системы продвижения. В противном случае придется списываться с каждым вебмастером площадки с более или менее ценной ссылкой.
2. Изменение URL без изменения тематики.
Хотя мы уже писали, что менять URL страницы, имеющей ссылки и позиции, без крайней необходимости не стоит, иногда это все же желательно. Например, когда адреса не являются SEF (SEO-friendly) и ЧПУ (человекупонятными). То есть для страницы, продающей холодильники, идеальным будет URL /refrigerators или /holodilniki, но никак не /?=398tfdsdlll12 или что-то в этом роде.
Если у страницы нет позиций, а над бэклинками есть контроль, можно смело менять URL и адреса ссылок. В противном случае лучше будет включить редирект с кодом 301 (перемещено навсегда), а потом постепенно — чтобы не потерять позиции — переносить входящие ссылки со старого URL на новый. Ссылочный вес передается через редирект, однако прямые ссылки все же лучше. Если позиции очень хорошие, постепенность должна быть очень постепенной, так как одним из важнейших факторов качества ссылки является ее возраст. Хотя необходимо отметить, что изменение адреса бэклинка в пределах одного домена менее существенно.
3. Изменение URL с изменением тематики.
Аналогично п. 2, но с обязательной заменой анкоров бэклинков. Новые анкоры должны включать ключевые слова, соответствующие контенту и смыслу новой страницы. При этом очевидно, что сохранения позиций в выдаче поисковиков не будет — в лучшем случае останется «хорошее отношение» и вывод по новым ключевым словам пройдет быстрее.
4. Настройка редиректов.
Не пользователей Хабра нужно учить работе с CMS и веб-серверами, но если для вас редиректы являются новой областью, рекомендуем прочесть статью из рассылки SeoPult и статью Сергея Кокшарова.
Чулан SEOшника: Как не потерять позиции при переносе сайта на новую CMS?
Мало кому, работая в SEO, удается не попасть в ситуацию – выведенный ресурс переносится на другой движок. Потерять наработанные позиции и трафик в этом случае проще простого. Это крайне неприятное стечение обстоятельств, и пережить его успешно, не прилагая усилий не получится. Потому что какой бы суперпрофессиональной не была команда, занимающаяся переносом, контроль потребуется на всех этапах, причем с удвоенной силой.
Перенести всю оптимизацию без пристального надзора SEO-специалиста идея плохая. Скорее всего сотрудник IT все равно затрет часть правок. Ситуаций, почему это может случится, много. Чаще всего клиенту не знакомы даже базовые понятия на сайте или он сочтет не важным упомянуть про то, что сайт продвигается по органической выдаче. Результат не заставит себя долго ждать, как только все правки проиндексируются, позиции и трафик просядут.
Как этого избежать и что необходимо обязательно сделать при переносе сайта на новую CMS, разберемся пошагово со специалистами компании ADVIANA.
Тут большинство может подумать, что это ужасно банально. Но, к сожалению, такое встречается. Особенно, когда клиент сам инициирует переезд в обход продвижению, у программистов, которые просто выполняют свое ТЗ и остальные нюансы их не интересуют.
На тестовом домене в файле robots.txt должно быть прописано:
Важно помнить, что перенос сайта на другой движок осложняется тем, что каждая CMS имеет свои особенности, возможности, компоненты, блоки и т.д. При построении структуры сайта адреса страниц могут быть сгенерированы по-другому. Например, вложенность «продукты» на латинице запишется как «produkti», «produkty» или «prodykti». Возможны разные интерпретации и все они будут не одной и той же страницей, а новыми URL.
Если адреса страниц не совпадут, для поисковых систем это будет новое ЧПУ и позиции по запросам просядут.
При корректировках структуры, даже самых минимальных, часто наблюдается последующее колебание позиций. А при переносе сайта есть большая вероятность не иметь возможности спарсить все как было, потому что особенности CMS не позволяют, поэтому структурированные изменения порой неизбежны. Чтобы Вы могли отследить все, что точно должно остаться, советуем составить таблицу, в которой есть полная структура, адреса страниц, их шаблоны и описания. Это поможет проводить проверку и при необходимости правильно поставить 301 редиректы, если URL сохранить не удастся.
Бывают случаи, когда страниц на сайте огромное количество. Тогда Вам поможет только выгрузка. Прежде всего не потеряйте те URL, которые приносят трафик. Их можно найти в системах аналитики. Для выгрузки выбирайте большой период времени (более года), чтобы учесть сезонные предпочтения пользователей.
Так же, не потеряйте страницы, на которые ведут внешние ссылки. Их можно выгрузить с помощью панели Яндекс.Вебмастера:
Полученные результаты очистите от дублей. Проверьте URL на отклики, откройте часть из них, чтобы оценить корректность отображения. Все итоговые страницы сохраните, чтобы при переносе учитывать их наличие на тестовом домене и после переноса.
Для этого можем посоветовать Вам воспользоваться сторонними сервисами (например, Screaming Frog SEO Spider) и сделать полную выгрузку страниц на рабочем домене и тестовом. Копируем все URL в таблицу excel по двум разным столбикам, выделяем их и подсвечиваем одинаковые. Все, что останется без выделения либо потерянные страницы, либо новые, которые нужно перепроверить вручную.
Очень важно сохранить все мета-теги на страницах в неизменном виде. Частая ошибка при переносе заключается в том, что о тегах забывают совсем. Тогда вместо оптимизированного title оказывается заголовок или вообще шаблонная одинаковая фраза, а description не заполнен вовсе.
Здесь, так же, рекомендуем составить таблицы в формате: URL – тег. Если что-то потеряется на тестовой, можно будет по этим рекомендациям внести все заново. Если теги формировались для категорий по определенным правила, перепишите ТЗ для генерации, что существенно упростит Вам жизнь.
Перенесите все тексты и картинки такими, какие они были изначально, потому что этот материал уже есть в выдаче ПС, и не факт, что при переиндексации после замены (например, фотографии на более качественную) контент останется в органической выдаче на тех же позициях, что и был.
Перенос заголовков Н1-Н6 должен быть осуществлен так же, как и мата-тегов. Если Вы нашли какую-то ошибку, лучше пока оставьте ее. Поправите все недечеты после успешного переноса. Для отслеживания всех заголовков тоже советуем использовать выгрузку и табличку в формате: URL – Н1 «значение тега», Н2 «значение тега» и т.д.
Обновите файл sitemap.xml на новом сайте, так как некоторые URL могут иметь другой адрес или отсутствовать. Так же и пересмотрите свой старый robots.txt. Убедитесь, что служебные файлы на новом движке закрыты от индексации, а весь полезный контент, картинки, js, css – открыты. Проверить нужные адреса поможет Яндекс.Вебмастер:
И карта сайта, и файл роботса должны быть доступны по адресам:
https (или http) ://домен/sitemap.xml
https (или http) ://домен/robots.txt
Этот пункт очень опасен, потому что про него часто забывают и страницы индексируются без указания главной. Если на старом домене было много атрибутов rel=»canonical», то легко будет в них запутаться. Но, перенести их тоже нужно. Иначе в выдачу попадет большой массив дублей контента или смысловых дублей страниц.
На первый взгляд не такой важный момент, но забывать о нем не стоит. Перелинковка помогает быстро перейти к нужной теме не только пользователям, но и принимает участие в навигации для роботов поисковых систем. Здесь нужно учесть не только ссылки в контенте страниц, но и сквозные блоки. Составьте список, что и где выводится, чтобы ничего не упустить.
Если сайт успешно продвигался, то, вероятно, на нем поводились работы по оптимизации скорости загрузки страниц. Если выкатить сайт с плохими показателями скорости загрузки, то он просядет в 90% случаев, так как сейчас поисковые системы стали уделять этому много внимания. Показатели сайта не должны быть хуже, чем при переносе. Для замера можете использовать сервис Google PageSpeed Insights.
Это очередной пункт, который часто бывает забыт при перенесении программистом. Микроразметка не только помогает поисковикам составить описание для страницы, но и формирует более привлекательный сниппет, поэтому нужно не потерять привлекательность и кликабельность ссылок в выдаче ПС. Составьте перечень страниц с микроразметкой и наименованиями.
Нужно точно убедится, что счетчики аналитики перенесены на новый сайт и присутствуют на всех страницах. После переноса проверьте, собираются ли данные. Тут смотрим не только статистику, но и настройку целей. Идентификаторы тоже должны быть перенесены и отрабатывать корректно. Протестируйте все формы и цели.
Зачастую на сайте могут стоять сторонние сервисы. Такие как колл трекинг, чат, бронирование. Все коды для размещения нужно сохранить и перенести в неизменном виде. Данные сервисы тоже нужно протестировать дополнительно.
Наличие мобильной или адаптивной версии уже давно стало важным фактором в ранжировании и большим плюсом к весу ресурса для ПС. Все нюансы на мобильной верстке должны быть учтены при переносе, нужные блоки и функциональные элементы доступны и кликабельны, не столь важная информация может быть скрыта. Обратите внимание на карту проезда. Она не должна создавать ловушку при скроллинге мобильной страницы.
А вот и тот важный момент, ради которого все затевалось. При внесении всех правок открываем новую версию для индексации и продолжаем отслеживать все, что происходит с сайтом. На все ситуации нужно реагировать быстро.
Не советуем осуществлять переезд под выходные, лучше это делать поздно вечером в будни, когда количество посетителей упадет, а рабочая группа не уйдет на выходной и быстро внесет нужные корректировки. Даже если Вы уверены, что все сделано отлично, бекап лишним не станет.
Колебания и незначительные проседания трафика будут нормальной реакцией поисковых систем. Все, что требуется на этом этапе, избежать обвала позиций и потерю трафика на существенные проценты. Если у Вас сезонный бизнес, оставьте переезд на период неактивности для пользователей, потому что без минимальных потерь не обойтись. Не забывайте, что переезд будет безопаснее и грамотнее под контролем SEO-специалиста.
Как не потерять SEO позиции при редизайне сайта
Внимание! Партнерский материал от Владиславы Рыковой, директора маркетингового агентства МАВР
Дизайн и юзабилити сайта в последние годы стали чрезвычайно важны. Опытным путем доказано, что чем приятней и удобней интерфейс, тем выше вероятность того, что пользователи задержатся на вашем ресурсе. Поэтому добавление новых функций и изменение внешнего вида на более удобный в долгосрочной перспективе приведут к улучшению позиций сайта в поисковых системах благодаря поведенческим факторам и увеличению конверсии.
Когда нужен редизайн
Вашему сайту срочно нужен редизайн, если:
Редизайн сайта не обязательно делать кардинальным, с глобальными изменениями во внешнем виде и функционале. Особенно в том случае, если у вас уже есть хорошие позиции в поисковой выдаче, трафик и своя постоянная аудитория. Серьезные изменения могут негативно сказаться на всем этом. Чтобы избежать потери трафика и постоянных посетителей или клиентов, внедряйте изменения постепенно, тестируйте корректность работы нового функционала и отслеживайте реакцию людей и поисковых систем, чтобы иметь возможность быстро отреагировать на падение позиций.
Как правильно сделать редизайн
Перед началом любых работ, связанных с редизайном, необходимо понять какие моменты и как именно следует изменить, чтобы сделать сайт удобней и приятней. Для этого желательно изучить конкурентов и новости индустрии (читайте “ Советы по редизайну сайта. Тенденции веб-дизайна 2017 ”). Дальше вам нужно будет вместе с техническим специалистом продумать и определиться с некоторыми моментами:
Структура сайта
Изменение структуры сайта – первое, что может негативно повлиять на позиции в выдаче. Возможно, кто-то из ваших посетителей или клиентов сохранили определенные страницы в закладки. Если адрес этого документа изменить, тогда при заходе на нее пользователь получит только 404-ошибку вместо ожидаемой информации или товара. Поэтому для тех страниц, которые пришлось переместить, используйте 301-редирект. Это поможет сохранить хорошие позиции в поисковой выдаче.
Возможно, вам стоит поработать с адресами страниц вашего сайта, чтобы сделать их более понятными для пользователей. В этом случае также не обойтись без 301-редиректа, который поможет не потерять то, что вы уже имеете со старыми урлами.
Если вы планируете не только изменить структуру и урлы, но и сам основной адрес сайта, то есть доменное имя, тогда без 301-редиректа тем более не обойтись. Не забудьте настроить его со всех старых страниц на новые.
Чтобы изменения были замечены и проиндексированы поисковыми роботами как можно быстрее, загрузите их в XML-sitemap и добавьте в Инструменты для Вебмастеров от Яндекса и Google.
Навигация сайта
Иногда желание сделать сайт особенным, используя Flash, негативно сказывается на его позициях в поисковой выдаче. Это происходит из-за того, что у него снижается юзабилити и доступность для поисковых роботов. Чтобы избежать падения позиций, в новом дизайне лучше заменить Flash-элементы на HTML5.
Контент
При смене дизайна и функционала сайта нет необходимости в изменении текстовой составляющей, если позиции в выдаче хорошие. Особенно нежелательно трогать те страницы, которые входят в топ-10, так как это, как правило, негативно сказывается на посещаемости. То же самое касается текста, который создавался для поисковых систем. Его следует переносить вместе с остальным контентом.
Мета-теги title, description и alt
Значение для SEO-продвижения мета-тегов сложно переоценить. Их необходимо перенести на новый сайт в целостности и сохранности. То же самое касается описания самой площадки и альтов картинок.
Что же касается тега keywords, то он уже давно потерял свою актуальность, поэтому при переносе можете его опустить.
Как понять, что трафик просел именно после редизайна? Поиск проблемных мест на примере сайта bonparik.ru
Резкое снижение количества посетителей на сайте bonparik.ru произошло в августе 2016 года. Это зафиксировано через Google Analytics:
А 7 августа вот так:
По скриншотам заметно, что произошел редизайн сайта с кардинальными изменениями. Именно это негативно сказалось на его посещаемости.
Серьезные изменения в функционале рабочего сайте лучше всего делать постепенно, с тестированием результатов. Это необходимо для того, чтобы не терять клиентов из-за неудобного нового дизайна и иметь возможность быстро отреагировать на их недовольство.
Как видно из скриншотов Web Archive в новом меню сайта не хватает таких подразделов:
По новому дизайну сайта мы увидели, что некоторые подкатегории добавили в фильтры (например, в разделе Шиньоны есть Полупарик и Шиньон), но проблема в том, что изменился адрес страниц, а 301-редирект не был настроен. Именно поэтому был потерян трафик по старым урлам.
После проверки при помощи сервиса megaindex.ru видно, что в индексе есть 3 поддомена исследуемого сайта:
Если такие дубли повторяют структуру основного сайта, тогда они негативно влияют на ранжирование.
Анализ ссылочной массы сайта показал, что входящие ссылки, которые ведут на него – низкого качества, то есть поисковые системы им не доверяют. За подобные серые методы продвижения интернет-магазин могут вовсе убрать из результатов поиска, то есть наложить санкции.
По графику видно, что существенное падение позиций произошло в августе 2016. После этого наблюдаем резкий рост. Судя по хронологии Google, это было связано с внедрением алгоритма Пингвин.